УДК 72.01 DOI 10.25628/UNNR2021.50.3.009
ВИННИЦКИЙ М. В.
Перформанс в архитектуре
Опираясь на трактовку перформанса, принятую в культурологии, искусствоведении, в статье предлагается интерпретация этого вида современного искусства в архитектуре. Понимание перформативности в архитектуре как изменений в процессе жизни зданий расширяется. Рассматриваются активные формы участия архитектуры в пер-формансах, где она выступает объектом (инструментом перформанса) или субъектом (организатором на принципах делегированного перформанса). Выявлены и проиллюстрированы конкретные приемы и средства реализации перформанса в архитектуре.
Ключевые слова: перформанс, перформативность, архитектура, процессуальное искусство, эмоциональное воздействие, эстетическое восприятие.
VINNITSKIY M. V.
ARTISTIC PERFORMANCE IN ARCHITECTURE
The article, based on the interpretation of the performance, adopted in cultural studies, art criticism, offers an interpretation of this contemporary art in architecture. The understanding of performativity in architecture as changes in the course of the existence of buildings is expanding. Active forms of architecture participation in performances are considered, where it is an object (a tool of performance) or a subject (an organizer based on the principles of delegated performance). Specific techniques and means of implementation of performance in architecture are identified and illustrated.
Keywords: performance, performativity, architecture, procedural art, emotional impact, aesthetic perception.
Винницкий
Максим
Валерьевич
кандидат архитектуры, доцент, Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация
e-mail:
Феномен перформанса в современной культуре и искусстве
Современная культура и искусство имеют многообразные формы и проявления. Эпоха информационного общества интенсифицирует связи между отдельными людьми и социальными группами. Интернет и возможность действия в виртуальной сфере способствуют вовлечению в создание актов и артефактов культуры и искусства множества людей с различными способностями. Этот аспект значительно расширяет понятия произведения современного искусства и его творца, стирает границы между произведением искусства и утилитарной вещью, между культурным событием и повседневностью [7]. Предмет искусства зачастую уходит на второй план или совсем исчезает, на первый план выходит событие как некий художественно осмысленный процесс и коммуникация, рождающаяся в нем. Событие становится целью творчества [6, 14]. Этот сдвиг внимания в культуре и искусстве с готового произведения на событие и жест определяется как перформанс [6, 10, 16].
Понятие «перформанс» появилось в лингвистике в середине XX в. [2, 6, 16] и впоследствии распространилось на другие области науки, культуры и искусства. Характеризуя междисциплинарное явление и находясь в постоянном развитии и трансформации [6], перформанс в настоящее время не получил общепринятого определения в науке. В трудах по философии искусства, культурологии, искусствоведения исследователи отмечают ряд существенных ха-
рактеристик перформанса как явления творческой и социальной жизни общества.
Исследователи говорят о перформан-се как о виде современного искусства [6, 10, 14, 15]. Принято считать, что перформанс — это процессуальное действие [4, 6] организатора перформанса (перформера) в определенное время в определенном месте. Действие происходит по замыслу, сценарию перформера при пассивном или активном участии зрителя (зрителей) [4, 9]. Вовлечение зрителей в перформанс (партиципация [6]), в процессе которого возникает коммуникация между участниками и объектами перформанса, рассматривается как прием интенсификации и обострения получаемых психологических эффектов и эстетических переживаний, что повышает ценность пеформанса [6, 8, 10]. Для обострения эффектов интерактивной коммуникации задействуются различные каналы восприятия — визуальный, аудиальный, тактильный [4, 14].
При трактовке перформанса как события важной категорией становится время [9, 13, 17]. Разворачиваясь в реальном времени, перформанс открыт воздействию многих факторов. Это определяет уникальность каждого события, несущего неповторимые эстетические переживания и художественный опыт [8-10]. Временные рамки перформансов достаточно широки — от минут до многих лет [5, 10, 17]. Для каждого конкретного события они могут быть вообще не заданы автором перформанса, участники определяют их по ходу действия.
Используя повседневные формы человеческой коммуникации, пер-формансы стирают границы между искусством и жизнью, художественными и утилитарными вещами и явлениями [6, 14]. К формам перфор-манса относят повседневные события (публичные мероприятия, городские праздники, флешмобы) [6, 10]. Границы перформанса расширяются.
Подчеркнем, что перформанс относят к искусству [4, 8, 17]. «Перформанс — это событие или действо, всегда отмеченное эстетическим свойством. Оно требует мастерства, а важные его свойства — выразительность и знаковость или символичность — делают его почти всегда фактом искусства» [9, 728]. Перформанс — это искусство, которое в действиях и событиях воплощает художественные идеи.
Подходы к изучению перформанса в архитектуре
Изучение эволюции перформанса как актуального искусства XX — начала XXI в. показало тенденцию постоянного расширения его применения на все новые области искусства и социальной деятельности человека [2, 6, 14]. Исследователи отмечают междисциплинарный характер перформанса, когда различные культурные и социогуманитарные дисциплины стали разрабатывать «понятие перформанса внутри областей своих научных интересов» [6, 24]. По словам Р. Голдберг, перформанс «делает заимствования из всевозможных дисциплин и медиумов — литературы, поэзии, театра, музыки, танца, архитектуры и живописи, а также видео, кино, фотографии и повествований» [2, 10]. Принимая это во внимание, в данной статье выдвигается гипотеза о возможности реализации перформанса в архитектуре. Выявление и анализ проявлений перфор-манса в архитектуре — цель настоящей статьи.
Методической основой исследования является отбор свойств и особенностей перформанса как вида искусства, выявленных различными дисциплинами (культурологией, искусствоведением); отбор и анализ объектов архитектурной практики, имеющих признаки перформативно-сти, и выявление в них формообразующих признаков перформанса; классификация и обобщение полученных результатов.
В исследовании применяются междисциплинарный и феноменологический подходы, а в рассмотрении конкретных объектов архитектуры — перформативный подход.
Феномен перформанса в архитектуре рассмотрен в ряде трудов [4, 1113, 16]. Исследователи выделяют два вида архитектурного перформати-ва — технический и продуктивный; контекстуальный и проективный [12, 16]. Первый связан с движением (кинетическая архитектура), второй представляет собой живой процесс создания и жизни здания в конкретном пространственно-временном контексте. Раскрытие смысла второго вида перформатива трактует пер-формативность как существование архитектуры во времени. Внимание к процессу существования архитектурного объекта объясняет ценность и неповторимость изменений (следов времени), во многом обусловленных контекстом и несущих новые смыслы и значения.
Т. В. Каракова, изучая перфорацию как инструмент перформанса в дизайне среды и архитектуре, отмечает роль дизайнера как организатора перформативного действия: задуманная автором игра света в перфорированных элементах архитектуры трансформирует изначальный смысл формы, наделяет ее новым образом, формирует новые отношения со зрителем. Е. Ю. Витюк, рассматривая инсталляции как зрелища, подчеркивает активную роль в них архитектурных объектов, часто выступающих «действующим лицом» события. Отмечается процессуаль-ность действия с активным участием зрителей [1]. Это показывает перспективность изучения проявлений перформанса в архитектуре и возможность применения перфор-мативного анализа к архитектурным объектам.
Архитектура как активный участник перформанса
Трактовка перформативности архитектуры как трансформаций в течение жизни здания делает динамику перформанса настолько растянутой во времени, что действие становится не различимым, а категория времени не читаемой. Это отдаляет указанный вид перформативности архитектуры от выработанных в других видах искусства формообразующих признаков перформанса, среди которых категория времени — магия читаемого действия — является одним из важнейших аспектов, формирующих чувства и эмоции участников (зрителей) как цель и результат перформанса.
Данное исследование выявляет перформативные проявления в архитектуре, где она выступает активным участником событий, в которых категория времени ритмически созвучна
действиям и переживаниям человека. Цель исследования и принятая методика определения перформативных проявлений в архитектуре позволяют предложить две формы участия архитектуры в перформансах: архитектура как объект в перформансах; архитектура как субъект в перформансах.
Архитектура как объект в перформансах. Рассмотрим ситуации участия архитектуры в качестве объекта перформанса.
Архитектурный видеомэппинг. Одной из форм применения современных виртуальных интерактивных компьютерных технологий стал видеомэппинг — световое 3D-прое-цирование изображений на физический объект [3]. В архитектурном видеомэппинге объектом проецирования выступает архитектура. На фасадах зданий демонстрируются различные красочные динамические изображения, как связанные, так и не связанные с визуальными характеристиками здания. Мероприятия, как правило, носят рекламно-развле-кательный или развлекательно-познавательный характер и проходят при большой аудитории. Стремление вызвать эмоционально-психологические реакции зрителей, вовлечь их в активное соучастие шоу — одна из важных задач акций видеомэппин-га. Сильнейшие эмоции переживают зрители, когда статичное сооружение начинает виртуально рушиться или падать на них (Иллюстрация 1). Эмоциональная атмосфера темного времени суток усиливает переживания, театральность и перформатив-ность события. В шоу видеомэппинга, организуемых по задуманному сценарию и с определенными целями, присутствует художественно осмысленное действие, направленное на формирование у зрителей эмоционально-психологической реакции, вовлечение их в процесс. В результате не производится никакого артефакта, лишь эмоциональные переживания и культурный опыт. Эти аспекты позволяют отнести такие шоу к пер-формансам, в которых архитектура выступает важным объектом. Многие перформансы видеомэппинга проецируются на известные и узнаваемые архитектурно выразительные здания, имеющие глубокие культурные смыслы в сознании людей. Интерактивные изображения мгновенно преображают известное здание, наделяя его новыми смыслами, конструируя новый виртуальный образ.
Разрушение как перформанс. Этот вид перформанса исходит из вышеописанного представления перформативности архитектуры как жизни
Иллюстрация 1. Видеомэппинг на фасаде исторического здания театра в Лионе, Франция.
Источник: https://Lytimg.com/vi/fVibKNiqXOU/maxresdefault.jpg (дата обращения: 28.03.2021)
Иллюстрация 3. One Shenzhen Bay, Шэньчжэнь, КНР. Арх.: Kohn Pedersen Fox. 2018 г.
Источник: https://pbs.twimg.com/media/DsmzK34U0AAogj_.jpg (дата обращения: 28.03.2021)
во временном измерении. М. Р. Невлютов пишет: «Архитектура — живая сущность, которая борется с внешними условиями, но которые в итоге приводят к ее исчезновению. Процесс разрушения постройки также неизбежен, как и возникновение, а завершение жизни архитектуры не менее значительно, чем создание» [16, 181].
Демонтаж ряда уникальных по своим объемно-пространственным и конструктивным характеристикам сооружений проводится как перформативное действие. Так, например, взрыв недостроенной телебашни в Екатеринбурге стал заметным событием в общественно-политической и медийной жизни города. Как перформанс, совершающийся один раз, это зрелище привлекло значительную зрительскую аудиторию, наблюдавшую за событием вживую и фиксирующую происходящее на фото и видео. В результате такого перформанса зрители получали переживания, связанные с воспоминаниями об историческом следе сносимого сооружения в жизни и образе города. Перформативное событие (взрыв) — это основное
Иллюстрация 2. Павильон MegaFace, Сочи, Россия. Арх.: Asif Khan, IART AG. 2014 г. Источник: https://cdn.wallpaper.co m/main/styles/fp_1540x944/s3/legacy/article/7184/1392115971 _F_Asif-Khan_Megafon.jpg (дата обращения: 28.03.2021)
зрелищное содержание, в котором архитектурное сооружение — основной объект, участвующий в перформансе.
В этих примерах объекты архитектуры созданы не для перформансов и встраиваются в них в существующем виде.
Архитектура как субъект в перформансах. Важнейшим двигателем перформанса является его автор (субъект перформанса). Расширяющееся многообразие перформансов позволило исследователям выделить форму делегированного перформанса, в котором автор передает осуществление действия другим исполнителям [6]. При этом возможностями действующего субъекта наделяются не только люди, но и «артефакты (вещи и неодушевленные материи), технофакты и экофакты (растения, насекомые, животные)» [6, 113 ]. Данный аспект позволяет рассматривать архитектуру как возможного активного субъекта перформанса, которому архитектор делегирует определенные запроектированные перформативные возможности. Рассмотрим возможные приемы и средства работы архитектуры как субъекта перформанса.
Кинетическая архитектура. Среди различных целей применения кинематики в архитектуре эстетическая зре-лищность, реализуемая как событие во времени, является одной из основных [12]. Поэтому движущиеся элементы и сценарий трансформации проектируются архитектором с позиций создания визуально эффектного шоу. Это шоу представляет собой перформанс, который производит архитектурное сооружение, организуя вокруг себя зрителей и доставляя им эстетические переживания. Такие произведения, как Башни Аль Бахар в Абу-Даби (ОАЭ) или Павильон Квадраччи в Художественном музее в Ми-луоки (США) производят впечатление прежде всего пер-формативной работой кинетических элементов.
Павильон MegaFace на 0лимпиаде-2014 в Сочи стал ярким примером того, как кинетическая архитектура организует перформанс (Иллюстрация 2). Фасад состоит из 11 тыс. поршней, выдвигающихся из стены и создающих объемные портреты людей. Повторяющийся для каждого человека перформанс состоит из последовательных действий сканирования лиц в павильоне, объемной трансляции их на фасаде, эстетического восприятия и переживания этого шоу людьми.
Медиа-архитектура. Достижения высоких технологий современности внедрили в архитектуру медиафасады, медиаэкраны — поверхности из светодиодов, которые демонстрируют динамичные световые изображения, композиции, информацию. Медиаповерхности могут занимать все фасады здания, составляя единственное содержательное наполнение его архитектурно-художественного решения, задуманное автором — архитектором. Медиа-архитектура инициирует диалог с человеком,
Иллюстрация 4: а — Crown Fountain в Миллениум парке, Чикаго, США. Арх.: Jaume Plensa. 2004 г. Источник: http://www.holidaytravel.cc/Article/UploadFiles/201602/2016022916240321.jpg; б — ресторан Chi Lin Nunnery, Гонконг. Источник: https://www.pinme.ru/pin/552ac8261f85113d2b8b68ad/ (дата обращения: 28.03.2021)
зрителем и вызывает у него определенные эмоции и переживания. В этом проявляется перформативная работа медиа-архитектуры как субъекта перформанса.
Пример содержательного наполнения месседжа медиа-архитектуры — небоскреб One Shenzhen Bay в городе Шэньчжэнь (КНР) (Иллюстрация 3). Медиафасады в художественной форме транслируют данные о климатических и экологических условиях окружающей среды в реальном времени.
Вода как средство перформанса. Наибольший визуальный эффект имеет движущаяся вода (потоки, струи, капли). Поэтому включение воды в архитектурный объект — один из приемов создания перформативного шоу с сильным воздействием на эмоциональный мир человека. Разные типы фонтанов и водных потоков популярны в решении экстерьеров, интерьеров зданий и благоустройстве городской среды. Многие фонтаны действуют по различным заданным сценариям, вовлекающим зрителей в перформативное действие. Для обострения эстетического и эмоционального восприятия при контакте с водными компонентами в архитектуре задействуются как визуальный, так и аудиальный и тактильный каналы восприятия (Иллюстрация 4).
Оптические иллюзии как средство перформанса. Фасады некоторых зданий становятся полем творчества художников, которые создают 3D картины-граффити, визуально формирующие новую иллюзорную объемно-пространственную композицию здания. Такую «реновацию» облика в парадигме перформативности жизни здания можно трактовать как продолжение его проектирования и создания. Своим творчеством художник делает здание субъектом перформанса, организующим вокруг себя действия зрителей: чтобы ощутить эмоциональную силу иллюзии, нужно обойти здание и взглянуть на него с разных ракурсов, почувствовать тонкости ЗБ-эффектов и их взаимосвязь с архитектурой. Так здание разворачивает свой иллюзорный перформанс для каждого зрителя (Иллюстрация 5).
Визуальная дематериализация. Один из способов визуального «растворения» здания в пространстве — применение зеркальных фасадов, отражающих окружающую среду и эффектно сливающихся с ней. Это растворение границы между реальным и виртуальным мирами — характерный прием в искусстве перформанса. Зеркальное здание интригует, побуждает обойти его с разных сторон, улавливая визуальные эффекты дематериализации, организуя таким образом перформативные действия и переживания зрителя. Так решены фасады Фондохранилища музея Бойманса ван Бенингена в Роттердаме
Иллюстрация 5. 3D-граффити на фасаде дома в Мангейме (ФРГ). Автор: Manuel Di Rita. 2019 г. Источник: https://www.elledecoration.ru/news/art/dom-s-3d-д^Ш№тапде™е^6830569/(дата обращения: 28.03.2021)
(Нидерланды), облицованные зеркальными панелями (Иллюстрация 6, а). Здание организует перформанс, в котором динамичная городская жизнь отражается в фасадах и позволяет наблюдателям проследить за ней и за собой со стороны как бы на экране огромного монитора.
Другой прием визуальной дематериализации демонстрирует церковь в городе Борглон (Бельгия) (Иллюстрация 6, б), выполненная из металлических лент, сложенных горизонтальными рядами с воздушными прослойками, которые дают эффект прозрачности здания. Для максимального впечатления нужно обойти здание, увидев его в разных ракурсах, зайти внутрь. В процессе этого перформанса здание то полностью «растворяется» в пространстве, то становится массивным монолитом, вызывая массу эмоций у наблюдателя.
Здания-перформеры. Так можно назвать архитектурные сооружения, созданные для неутилитарного перформативного действия, процесса, события. Широко известна, на-
Иллюстрация 6: а — Фондохранилище музея Бойманса Ван Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Арх.: MVRDV. 2020 г. Источник: https://www.mvrdv.nl/projects/10/depot-boijmans-van-beuningen; б — церковь в городе Борглон, Бельгия. Арх.: Pieterjan Gijs, Arnout Van Vaerenbergh. 2011 г. Источник: https://www.drive2.ru/c/461433970047845599/ (дата обращения: 28.03.2021)
пример, Эйфелева башня в Париже, в которой предметом зрелища и экскурсий являются не только виды города, но, во многом, само сооружение как снаружи, так и изнутри.
Необычный объект Vessel — бесконечный лабиринт лестниц — возведен в Нью-Йорке (США). Сооружение высотой 46 м состоит из 154 лестниц, расположенных по кругу в несколько ярусов. Утилитарной функции у сооружения нет. Основная его цель — перформанс: приглашение посетителей пройти по лабиринту лестниц с многообразием причудливых видов, наиболее интересны из которых интерьерные. Последовательное, сценарное развитие действия, вызывающего у зрителя все новые эстетические впечатления, — основная цель перформанса здания, ради которого оно и построено.
Здесь архитектура активно организует перформанс, становясь его субъектом. Эта возможность закладывается архитектором на стадии создания проекта здания.
Заключение
Перформанс, как процессуальный вид искусства, расширяется и распространяется на все новые сферы творчества, становясь междисциплинарным явлением, характеризующим синтез искусств. Это позволяет рассмотреть формы его проявления в архитектуре. Опираясь на выявленные в культурологических, искусствоведческих исследованиях характерные признаки перформанса, можно выделить следующие их проявления в архитектуре:
♦ Участие архитектуры в художественном процессуальном действии, в котором она выступает как объект (инструмент перформанса) или, что более ценно, как субъект (организатор на принципах делегированного перформанса).
♦ Смещение в перформативных зданиях акцента внимания от архитектурно-художественных качеств формы к глубине и силе эмоционально-психологических реакций человека на перформативные действия архитектуры.
♦ Организация перформативной архитектурой сценария поведения людей — участников перформанса в течение некоторого временного промежутка, побуждение их к определенным действиям, эмоциональным переживаниям.
♦ Задействование в перформансах архитектуры визуального, аудиального, тактильного восприятия.
♦ Совмещение в архитектуре художественной и утилитарной сторон соответствует идеям перформанса, распространяющим творческие начала и художественную составляющую на повседневность.
Выявление в ряде архитектурных объектов формообразующих признаков перформанса доказывает применимость перформативного подхода в архитектурном творчестве. Значимость этого вывода — в возможности расширения подходов в творчестве архитектора, расширении арсенала средств и приемов формообразования самой архитектуры, идущей в ногу с новейшими тенденциями в современном искусстве и культуре. Здания становятся не декорациями и фоном повседневной жизни, а активными действующими лицами [1].
Предложенные в статье приемы и средства реализации перформанса в архитектуре не претендуют на всеобъемлющее значение и могут быть трансформированы в результате дальнейших исследований перформативности в искусстве, как многогранного актуального явления современности.
Список использованной литературы
1 Витюк Е. Ю. Городская среда как арт-объект // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология. — 2012. — № 364. — С. 43-48.
2 Голдберг Р. Искусство перформанса от футуризма до наших дней. — М.: Ad Marginem Press, 2014. — 320 с.
3 Каракова Т. В., Воронцова Ю. С. Виртуальная архитектура общественных зданий мегаполисов // Градостроительные проблемы поволжских мегаполисов. — 2017. — С. 42-47.
4 Каракова Т. В. Перформанс перфорации в дизайне среды и в архитектуре // Вестн. СГАСУ. Градостроительство и архитектура. — 2011. — № 1. — С. 41-43.
5 Каткова М. В. Искусство действия. Перформанс — художественное явление второй половины XX века: ав-тореф. дис. ... канд. иск. (17.00.04). — М., 2000. — 28 с.
6 Осминкин Р. С. Коллективные формы художественного перформанса в России начала XXI века: дис. ... канд. иск. (24.00.01). — СПб., 2020. — 316 с.
7 Романова К. С. Перформанс повседневной жизни // Дискурс-Пи. — 2014. — № 1 (14). — С. 15-18.
8 Рыбаков В. В. Перформанс как способ проблемати-зации присутствия // Междунар. научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53). — С. 159-163.
9 Рыжакова С. И., Сироткина И. Е. Performance studies: концепция и исследовательские подходы // Обсерватория культуры. - 2016. - Т. 13. - № 6. - С. 726-735.
10 Фомченко Е. В. Перформанс как современный ритуал // Вестн. культуры и искусств. — 2019. — № 4 (60). — С. 94-102.
11 Kolarevic B. Towards the performative in architecture // Performative architecture beyond instrumentality. — New York and London: Spon Press, 2005. — P. 203-213.
12 Leatherbarrow D. Architecture's unscripted performance // Performative architecture beyond instrumentality. — New York and London: Spon Press, 2005. — P. 5-19.
13 Pérez-Gómez A. Architecture as a Performing Art: Two Analogical Reflections // Architecture as a Performing Art. — England: Ashgate, 2013. — P. 15-25.
14 Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. — URL: http://www. gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/ (дата обращения: 28.03.2021).
15 Данилова А. Перформанс как феномен современного искусства. — URL: http://dailyculture. ru / stati / art/performans-kak-fenomen-sovremennogo-iskusstva/ (дата обращения: 28.03.2021).
16 Невлютов М. Р. Перформативность архитектуры в феноменологических концепциях Дэвида Летербарроу // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 1 (42). — С. 178-186. — URL: http:// https:// marhi.ru/AMIT/2018/1kvart18/PDF/13_nevlyutov.pdf (дата обращения: 28.03.2021).
17 Прошутинская А. Перформанс как художественный объект // Художественный журнал Moscow art magazine. — 2017. — № 103. — URL: http:// moscowartmagazine.com/issue/64/article /1348 (дата обращения: 28.03.2021).
References
1 Vityuk E. Yu. Gorodskaya sreda kak art-ob'ekt // Vestn. Tom. gos. un-ta. Kul'turologiya. — 2012. — № 364. — S. 43-48.
2 Goldberg R. Iskusstvo performansa ot futurizma do nashih dnej. — M.: Ad Marginem Press, 2014. — 320 s.
3 Karakova T. V., Voroncova Yu. S. Virtual'naya arhitektura obshchestvennyh zdanij megapolisov // Gradostroitel'nye problemy povolzhskih megapolisov. — 2017. — S. 42-47.
4 Karakova T. V. Performans perforacii v dizajne sredy i v arhitekture // Vestn. SGASU. Gradostroitel'stvo i arhitektura. — 2011. — № 1. — S. 41-43.
5 Katkova M. V. Iskusstvo dejstviya. Performans — hudozhestvennoe yavlenie vtoroj poloviny XX veka: avtoref. dis. ... kand. isk. (17.00.04). — M., 2000. — 28 s.
6 Osminkin R. S. Kollektivnye formy hudozhestvennogo performansa v Rossii nachala XXI veka: dis. ... kand. isk. (24.00.01). — SPb., 2020. — 316 s.
7 Romanova K. S. Performans povsednevnoj zhizni // Diskurs-Pi. — 2014. — № 1 (14). — S. 15-18.
8 Rybakov V. V. Performans kak sposob problematizacii prisutstviya // Mezhdunar. nauchno-issledovatel'skij zhurnal. — 2016. — № 11 (53). — S. 159-163.
9 Ryzhakova S. I., Sirotkina I. E. Performance studies: koncepciya i issledovatel'skie podhody // Observatoriya kul'tury. — 2016. — T. 13. — № 6. — S. 726-735.
10 Fomchenko E. V. Performans kak sovremennyj ritual // Vestn. kul'tury i iskusstv. — 2019. — № 4 (60). — S. 94102.
11 Kolarevic B. Towards the performative in architecture // Performative architecture beyond instrumentality. — New York and London: Spon Press, 2005. — P. 203-213.
12 Leatherbarrow D. Architecture's unscripted performance // Performative architecture beyond instrumentality. — New York and London: Spon Press, 2005. — P. 5-19.
13 Pérez-Gómez A. Architecture as a Performing Art: Two Analogical Reflections // Architecture as a Performing Art. — England: Ashgate, 2013. — P. 15-25.
14 Gnirenko Yu. Performans kak yavlenie sovremennogo otechestvennogo iskusstva. — URL: http://www.gif. ru/texts/txt-gnirenko-diplom/ (data obrashcheniya: 28.03.2021).
15 Danilova A. Performans kak fenomen sovremennogo iskusstva. — URL: http://dailyculture.ru/stati/ art/performans-kak-fenomen-sovremennogo-iskusstva/ (data obrashcheniya: 28.03.2021).
16 Nevlyutov M. R. Performativnost' arhitektury v fenomenologicheskih koncepciyah Devida Leterbarrou // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — № 1 (42). — S. 178-186. — URL: http:// https:// marhi.ru/AMIt/2018 / 1kvart18/PDF/13_nevlyutov.p df (data obrashcheniya: 28.03.2021).
17 Proshutinskaya A. Performans kak hudozhestvennyj ob'ekt // Hudozhestvennyj zhurnal Moscow art magazine. — 2017. — № 103. — URL: http:// moscowartmagazine.com/issue/64/ article/1348 (data obrashcheniya: 28.03.2021).
Статья поступила в редакцию 30 марта 2021 г.
Опубликована в сентябре 2021 г.
Maksim Vinnitskiy
Candidate of Architekture, assistant professor, Ural State
University of Architecture and Art (USUAA), Yekaterinburg,
Russia Federation
e-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-2610-074X