ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (61) 2019
УДК 656.22:656.078
Ю. И. Белоголов, Н. П. Асташков, В. А. Оленцевич
DOI: 10.26731/1813-9108.2019.1(61)102-111
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация Дата поступления: 17 ноября 2018 г.
УПРАВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
Аннотация. Перевозка грузов на железнодорожном транспорте занимает основное место в структуре перевозочного процесса. Железнодорожным транспортом перевозятся различные грузы, в том числе широкий перечень опасных. В условиях возрастающих потребностей железных дорог в перевозках важно обеспечить безопасность движения, бесперебойную работу всей инфраструктуры в целом и сохранность груза. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению транспортировки наливных грузов в вагонах-цистернах и контейнер-цистернах. Транспортировка нефти и нефтепродуктов за последние годы снизилась, однако объемы других грузов, например, кислот, химических продуктов и различных газов под давлением возросли. Поэтому роль конструктивных элементов и устройств, непосредственно размещаемых на подвижном составе, напольных устройствах и влияющих на безопасность перевозочного процесса, сложно переоценить. При транспортировке наливных грузов критически важные функции возлагаются на запорную и предохранительную арматуру, которой оборудован каждый вагон-цистерна или контейнер-цистерна. Широкий диапазон давлений, температур, агрессивность перевозимых сред, а также силы и нагрузки возникающие в процессе транспортировки предъявляют высокие эксплуатационные требования к соединениям затворов предохранительной и запорной арматуры. В качестве герметизирующих соединений могут применяться полимерные и/или металлические элементы. В последние годы широкое применение в уплотнительной технике находят тонкостенные элементы. Затворы с тонкостенными оболочечными элементами в качестве уплотнений особенно целесообразны, когда применение полимерных материалов ограничено условиями эксплуатации, а притертых соединений - термоциклирова-нием. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с применением тонкостенных металлических оболочечных элементов в арматуре на железнодорожном транспорте и методике их расчета. Следует отметить сложность определения рациональных геометрических размеров рассматриваемых металлических оболочечных элементов. Особенно это касается динамического (ударного) нагружения, когда динамическая нагрузка (максимальная) не известна, что является основным сдерживающим фактором применения таких уплотнений.
Ключевые слова: управление перевозочным процессом, безопасность движения, вагон-цистерна, контейнер-цисцерна, трубопроводная арматура, тонкостенные уплотнения.
Yu. I. Belogolov, N. P. Astashkov, V. A. Olentcevich
Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation Received: November 17, 2018
MANAGING AND IMPROVING THE SAFETY OF THE TRANSPORTATION PROCESS WHEN TRANSPORTING LIQUID BULK CARGOES
Abstract. Transporting goods by rail is the main place in the structure of the transportation process. Rail transport handles a variety of goods, including a wide range of dangerous goods. With the increasing needs of railway transportation, it is important to ensure traffic safety, cargo safety and uninterrupted operation of the entire infrastructure as a whole. At present, there has been a tendency to increase the transportation of liquid bulk cargo in tank cars and container tanks. Transportation of oil and oil products has decreased in recent years, however, the volumes of other goods, for example, acids, chemical products and various gases under pressure have increased. Therefore, the role of structural elements and devices placed directly on the rolling stock, outdoor devices and affecting the safety of the transportation process is difficult to overestimate. When transporting liquid bulk cargoes, critical functions are assigned to the shut-off and safety fittings with which each tank car or tank container is equipped. A wide range ofpressures, temperatures, aggressiveness of the transported media, as well as the forces and loads arising during transportation impose high performance requirements on the connections of the valves of the safety and stop valves. Polymeric and / or metallic elements can be used as sealing compounds. In recent years, thin-walled shell elements have been widely used in sealing technology. The use of thin-walled shell elements is especially advisable when the use ofpolymer elements is impossible due to operating conditions, and the use of ground-in flat or conical connections is irrational due to thermal cycling. The article focuses upon the consideration of issues related to the use of thin-walled metal shell elements in valves in railway transport and the method of their calculation. It should be noted the difficulty of determining the rational geometrical dimensions of the considered metal shell elements under shock loading conditions with an indefinite maximum dynamic load, which is the main limiting factor of their application. The main conclusions are provided at the end of the article.
Keywords: traffic management, traffic safety, tank cars, pipe fittings, thin-walled seals.
102
© Ю. И. Белоголов, Н. П. Асташков, В. А. Оленцевич, 2019
Транспорт
Modern technologies. System analysis. Modeling, 2019, vol 61, no. 1
Введение
Организация и управление перевозочным процессом неразрывно связаны с совершенствованием и разработкой новых технических и технологических решений, направленных на обеспечение безопасности, особенно при движении поездов.
За последнее время объемы по транспортировке грузов, погрузка которых осуществляется наливом, например, в вагоны-цистерны и контейнер-цистерны, возросли.
Ежегодно объем средств, инвестируемых в развитие и техническое оснащение парка вагонов-цистерн и контейнер-цистерн, на железнодорожном транспорте растет, что чаще всего связано с активным списанием устаревших (в соответствии с Приказом Минтранса России от 25 декабря 2015 г. № 382, ограничивающим эксплуатацию не модернизированных вагонов-цистерн), производством конструкций нового поколения, а также разработкой новых месторождений.
Согласно статистике Научно-
производственной корпорации «Объединенная вагонная компания» производство вагонов-цистерн (в том числе нового поколения) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилось почти в 2 раза, а в середине 2018 г. еще на 20 %.
Научно-производственная корпорация
«Уралвагонзавод» планирует нарастить производство контейнер-цистерн для перевозки кислот, химических продуктов и других опасных грузов до 300 ед. в год.
Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов в 2010-2016 гг. снизились, однако возросла потребность в перевозке газообразных грузов.
В конструктивном исполнении каждый из таких вагонов-цистерн или контейнер-цистерн оборудован трубопроводной арматурой (ТПА), на которую возлагаются критически важные функции (безопасность погрузки, транспортировки и разгрузки). ТПА как техническое устройство устанавливается на трубопроводах, оборудовании и емкостях и предназначена для управления потоком рабочей жидкости.
Широкое применение ТПА, в том числе и на железнодорожном транспорте, определило ряд требований, предъявляемых к ее надежности, массо-габаритным параметрам, рабочим давлениям и температурам.
В функциональном отношении на железнодорожном транспорте широко используются запорная арматура, обеспечивающая перекрытие потока рабочей среды с необходимой герметичностью, и предохранительная, которая обеспечивает
автоматическое перекрытие при появлении недопустимого повышения давления.
ТПА повсеместно используется как в напольном оборудовании, так и на подвижном составе (например, вагоны-цистерны и контейнер-цистерны).
Руководствуясь изложенным, следует отметить, что в условиях возрастающих объемов перевозок, в частности в вагонах-цистернах, особенно важно, чтобы обеспечивалась безопасность перевозочного процесса. В вагонах-цистернах и контейнер-цистернах перевозятся различного рода опасные грузы (газ, легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые, едкие и коррозийные вещества), в связи с чем применяемая арматура должна отвечать требованиям стандартов, правил перевозки жидких грузов наливом и другим нормативным документам.
В связи с транспортировкой достаточно агрессивных рабочих сред, давление и температура которых колеблются в широком диапазоне, сопрягаемые элементы (седло и золотник, фланцевые соединения) уплотнительного соединения (УС) должны обеспечивать требуемый уровень герметичности.
Повышение эксплуатационных требований к проектируемым конструкциям УС, которые должны обеспечивать высокий уровень безопасности при транспортировке, неразрывно связано с типами применяемых соединений («металл - металл», «металл - полимер»). Материалы, из которых выполняется «седло» и «золотник» затвора клапана должны быть коррозионностойкими и инертными [1].
Следует отметить, что согласно стандарту AAR M-1102 (Приложение А), разработанному Американской ассоциацией «Association of American Railroads» (AAR), основное требование к вагонам-цистернам - выносливость, «... конструкция должна выдерживать перегрузки (ускорения) в 20 раз превышающие ускорение силы тяжести, оставаясь при этом безотказной и отвечать заданным требованиям герметичности» [1].
На Российских железных дорогах требования к запорной и предохранительной арматуре устанавливаются рядом государственных стандартов, например:
- ГОСТ Р 51659-2000 «Вагоны-цистерны магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия»;
- ГОСТ 9544-2015 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов» и другими нормативными документами.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (61) 2019
Все нормы и правила, применяемые в настоящее время при перевозке грузов наливом в вагонах-цистернах направлены на обеспечение заданной герметичности арматуры в независимости от рабочей среды, давлений и температуры.
Например, арматура, используемая в вагонах-цистернах для перевозки сжиженных газов (в отличие от других рабочих сред) эксплуатируется при высоких рабочих давлениях - 1,5-2,0 МПа. В вагонах-цистернах, в которых перевозятся такие среды, в связи с высоким классом ответственности применяется целый комплекс предохранительных устройств. Одним из таких устройств является скоростной клапан, задача которого - автоматически перекрыть поток рабочей среды в случае нарушения целостности подающей магистрали.
В связи с этим требования к эксплуатируемой арматуре дополняются еще и динамическими (ударными) нагрузками в области уплотняемой зоны.
Постановка задач расчета уплотнений
К задачам расчета уплотняемой зоны, где происходит перекрытие потока рабочей среды, можно отнести следующие:
1. Динамический расчет «седла» клапана, с учетом ограничения стэкв < оайт.
2. Проверочный расчет «седла» клапана с учетом действующего давления рабочей среды и ограничения стЭкВ < аайт.
3. Проектный расчет «седла» фланцевого уплотнительного соединения с учетом ограничения °экв < °аЛт.
Во всех трех задачах стэкв - эквивалентные напряжения, возникающие в «седле», а оаЛт -допускаемые напряжения.
Следует отметить, что при постановке перечисленных задач, принималось следующее допущение - динамические (ударные) нагрузки, возникающие в момент перекрытия потока рабочей среды выше, чем действие давления рабочей среды на клапан в закрытом состоянии. Поэтому динамический расчет «седла» с одновременным действием давления рабочей среды на него в отдельную задачу не выделялся.
Применение соединений типа «металл - металл», где в качестве герметизирующих элементов выступают, например, «золотник» и тонкостенный элемент, имеет ряд преимуществ (оболочка, пластина) [2] по сравнению с другими типами соединений. Дело в том, что использование притертых уплотнительных соединений нерационально вследствие термоциклирования, т. е. потери геометрических параметров уплотнительных поверх-
ностей в результате чего происходит возрастание составляющей усилия герметизации.
По этой и ряду других причин в уплотни-тельной технике [2] уже давно существует направление, где рассматриваются тонкостенные элементы в качестве уплотнений (рис. 1).
б
Рис. 1. Тонкостенные уплотнения:
а - с оболочечным элементом; б - с пластинчатым элементом
Использование тонкостенных оболочечных и / или оболочечно-пластинчатых элементов в УС позволяет обеспечить равномерное распределение усилия герметизации по периметру в зоне уплотнения, независимо от коробления элементов затвора («золотника», «седла»), снизить технологические требования к точности монтажа и сборки.
Широкое применение таких уплотнений в настоящее время сдерживается сложностью расчета их рациональных геометрических размеров, особенно в условиях динамических (ударных) нагрузок.
В процессе проектирования возникает задача выбора размеров (например, толщины) тонкостенного элемента. Данное обстоятельство порождает задачу невозможности определения динамической силы, возникающей в момент срабатывания клапана, так как она зависит от жесткостных параметров уплотнения, которые определяются модулем упругости и геометрическими размерами тонкостенного уплотнения.
Экспериментальный подбор размеров тонкостенного элемента связан со значительными трудо-временными и финансовыми затратами.
а
Транспорт
оо оо I
Modern technologies. System analysis. Modeling, 2019, vol 61, no. 1
Параметры рабочей среды
Рис. 2. Пути совершенствования тонкостенных уплотнений
На рис. 2 представлена схема взаимосвязи заданных и проектируемых параметров УС, на которой определены пути совершенствования УС с использованием тонкостенных элементов.
Представленная схема составлена на основании проведенных исследований [4-15], которые позволили сделать следующие основные выводы:
1. Динамическое (ударное) нагружение тонкостенного элемента зависит не от выбранного привода, а от кинематической энергии, которую необходимо снижать, не забывая при этом о требованиях по быстродействию затвора.
2. Необходимо обеспечить наименьшую жесткость оболочечного элемента УС с соблюдением ограничения по допускаемым напряжениям.
3. Стремиться к снижению угла конусности «золотника» с соблюдением ограничения по его затормаживанию.
Методика расчета тонкостенных
металлических уплотнений
Инженерная методика и практические рекомендации по ее применению для УС с тонкостенными металлическими элементами уже рассматривались [4-15].
Кроме того, представленное аналитическое решение задач определения рациональных геометрических размеров анализировалось как для клапана, так и для фланцевого УС. Решение задачи определения рациональных геометрических размеров (толщин) можно осуществлять как с учетом динамических (ударных) нагрузок, так и с учетом давления в затворе (рис. 3).
а
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (61) 2019
б
Рис. 3. Расчетная схема:
а - клапана; б - фланцевого уплотнительного соединения
Максимальная динамическая нагрузка определяется выражением
пенсирующая отклонения формы элементов УС; сг - приведенная жесткость штока клапана; с2 -радиальная жесткость тонкостенного металлического оболочечного элемента; а - половина угла при вершине конуса; ф - угол трения УС [4].
Внешние силы для тонкостенной оболочки определяются из выражений
Т =
F
st
;Q =
F
st
Fdin = Fst + ^Fs2t + 2(EK + Еф)(с1 + C2tgatg(a + ф)),
где Fst - статическая сила, возникающая в момент контакта «золотника» и «седла»; Ек - кинетическая энергия приводной части; Еф - энергия, ком-
2пг0' х 2пг0tg(a + ф)' где Тз1: - интенсивность осевой силы; Qst - интенсивность радиальной силы; г0 - радиус образующей.
Статическая сила ^ в зависимости от рассматриваемого УС, может являться:
- статической силой, действующей в клапанном УС со стороны золотника на седло в момент посадки (рис. 3, а);
- статическим усилием во фланцевом УС (рис. 3, б).
Следует отметить, что в клапанном УС для обеспечения прочности тонкостенного элемента, определяющим параметром является максимальная динамическая ударная нагрузка РйЫ, обусловленная кинетической энергией подвижных частей и приведенной жесткостью клапана, поэтому при прочностном расчете тонкостенного элемента клапанного УС учитывалась именно Раы.
Алгоритм расчет тонкостенных
металлических уплотнений
В целом алгоритм расчета тонкостенного металлического оболочечно-пластинчатого «седла» клапана представлен на рис. 4-6, а «седла» фланцевого УС на рис. 7-9.
Алгоритмы условно разделены на три основные части:
- расчет жесткостных параметров;
- расчет прочностных параметров;
- расчет рациональных геометрических размеров.
Рис. 4. Определение жесткостных параметров
Транспорт
Modern technologies. System analysis. Modeling, 2019, vol 61, no. 1
Рис. 5. Определение прочностных параметров
Рис. 6. Расчет рациональных геометрических размеров
Рис. 7. Определение жесткостных параметров
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (61) 2019
Определение напряжений для оболочки и (^пластины
Определение эквивалентных напряжений для
оболочки и (7) пластины
Для оболочки: о . (И , И , х), х.о.тт о р
а (к , /| , х), я, . (И , И , х), х.о.тах а р ' г.о.тш о р "
« (II , Л , X).
ио.таху о р '
Для пластины: я . (И , И , г ), ^ г.р.тшу о р р
я (И , А , г ), я, . (к , И , г ), г.р.тих о р р г.р.ппп о' р р
я, (Ь ,Н ,г ). г.р.тих у о р р'
Для оболочки:
я . (к , к , х), о (Л , Л , х).
jKe.tt.min' о р 1кв.о.тих о р '
Для пластины:
<т . (к , к , г ), а (И , к , г ).
жи.р.тт 1 о р р жв.р.тах* и р р
Рис. 8. Определение прочностных параметров
Рис. 9. Расчет рациональных геометрических размеров
Транспорт
Modern technologies. System analysis. Modeling, 2019, vol 61, no. 1
Рис. 10. Схемы разгруженных клапанов
Примечание. Он - характерные размеры неразгруженной части; Ор - характерные размеры разгружающей части; Бш - диаметр штока; ¥пр - усилие со стороны привода; БЫ - номинальный диаметр; рр - рабочее давление; дгер - интенсивность нагрузки.
Вторая часть алгоритма для фланцевого УС (рис. 8) значительно проще, так как в отличие от расчета клапана в ней не производится расчет на динамические (ударные) нагрузки.
Для автоматизации расчетов могут быть применены различные математические системы (например, PTC MachCAD), позволяющие не только сократить временные затраты, а также выводить промежуточные результаты с построением графиков, что «на практике» оказывается достаточно полезным.
Разработанная методика расчета рациональных размеров «седла» клапана, работающего в условиях ударного нагружения при неопределенной максимальной динамической нагрузке, позволяет обеспечить непревышение допускаемых напряжений в тонкостенном «седле».
Кроме того, в настоящее время еще одним перспективным направлением является применение разгруженных клапанов (рис. 10) [16].
Выводы
В настоящее время в вагонах-цистернах в качестве предохранительной арматуры нашли
применение клапаны с разрывными мембранами и стрежнями, а также другие конструкции, где используются предохранительные устройства разового срабатывания.
Основным недостатком таких конструкций является использование устройств разового срабатывания и ведет к дополнительным трудо-временным и финансовым затратам.
В качестве альтернативного направления в области герметизации, повышения управляемости и обеспечения безопасности - неотъемлемых составляющих перевозочного процесса при транспортировке наливных грузов, предлагается использовать тонкостенные металлические оболо-чечно-пластинчатые элементы в затворах клапанов, позволяющих снизить приведенную жесткость УС и динамические нагрузки. Это помогает выполнить седло более тонкостенным, что в свою очередь ведет к снижению требуемого усилия герметизации и массо-габаритных характеристик привода, позволяет спрогнозировать рост ресурса клапана.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Современные технологии. Системный анализ. Моделирование № 1 (61) 2019
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Greg Johnson Арматура для железнодорожных цистерн // Арматуростроение. 2014. № 5 (49). С. 60-64.
2. Долотов А.М. Уплотнительные соединения с использованием тонкостенных элементов / Долотов А.М., Гозбенко В.Е., Белоголов Ю.И. ; Иркут. гос. ун-т путей сообщ. Иркутск, 2011. с. 72 с. Деп. в ВИНИТИ 22. 11. 2011, № 508-В2011.м.
3. Уплотнения и уплотнительная техника : справочник / Л.А. Кондаков, А.И. Голубев и др. М.: Машиностроение, 1994. 448
с.
4. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Напряженно-деформированное состояние тонкостенного клапанного седла пониженной жесткости // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4 (32). С. 62-65.
5. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Определение жесткостных характеристик оболочечно-пластинчатого седла клапана // Трубопроводный транспорт: теория и практика. М. : ОАО ВНИИСТ, 2013. № 3 (37). С. 32-37.
6. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Определение перемещений в оболочечно-пластинчатом седле клапана // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 2 (18). С. 22-28.
7. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Снижение динамических нагрузок при ударном нагружении оболочечного седла клапана // Решетневские чтения : материалы XV Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генеральн. конструктора ракетно-космич. систем акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2011. Ч. 1. 430 с.
8. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Оптимизация геометрических параметров тонкостенного седла клапана пониженной жесткости // Проблемы механики современных машин : материалы V междунар. конф. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2012. Т. 2. 272 с.
9. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Совершенствование конструкции клапана с тонкостенным уплотнительным элементом // Безопасность регионов - основа устойчивого развития : третья междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2012. 243 с.
10. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Пути совершенствования клапанных уплотнительных соединений с оболочечными седлами // Енерго-та ресурсозберггакга технологи при експлуатацй машин та устаткування : матер1али 4-о! м1жвузш. науково-техшчно! конференцп викладач1в, молодих вчених та студенпв. М. ; Донецьк, 2012. С. 87-88.
11. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Математическая модель оболочечного седла пониженной жесткости // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генеральн. конструктора ракетно-космич. систем акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2012. Ч. 1. 458 с.
12. Герасимов С.В., Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Математическая модель динамического нагружения двухседельного клапана // Тр. Братск. гос. ун-та. Сер.: Естественные и инженерные науки. 2012. Т. 1. С. 126-129.
13. Расчет седла уплотнительного соединения, нагруженного затвором и давлением герметизируемой среды / С.В. Герасимов и др. // Механики XXI веку. 2012. № 11. С. 106-111.
14. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Снижение динамических нагрузок при ударном нагружении оболочечного седла клапана // Проблемы транспорта Восточной Сибири. Иркутск, Изд-во ИрГУПС, 2011. С. 145-148.
15. Долотов А.М., Белоголов Ю.И. Жесткостная модель оболочечно-пластинчатого седла // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 2 (38). С. 107-110.
16. Белоголов Ю.И. Компенсация усилий, действующих на затвор со стороны герметизируемой среды // Проблемы транспорта Восточной Сибири. Иркутск, 2012. С. 124-128.
REFERENCES
1. Johnson G. Armatura dlya zheleznodorozhnykh tsistern [Valves for Railway Tanks]. Mezhotraslevoi zhurnal Armaturostroenie [Valve Industry Magazine]. Moscow: Armlnfo Non-Profit Partnership Publ., 2014, No. 5 (49), pp. 60-64.
2. Dolotov A.M., Gozbenko V.E., Belogolov Yu.I. Uplotnitel'nye soedineniya s ispol'zovaniem tonkostennykh element [Sealing joints using thin-walled elements]. Irkutsk State Transport University. Irkutsk, 2011, 72 p.: ill. 78. Bibliogr. of 87 items. Rus. Dep. in VINITI 22. 11. 2011, No. 508-V2011.m
3. Kondakov L.A., Golubev A.I., Gordeev V.V. et al. Uplotneniya i uplotnitel'naya tekhnika: Spravochnik [Sealing devices and sealing technology: A Handbook]; In Golubev A.I., Kondakov L.A. (gen. ed.). 2-e ed., revised and corrected. Moscow: Mashinostroenie Publ., 1994, 448 p.: ill. ISBN 5-217-02410-0.
4. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Napryazhenno-deformirovannoe sostoyanie tonkostennogo klapannogo sedla ponizhennoi zhestkosti [Stress-strain state of a thin-walled valve seat of reduced rigidity]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling]. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2011. No. 4 (32), pp. 62-65.
5. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Opredelenie zhestkostnykh kharakteristik obolochechno-plastinchatogo sedla klapana [Determination of stiffness characteristics of a shell-plate valve seat]. Truboprovodnyi transport: teoriya ipraktika [Pipeline transportation: theory and practice]. Moscow: OAO VNIIST Publ., 2013, No. 3 (37), pp. 32-37.
6. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Opredelenie peremeshchenii v obolochechno-plastinchatom sedle klapana [Determination of displacements in the shell-plate valve seat]. Sistemy. Metody. Tekhnologii [Systems. Methods. Technologies]. Bratsk: BrSU Publ., 2013. No. 2 (18), pp. 22-28.
7. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Snizhenie dinamicheskikh nagruzok pri udarnom nagruzhenii obolochechnogo sedla klapana [Reduction of dynamic loads under shock loading of the shell valve seat]. Reshetnevskie chteniya. Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati general'nogo konstruktora raketno-kosmicheskikh sistem akademika M.F. Reshetneva (10-12 noyabrya 2011, g. Krasnoyarsk) [Reshetnev Readings. Proceedings of the XV International Scientific Conference dedicated to the memory of M.F. Reshetnev, Academy Member, the General Designer of Rocket and Space Systems, (November 10-12, 2011, Krasnoyarsk)]: in 2 parts. In Loginov Yu. Yu. (gen. ed.); Sib. State Aerospace Un-ty. Krasnoyarsk, 2011. Part 1, 430 p.
Транспорт
Modern technologies. System analysis. Modeling, 2019, vol 61, no. 1
8. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Optimizatsiya geometricheskikh parametrov tonkostennogo sedla klapana ponizhennoi zhestkos-ti [Optimization of geometrical parameters of a thin-walled valve seat of reduced rigidity]. Problemy mekhaniki sovremennykh mashin: Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii [Problems of the Mechanics ofModern Machines: Proceedings of the V International Conference]. Ulan-Ude: VSGUTU Publ., 2012. Vol. 2, 272 p., il.
9. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Sovershenstvovanie konstruktsii klapana s tonkostennym uplotnitel'nym elementom [Improving the design of the valve with a thin-walled sealing element]. Tret'ya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Bezopas-nost' regionov - osnova ustoichivogo razvitiya» [Third International Scientific and Practical Conference "The security of the regions is the basis of sustainable development'"]. Irkutsk: IrGUPS (12-15 September), 2012, 243 p.
10. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Puti sovershenstvovaniya klapannykh uplotnitel'nykh soedinenii s obolochechnymi sedlami [Ways to Improve Valve Sealing Joints with Shell Seats]. Energo-ta resursozberigayuchi tekhnologii pri ekspluatatsii mashin ta ustat-kuvannya: Ma-teriali 4-oi mizhvuzivs'koi naukovo-tekhnichnoi konferentsii vikladachiv, molodikh vchenikh ta studentiv [Energy and resource-saving technologies in the operation of machinery and equipment: Proceedings of the 4th Inter-University Scientific and Technical Conference of teachers, young scientists and students]. Donetsk: 2012, pp. 87-88.
11. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I.. Matematicheskaya model' obolochechnogo sedla ponizhennoi zhestkosti [Mathematical model of the shell seat of low rigidity]. Reshetnevskie chteniya. Materialy XVI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi pa-myati general'nogo konstruktora raketno-kosmicheskikh sistem akademika M.F. Reshetneva [Reshetnev Readings. Proceedings of the XVI International Scientific Conference dedicated to the memory of M.F. Reshetnev, Academy Member, the General Designer of Rocket and Space Systems]. (November 7-9, 2012, Krasnoyarsk): in 2 parts. In Loginov Yu. Yu. (gen. ed.); Sib. State Aerokospace Un-ty. Krasnoyarsk, 2012. Part 1, 458 p.
12. Gerasimov S.V., Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Matematicheskaya model' dinamicheskogo nagruzheniya dvukhsedel'nogo klapana [Mathematical model of dynamic loading of a double-seat valve]. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye i inzhenernye nauki [Proceedings of Bratsk State University. Series: Natural and Engineering Sciences]. Bratsk: BrSU Publ., 2012. Vol. 1, pp. 126-129.
13. Gerasimov S.V., Dolotov A.M., Belogolov Yu.I., Saakyan K.G. Raschet sedla uplotnitel'nogo soedineniya, nagruzhennogo zat-vorom i davleniem germetiziruemoi sredy [Calculation of the seat of the sealing joint, loaded with the shutter and pressure of the sealed medium]. MekhanikiXXIveku [Mechanicians of theXXIcentury]. Bratsk: BrSU Publ., 2012. No. 11, pp. 106-111.
14. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Snizhenie dinamicheskikh nagruzok pri udarnom nagruzhenii obolochechnogo sedla klapana [Reduction of dynamic loads under shock loading of the shell valve seat]. Problemy transporta Vostochnoi Sibiri [Problems of Transport of Eastern Siberia]. Irkutsk, IrGUPS Publ., 2011, pp. 145-148.
15. Dolotov A.M., Belogolov Yu.I. Zhestkostnaya model' obolochechno-plastinchatogo sedla [The rigid model of the shell-plate saddle]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling]. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2013. No. 2 (38), pp. 107-110.
16. Belogolov Yu.I. Kompensatsiya usilii, deistvuyushchikh na zatvor so storony germetiziruemoi sredy [Compensation of the forces acting on the closure from the side of the sealed medium]. Problemy transporta Vostochnoi Sibiri [Problems of Transport of Eastern Siberia]. Irkutsk: IrGUPS Publ., 2012, pp. 124-128.
Информация об авторах
Authors
Белоголов Юрий Игоревич - к. т. н., доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, email: pr-mech@mail.ru
Асташков Николай Павлович - к. т. н., доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, email: astashbir@rambler.ru
Оленцевич Виктория Александровна - к. т. н., доцент, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: olencevich_va@irgups.ru
Yurii Igorevich Belogolov - Ph.D. in Engineering Science, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: pr-mech@mail.ru
Nikolai Pavlovich Astashkov - Ph.D. in Engineering Science, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: astash-bir@rambler.ru
Viktoriya Aleksandrovna Olentsevich - Ph.D. in Engineering Science, Associate Professor, Irkutsk State Transport University, Irkutsk, e-mail: olencevich_va@irgups.ru
Для цитирования
For citation
Белоголов Ю. И. Управление и повышение безопасности перевозочного процесса при транспортировке наливных грузов / Ю. И. Белоголов, Н. П. Асташков, В. А. Оленцевич // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. -2019. - Т. 61, № 1. - С. 102-111. - DOI: 10.26731/1813-9108.2019.1(61).102-111
Belogolov Yu. I., Astashkov N. P., Olentsevich V. A. Upravlenie i povyshenie bezopasnosti perevozochnogo protsessa pri trans-portirovke nalivnykh gruzov [Managing and improving the safety of the transportation process when transporting liquid bulk cargoes]. Sovremennyye tekhnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovaniye [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2019, Vol. 61, No. 1, pp. 102-111. DOI: 10.26731/1813-9108.2019.1(61).102-111