Научная статья на тему '«Перевоспитать в наикратчайший срок»: школы, клубы и библиотеки в спецпоселках Коми автономной области в 1930-е годы'

«Перевоспитать в наикратчайший срок»: школы, клубы и библиотеки в спецпоселках Коми автономной области в 1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / "БЫВШИЕ КУЛАКИ" / СПЕЦПОСЕЛКИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ШКОЛЫ / КЛУБЫ / БИБЛИОТЕКИ / FORCED SETTLERS / "FORMER KULAKS" / SPECIAL SETTLEMENTS / IDEOLOGICAL WORK / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / SCHOOLS / CLUBS / LIBRARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игнатова Н.М.

В статье рассматривается организация культурно-просветительской и идеологической работы в спецпоселках Республики Коми в 1930-е гг., куда были высланы в административном порядке на спецпоселение раскулаченные«бывшие кулаки» из районов сплошной коллективизации. Уделено внимание формированию кадров, снабжению книгами, периодической печатью, радиофикации спецпоселков, вопросам финансирования учреждений. Сделан вывод о том, что главной целью перевоспитания спецпереселенцев в «активных строителей социалистического общества» было повышение производи тельности труда и закрепление спецпереселенцев на лесозаготовительных работах в спецпоселках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Игнатова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RE-EDUCATE IN THE SHORTEST TIME POSSIBLE": SCHOOLS, CLUBS AND LIBRARIES IN SPECIAL SETTLEMENTS OF THE KOMI AUTONOMOUS REGION IN THE 1930-s

The paper deals with the organization of cultural, educational and ideological work in special settlements of the Komi Republic in the 1930s, which the dispossessed ("former kulaks") were deported to by administrative order for settling from the areas of complete collectivization. The main ideological task facing the cultural and educational institutions in the special settlements was the ideological re-education of the forced settlers in the workers of Communist labor. Most of the work on re-education was performed by school. Clubs and libraries also played an important role in the cultural and ideological work. In the course of work it was possible to identify the unique archival documents, revealing the work of the red corners, clubs, village libraries and reading-rooms and schools in special settlements. Attention is paid to the public tasks of cultural and educational institutions in the special settlements, formation of personnel, supplies of books, periodicals, radio broadcasting. Particular attention is paid to the work of schools and clubs. The conclusion is made that the enforcement measures in relation to special settlers and their labour exploitation were covered with slogans of reformation them in the “builders of socialism”.

Текст научной работы на тему ««Перевоспитать в наикратчайший срок»: школы, клубы и библиотеки в спецпоселках Коми автономной области в 1930-е годы»

УДК 947:343.412«193»(470/13)

«ПЕРЕВОСПИТАТЬ В НАИКРАТЧАЙШИЙ СРОК»: ШКОЛЫ, КЛУБЫ И БИБЛИОТЕКИ В СПЕЦПОСЕЛКАХ КОМИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1930-е ГОДЫ

Н.М. ИГНАТОВА

Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

ignatova11@rambler.ru

В статье рассматривается организация культурно-просветительской и идеологической работы в спецпоселках Республики Коми в 1930-е гг., куда были высланы в административном порядке на спецпоселение раскулаченные «бывшие кулаки» из районов сплошной коллективизации. Уделено внимание формированию кадров, снабжению книгами, периодической печатью, радиофикации спецпоселков, вопросам финансирования учреждений. Сделан вывод о том, что главной целью перевоспитания спецпереселенцев в «активных строителей социалистического общества» было повышение производительности труда и закрепление спецпереселенцев на лесозаготовительных работах в спецпоселках.

Ключевые слова: спецпереселенцы, «бывшие кулаки», спецпоселки, идеологическая работа, культурно-просветительская работа, школы, клубы, библиотеки

N.M. IGNATOVA. "RE-EDUCATE IN THE SHORTEST TIME POSSIBLE": SCHOOLS, CLUBS AND LIBRARIES IN SPECIAL SETTLEMENTS OF THE KOMI AUTONOMOUS REGION IN THE 1930-s

The paper deals with the organization of cultural, educational and ideological work in special settlements of the Komi Republic in the 1930s, which the dispossessed ("former kulaks") were deported to by administrative order for settling from the areas of complete collectivization. The main ideological task facing the cultural and educational institutions in the special settlements was the ideological re-education of the forced settlers in the workers of Communist labor. Most of the work on re-education was performed by school. Clubs and libraries also played an important role in the cultural and ideological work. In the course of work it was possible to identify the unique archival documents, revealing the work of the red corners, clubs, village libraries and reading-rooms and schools in special settlements. Attention is paid to the public tasks of cultural and educational institutions in the special settlements, formation of personnel, supplies of books, periodicals, radio broadcasting. Particular attention is paid to the work of schools and clubs. The conclusion is made that the enforcement measures in relation to special settlers and their labour exploitation were covered with slogans of reformation them in the "builders of socialism".

Keywords: forced settlers, "former kulaks", special settlements, ideological work, cultural and educational activities, schools, clubs, libraries

Изучение создания и деятельности культурно-просветительских и образовательных учреждений для спецпереселенцев, высланных в ходе принудительных миграций, в современных условиях меняющейся социальной реальности приобретает важное значение. Несмотря на то, что одним из главных назначений школ, клубов и библиотек в спецпоселках было проведение идеологической работы, эти учреждения также занимались просветительской и образовательной деятельностью, что способствовало адаптации людей, оторванных от привычных условий жизни.

Исследование культурного обслуживания спецпереселенцев на современном этапе, как правило, ограничивается изучением создания системы школьного образования [1], клубам и библиотекам в спецпоселках уделяется крайне мало внимания. Несмотря на то, что школа была стержнем политико-воспитательной работы, клубным учреждениям выделялась важная роль в деле идеологического перевоспитания спецпереселенцев. Основной задачей культурно-просветительских учреждений в 1930-е гг. становится коммунистическое воспитание трудящихся. Более 40 тыс. крестьян с семьями, админи-

стративно высланные в ходе коллективизации из центральных районов страны в 1930-1931 гг. в Коми автономную область (1929-1936 гг. - Коми автономная область Северного края, 1936-1991 гг. -Коми АССР, с 1991 г. - Республика Коми) и имевшие статус спецпереселенцев-«бывших кулаков», были предметом особо пристального внимания в рамках идеологической работы.

Коми областной отдел народного образования (ОбОНО) 5 сентября 1931 г. в секретном письме, направленном райисполкомам, отмечал, что на органах народного образования, к которым относились и культурно-просветительские учреждения, «лежит вся ответственность за перевоспитание спецпереселенцев, чтобы они за ближайшие год-два сделались лояльными к советской власти, были вовлечены в социалистическое строительство страны». Это обязывало «обратить на культмассовое обслуживание спецпереселенцев самое серьезное внимание» [2]. В инструктивном письме в Северный краевой отдел народного образования (КрайОНО) 3 октября 1931 г. по организации дела народного образования среди спецпереселенцев указывалось, что согласно решениям СНК культоб-служивание спецпереселенцев, помимо других задач, имеет своей целью воспитание из них граждан Советского Союза, поэтому «спецпереселенцы должны пользоваться также, как и рабочие и крестьяне культурно-бытовым обслуживанием» [3].

В основу построения производственного плана по культобслуживанию спецпереселенцев на 1933 г. были поставлены директивы правительства «о перевоспитании спецпереселенцев в наикратчайший срок, ликвидации в сознании спецпереселенцев пережитков капитализма, превращении их в сознательных борцов-строителей социалистического хозяйства, в кадровых рабочих на основных участках строительства социалистического Севера» [4]. Основная задача проведения культпросветра-боты среди работающих спецпереселенцев заключалась в поднятии производительности труда «на основе привития элементов коммунистического воспитания и социалистических методов труда -соцсоревнования и ударничества, и приучения к коммунистическому отношению к труду» [5]. Выполнение поставленных задач было возложено на школы, клубы, красные уголки, избы-читальни и библиотеки. Особая ответственность налагалась на комсомольцев и коммунистов, работающих в спецпоселках на какой-либо должности. Перед ними также ставилась задача проведения широкой по-литмассовой работы по идеологическому перевоспитанию трудпереселенцев [6].

Работа школ в спецпоселках имела важное идеологическое и воспитательное значение. В документах подчеркивалось, что школы в спецпоселках работают в особых условиях, так как "имеют дело с детьми самого живучего, самого паразитического остатка капиталистического класса - кулачества" [7]. Школа обязана была "вырвать детей из вредного идеологического влияния на них со стороны их родителей - врагов советской власти, и обезопасить от вредного воздействия окружающего их в спецпосел-

ках населения", переделать их психологически, перевоспитать в "активных, целиком преданных советской власти строителей новой жизни" [8].

В 1932 г. в Коми области в спецпоселковых школах обучалось более 4 тыс. чел. Для усиления работы из 45 школ в спецпоселках были организованы семь "образцовых спецпереселенческих школ". Образцовые школы должны были стать примером для остальных спецпереселенческих школ [9]. В рамках идеологического воспитания в спецпоселковых школах вводились с 1934 г. переходящие красные знамена для лучших учащихся групп, практиковались соцсоревнования между школами и классами за увеличение успеваемости [10]. Отличники имели право принимать участие в областных детских олимпиадах, отдыхать в летних лагерях, также могли быть отправлены на экскурсии, однако только в пределах Коми области [11]. В спецпоселках пионерские отряды организовывать было запрещено, но дети спецпереселенцев имели право быть принятыми в пионерские отряды близлежащих местных школ [12].

Учителями в спецпоселках работали как спецпереселенцы, так и вольнонаемные граждане из местного населения. Усилиями школьных работников в поселках ставились спектакли, проводились вечера, детские утренники, велись кружки. В летнее время, когда школы не работали и дети соответственно чаще виделись со своими родителями, "подвергаясь их разлагающему антипролетарскому влиянию", основной формой работы с детьми должна была стать пришкольная площадка, которая служила бы усилению работы с "классово враждебным влиянием родителей" [12]. В спецпосел-ковых школах, кроме обучения детей, проводилось обучение и взрослых, для чего при школах были образованы курсы по ликвидации неграмотности, что также имело политическую важность.

Школьные библиотеки помимо учебников пополнялись литературой, исходя из задач по идейному перевоспитанию детей спецпереселенцев. В инструктивном письме КрайОНО от 16 октября 1932 г. по работе учреждений, «обслуживающих детей спецпереселенцев», декларировалось: «Учитывая, что среди спецпереселенцев, особенно для борьбы против советской власти используется религия и национализм, необходимо в деле коммунистического воспитания заострить особенно четко вопросы проведения антирелигиозного и интернационального воспитания, ... уделить (внимание) работе в природе. Через наблюдение над явлениями и законами природы, использование человеком сил природы, необходимо отвлекать. от религиозного дурмана, разбивать предрассудки и суеверия, которые имеют место среди детей. Знакомя детей с производством (с заводом, совхозом, колхозом), необходимо обращать внимание детей на преимущества коллективного труда над индивидуальным, машины над ручным. Через чтение необходимо знакомить детей с вопросами социалистического строительст-ва.брать литературу «Турксиб», «Днепрострой» и др.» [13]. Как видно из табл. 1, литература была в основном партийно-идеологическая и техническая.

Таблица 1

Список книг, отправленных в Ниашорскую и Усть-Коинскую спецпоселковые школы, 1934 г. *

Table 1

List of books sent to Niashor and Ust-Koin schools of special settlements, 1934

№ Автор, издательство Название Количество экземпляров

Усть-Коин Ниашор Всего

1. Организация Севкрайкома ВКП (б) Большевистская мысль № 4, 1934 г. 2 2 4

2. Партиздат Резолюции XVII съезда ВКП(б) 1934 г. 2 2 4

3. Прядченко Хозяйственный план Северного края на вторую пятилетку 2 2 4

4. Соколовская А.В. Льняное семя Севера 1 1 2

5. Ядемский М.Б. Геология и полезные ископаемые Северного края 1 1 2

6. Пунух П. Два зерна 1 1 2

7-9. Северная краевая плановая комиссия Материал второй конференции по изучению производственных сил Северного края (в том числе)

Недра. Том 1. 1 1 2

Растительный мир и почвы. Том 2. 1 1 2

Транспорт. Том 3. 1 1 2

10. Войчаль П. И. Очистка мест рубок 1 1 2

11. Сталин Об основах Ленинизма к вопросам Ленинизма

12 Олещук Ф. XVII ВКП(б) и задачи антирелигиозной работы 1 1 2

13. Потапов П. Перестройка работы водного транспорта 1 1 2

14. Рябов Г. О перестройке организационно-массовой партийной работы 1 1 2

15. Хорошко Т. Состояние и задачи партийного просвещения в Северном крае 1 1 2

16. Партиздат Постановления пленума Севкрайкома ВКП (б) 1 1 2

17. Скороходько Как построить хороший скотный двор 1 1 2

18. Кудрявцев Комс... 1 1 2

19. Фролов В. Женщина в колхозах большая сила 1 1 2

20. Визе В.Ю. История исследования Советской Арктики 1 1 2

21. Ленин Задачи Комсомола 2 5

22. Конторин Д. О культуре в быту, работе и на производстве 3 5

23. Решетников Ф.Т. Подлиповцы 1 1 2

24. Партиздат Колхозники на приеме у товарища Сталина 1 3

25. Севкрайиздат За большевистские зажиточные колхозы 1 2 3

26. Яшин А. Песни Северу 2 4

27. Партиздат За превращение Северного края в мощную социалистическую фабрику молока и мяса 1 1 2

28. Иванов В. За превращение Северного края в мощную социалистическую фабрику молока и мяса 1 2 3

29. Рослов, Евдокимов, Флоровский Богатства Печоры на службу социалистическому строительству 1 1 2

30. Флоров В.И. Годы борьбы политотдела 1 - 1

31. Молчанов И. Север 1 - 1

32. Севкрайиздат Шагает Север - 1 1

33. Сборник. Воспитанные комсомолом - 1 1

34. Костерин П., Маркелов М. Новые строительные материалы Северного края - 1 1

35. Цыпкин С., Шурыгин С., Булыгин С. Октябрьская революция и гражданская война на Дальнем Востоке - 1 1

36 Иванов Н. Ледяная зона 1 - 1

37 Севкрайиздат Завоюем недра Севера - 1 1

38. Беляев К. Календарные сроки и борьба с вредителями сельского хозяйства 1 1

39. Северная краевая плановая комиссия Материалы по народно-хозяйственному плану Северного Края. 1 - 1

40. Ульянов Октябрьская революция и гражданская война в Коми области 1 1

41. Островский Форпост советской науки в Арктике 1 - 1

42. Спирин В. Культура огородных и плодовых растений на Севере 1 1

43. Партиздат Сделаем революционную. источником новых побед социализма 1 - 1

44. Дмитриев Б.В. Пособие для бригадиров льноводных колхозов 1 1

45. Партиздат Резолюции IV Северной краевой партконференции 1 - 1

46. Лермонтов М.Ю. Избранные стихотворения 1 1

47. Шифтель Путь в замечательное будущее 1 - 1

48. Иванов За зажиточную колхозную жизнь 1 1

49. Серононянц Б. Лагерный спутник вожатой 1 1

50. Отонков А. Октябрьская революция и гражданская война ... 1 - 1

51. Абрамович На штурм весны 1 1

52. Федотов Н. Лесохимия Северного края 1 - 1

53. Рождественская А.М. Береги скот от заразы и береги скот от зараженных животных 1 1

54. Зайцев Б. Лес и почвы Северного края 1 - 1

55. Горбацкий Тундровая полоса Северного края 1 1

56. Ярославский Биография Ленина 1 1

57. Севкрайиздат Исторический пленум 2 ЦИК 1 - 1

58. Сельхозгиз Пособия для бригадиров овощных колхозов 1 - 1

59. Молодая Гвардия Постановление IX Пленума ЦК ВЛКСМ 1 - 1

60. Ленин В.И. Об электрификации 1 1

61. Партиздат Наказ телятнице 1 1

62. Партиздат Наказ группе любителей и друзей животноводства 1 1 2

63. Постьянов К XIII съезду партии Советская Украина пришла с крупными победами 1 1 2

64. Суворов Что должна знать доярка 1 1 2

65. Волягин Механизация и электрификация молокопроизводства - 1 1

66. Канторин Д. Очередные задачи краевой партконференции по претворению решений XII съезда партии 1 - 1

Всего 56 59 115

* Стиль документа сохранен. В пунктах 18, 43, 50 рукописный текст частично не читается. Источники: НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 731. Л. 108.

*The style of the document is preserved. In paragraphs 18, 43, 50 handwritten text is partially unreadable. Sources: National archive of the Komi Republic. F.R-148. Op. 1. D. 731. L. 108.

Кроме того, от политпросвет работников в спецпоселках, где были организованы сельхозартели, требовалось содействовать проведению подготовительных работ к севу, разъяснять агро-зооми-нимум, для чего в каждой избе-читальне, красном уголке и школах необходимо было оборудовать специальные уголки с плакатами и литературой о сельском хозяйстве по отделам: полеводство, луговодство, животноводство, технические культуры, и организовать справочный стол, куда сосредоточить литературу и директивы партии и правительства по сельскому хозяйству [14].

Клубы были центрами культурной жизни, идеологической и культурно-воспитательной работы среди спецпереселенцев. Культработниками в спецпоселках были как вольнонаемные работники коми национальности со знанием русского языка, так и спецпереселенцы с 1934 г., в основном молодого возраста, прошедшие шестимесячные курсы при совпартшколах. На курсы принимались спецпереселенцы, восстановленные в правах, передовики производства, проявившие себя в общественной жизни спецпоселка [15].

Спецпереселенцы сами строили спецпоселки, и строительство жилых помещений было приоритетным, поэтому культурно-просветительские учреждения в основном располагались в бараках, приспособленных под школьные занятия и массовые мероприятия. Типичной была ситуация спецпоселка Выльордым, когда школа помещалась в типовом 18-квартирном «доме барачного типа», а имеющийся в школе зал, площадью 66 м2, являлся «в то же время клубом для взрослых». [16. Л. 19]. Оборудование для клубов в спецпоселках закупалось и распределялось КрайОНО. Например, в октябре 1931 г. в Коми область было направлено пять кинопередвижек в целях развертывания кинообслуживания спецпереселенцев, каждая передвижка должна была обеспечить «не менее 20-22 постановок в месяц» [17].

В некоторых спецпоселках ситуация обстояла таким образом, что планомерную работу среди взрослого населения было невозможно организовать. В частности, в отчете по культмассовой работе в сп. Боровой Сторожевского р-на в 1935 г. указывалось: «Культмассовая работа в загоне, есть культработник, но нет радиоустановок, кинопередвижки, все население трудоспособное на лесозаготовках в 70 км от поселка и нет физической возможности для культобслуживания лесорубов» [16. Л. 77].

Радиофикация населенных пунктов в 1930-е гг. значительно расширилась. В Коми АССР за период с 1 января 1934 г. по 1 апреля 1937 г. количество радиоточек выросло с 1840 до 3293 [18]. Однако во многих спецпоселках радиоточки либо не были организованы, либо бездействовали. Типичными были следующие отчеты: «Имеется радиоприемник, но из-за отсутствия питания не работает», сп. Одью, Сторожевский р-н, 1935 г.; «Радио имеется, но не работает ввиду отсутствия питания (нашатыря)», сп. Вежаю Усть-Куломский р-н, 1935 г.; «Радиоустановка при клубе имеется, но ввиду отсутст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вия лампочек и отсутствия хорошо знающего дела человека за последнее время бездействует. В настоящее время радиоприемник отправлен на ремонт в районный радиоузел в Усть-Вымь», сп. Выльордым Усть-Вымского р-на, 1935 г. [16. Л. 66, 83 об., 19].

В фондах Национального архива Республики Коми сохранились отчеты учреждений клубного типа, оформленные на типографских бланках формы ОПК 1 отдела статистики Наркомата просвещения по шести спецпоселкам Усть-Куломского р-на за 1938 г. В спецпоселках Тимшер, Окос, Пивью, Лесной Чер и Вежаю работали избы-читальни, в спецпоселке Зинстан - изба-читальня и клуб. Раздел об оборудовании клубов включал в основном данные о зрительном зале, библиотеке, технических средствах, наличии кинопередвижки. Проекционный фонарь для кинопоказов был только в сп. Вежаю. В некоторых спецпоселках были радиоприемники, но нигде не было громкоговорителя от радиоузла. В отдельных случаях указывалось, какие музыкальные инструменты имеются при клубах, в сп. Вежаю - скрипка, две гитары, мандалина, балалайка, физгармонь, цимбала, в сп. Тимшер гитара и «гармония» [16. Л.83 об.]. В разделе о массовых мероприятиях отмечалось количество проведенных лекций и докладов по политическим и общим вопросам, киносеансов, спектаклей, коллективных радиослушаний и вечеров самодеятельности с указанием общего числа человек, посетивших мероприятия в течение 1938 г. В среднем на докладах и лекциях присутствовало от 20 до 70 чел., на киносеансах, как самых посещаемых мероприятиях, до 150 чел. на одном сеансе. Информация о кружках также включала количество кружков и число человек, их посещавших. Наиболее посещаемыми и распространенными были драматические, музыкальные и политические кружки, также работали агротехнические, антирелигиозные, военно-санитарные, хоровые и другие кружки. В каждом поселке был один культработник, получавший зарплату, и библиотека при клубном учреждении с выдачей книг на дом [19]. В отчеты также вносились сведения о том, на каком языке ведется работа и какой преимущественно национальности спецпереселенцы в спецпоселках размещены (см.табл. 2).

В 1931 г. в Коми автономной области было организовано 46 спецпоселков, к концу 1938 г. их количество сократилось до 36 [20]. В 1933 г. действовало десять клубов, 11 изб-читален и 16 красных уголков для спецпереселенцев [9]. В 1938 г. число клубов достигло 27, также имелось 33 красных уголка и избы-читальни, 39 библиотек, работало 27 культработников. За III квартал 1938 г. было проведено 67 киносеансов; 451 вечеров и спектаклей (для сравнения, в 1933 г. - в два раза меньше вечеров - 248). Политкружками в поселках было охвачено 461 чел. (против 176 в 1935 г.). Спецпереселенцы выпускали стенгазеты, в 1938 г. подготовлено 39 стенгазет силами 77 поселкоров [21].

Быстрыми темпами выросло число книг в библиотеках спецпоселков, с 5129 в 1933 г. [21] до 25692 книг в 1938 г. [22]. Комплектование библиотек

Таблица 2

Учреждения клубного типа в Усть-Куломском р-не Коми АССР, 1938 г.

Table 2

Club-type facilities in the Ust-Kulom region of the Komi ASSR, 1938

Показатели Зинстан Тимшер Вежаю Окос Пивью Лесной Чер

Какую национальность преимущественно обслуживает русских и белорусов русских немцев, белорусов, русских русских русских русских

На каком языке ведется работа русский русский русский русский русский русский

Общая площадь помещения, м2 150 60 56 55 82 40

Число комнат для клубной работы (кроме служебных и зрительного зала) 1 - 1 1 1 1

Наличие зала и количество мест в зрительном зале 80 125 нет 100 150 100

Наличие отдельной комнаты-читальни нет нет нет нет да да

Количество книг и журналов в библиотеке 349 550 500 300 430 614

Радиоприемник эфирный нет 1 1 нет 1 1

Наличие музыкальных инструментов 3 2 7 1 10 2

Источники: НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1 Д. 831. Л. 51-65, 68-71.

Sources: National archive of the Komi Republic. F.R-148. Op. 1. D. 831. L. 51-65, 68-71.

происходило за счет закупки книг на средства 2%-ных отчислений с зарплаты спецпереселенцев и посредством сбора книг «у населения и среди служащих» [23]. В целом, число книг в спецпоселковых библиотеках было ниже, чем в сельских. В 1932 г. в девяти спецпоселковых библиотеках Усть-Кулом-ского р-на имелось 1967 книг [24] В сельских библиотеках этого же района в 1938 г. постоянный библиотечный фонд насчитывал, в частности, в с. Кер-чемье - 1441 экз., в с. Мыелдино - 1990 [25]. В конце 1930-х гг. были организованы передвижные библиотеки. Например, в Усть-Куломском р-не в 1939 г. действовало 13 передвижных библиотек на 344 книги, в том числе в спецпоселке Лопью-Вад передвижная библиотека на 20 книг и три передвижные библиотеки в спецпоселке Пивью на 56 книг [26].

Основные жалобы по комплектованию библиотек из спецпоселков сводились к недостаточному поступлению художественной литературы. По сп. Выльордым Усть-Вымского р-на в 1935 г. в отчетах было отмечено следующее: «Обеспеченность периодической печатью и литературой недостаточная, много из выписываемых газет не поступало по вине почты. Имеющаяся библиотека при клубе насчитывает 370 экземпляров и брошюр, но и это количество книг по своему содержанию не удовлетворяет массу, почти совершенно отсутствует художественная и политическая современная литература» [16. Л. 19].

Достаточно сложно сказать каких наименований художественная литература поступала в спец-поселковые библиотеки. Но по списку пьес, рекомендованных для спецпоселков, можно судить о том, какая художественная литература была допущена цензурой для спецпереселенцев, а также какие пьесы могли быть инсценированы в драматических кружках и на вечерах самодеятельности в спецпоселковых клубах (см. табл. 3).

Большую роль в идеологической работе и распространении политических знаний в спецпоселках играли печатные издания. В 1931 г. в области создано 32 почтовых агентства по обслуживанию спецпоселков [27]. Ситуация с подпиской и получением периодики была сложной. Газеты и журналы выписывали спецпереселенцы индивидуально, а также школы и клубные учреждения, при которых находились библиотеки. Почтовая доставка была организована по решению комиссии по освоению спецпереселенцев при Коми облисполкоме от 21 сентября 1932 г. «силами и средствами самих спецпереселенцев» [28]. В итоге самостоятельного почтового снабжения, при отсутствии в большинстве случаев дорог, обеспеченность периодической печатью была неоднородной. Например, из выписанных на 1932 г. газет и журналов спецпереселенцами десяти поселков Усть-Куломского р-на на сумму 676 руб. в шесть поселков на 10 марта 1932 г. не поступило ни одного экземпляра, в четыре поселка от 5 до 9 % [24]. При этом выписывался достаточно широкий круг наименований. В библиотеке сп. Песчанка Усинского р-на на 24 мая 1934 г. выписывались газеты и журналы: «Известия ЦИК», «Правда Севера», «Социалистическое земледелие», «Комсомольская правда», «Безбожник», «Труд», «Красная Печора», «Крокодил», «Помощь партийной учебе», «Работница», «Правда», «Советская ветеринария» и др. [29]. В школу сп. Одью Сторожев-ского р-на в 1934 г. поступали газеты: «Правда Севера», «За новый Север», «Северный комсомолец», из журналов «Крокодил», «Большевик» и др. [16. Л. 66]. В этот же период при обследовании сп. Сапыч отмечалось, что «высылаются газеты на коми языке, на русском поступает мало, центральных совсем нет, несмотря на производимую подписку» [30].

В отдельных случаях выписанная литература не доходила до спецпоселков по причине лимитиро-

Таблица 3

Список пьес, рекомендованных для спецпоселков*, 1933 г.

Table 3

List of plays recommended for special settlements*, 1933

№ Пьеса Автор № Пьеса Автор

1. Хлеб Киршов В. 31 Книга Глебов А.

2. Ярость Янковский Е. 32 Миллион Антониев Катаев В.

3. Мятеж Фурманов Д. 33 Квадратура круга Катаев В.

4. Рельсы гудят Хиршон В. 34 Простая вещь Лавренев Б.

5. Чапаев Фурманов Д. 35 Компас Не указано

6. Любовь Яровая Тренев К. 36 Головоногий человек Гладков Ф.

7. Шторм Билль-Бело-церковский В. 37 Первая зарубка Власов П.

8. Голос недр Билль-Бело-церковский В. 38 Междубурье Курдин Д.

9. Собственность Персонов И. 39 Военком Не указано

10. Метель Власов П. 40 Плавятся дни Львов Н.

11. Чужое сердце Субботин Л. 41 Разлом Лавренев Б.

12. Прорыв в любви Чуркин В. 42 Жена Тренев К.

13. Ледолом Чуркин В. 43 Армия мира Никулин Ю.

14. Инженер Мерц Никулин Л. 44 Путь Колосов

15. Ясный лог Тренев К. 45 Взлет Ваграмов

16. Тема Погодин Н. 46 Блокада Иванов В.

17. Поэма о топоре Погодин Н. 47 Диктатура Микитенко И.

18. Мой друг Погодин Н. 48 На крови Мстиславский С.

19. Муки слова Билль-Белоцерковский В. 49 Сигнал Полеванов С.

20. Снег Погодин Н. 50 Путина Слезкин Ю.

21. Наша молодость Карташев 51 Гора Чалая З.

22. Время вперед Катаев В. 52 Альбина Мегурская Шаповаленко Н.

23. Жизнь меняется 53 В дальней фактории Шаповаленко Н.

24. Девушка нашей страны Микитенко И. 54 Вторая весна Субботин Л.

25. Ненависть Не указано 55 Служили два товарища Квасницкий В.

26. Разбег Ставский В. 56 Опечатка Не указано

27. Разгром Фадеев А. 57 Черви Розенбаум А.

28. Мстислав Удалой Прутт 58 Но, но, без паники Квасницкий В.

29. Авангард Катаев В. 59 Кто идет Шкваркин В.

30. Бронепоезд 14-69 Иванов В.

* В документе были указаны только фамилии, в некоторых случаях имена авторов восстановить не удалось. Не указаны авторы пяти пьес. Авторами пьесы «Ненависть» является П.Яльцев, пьесы «Компас» -В.Газенклевер.

Источники: НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 600. Л. 79. *The style of the document is preserved.

Sources: National archive of the Komi Republic. F.R-148. Op. 1. D. 600. L. 79.

вания экземпляров. В сп. Ниашор Сысольского р-на школа, в которой обучалось 230 чел., выписывала 10 экземпляров периодической и методической литературы. Кроме того, как указывалось в школьных отчетах: «Самими учащимися выписывались 128 экземпляров газет и журналов, но с 1 января 1935 г. в связи с тем, что «Пионерская правда» была лимитирована, не все стали получать» [16. Л. 39].

Выводы

В итоге следует отметить, что главной целью перевоспитания спецпереселенцев в «активных строителей социалистического общества» было повышение производительности труда и закрепление спецпереселенцев на лесозаготовительных работах в спецпоселках. Особое значение в деятельности культурно-образовательных учреждений отводилось работе с детьми спецпереселенцев. Они считались способными при определенных условиях влиться в советское общество, поэтому стержнем культурного строительства в спец(труд)поселках было становление и развитие системы школьного образования. Помимо школ культурно-воспитательной, идеологической и просветительской работой в спецпоселках занимались клубы, библиотеки, красные уголки.

Статья подготовлена при поддержке Программы комплексных фундаментальных исследований УрО РАН, проект 15-15-6-47 «Стратегии и практики освоения и заселения Европейской Арктики: локальные и кросскультурные процессы в исторической динамике».

Литература

1. Шашков В.Я. Развитие образования в спецпоселках ГУЛАГа // Народное образование. 1999. № 2. С. 136-140; Васильченко Т.Е. Польские спецпереселенцы в Архангельской области в годы Второй мировой войны URL: http://pandia.ru/text/77/17/11896.php (26.03.2016) и др.

2. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 576. Л. 110.

3. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 576. Л. 53-54.

4. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 616. Л. 39.

5. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 616.Л. 31.

6. НАРК. Ф.П-1. Оп. 3. Д. 63. Л. 62.

7. НАРК. Ф.Р-374. Оп. 1. Д. 9. Л. 5.

8. НАРК. Ф.Р-148. Д. 638. Л. 51.

9. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 690. Л. 36.

10. НАРК. Ф.Р-374. Д. 12. Л. 9-13.

11. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 1140. Л. 14.

12. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 843. Л. 205.

13. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 600. Л. 21.

14. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 690. Л. 69, 69 об.

15. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 731 Л. 90, 102.

16. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 854.

17. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 576. Л. 77.

18. НАРК. Ф.П-1. Оп. 3. Д. 386. Л. 80.

19. Игнатова Н.М. Работа учреждений клубного

типа в спецпоселках Коми республики в 1930-е гг.//Социально-культурные процессы на территории Коми края: история и современность: Сб. статей Сыктывкар. ГОУ ВО КРАГСиУ, 2014. С. 84.

20. НАРК. Ф.Р-144. Оп. 1. Д. 3425. Л. 8.

21. НАРК. Ф.П-1. Оп. 3. Д. 461. Л. 34.

22. Игнатова Н.М. Комплектование клубных и школьных библиотек в спецпоселках Коми области в 1930-е гг. // Социокультурная динамика российской северной провинции: история и современность (на материалах Республики Коми): Сб. статей. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2016. С. 147-165.

23. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 690. Л. 200.

24. НАРК. Ф.Р-148. Оп.1. Д. 638. Л.55.

25. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 831. Л. 50.

26. НАРК. Ф.Р-241. Оп. 1. Д. 145. Л. 56.

27. НАРК. Ф.Р-938. Оп. 1. Д. 13. Л. 16.

28. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 600. Л. 17.

29. НАРК. Ф.Р-148. Оп. 1. Д. 730. Л. 29.

30. НАРК. Ф.Р-374. Оп. 1. Д. 4. Л. 261.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Shashkov V.Ya. Razvitie obrazovaniya v spec-poselkah GULAGa [The development of education in the special settlements of the Gulag ] // Narodnoe obrazovanie [Public education]. 1999. № 2. P. 136-140; Vasil'chenko T.E. Pol'skie specpereselency v Arhangel'skoj ob-lasti v gody Vtoroj Mirovoj vojny [Polish special settlers in the Arkhangelsk region during the Second world war]. URL: http://pandia. ru/text/77/17/11896.php (26.03.2016) i dr.

2. NARK [National archive of the Komi Republic]. F.R-148. Op. 1. D. 576. L. 110.

3. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 576. L. 5354.

4. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 616. L. 39.

5. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 616. l. 31

6. NARK [Ibid]. F.P-1. Op. 3. D. 63. L. 62.

7. NARK [Ibid]. F.R-374. Op. 1. D. 9. L. 5.

8. NARK [Ibid]. F.R-148. D. 638. L. 51.

9. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 690. L. 36.

10. NARK [Ibid]. F.R-374. D. 12. L. 9-13.

11. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 1140. L. 14.

12. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 843. L. 205.

13. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 600. L. 21.

14. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 690. L. 69, 69 ob.

15. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 731 L. 90, 102.

16. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 854. L. 19.

17. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 576. L. 77.

18. NARK [Ibid]. F.P-1. Op. 3. D. 386. L. 80.

19. Ignatova N.M. Rabota uchrezhdenij klubnogo tipa v specposelkah Komi respubliki v 1930-e gg. [The work of club-type facilities in the special settlements of the Komi Republic in the 1930s.] //Social'no-kul'turnye processy na territorii Komi kraya: istoriya i sovremen-nost' [Socio-cultural processes on the territory of the Komi region: history and modernity]. Collected papers. Syktyvkar: Komi Republican Academy of State Service and Management. 2014. P. 84.

20. NARK [National archive of the Komi Republic]. F.R-144. Op. 1. D. 3425. L. 8.

21. NARK [Ibid]. F.P-1. Op. 3. D. 461. L. 34.

22. Ignatova NM. Komplektovanie klubnyh i shkol'-nyh bibliotek v specposelkah Komi oblasti v 1930-e gg. [Acquisition of club and school libraries in special settlements of the Komi region in the 1930s.] // Sociokul'turnaya dina-mika rossijskoj severnoj provincii: istoriya i sovremennost' (na materialah Respubliki Komi) [Socio-cultural dynamics of the Northern Russian province: history and modernity (on materials of the Komi Republic)]: Collected papers. Syktyvkar: Komi Republican Academy of State Service and Management, 2016. P. 147-165

23. NARK [National archive of the Komi Republic]. F.R-148. Op. 1. D. 690. L. 200.

24. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 638. L. 55.

25. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 831. L. 50.

26. NARK [Ibid]. F.R-241. Op. 1. D. 145. L. 56.

27. NARK [Ibid]. F.R-938. Op. 1. D. 13. L. 16.

28. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 600. L. 17

29. NARK [Ibid]. F.R-148. Op. 1. D. 730. L. 29.

30. NARK [Ibid]. F.R-374. Op. 1. D. 4. L. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.