Научная статья на тему 'Исследование профиля латеральной организации сенсомоторных функций у человека при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации произвольного внимания в условиях экзаменационного стресса'

Исследование профиля латеральной организации сенсомоторных функций у человека при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации произвольного внимания в условиях экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Авиценны
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / FUNCTIONAL ASYMMETRY / ФРАГМЕНТИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / FRAGMENTED IMAGES / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / VOLUNTARY ATTENTION / СЕНСОМОТОРНОЕ ВРЕМЯ / SENSORIMOTOR TIME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Астащенко А.П., Дорохов Евгений Владимирович, Шукуров Ф.А.

В статье представлены данные о влиянии межполушарной функциональной асимметрии на скорость и количество ошибок у молодых здоровых испытуемых (320 человек) в условиях психоэмоционального стресса. Праворукие испытуемые с типом высшей нервной деятельности (ВНД) «Художник» совершали меньше ошибочных опознаний при предъявлении изображений справа экрана компьютера: 1,0±0,2% для ошибок типа «пропуски» и 6,0±0,6% для ошибок типа «ложные тревоги». У праворуких испытуемых с типом ВНД «Мыслитель» наблюдали достоверные различия в скорости опознания для объектов слева экрана (431±7 мс). Время реакции и количество ошибок существенно не различались у испытуемых левшей и переученных левшей, при демонстрации изображений как слева, так и справа экрана монитора. Результаты позволили предположить, что студенты с ведущей правой рукой и типом ВНД «Художник», сильнее подвержены воздействию экзаменационного стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Астащенко А.П., Дорохов Евгений Владимирович, Шукуров Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of profile lateral organization of sensory moto function in humans in performing tasks that require high concentration of voluntary attention under exam stress

The article presents data on the impact of inter-hemispheric functional asymmetry on the speed and number of errors in young healthy test person (320 human) in conditions of emotional stress. Righthanded subjects with type «Artist» of higher nervous activity (HNA) made fewer false identifications upon imagespresentation in the right of computer screen: 1,0±0,2% for errors such as «omissions» and 6,0±0,6% for errors such as «false alarms.» In right-handed subjects with type «The Thinker» of HNA observed significant differences in the rate of identification to object to the left of the screen (431±7 ms). Reaction time and number of errors were not significantly different in subjects handers and retrainedleft-handers when display images on both the left and right of the monitor screen. The results suggest that students withleading right hand and the type «Artist» of HNA more susceptible to examination stress.

Текст научной работы на тему «Исследование профиля латеральной организации сенсомоторных функций у человека при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации произвольного внимания в условиях экзаменационного стресса»

РИС. 1. ПРИМЕРЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ РАЗНОГО УРОВНЯ ФРАГМЕНТАЦИИ (А), ЛАТЕРАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (Б)

Цель исследования. Выявить сенсомоторные характеристики (ошибки и время реакции) профиля латеральной асимметрии у молодых здоровых испытуемых в условиях психофизиологического стресса.

Материал и методы. На кафедре нормальной физиологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко были разработаны специальные методики регистрации времени опознания объекта и измерения порогов восприятия неполных фигур на основе теста, который был предложен психологом Е. С. Голлином для исследования внимания, памяти и интеллекта у испытуемых разных возрастных групп [4]. Испытуемым предъявлялось 30 знакомых контурных изображений предметов, животных, частей человеческого тела (чёрный контур на белом фоне) в центре экрана монитора. Изображения (рис. 1) предъявлялись в семи уровнях неполноты, от более фрагментарного до полного (90, 85, 80, 75, 70, 65 и 0 %). Степень неполноты контура объекта выражалась в процентах фрагментации (процент относительно величины полного контура).

Также создана программа латерального предъявления неполных изображений в условиях ограниченного времени для исследования профиля латеральной организации моторных и сенсорных функций у студентов, на основе программы «Psytask». В основе метода лежала модификация СО/ИОСО задания, при котором человек должен либо выполнять, либо тормозить движение. Предъявлялось 40 знакомых контурных изображений: картинки животных и предметов быта. Испытуемого перед каждым заданием просили запомнить 1 изображение, условно обозначенное как «целевой» стимул. Целевые изображения предъявлялись то справа, то слева экрана монитора компьютера (рис. 1). Испытуемые при обнаружении цели должны были как можно быстрее нажимать на клавишу компьютера. В экспериментальном ис-

следовании приняли участие 320 студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов (несколько человек были исключены из выборки), в возрасте 18-20 лет. Во всех случаях было получено этическое согласие испытуемых на проведение исследования. Сравнение достоверности показателей производилось с помощью критерия Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Экспериментальное исследование состояло из двух крупных этапов. На первом этапе студентам предъявлялись фрагменти-рованные изображения в семи уровнях неполноты, от более фрагментарного до полного, в условиях отсутствия психоэмоционального стресса, без ограничения по времени предъявления изображения и с ограничением. Средний уровень фрагментации изображений на момент окончательного принятия решения составил 76±1% без ограничения по времени предъявления изображения. В условиях ограничения времени предъявления стимула (300 мс) средний уровень фрагментации изображений оптимальный для опознания составил 70±1%. На втором этапе изучали сенсомоторные характеристики профиля латеральной организации психических функций у человека при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации произвольного внимания в условиях экзаменационного стресса. Следует отметить, что испытуемых не просили концентрироваться на центральной точке экрана монитора, им предоставляли возможность концентрироваться согласно их личным особенностям. Дополнительно для определения типа мышления на момент исследования использовали тест И.П. Павлова, в основе которого лежат представления о «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном типах высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, а следовательно доминирующей активности полушария [5,6].

Терапия |

ТАБЛИЦА. ДАННЫЕ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ИСПЫТУЕМЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ВЕДУЩЕЙ РУКИ И ТИПА ВНД ПО ПАВЛОВУ

Тип ВНД Изображение слева экрана Изображение справа экрана

П (%) ЛТ (%) ВР (мс) П (%) ЛТ (%) ВР (мс)

«Художник» (п=112) 3,0±0,5 9,0±0,8 427±6 1,0±0,2 6,0±0,6 430±6

«Мыслитель» (п=40) 1,0±0,4 10,0±1,3 431±7 2,0±0,9 9,0±1,2 446±7

Левши и

переученные 1,0±0,7 11,0±2,6 402±9 3,0±1,5 8,0±1,7 414±13

(п= 29)

Примечание: П - пропуски, ЛТ - ложные тревоги, ВР - время реакции

РИС. 3. СХЕМАТИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: А - ПРАВОРУКИЕ ИСПЫТУЕМЫЕ, ТИП ВНД «ХУДОЖНИК»; Б - ПРАВОРУКИЕ ИСПЫТУЕМЫЕ, ТИП ВНД «МЫСЛИТЕЛЬ»; В - ЛЕВШИ И ПЕРЕУЧЕННЫЕ, ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ТИП ВНД «ХУДОЖНИК»

Вся выборка участников эксперимента была разделена на группы: испытуемые с плохим зрением

- 104 человека; испытуемые с хорошим зрением -194; праворукие испытуемые - 276; леворукие - 14; переученные - 15. Тип ВНД по И.П. Павлову: «Художник» - 125 человек (74 человека женского пола и 53 - мужского); тип «Мыслитель» - 43 человека (21

- женского пола и 21 - мужского). В таблице 1 представлены сенсомоторные характеристики (ошибки и время реакции) профиля латеральной асимметрии

у испытуемых с разным типом ВНД по И.П. Павлову и разной ведущей рукой.

Обнаружено, что время и качество селекции и категоризации фрагментированных зрительных объектов не зависели от пола испытуемых, что было показано нами в предыдущих работах [7].

Для праворуких испытуемых и мужского, и женского пола, тип ВНД «Художник» (предполагается доминирующая активность правого полушария), при выполнении зрительных заданий на внимание и опознание, характерны достоверные различия по параметру «Ошибки». Количество пропусков целевых изображений, появляющихся в левой части экрана, составило 3,0±0,5%, в правой - 1,0±0,2%, !=4,5, р=0,00001. Схожие данные наблюдались и для параметра «пропуск цели» или «ложная тревога»: 9,0±0,8% - слева и 6,0±0,6 - справа, !=3,1, р=0,002. Эта группа испытуемых делала меньше ошибок, если изображение предъявлялось в правой части экрана (рис. 3). Время реакции на появление целевого изображения справа или слева экрана у этих студентов статистически значимо не различалось, 427±6 мс и 430±6 мс, р=0,5.

Для праворуких испытуемых и мужского, и женского пола, тип ВНД «Мыслитель» (предполагается доминирующая активность левого полушария на момент исследования), при выполнении зрительных заданий, характерны достоверные различия по параметру «Время реакции», но не «Ошибки». Время реакции на цель слева 431±7 мс, справа - 446±7 мс, t=2,4, р=0,02. Испытуемые значимо быстрее реагировали на цель с левой стороны экрана (рис. 3). Анализ данных по группе «Левши и переученные» (преобладающий тип ВНД в группе - «Художник») 29 человек показал, что для этих людей нет статистически значимых различий по времени реакции и количеству ошибок в зависимости от латерализации предъявляемого изображения (рис. 3). Изображение слева -402±9 мс, справа - 414±13 мс, р=0,1; пропуски цели слева - 1,0±0,7%, справа - 3,0±1,5%, р=0,3; ложные тревоги слева - 11,0±2,6%, справа - 8,0±1,7%, р=0,1. Кроме того, эта группа испытуемых значимо быстрее принимала решение и реагировала на изображения как слева, так и справа экрана, чем группа право-руких испытуемых с типом ВНД «Мыслитель», р=0,01. А вот сравнение с группой праворуких испытуемых и типом ВНД «Художник» не выявило этого различия. Проблема функциональной асимметрии человека является актуальнейшей проблемой как в области физиологии, так и психологии. Мы полагаем, что состояние экзаменационного стресса у студентов напрямую связано с эмоциональным состоянием человека. Некоторыми учеными отмечено, что у человека может наблюдаться латерализация эмоций, а именно: люди более жизнерадостные и оптимистичные обладают большей активностью левого полушария, а склонные к депрессивным переживаниям - правого полушария [8]. Мы предположили, что группа праворуких испытуемых с типом ВНД «Художник» могла быть более подвержена психоэмоциональному стрессу, в силу своей межполушар-ной специфики, что нашло отражение в значимой асимметрии ошибочных опознаний целевых изображений, предъявляемых в условиях ограниченного времени.

Таким образом, функциональная асимметрия может являться ключевым фактором, определяющем психоэмоциональное состояние человека при выполнении стресс-индуцированной деятельности. Предполагается, что студенты с ведущей правой рукой и типом ВНД «Художник», (т.е. с более выраженной активностью правого полушария) сильнее подвержены воздействию экзаменационного стресса, что нашло отражение в количестве ошибок, совершаемых при активации произвольного внимания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодная М.А. Проблемы продуктивной реализации интеллектуального потенциала личности / М.А.Холодная, И.С.Кострикина // Вестник ТГПУ. - 2002. - № 31. - С. 45-50.

2. Будыка Е.Ф. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Ф.Будыка. - М.: Российское педагогическое агентство. - 1997. - 281с.

3. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян. - М.: РУДН, 2006. -283с.

4. Gollin E.S. Developmental studies of visual recognition of incomplete objects / E.S.Gollin // Percept. Motor Skills. - 1960. - V. 11. - P. 289-298.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Д.Хомская. - М.: Издательский центр «Академия». - 2011. - 160 с.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д.Хомская. -СПб.: Питер СПб. - 2005. - 496 с.

7. Астащенко А.П. Анализ селекции и категоризации фрагментированных зрительных объектов у здорового человека / А.П.Астащенко, Е.В.Дорохов, И.С.Кащенко // III Международная междисциплинарная конференция «Современные проблемы системной регуляции физиологических функций». - Лимассол (Кипр). - 2013. - С. 18-20.

8. Кепалайте А.П. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций / А.П.Кепалайте // Вопросы психологии. - 1991. -№2. - С. 140-147.

Терапия |

Summary

Research of profile lateral organization of sensory moto function in humans in performing tasks that require high concentration of voluntary attention under exam stress

A.P. Astaschenko, E.V. Dorokhov, F.A. Shukurov*

Voronezh State Medical Academy named after NN Burdenko, Voronezh, Russia; *Avicenna Tajik State Medical University, Dushanbe, Tajikistan

The article presents data on the impact of inter-hemispheric functional asymmetry on the speed and number of errors in young healthy test person (320 human) in conditions of emotional stress. Right-handed subjects with type «Artist» of higher nervous activity (HNA) made fewer false identifications upon imagespresentation in the right of computer screen: 1,0+0,2% - for errors such as «omissions» and 6,0±0,6% - for errors such as «false alarms.» In right-handed subjects with type «The Thinker» of HNA observed significant differences in the rate of identification to object to the left of the screen (431±7 ms). Reaction time and number of errors were not significantly different in subjects handers and retrainedleft-handers when display images on both the left and right of the monitor screen. The results suggest that students withleading right hand and the type «Artist» of HNA more susceptible to examination stress.

Key words: functional asymmetry, fragmented images, voluntary attention, sensorimotor time

АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

Дорохов Евгений Владимирович - заведующий кафедрой нормальной физиологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко; Россия, г.Воронеж, ул. 60-летие Армии, д.6, кв.119 E-mail: cercea1@rambler.ru

Воздействие иппотерапии на нервно-мышечный аппарат организма детей со спастической диплегией

А.С. Волокитин, А.А. Бруйков, А.В. Гулин

ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», г.Липецк, Российская Федерация

Проведено сравнительное изучение влияния иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой на функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата у 40 детей младшего школьного возраста с диагнозом: детский церебральный паралич в форме спастической диплегии.

Как показали исследования, после проведения процедур иппотерапии, латентное время двигательной реакции на свет правой и левой рукой сокращалось, соответственно, на 10,5% и 9,4%. Аналогичные результаты были получены и при подаче звуковых раздражений.

При анализе полученных данных выявили, что иппотерапия по сравнению с классическим массажем и лечебной гимнастикой в два раза эффективнее повлияла на развитие подвижности в локтевых суставах, способствовала уменьшению дефицита активного разгибания стопы в правом голеностопном суставе на 10,2%, а в левом - на 9,3% организма детей с церебральным параличом.

Показатели динамометрии правой и левой руки у этих детей значительно увеличились после воздействия иппотерапии, на 45,8% и 41,8%, соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности воздействия иппотерапии на организм детей со спастическими формами церебрального паралича.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, иппотерапия

Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) во многих странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и приводит к инвалидности 80% больных [1-3]. ДЦП - группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах [4,5]. Характерная особенность ДЦП - нарушение моторного развития ребёнка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений [6-8].

Спастическая диплегия одна из самых распространённых форм ДЦП, на которую приходится до 75% от всех остальных форм заболевания. Для этой формы характерно большее поражение мышц нижних конечностей [9]. У детей с ДЦП в форме спастической диплегии в раннем возрасте происходит формирование контрактур, которые приводят к нарушениям нормальной анатомической формы позвоночника и суставов, что в свою очередь, приводит совместно с отсутствием мотивации к занятиям лечебной физкультурой к непреодолимым препятствиям для восстановления нарушенных функций организма детей с ДЦП [10].

Решение этой проблемы достигается путём применения средств иппотерапии. Преимущество иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, ребёнок в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе поражённые болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у детей такую сильную, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям иппотерапии.

Таким образом, приведённые нами общие научные данные убеждают в необходимости проведения дальнейших исследований в области изучения влияния новых способов оздоровительно-профилактического воздействия на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) организма детей с ДЦП, в частности, иппотерапии. Всё это и послужило основанием для выбора цели исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.