Научная статья на тему 'Перевод статьи Криса Уилкинсона «Город утопия»'

Перевод статьи Криса Уилкинсона «Город утопия» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Город / Архитектурные решения / Достопримечательность / СРЕДА ОБИТАНИЯ / Население / транспортные потоки

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уилкинсон Крис, Быстрова Татьяна Юрьевна

Предлагаем вниманию читателей программную статью Криса Уилкинсона «Город-утопия» в переводе Быстровой Т. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перевод статьи Криса Уилкинсона «Город утопия»»

Архитектура

БыстроваТ. Ю.

Перевод статьи Криса Уилкинсона «Город-утопия»

Аннотация

Предлагаем вниманию читателей программную статью КрисаУилкинсона «Город-утопия» в переводе Быстровой Т. Ю.

Bystrova T.Y. TRANSLATION OF the ARTICLE ofCHRIS WILKINSON « CITY - THE UTOPIA »

Webringtoattentionthe programclauseof ChrisWHkinson's «City-Utopia»intranslation of T.Y. Bystrova.

Город, архитектурныерешения, достопримечательность, среда обитания, население, транспортные потоки.

Быстрова Татьяна Юрьевна

д-р философ, наук, профессор УрГУ, Заслуженный работник высшей школы

Английский архитектор Крис Уилкинсон родился в 1945г. После получения архитектурного образования работал в мастерских Нормана Фостера, Майкла Хопкинса, Ричарда Роджерса.

В 1983 основал собственное бюро в Лондоне. Его мастерская за прошедшие годы получила более 120 национальных и международных архитектурных премий, включая британскую «Премию Стерлинга» в 2001 и 2002 гг., и немецкую «Премию Бальтазара Ноймана» в 2004.

Крис Уилкинсон - кавалер Ордена Британской Империи (2000), член Королевской Академии (2006) и почетный член Американского ИнститутаАрхитекторов (AIA) (2007).

Особое внимание в своем творчестве он, как и его партнер Джим Эйр (Архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects), уделяют проблеме сохранения и реконструкции исторического наследия в промышленных городах не только Великобритании, но и всего мира. Так, к примеру, они создают проект реконструкции Апраксина двора в С.-Петербурге.

Архитектурные принципы К. Уилкинсона и Дж. Эйра связаны с развитием рациональности и модернизма на основе новейших на-учно-техническихразработок. В их проектах привлекает, если так можно выразиться, «осторожная сдержанность» в движении к достижению гармонии традиционного и современного, технического и природного, всякий раз приводящая к появлению остро ориги-

нальных, дискуссионных и все-таки незабываемых форм, изучение которых актуально и для архитекторов Уральскогорегиона.

Мой город-утопия расположен у излучины реки. Множество красивых мостов соединяют различные участки города друг с другом. Здесь есть элегантные площади, общественные зоны, различные по размеру и форме. Они окружены интересными зданиями разного возраста, не похожими друг на друга, и соединены оживленными улицами, по которым спешат люди. Я не перестаю поражаться уровню архитектурных решений этого города и изобретательности, проявленной в отношении геометрии и пропорций, систематизирующих пространство.

Ключевые точки и виды города определяются расположением зданий-достопримечательностей. Продуманные изгибы и изменения угла зрения отвлекают от упорядоченности общей сетки города. Элементы зданий подчеркнуты светом и тенью, обогащены текстурой поверхности и потрясающими цветами. Транспортные потоки привязаны к определенным зонам. Инновационная транспортная система создает возможности для высокоскоростного передвижения из одной точки в другую. Воздух свежий, слегка окрашенный загородным ароматом, пронизан запахами трав и специй. Мои органы чувств успокаиваются, я ощущаю комфорт и гармонию с другими жителями общества Arcadian.

76

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 2|2009

Да, это романтическая мечта, но что же случилось с человеческим стремлением создать Идеальный Город? Сердце начинает биться быстрее, когда мы вспоминаем одноименную картину XV в. художника Лучиано Лорана (Luciano Laurana), изображающую вымышленный город эпохи Возрождения. Но сколько с тех пор было утрачено идей различных социологов, философов, архитекторов! В наши дни картины будущего часто представляются мрачными. Одна из самых сильных таких картин дана в фильме Ридли Скотта Blade Runner, в котором представлен мир 2019 г. - безнадежно унылый, под постоянно темным, дождливым небом. Такой город построен на сильных контрастах: огромные здания возвышаются над улицами, заполненными людьми, в общественных местах царит атмосфера порочности. Все покрыто мусором, исторические здания брошены и гниют. Предположительно «нормальные» люди живут под строгим полицейским надзором в замкнутом пространстве зданий, сам вид которых напоминает о фашизме.

Эти картины становятся еще более пугающими от того, что подобные места существуют и на самом деле. В наших городах есть окраинные районы с загнивающими задворками - но они находятся в тени возвышающихся над ними зданий интенсивно развивающихся районов с налаженной системой охраны. У нас есть бездомные, живущие на улице, и удачливые богатые люди, способные защитить себя от преступлений и насилия. Бывают дни, когда наши города перегружены транспортом, задыхаются от загрязнений и все больше страдают от преступности и социальных проблем. Но вслед за ними приходят хорошие дни, когда солнце заливает светом улицы, счастливые люди спешат по своим делам и возникает теплое чувство общности. Давайте признаемся себе: мы любим города.

В настоящее время более половины населения планеты проживает в городах, и численность городского населения постоянно растет. Многие из нас все больше отдаляются от природы, и качество нашей жизни все больше зависит от рукотворного, созданного человеком окружения. Важно совершенствовать это окружение, чтобы оно удовлетворяло потреб-

ностям растущей популяции. Во многих отношениях мы до сих пор живем так же, как и в бедные, убогие времена. Настало время всесторонне рассмотреть проблемы городов, чтобы принять конструктивные меры по их решению.

Первое, на что следует обратить внимание, — это характер и идентичность. Великобритания обладает долгой историей урбанизации, и большинство городов развиваются десятки, а то и сотни лет. Они имеют сильные исторические корни, и это придает им ярко выраженную индивидуальность, которая слишком часто игнорируется. В душе я не консерватор, но искренне верю в необходимость сохранять и поддерживать индивидуальный характер наших городов - разве не ужасно было бы приехать из Манчестера в Ньюкастл и не ощутить разницы?

Необходимо определить индивидуальные особенности каждого города, а также аспекты их существования, которые должны быть полностью пересмотрены. Это может относиться как к внешнему виду улиц и общественных зон, так и к архитектурным закономерностям, взаимоотношению ключевых построек города. После этого можно определить территории потенциальных перемен и развития.

В центральных районах следует ориентироваться высокую плотность развития с использованием высотных зданий. Мы можем учиться у прошлого, но эти уроки необходимо переводить на современный язык.

Наша среда обитания должна стать просторнее, но ощущение урбанизма необходимо сохранить, как и особенности каждого отдельного района. Ислингтон в северной части Лондона сильно отличается от Брикстона в его южной части, хотя их масштаб и плотность населения одинаковы. Традиционно эти районы города связывались улицами, которые соединяли друг с другом площади и общественные места. Но людям нужны и другие пути, зеленые и лишенные дорожного движения, которые помогут им почувствовать себя ближе к природе. В Лондоне меня всегда впечатляло то, что Гайд-Парк соединяется с Грин-Парком и Сент-Джеймс Парком — а значит, Вы можете добраться от площади Виктории до Трафальгарского сквера, или от площади Парламента до

Ноттинг-Хилла через парк! Было бы очень здорово повсеместно добиться такого эффекта. Я хотел бы видеть «зеленые легкие» современных городов в самом центре.

Это ведет к двум другим жизненно важным вопросам: транспорт и экономический бум. Скопления транспорта - серьезная проблема, влияющая на здоровье и уровень жизни людей, и решаться она должна несколькими путями. Следует повышать качество общественного транспорта, а также внедрять новые формы экологически чистых индивидуальных средств передвижения для поездок на короткие расстояния. Странно, что мы до сих пор не начали исследовать возможности надземного канатного транспорта, различных электрических скутеров и т. д.

Усовершенствование транспортных систем поможет понизить уровень загрязнений и энергопотребления. Города занимают менее 2% земной поверхности, но используют более 75% мировой энергии и являются причиной 75% мирового загрязнения. Властям городов мира пора искать новые способы снижения уровня транспортной загрузки и загрязнений, развивая сферу возобновляемых источников энергии и закладывая все больше зеленых зон.

Приоритетом в работе властей и архитекторов должно стать создание прекрасных мест для жизни, работы и досуга людей. Я не могу принять стандарты, по которым развиваются наши города. Мы должны сделать особый акцент на качестве планирования, архитектурного и ландшафтного проектирования. Нам известно, что качественная архитектура способна возрождать упадочные районы наших городов - так зачем мы принимаем посредственные схемы, не способные что-либо улучшить?

Список использованной литературы

1 Крис Уилкинсон. Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/guide/ architect_present.html?aid=463&fl= 2&в1=1

2 Грегори Р. Инженерная архитектура Криса Уилкинсона // АИН. № 6. Режим доступа: http://www.arx.su/ magazine/arx6_adv_2.shtml

Источник:

http://www.wilkinsoneyre.com/

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 2 | 2009

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.