В. К. Сафонов, С. Г. Просвирник
ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В СПОРТЕ
Актуальность теоретического и экспериментального исследования психического состояния в рамках проблем развития, обучения и профессиональной деятельности человека в условиях XXI в. обусловлено целым рядом причин. Несмотря на полувековую историю исследования психических состояний, сама проблема как таковая остается по-прежнему нерешенной. С момента формулирования проблемы психических состояний в 50-е гг. прошлого столетия на это постоянно указывают исследователи1.
Независимо от исповедуемых авторами научных концепций, теоретических подходов, областей научной и практической деятельности все признают, что состояние человека с одной стороны, а поведение, деятельность, жизнедеятельность, с другой, находятся в тесной взаимосвязи. Этим объясняется популярность проблемы психических состояний в прикладных исследованиях. В XXI в. заговорили о повсеместном стрессе в связи с социальными, экономическими, экологическими потрясениями, условиями деятельности. Сегодня жизнедеятельность человека характеризуется состояниями психического пресыщения и выгорания, операционного и эмоционального напряжения, компенсируемой и некомпенсируемой напряженности и другими пограничными состояниями. Нужно подчеркнуть, что речь идет о «нормальных» психических состояниях человека, возникающих в жизненных ситуациях. В последние 10-15 лет стали модными термины и, соответственно, такие направления науки и практики, как психология здоровья и психологическая культура, одним из главных элементов которых является «умение управлять своими эмоциями», а говоря языком психологии спорта, владение приемами саморегуляции психического состояния.
Психологические исследования в области спорта имеют уникальную особенность. На это неоднократно указывал Б. Г. Ананьев2, отмечая исключительность спортивной деятельности для изучения психологических особенностей человека в ситуациях спортивного единоборства. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что спорт представляется идеальной моделью для изучения максимальных возможностей человека и того, что и как происходит с его психикой в таких ситуациях. Это в полной мере относится к исследованиям психического состояния, выполняемым на специализации «спортивной психологии» факультета психологии СПбГУ в рамках НИР — «Исследованиию индивидуально-типических характеристик и динамики психических состояний современного человека в процессе его онтогенетического развития и обучения» (№ 1.8.05). В отношении спортивной деятельности психическое состояние рассматривается как интегральный фактор успешности или неуспешности выступления спортсмена на конкретных соревнованиях.
В рамках структурно-динамической модели психического состояния3 под психическим состоянием понимается результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности, выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей, а также в ощущениях, чувствах, переживаниях человека. Такое определение во многом заимствовано из работ Е. П. Ильина, но с дополнениями, с которыми профессор
© В. К. Сафонов, С. Г. Просвирнин, 2008
Е. П. Ильин не соглашается4. Исследовательская же практика также позволяет возразить глубоко уважаемому Евгению Павловичу.
Во-первых, психическое состояние как «реакция» — это процесс приспособления (переходной процесс в терминах теории регулирования), «результат» же приспособительной реакции — это ситуативная стабилизация проявлений приспособления. Психическое состояние — ситуативная диспозиция5, ситуация же — отрезок времени, в течение которого отношение субъекта к себе и окружающей действительности константно6. Продолжительность ситуации может измеряться долями секунды или минутами, но в рамках ситуации психическое состояние устойчиво.
Во-вторых, под «положительном результатом», прежде всего, понимается целенаправленность поведения, деятельности, исходя из потребностей, актуализации мотивов в данной ситуации, социальных и личностных установок, мотивации. Под мотивацией в наших исследованиях понимаются субъективные критерии удовлетворительного достижения цели3. Под положительностью результата имеется в виду субъективная целесообразность. Е. П. Ильин указывает, что возможны ситуации, когда человек сознательно ради достижения цели идет на нанесение вреда себе, возможно и непоправимого. Это так, и возможно, уже через секунду человек будет сожалеть, что сделано, но именно внутренние детерминанты его подтолкнули к этому. В психологической практике работы со спортсменами это важный момент для раскрытия внутренних причин конкретного поведения и деятельности.
В-третьих, мобилизация функциональных возможностей заключается в энергетическом обеспечении функционирования организма (это уровень активации нервной системы). Совершенно верно, что степень мобилизации — это и повышение уровня активации, и понижение его. А агрессивное поведение, забывание и т. п. — это уже качественное, точнее личностное, проявление собственно психического состояния.
Психическое состояние считается атрибутивным свойством психики, выполняющей функцию детерминации. Диалектика психического состояния заключается в том, что оно является причиной того, как в данный момент функционирует психика, а заключение о психическом состоянии мы делаем по проявлениям функционирования психики. Для понимания того, как функционирует психическое состояние, важными, в теоретическом и практическом планах, являются вопросы о структуре, функции, компонентах, контурах приспособления и составляющих психического состояния. Вопрос о составляющих непосредственно касается диагностики психического состояния. В отечественной психологической литературе насчитывается более 150 показателей, используемых исследователями в оценке состояния человека.
Интегральные составляющие психического состояния заключаются в уровне активации нервной системы (объективная составляющая) и ощущениях, чувствах, переживаниях (субъективная составляющая). Идея об объективной и субъективной составляющих была высказана В. Н. Мясищевым еще в 30-е гг. прошлого столетия: объективная — это нервно-психический функциональный тонус (крайние полюса активность—пассивность); субъективная — это отношение, т. е. «избирательность реакций и переживаний человека»7. В оценке объективной составляющей широко используются аппаратурные методы (психомоторные тесты, измерение биоэнергетического потенциала, функциональной асимметрии и др.), удовлетворяющие критериям надежности, известны оптимальные и допустимые диапазоны уровня активации.
Более сложным представляется вопрос о субъективной составляющей психического состояния — ощущениях, чувствах и переживаниях. Для оценки субъективной составляющей
используются методы самооценки. При этом встает ряд вопросов: как человек отражает свое состояние? в чем это проявляется? насколько переживание адекватно состоянию? Практика работы со спортсменами показывает, что спортсмены в основной своей массе практически ничего не могут сказать о своем состоянии до, в процессе и после соревнований. И только с помощью направленного интервью появляется возможность делать заключение об отражении (осознавании) спортсменом своего состояния, т. е. субъективная составляющая состояния «закрыта» для спортсмена. Это порождает вопрос: всегда ли имеет место переживание человеком своего состояния?
Л. М. Веккер переживание связывает с непосредственным отражением самим субъектом своих собственных состояний8. Е. П. Ильин, соглашаясь с К. К. Платоновым, что это атрибут акта сознания, добавляет: «Любое переживание — волнение... от которого и произошло само слово „эмоции“»9. А. Н. Леонтьев, говоря о переживании, связывает его с «личностным смыслом событий»10. Переживание, по контексту высказываний многих авторов, подчас воспринимается как синоним слов «чувство», «эмоции», «ощущения». Е. П. Ильин заключает, «что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений»11. Из этого следует, что переживание психического состояния имеет место, когда ощущения и впечатления отражаются в сознании.
Выполненный нами анализ позволяет заключить, что переживание — это отражение в сознании отношения к актуальным в конкретный момент времени событиям в соответствии с мотивами и потребностями субъекта. Другими словами, переживание — это отражение субъектом содержания своего сознания. (Уточним, что «актуальными в конкретный момент времени» могут быть переживания ситуации годовой давности, когда на чемпионате мира не получился такой-то элемент программы.) В переживании, в его эмоциональной содержательности, заключается личностный смысл актуальной ситуации. Всегда ли мы осознаем, что делаем? Ответ, очевиден: «Нет», поскольку субъективное отражение внутреннего мира и внешней действительности проявляется в уровневости: ощущения — неосознаваемый уровень; чувства — смутное осознание, эмоциональное отношение (волнение, ожидание в связи с этим чувством возможного последствия); переживание — осознание личностного смысла (соотношение ожидаемого и реального развития событий).
Спортивным психологам хорошо известно, какие трудности испытывают спортсмены при описании своего состояния, в котором они находятся во время соревнований. Об этом неоднократно писали А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселев, Л. Д. Гиссен. Спортсмены описывают свое состояние, например, как «ничего особенного не заметил», «нормально», «легко», «волнение», «кураж» и др., в случае же неуспешного выступления чаще всего говорят о внешних факторах, помешавших успеху. При этом нужно отметить, что спортсмены испытывают чрезвычайные трудности вербализации (т. е. осмысления, осознавания) своих ощущений и чувств. В спортивной среде существует мнение, что специально вызвать такие ощущения и чувства невозможно, они возникают сами по себе и, видимо, являются проявлением спортивной формы.
Ф. Е. Василюк12 формулирует две категории переживания: переживание-созерцание и переживание-деятельность. Переживание-созерцание — это субъективное отражение окружающего предметного мира, с точки зрения возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей. Такое переживание пассивно, спонтанно по своей природе, возникает само по себе и не требует никакой дополнительной работы психики. По своей сути, приведенные высказывания спортсменов о своем состоянии есть не что иное, как переживание-созерцание. Другая категория переживаний — переживание-деятельность — заключается
в изменении своего отношения к происходящему таким образом, чтобы преодолеть возникшие трудности для достижения цели в данной ситуации. В спортивной деятельности преобразование переживания-созерцания в переживание-деятельность есть процесс осмысления (смыслообразования) значимости конкретных чувств и ощущений для достижения цели — спортивного результата. Р. Найдиффер13, обсуждая методы и приемы устранения чрезмерного эмоционального возбуждения, пишет, что неосознанность своих ощущений и чувств приводит к неспособности спортсмена понять, а следовательно, и устранить причины неуспешного выступления. В работе А. В. Родионова14 предлагается пошаговая программа осознания причин конкретных неэффективных действий для выработки актуальных целей психофизиологической подготовки.
Таким образом, ощущения, чувства и переживания спортсмена до и во время выполнения спортивного упражнения являются не просто субъективной составляющей психического состояния, дополняющей характеристику функционирования психики. Именно посредством возникающих в конкретной ситуации ощущений, чувств или переживаний формируется тот результат приспособительной реакции, который является психическим состояниям. Их содержательная особенность предопределяет функционирование соматики, реализацию функциональной подготовленности, успешность или неуспешность достижения цели в данной ситуации.
На специализации «спортивной психологии» факультета психологии СПбГУ проблема субъективной составляющей психического состояния, а именно: ощущений, чувств, переживаний перед и во время выступления на соревнованиях в рамках дипломных и диссертационных исследований — изучается достаточно долгое время (в фехтовании — А. Алехина, 1996; скалолазание — Е. Тихвинская, 2000; лыжные гонки — И. Барсуков, 2004; легкая атлетика — Е. Иванова, 2004, Р. Гатауллин, 2006; биатлон — С. Просвирнин, 2007; мотокросс — Р. Шемиунов, 2007). Полученные в этих исследованиях результаты позволяют обоснованно предполагать наличие неспецифических (общечеловеческих) и специфических (отражающих специфику выполняемой деятельности) ощущений и чувств, сопутствующих успешному выполнению спортивной деятельности в ситуациях спортивного единоборства.
В настоящей статье представлены методическое обоснование исследовательских приемов изучения субъективной составляющей психического состояния и обобщенные результаты, обосновывающие доказательство значимости чувств и переживаний в поведении и результативности деятельности человека на материале спорта высших достижений.
Исследовательская практика позволила сформулировать последовательность операций, выполнение которых необходимо для разработки адаптированной методики выделения значимых чувств и переживаний при выполнении конкретной деятельности.
Первая операция. Составление перечня прилагательных, отражающих ощущения и чувства спортсменов во время соревнований. В свободной форме индивидуально проводится беседа на тему, какие чувства и ощущения испытывает спортсмен перед и во время выполнения спортивного упражнения. На основании бесед с опытными спортсменами разных видов спорта (легкая атлетика, лыжные гонки, зимнее двоеборье, биатлон, фехтование, плавание, фигурное катание, бильярд — всего более 300 спортсменов), был составлен перечень из 72 прилагательных.
Вторая операция. Выделение прилагательных, отражающих ощущения и чувства, имеющие отношение к выполнению спортивного упражнения в конкретном виде спорта. Группе опытных спортсменов (25-30 человек) зачитываются прилагательные, относящиеся к переживаниям спортсменов во время выступления на соревнованиях. Нужно указать:
«да» — могут возникать; «нет» — не возникают. Отбираются высказывания, получившие 50 % и более положительных ответов.
Третья операция. Группе спортсменов-экспертов (9 МСМК и МС) предлагается быстро не задумываясь выбрать из этого перечня ощущения и чувства, которые могут возникать перед и в процессе выполнения спортивного упражнения.
Четвертая операция заключается собственно в составлении методики «Выраженность переживаний в процессе выполнения спортивного упражнения», целевое назначение которой заключается в выделении ощущений и чувств, касающихся внутреннего мира. Диагностические принципы — семантический дифференциал и 7-балльная шкала. Из прилагательных, получивших 100 % положительных ответов у группы экспертов, составляются семантически противоположные высказывания. К прилагательным, оставшимся без пар, подбираются противоположные по смыслу высказывания. Получаемые варианты предлагаются экспертам для оценки сопоставимости возможной полярности ощущений и чувств.
Так, в группе из 65 биатлонистов15 (ЗМС — 5, МСМК — 18, МС — 32, КМС — 10) шкалу переживаний внутреннего мира составили 18 пар: 1) активный — пассивный;
2) полон сил — обессиленный; 3) быстрый — медленный; 4) бодрый — вялый; 5) напряженный — расслабленный; 6) расчетливый — бесшабашный; 7) свежий — изнуренный; 8) возбужденный — заторможенный; 9) собранный — рассеянный; 10) желание соревноваться — желание все бросить; 11) энергичный — вялый; 12) раскрепощенный — зажатый; 13) решительный — осторожный; 14) уверенный — встревоженный; 15) уравновешенный — дерганный; 16) внимательный — рассеянный; 17) невозмутимый — раздраженный; 18) спокойный — расстроенный.
В группе 52 легкоатлетов (прыгунов в длину)16 (ЗМС — 6, МСМК — 10, МС — 18, КМС — 18) аналогичную шкалу составили: 1) активный — пассивный; 2) энергичны — вялый;
3) невозмутимый — раздраженный; 4) спокойный — обеспокоенный; 5) эмоционально приподнятый — эмоционально озабоченный; 6) уверенный — встревоженный; 7) удовлетворенный — расстроенный; 8) довольный — недовольный; 9) решительный — сомневающийся; 10) возбужденный — заторможенный; 11) отважный — нерешительный; 12) воодушевленный — подавленный; 13) расслабленный — напряженный; 14) собранный — рассеянный; 15) внимательный — взвинченный; 16) полон сил — обессиленный; 17) чувствую легкость — чувствую усталость.
Если первоначально мы исходили из положения о том, что ощущения и чувства должны соответствовать специфике вида спорта, то сопоставление выделяемых чувств и ощущений спортсменами разных видов спорта позволяет с уверенностью заключить, что чувства и переживания внутреннего мира имеют неспецифические проявления, т. е. в них не отражается специфика выполняемой деятельности. Чувства и переживания имеют общечеловеческие проявления. В то же время специфика спортивной деятельности, по всей видимости, накладывает отпечаток на особенности формулирования своих ощущений и чувств. Поэтому наблюдаются некоторые различия в предпочтении конкретных прилагательных. Так, например, у биатлонистов «решительный— осторожный», а у легкоатлетов «решительный—сомневающийся» будут предпочтительней. Эксперты при обсуждении этих вопросов наставали именно на таких формулировках.
Приступая к выполнению данной работы, мы ставили задачу получить лаконичный перечь прилагательных, отражающих чувственную сферу спортсмена в ситуациях максимальной реализации его возможностей. Однако выделяемые высказывания позволяют говорить
о структурированности ощущений, чувств и переживаний в отношении выполняемой деятельности. Получившиеся группы отражают структуру субъективной составляющей психического
состояния перед и в ходе соревнования — состояние готовности. Структура как совокупность неотъемлемых элементов целостного явления, выглядит следующим образом:
• функциональный элемент как чувство функциональной готовности;
• мотивационный — как актуализация целенаправленности спортивной деятельности;
• мобилизационный — как ощущение, чувство готовности к максимальной реализации своих возможностей «здесь и сейчас»;
• когнитивный — как проявление сконцентрированности на контроле, анализе и оперативном управлении своими действиями;
• эмоциональный — как проявление рефлексии в процессе выполнения спортивного упражнения;
• оценочный — как чувственная самооценка успешности своих действий, поведения, результативности соревновательной деятельности.
Главный результат выполненных исследований субъективной составляющей психического состояния заключается в принципиальном различии содержания и выраженности чувственной сферы спортсмена при удачном и «провальном» выступлениях на соревнованиях. Так, у биатлонистов значимы по степени выраженности при удачной стрельбе следующие ощущения и чувства, имеющие показатели выше 5,5: желание соревноваться; собранный; энергичный; полный сил; внимательный; активный; спокойный; бодрый. При неудачной стрельбе — напряженный, расстроенный, встревоженный, раздраженный, осторожный, изнуренный. У прыгунов в длину в случае успеха — активный; энергичный; эмоционально приподнятый; уверенный; довольный; решительный; воодушевленный; собранный; удовлетворенный. При неудачном выступлении — обеспокоенный; расстроенный; недовольный; сомневающийся; чувствую усталость.
В этих исследованиях показаны различия между спортсменами разных уровней спортивного мастерства: чем выше класс спортсменов, тем лаконичнее совокупность значимых переживаний и тем структурированнее связи между ними. Так, в биатлоне для МСМК успешность стрельбы связана с эмоциональной уравновешенностью и концентрацией внимания. Менее опытные спортсмены выделяют функциональную подготовленность, эмоциональную уравновешенность и уверенность в своих силах. У легкоатлетов практически идентично: МСМК — эмоциональная приподнятость, решительность, чувство легкости; МС — удовлетворенность подготовкой (т. е. функциональная подготовленность), уверенность в своих силах, эмоциональная приподнятость. Следует подчеркнуть, что для опытных спортсменов со стажем выступления на соревнованиях международного уровня успешность выступления в первую очередь связана с чувствами эмоциональной приподнятости. Полученные результаты также позволяют заключить, что женщины более эмоциональны, но и более решительны как в ситуациях успеха, так и провала.
Представленные результаты позволяют сформулировать общие принципиальные моменты в психологической подготовке спортсменов в предсоревновательный период: для опытных спортсменов (МСМК) в этот период желательна комфортная обстановка, необходимая для накопления и сохранения психической (эмоциональной) свежести; для только выходящих на уровень международных соревнований (МС) спортсменов тренировочная работа должна быть направлена на формирование чувства удовлетворенности в функциональной и технической подготовке. В целом же для спортсменов высокого класса значимыми переживаниями, сопутствующими успеху являются следующие: собранный, внимательный, спокойный. При этом нужно иметь в виду, что у каждого спортсмена есть своя совокупность значимых ощущений и чувств.
Для того чтобы эти ощущения и чувства стали фактором успешности выполнения спортивной деятельности, необходимо их знать и научиться произвольно вызывать их перед и во время выполнения спортивного упражнения, т. е. перевести ощущения и чувства в категорию переживания—деятельность.
Предметом наших исследований является спортивная деятельность, спорт высших достижений, где победа завоевывается на пределе возможностей, где победа или поражение — это экстремальная, кризисная ситуация. История спорта знает случаи, когда спортсмен, выигравший олимпийские игры или установивший феноменальный мировой рекорд, так и не смог выйти из ситуации этих соревнований, следствием чего могут стать конец спортивной карьеры и даже сломанная жизнь. Поэтому в практике психологического сопровождения (в части психологического консультирования) чрезвычайно важным представляется преобразование переживания—созерцания в переживание—деятельность.
В настоящее время апробируется определенная схема работы психолога со спортсменом по формированию переживаний, сопутствующих достижению успеха.
1 этап. С помощью анкет «Самооценка состояния в течение дня» и «Самооценка переживаний во время соревнований» спортсмен выделяет высказывания, отражающие ощущения и чувства, которые он испытывает перед и в процессе успешного выступления. В беседе с психологом уточняется этот перечень. Как правило, выделенных высказываний оказывается 5-7. В дальнейшем спортсмену следует использовать это для самоконтроля собственного состояния в процессе тренировочной работы и анализа состояния после конкретного соревнования.
2 этап. Спортсмену предлагается определить степень выраженности выделенных им ощущений и чувств. При обсуждении полученных оценок спортсмену предлагается проговаривать свои ощущения, чувства, мысли. На основании этого формулируются два — три (редко четыре) высказывания, отражающие состояние спортсмена перед успешным стартом.
3этап. На фоне дыхательных упражнений спортсмен проговаривает эти высказывания (буквально читает слова, написанные на карточке) — в спокойной обстановке, в процессе тренировки, перед стартом. Периодически результаты такой работы обсуждаются с психологом: проговариваются ощущения, чувства, мысли, возникающие в процессе упражнений.
Практика консультативной работы со спортсменами показывает, что знание спортсменом значимых для него переживаний и умение произвольно вызывать конкретные ощущения и чувства оказываются эффективным приемом саморегуляции психического состояния перед стартом и в ходе соревнования. Осознание личной значимости этих ощущений и чувств есть не что иное, как формирование переживаний-деятельности, которые и обеспечивают произвольный уровень регуляции.
Практика показывает, что знание спортсменом значимых для него переживаний, т. е. концентрация сознания на этих переживаниях (образных, вербальных, моторных), вызывает соответствующие чувства и ощущения и оказывается эффективным приемом саморегуляции психического состояния перед стартом и в ходе соревнования. Т. е. именно переживания обеспечивают произвольность регуляции психического состояния — концентрацию внимания и адекватность поведения и действий.
Выделение значимых для конкретного спортсмена переживаний, формирование навыков вызывания этих переживаний оказываются тем внутренним «механизмом» регуляции психического состояния, который адекватно мобилизует возможности человека для достижения поставленной цели деятельности. Опыт проведения индивидуальных консультаций спортсменов, испытывающих трудности, неуверенность в своих силах, страх выполнения
конкретных элементов спортивной деятельности или неспособности настроиться на конкретного соперника, также позволяет говорить об аналогичной схеме работы по преодолению трудностей. Чувство самореализации в спорте — это уверенность, удовлетворенность, постановка целей, адекватных своим возможностям, но главным условием самореализации является преобразование ощущений и чувств успеха и неуспеха в категорию переживания. Произвольное вызывание индивидуально значимых переживаний ведет к «сужению поля» сознания, концентрации внимания на элементах (внешних или внутренних) самой деятельности, снижает вероятность влияния «сбивающих» факторов на максимальность реализации возможностей спортсмена. В этом случае реализация функциональной подготовленности перестает быть случайным стечением обстоятельств, становится логическим завершением психологической подготовки к максимальной реализации своих возможностей в ситуациях спортивного единоборства.
Представленные материалы дают основания заключить, что чувственная сфера (ощущения, чувства, переживания) внутреннего мира есть не отражение психического состояния, а отражение отношения к ситуации, в которой находится человек, или отношения к актуальным в конкретный момент времени событиям (возможно отставленным далеко назад или вперед). Именно отношение субъекта на уровне ощущений, чувств или переживаний «запускает» приспособительную реакцию, результатом которой и становится психическое состояние. В этом заключается возможность произвольной регуляции психического состояния, даже вызывания конкретного состояния. Принципиальным в этом вопросе является нахождение личностно-значимых переживаний, сопутствующих успеху в ситуациях, требующих мобилизации функциональных возможностей.
I ЛевитовН. Д. О психических состояниях. М., 1964; ИльинЕ. П. Теория функциональных систем и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-346; Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005; Ганзен В. А. Системное описание в психологии. Л., 1984; Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997; Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: Феноменология, механизмы, закономерности. М., 2005.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.
3 Сафонов В. К. Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект) // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер. 6. 1998. Вып. 4 (№ 27); Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.
4 Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.
5ХеккаузенХ. Мотивация деятельности: В 2 т. М., 1984. Т.1.
6 Ганзен В. А. Системное описание в психологии. Л., 1984.
7Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1996.
8 Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000.
9 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 18.
10Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 140.
II Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 18.
12 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5.
13 Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979.
14 Родионов А. В. Программирование ментального тренинга в фехтовании // Спортивный психолог. 2004. № 1.
15 Сафонов В. К., Просвирнин С. Г. Переживания биатлониста во время удачной и неудачной стрельбы // Физическая культура и спорт. 2007. № 2. С. 17-24.
Сафонов В. К., Гатауллин Р. Г., Иванова Е. И. Самооценка переживания прыгунов во время выступления на соревнованиях // Легкая атлетика. 2007. № 1-2. С. 28-32.