Научная статья на тему 'Перевозки химических наливных грузов в танк-контейнерах: проблемы безопасности и особенности их транспортировки'

Перевозки химических наливных грузов в танк-контейнерах: проблемы безопасности и особенности их транспортировки Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2624
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / ХИМИЧЕСКИЕ НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ / ТАНК-КОНТЕЙНЕРЫ / ЭКОЛОГИЯ / ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / TRANSPORT SAFETY / CHEMICAL LIQUID CARGO / TANK CONTAINERS / ENVIRONMENT / TRANSPORT / ORGANIZATION FREIGHT

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Пономаренко М.А., Русинов И.А.

Танк-контейнером обычно называют специальный грузовой блок, который используется (то есть, специально предназначен) для транспортировки жидких и газообразных грузов. В большинстве случаев танк-контейнеры используются перевозчиками в системе мультимодальных перевозок, что обусловлено несомненным удобством конструкции данной транспортировочной емкости (так как при смене типа транспорта не требуется перегрузка (перелив) содержимого, что достаточно трудоемко, опасно и требует времени и дополнительных затрат). Вследствие этого, танк-контейнеры получили широкое распространение и стали использоваться в разных сферах, связанных с реализацией и транспортировкой химических веществ, различных типов топлива, а также различных жидких энергетических ресурсов. В данной статье рассмотрены отдельные аспекты перевозки химических наливных грузов в танк-контейнерах, в частности проблемы безопасности и особенности их транспортировки, а также иных вопросов, связанных с данной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT OF CHEMICAL LIQUID CARGOES IN TANK-CONTAINERS: SECURITY ISSUES AND ESPECIALLY THEIR TRANSPORTATION

Tank container, usually called a special cargo unit, which is used (i.e. specifically designed) for transporting liquid and gaseous cargoes. In most cases, tank-containers and carriers used in the system of multimodal transport, due to the undoubted convenience of the design of the transport containers (as when changing the type of transportation is not required to overload (overflow) content, which is quite time-consuming, dangerous and requires time and additional costs). Consequently, tank-containers became widespread and began to be used in different areas associated with sale and transportation of chemicals, different types of fuel and various liquid energy resources. This article considers some aspects of transportation of chemical liquid cargoes in tank containers, in particular security issues and peculiarities of their transportation and other issues connected with this sphere.

Текст научной работы на тему «Перевозки химических наливных грузов в танк-контейнерах: проблемы безопасности и особенности их транспортировки»

УДК 65

ПЕРЕВОЗКИ ХИМИЧЕСКИХ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ В ТАНК-КОНТЕЙНЕРАХ: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Пономаренко М.А., аспирант, кафедра коммерческой эксплуатации водного транспорта, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О.

Макарова», e-mail: maksgh@yandex.ru Русинов И.А., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Танк-контейнером обычно называют специальный грузовой блок, который используется (то есть, специально предназначен) для транспортировки жидких и газообразных грузов. В большинстве случаев танк-контейнеры используются перевозчиками в системе мультимодальных перевозок, что обусловлено несомненным удобством конструкции данной транспортировочной емкости (так как при смене типа транспорта не требуется перегрузка (перелив) содержимого, что достаточно трудоемко, опасно и требует времени и дополнительных затрат). Вследствие этого, танк-контейнеры получили широкое распространение и стали использоваться в разных сферах, связанных с реализацией и транспортировкой химических веществ, различных типов топлива, а также различных жидких энергетических ресурсов.

В данной статье рассмотрены отдельные аспекты перевозки химических наливных грузов в танк-контейнерах, в частности проблемы безопасности и особенности их транспортировки, а также иных вопросов, связанных с данной сферой.

Ключевые слова: безопасность перевозок, химические наливные грузы, танк-контейнеры, экология, транспорт, организация грузовых перевозок.

TRANSPORT OF CHEMICAL LIQUID CARGOES IN TANK-CONTAINERS: SECURITY ISSUES AND ESPECIALLY THEIR TRANSPORTATION

Ponomarenko M., the post-graduate student, Commercial Operation on Water Transport chair, FSEIHE «Admiral Makarov State University of

Maritime and Inland Shipping», e-mail: maksgh@yandex.ru Rusinov I., Doctor of Technical science, professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

Tank container, usually called a special cargo unit, which is used (i.e. specifically designed) for transporting liquid and gaseous cargoes. In most cases, tank-containers and carriers used in the system of multimodal transport, due to the undoubted convenience of the design of the transport containers (as when changing the type of transportation is not required to overload (overflow) content, which is quite time-consuming, dangerous and requires time and additional costs). Consequently, tank-containers became widespread and began to be used in different areas associated with sale and transportation of chemicals, different types offuel and various liquid energy resources.

This article considers some aspects of transportation of chemical liquid cargoes in tank containers, in particular security issues and peculiarities of their transportation and other issues connected with this sphere.

Keywords: transport safety, chemical liquid cargo, tank containers, environment, transport, organization freight.

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей1.

Перечень опасных грузов, перевозка которых в международном автомобильном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется по специальным разрешениям, утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. 2

Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в установленном порядке по так называемой разрешительной системе. 3

Транспортировка опасных и вредных химических грузов считается особым типом транспортировки со своей спецификой. Этот способ транспортировки стал развиваться относительно недавно и связан с оптимизацией затрат на грузоперевозки. Для работы с такими грузами требуется обязательный учет определенных моментов, среди которых важными являются:

• надежность применяемых танк-контейнеров;

• обязательная целостность используемых емкостей;

• соблюдение установленного режима температур;

• защита от повреждений и протечек в процессе эксплуатации;_

1 Перевозка опасных грузов : метод. указания / сост. : Н.В. Пень-шин, В.С. Горюшинский. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 64 с. - 100 экз

2 Межгосударственный стандарт ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957).

3 Перевозка опасных грузов : метод. указания / сост. : Н.В. Пеньшин, В.С. Горюшинский. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 64 с. - 100

• соблюдения условий безопасности при выгрузке и загрузке грузов;

• соблюдение ряда других требований.

Танк-контейнеры (цистерны) предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и ряда сыпучих продуктов. Танк-контейнер представляет собой контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов) и цистерны, оборудованной сливной арматурой и устройствами для осуществления разгрузки как под действием силы тяжести, так и под давлением.

Танк-контейнеры особенно удобны при перевозке в мульти-модальном сообщении с использованием нескольких видов транспорта (автомобиль, железная дорога, водный транспорт). Поскольку базовым транспортным модулем является 20 футовый контейнер (20'х8'х8'6»), груз в танк-контейнере можно перевозить без его пере-тарки при смене транспорта в отличие от перевозок в ж/д и авто цистернах. Это свойство танк-контейнеров обеспечивает сохранность и безопасность транспортировки грузов. Танк-контейнеры так же удобны для хранения жидкостей как на оборудованной территории (контейнерные терминалы), так и на необорудованной, поскольку они не требуют подготовленной площадки.

Продукты, рекомендованные к перевозке и хранению в танк-контейнерах:

• Пищевые продукты: спиртосодержащие жидкости (пиво, вино, коньяк, водка), пищевые масла, пищевые добавки, концентрированные фруктовые соки, минеральные воды, молоко и т.д.

• Промышленные продукты: нефть и нефтепродукты, масла и смазки, сжиженные газы, химические вещества, краски, солевые растворы, жирные кислоты, гранулированные и сыпучие вещества, сжиженные газы и пр.

В настоящее время, по мнению многих специалистов, «это наиболее безопасное и к тому же универсальное транспортное оборудование для перевозки жидкой химии на сегодня - танк-контейнер, чьи характеристики обусловлены его конструкцией». Единственная проблема при использовании такого подвижного состава заключается в инфраструктуре - нужны соответствующие заливные и сливные эстакады. Причем для работы с танк-контейнерами и

цистернами нужны разные эстакады. Кроме того, в России отсутствуют склады, способные принимать наливные грузы, привезенные в танк-контейнерах, недостаточное количество депо по ремонтам, тестированию, мойкам, прогреву и хранению танк-контейнеров.4

В классическом представлении танк-контейнер представляет собой вместительную металлическую цистерну, которая заключена в твердую каркасную раму. Ёмкость цистерны такого контейнера обычно лежит в пределах 25-35 куб.м., однако эти характеристики могут существенно отличаться. Еще одной важной частью цистерны выступает сливной механизм, который может предполагать как простой гравитационный слив содержимого, так и откачку жидкости под давлением с применением специальных насосов.

Отдельного внимания заслуживает система термоизоляции транспортного блока, так как жидкие и газообразные грузы часто предъявляют особенные требования к температурным условиям в процессе хранения и перевозки. Также нередко танк-контейнер оснащается дополнительным холодильным или нагревательным оборудованием.

Также определенные требования предъявляются к материалу, из которого изготавливается танк-контейнер. Чаще всего цистерну

производят из устоичивои к химическим воздействиям нержавеющей стали. Также важнейшим фактором, определяющим качество танк-контейнера, считается твердость рамы, которая должна соответствовать строгим стандартам ISO (Регламентация перевозки опасных грузов направлена на предотвращение, насколько это возможно, несчастных случаев с людьми либо причинения материального ущерба или ущерба окружающей среде, используемым перевозочным средствам или другим грузам ). Только в этом случае можно говорить о полностью безопасной перевалки и штабелировании блоков. 5

Как показывает статистика, применение танк-контейнеров значительно снижает затраты на перевозку в сравнении с транспортировкой жидкости того же объема в бочках: танк-контейнеры вмещают на 60% больше перевозимого продукта, занимая то же пространство и имея ту же стоимость перевозки. Танк-контейнеры можно использовать многократно, их конструкция обеспечивает экономичность и простоту использования.

Танк-контейнеры подразделяются на несколько типов, которые

4 Перспективная химия. ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В ТАНК-КОНТЕЙНЕРАХ СТАБИЛЬНО РАСТУТ (http://www.npktrans.ru/ Doc.aspx?CatalogId=653&docId=24866)

5 Рекомендации по ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ. Типовые правила. Том I Семнадцатое пересмотренное издание (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Нью-Йорк и Женева, 2011 год )

6 Схема контейнера 20 футов (20' TANK CONTAINER) (http:// www.oootis.com/tank-containers.html)

Рис. 1 - Схема танк-контейнера (пример)6

Tun Назначение

ИМО 0 пригодны к пер евозке не опа сных пищевых грузов,, не тр ебующих выгру зки под д авл ением (молоко, минер альные воды, растительные масла,неконцентрированные соки) емкость от 20 до 30 тысяч литров,толщина стенколбы цистерны-2 мм. Могут оснащаться ело ем теплоизоляции и пароподогревом.

1ШО 1 пригодны к перевозке всех видов наливных химических грузов. Емкость от 14 до 30 тысяч литров, толщина стен цистерны от4 до 7 мм, наличие верхнего слива зависит от х ар актер а груза. Раб оче е д авление колбы цистерны от 2,б 5 до 6 атмосфер. Могут оснащаться ело ем теплоизоляции и пароподогревом, а также электраподогревом.

ШО 2 пригодны к перевозке широкого спектра пшцеЕых продуктов,также имеющих класс опасностиихимических продуктов, допустимых к перевозке с нижним сливом. Емкость от21 до 30 тысяч литров,толщина стен цистерны отЗ до 4 мм. Рабочее давление колбыцистерны от 1,75 до 3 атмосфер Могут оснащаться ело ем теплоизоляции и пар опод огр евом, а также эл ектр оподогр евом.

Рис. 2 - Типы танк-контейнеров

Маркировка Значение Маркировки

Танк контейнер IMOO (по T-классификации Т1-Т6) подобная маркировка говорит о том, что блок предназначен для перевозки и хранения продуктов питания и неопасных грузов (вода, соки, молоко и т.д.)

Танк контейнер IM02 (по Т-классификации Т7-Т10) блок предназначен для транспортировки неопасных химических веществ

Танк контейнер IM01 (по Т-классификации Т11-Т22) - бытовая химия и т.д.) маркировка указывает на возможность транспортировки опасных химических веществ (кислоты, щелочи)

Танк контейнер IMOSO (по Т-классификации Т50) наиболее безопасная тара для хранения и перевозки сжиженного газа и других легковоспламеняющихся веществ, требующих соблюдения определенного давления в цистерне

Рис. 3 - Маркировка контейнеров-цистерн согласно международной системе

в свою очередь, означают пригодность к перевозке того или иного груза, что отражено ниже на рисунке.

Маркировка определяется особенностями стали, используемой для производства танк-контейнера, толщиной стенок и уровнем максимально допустимого давления внутри ёмкости. Однако ключевым параметром выбора транспортного блока должен стать тип веществ, которые предполагается хранить и перевозить в цистерне.

Основные способы погрузки и разгрузки танк-контейнеров отражены ниже на рисунках 5 и 6.

Выводы

1. Экономичность перевозок

Использование танк-контейнеров позволяет сэкономить на доставке груза, поскольку танк-контейнеры могут перевозиться на любом виде транспорта: автомобильном, морском, железнодорожном.

3. Проблемы экологии и безопасности

Использование танк-контейнеров при перевозке грузов позволяет сохранить первоначальное качество продукта в связи с отсутствием многочисленных переливов продукта и непосредственного

контакта с окружающей средой; избежать существенных потерь груза и средств при простое; доставлять товар потребителям «от двери до двери» практически без потерь и без ущерба окружающей среде.

4. Однако, несоблюдение норм и правил доставки опасных грузов, может привести к непредсказуемым последствиям.

Танк-контейнеры, предназначенные для перевозки некоторых опасных грузов, должны соответствовать определенным требованиям и стандартам безопасности.

Литература:

1. Материалы Интернет портала Отдела транспорта ЕЭК ООН (http://www.unece.org/trans/danger/danger.htm)

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957).

3. Организация перевозок грузов. Учебник; Академия - Москва, 2013. - 304 с.

4. Перевозка опасных грузов : метод. указания / сост. : Н.В.

Бочки Автоц нстерн ы/ железнодорожн ые цистерны Та н к-контеи н еры

^ Недостатки ЭД Недостатки ^ Преимущества

Эксплуатация 1.Бы_е стоимость самой бочки, пагр узо- разгрузачньк работ и хранения при сопоставлении объема с танк-контейнером, 2. Одноразовое использование 3. Хранение только на складе 1.Быстрый износ шасси 2.Дорогостояцве обслуживание 3. Необходимость перетарки 1. Транспортировка всеми видами транспорта 2. Различный объ-ёмтары 3. Удобство при погрузачно-р аз груз очных работах 4. Многоразовое использование 5. Удобный и быстрый слив жидкостей 6. Отсутствие необходимости перетарки 7. Удобное сервисное обслуживание В. Совместимость для перевозки различных грузов

Безопасность 1, Легко повреждаются 2. Часто протекают 1, Отсутствие защитной рамы 1. Максимальна безопасная конструкция

Хранение 1. Многократная обработка 2. Дорогостояцая маркировка 3. Необходимость большого склада для хранения 1. Нет возможности штабелирования 2. Необходимость большого склада для хранения 1. Хранение возможна на любых площадках 2. Штабелирование до б ярусов

Рис. 4 - Основные преимущества при перевозке наливных опасных грузов в танк-контейнерах

Рис. 5 - Основные схемы и способы загрузки танк-контейнеров для перевозки химических наливных грузов Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн

Пеньшин, В.С. Горюшинский ун-та, 2010. - 64 с. - 100 экз

5. Перевозка опасных грузов автотранспортом (комплект из 17 плакатов); Третий Рим - Москва, 2010. - 947 с.

6. Перспективная химия. Перевозки грузов в танк-контейнерах стабильно растут (http://www.npktrans.ru/Doc.aspx?CatalogId= 653&ёосЫ=24866)

7. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые прави-

ла. Том I Семнадцатое пересмотренное издание (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Нью-Йорк и Женева, 2011 год )

8. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила. Том I Семнадцатое пересмотренное издание (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Нью-Йорк и Женева, 2011 год).

9. Схема контейнера 20 футов (20' TANK CONTAINER) (http:// www.oootis.com/tank-containers.html).

Рис. 6 - Основные схемы и способы разгрузки танк-контейнеров для перевозки химических наливных грузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.