Научная статья на тему 'ПЕРЕЖИВАНИЕ «РОДИНЫ» ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПАТРИОТИЗМА. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ Ф.Е. ВАСИЛЮКА'

ПЕРЕЖИВАНИЕ «РОДИНЫ» ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПАТРИОТИЗМА. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ Ф.Е. ВАСИЛЮКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / переживание / психические состояния / субъект / объект / виртуальная реальность / patriotism / experience / mental states / subject / object / virtual reality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Разинков А.А.

События последних лет и месяцев, происходящие в нашей стране, заставляют каждого человека, общество и государство в очередной раз обратиться к осмыслению патриотизма. В данной статье представлены взгляд и осмысление патриотизма и сопутствующих ему феноменов через призму теории сознания Ф.Е. Василюка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCING THE MOTHERLAND IS A VIRTUAL REALITY OF PATRIOTISM. ANALYSIS OF PATRIOTISM FROMPOINT OF VIEWOF F.E. VASILYUK'S THEORY OF EXPERIENCE

The events of recent years and months taking place in our country force every person, society and the state to once again turn to the understanding of patriotism. This article presents the view and understanding of patriotism and related phenomena through the prism of F.E. Vasilyuk's theory of consciousness.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕЖИВАНИЕ «РОДИНЫ» ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПАТРИОТИЗМА. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ Ф.Е. ВАСИЛЮКА»

УДК 172.15

Разинков А.А.

магистрант кафедры социальной философии Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия)

ПЕРЕЖИВАНИЕ «РОДИНЫ» - ВИРТУАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ ПАТРИОТИЗМА. АНАЛИЗ ПАТРИОТИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ Ф.Е. ВАСИЛЮКА

Аннотация: события последних лет и месяцев, происходящие в нашей стране, заставляют каждого человека, общество и государство в очередной раз обратиться к осмыслению патриотизма. В данной статье представлены взгляд и осмысление патриотизма и сопутствующих ему феноменов через призму теории сознания Ф.Е. Василюка.

Ключевые слова: патриотизм, переживание, психические состояния, субъект, объект, виртуальная реальность.

«Образ Родины всегда конкретен.

У одного это неоглядные степные просторы, у другого - орлы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния.

У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.» (В. Пекелис)

Специальная военная операция (СВО), начатая в феврале 2022 года, породила в первые недели и месяцы два полярных явления. Первое — это волна миграции россиян в страны ближнего зарубежья и не только, второе - это патриотический «бум» у населения, который в социологии и экономике называется «ралли вокруг флага».

Мобилизация, объявленная в сентябре 2022 года, поставила население страны в новую ситуацию. Люди относительно недавно «гонявшие вокруг

флага» в порыве патриотизма не выстроились очередями добровольцев в военкоматы, а вместо этого повторился аналогичный февралю отток населения. Данная ситуация показывает, что феномены, порожденные событиями последних лет и месяцев, требуют переосмысления феномена патриотизма. Целью данной статьи является рассмотрение феномена патриотизма через призму теории сознания Ф.Е. Василюка.

Патриотизм - нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства.

Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание.

В современных дискурсах патриотизм принято рассматривать в канве субъект-объектных отношений. Патриотизм, как общественное явление есть одно из проявлений субъект объектных отношений. [3] И не смотря на наличие дискуссий, принято выделять субъект патриотизма и объект патриотизма. Поскольку патриотизм рассматривается, как качество, как добродетель, то к его рассмотрению также можно подключить такое философское направление, как этика добродетели.

Так в методических рекомендациях по основам патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2022), субъектом патриотического воспитаниям в самом общем плане выступает государство в лице федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения культуры, спорта, молодежной политики, социального обслуживания, образовательные организации всех

уровней образования, общественные организации и объединения, НКО, патриотические клубы и центры, семья, трудовые и воинские коллективы, средства массовой информации и другие. Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, который примером своей деятельной любви к Родине, верности гражданскому долгу вызывает у населения патриотические чувства и желание подражать. [4, стр. 27] Объектами патриотического воспитания выступают граждане, условно разделенные на возрастные группы, в соответствии с уровнем самосознания и типом ведущей деятельности, присущим их возрасту. Таким образом субъекты патриотического воспитания воздействуют на объекты патриотического воспитания, для развития в них такого качества, как патриотизм. Разумеется, с возрастом отдельно взятый человек может начать выступать одновременно и субъектом, и объектом патриотического воспитания. Таким образом мы переходим к более классическому взгляду, где объектом патриотизма выступает Отечество, а субъектом патриотизма может выступать отдельно взятая личность, социальная группа, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.), этносы или народ данной страны. [3, стр. 94]

Такой полярный спектр определения субъекта и объекта патриотизма заставляет обратиться к рассмотрению патриотизма, не как к качеству, добродетели, которым может обладать человек, которое в нем можно воспитать, а как к отдельной виртуальной реальности, которая индуцируется переживанием родины.

Одним из первых положений теории сознания Василюка, выдвинутым еще в работе «Психологи переживания» (1984), было выделение четырех уровней функционирования сознания. В каждом акте сознания можно феноменологически различить две фигуры - Наблюдателя и Наблюдаемое. Каждая из этих феноменологических фигур может находиться либо в активном, субъектном, состоянии, либо в пассивном, объектном. Пересечение этих

категориальных оппозиций дает следующую типологию уровней, или режимов, функционирования сознания.

СОЗНАНИЕ НАБЛЮДАЕМОЕ

Активно Пассивно

НАБЛЮДАТЕЛЬ Активен Рефлексия (Р) Сознавание (С)

Пассивен Переживание (П) Бессознательное (Б)

Рис.1.Типология уровней (режимов) функционирования сознания [2, стр. 11]

Ключевым и наиболее разработанным понятием стало Переживание -режим функционирования сознания, когда сознание (наблюдатель) выступает объектом, а окружающий мир (наблюдаемое) субъектом и индуцирует в человеке непосредственное переживание. Когда человеку «неожиданно пришла в голову странная мысль» или его «охватило чувство гнева», «отвлек неожиданный звук», в такого рода феноменах Наблюдаемое (мысль, гнев, звук) выступает как активный агент, а Наблюдатель — как пассивный регистратор происходящих событий. Такого рода процессы относятся к уровню непосредственного переживания. [2, стр. 11]

Дальнейшее развитие теория сознания приобретает работе «Модель стратиграфического анализа сознания» (2008). Василюк признает недостаточной стратиграфию сознания по функциональным уровням и вводит понятие регистра сознания. Регистр сознания по сути своей представляет отдельный жизненный мир, отдельную виртуальную реальность, поскольку порождается по принципу N+1 из N [2, стр. 15], что полностью соответствует принципу порождения виртуальных реальностей из константной, в школе виртуалистики А.Н. Носова. [6] Да и сам Василюк в далее в тексте называет процесс образования нового регистра сознания - виртуализацией. [2, стр. 16]

Далее мы произведем сравнение процесса возникновения и перехода на новый регистр сознания и один из методов патриотического воспитания.

В начале формирования нового жизненного мира должно происходить особо интенсивное насыщение уровня непосредственного переживания того регистра сознания, который соответствует этому жизненному миру. Оно достигается ярким чувственным описанием ощущений или выпуклых деталей опыта, которые тут же откликаются на уровне непосредственного переживания. Вот литературный пример.

Быт был труден, да и обстановка была напряженная, какая-то тревожная. Но по вечерам, после работы были рамки и всякие лобзики, пилки, напильники, лаки и ароматная древесина. И все тотчас забывалось... (Б. Окуджава «Как Иван Иванович осчастливил целую страну»). [2, стр. 30]

Насыщая атмосферу чувственными деталями, используя крупный план, погружая читателя в пространство пилок, лобзиков и запаха древесины, а не проста навешивая на все это ярлык «Хобби», автор погружает читателя в эту новую реальность. Если несколько жизненный мир N включает в себя мир N+1, а тот, в свою очередь, - мир N+2 и т.д., то образуются матрешечные структуры сознания. [2, стр. 27]

А вот один из методов патриотического воспитания через уроки истории с с использованием архивных и музейных материалов Бондюжского района в годы Великой Отечественной войны.

Для наиболее полной картины необходимо изучить воспоминания самих детей войны. Так, Куликова Л.И. рассказывает, как было тяжело жить. Приходилось есть дохлую скотину, там, где не было дров, топили печь смолой, репьями, полынью. Кочергина Валентина Григорьевна 1942 года рождения рассказывает: «Жили впроголодь, не было ни одежды, ни питания, ни обуви, своего угла не было. Не дай бог никому так жить. Не дай бог, чтобы вернулась война». [7, стр. 47]

Также сами дети войны рассказывают о трудовых буднях. Гудовских М.С.: «Я дрова пилила, печь топила, ходила за диким луком, собирала замерзшую картошку, из нее пекла лепешки. Весной перебирала картофель,

полола свеклу и морковь, в поле собирала колоски. По полю ходили босиком, ноги все были в крови».

Данный процесс, который называется патриотическим воспитанием посредством ознакомления детей с архивными материалами, в которых описывается детский быт и труд во время войны, погружает детей в виртуальную реальность детей войны, а чувство гордости за ровесников тех времен, за их вклад в жизнь Родины, виртуализирует в детях еще одну реальность под названием Патриотизм. Таким образом патриотизм является виртуальной реальность 3-ого порядка.

Выводы.

В данной статье понятие патриотизма было рассмотрено сквозь призму теории переживания Ф.Е. Василюка. По результатам данного рассмотрения можно сделать следующие выводы.

Понимание патриотизма как переживания, а не только добродетели, позволяет более сложно и тонко понять это явление. Такая перспектива имеет значение не только для теоретического понимания патриотизма, но и для практических подходов к воспитанию патриотизма у отдельных людей и сообществ.

Рассмотрение патриотизма, как отдельной виртуальной реальности человеческого сознания, которая довольно легко индуцируется определенными стимулами, но и так же легко рушится при соприкосновении со стимулами из более устойчивой по отношению к ней константной реальности, позволяет различать патриотизм - переживание и патриотизм -добродетель.

Поскольку переход от реальности N к реальности N+1 осуществляется посредством процесса переживания, а переживание является таким режимом функционирования сознания, при котором сознание выступает в роли Объекта, то встает вопрос в каком статусе человек попадает в № 1 виртуальную реальность, и к ответственности человека вовремя его пребывания в реальности патриотизма - переживания.

Переживания, порождающие патриотизм, могут быть столь же разнообразны, как и огромное количество интерпретаций того, что представляет собой "Родина". Таким образом, это не просто единичная, статичная концепция, а динамичная концепция, которая развивается со временем и варьируется среди отдельных людей и групп, отражая их уникальный опыт и обстоятельства.

Обсуждается роль патриотического воспитания в воспитании любви и уважения к Родине, ответственного отношения к стране, готовности защищать ее интересы и способствовать ее процветанию. В тексте утверждается, что такое воспитание может способствовать формированию нового "регистра сознания", или виртуальной реальности, в центре которой находится патриотизм.

В целом, в данной работе представлен новый теоретический взгляд на патриотизм, дающий ценное представление о динамике этого сложного явления. Будущие исследования могут продолжить изучение практических последствий этой перспективы, а также ее применимости в различных социально-политических контекстах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Издательский Дом (Типография), 1984. - 200 с. - EDN TPDZTN;

2. Василюк, Ф. Е. Модель стратиграфического анализа сознания / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. - 2008. - № 4(59). - С. 9-36. - EDN KAUFTZ;

3. Попов, П. М. О патриотизме / П. М. Попов // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 303. - С. 93-97. - EDN XEZR;

4. Трифонов, Ю. Н. К вопросу о патриотизме как субъект-объектном отношении / Ю. Н. Трифонов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 1996. - № 2(2). - С. 87-90. - EDN NUWZDV;

5. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. // ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» URL: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodiche skie_rekomendacii_osnovy_patr._vospitaniya.pdf (дата обращения: 12.03.2023);

6. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001.- 17 с.;

7. Шалаумова А.В., Маслова И.В. Патриотическое воспитание школьников на уроках истории, с использованием материалов Бондюжского района времен Великой Отечественной войны // Воспитание гражданина и патриота современной России Сборник научно-практических материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: 2021. - С. 46- 48.

Razinkov A.A.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

EXPERIENCING THE MOTHERLAND IS A VIRTUAL REALITY OF PATRIOTISM. ANALYSIS OF PATRIOTISM FROM POINT OF VIEW OF F.E. VASILYUK'S THEORY OF EXPERIENCE

Abstract: the events of recent years and months taking place in our country force every person, society and the state to once again turn to the understanding of patriotism. This article presents the view and understanding of patriotism and related phenomena through the prism of F.E. Vasilyuk's theory of consciousness.

Keywords: patriotism, experience, mental states, subject, object, virtual reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.