Научная статья на тему 'Переписка православных причтов Санкт-Петербургской епархии с органами государственного управления в XIX в.'

Переписка православных причтов Санкт-Петербургской епархии с органами государственного управления в XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкт-Петербургская епархия / Шлиссельбургский уезд / православный причт / делопроизводственные документы / статистический учет населения / метрические записи / St. Petersburg Diocese / Schlüsselburg District / Orthodox clergy / chancery documents / population statistics / metric records

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Николаевна Ропакова

В статье рассматриваются примеры использования данных метрических книг приходского собора в городе Шлиссельбурге (Санкт-Петербургская епархия). На основе комплекса неопубликованных документов XIX столетия изучена переписка причта собора с государственными учреждениями и частными лицами. Также рассмотрены случаи предоставления метрических документов в судебные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correspondence of the Orthodox Clergy of the St. Petersburg Diocese with Government Bodies in the 19th Century

The article examines examples of using the data of the metric books of the parish cathedral in the city of Schlüsselburg (St. Petersburg Diocese). On the basis of a complex of unpublished documents of the 19th century, the correspondence of the clergymen of the cathedral with state institutions and individuals was studied. The cases of submission of metric documents to the judicial authorities are also considered.

Текст научной работы на тему «Переписка православных причтов Санкт-Петербургской епархии с органами государственного управления в XIX в.»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

Е.Н. Ропакова

Переписка православных причтов Санкт-Петербургской епархии с органами государственного управления в XIX в.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_198

Аннотация: В статье рассматриваются примеры использования данных метрических книг приходского собора в городе Шлиссельбурге (Санкт-Петербургская епархия). На основе комплекса неопубликованных документов XIX столетия изучена переписка причта собора с государственными учреждениями и частными лицами. Также рассмотрены случаи предоставления метрических документов в судебные органы.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская епархия, Шлиссельбургский уезд, православный причт, делопроизводственные документы, статистический учет населения, метрические записи.

Об авторе: Елена николаевна ропакова

Кандидат исторических наук, главный библиотекарь Российской национальной библиотеки.

E-mail: re.poslanie@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-5272

Ссылка на статью: Ропакова Е. Н. Переписка православных причтов Санкт-Петербургской епархии с органами государственного управления в XIX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №1 (6). С. 198-212.

* Иллюстрации предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

Ye. N. Ropakova

Correspondence of the Orthodox Clergy of the St. Petersburg Diocese with Government Bodies in the 19th Century

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_198

Abstract: The article examines examples of using the data of the metric books of the parish cathedral in the city of Schlüsselburg (St. Petersburg Diocese). On the basis of a complex of unpublished documents of the 19th century, the correspondence of the clergymen of the cathedral with state institutions and individuals was studied. The cases of submission of metric documents to the judicial authorities are also considered.

Keywords: St. Petersburg Diocese, Schlüsselburg District, Orthodox clergy, chancery documents, population statistics, metric records.

About the author: Elena Nikolaevna Ropakova

Candidate of Historical Sciences, Chief Librarian at the National Library of Russia.

E-mail: re.poslanie@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-5272

Article link: Ropakova Ye. N. Correspondence of the Orthodox Clergy of the St. Petersburg Diocese with Government Bodies in the 19th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 198-212.

* Photographs are provided by the author.

Среди документов архива Петербургской духовной консистории и отдельных церквей епархии дореволюционной России, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), встречается много делопроизводственных материалов. В первую очередь, внутренние и распорядительные документы самой консистории, отчеты о состоянии епархии и приходов, просительные документы на имя митрополита Петербургского, переписка причтов приходских церквей с консисторией, а также их донесения и рапорты. С другой стороны, документы отражают переписку с органами государственного управления и Министерства внутренних дел. В большинстве случаев подобные единичные письма сохранились в фондах различных церквей Санкт-Петербургской епархии. Однако фонд Шлиссель-бургского Благовещенского собора за XIX в. предоставляет нам возможность изучить различные аспекты такой переписки.

Уездный город Шлиссельбург располагался при истоке Невы из Ладожского озера в 60 верстах от Санкт-Петербурга. Город находился на левом берегу Невы, при соединении ее с Приладожскими каналами, «в низменной песчаной местности, открытой холодным ветрам с озера». В городе было два православных храма — единоверческая церковь и Благовещенский собор, гостиный двор, ситценабивная фабрика (свыше 1000 чел.), больница; два министерских училища — одно мужское трехклассное, где обучались 112 мальчиков (начало XX в.), и женское одноклассное, в котором было 67 учениц. Торговое значение Шлиссельбурга было «ничтожно», город оживал «только в навигационное время», когда проходили караваны судов, шедших в Петербург с Мариинской системы и с Ладожского озера. «Доходы города в 1900 г. составляли 33.950 р., расходы 34.364 р.». Причем на городское общественное управление расходовалось 10%, а «на народное образование не более 2,5% (свед. 1897 г.)»1.

Каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Шлиссельбурга был построен в 1764 г. Приход собора, по сведениям на конец XVIII в., состоял «из 727 лиц мужскаго и 793 женскаго пола. Дворов было 275»2 (1.520 душ обоего пола). По указателю соборов и церквей 1867 г. — дворов было 330, «душ м. п. 1437, ж. п. 1202, обоего 2.639»3. К концу XIX в. прихожан в городе с приписанными к приходу деревнях (Ше-реметьевке, Черной Речке, Марвине и Липках) было 339 дворов, «1862 муж. п. и 1774 жен. п.» (3.636 д. об. п.). Причт состоял из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков4. По сословному составу, например, на 1882 год население города Шлиссельбурга распределялось следующим образом: дворян — 91 д. об. п., духовенства — 18,

1 Д. Р. Шлиссельбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. 39а. С. 706, 707.

2 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884. С. 268.

3 Справочный указатель соборов и церквей Санкт-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 г. СПб., 1867. С. 111.

4 Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1899. С. 210, 211.

почетных граждан — 1 м. п., купцов — 15 д. об. п., мещан — 4.726, крестьян — 422, военного сословия — войск — 142 м. п., отставных, запасных и семейства солдат — 89 д. об. п., иностранных подданных — 36, всего — 5.540 д. об. п.5

Из фонда Благовещенского собора6 было выбрано дело, в котором сохранились метрические документы, переписка причта, паспорта. Отметим, что исследуемые документы в большинстве своем являются подлинными документами. При этом не всегда входящие письма местных органов государственного управления, МВД или здравоохранения имели фирменные бланки. Это могли быть и тетрадные листы с реквизитами учреждения в виде чернильного штампа или написанные от руки, что, скорее, указывает на рутинный характер переписки.

Прежде всего мы рассмотрим комплект документов, относящихся к сбору статистических данных. «Потребность в статистических данных ощущалась всегда, во всех устроенных государствах...», — писал в своей книге А. Бушен. Статистические сведения, по мнению автора, были необходимы в государственном управлении, ибо «без достаточного знания государственных сил, слагающихся из числа людей, их нравственного и материального состояния» невозможно было успешно управлять государством7.

В России велись несколько текущих списков народонаселения: а) списки по состояниям, например, для дворянства потомственного — родословные книги, для православного духовенства — консисториальные списки, для городских сословий — т. н. обывательские книги; б) с фискальной целью — окладные книги для домовладельцев, и для городского и сельского податных сословий; в) полицейские списки для городов, которые были связаны с имевшейся тогда паспортной системой, системой адресных и иных билетов, видов на жительство. С 1722 г. в России была принята метрическая регистрация, которая производилась посредством духовенства. Метрики велись по приходам8, в них регистрировались сведения о рождении (в том числе и незаконнорожденных), браке, смерти9. Копии с метрических книг ежегодно доставлялись в духовную консисторию. В свою очередь, до 1857 г. к 1-му февраля «начальники губерний» были обязаны командировать в консисторию благонадежного чиновника для извлечения из метрических документов сведений о числе родившихся, умерших и сочетавшихся браком. В дальнейшем сведения о населении представлялись из губерний ежегодно к 1-му марта в виде таблиц, форма которых была разработана Центральным статистическим комитетом10.

5 Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1882 г. СПб., 1882. С. 6-7.

6 ЦГИА СПб. Ф. 737. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы город Шлиссельбург, 17331923 гг. Оп. 1-11.

7 Бушен А. Об устройстве источников статистики населения в России. СПб., 1864. С. 7.

8 За образец был взят опыт Швеции. Еще в 1686 г. правительство «предписало общим церковным законом строгую однообразность и аккуратность в ведении пасторских или приходских списков». Приходское духовенство в Швеции имело «огромные права сословные и корпора-ционные, но исполняющее зато, кроме духовных своих обязанностей, и обязанности гражданские». Государство было разделено на 2.368 приходов, составляющих статистическую единицу. Духовенство вело 5 книг «с целию чисто церковною». Важнейшая из них — это книга текущего контроля населения (домовые списки), форма которых была установлена еще в XVI в. Списки велись по домам, куда входили все лица, принадлежавшие к одному хозяйству: имя, сословие или занятие, год и место рождения, семейное состояние, время прибытия в приход, смерть, степень образования, степень религиозности, поведение (замечания о наказании за воровство и другие гражданские преступления), выбытие. Копии с книг раз в пять лет представлялись в Статистический Совет (Бушен А. Об устройстве. С. 18-20).

9 «Среднее число на участок в 5.000 д. приходится ежегодно сделать 422 записи и в том числе 250 рождений, 118 смертей и 54 брака» (Бушен А. Об устройстве. С. 102).

10 В 1803 г. в составе канцелярии МВД, получившей название Департамента внутренних дел, было учреждено Общество дворян, которое должно было заниматься в том числе и систематизацией сведений о каждой губернии для составления общей статистики государства. В 1811 г. уже Департамент исполнительной полиции рассматривал губернские отчеты и вел

Однако, обратившись к документам Благовещенского собора г. Шлиссельбурга, мы видим, что священнику Иоанну Студийскому приходилось самому представлять необходимые сведения помимо консистории. В 1841 г. шлиссельбургский городничий обратился к священнику с письмом (от 13 декабря), в котором говорилось, что «для составления мною годового отчета о состоянии города Шлиссельбурга за 1841 год, — я покорнейше прошу Ваше Священство, непременно ко 2-му Января будущаго 1842 года, доставить ко мне следующие сведения». Требовалось указать число родившихся («мужска пола и женска»), умерших и «браком сочетавшихся», а также «о числе церковнослужителей и причетников каждый пол особо»11. На запрос городничего сохранился черновик ответного письма священника от 2 января: «Его Высокоблагородию господину Шлиссельбургскому Городничему. В следствие отношения Вашего от 13го Декабря прошлаго 1841го года за № 4017м сим приводится Вам в известность, что в городе Шлиссельбурге в течении прошлаго 1841го года по метрической книге Благовещенской церкви имелось: 1) родившихся мужеска пола 31, женска 30, обоего 61 человек. Незаконнорожденных не состоит; умерших мужеска пола 69, женска 33, обоего 102 человек. Браком сочетавшихся 19 пар. 2) Священно-церковнослужителей при градской Благовещенской церкви находится Священников 2. Диакон 1. Дьячков и Пономарей 3. Священноцерковнослужительских жен 4. Детей мужескаго пола 7 (из коих четыре обучаются в училищах и три живут при отцах), женскаго пола 5ть»12.

В 1847 г. количество необходимых сведений прибавилось. Шлиссельбургское Го-родническое правление от 28 ноября «на основании Высшаго повеления, изъясненна-го в предписаниях г. Санктпетербургскаго Гражданскаго Губернатора, сие правление обязано представить Его Превосходительству годовой отчет о состоянии города Шлиссельбурга, за 1847 год, отнюдь не позже 10 числа Января будущаго 1848 года, а потому для составления упомянутаго отчета, Правление покорнейше просит Вас, Милостивый Государь, непременно ко 2 числу Января 1848 года, доставить в сие правление следующия сведения за 1847 год...». Помимо статистики родившихся и умерших и вступивших в брак прихожан, а также священно- и церковнослужителей и их семей, следовало прояснить: «Из числа родившихся сколько было незаконнородившихся обоего пола. Какого возраста людей смерть похищала преимущественно. Сколько умерло младенцев: не достигших одного года — 00, от одного до 5ти лет — 00, а также и стариков свыше 60 лет — 00. Браком сочетавшихся — 00 пар. 3.) Сколько было родившихся двойнев, тройнев и так далее и от кого именно. — и 4.) Сколько в течении года приняли православное исповедание из евреев, католиков и прочих исповеданий, отделив каждое исповедание и пол»13.

В документах имеются черновики двух ответных писем от священника. В 1847 г. («Декабря», но числа нет): «... сим приводится Вам в известность что 1.) в городе Шлиссельбурге при Церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы в течении 1847 года имелось а) родившихся мужескаго пола 46, женска 41, обоего 87 человек. Из коих незаконнорожденных было мужескаго 4, женскаго 4, обоего 8. б) Бракосочетавшихся 6 пар. 2) Священно и церковнослужителей. Священников 2, Диакон 1, Дьячков и Пономарей 3. Жен их 4. Детей мужеска пола 3, женска 3. 3) родившихся двойников было — у колежскаго регистратора Федора Трофимова Свинцова и у солдатской жены вдове Натальи Лаврентьевой. Тройников не было. 4) Смерть похищала преимущественно в младенческом возрасте, недоживших одного года 22, от 1го до 5ти лет 11, от 5 до 60 — 56, свыше 60 лет — 22. 5) Присоединившихся к православной церкви

статистику. Новые штаты МВД 1834 г. включали 9 сотрудников Статистического отделения. В 1858 г. в рамках МВД создается Центральный статистический комитет. Этот комитет МВД из коллегиального органа в 1863 г. был преобразован в Статистический совет, составленный из представителей разных министерств и ведомств.

11 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 24.

12 Там же. Л. 25.

13 Там же. Л. 29.

в течении 1847 года было: из Лютеран одна, из Католиков одна. Из Евреев 3 мужеска-го пола»14. В 1851г. родившихся было 44 мужского пола, 44 женского, «из коих незаконнорожденных было мужеска 2, женска 7, обоего 9». Вступили в брак 25 пар. Умерших обоего пола 106, двойни родились у государственной крестьянки Марфы Дмитриевой, государственного крестьянина Андрея Парфенова, коллежского асессора Александра Николаева Ильинского и у петербургского мещанина Алексея Козлова. «Смерть похищала преимущественно в среднем возрасте — недостигших одного года обоего пола 21. От 1го до 5ти лет 19. — от 5ти до 60ти 49. Выше 60ти лет 17ть обоего пола». Присоединившихся к Православной Церкви из других исповеданий не было15.

По Положению 1837 г. «О земской полиции» для «соблюдения тишины и порядка» в штат земского суда (полицейского места в уезде) дополнительно вводились новые заседатели, которые заведовали уездными участками или станами — становые приста-

вы16. Им также требовались сведения о движении населения. Так в 1857 г. Пристав 1 стана Н. Крушинин 25 ноября 1857 г. писал, что «к составлению статистических сведений о состоянии ввереннаго мне стана за проходящий 1857 год покорнейше прошу сообщить мне сведения никак не позже 15 числа наступающаго Декабря месяца, а именно: 1е) сколько было браков лиц ввереннаго мне стана а) холостых с девицами, б) холостых с вдовами, в) вдовцов с девицами, г) вдовцов со вдовами. 2е) сколько родилось детей мужескаго пола, сколько женскаго, двойников, тройников, уродов.», а также обращенных из других вероисповеданий и число умерших17. В ответе священника Григория Кесарева отмечалось, что в деревнях 1го стана Липке и Марьино, которые состояли в приходе Шлиссельбургской Благовещенской церкви, в течение года родилось 7 мужского, 9 женского пола, незаконнорожденных не было, а «двойников, тройников и уродов не было. Браком сочеталось — холостых с девицами 2, вдовцев с девицами 2, всего 4 пары. — Умерло до 1 года мужеска 1, женска 5, от 1 до 5 лет мужеска 1, женска 1, от 5 до 10 лет мужеска 2, от 25 до 30 лет женска 1, от 70 до 75 лет мужеска 1. Присоединившихся к Православной церкви. не было»18.

Помимо кратких статистических сведений причту Благовещенского собора приходилось кропотливо работать над заполнением присланных таблиц для Санкт-Петербургского губернского комитета. Например, в 1882 г. священнику Григорию Кесареву необходимо было предоставить статистические сведения за 10 лет — с 1871 по 1881 гг. Причем сведения приводились не только за весь приход — г. Шлиссельбурга

Фотография Богоявленского собора в начале XX в.

14 Там же. Л. 30.

15 Там же.

16 Становые приставы назначались губернатором из числа кандидатов, представленных уездным дворянским собранием, они были обязаны проживать на своем участке, для этого им выделялись средства на приобретение жилья. В подчинении становых приставов находились сотские и десятские, выбираемые от 100-200 и 10-20 крестьянских дворов соответственно, которые должны были еженедельно являться на квартиру станового пристава с докладом о всех происшествиях в их селах.

17 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 31.

18 Там же.

Современный вид Богоявленского собора

и близлежащих деревень (Липки, Шереметьевка, Марьино, Черная Речка), но и инопри-ходных сел (Путилово, Синявино, Ивановское) и деревень (Бугры, Замошье, Турышки-но и Большая Жарновка и др.)19. Помимо количества браков, рождений, умерших, следовало указать из умерших «моложе 5 лет» и «старше 5 лет», а также преобладающие болезни.

Для местного учреждения здравоохранения20, согласно просьбе уездного врача Соловьева (письмо от 11 ноября 1868 г.) следовало «... доставить ... никак не позже 3го Декабря, по приложенной форме, сведения для медицинской статистики о численности прихода с 1го Декабря 1867 г. по 1е Декабря 1868 года»21.

Таким образом, ежегодно в декабре и январе, как свидетельствуют другие документы, причту Шлиссельбургского собора приходилось не только копировать метрические книги своего прихода за прошедший год, но и не один раз переписывать содержащиеся в них сведения для дальнейшей статистической обработки различными органами городского управления и правопорядка. Необходимость учитывать общее количество населения и его движение возникала, например, при организации губерний России (200-300 тыс. человек), или организации патрульно-постовой службы полиции в городах, где полицейские команды определялись численностью из расчета 5 полицейских на 2 тыс. жителей и 10 полицейских во главе с унтер-офицером на 5 тыс. жителей.

Поэтому, когда Колтушское волостное правление22 обратилось 14 мая 1875 г. к причту Собора «... вследствие экстреннаго требования г. Шлиссельбургским уездным исправником. о доставлении в оное в самом непродолжительном времени именнаго

19 Там же. Л. 68-77.

20 В 1811 г. был издан манифест «Общее учреждение министерств», согласно которому при новом Министерстве полиции учреждался Медицинский департамент, который занимался устройством медицинского управления и общими вопросами народного здравоохранения, заготовкой фармацевтических материалов и казенными аптеками. Этот департамент остался и после реформ МВД в 1836 г.

21 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 26.

22 Волостное правление — орган местного крестьянского самоуправления в России во второй половине XIX — начале XX вв. Состояло из волостного старшины, сельских старост и волостного писаря, избиравшихся волостным сходом.

списка о всех умерших после 10й ревизии, то есть с 1858 года по настоящее время, крестьянах Колтушской волости деревень Шереметьевки и Черной речки» с обозначением времени смерти, протоиерей Иоанн Студийский уведомил их, «что делать выписки и справки из метрических книг Собора по требованиям Волостных правлений и других сословий» за такой длительный срок (16 лет) без особого предписания епархиального начальства «причт не считает себя обязанным». И так как наводить выписки и справки в церковном архиве предоставлялось самим просящим, «. а потому не благоугодно ли будет Колтушскому Волостному правлению по отношениям своим к причту собора от 14го майя за № 836 и от 30го октября за № 1551м, и от 4го декабря за № 1731м, сего 1875 года для получения. нужных сведений командировать в собор. человека, который бы при члене причта мог сам собрать нужные сведения и в будущее время в подобных случаях поступать также»23.

Однако необходимые для составления рекрутских списков метрические свидетельства крестьян Рябовской волости деревни Морья были причтом предоставлены в январе 1871 г. По Уставу духовных консисторий 1841 г. духовным правлениям разрешалось выдавать выписки из метрических книг только в одном случае: «по требованиям отдельных Рекрутских присутствий, для удостоверения о летах людей, поступающих в военную службу»24. В письме Рябовского волостного правления напротив упомянутых в нем фамилий карандашом были сделаны пометки причта о возрасте крестьян: «... 1., Павлу Иванову — 23, 2., Алексею Николаеву — 25, 3., Александру Николаеву — 19, 4., Михайле Карпову — 20, 5., Михайле Андрееву — 20»25. В данном случае важна также дата письма — 7 января, поскольку призывнику должно было быть 20 лет к 1-му января того года, когда производился набор26.

23 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 37, 38.

24 ПСЗ. 2-е собр. Т. XVI. Отд. 1. № 14409. С. 254.

25 Там же. Л. 44.

26 Рекрутская повинность до 1874 г. распространялась на податное население — крестьян, мещан и др. «В каждом участке, при каждом наборе, призываются к жеребью из молодых крестьян, считающихся в наличных и от рекрутской повинности неизъятых..., все те коим по 1 января того года, в котором набор объявлен, исполнилось от роду двадцать лет» (См.: Положение о жеребьевом порядке отправления рекрутской повинности в участках государственных крестьян и других поселян ведомства государственных имуществ. СПб., 1854. С. 8). Рекрутские наборы в мирное время по Уставу 1831 г. назначались ежегодно по очередным губерниям и областям, которые были распределены по двум полосам — западной (куда входила Санкт-Петербургская губерния) и восточной. В стране были образованы рекрутские участки, исполнявшие рекрутскую повинность по числу лиц мужского пола, записанных по итогам ревизии. Число рекрутов в обыкновенные наборы составляло до 7 чел. с тысячи душ (и более 10 рекрутов с тысячи душ при чрезвычайных наборах). По Уставу о воинской повинности 1874 г. «... мужское население без различия состояний, подлежит воинской повинности». Поступление на службу по призывам решал жребий, который вынимался «единожды на всю жизнь». И к жребию призывались ежегодно «один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду». Сам призыв производился с 1-го ноября по 15-е декабря. Общий срок службы в сухопутных войсках

.......Гр ■

Письмо Рябовского волостного правления 1876 г.

Позднее то же Рябовское волостное правление просило сведения о конкретных крестьянах села Ириновки: «... сыновьям Герасима Сидорова: 1., Николаю по ревизии 27 лет (карандашом указан 1843 г.), 2., Павлу 18 лет (1851 г.); Николая Григорьева: 3., Васи-лью 25 (1844 г.), 4., Михайле 20 (1849 г.); Николая Гаврилова: 5., Никите 25 лет (1844 г.), 6., Михаилу 20 лет; [села] Морья: 7., Андрею Никитину Рогову — 25»27. Отметим, что в соответствии с Уставом о воинской повинности в каждом селении рекрутского участка после объявления Манифеста о рекрутском наборе именно сельский староста (или старшина) приступал к составлению «списков всем молодым людям своего селения, которые по летам., должны быть призваны к жеребью.»28. Поэтому любое несоответствие в списках с выписками из метрических книг требовало подтверждения. Как это случилось в апреле 1876 г., когда уже после получения необходимых сведений для составления рекрутских списков Рябовское волостное правление второй раз обратилось к причту Богоявленского собора. Выяснилось, что некоторых молодых людей, 1855 года рождения, «по ревизским сказкам, семейному списку и отзывам крестьян таковых не оказалось»29.

Факт того, что ранее подобные запросы о родившихся в 1855 г. молодых людях причт собора получал в 1876 г. подтверждается письмом упомянутого выше Колтуш-ского волостного правления. Волостной старшина Я. Хайми в феврале того же года просил «... поспешить доставлением в оное метрической выписи, по форме, требуемой уставом о новой воинской повинности о родившихся в 1855 году крестьянах Колтушской волости, деревень Черной Речки и Шереметьевки, или сведений о том, что родившихся в показанном 1855 году по означенным двум деревням не имеется»30.

Шлиссельбургская Городская управа 26 февраля 1897 г. просила «о скорейшей высылке метрических выписей о родившихся мещанах за 1870 г., так как таковые необходимы ввиду скораго представления призывных списков»31. Иногда сведения по воинской повинности приходилось просить дважды. Так, в 1900 г. Ивановское волостное правление Шлиссельбургского уезда в письме от 6 марта просило ускорить исполнение присланного ранее 11 декабря прошлого года просьбу «... относительно присылки метрических выпесей на лиц крестьянского сословия сей волости подлежащих в текущем году к призыву»32.

составлял 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе (См.: Устав о воинской повинности, высочайше утвержденный 1-го января 1874 г. Вятка, 1874. С. 8, 9, 10).

27 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 51.

28 Положение о жеребьевом порядке. С. 17.

29 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 33а. «§ 114. Рекрутския очереди семейств учитываются по особенному списку, именуемому очередным. § 115. Очередной список мещан составляется Думою.» (См.: Устав рекрутский. СПб., 1831. С. 28).

30 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 33.

31 Там же. Л. 63.

32 Там же Л. 10. «§ 130. Примечание. 4) Надзор за правильным составлением и дополнениями очередного списка принадлежит в участке Рекрутскому старосте, в волости Волостному Правлению.» (См.: Устав рекрутский. С. 31).

Свидетельство о рождении 1868 г.

Как мы видим, отсутствие свидетельств о рождении (браке или смерти) у прихожан после прохождения таинств и обрядов было сопряжено с необходимостью при различных жизненных ситуациях обращаться в свою приходскую церковь за выписками из метрических книг. По Уставу духовных консисторий 1841 г. метрические свидетельства выдавались из консисторий беспрепятственно лицам, «относящимся к свободным состояниям» — о времени его рождения и крещения, родителям о рождении, крещении и кончине детей, опекунам о рождении и крещении детей, не имевших родителей33. Например, в июне 1865 г. вдова штатного писаря Шлиссельбургской Команды внутренней стражи Ивана Семенова Марфа Ивановна подала протоиерею собора Иоанну Студийскому прошение. Ей необходимо было иметь метрическое свидетельство о рождении и крещении дочери Елены «для представления С.-Петербургскому Воинскому начальству о выдаче книжки на получение денежнаго пособия из Казны, на содержание и воспитание малолетней моей Елены, почему имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие сделать со своей стороны зависящее распоряжение о написании на простой бумаге нужной метрики и выдать таковую мне.»34. Обращаем внимание, что выписки из метрических книг, сделанные по узаконенной форме, облагались гербовым сбором (маркой). Но здесь требовалось простое свидетельство. Как и в случае со свидетельством, выданным в октябре 1859 г. (за № 183-м), о том, что «Санкт-Петербургской Епархии города Шлиссельбурга церкви Пресвятыя Богородицы в метрической книге значится, что умершаго в 1858м году Декабря 1го дня, служившаго в военнорабочей №5 роты 111го отделения 1го округа Путей сообщения у отставнаго рядоваго Матфея Иванова Бартусевича и жены его вдовы Виктории Залановичевой — родился сын ВАСИЛИЙ, который молитвован тысяча восемьсот пятьдесят девятаго года Апреля девятаго, а крещен того же месяца десятаго числа. При крещении его восприемниками были: 111го отделения 1го округа Путей сообщения 5й военнорабочей роты рядовой Кондрат Григорьев, а также роты рядо-ваго Василия Фомина жена Марья Иванова; в чем с приложением церковной печати и свидетельствуется. Октября 21го дня 1859го года. — Шлиссельбургской градской Благовещенской церкви.» и далее следовали подписи причта и печать красного сургуча Собора35. Подобное свидетельство можно видеть на ил. 5, где подтверждаются сведения о рождении в 1868 г. дочери Елизаветы у рядового Лаврентия Филипова Рылова и его жены Марии Дементьевой.

Официальные учреждения, которым необходимо было по возникшим особым делам иметь также выписки из метрических книг, должны были в письменном виде

33 ПСЗ. 2-е собр. Т. XVI. Отд. 1. №14409. С. 254. В Уставе духовных консисторий 1883 г. уже уточняется, что метрические свидетельства выдаются из консистории «всем лицам», причем «возраст, дающий право на заявление формального характера о выдаче метрических свидетельств, должен быть признаваем, на общем основании, 17-летний» (См.: Устав Духовных консисторий. СПб., 1883. С. 98, 99).

34 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 8.

35 Там же. Л. 3.

I тп-г.; I- ........

Пример Метрической выписи 1892 г.

обратиться к причту собора. В августе 1875 г. Шлиссельбургский Сиротский суд36 посылает причту письмо, в котором «. покорнейше просит причт Богоявленскаго Собора доставить в оный выписку из Метрических книг о рождении и крещении дочери умершего С.-Петербургскаго мещанина Ивана Евстратова Марии»37.

В июле 1899 г. управляющий Сестро-рецкой таможней обратился к настоятелю Благовещенского собора прислать метрическое свидетельство о рождении и крещении сына прикомандированного к упомянутой таможне досмотрщика Шлиссельбургской таможни Ильи Злыгостева. С письмом была препровождена одна гербовая марка «80 коп. достоинства и паспорт означен-наго Злыгостева за №451 и увольнительный билет за № 1/71». Настоятеля просили «об изготовлении таковаго метрическаго свидетельства, а равно об учинении надписи о рождении сына Злыгостева Михаила на прилагаемых двух документах, каковые вместе с метрическим свидетельством»38. Прибыть в Шлиссельбург лично Злыгостев не мог, «так как служебныя обязанности его не дозволяют ему отлучиться от места прикомандирования».

Выписка из метрической книги о «крещении дочери кр[естьянской] дев[ицы] Олонецкой губ., Каргопольскаго уезд[да], Панфиловской вол[ости], дер. Барановской, Евфросинии Афанасьевой Агапитовой — Надежды, род[ившейся] 12 Сентября 1900 г.» потребовалась Правлению Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного дома. Такие выписки с надписью «в Воспитательный Дом» от гербового сбора были освобождены39.

В фонде также сохранились несколько документов, которые относились к судебным делам. Например, судебный следователь Санкт-Петербургского окружного суда по Шлиссельбургскому уезда в марте 1897 г. запросил «метрическую выписку о крещении ребенка «Анны», родившейся в Феврале с. г. от незамужней крестьянки деревни Шереметьевки, Колтушской волости Александры Николаевой»40. Или запрос из правления Мужского благотворительно-тюремного комитета, который занимался розыском документов мальчика Антона. Он пребывал в Александровском приюте арестантских детей, «... приблизительно 10 лет, сын Шлиссельбургской мещанской девицы Марии Петровой Евграфовой, за смертию которой мальчик оставался

Обложка Метрической выписи 1896 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Сиротский суд — учреждение, которое заведовало опекой над лицами городских сословий (купцов и мещан), учреждался при каждом городском магистрате. С 1818 г. Сиротскому суду предоставлена была опека над сиротами личных дворян, с 1892 г. заведовал опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан и цеховых, а также личных дворян и разночинцев. К ведомству сиротского суда принадлежали дела попечения о малолетних сиротах и вдовах, и об их имении и делах. Суд состоял из членов, избиравшихся на 3 года частными собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий под председательством городского головы.

37 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 36.

38 Там же. Л. 64.

39 Там же. Л. 40.

40 Там же. Л. 62.

Метрическая выпись 1896 г.

у мещанина Василия Иванова Швейцера, впоследствии арестованнаго в Рождественском полицейском доме»41. Поиск необходимых справок не приводил к положительному результату. Только после того, как сумели разыскать крестного отца мальчика Николая Федоровича Милькова, «который объяснил, что мальчик Антон родился в Шлиссельбурге в зимнее время в 1891 или 1892 г..., крещен в Шлиссельбургском Соборе при нем как восприемнике от купели», Правление Комитета обратилось к отцу настоятелю «... с покорнейшею просьбою не отказать в доставлении в сей Комитет., по возможности в непродолжительном времени, метрической выписи о рождении и крещении Антона, по крестному отцу Николаю, причем не требовать гербоваго на выпись сбора по совершенной бедности Милькова, при том большаго и семейнаго человека»42. Судя по отметке причта, письмо с метрикой было сразу же выслано в Правление.

Как мы видим, отсутствие привычных для нас свидетельств и регистрационных документов у прихожан вынуждало их при необходимости обращаться в приходской храм за различными выписками из архива. При этом, в зависимости от важности решаемого вопроса, прихожане могли получить Свидетельство без уплаты пошлины на простом листе бумаги. Но оно должно было быть засвидетельствовано печатью церкви и подписями всех членов причта. Или же приходилось оформлять документы узаконенной формы с уплатой гербового сбора43. В случае, если метрическое свидетельство было выдано «по требованию какого-либо начальственнаго места и лица», но оно позднее потребовалось самому частному лицу, то повторного свидетельства не выдавали, а «просителю предоставляется испрашивать себе обратно откуда следует то свидетельство, которое из Консистории выдано, или копию с него, от того места, в которое оное свидетельство сообщено»44.

Обратимся еще к одному аспекту взаимодействия приходского духовенства с органами государственного управления, связанным с паспортной системой. Паспорт, с одной стороны, это документ, который удостоверяет личность предъявителя, с другой — это разрешительный документ, дающий право передвижения по стране.

41 Там же. Л. 16.

42 Там же.

43 Гербовый сбор — пошлина, взимаемая государством с разного рода документов и актов посредством обязательного употребления заранее оплаченной государству гербовой бумаги или путем наложения особых гербовых марок.

44 Устав Духовных консисторий. С. 99.

Так, в 1853 г. из Ш-го отделения 1-го Округа Путей сообщения был выдан паспорт «... умершаго младшаго унтер офицера Афона-сия Федотова, жене вдове Мавре Ивановой, для прожития во всех Российских городах где пожелает, от роду ныне 44 года, приметами: роста средняго, лицем бела, глаза серыя, волосы на голове и бровях темнорусыя, нос курнос, особых примет не имеет»45. Для нас важны две записи, сделанные на обороте документа. Первая, в которой говорится о назначении пенсии: «... Мавре Ивановой, назначено в ежегодную пенсию в размере пятидесяти восьми коп. серебром из Главна-го Казначейства.». И вторая: «№ 21й. Означенная в сем паспорте вдова Мавра Иванова волею Божиею помре 19го Генваря, — Тело ея отпето по Христианскому обряду и предано земле на Шлиссельбургском Градском кладбище сего 1872 года Генваря 22го числа; в чем с приложением церковной печати и свидетельствуется. Генваря 22 дня 1872 года. Шлиссельбургскаго Благовещенска-го Собора: Протоиерей Иоанн Студийский (сургучная печать собора)»46.

5 января 1893 г. крестьянину Шлиссельбургского уезда Путиловской волости деревни Новая Петру Потапову Трусову было выдано свидетельство «в том, что он на основании 112 статьи устава о паспортах отпущен для прокормления себя работами в своем уезде на 30ти верстовом расстоянии сроком на шесть месяцев»47. После истечения этого срока он обязан был «явится обратно в жительство, в противном сие случаи он должен состоять бротякою. В чем Килозский сельский староста своим подписом с приложением печати удостоверяет»48. Петру Трусову было 20 лет, рост — средний, лицо чистое, особенных примет не имел. Однако в свою деревню он уже не вернулся. На обороте документа имеется запись: «Означенный в сем Свидетельстве крестьянин Петр Потапов Трусов сего тысяча восемьсот девяносто третьяго года Сентября пятнадцатаго дня волею Божиею помер и того же Сентября 16 числа, по Отношению Шлиссельбургской городской больницы от 15 Сентября 1893 г. за №514, по Православному чиноположению погребен на Шлиссельбургском городском кладбище. В чем подписом с приложением церковной печати удостоверяется»49. Необходимость фиксации смерти помимо метрических книг приходским причтом на паспортах, билетах, свидетельствах подтверждается как раз подобным отношением из больницы, о котором говорилось в предыдущем документе. В апреле 1871 г. протоиерею Богоявленского собора Иоанну Студийскому было направлено письмо от имени смотрителя больницы Б. Богословского: «Препровождая при сем билет за № 2872 безсрочно-отпускнаго 5 Флотскаго Экипажа квартирмейстра Августина Михайлова Клевинскаго,

45 ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Л. 41.

46 Там же. Л. 41 об.

47 Там же. Л. 60.

48 Сельский староста «в пределах сельского общественного управления» мог выдавать крестьянам и дворовым людям, приписанным к волости, «по истребовании подлежащих удостоверений и с соблюдением установленного порядка, свидетельства, как для получения теми крестьянами и дворовыми паспортов и билетов на отлучки, так и для перехода их в другие общества и сословия» (См: ПСЗ. 2-е собр. Т. XXXVI. Отд. 1. №36657. СПб., 1863. С. 153).

49 ЦГИА СПб. Ф. 373. Оп. 11. Д. 21. Л. 60 об.

Письмо Императорского С.-Петербургского Воспитательного дома 1900 г.

покорнейше прошу сделать на нем надлежащее удостоверение о смерти покойнаго, который умер в больнице Путей сообщения 11 Апреля 1871 года от чахотки, а равно пожаловать в больницы и предать земле покойнаго, который как видно из билета от роду 47 лет»50.

В том же 1871 г. в январе месяце Шлис-сельбургское уездное полицейское управление прислало «... в причт Благовещенского собора Паспорт крестьянина Новгородской губернии Волдайскаго уезда Ивана Степанова Сютина» и просило «учинить на оном надпись о смерти его Сютина и о предании его земле в конце Ноября месяца 1870 года на Преображенском кладбище и возвратить затем в Управление»51.

Таким образом, рассмотрев ряд документов из фонда Шлиссельбургской Богоявленской церкви, мы можем отметить несколько особенностей во взаимоотношениях государственных органов и частных лиц с приходским причтом. Помимо своих прямых богослужебных и пастырских обязанностей православный причт выполнял целый ряд государственных функций, хотя и опосредованно. Прежде всего — как учреждение, где регистрировались и в дальнейшем хранились акты гражданского состояния. Ведение и хранение метрических книг были под постоянным вниманием верховной власти и духовного начальства и неоднократно регулировались законами и указами. Безусловно, имели место различные нарушения и погрешности со стороны духовенства при внесении необходимых данных в метрические книги. Однако в дореволюционной России сведения, которые содержались в этих книгах, были самыми постоянными и основными источниками для дальнейшего анализа состояния и движения народонаселения страны различными статистическими учреждениями, в нашем случае — от управления городом (и столицей) до волостного правления.

Отсутствие метрических документов у прихожан приводило к задержкам в решении различных вопросов. В нашем случае приход Богоявленского собора концентрировался в самом городе и ближайших селах и деревнях. Но в Санкт-Петербургской епархии было много приходов, где прихожане жили и в 40 верстах от своего храма, а от консистории в Петербурге — и в паре сотен верст.

Исследование документов Благовещенского собора показало, что круг упомянутых здесь фактов встроенности приходских причтов в систему государственных учреждений может быть расширен.

Источники и литература

1. Бушен А. Об устройстве источников статистики населения в России. СПб., 1864.

2. Д. Р. Шлиссельбург // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1903. Т. 39а. С. 706-709.

50 Там же. Л. 55-55 об.

51 Там же. Л. 52.

Паспорт вдовы Мавры Ивановой Федотовой

3. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб., 1884.

4. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1899.

5. Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1882 г. СПб., 1882.

6. Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. Т. XVI. Отд. 1. СПб., 1842.

7. Полное собрание законов Российской империи. 2-е собр. Т. XXXVI. Отд. 1. СПб., 1863.

8. Положение о жеребьевом порядке отправления рекрутской повинности в участках государственных крестьян и других поселян ведомства государственных имуществ». СПб., 1854.

9. Справочный указатель соборов и церквей Санкт-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 г. СПб., 1867.

10. Устав Духовных консисторий. СПб., 1883.

11. Устав о воинской повинности, высочайше утвержденный 1-го января 1874 г. Вятка, 1874.

12. Устав рекрутский. СПб., 1831.

13. ЦГИА СПб. Ф. 737. Оп. 11. Д. 21. Метрические документы; документы причта и прихожан (виды на жительство, паспорта, удостоверения, увольнительные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.