Научная статья на тему 'Переписка И. Л. Янышева с генералом А.А. Киреевым'

Переписка И. Л. Янышева с генералом А.А. Киреевым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переписка И. Л. Янышева с генералом А.А. Киреевым»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.П. Соколов

Переписка И. Л. Янышева с генералом А.А. Киреевым

Опубликовано:

Христианское чтение. 1916. № 1. С. 94-100.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Переписка протопресвитера I. Л. Янышева съ генераломъ А. А. Кирѣевымъ.

8ЕРЕ1ІИСКА протопресвитера I. Л. Янышева (f 13 іюня 1910 г.) съ генераломъ А. А. Кирѣевымъ (t 13 іюля 1910 г.), печатаніе которой начинается съ настоящей § книжки «Христіанскаго Чтенія», представляетъ не одинъ

I только біографическій интересъ. Главный предметъ переписки—старокатолическое движеніе и сношенія съ старока-толиками по вопросу о соединеніи ихъ съ православною церковью. Обсужденіе лсе этого вопроса, хотя доселѣ еще не приблизило его къ разрѣшенію, оказало тѣмъ не менѣе замѣтное вліяніе на развитіе нашего богословскаго сознанія, вызвавъ нашихъ лучшихъ богослововъ на повѣрку принятыхъ положеній о разностяхъ, раздѣляющихъ восточную и западную церкви, и о ихъ значеніи, поставивъ вопросъ о границахъ церкви вселенской и введя практически въ научный оборотъ мысль о необходимости различать между догматомъ и богословскимъ мнѣніемъ. Письма I. Л. Янышева и А. А. Кирѣева, съ непосредственностью и прямотою, не всегда встрѣчающимися въ печатныхъ произведеніяхъ, раскрываютъ намъ, какъ идея единенія съ ревнителями каѳолической истины на Западѣ вмѣстѣ съ связанными съ нею проблемами отражалась въ умахъ двухъ наиболѣе потрудившихся въ этомъ дѣлѣ дѣятелей—выдающагося русскаго богослова, просвѣщеннѣйшаго руководителя высшей духовной школы въ лучшую пору ея дѣятельности, и свѣтскаго публициста-славянофила съ религіозными интересами. Они показываютъ глубокую личную преданность обоихъ старокатолическому дѣлу и даютъ видѣть обстановку,

въ какой протекала ихъ работа, и препятствія, какія они встрѣчали со стороны богословскаго невѣдѣнія, косности и узости въ пониманіи православія. Представляя собою съ этой стороны матеріалъ собственно для исторіи старокатолическаго вопроса въ Россіи, настоящая переписка можетъ дать нѣкоторый матеріалъ и для исторіи русской богословской мысли и общихъ условій ея развитія.

Нѣсколько писемъ I. Л. Янышева и А. А. Кирѣева о ета-рокатолицизмѣ уже были напечатаны въ «Христіанскомъ Чтеніи» (1911 г. №$ 5/6, 11 и 12). Послѣ того О. А. Новиковой) (рожд. Кирѣевою) и Е. П. Янышевою переданы были въ петроградскую духовную академію сохранившіяся у нихъ письма двухъ названныхъ дѣятелей другъ къ другу. Въ этомъ собраніи письма А. А. Кирѣева начинаются съ 1872 г. Въ то время въ С.-Петербургѣ только-что основанъ былъ отдѣлъ Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія, имѣвшій между прочимъ спеціальною цѣлью «поддерживать сношенія съ поборниками православной истины за границей и оказывать имъ нравственную опору». Дѣло велось подъ просвѣщеннымъ и благожелательнымъ покровительствомъ Великаго Князя Константина Николаевича, принявшаго званіе Перваго Учредителя отдѣла. А. А Кирѣевъ, состоявшій при Великомъ Князѣ адъютантомъ, былъ избранъ секретаремъ общества, а I. Л. Янышевъ, тогда ректоръ с.-петербургской духовной академіи, состоялъ членомъ совѣта общества. Общая работа сблизила обоихъ и положила начало перепискѣ другъ съ другомъ. Письма А. А. Кирѣева отъ этого времени касаются дѣятельности общества и часто имѣютъ характеръ краткихъ дѣловыхъ записокъ. Съ 1877 г. начинаются и письма I. Л. Янышева. Поздцѣе участіе обоихъ корреспондентовъ въ учрежденной въ 1892 г. оффиціальной комиссіи по старокатолическому вопросу, оживившееся обсужденіе этого вопроса въ богословской литературѣ, отечественной и заграничной, сопровождавшееся выступленіемъ строгихъ критиковъ старокатолицизма, наконецъ предпринятое изданіе международнаго старокатолическаго журнала въ теченіе многихъ лѣтъ давали двумъ друзьямъ старокатоликовъ обильный матеріалъ для обмѣна мыслями и чувствами, и письма ихъ становятся все болѣе содержательными. I. Л. Янышевъ въ перепискѣ выступаетъ чаще всего въ роли компетентнаго руководителя и совѣтника, мудраго и осторожнаго, глубоко вѣрящаго въ торжество праваго дѣла, а А. А. Кирѣевъ не-

измѣнно является неутомимымъ ходатаемъ за интересы ста-рокатоликовъ, постоянно занятымъ изысканіемъ способовъ послужить ихъ дѣлу и убѣдить, кого слѣдуетъ, въ необходимости и нравственной обязанности пойти на встрѣчу «западнымъ ревнителямъ православія»; близко принимая къ сердцу всѣ препятствія въ работѣ, онъ нерѣдко впадаетъ въ грустное, пессимистическое настроеніе. Переписка оканчивается 1909 годомъ.

Письма печатаются въ хронологическомъ порядкѣ, но сохраненіе этого порядка представлялось возможнымъ лишь съ приблизительною точностью, такъ какъ очень многія, письма, въ особенности А. А. Кирѣева, не имѣютъ вовсе датъ и въ содержаніи не заключаютъ никакихъ указаній на время ихъ написанія или же лишь очень темныя указанія. Ошибки въ распредѣленіи писемъ даже по годамъ вслѣдствіе этого являются почти неизбѣжными. Въ орѳографіи писемъ А. А. Кирѣева при печатаніи сдѣланы по мѣстамъ отступленія отъ подлинника.

И. П. Соколовъ.

I.

30 іюля И.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Хотя письмо, написанное Вами Ив. Т. Осинину 1 2) по поводу невозможности отъѣзда Вашего за границу и оставило намъ очень мало надежды, однако, ежели не ошибаюсь, Вы еще не совершенно намъ отказали... Конгрессъ въ Кельнѣ откроется 10/22 сентября 3). Поѣздка туда и назадъ возьметъ у Васъ никакъ не болѣе 2-хъ недѣль, считая, что Вамъ должно будетъ пріѣхать дня за 3 до начала собранія (о расходахъ я не говорю, ибо они, конечно падаютъ на Общество...) 4). Здѣсь мы беремся все устроить наилучшимъ образомъ; Вашъ отпускъ будетъ продолженъ на все то время, которое Вы посвятите на поѣздку въ Кельнъ (за это Вамъ

1j 1872 года. И. С.

2) Иванъ Терентьевичъ Осининъ, профессоръ с.-петербургской духовной академіи (f 1887 г.). И. С.

О Второй старокатолическій конгрессъ въ Кельнѣ 8—10 (20—22) сентября 1872 г. И. С.

И С.-Петербургскій Отдѣлъ Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія, делегатомъ котораго 1. Л. Янышевъ былъ на конгрессѣ. И.

ручается Вел. Князь) *). Однимъ словомъ, псѣ возможныя удобства будутъ доставлены... Имѣя все ото въ виду, сообщите мнѣ (Невскій № 88). не можете ли Вы отправиться въ Кельнъ въ качествѣ депутата нашего Общества? Я не распространяюсь о той пользѣ, которую Вы можете принести дѣлу, и оканчиваю письмо мое просьбою скораго отвѣта.

Душевно преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

II.

Павловскъ. 11 августа -').

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

До отправленія депутата въ Кельнъ, намъ необходимо собраться для составленія программы. Великій Князь очень бы желалъ, чтобы Вы присутствовали на этомъ собраніи „усиленнаго совѣта“. Хотя Вы и намѣреваетесь остаться въ Mon repos до ‘20-го, но мы надѣемся, что Вамъ, можетъ быть, можно будетъ пріѣхать въ Петербургъ на нѣсколько часовъ. Засѣданіе могло бы быть между 13-мъ и Іб-мъ. Я Вамъ во всякомъ случаѣ пришлю телеграмму съ извѣщеніемъ о днѣ и часѣ.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

III.

24 сентября 1872 года.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Я еще не вполнѣ окончилъ свой отчетъ * 3), но надѣюсь, что къ средѣ вечеромъ онъ будетъ готовъ, и тогда я — къ Вашимъ услугамъ. Ежели Вамъ придется быть въ городѣ, то я бы просилъ Васъ назначить мнѣ время, когда Вамъ можно будетъ не стѣсняясь завернуть ко мнѣ, въ противномъ случаѣ я къ Вамъ явлюсь въ академію; чтеніе займетъ не болѣе ‘/4 часа; отчетъ вышелъ сначала очень длинный, но я его много урѣзалъ. Рѣчей старокатоликовъ я касаюсь болѣе сгь формальной стороны, такъ что Вамъ, вѣроятно, придется разъяснить ихъ значеніе внутреннее.

В. Князь возвращается въ концѣ мѣсяца, такъ что засѣданіе будетъ, я думаю, въ самомъ началѣ октября.

Великій Князь Константинъ Николаевичъ, Первый Учредитель

С.-Иетерб. Отдѣла Общ. Люб. Дух. Просв. (f 1892 г.). И. С.

-) 1872 года. И. С.

3) Отчетъ о кельнскомъ старокатолическомъ конгрессѣ; содержаніе

его см. въ письмѣ А. А. Кирѣева къ И. Т. Осинину въ Сборникѣ протоколовъ Общ. Люб. Дух. Просв. СПБ. Отд. Годъ первый. СІІБ. 1873, стр. 101. II. С.

Не можете пи Вы сдѣлать мнѣ одолженіе? Пришлите мнѣ списокъ {съ адресами) журналовъ (духовныхъ), которымъ Вы полагали бы полезнымъ послать письма старокатоликовъ. Въ отвѣтъ на посылку нашихъ протоколовъ мы не получили ни единаго отвѣта; я полагаю, что, можетъ быть, мои письма не дошли. Кстати, будьте такъ добры попросить г. Чель-цова 4) прислать мнѣ обратно оригиналы писемъ старокатоликовъ, мнѣ необходимо ихъ имѣть у себя.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

IV.

7 октября 1872 г.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Я спрашивалъ сегодня у Вел. Князя Cölnische Zeitung, но онъ мнѣ не могъ ея отдать, ссыпаясь на то, что онъ желаетъ самъ познакомиться съ рѣчами 2), и еще ихъ не читалъ. Я полагаю, что Вы можете достать Cöln. Zeitung въ какой-либо редакціи...

Католическіе епископы объявили формальную войну Бисмарку. Читали ли Вы ихъ манифестъ?

Душевно преданный А. Кирѣевъ.

Вторникъ вечеръ.

V.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Вел. Князь проситъ Васъ пріѣхать къ нему завтра (въ среду) въ часъ для предварительныхъ переговоровъ объ отчетѣ. Я тоже тамъ буду и предлагаю Вамъ пріѣхать кь В. Князю не въ часъ, а въ 12*/а (для того, чтобы передать Вамъ сущность того, что было говорено во вчерашнемъ засѣданіи). Можетъ быть, это будетъ для Васъ не безполезно при разговорѣ съ Вел. Княземъ.

Мы дѣйствительно Васъ ожидали вчера и жалѣли, что Вы по недоразумѣнію не прибыли (Вел. Князь не приказывалъ разсыпать приглашеній). Итакъ до свиданія завтра.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

Р. S. Возвращаю Вамъ письмо „открытое1 11; оно можетъ попасть въ коллекцію курьезовъ. Рука мнѣ положительно знакома, но теперь не могу припомнить. Кажется, кто-то или изъ нашего Общ. Л. Д. Просвѣщенія или изъ Славянскаго Комитета.

1) И. В. Чельцовъ, профессоръ С.-Петербургской Духовной Академіи (t 1878 г.). И. С. *

а)-Разумѣются, вѣроятно, рѣчи, произнесенныя на старокатолическомъ конгрессѣ въ Кельнѣ. II. С■

VI.

Отчетъ 0 Вашъ, многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ, нуженъ собственно для протокола; конечно, ежели Хр. Чтеніе только незначительно сократитъ его, ежели все, что характеризуетъ движеніе, всѣ главнѣйшія событія конгресса останутся въ томъ видѣ, въ которомъ они представлены были Вами на засѣданіи, останутся не измѣненными, то можно будетъ довольствоваться и тѣмъ, что будетъ напечатано въ Хр. Чтеніи. Во всякомъ случаѣ, такія сокращенія могутъ быть сдѣланы собственно съ Вашего совѣта.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

P.S. Завтра переговорю съ Великимъ Княземъ.

VII.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Если у Васъ отчетъ готовъ для печати, то будьте такъ добры прислать его мнѣ. Я его передамъ вмѣстѣ съ протоколомъ въ „Прав. Вѣстникъ“. Относительно перевода на нѣмецкій языкъ для германскихъ нашихъ пріятелей мы потолкуемъ впослѣдствіи.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

VIII.

Пятница вечеръ.

Ежели маленькія исправленія въ отчетѣ, о которыхъ Вы упоминаете, многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ, уже сдѣланы, то я бы попросилъ Васъ прислать его ко мнѣ не позже воскресенья вечеромъ, ибо въ понедѣльникъ я бы все это отдалъ въ печать. Дожидаться стенографическихъ отчетовъ трудно, притомъ я не думаю, чтобы могли открыться какія-либо противорѣчія; вѣдь Вы имѣли въ виду краткіе протоколы, внесенные въ Кельнскую газету, а ихъ составлялъ Рѳйшъ 1 2).

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

17 ноября 1872 г.

IX.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичч,.

Я слышалъ, что у Васъ въ семействѣ случилось несчастіе: что у Васъ опасно заболѣла дочь. Такое горе, всегда

1) Вѣроятно, отчетъ о кельнскомъ конгрессѣ, нредстапленный прот. I. Л. Янышевымъ въ засѣданіи Отдѣла О. Л. Д. II. 22 октября 1872 г. Отчетъ этотъ въ „Христ. Чтеніи“ напечатанъ не былъ. И. С.

2) Боннскій профессоръ Ф. Г. Роіішъ (Д 1890 г.). П. С.

тяжелое, усложняется еще и другими Вашими хлопотами по другой Вашей дочери—диссертаціи, о которой Вамъ, конечно, теперь недосугъ думать. Повѣрьте, любезнѣйшій Иванъ Леонтьевичъ, что я не пишу къ Вамъ, какъ говорится, „отъ нечего дѣлать“, а потому, что знаю, какъ Вы должны быть опечалены болѣзнью Вашего ребенка, и что близко и серьезно интересуюсь всѣмъ, касающимся Васъ.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

Вторникъ.

X.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Будьте такъ добры сообщить мнѣ адресъ вице-предсѣдателя московскаго Общества Любителей Духовнаго Просвѣщенія отца I. Рождественскаго. Мнѣ приходится ему писать, а адреса его у меня нѣтъ.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

Среда утромъ.

XI.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Въ числѣ бумагъ, переданныхъ мною Вамъ вчера во дворцѣ, находится м. пр. докладная записка (написанная на бланкѣ Общества), испрашивающая безплатную пересылку „Воскресныхъ Бесѣдгь“, издаваемыхъ нашимъ Обществомъ (московскаго отдѣла). Мнѣ необходимо представить ее завтра Велик. Князю, поэтому прошу Васъ прислать мнѣ ее или съ подателемъ сего письма или же съ кѣмъ-либо другимъ, но въ теченіи сегодня.

Преданный Вамъ А. Кирѣевъ.

XII.

Многоуважаемый Иванъ Леонтьевичъ.

Очень хорошо сдѣлали, что отложили свиданіе съ Вел. Княземъ. Это и его желаніе, такъ какъ онъ желаетъ Васъ видѣть на досугѣ (я сообщилъ ему, что Вы имѣете порученіе отъ Вѣры Константиновны).

Весь Вашъ А. Кирѣевъ *)і

“) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.