Ю.Е. Кравченко, Ю.П. Мигун
ПЕРЕЖИВАНИЕ ИНТЕРЕСА И СИМПАТИИ ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье представлены результаты двух экспериментов, в которых сравнивались эмоциональные реакции и эффективность опознания стимулов при ограничении познавательных действий. В первом эксперименте ограничения были временными - когда часть стимулов (несуществующих животных) предъявлялась на ограниченное время (1 сек.), а часть стимулов предъявлялась на неограниченное время. Во втором эксперименте ограничения познавательной активности связаны с неполнотой изображения - испытуемым предъявлялись полные изображения лиц и лица, в которых отсутствовали отдельные части (глаза, рот, нос или общий контур). В обоих экспериментах испытуемые должны были оценить эмоциональное отношение к каждому изображению по набору 10-балльных шкал и ранжировать их по привлекательности. Через три месяца те же самые испытуемые должны были опознать изображения, виденные на первом этапе исследования, среди новых аналогичных изображений по методике «да/нет» теории обнаружения сигнала. Результаты свидетельствуют о том, что оба способа ограничения возможностей восприятия стимулов привели к усилению интереса и симпатии в их адрес по сравнению с изображениями, предъявлявшимися без каких-либо ограничений. По другим эмоциональным шкалам сравниваемые стимулы не различались. Отсутствуют значимые различия по эффективности опознания стимулов, однако стимулы, восприятие которых было связано с ограничениями, отличаются более жесткой стратегией принятия решения об опознании.
Ключевые слова: интерес, переживание, симпатия, познавательные действия, ограничение познавательных действий.
Интуитивно кажется очевидным, что чем интенсивнее человек проявляет свои эмоции, тем сильнее он их переживает. У. Джеймс указывал, что вместе с ослаблением проявлений эмоций происходит ослабление переживания. Это утверждение несколько теряет очевидность, когда человек сталкивается с трудностями подавления непосредственных проявлений эмоций. Например,
© Кравченко Ю.Е., Мигун Ю.П., 2016
когда необходимо подавлять улыбку или смех, их источник кажется еще более смешным; когда приходится подавлять гнев, страх, ревность, их переживание становится более острым.
В предыдущих работах мы зафиксировали этот феномен в исследовательской ситуации и проверяли, будут ли меняться самоотчеты о субъективном переживании веселья1, жалости2, интереса при обнаружении решения3, гордости и смущения4 в результате их подавления или замены естественных способов их выражения искусственными. Нас интересовало и то, каково будет направление изменений - в сторону снижения или роста интенсивности переживания. Во всех этих исследованиях мы манипулировали проявлениями эмоций путем инструкции испытуемым подавлять или особым образом проявлять их переживания.
Далее мы опишем результаты двух экспериментов, в которых ставилась такая же цель - выяснить, будут ли испытуемые переживать симпатию и интерес к внешнему виду несуществующих животных и незнакомых людей при ограничении их возможности реализовывать эти эмоции в действиях, направленных на исследование изображений. В этот раз ограничение создавалось не путем инструкций и запретов, а манипулированием условиями перцептивной обработки стимульного материала.
Эксперимент № 1 Процедура исследования
Испытуемым предъявлялась последовательность слайдов с изображениями животных. Каждое изображение представляло собой смешение черт представителей двух разных видов животных, например, собаки и птицы, медведя и пчелы и т. д. Изображения были уравнены по величине, детализированности, яркости, характеристикам фона. Варьировалось время диспозиции: восемь изображений предъявлялись без ограничения, продолжительность предъявления семи изображений была ограничена одной секундой. В первом случае сменой слайда руководил сам испытуемый, во втором изображение сменялось автоматически. Каждый объект закрывался маской для устранения зрительного послеобраза.
Во время предъявления маски испытуемые должны были оценить изображения по десятибалльным шкалам, ответив на пять вопросов: Насколько понравился? Насколько забавный? Насколько необычный? Насколько мне хотелось бы, чтобы такой зверь существовал в реальности? Видели ли вы раньше это изображение? Последний вопрос был необходим, так как изображения были взяты
с популярных сайтов, продублированы на многих личных страницах пользователей Интернета. Знакомость изображения могла выступить побочной переменной вследствие эффекта простого повторения5.
Задание отвечать на вопросы создавало буфер, позволяющий испытуемым зафиксировать переживание, вызванное стимулом, соотнести его с этим стимулом и переключиться на ожидание воздействия следующего стимула. Это было сделано для того, чтобы переживания испытуемых, вызванные последовательно сменяющимися стимулами, не смешивались, чтобы предыдущее переживание не сказывалось на восприятии последующего слайда. Кроме того, такая процедура обеспечила возможность избежать эффектов последовательности, предъявляя в случайном порядке изображения, ограничивающие и не ограничивающие продолжительность их изучения.
После предъявления всех пятнадцати изображений испытуемым одновременно предъявлялись маленькие копии всех виденных ими животных с инструкцией ранжировать их по привлекательности от наиболее до наименее понравившегося. Для того чтобы испытуемые заново не рассматривали картинки детально, изображения были даны в миниатюре, размытые и частично закрытые порядковыми номерами. Номера были необходимы для того, чтобы обозначить конкретное изображение и отличить его от других в процедуре ранжирования. На задание отводилось 2 минуты.
Второй этап исследования проводился через два месяца после первого. Тем же испытуемым предлагалось просмотреть изображения 31 объекта, 15 из которых были им знакомы, а 16 были новыми. Изображения предъявлялись на 1 сек. После каждое из них покрывалось маской на время формулирования ответа на вопрос, видел ли испытуемый данное животное прежде или нет.
Поскольку запоминание зрительно предъявляемых необычных объектов, как правило, достаточно устойчиво, новые объекты подбирались по сходству с изображениями, предъявлявшимися на первом этапе исследования. Новые объекты были сходны с ранее предъявлявшимися по общим очертаниям и расположению, ракурсу, это были изображения, скомбинированные из двух изображений животных, одно из которых было тем же самым, что и животное на ранее предъявлявшемся изображении. Например, если прежде предъявлялось изображение, сочетающее черты собаки и птицы, то на сходном с ним изображении, которого испытуемый раньше не видел, также обязательно присутствовали черты или собаки, или птицы, или обоих животных, но в новом сочетании.
К результатам опознания применялись методы обсчета теории обнаружения сигнала. Все данные обрабатывались с помощью SPSS 17.0.
Испытуемые
В исследовании приняли участие 53 человека (39 - женщин, 14 - мужчин), средний возраст - 23 года, от 16 до 50 лет, студенты и работающие. Дополнительное вознаграждение за участие в эксперименте не предоставлялось. Исследование проводилось в дневное время, индивидуально в присутствии экспериментатора.
Результаты и обсуждение
Критерий Вилкоксона выявил значимые различия, свидетельствующие о том, что при ограничении времени предъявления животные в среднем получили более высокий ранг по шкале привлекательности (т = 7,45) по сравнению с изображениями, предъявлявшимися без ограничения времени (т = 8,51; р = 0,008).
Этот результат свидетельствует о том, что препятствие в реализации поведения, вызываемого эмоциональным переживанием, усиливает это переживание. В данном случае таким поведением было исследовательское, направленное на изучение изображения нового, прежде не виденного существа. Ограничение времени предъявления такого изображения лишало испытуемых возможности изучать его столько, сколько им бы хотелось. В результате объекты, на которые было направлено такое нереализованное исследовательское поведение, оценивались как более привлекательные.
Для объектов с ограниченным временем предъявления (более привлекательных) и неограниченным (менее привлекательных) подсчитывалось количество правильных ответов и ложных тревог, оценивался критерий принятия решения (С), мера чувствительности (а') и отношение правдоподобия (в). Значимость различий между группами по этим показателям оценивалась с помощью 1-Стьюдента для связанных выборок.
Таблица 1
Значимость различий в положении критерия принятия решения, чувствительности к сигналу и отношению правдоподобия (^Стьюдента),
п = 53, df = 52
с а' в
Среднее для менее привлекательных -0,53 2,53 1,47
Среднее для более привлекательных -0,03 2,02 4,03
t 2,33 2,33 -2,24
р 0,02 0,18 0,03
Из таблицы видно, что испытуемые не различаются по чувствительности при опознании стимулов, предъявлявшихся на ограниченное время и в среднем более привлекательных, и стимулов, предъявлявшихся без ограничений, оцененных как менее привлекательные. Т. е. испытуемые в обоих случаях примерно с одинаковой эффективностью отличали знакомые изображения от новых. Однако в первом случае испытуемые демонстрируют более лояльный критерий принятия решения. Т. е. при предъявлении любых изображений несуществующих животных они говорили, что уже видели их в предыдущем исследовании. Таким образом, они опознали почти все слайды, но и наделали много ошибок - ложных тревог. Поэтому отношение правдоподобия, характеризующее отношение вероятности того, что ощущение (в нашем случае - чувство знакомости изображения) вызвано сигналом на фоне шума, к вероятности того, что оно вызвано только шумом в случае опознания более привлекательных слайдов, существенно выше.
Можно сказать, что эффективность опознания менее привлекательных слайдов объясняется большей лояльностью критерия принятия решения о знакомости стимула. Эффективность припоминания более привлекательных слайдов, ограниченных по времени рассмотрения, обеспечивалась более сбалансированной стратегией принятия решения, при которой вероятность того, что ощущение вызвано сигналом на фоне шума (т. е. действительно ощущением знакомости ранее виденного слайда), намного сильнее превосходит вероятность того, что ощущение вызвано просто шумом (т. е. ложным чувством узнавания нового, прежде не виденного изображения).
Эксперимент № 2
Эксперимент проводился по той же процедуре, что и предыдущий, но на другом материале. Использовались черно-белые фотографии лиц мужчин и женщин, сделанные в анфас, уравненные по размеру, яркости, контрастности6. Лица были разделены на 5 групп, по две фотографии мужских и женских лиц в каждой (всего 20 изображений). Одна группа содержала полные изображения лиц, остальные четыре различались ретушью - с помощью инструментов Photoshop были удалены 1) нос, 2) рот, 3) контур, 4) глаза. Испытуемые получали инструкцию рассмотреть лица, ответить на вопросы: Насколько этот человек мне симпатичен? Насколько это лицо обычное (абстрагируйтесь от отсутствия некоторых частей)? Насколько этот человек похож на кого-то из моих знакомых (аб-
страгируйтесь от отсутствия некоторых частей)? Лица предлагалось ранжировать по привлекательности (испытуемых просили абстрагироваться от сексуальных предпочтений и руководствоваться лишь эстетическими принципами).
Через 2 месяца испытуемым предлагались для опознания те же лица, но к ним были добавлены 20 новых, которые испытуемые раньше не видели. Время предъявления изображений - 1 сек., потом изображение закрывалось маской. Далее проводилось опознание по методике «да - нет» ТОС. После этого испытуемым снова предъявлялись 20 лиц, которые присутствовали в исходном варианте процедуры, и предлагалось ранжировать эти лица по степени интереса к ним. Для этого испытуемых просили расположить фотографии в зависимости от их желания увидеть изображенного человека полностью, в полный рост, включая не только недостающие части лица. Это было сделано для того, чтобы полные изображения лиц участвовали в ранжировании наряду с неполными. Испытуемых просили абстрагироваться от сексуальных предпочтений и руководствоваться лишь эстетическими принципами. Исследование проводилось в дневное время, лично, индивидуально с каждым испытуемым.
Мы предположили, что испытуемые используют более лояльный критерий принятия решения при опознании полных лиц и более строгий - при опознании лиц с отсутствующими частями. А также, что неполные лица, ограничивающие познавательные возможности испытуемых, будут оцениваться как более интересные.
Испытуемые: 47 человек в возрасте от 14 до 49 лет (п = 22,7); среди них 30 женщин, 17 мужчин; социальное положение - учащиеся школы, студенты и работающие. Испытуемые принимали участие добровольно, без дополнительного вознаграждения.
Результаты
Не выявилось значимого влияния пола испытуемых на оценки полных и ретушированных лиц. Различаются стратегии оценки мужских и женских лиц, но эти результаты мы сейчас оставим за рамками рассмотрения.
Результаты ранжирования лиц по симпатии и интересу (желанию рассмотреть изображение человека полностью) распределены нормально (критерий Колмогорова-Смирнова). Мы сравнили их попарно с помощью критерия Стьюдента для связанных выборок (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты ранжирования фотографий на основании средних симпатии и интереса по отношению к фотографиям с ретушью отдельных частей и без ретуши. Указана значимость различий между соседними ранговыми позициями по критерию Стьюдента для связанных групп, п = 47, df = 46. Различия между не соседствующими парами значимы на уровне р < 0,01 для симпатии и р < 0,001 для интереса
Лицо на фотографии Симпатия, среднее г Р Лицо на фотографии Интерес, среднее г Р
Полное 31,72 2,63 0,01 Без глаз 33,64 -0,05 0,96
Без контура 36,96 4,08 0,00 Без носа 33,74 3,67 0,001
Без рта 44,94 -0,67 0,51 Без рта 41,85 -1,57 0,12
Без глаз 46,15 -1,96 0,056 Без контура 45,64 -3,80 0,00
Без носа 50,23 Полное 55,13
Из таблицы видно, что ранги фотографий по симпатии и интересу образуют почти зеркально противоположные иерархии, несмотря на то что оценки производились с интервалом в 2 месяца и две ранговые шкалы значимо между собой не коррелируют. Отсутствие корреляции не обязательно означает полное отсутствие связи, возможно, симпатия и интерес связаны нелинейно. Наиболее симпатичны, но наименее интересны испытуемым были лица без ретуши. Наименее симпатичными, но наиболее интересными признаны лица без глаз и без носа. Т. е. ограничение возможности рассмотреть лицо (познавательных перцептивных действий) влияет на самооценки симпатии и интереса к нему противоположным образом.
Для оценки эффективности узнавания использовался двухфак-торный дисперсионный анализ с повторяемыми измерениями. Его результаты представлены на рис. 1.
Дисперсионный анализ показал, что пол испытуемых не влияет на эффективность припоминания полных и ретушированных лиц, а ретушь значимо влияет на узнавание. Взаимодействие факторов пола испытуемых и места ретуши также не влияет на узнавание. Лица без носа и без ретуши отличаются особенно жестким критерием принятия решения об ответе, что лицо знакомо. Испытуемые сообщали о том, что видели эти лица на первом этапе исследования, только когда были полностью в этом уверены, при малейших сомнениях говорили, что лицо им незнакомо (см. рис 1а).
Чувствительность к сигналу отражает то, насколько сильно отличается сигнал от шума, т. е. уже знакомые испытуемым фотографии
а) критерий принятия решения (С) б) чувствительность при узнавании Д10, 188) = 12,55 при р = 0,000 Щ0, 188) = 39,13 при р = 0,005
Рис. 1. Результаты регрессионного анализа.
По оси абсцисс: 1 - ретушь рта, 2 - контура, 3 - глаз, 4 - носа, 5 - изображение без ретуши
от новых. На рис. 2б мы видим, что наибольшую чувствительность при различении знакомых и новых фотографий испытуемые продемонстрировали в отношении лиц без носа, оцененных как наименее симпатичные и наиболее интересные. Других различий по чувствительности при опознании ретушированных и полных лиц нет.
Общее обсуждение
В двух экспериментах были получены свидетельства в пользу того, что при физическом ограничении перцептивных возможностей (путем сокращения продолжительности просмотра и полноты изображения) испытуемые оценивают изображения как более привлекательные и интересные.
Это можно объяснить тем, что эмоциональная обработка информации является более поверхностной, направленной на составление общего впечатления об объекте на основе меньшего количества переработанной информации. Поэтому в норме эмоциональное впечатление появляется быстро, но не учитывает часть информации об объекте7. Ограничивая возможность испытуемых получить более полную информацию о некоторых стимулах, мы вынуждали их обрабатывать эти стимулы более поверхностно, что и провоцировало более эмоциональные оценки по сравнению с другими стимулами, о которых имелась полная информация.
Такому объяснению противоречат результаты оценки симпатии, которые, будучи также эмоциональными, должны были бы распределиться точно так же. Альтернативное объяснение состоит в том, что подавление именно тех действий, которые позволяют эмоции реализоваться, ведет к усилению их переживания. При этом другие эмоции, проявляемые беспрепятственно, остаются незатронутыми. Ретушь ограничивала возможности испытуемых рассмотреть лица, которые впоследствии они должны были опознавать, выступала помехой для успешной демонстрации памяти испытуемых. Переживание интереса к тому же усиливалось за счет того, что испытуемые не просто были ограничены в возможностях решения познавательной задачи, а такой задачи, которая затрагивает их личную способность (память). Переживание симпатии не менялось, поскольку сложности с оценкой ретушированных лиц не несли подобной личной информации. Такая оценка характеризовала лишь незнакомое лицо на фотографии.
Эмоциональное отношение специфическим образом проявилось в результатах опознания стимулов. По показателю чувствительности эмоционально значимые стимулы опознавались не лучше и не хуже менее значимых. Исключение составляют во втором эксперименте изображения с отсутствующим носом, которые характеризуются наименьшей симпатией и почти наибольшим интересом и чувствительность при опознании которых была намного выше, чем при опознании других изображений.
Однако эмоциональное отношение сказывается в том, как испытуемые принимают решение об ответе, знакомо изображение или нет. По отношению к эмоционально более значимым - привлекательным, симпатичным, интересным изображениям этот критерий существенно более строг, испытуемые не сообщают о том, что видели данное изображение, если не уверены в этом. Критерий в отношении эмоционально менее значимых изображений существенно более лоялен. Успешность опознания при этом обеспечивается большим количеством верных узнаваний, но снижается из-за большого количества ложных тревог. Эмоциональное отношение приводит к тому, что испытуемые избегают ложных тревог и предпочитают скорее пропустить знакомый стимул, чем ложно опознать незнакомый. Т. е. интерес влияет не столько на запоминание стимулов, сколько на стратегию ответа - признание стимула знакомым или незнакомым. Крайне важно отметить, что данный результат получен при слабых средних проявлениях эмоций симпатии и интереса и не исключает возможности того, что более сильные переживания иначе влияют на запоминание материала.
В двух описанных экспериментах мы показали, что ограничение физической возможности осуществить поведение, реализующее определенную эмоцию, приводит к усилению переживания этой эмоции. Слабое эмоциональное отношение к материалу не улучшает способность отличать его от схожих незнакомых стимулов, но влияет на стратегию ответа в процедуре опознания. Присутствие эмоций сказывается в том, как строго испытуемые оценивали свое ощущение узнавания стимула.
Примечания
1 Кравченко Ю.Е. Факторы интенсивности субъективного качества переживания на примере веселья // Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 148-154.
2 Кравченко Ю.Е. Влияние подавления эмоциональной экспрессии на интенсивность субъективного переживания веселья и жалости // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 35. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2014v7n35/991-kravchenko35.html.
3 Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 12-26, 28-38.
4 Кравченко Ю.Е. Интенсивность субъективного переживания интереса, гордости и смущения в задачах на угадывание // Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии мышления: Материалы IV конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Сост., вступ. ст. В.Ф. Спиридонов. М., 2013.
5 Zajonc R.B. On the primacy of affect // American Psychologist. 1984. Vol. 39. № 2. P. 117-123; Idem. Feeling and thinking: Closing the debate over the independence of affect // Feeling and thinking: The role of affect in social cognition. N. Y.: Cambridge University Press, 2000. P. 31-58.
6 Фотографии взяты из исследования: Четвериков А.А. Аффективная оценка результата решения когнитивных задач: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014.
7 См., например, обоснование этой идеи с помощью кортикальных путей в теории Дж. Леду: LeDoux J.E. The emotional brain: The mysterious underpinnings of emotional life. N. Y.: Simon & Schuster, 1996.