Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / РЕВМАТОИДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / МАТЕРИНСКОЕ ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушакова Владислава Романовна

Представлены результаты сравнительного анализа эмоциональных переживаний в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Использованы экспериментальные методы психодиагностики -проективный метод и беседа. Определены характерные убеждения в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Выявлены значимые различия в проявлении преобладающих эмоциональных переживаний у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Подтверждено, что у детей с гастроэнтерологическими заболеваниями преобладают эмоции гнева и страха, в то время как у детей с ревматоидными заболеваниями доминирующими эмоциями являются печаль и страх. Дети с гастроэнтерологическими заболеваниями испытывают гнев в отношении болезни из-за ограничений в еде и болевых ощущений в районе ЖКТ; дети с ревматоидными заболеваниями - печаль (грусть) в отношении болезни из-за ограничения в двигательной активности и недомогании. Выявлено, что дети чувствуют себя одинокими и получают больше внимания и заботы от мамы, когда болеют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY ABOUT ILLNESS OF CHILDREN WITH CHRONIC SOMATIC DISEASES

The results of a comparative analysis of emotional experiences in relation to the disease of children with gastroenterological and rheumatoid diseases are presented. Experimental methods of psychodiagnostics are used -projective method and conversation. The characteristic beliefs about the disease of children with chronic somatic diseases have been determined. Significant differences in the manifestation of prevailing emotional experiences in children with gastroenterological and rheumatoid diseases were revealed. It was confirmed that children with gastroenterological diseases have predominately the emotions of anger and fear, in contrast to children with rheumatoid diseases, whose dominant emotions are sadness and fear. Children with gastrointestinal diseases are angry about the disease due to food restrictions and pain in the gastrointestinal tract; children with rheumatoid diseases - sadness (dolour) about the disease due to limitation in physical activity and malaise. It is revealed that children feel lonely and receive more attention and care from their mothers when they are sick.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

► МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9: 616^92.11 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-70-80

ББК 88.7

ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ANXIETY ABOUT ILLNESS OF CHILDREN WITH CHRONIC SOMATIC DISEASES

Ушакова Владислава Романовна

Доцент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, кандидат психологических наук E-mail: Vladislava.psyhologist@gmail.com

Ushakova Vladislava R.

Assistant Professor at the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, PhD in Psychology E-mail: Vladislava.psyhologist@gmail.com

Аннотация. Представлены результаты сравнительного анализа эмоциональных переживаний в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Использованы экспериментальные методы психодиагностики -проективный метод и беседа. Определены характерные убеждения в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Выявлены значимые различия в проявлении преобладающих эмоциональных переживаний у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. Подтверждено, что у детей с гастроэнтерологическими заболеваниями преобладают эмоции гнева и страха, в то время как у детей с ревматоидными заболеваниями доминирующими эмоциями являются печаль

Abstract. The results of a comparative analysis of emotional experiences in relation to the disease of children with gastroenterological and rheumatoid diseases are presented. Experimental methods of psychodiagnostics are used -projective method and conversation. The characteristic beliefs about the disease of children with chronic somatic diseases have been determined. Significant differences in the manifestation of prevailing emotional experiences in children with gastroenterological and rheumatoid diseases were revealed. It was confirmed that children with gastroenterological diseases have predominately the emotions of anger and fear, in contrast to children with rheumatoid diseases, whose dominant

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ушакова В. Р., 2021

и страх. Дети с гастроэнтерологическими заболеваниями испытывают гнев в отношении болезни из-за ограничений в еде и болевых ощущений в районе ЖКТ; дети с ревматоидными заболеваниями - печаль (грусть) в отношении болезни из-за ограничения в двигательной активности и недомогании. Выявлено, что дети чувствуют себя одинокими и получают больше внимания и заботы от мамы, когда болеют.

Ключевые слова: хронические соматические заболевания, гастроэнтерологические заболевания, ревматоидные заболевания, эмоциональные переживания, материнское внимание.

Болезнь для личности имеет два аспекта: социальный и индивидуальный. Социальный аспект болезни включает взаимодействие личности, страдающей соматическим заболеванием, с другими людьми, в том числе и медицинским персоналом, которые помогают выздороветь. Индивидуальный аспект подразумевает отношение человека к своей болезни и его желание и умение бороться с болезнью, эмоциональные переживания и убеждения относительно болезни [1].

Отношение к болезни является динамическим образованием, его структурные компоненты претерпевают изменения под влиянием внутренних и внешних факторов. Само содержание отношения к болезни изменяется под влиянием возраста больного, пола и тяжести болезни. На ранних стадиях формирования восприятия болезни ведущим являются индивидуально-личностные особенности больного. На более поздних стадиях, когда болезнь хронифицируется, личностные особенности сходят на нет, во главу угла выходят ограничения в двигательной активности и питании, наличие болезненных ощущений и специфика взаимодействия с окружающими [2].

Важную роль в отношении ребенка к болезни играют родители: их отношение к ребенку и к болезни. В случае когда родители адекватно относятся к болезни ребенка, проявляют заботу и внимание не только в период болезни, формируется положительный «Я-образ». Когда родители проецируют на ребенка свои страхи, переживания и гнев относительно болезни, когда уделяют внимание лишь в период болезни, то это способствует формированию негативного «Я-образа» [3].

По мнению Т. Г. Горячева и Е. Б. Кофанова, соматическое заболевание, приводящее к ограничению двигательной, познавательной и социальной активности, повышению тревожности, способствует формированию определенной системы отношений ребенка с окружающими. Хроническое соматическое заболевание приводит к изменению

emotions are sadness and fear. Children with gastrointestinal diseases are angry about the disease due to food restrictions and pain in the gastrointestinal tract; children with rheumatoid diseases - sadness (dolour) about the disease due to limitation in physical activity and malaise. It is revealed that children feel lonely and receive more attention and care from their mothers when they are sick.

Keywords: chronic somatic diseases, gastroenterological diseases, rheumatoid diseases, emotional distress, maternal attention.

отношения ребенка к себе, специфики построения межличностных отношений и нарушению социальной адаптации [4].

Согласно отечественным и зарубежным исследователям, доминирующим компонентом отношения ребенка к болезни или внутренней картины болезни является эмоционально-чувственный компонент - преобладающие эмоции и переживания ребенка относительно болезни и сопутствующие изменения образа жизни, а также телесные болезненные ощущения и повышенная чувствительность во взаимодействии с близкими людьми [5-7].

Эмоциональный компонент отношения к болезни детей с хроническими соматическими заболеваниями включает в себя такие аспекты, как особенности отношения к себе во время болезни, отношения с матерью в период болезни и до нее, отношение к здоровью и здоровому образу жизни, отношение к обследованию и лечению и отношение к симптомам заболевания, в том числе к болезненным ощущениям. На основании эмоциональных переживаний по каждому аспекту формируется преобладающий эмоциональный окрас в отношении ребенка с соматическими заболеваниями к болезни [8; 9].

Согласно исследованиям Е. В. Свистуновой, для детей в возрасте 9-11 лет наиболее значимым является их соматическое состояние. Благоприятное соматическое самочувствие позволяет им взаимодействовать со сверстниками на равных. Для подростков 12-14 лет значимым является социальная активность - насыщенность жизни различными видами деятельности, активное участие в различных проектах и принадлежность к группе по интересам. Негативное отношение к болезни у детей и подростков возникает вследствие неудовлетворительного самочувствия и низкой социальной активности [10; 11].

Также в детском возрасте процесс адаптации к болезни протекает легче, чем во взрослом. Хроническая болезнь «встраивается» в привычную жизнь ребенка и имеет устойчивый характер. Встраивание болезни происходит на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне. На основе когнитивных схем в виде убеждений ребенка о себе, о других и о болезни, в сочетании с эмоциональными переживаниями, связанными с болезнью, здоровьем и лечением, формируются характерные стили поведения ребенка [12; 13].

У детей с хроническими соматическими заболеваниями, осознающими болезнь и воспринимающими здоровье как ценность, проявляется повышение тревожности. В свою очередь, подростки погружаются в воспоминания о прошлых счастливых моментах жизни или фантазируют о будущем без болезни. Это свидетельствует о том, что болезнь воспринимается подростками как некое временное явление [14].

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных ученных, субъективная установка родителей в отношении болезни ребенка обуславливает особенности отношения к болезни и здоровью у детей, а также особенности преодоления болезни (излечения). Эмоциональные переживания родителей в отношении болезни детей перенимаются детьми в отношении себя больного в целом и болезни в частности [15; 16].

Таким образом, одним из значимых компонентов отношения к болезни у детей является эмоционально-чувственный, что включает эмоциональные переживания, чувства и телесные ощущения [17]. Важным является анализ не только преобладающих эмоциональных переживаний в отношении болезни, но и анализ когнитивных убеждений в отношении себя болеющего и болезни вообще. Следовательно, изучение данного вопроса представляет как научный, так и практический интерес.

Целью данной статьи является выявление преобладающих эмоций в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями.

Гипотеза исследования - у детей с гастроэнтерологическими заболеваниями преобладают эмоции гнева и страха, в отличие у детей с ревматоидными заболеваниями, у которых доминирующими эмоциями являются печаль и страх.

Исследование проводилось в период с 2017 по 2020 г. среди школьников, которые находились на стационарном лечении в гастроэнтерологическом и ревматоидном отделениях Республиканской детской клинической больницы. В экспериментальном исследовании приняли участие 350 детей в возрасте 10-12 лет, из них 180 школьников (90 мальчиков и 90 девочек) с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастродуоде-нит, эрозивный гастрит и другие формы гастрита) и 170 школьников (85 мальчиков и 85 девочек) с ревматоидными заболеваниями (ювенильные идиопатические артриты, склеродермия и отеки суставов).

У всех детей - хроническая форма заболевания. Длительность заболевания у школьников с гастроэнтерологическими заболеваниями в среднем 3,8 года, у детей с ревматоидными заболеваниями в среднем 4,2 года. Критериями включения в экспериментальное исследование явились медикаментозное лечение в соответствии с диагнозом, отсутствие психических и генетических заболеваний, отсутствие приема седативных препаратов, лечащими врачами состояние детей оценивалось как удовлетворительное. Эмпирическое исследование проводилось анонимно в групповой форме и на третьи сутки после госпитализации.

Для реализации поставленной цели в настоящем исследовании использовали следующие методы: проективный метод и беседа. Отметим, что беседа проводилась после проективных методик с целью конкретизации полученных данных и дополнительного сбора информации.

Использовали следующие методики экспериментального исследования:

1. Модификация методики «незаконченные предложения» с целью определения специфики отношения детей с соматическими заболеваниями к болезни. Испытуемые не были ограничены в количестве утверждений. Данная методика позволяет выявить когнитивный компонент системы отношений личности, а именно отношения к болезни.

2. Методика «Шкала дифференциальных эмоций», разработанная К. Изардом, направленная на выявление доминирующих эмоциональных переживаний, связанных с болезнью. Методика позволяет выявить характерные эмоциональные проявления в различных сферах - мотивационной, социальной коммуникации, отношенческой.

Проводился сравнительный анализ доминирующих эмоциональных переживаний в отношении болезни детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными

заболеваниями. Достоверность различий статистических показателей определялась с помощью ф - углового преобразования Фишера. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерного пакета статистических программ Statistica 20.

Целью первого этапа исследования было выявить характерные убеждения в отношении детей с соматическими заболеваниями к самой болезни. Задача на данном этапе - определить отличительные особенности в отношении к болезни у детей, страдающих гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями. В табл. 1 представлено процентное распределение показателей в отношении к болезни школьников.

Таблица 1

Отношение к болезни детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями, %

Группа 1, п = 180 Группа 2, п = 170

Строгое ограничение в еде - 80,0 Строгое ограничение в движениях - 81,7

Я злюсь, когда болею - 63,9 Мне грустно, когда я болею - 64,7

Мама рядом, когда болею - 88,3 Мама заботится обо мне, когда я болею - 88,2

Не хожу в школу, когда болею - 71,7 Не надо делать уроки, когда болею - 67,6

Чувствую себя неловко - 57,2 Чувствую тоску - 61,7

Скучаю по дому - 55,0 Скучаю по друзьям - 54,7

Я одинокий человек - 73,8 Мне одиноко - 74,7

Согласно данным, представленных в табл. 1, дети с гастроэнтерологическими заболеваниями испытывают гнев в отношении к болезни. В ходе беседы школьники пояснили, что болезнь приносит им неудобства, ощущение боли, из-за нее приходится делать неприятные процедуры и строго ограничивать себя в питании, что вызывает у них гнев и раздражение. В отличие от них, дети с ревматоидными заболеваниями чувствуют грусть и печаль в отношении болезни. Они печалятся, что чувствуют недомогание, необходимо принимать препараты и строго ограничить себя в физической нагрузке и движениях. В связи с этим они практически не играют с друзьями на улице, мало с кем общаются, все время сидят дома - это их очень огорчает.

Дети с гастроэнтерологическими заболеваниями отметили, что в период болезни не ходят в школу, а находятся на стационарном лечении. Как отметили школьники, это их единственная радость. Однако дети чувствуют неловкость из-за своей болезни перед другими детьми. Они сообщили, что им неприятны и вызывают дискомфорт вопросы одноклассников и друзей, почему они долго и часто отсутствуют. Школьники чувствуют страх, что из-за болезни с ними не будут общаться или будут воспринимать их не как нормальных.

Дети с ревматоидными заболеваниями довольны тем, что из-за болезни им не надо делать уроки. Находясь в больнице, они свободны от школьных хлопот и могут общаться с другими детьми. Школьники отметили, что тоскуют по дому, родителям, в большей

степени по маме и домашним животным. Также дети с ревматоидными заболеваниями скучают по друзьям и общению. Они сообщили, что могут переписываться с друзьями в социальных сетях, но это бывает редко и только вечером, так как друзья заняты уроками и секционными кружками.

Дети, страдающие гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями, чувствуют себя одинокими и никому не нужными, у них мало друзей, а родители заняты работой и домашними делами. В связи с тем, что школьники часто находятся в больнице или дома, так как плохо себя чувствуют, они не знают, о чем говорить с одноклассниками и друзьями, что интересует сейчас их сверстников, и они не осведомлены о тех событиях, которые происходят во дворе и в школе.

Также дети, страдающие гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями, отметили, что мама больше уделяет внимание и заботится, когда они болеют или плохо себя чувствуют. В ходе беседы дети сообщили, что тогда им не так скучно и одиноко. Мама в эти моменты проявляет нежность и ласку, тактильный контакт, готовит вкусненькое и спрашивает постоянно о самочувствии. В связи с чем мы выдвинули предположение о том, что недомогание и болезнь являются одним из способов получения внимания и заботы со стороны мамы. Как отмечали дети в беседе, родители работают и/или заняты домашними делами, возможно, мама обращала внимание на ребенка, лишь когда он болел, в связи с чем детьми было принято решение, что необходимо заболеть или быть в плохом самочувствии, чтобы получить мамину заботу и чувствовать свою значимость и ценность.

На втором этапе исследования детям давался список эмоций. Задача состояла в том, чтобы выбрать эмоции, связанные с болезнью и недомоганием. В табл. 2 представлено процентное соотношение эмоциональных проявлений в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями.

Таблица 2

Эмоциональные проявления в отношении болезни у детей с гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями, %

Эмоциональные проявления Группа 1, п = 180 Группа 2, п = 170 Ф - угловое преобразование Фишера

Гнев 65,0% 14,7% 10,1*

Страх 45,0% 54,2% 1 7**

Интерес 2,2% 5,3% 1,6

Радость 12,8% 15,3% 0,7

Удивление 3,9% 4,7% 0,36

Печаль 23,3% 67,6% 8,6*

Отвращение 36,7% 17,6% 4,2*

Стыд 41,7% 54,7% 2,4*

Вина 7,2% 8,2% 0,35

Примечание: *при р = 0,01, **при р = 0,05.

Согласно данным, представленным в табл. 2, у детей с заболеваниями гастроэнтерологического профиля преобладают эмоции гнева, страха, стыда и отвращения в отношении болезни. Важно отметить, что отвращение - это форма гнева. Следовательно, болезнь ассоциируется у школьников с гневом. Дети отметили, что очень злятся, когда чувствуют недомогание, что им надо соблюдать ограничения в питании, что им надо регулярно сдавать анализы и проходить неприятные процедуры (например, фи-брогастродуоденоскопию). Также страх связан с процедурами и анализами, с репликами врачей об операции, если не будут соблюдать все предписания. В связи с частым отсутствием в школе и во дворе им страшно, что друзья и одноклассники забудут и не будут дружить, что сверстникам будет «не интересно, да и не о чем общаться со мной». Печаль связана с тем, что дети чувствуют себя одинокими из-за ограничений в еде и в физических нагрузках, у них мало друзей.

Доминирующими эмоциями, связанные с болезнью, у школьников с ревматоидными заболеваниями являются печаль, стыд и страх. Чувство печали связано с чувством одиночества, с постоянными ссорами родителей, с тем, что он «никому не нужен». Дети сообщили, что им страшно что-то сделать не так, они боятся, что отец накажет их за непослушание, плохую оценку или не сделанное домашнее задание, что снова будет кричать на маму. Дети боятся, что врач выскажет свое недовольство им за несоблюдение режима, что из-за длительного отсутствия в школе одноклассники не будут дружить и общаться, друзья во дворе не примут в компанию, не позовут гулять или на день рождения.

Детям, страдающим гастроэнтерологическими и ревматоидными заболеваниями, радостно, что во время болезни не надо ходить в школу и делать уроки. Им стыдно, что они болеют, и чувствуют себя неловко и неуютно среди одноклассников и друзей: «я какой-то не такой», «все нормальные и здоровые, а я - нет».

Школьники испытывают вину перед родителями за свое состояние и самочувствие, иногда скрывают, что возобновились болевые ощущения. Дети с гастроэнтерологическими заболеваниями отметили, что родители ругают их за нарушения режима питания и необходимость приобретать препараты. Дети сообщили, что родители их укоряют за финансовые растраты, связанные с болезнью: «снова тратить деньги на лекарства», «все деньги ушли на твое лечение». В ходе беседы школьники сообщили, что родители ругаются между собой из-за болезни ребенка, обвиняя друг друга в том, что не уследили. В связи с чем дети чувствуют свою вину за болезнь. Чувство вины у детей с ревматоидными заболеваниями связано с мамиными слезами, которые возникают на фоне ссор с отцом и его обвинением матери в том, что много позволяет ребенку.

С помощью ф - углового преобразования Фишера выявлены статистически достоверные различия в эмоциональном отношении к болезни у детей гастроэнтерологического и ревматоидного профилей по таким эмоциональным проявлениям, как гнев (ф = 10,1 при р = 0,01), печаль (ф = 8,6 при р = 0,01), отвращение (ф = 4,2 при р = 0,01), стыд (ф = 2,4 при р = 0,01) и страх (ф = 1,7 при р = 0,05).

Таким образом, полученные в результате эмпирического исследования данные подтверждают гипотезу о том, что у детей, страдающих гастроэнтерологическими

заболеваниями, преобладают эмоции гнева и страха, а у детей с ревматоидными заболеваниями - печали и страха. Выявлено, что у детей с ревматоидными заболеваниями доминирующим эмоциональным переживанием в отношении болезни является стыд. Школьники независимо от профиля заболевания стыдятся своей болезни и ограничений в передвижениях и питании, им неловко, что они не такие, как их сверстники - активные и общительные.

Определено, что в период болезни дети с соматическими заболеваниями получают от мамы необходимую заботу, внимание и вовлеченность. Следовательно, для школьников болезнь и недомогание выступают условием для получения материнской заботы и нежности. В свою очередь, болезнь ограничивает их передвижение и взаимодействие с друзьями и одноклассниками, что вызывает у школьников чувство одиночества. Следовательно, отношение детей с соматическими заболеваниями к болезни имеет два полюса: позитивный (выгода от болезни) и негативный (ограничения и изолированность).

Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности клинического психолога стационара в проведении психокоррекционных мероприятий с детьми, консультаций и психопросветительской деятельности в работе с родителями. Также педагоги-психологи образовательных учреждений, опираясь на данные результаты исследования, могут проводить психокоррекционные, психопросветительские и консультативные мероприятия с детьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями, и с семьей в целом. Дальнейшее исследование феномена отношения к болезни, а также установки, убеждения и доминирующие эмоциональные переживания, связанные с болезнью, способствуют расширению и углублению имеющихся в современном научном знании представлений о природе, динамике и процессах выздоровления как детей, так и взрослых, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.

Список литературы

1. Шорина Н. М. «Внутренняя картина болезни» как предмет психологического исследования: учеб. пособие. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2003. 32 с.

2. Zaloudikovä I. Children's conceptions of health, illness, death and anatomy of the human body // School and Health 21. Health education: Contexts and Inspiration / Rehulka E. (ed.). 1st edition. Brno: Masarykova univerzita, Brno, 2010. P. 123-140.

3. Милейко М. В. Динамика образа Я у детей с хронической гастродуоденальной патологией в процессе медицинской и психологической реабилитации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 24 с.

4. Горячева Т. Г., Кофанова Е. Б. Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 1. C. 45-60. DOI: https://doi.org/10.17759/ psyclin.2016050104.

5. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. 2014. Т. 5, № 1. C. 107-118. DOI: https://doi.org/10.17816/ PED51107-118.

6. Seagle H., Jessee P., Nagy M. Ch. Altruism: Choices of healthy and chronically ill children // Early Child Development and Care. 2002. Vol. 172 (6). P. 573-583. DOI: https://doi. org/10.1080/03004430215097.

7. Illness perceptions and quality of life in families with child with atopic dermatitis / V. Siafaka, A. Ziogab, T. Evrenoglouc [et al.] // Allergologia et Immunopathologia. 2020. Vol. 48, Iss. 6. Р. 603-611.

8. Mouratidi P.-S., Bonoti F., Leondari A. Children's perceptions of illness and health: An analysis of drawings // Health Education Journal. 2015. Vol. 75(4). Р. 1-14. DOI: https://doi. org/10.1177/0017896915599416.

9. Differences in illness perception between children with cancer and other chronic diseases and their parents / A. Szentes, G. Kokonyei, A. Bekesi [et al.] // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2018. Vol. 23 (3). Р. 365-380. DOI: https://doi. org/10.1177/1359104517731899.

10. Свистунова Е. В., Серавкина М. С. Символическое представление о здоровье и болезни у детей с аллергическими заболеваниями // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 35-40.

11. Свистунова Е. В., Серавкина М. С. Изучение представлений о себе и своем здоровье детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2. С. 34-43.

12. Рахматуллина Э. Н. Субъективные переживания трудностей в адаптации к болезни у подростков с сахарным диабетом // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 384-386.

13. School Professionals' Perceptions About the Impact of Chronic Illness in the Classroom / A. L. Olson, A. Blair Seidler, D. Goodman [et al.] // Arch Pediatr Adolesc Med. 2004. Vol. 158 (1). Р. 53-58. DOI: https://doi.org/10.1001/archpedi.158.1.53.

14. Чурина К. И. Внутренняя картина болезни и совладающее поведение подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Введение в проблему // Психология телесности: теоретические и практические исследования. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. С. 240-242.

15. Ковалевский В. А., Груздева О. В. Соматически больной ребенок: специфика социально-психологического развития (результаты комплексного исследования) // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2010. № 3. С. 115-122.

16. Mereuta O. C., Craciun C. Parents' Illness Perceptions, Maladaptive Behaviors, and Their Influence on the Emotional Distress of the Child: A Pilot Study on a Romanian Pediatric Cancer Group // Cognition, Brain, Behaviour. 2009. Vol. 13. Р. 207-219.

17. The importance of children's illness beliefs: the Children's Illness Perception Questionnaire (CIPO) as a reliable assessment tool for eczema and asthma / C. Walker, L. Papadopoulos, M. Lipton, M. Hussein // Psychol Health Med. 2006. Vol. 11(1). Р. 100-107. DOI: https://doi. org/10.1080/13548500500155792.

References

1. Shorina N. M. "Vnutrennyaya kartina bolezni" kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie. Vladivostok: Morskoy gos. un-t, 2003. 32 p.

2. Zaloudikovâ I. Children's conceptions of health, illness, death and anatomy of the human body. In: Rehulka E. (ed.) School and Health 21. Health education: Contexts and Inspiration. Brno: Masarykova univerzita, Brno, 2010. pp. 123-140.

3. Mileyko M. V. Dinamika obraza Ya u detey s khronicheskoy gastroduodenalnoy patologiey v protsesse meditsinskoy i psikhologicheskoy reabilitatsii. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, 2009. 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Goryacheva T. G., Kofanova E. B. Otnoshenie k bolezni i psikhologicheskie osobennosti detey, chasto boleyushchikh respiratornymi zabolevaniyami. Klinicheskaya i spetsialnaya psikhologiya. 2016, Vol. 5, No. 1, pp. 45-60. DOI: https://doi.org/10.17759/psyclin.2016050104.

5. Mamaychuk I. I. Psikhologicheskaya pomoshch detyam i podrostkam s somaticheskimi zabolevaniyami. Pediatr. 2014, Vol. 5, No. 1, pp. 107-118. DOI: https://doi.org/10.17816/ PED51107-118.

6. Seagle H., Jessee P., Nagy M. Ch. Altruism: Choices of healthy and chronically ill children. Early Child Development and Care. 2002, Vol. 172 (6), pp. 573-583. DOI: https://doi. org/10.1080/03004430215097.

7. Siafaka V., Ziogab A., Evrenoglouc T. et al. Illness perceptions and quality of life in families with child with atopic dermatitis. Allergologia et Immunopathologia. 2020, Vol. 48, Iss. 6, pp. 603-611.

8. Mouratidi P.-S., Bonoti F., Leondari A. Children's perceptions of illness and health: An analysis of drawings. Health Education Journal. 2015, Vol. 75(4), pp. 1-14. DOI: https://doi. org/10.1177/0017896915599416.

9. Szentes A., Kokonyei G., Békési A. et al. Differences in illness perception between children with cancer and other chronic diseases and their parents. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2018, Vol. 23 (3), pp. 365-380. DOI: https://doi.org/10.1177/1359104517731899.

10. Svistunova E. V., Seravkina M. S. Simvolicheskoe predstavlenie o zdorovye i bolezni u detey s allergicheskimi zabolevaniyami. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2015, No. 2 (14), pp. 35-40.

11. Svistunova E. V., Seravkina M. S. Izuchenie predstavleniy o sebe i svoem zdorovye detey doshkolnogo vozrasta s allergicheskimi zabolevaniyami. Voprosy psikhicheskogo zdorovya detey i podrostkov. 2017, No. 2, pp. 34-43.

12. Rakhmatullina E. N. Subyektivnye perezhivaniya trudnostey v adaptatsii k bolezni u podrostkov s sakharnym diabetom. Molodoy uchenyy. 2012, No. 5, pp. 384-386.

13. Olson A. L., Blair Seidler A., Goodman D. et al. School Professionals' Perceptions About the Impact of Chronic Illness in the Classroom. Arch Pediatr Adolesc Med. 2004, Vol. 158 (1), pp. 53-58. DOI: https://doi.org/10.1001/archpedi.158.1.53.

14. Churina K. I. Vnutrennyaya kartina bolezni i sovladayushchee povedenie podrostkov s khronicheskimi somaticheskimi zabolevaniyami. Vvedenie v problem. In: Psikhologiya telesnosti: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya. Penza: PGPU im. V. G. Belinskogo, 2009. pp. 240-242.

15. Kovalevskiy V. A., Gruzdeva O. V. Somaticheski bolnoy rebenok: spetsifika sotsialno-psikhologicheskogo razvitiya (rezultaty kompleksnogo issledovaniya). Vestn. Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astafyeva. 2010, No. 3, pp. 115-122.

16. Mereuta O. C., Craciun C. Parents' Illness Perceptions, Maladaptive Behaviors, and Their Influence on the Emotional Distress of the Child: A Pilot Study on a Romanian Pediatric Cancer Group. Cognition, Brain, Behaviour. 2009, Vol. 13, pp. 207-219.

17. Walker C., Papadopoulos L., Lipton M., Hussein M. The importance of children's illness beliefs: the Children's Illness Perception Questionnaire (CIPQ) as a reliable assessment tool for eczema and asthma. Psychol Health Med. 2006, Vol. 11 (1), pp. 100-107. DOI: https://doi. org/10.1080/13548500500155792.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 03.01.2021 The article was received on 03.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.