Научная статья на тему 'Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилое «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих»'

Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилое «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / православие / Церковь / Христос / Святой Дух / богослужение / обожение / Christianity / Orthodoxy / Church / Christ / Holy Spirit / worship / theosis

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иоанн (Ион) Димитров

Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале “Ortodoxia” в 1981 г. В статье рассматриваются вопросы пневматологии в связи сакраментологией Православной Церкви. Протоиерей Думитру Станилое делает акцент на феноменах богообщения и обожения, которые совершаются посредством православного богослужения, выражающего при этом надежды, чаяния, духовные мысли и чувства верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Translation of the Article: “Worship of the Orthodox Church as a Middle for the Action of the Holy Spirit on Believers” by Professor Archpriest Dumitru Stăniloae

This article was published in the Romanian theological journal “Ortodoxia” in 1981. The article deals with the issues of Pneumatology in connection with the Sacramentology of the Orthodox Church. Archpriest Dumitru Stăniloae focuses on the phenomena of communion with God and theosis, which are performed through Orthodox worship, which expresses the hopes, aspirations, spiritual thoughts and feelings of believers.

Текст научной работы на тему «Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилое «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих»»

ТРУДЫ И ПЕРЕВОДЫ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (3)

2020

Священник Иоанн Димитров

Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилое «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих»

*

DOI 10.47132/2587-7607_2020_1_48

Аннотация: Данная статья была опубликована в румынском богословском журнале "Ortodoxia" в 1981 г. В статье рассматриваются вопросы пневматологии в связи сакраментологией Православной Церкви. Протоиерей Думитру Станилое делает акцент на феноменах богообщения и обожения, которые совершаются посредством православного богослужения, выражающего при этом надежды, чаяния, духовные мысли и чувства верующих.

Ключевые слова: христианство, православие, Церковь, Христос, Святой Дух, богослужение, обожение.

Об авторе: cвященник Иоанн (Ион) Димитров

Магистр философии (École Pratique des Hautes Études, Paris), клирик Свято-Троицкого кафедрального собора, Корсунская епархия, Западноевропейский экзархат, Русская Православная Церковь.

E-mail: dimitrov_ion@yahoo.com

Ссылка на статью: Димитров И., свящ. Перевод статьи профессора протоиерея Думитру Станилое «Богослужение Православной Церкви как среда действия Святого Духа на верующих» // Труды и переводы. 2020. № 1 (3). С. 48-55.

* Перевод с румынского языка выполнен под редакцией священника Игоря Иванова по изданию: Staniloae D, preot. Cultul Bisericii Ortodoxe, mediu al lucrarilor Sfantului Duh asupra credmrio§ilor // Ortodoxia. 1981. № 1. P. 1-12.

PROCEEDINGS AND TRANSLATIONS

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (3) 2020

Priest Ioann Dimitrov

Translation of the Article: "Worship of the Orthodox Church as a Middle for the Action of the Holy Spirit on Believers" by Professor Archpriest Dumitru Stániloae*

DOI 10.47132/2587-7607_2020_1_48

Abstract: This article was published in the Romanian theological journal "Ortodoxia" in 1981. The article deals with the issues of Pneumatology in connection with the Sacramentology of the Orthodox Church. Archpriest Dumitru Stániloae focuses on the phenomena of communion with God and theosis, which are performed through Orthodox worship, which expresses the hopes, aspirations, spiritual thoughts and feelings of believers.

Keywords: Christianity, Orthodoxy, Church, Christ, Holy Spirit, worship, theosis. About the author: Priest Ioann (Ion) Dimitrov

Master of Philosophy (École Pratique des Hautes Études, Paris), cleric of the Holy Trinity Cathedral, Diocese of Korsun, Western European Exarchate, Russian Orthodox Church. E-mail: dimitrov_ion@yahoo.com

Article link: Dimitrov I., priest. Translation of the Article: "Worship of the Orthodox Church as a Middle for the Action of the Holy Spirit on Believers" by Professor Archpriest Dumitru Stániloae. Proceedings and Translations, 2020, no. 1 (3), pp. 48-55.

* The translation from the Romanian language was made under the editorship of priest Igor Ivanov from: Stániloae D, preot. Cultul Bisericii Ortodoxe, mediu al lucrárilor Sfantului Duh asupra credincio§ilor // Ortodoxia. 1981. № 1. P. 1-12.

Центром богослужения Православной Церкви является святая литургия, во время которой, действием Святого Духа, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа; верующие причащаются ими и приемлют Самого Святого Духа, обитающего в евхаристическом Теле Господа как в жилище и как в храме1.

О том же свидетельствует молитва, которую священник произносит после пре-ложения даров; здесь также говорится, что преложение совершается, «дабы (Тело и Кровь, в которые дары преложились Святым Духом) были причащающимся в просвещение души, во оставление грехов, в приобщение Святого Духа».

Значимой частью богослужения Православной Церкви является также последо-вания Святых Таинств, через которые верующим подаются и другие дары. Помимо этого, в состав богослужений Православной Церкви входят также такие священнодействия как малое и великое освящение воды, погребение, освящение храма, икон и священных сосудов, священнических облачений и других предметов, а также некоторых, употребляемых верующими продуктов. Посредством таких священнодействий все освященные вещи «облачаются» в разные дары Святого Духа, а через них и все те, кто прикасаются к ним или пользуются ими; не говоря уже о многочисленных благословениях, подаваемых Богом самим верующим через священника, все эти благословения сопровождаются крестным знамением рукой священника или осенением крестом верующих. К тому же, богослужение Православной Церкви содержит также семь Хвалений*, в которых верующие также встречаются с действием Святого Духа. В целом, можно сказать, что в ходе всего богослужения Православной Церкви дары Святого Духа как дождь изливаются на верующих, присутствующих и находящихся в молитвенном состоянии.

Православное учение о нетварных действиях (греч. «энергиях») Бога, исходящих от Святого Духа, просвещающих и освящающих верующих, находит практическое отражение во всем богослужении Православной Церкви.

На Западе, начиная со схоластики, христианство стало по большей части темой богословских спекуляций; это привело к тому, что в протестантизме культ был сведен к одной лишь проповеди и нескольким песнопениям, с которыми община обращается к Богу, пребывающему в недоступной трансцендентности. В Православии, однако, богослужение является, в основном, средой переживания верующими действий Святого Духа. Для православных верующих Бог присутствует здесь и сейчас, они воспринимают это, как Его многообразные действия, соответствующие различным нуждам всех и каждого. Общая молитва всех верующих, молитва о личных нуждах, прошения священника за всех — все это переживается как радость, что Бог слышит и помогает, что человек получает помощь в тот момент, когда она ему необходима. Более того, в одной из молитв вечерни на Пятидесятницу, обращенной к Святому Духу, священник говорит: «Ты исполняешь наши прошения до того, как мы обращаемся к Тебе».

Богослужение — это не только хвала верующих Богу, Который находится на расстоянии от них и сокрыт в недосягаемой высоте; богослужение — это также подлинный диалог между людьми и Богом. Верующие молятся, и Бог, присутствие и действие Которого опытно ими переживается, отвечает утешением, укреплением и исполнением просимого. Верующие не только вместе поют псалмы, восхваляя Бога, но также молятся об исполнении конкретных нужд присутствующих в храме, а также близких, которых нет на службе.

Разницу между богослужением Православной Церкви и богослужениями других конфессий может ощутить любой, кто поочередно зайдет в места этих богослужений.

1 См.: МаатроушжопоиАод НМад, п. ЕккХг|ст1а кш Ег^арютСа ката т«у АпосттоХму Макрак^у // АуалХаот]?, Маю^ — 1967. Е. 190: «Где Тело Христово, там и Его Дух,

потому, что Тело — это Его дом и Его храм (уао^)». Автор, без всякого сомнения, имел в виду также слова святого апостола Павла, что само наше тело является храмом Святого Духа (1 Кор 3:16; 6:19).

* Отец Думитру Станилое имеет в виду службу семи суточных хвалений; более подробно об этом см.: Симон, свт, архиеп. Солунский. Премудрость нашего спасения. М., 2009. 640 с. (Прим. перев.)

В протестантизме верующие сидят на скамейках и вместе поют определенные руководителем богослужения псалмы, потом они слушают проповедь, в которой раскрывается одна из сторон спасительного дела Христа, совершенного однажды для всех. Все проходит довольно интересно, но все-таки далеко от реальных нужд верующих. Католики делают почти то же самое; но еще следят за действиями священника, когда он возносит облатку для пресуществления и когда после определенного приготовления облатки и чаши произносит слова, сказанные Господом на Тайной Вечери (предполагается, что эти слова имеют силу пресуществления), потом верующие встают и, соблюдая порядок, без особых эмоций, принимают пресуществленные облатки. Православные верующие молитвенно соучаствуют в прошениях священника и ответах клироса, иногда даже слезно молясь, особенно когда это не нарушает общего моления. По преображенным (иногда до восторга) лицам видно, как сильно и глубоко они переживают эти прошения и ответы в своих сердцах. Другие стоят на коленях перед иконами, направляя свои собственные прошения Господу Иисусу Христу, Божией Матери или какому-нибудь святому со всем усердием и со слезами на глазах, ожидая помощи свыше. Многие целуют крест, с которым священник проходит посреди них, касаются священных облачений священника; все подходят помазываться елеем в конце службы, а те, которые в этот день не вкушали пищи, получают частицу просфоры или благословленного хлеба, или немного святой воды. Все преклоняют главы при каждом благословлении священника, совершаемом над ними в виде креста, и сами крестятся, уверенные в том, что помощь от Бога приходит как через слово, так и через крестное знамение. Они знают, что крест имеет в себе силу Христа, Который пожертвовал Собой из любви к ним и продолжает являть Себя до сих пор. Крестным знамением они свидетельствуют о таком же отречении от своего эгоизма из любви к Богу и ближним; и Сам Христос дарует им мир, который преподается священником в словах: «Мир всем». Особо сильный благоговейный трепет виден у тех, кто после возгласа священника «Со страхом Божиим, верою и любовью* приступите», приближается к Святой Чаше для причастия; видно как проникновенно они повторяют за священником слова, в которых просят у Христа удостоить их Его Тела и Крови. Они несколько дней или несколько недель готовились к этому важнейшему моменту их духовной жизни, и теперь подходят к причастию с зажженной свечой** в знак того, что само их сознание просвещено пониманием того, что совершается в этот момент, их существо всецело просвещено и преображено ощущением присутствия и проникновения в них Того, Кто Сам есть Свет мира. Они переживают сошествие к ним (для просвещения, очищения от всякой скверны и истинного преображения) Духа Святого, Которым исполнено Тело Христово.

В целом, на протяжении всей Божественной Литургии верующие конкретно и глубоко переживают обильное излияние даров — нетварных энергий Духа Святого — которыми они исполняются по мере веры, и к которым они приобщаются по мере своего духовного возрастания, вплоть до причащения самого Тела Господа, напитанного Святым Его Духом.

Как видно из вышесказанного, в Православии Бог не превратился в тему абстрактных рассуждений или спекулятивного богословия, а чисто историческая информация не заняла место живого опыта и переживаемого воспоминания спасительного дела Христова, сообщаемого верующим через Его нетварные энергии, которые Дух Святой посылает им также в богослужениях Церкви. Православных верующих не призывают воспринимать образ далекого Бога при помощи узкого разума; наоборот, они погружаются в океан непосредственного присутствия Бога, действующего

* В румынской традиции этот возглас звучит именно так; славянская традиция сохранила эту идею в аналогичном возгласе на Литургии Преждеосвященных Даров: «Верою и любовью приступим». (Прим. перев.)

** В румынской традиции к причастию подходят с зажженной свечой, которую перед самим причастием ставят на подсвечник. (Прим. перев.)

в неисчислимых и тайных энергиях, которые отвечают на всегда новые духовные поиски человека.

Кризис западного христианства объясняется как раз этим сведением Богопочита-ния к спекуляции, понятной очень немногим людям с соответствующей подготовкой, и кажущейся устаревшей современному человеку с его нынешнем мировосприятием.

Сами по себе слова выражают идею, но не передают силу; насколько бы искусными и сентиментальными они не были, они не могут сообщить Бога во всей Его живой и действенной бесконечности. Без уверенности в одновременном содействии Божием, чувства, сопутствующие таковым словам, производят (как в душе произносящего их, так и в слушающих), впечатление, что они носят субъективный характер; иногда своим стилем и замысловатостью слова больше обязаны таланту проповедника, иногда и он сам, и слушающие его создают себе впечатление, что в этих словах присутствует некая тень гордости.

Это не означает, что Православие не признает никакой силы за произнесенными или спетыми словами. Православие не рассматривает слова как единственный способ христианского действия, как это признано протестантством; оно признает более действенными Таинства (так же, как объятия любви являются чем-то большим, нежели долгие признания в любви), при этом Православие признает, что через спетые или произнесенные слова действует сила Божия. Божественная сила, благодатно действующая на верующих и на предметы, приносимые в храм для освящения, нисходит через благословение священника, которое есть не что иное, как слово, обращенное священником к верующим во имя Бога, и через слова молитв, обращенных священником и верующими к Богу, и через слова, в которых призывается Святой Дух. Хорошо, если и слова проповеди священника являются словами благословения, молитвы, призвания Святого Духа — каковыми являются все слова Священного Писания и святых отцов — а не остаются простым спекулятивным высказыванием о Боге.

Примечательно, что первое сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы совершилось не над одним человеком во время какого-либо его занятия, но над собравшимися вместе апостолами, которые были тесно связаны верой во Христа и объединены молитвой в «горнице», то есть в месте, стоящем выше помещений, предназначенных для обыденных нужд. Как община Церковь, Тело Христово, возникает в доме, способном стать храмом посредством собрания верующих и действия Святого Духа.

Однако сошествие Святого Духа не ограничивается собранием апостолов и бывших с ними. Сразу же после проповеди Петра — истинной хвалы Богу и Его воскресшему Сыну — произнесенной Его силой, три тысячи душ приобщились Его благодати в Крещении, открывающем им возможность жить всеми Его дарами, быть членами Церкви, что и проявляется в ежедневном собрании верующих для молитвы и преломления хлеба: это не могло бы произойти без действия Святого Духа или без «многих чудес и знамений, [которые] совершились через апостолов», благодаря Тому же Святому Духу (Деян 2:42-43).

Всякая Божественная Литургия, всякое Таинство Церкви, всякое священнодействие и всякая служба является продолжением Пятидесятницы, продолжением схождения Святого Духа и Его действий над собравшимися в «горнице» для молитвы. Народ Божий собирался в страхе Божием, проникнутый сознанием и ощущением сверхъестественного действия Святого Духа, вокруг апостолов, так как «руками апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян 5:12).

Даже тень апостолов, проходящих мимо больных, исцеляла действием Святого Духа, поскольку и тень относится к человеку, от которого она исходит, так же как всякое действие человека. Нетварные энергии Бога были запечатлены в действиях апостолов и потому они также запечатлены в действиях, совершенных или полученных всеми, кто живет в соединении с Богом. Все это происходит до сих пор в верующем народе, собранном в молитве Богу вокруг священников как преемников апостолов и совершителей их дел, так совершается истинное соединение душ со Святым Духом и излияние Его сил на верующих.

Эта связь молитвы верующего народа, собранного вокруг священников, и действия Святого Духа в «горнице» (в храме) до сих пор осуществляется в богослужении Православной Церкви.

Связь молитвы верующих в определенном доме с действиями Святого Духа можно увидеть на страницах всей книги Деяний Апостольских. При этом, об освящающем и укрепляющем действии Христа через Духа Святого говорят и послания святых апостолов. Согласно святому апостолу Павлу, «Христос сделался для нас <...> освящением» от Бога (1 Кор 1:30). По словам того же апостола, проповедь убеждает не искусством человеческой мудрости, а «явлением духа и силы» (1 Кор 2:4). Святой апостол Павел не изощрялся в спекулятивных рассуждениях ради привлечения людей, но, осознавая присутствие Бога, восхвалял Его, изрекал слова благословения, пропитанные горячими молитвами; эти слова и молитвы способствовали излиянию божественной силы на слушающих, которые ощущали в нем Его силу. Поэтому, вера его слушателей не проистекала и не основывалась на естественной человеческой мудрости, или ловкости спекуляций естественного разума, но «на силе Божией» (1 Кор 2:4-5). Ведь только Дух Святой приводит души в состояние проникновения в «глубины Божии» (1 Кор 2:10) — и в состояние горения ими — и только Духом Святым испытываются «дары Божии» (1 Кор 2:11-12). Поэтому Дух Святой наполняет смиренных славой и духовным нетелесным сиянием, через веру и через ощущение Его присутствия, наполняющего все их существо (1 Кор 4:10).

Святой апостол Павел считает само собой разумеющимся факт, что верующие знают (из опыта, по ощущениям), что их тела — это храмы Святого Духа (1 Кор 3:19).

Не было ни одного верующего, который не приобщился бы тому или иному дару Божьему. Среди этих даров были и дары исцеления, чудотворения, пророчества. Однако верующие имели все эти дары для того, чтобы и остальные пользовались ими, как в одном теле, в котором все члены пользуются дарами каждого; поскольку все вместе они составляли единое нераздельное Тело Христово и все данное им было от одного и Того же Духа Христова, обитающего в Теле Христовом и способствующего переходу даров от одного члена к другому; ни один член не удерживал дары исключительно для своего эгоистического пользования, но делился ими со всеми верующими (1 Кор 13). Нельзя сказать, что сегодня верующие уже не принимают разные дары от Святого Духа, особенно во время их собраний на божественных службах, на общую молитву вокруг священников. Один получает дар любви к ближнему через делание, другой — дар премудрости, один — горячей молитвы, другой — дар исцеления болезни или дар силы, укрепляющей и исцеляющей болящих, его усердной молитвой и силой, которую он передает болящему. Православная Церковь исповедует это убеждение и, своей верой и своей практикой, показывает себя продолжательницей Церкви апостольских времен.

Поскольку всем очевидно, что мы получаем через божественную Литургию, через святые Таинства и через разные священнодействия (дары Святого Духа), мы остановим ненадолго свое внимание на некоторых дарах, получаемых нами в церковных Хвалениях, состоящих из произнесенных или спетых молитв и из благословений священника, то есть из слов, исполненных божественной силой. В одной из молитв вседневной Полунощницы мы просим, и нет никаких оснований усомниться или подумать, что просим зря: «Сам Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем твоим, душы нашы освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скрби, зол и болёзней. Огради нас святыми твоими ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя Твоея славы...».

Это не богословские спекуляции, это крик о помощи, исходящий из уверенности в том, что он будет услышан и прошения будут исполнены; эти слова исходят из осознания необходимости помощи и уверенности, что в Боге мы имеем последнюю надежду нашего спасения, не только в этой жизни, но и в жизни вечной. Все церковные богослужения состоят из молитв, в которых выражены непоколебимая

уверенность в их действенности, в том, что их слышит Бог, и в том, что Бог делом ответит на все прошения.

В молитвах богослужений человек просит (с верой, что будет услышан) дар прощения и блаженства вечной жизни не только для себя лично, но и для ближних, присутствующих и отсутствующих, живых и усопших. В одной из молитв субботней Полунощницы, читаем прошение: «Помяни Господи, в надежди воскресения жизни вечныя, успопшия отцы и братию нашу, и вся во благочестии и вере скончавшыяся: и прости им всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом, или помышлением согрешенное ими; и всели я в места светла, в места прохладна, в места покойна, отнюдуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, идеже присещает свет лица Твоего, веселит вся иже от века святыя Твоя: даруй им и нам Царствие Твое и причастие неизреченных и вечных твоих благ, и твое безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».

Во всех молитвах Церкви выражена глубочайшая уверенность в том, что вечное блаженство — это общение с Богом как с Личностью, это созерцание Его любящего лица. Как в этой жизни человеческая личность может предоставить нам относительную радость и относительное счастье, так в вечной жизни Бог как Личность может предоставить нам бесконечную радость Его бесконечной любви.

Во время Богослужения Вечерни Богу возносятся прошения с высоким духовным содержанием. В седьмой молитве начала Вечерни, священник молится: «Сам Человеколюбче, исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания, подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну: облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тьме преходя-щия, и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный».

День и ночь человек проводит среди стихий природы и их движений, на человека могут действовать божественные энергии, которые успокаивают стихии и направляют их ко благу, однако в стихиях также могут действовать и дьявольские силы. Верующий молится не о даровании ему жизни, которую он бы вел мирно и тихо, но изолировано, а об избавлении его от всякого рода бед и о возрастании — посредством избавления и сохранения — в Боге, в Его познании, в Его свете, к вечному блаженству под Его побеждающим взором. И в этой, и в будущей жизни все дары даются человеку по любви Бога как личности, все дары утешают, поскольку исходят от высшего Утешителя — Духа Святого.

Молитвы богослужений содержат также прошения, которые относятся к пространству всей вселенной, невидимого и видимого миров, в которых действуют божественные силы, сохраняя нас от сил вражьих. Ведь именно в этом пространстве вселенной протекает жизнь человека; и он молится, чтобы Бог сделал это космическое пространство благоприятным для его духовного возрастания, чтобы оно не препятствовало его общению с Богом, созерцанию взора Его любящего лица — единственного способного укрепить и даровать блаженство. Ибо богослужение является главным средством, помогающим человеку в жизни неуклонно идти по пути соединения с Богом, к вечному блаженству в свете Его лица. Верующий молится и об этом неуклонном возрастании, поскольку приближение к Богу требует возрастания человека в чистоте тела и души, в просвещении ума и в благости, даруемой сердцу, вследствие этого приближения. Таким образом, богослужение является основным средством духовного возрастания человека и этим — предвосхищением эсхатологического блаженства или задатком и предвкушением этого блаженства. Богослужение приучает нас ко все более интенсивной жизни с Богом и в Боге, под излиянием лучей Его любви, освящающих, укрепляющих, возвышающих нашу жизнь, при этом, не делая нас безразличными к жизни ближних, но побуждая нас стать движущей силой все большей помощи, поддержки, утешения и полезных советов.

Выше было сказано, что в богослужении под видом даров действуют нетварные божественные энергии, не только творящие и поддерживающие естество или творение,

но и энергии, исходящие от Святого Духа, находящегося в человеческом естестве воплотившегося, воскресшего и вознесшегося Сына Божия (как человека); ведь каким образом эти энергии обожили воспринятое Сыном человечество и соделали его вечным во славе, таким же образом они предназначены вести к обожению и блаженству во славе человеческую природу верующих в Него. Таким образом, нетвар-ные энергии в христианском православном богослужении действуют с одной целью и имеют одну силу — обожить верующих, посредством все более полного соединения со Христом, в той мере, в какой сами люди прилагают усилия очиститься от страстей, привязывающих их к земным вещам как к единственным благам и к их эгоистическим изменчивым интересам.

Однако нетварные энергии Бога распространяют свое действие также на дома верующих, наполняя целые дома просимыми дарами. Они действуют не только через молитвы верующих, но и через предметы, освященные священником в храме или даже в самих домах. Верующая женщина окропляет святой водой кровать ребенка, его одежду, воскуряет фимиам в доме, молится перед домашними иконами о выздоровление больного, о помощи детям. Все жизненное пространство верующего пронизано силами нетварных энергий, излияниями заключенных в них даров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.