пальнула громче всех, назвав «Школяра» «одной из самых явных неудач сборника». «Повесть невероятно мелка, в ней нет и намека на смысл и идеи справедливой войны». «Эстафету» приняла «Красная звезда», профессионально нашедшая в повести фактические ляпы: генерал приехал на НП командира батареи на «виллисе»! Не могло такого быть ни на одном участке фронта... Журнал «Коммунист» упрекнул автора в оскорблении памяти погибших. Это оскорбление критик усмотрел в предисловии: «Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого». Оказывается, Окуджаве следует благодарить «тех, кто своей смертью спас живущих сегодня, в том числе и его самого». [3]
Леонид Соболев в выступлении на съезде писателей РСФСР выразился по-писательски сильно: «Маленький, жалкий человечек, скорченный непрекращающимся полу-животным ужасом перед угрозой военной смерти. В противодействие окуджавскому «школяру» живут
в литературе образы юношей-воинов, действительно выражающие молодежь тех времен, которая со школьной скамьи шла в окоп». Как справедливо подчеркивает Дмитрий Быков в книге «Булат Окуджава», «стоит представить себе эту молодежь, шагающую с парты в окоп -визуализация убивает и не такие сильные метафоры». [2]
Более строгие меры (вплоть до специального постановления), запланированные Бюро ЦК КПСС по РСФСР, где были рассмотрены материалы сборника, были отменены Н.С.Хрущевым после того, как у него на приеме побывал К. Паустовский.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газета «Октябрь». Таруса, 9 июня 2011.
2. Д.Л. Быков Булат Окуджава. М., 2009.
3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии.. М.,1997.
4. Оттепель, 1960-1962. Страницы русской советской литературы. М.,1990.
5. Тарусские страницы. Калуга, 1961.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ КРЫМА В ПРИАЗОВЬЕ
В 1778 - 1780 ГГ.
Дмитриева Виктория Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Севастопольский государственный университет
г. Севастополь
MOVEMENT OF THE CHRISTIAN POPULATION FROM CRIMEA TO PRIAZOVIA
IN 1778 - 1780
Dmitrieva Viktoria Viktorovna
Candidate of Historical Sciences, assistant professor Sevastopol State University, Sevastopol
Аннотация
Проанализированы проблемные вопросы истории переселения христианского населения из Крыма на территорию Приазовья в конце XVIII в. При помощи хронологического и типологического методов исследования перечислены основные причины, названы имена инициаторов и организаторов переселения, определены последствия этого процесса для Крыма и для Приазовья. Сделаны выводы, что переселение крымских греков и другого христианского населения привело к изменению этнического облика Крыма в конце XVIII в. и значительно повлияло на экономическое и социальное развитие полуострова и Новороссии.
Annotation
The problematic issues of the history of the resettlement of the Christian population from Crimea to the territory of the Sea of Azov at the end of the 18th century are analyzed. Using chronological and typological research methods, the main reasons are listed, the names of the initiators and organizers of the resettlement are named, the consequences of this process for the Crimea and for the Sea of Azov are determined. It is concluded that the resettlement of the Crimean Greeks and other Christian populations led to a change in the ethnic appearance of Crimea at the end of the 18th century and significantly influenced the economic and social development of the peninsula and New Russia.
Ключевые слова: христианское население; крымские греки; переселение; колонисты; Крымское ханство; Приазовье; Новороссия.
Keywords: Christian population; Crimean Greeks; resettlement; colonists; Crimean Khanate; Azov; New Russia.
В первой половине XVIII в. активизируется Причерноморье. Особенно активными действиями борьба России, Турции, западноевропейских отличалась Франция, которая укрепилась на держав за раздел сфер влияния в Северном рынках Стамбула и Леванта, следующей целью
своей торговой экспансии французские купцы видели Крым. Подобный интерес к Крыму выказывали также торговые дома Венеции, австрийское купечество. Конечно, и Россия не желала оставаться в стороне, и хотела укрепить свой торговый и экономический потенциал в данном регионе. Это дало бы правительству Екатерины II рост хлебного экспорта во внешнеторговом обороте российской торговли и наличие гаваней на Черном море для его вывоза.
25 сентября 1768 г. турецкий султан Мустафа III объявил России войну. 24 - 26 июня 1770 г. состоялось знаменитое Чесменское сражение у острова Хиос в Средиземном море, в котором турецкий флот в составе 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 мелких судов был разбит русскими эскадрами адмиралов Г.А. Спиридова и Д. Эльфинстона под общим начальством графа А.Г. Орлова. 7 июля 1770 г. русское войско П.И. Румянцева (38 тыс. человек, 115 орудий) в сражении при реке Ларге разгромило 80-тысячную турецко-татарскую армию (15 тыс. турецкой пехоты, 65 тыс. крымских татар) под руководством крымского хана Каплан-Герая [13, с.156]. После первых побед над турками русские посланники были направлены в орды, кочевавшие в степях Северного Причерноморья ногайских татар (Буджакскую, Едичкульскую, Джамболукскую и Едисанскую) и им удалось убедить ногайцев принять российское подданство [13, с.168].
Одновременно с этими событиями канцлер Н.И. Панин по поручению Екатерины II вступил в переговоры с крымским ханом Селим-Гераем III по вопросу об отделении Крымского ханства от Турции. Хан ответил отказом и в конце 1770 г. 2-ая русская армия о главе с князем Василием Михайловичем Долгоруким начала завоевание Крыма.
15 июля 1774 г. в небольшой деревушке Кучук-Кайнардже был подписан мирный договор между Турцией и Россией, по которому Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Однако ситуация в Крыму после окончания русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. была далека от стабилизации. Крымский престол вместо низложенного хана Сахиба II Герая занял его брат Девлет IV Герай, который был ставленником Стамбула. В июле 1774 г. Девлет IV Герай высадился с турецким десантом в Алуште и пытался развить наступление. Действия турецкой стороны послужили поводом для того, чтобы русские войска в ноябре 1776 г. вновь вошли в Крым и заняли Перекоп, а в марте 1777 г. подошли к Карасубазару, а 20 марта - к Каффе. Девлет IV Герай покинул полуостров и при поддержке русских войск новым ханом был избран Шагин-Герай.
Шагин-Герай проводит ряд реформ, которые приводят к массовому недовольству со стороны крымскотатарской знати и мусульманского духовенства. Сложной ситуацией попытался воспользоваться, назначенный в Стамбуле крымским ханом, Селим III Герай. Он в декабре
1777 г. высадился с вооруженным турецким отрядом в Ахтиарской гавани. Восстание охватило весь Крымский полуостров, и было подавлено лишь при помощи русских войск. В данной сложной ситуации был разработан план переселения христианского населения из Крыма на побережье Азовского моря близ устья Дона.
До сих пор история переселения христианского населения из Крыма в конце XVIII в. вызывает дискуссии среди ученых, содержит немало проблемных вопросов и оценивается неоднозначно. Специальных исследований по этой тематике мало, в основном это пересказы уже известных работ. Наиболее информативные труды, содержащие сведения по данной проблематике -это публикации архиепископа Гавриила, А.А. Скальковского, Н.Н. Мурзакевича, С.А. Серафимова, Н. Дубровина [2, 13, 6, 12, 4].
В статье рассмотрен ряд наиболее дискутируемых проблем, которые связаны с определением:
1) инициаторов и причин переселения крымских христиан;
2) добровольно или принудительно уходили христиане из Крыма;
3) последствий переселения.
По вопросу имен инициаторов переселения христианского населения из Крыма мнения историков разделились: одна группа авторов считает, что инициатива исходила от самих крымских христиан [2, с.202], другая - от российского правительства, при этом называются имена Екатерины II, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, A.A. Прозоровского [6, с. 10-11].
Представители первого направления в историографии среди причин, по которым христиане изъявляли желание переселиться из Крыма, называли следующие:
1) трудности военного времени и притеснения со стороны мусульман [2, с.205];
2) боязнь мести со стороны турок и татар за помощь русским в войне [9, с. 206];
3) желание сохранить свою национальность, религию, язык [12, с. 5].
1) Вторая группа исследователей, которые придерживаются точки зрения, что инициатива переселения христианского населения с территории Крымского ханства исходила от российского правительства, среди причин указывают:
1) желание правительства Российской империи подорвать экономическое развитие Крымского ханства и лишить хана дополнительных источников дохода [14, с.67];
2) необходимость в колонизации только что присоединенных южных территорий и активное использование в этом деле труда крымских христиан - хлебопашцев и садоводов [7, с. 57];
3) стремление содействовать «спасению христиан» от приверженцев ислама. Этот процесс должен был получить всемирный резонанс, показать верность постулату «Москва - Третий
Рим» и дать начало для осуществления «Греческого проекта» [3, с.107; 5, с.177].
2) Большую часть христианского населения Крыма составляли греки. На момент их переселения с территории полуострова они были неоднородны в своем этническом составе и делились на две этнографические группы по языковому признаку: румеев и урумов. Румеи говорили на диалектах крымскорумейского языка (близок к новогреческому) и населяли Южный берег Крыма и Юго-Восточную горную часть полуострова. Урумы разговаривали на диалектах урумского языка тюркской группы (близок к крымскотатарскому), были компактно расселены в Юго-Западной части полуострова и жили в отдельных кварталах во всех городах Крыма.
После детального исследования архивных материалов стало известно, что приказ провести переселение крымских христиан, в том числе и греков, получил командующий русским корпусом в Крыму А.А. Прозоровский. Но он выполнял этот приказ неохотно, тогда его сменили А.В. Суворовым [4, с.317]. В краеведческой литературе распространено мнение, что А.В. Суворов заменил А.А. Прозоровского, поскольку последний заболел.
Еще один вопрос, который вызывает много дискуссий среди историков: по своей доброй воле или принудительно уходили христиане из Крыма? Большая часть крымоведов считают, что переселение христиан осуществлялось на добровольной основе. Но есть немногочисленные работы, в которых переселение христианского населения из Крыма характеризуется как насильственное [8, с.211]. В подтверждении этого приводятся факты принятия ислама крымскими греками, жителями сел Биюк-Узень-Баш, Керменчик, Ламбат, Варнаутка, которые не хотели оставлять родную землю [12, с.7].
18 сентября 1778 г. Крымский полуостров покинула последняя группа христиан, в ней находился митрополит Игнатий. Суворов посылает письмо командованию о том, что выход христиан окончен. В подтверждении своим словам Суворов прилагает документ - ведомость, в которой сообщалось, что из Крыма было переселено: 31 093 человек, из них больше всего было греков - 18333 человек, а также 12385 армян, 219 грузин, 156 валахов [5, с. 106].
21 мая 1779 г. императрица Екатерина II подписала Жалованную грамоту крымским христианам греческого закона [1, с. 52]. Среди самых важных льгот, которые предоставлялись колонистам по этому документу, были следующие:
1) выделение земельных наделов для хозяйственного освоения и заселения (30 десятин на душу);
2) помощь в обустройстве жилищ и продовольственном обеспечении;
3) освобождение от несения воинской службы;
4) свободное развитие разных промыслов;
5) административная автономия поселенцев.
Но в Жалованной грамоте был и один минус -в ней нечетко были указаны границы земель, на которые должны были переселяться крымские колонисты. И лишь с изданием «Ордера князя Потёмкина генерал-поручику Черткову по поводу устройства греков в Азовской губернии» от 29 сентября 1779 г. этот вопрос был решен детально и окончательно [11, с.88].
Согласно этому документу для поселения грекам отводились земли на побережье Азовского моря, недалеко от крепости Петровская, которая ранее выполняла функцию центра Кальмиусской казацкой паланки.
В Азовскую губернию переселилось более 14000 человек, часть крымских христиан погибла в дороге, некоторые остались в Екатеринославе, Херсоне. Официально в Крым вернулись только община армян-католиков и ауткинские греки [13, с.137].
В Приазовье урумы основали город Мариуполь и девять сел: Бешев, Ласпи, Карань, Старый Крым, Мангуш, Богатырь, Камара, Керменчик, Улаклы. Село Аргин Ени-салу греки-урумы образовали вместе с греками румеями [1, с.6].
Румеи основали села: Сартана, Чермалык, Аргин Кара-коба, Стиля, Константинополь, Малая Ени-сала, Чердакли, Кременевка, Ялта, Гурзуф[1, с.6].
Вышедшие из Крыма вместе с греками грузины и валахи, говорящие ныне на урумском языке и называющие себя греками, стали первыми жителями села Игнатьевка, впоследствии разделившегося на Староигнтаьевку и Новоигнатьевку [1, с.7].
Крымские армяне основали город Новый Нахичеван (ныне слился с г. Ростов-на-Дону) и 5 сел в его округе [1, с.7].
Какими же, по мнению исследователей, были результаты переселения христиан из Крыма?
Одна группа авторов считала, что «выход совершился перед присоединением Крыма к Российской империи и нельзя в этом не видеть особого благого требования истории...» [10, с.70].
Вторая группа исследователей, отрицательно относилась к переселению христиан: «Крым пришёл в упадок с тех пор, как вывели из горной части христиан. Едва ли полезное русским переселение христиан из Крыма». Бывший генерал-губернатором в Крыму Д.Б. Мертваго писал: «неудобопонятная политика, разоряя их (христиан) - корень, служащий пользой и украшением Крыма, водворила их в окрестностях Азова. Люди, занимавшиеся садоводством, изделиями и шёлком промышляющие, сделались принуждены быть рыболовами и скотоводами. Перемена климата и образа жизни число их уменьшила» [15, с.67-68].
3) После переселения крымских христиан на земли Приазовья и присоединения Крымского полуострова к Российской империи миграционные процессы не заканчиваются - начинается массовый выезд татар в Турцию. Поэтому перед российским правительством и местной администрацией
возникает необходимость скорейшего переселения в Крым новых жителей для восстановления экономики и дальнейшего освоения земель полуострова и усиления пограничных районов России. При непосредственном руководстве Г.А. Потемкина Таврическим областным правлением в Крым были переселены из центральных русских губерний уволенные в отставку солдаты, старообрядцы, калмыки с Волги, архипелажские греки, поляки, немцы, болгары, итальянцы, румыны и др.
Таким образом, отметим, переселение крымских греков и другого христианского населения привело к изменению этнического облика Крыма в конце XVIII в. и значительно повлияло на экономическое и социальное развитие полуострова и Новороссии.
Список литературы:
1. Араджиони М.А. Греки Крыма и Приазовья: история изучения и историография этнической истории и культуры (80-е гг. XVIII в. -90-е гг. XX в.). - Симферополь: Издательский Дом «Амена», 1999. - 132 с.
2. Гавриил, архиеп. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернии и основание Готфийской и Кафийской епархии // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. - 1844. - Т.1. - С.197 - 204.
3. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье. 1775 - 1800 гг. - М.: Наука, 1959. - 280 с.
4. Дубровин Н. Присоединение Крыма к России. Рескрипты, письма, реляции, донесения. -Спб., 1885. - Т.2. - 924 с.
5. Кабузан В.М. Заселение Новороссии в XVIII - первой половине XIX вв. (Екатеринославская и Херсонская губернии). - М.: Наука, 1976. - 308 с.
6. Мурзакевич Н.Н. О заселении Новороссийского края // Одесский вестник. - 1836.
- №1. - С.9 - 12.
7. Наулко В.И. Современный этнический состав населения Украинской ССР // Советская этнография. - 1963. - №5. - С.46-59.
8. Петрушевский, А. Генералиссимус князь Суворов. - СПб, 1884. - Т.1. - 260 с.
9. Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII в. (по неизданным архивным документам). - М., 1909. - 340 с.
10. Попов А.Н. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности. - Симферополь, 1888. - 132 с.
11. Секиринский С.А. Из этнической истории Крыма и Северной Таврии (вторая половина XVIII
- начало XX в.) // Советская тюркология. - 1988. -№ 4. - С. 87-97.
12. Серафимов С.А. Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря. -Екатеринослав, 1901. - 46 с.
13. Скальковский А.А. Хронологическое обозрение истории Новороссийского края (1730 -1795). - Одесса, 1836. Ч.1. - 290 с.
14. Тимошевский Г.И. Основание г. Мариуполя и некоторые данные к его истории // Мариуполь и его окрестности. - Мариуполь, 1892. -С.63-95.
15. Яи С.Г. До юторп грецько! колошзацп на УкраЫ // Краезнавство. - 1928. - Ч.6-10. - С.57-68.
СЛЕДЫ КАЛЕНДАРНЫХ СИСТЕМ В СИМВОЛИКЕ ОБРЯДОВЫХ ПОВОРОТОВ:
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА (НА МАТЕРИАЛАХ ОБСКИХ УГРОВ И САМОДИЙЦЕВ)
Сподина Виктория Ивановна
доктор ист. наук
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок
г. Ханты-Мансийск
TRACES OF CALENDAR SYSTEMS IN THE SYMBOLISM OF RITUAL TURNS:
TO THE PROBLEM STATEMENT (BASED ON THE MATERIALS OF THE OB UGRIC AND SAMOYED PEOPLES)
Spodina Victoria Ivanovna
Doctor of Historical Sciences Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development
Khanty-Mansiysk DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.205
Аннотация
Статья посвящена символике обрядовых поворотов, которая вписывается в общую концепцию бинарных оппозиций, при которой повороты посолонь рассматриваются как положительно направленные, а против хода солнца - как зловредные действия. Цель статьи состоит в том, чтобы кроме аксиологического, выделить ещё один аспект ритуальных поворотов жертвоприношений богам -темпоральный. Представленные материалы позволяют высказать гипотезу о том, что повороты влево следует рассматривать как разрыв профанного времени и вхождение в сакральное пространство-время. Такие действия могли служить проявлением лунарной модели ориентации.
В качестве основополагающего методологического принципа в работе применялся системный (или структурный) подход к изучению элементов культуры, сформулированный Ю. М. Лотманом, а также