В 1718 г. Петр I издал указ, положивший начало так называемым ревизиям, которые предусматривали подушный учет населения, облагаемого податью, и распределение рекрутов.
Замена подворного обложения подушной податью потребовала персонального учета податных сословий, к которым относились крестьяне, мещане и купцы. Такой учет получил название «ревизия» (т.е. проверка); единицей учета населения стала «ревизская душа», вносимая в ходе проведения переписи в именные списки - «ревизские сказки». На основании собранных сказок составлялись особые переписные книги Ч
Система подушных переписей (ревизий) просуществовала в России свыше 140 лет (1719-1860 гг.). За этот период было произведено 10 ревизий, в ходе которых совершенствовались формы и методы переписей населения. Так, уже при проведении третьей ревизии были достигнуты большая полнота охвата населения (за счет включения в ревизские сказки женщин) и улучшение техники его учета (посредством введения стандартной печатной формы сказок).
В течение XVIII в., как показывают результаты пяти проведенных ревизий, численность населения России увеличилась с 15,1 млн. чел. в 1719 г. до 28,2 млн. чел. в 1795 г. Можно сделать вывод о ежегодном приросте численности населения в среднем на 0,75% (7,5 человек на 1000 жителей), что было больше, чем в предшествующих веках.
Материалы ревизий позволяли определить не только общую численность населения страны, но и его сословный и национальный состав, географическое размещение, а также выделить городской и сельский состав населения. В ревизские сказки, которые составлялись помещиками или их управляющими (в селении государственных крестьян - старостами, в городах -представителями городского управления), включались жители данной территории с указанием возраста и семейного положения. Помимо податных сословий ревизии учитывали и большую часть неподатного населения (духовенство, ямщики, отставные солдаты).
Подобные переписи стали своего рода портретом общества на определенном этапе его развития, и в этом их громадное культурно-историческое значение 2. Уже при Екатерине II переписи населения стали
1 «Ревизская душа» считалась наличной до проведения следующей ревизии и в том случае, если человек умер; поскольку ревизии проводились с большим интервалом времени (за 140 лет их было проведено 10), а смертность была очень высокой, «мертвых душ» могло накопиться много, чем и воспользовался известный гоголевский персонаж.
2 Центральный статистический комитет МВД в 60-е годы XIX века провел большую работу по обобщению материалов всех ревизий. Им были опубликованы данные о численности как податных, так и учтенных ревизиями неподатных групп населения (Статистические таблицы Российской Империи. ЦСК МВД. Выпуск II. СПБ, 1863 г.). 102
использоваться в научных целях. Важную роль переписи, как источнику знаний о жизни народа, отводили М. Ломоносов, А. Радищев.
М.В. Ломоносов большое значение придавал, в частности, вопросам роста численности населения. В своем письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.), адресованному И.И. Шувалову, он анализирует факторы, тормозящие рост населения и предлагает в этой связи ряд мероприятий, в частности, увеличение числа докторов, создание медицинской литературы, в том числе книги о повивальном искусстве, отмену запрещения вступать в брак четвертый раз, разрешить молодым, овдовевшим священникам, вступать в брак вторично. Ломоносов затрагивал проблемы не только естественного, но и механического (миграционного) движения населения и подчеркивал необходимость принятия срочных мер к возвращению жителей России, уехавших за границу, т.н. «живых покойников», поскольку Россия «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы».
Ряд сословных и социальных категорий населения не подлежал переписи. Так, по последней, десятой, переписи не учитывались 18 категорий населения: дворяне; все состоящие на государственной службе; лица, принадлежащие к почтовому и телеграфному ведомствам; домашние учителя; лица, получившие академические и ученые степени; мастеровые при казенных заводах; караимы, занимающие духовные должности; штатные ламы в Сибири. Не подлежали ревизии личный состав армии и флота, а также иностранцы. Первая и вторая (позднее и шестая) ревизии не регистрировали женское население.
Поскольку подушная подать платилась населением по числу лиц мужского пола, нередко наблюдалось значительное сокрытие их численности. В конце XIX в. переписывалось население отдельных городов и губерний России, сплошного учета всей численности населения не было. Ревизии не охватывали всей территории Российской империи, они не проводились, в частности, в Польше, Финляндии и Закавказье.
Сроки составления переписных листов по ревизским сказкам были слишком растянуты, что нарушало основное требование - единовременность учета населения и нередко влекло за собой как его двойной счет, так и недоучет. Этому способствовало и то обстоятельство, что учитывалось не фактическое, а приписное население, т.е. юридически связанное с данной местностью, независимо от места его фактического проживания. Сведения о населении получали не от каждого лица, а от лиц, обладающих определенным официальным положением. Так, сведения о крепостных крестьянах давались помещиками. Таким образом, в современном понимании ревизии все же не были переписями, а являлись учетом населения.
Эти недостатки в определенной мере были устранены в 1897 г. при проведении первой (и последней) Всеобщей переписи населения Российской
империи 1. Наиболее активным инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов-Тян-Шанский, который в 1864-1874 гг. возглавлял Центральный статистический комитет, а позднее - Статистический совет министерства внутренних дел. Сделанный Семеновым в 1872 г. на Международном статистическом конгрессе в Петербурге специальный доклад о переписях населения имел большой успех, а изложенные методические вопросы впоследствии были применены в ряде стран.
Единицей наблюдения теперь стало хозяйство, на которое составлялся переписной лист. Программа Ьой Всеобщей переписи населения России состояла из 14 вопросов: 1) пол; 2) возраст; 3) отношение к главе хозяйства и главе семьи; 4) брачное состояние; 5) сословие, состояние или звание; 6) место рождения; 7) место прописки; 8) место постоянного проживания; 9) отметка о временном отсутствии или проживании; 10) вероисповедание; 11) родной язык; 12) грамотность; 13) занятие (ремесло, промысел, должность или служба). Отдельно отмечалось главное занятие, дающее основные средства к существованию, и побочное или вспомогательное. Указывалось также положение по воинской повинности, наличие физических недостатков или душевного заболевания.
Если основная цель - удовлетворить запросам государственного управления оставалась при проведении переписи населения в 1897 г. неизменной, то методология, организация, техника переписи претерпели существенные изменения. Установление критического срока, максимальное сжатие периода производства переписи, рациональный выбор времени ее проведения способствовали достижению полноты и качественно точного учета населения.
Несмотря на ряд существенных недостатков в программе переписи и ее разработке, в организации проведения и длительности обработки полученных сведений (они были опубликованы спустя 8 лет) Всеобщая перепись населения 1897 г. имела огромное значение: впервые в истории развития страны были получены полные и подробные сведения о численности, составе и размещении населения по территории, необходимые прежде всего для самых разнообразных нужд государства.
Для глубокой научной разработки итогами переписи населения 1897 г. воспользовались В.И. Ленин и Д.И. Менделеев. Ленин обработал материалы
1 Во многих европейских государствах подобная перепись была осуществлена уже в начале XIX в., а в Швеции и США - в конце XVIII в.
Прогрессивная русская интеллигенция в течение многих десятилетий, учитывая, безусловно, и всю трудность проведения переписи населения в России (громадность территории с разнообразными географическими условиями, высокий процент неграмотного населения, часть из которого вела кочевой образ жизни), неоднократно поднимала вопрос о необходимости ее проведения. Впоследствии лучшие представители передовой русской общественности, например А.П. Чехов, активно участвовали во Всеобщей переписи населения России. 104
переписи с целью изучить социально-экономическую структуру населения России, а Менделеев на основе данных этой переписи написал книгу «К познанию России».
В конце 1917 г. был издан декрет об образовании Высшего Совета народного хозяйства, в составе которого был создан отдел переписей и текущей статистики, а уже в 1920 г. стартовала перепись населения, организация и проведение которой основывались на научных принципах и методах статистических исследований.
В программе переписи 1920 г. нашли отражение, как этого требовали становление и развитие нового государства, вопросы, содержащие подробную характеристику классового, социального и экономического состава населения. Был включен также такой, как правило, не свойственный переписям вопрос, как участие в войнах. Программа переписи содержала 18 вопросов (а с подвопросами их насчитывалось 30), в отличие от переписи 1897 г., в программе которой было 14 вопросов 1.
В связи с тем, что в это время на значительной части территории России еще продолжалась гражданская война, почти треть населения переписью не была охвачена. Тем не менее полученные материалы были успешно использованы для анализа социально-экономического состояния страны и легли в основу разработки мероприятий по восстановлению народного хозяйства и культурного развития, а также составления плана ГОЭЛРО.
Проведенная в 1926 г. перепись является первой Всесоюзной переписью населения советского периода. Ее программа в значительной мере сопоставима с программой переписи 1920 г. Основной документ переписи -личный листок (в который заносились сведения о жителе страны) включал почти те же вопросы и подвопросы, как и в 1920 г. Составленная программа прошла подробное обсуждение на II Всесоюзной статистической конференции и на Всесоюзном съезде статистиков. Методологические принципы, положенные в основу этой переписи, во многом были использованы во всех последующих переписях, проводимых в стране.
Помимо личного листка, перепись предусматривала еще семейную карту, содержащую более 20 вопросов, направленных на выяснение размера и состава семьи, а также жилищных условий. Группа вопросов была направлена на выяснение занятости населения, его социального положения, профессии, места работы, характеристики основного и побочного занятий; были вопросы о продолжительности безработицы, прежнем, до потери работы, занятии.
Результаты этой переписи, опубликованные в 56 томах, дали богатый материал, характеризующий состав населения по многим важным признакам.
1 Кроме того, учитывая государственную потребность в разнообразной информации, касающейся не только населения, но и состояния экономики после войны, перепись 1920 г. объединялась с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий.
Они послужили основой для расчетов текущей и перспективной численности населения страны, для составления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства.
Организация проведенной в 1937 г. Всесоюзной переписи населения в силу ряда причин была признана неудовлетворительной и ее данные не разрабатывались.
Вторая Всесоюзная перепись населения была проведена в 1939 г. В отличие от переписей 1920 и 1926 гг., учитывалось не только наличное, т.е. находящееся на момент переписи на данной территории, но и постоянное население (совокупность людей, постоянно проживающих на этой территории). Подобный учет имел важное социально-экономическое значение, поскольку знание о первой категории населения было необходимо для определения, например, перспектив развития строительства гостиниц, транспортной сети, о второй - для планирования жилищного строительства, сети дошкольных и школьных детских учреждений.
Программа переписи населения 1939 г. состояла из 16 вопросов (т.е. их было меньше, чем в переписях 1920 и 1926 гг.). Были исключены вопросы о безработице, о наличии физических недостатков; вопрос о народности был заменен более точным вопросом о национальности. Снятие и ряда других вопросов объясняется тем, что в это время уже существовал хорошо налаженный статистический учет населения, благодаря чему органы государственной статистики получали сведения о родившихся, умерших, вступивших в брак, разведенных по довольно широкой программе как по стране в целом, так и по отдельным регионам; велся учет и мигрирующего населения.
Вместо личного листка, который заполнялся при переписях 1920 и 1926 гг., данные о населении в 1939 г. заносились в переписной лист списочной формы, который предназначался уже для механизированной обработки переписных данных.
Программа следующей переписи (1959 г.) включала 15 вопросов. Она содержала все вопросы переписи населения 1939 г., кроме вопроса о грамотности (который теперь входил составной частью в вопрос об уровне образования). Материалы этой переписи свидетельствовали о том, что в течение 20-летнего межпереписного периода численность, состав и размещение населения страны существенно изменились; несмотря на тяжелые потери в военный период, были достигнуты большие успехи, в частности, в отношении повышения образовательного и культурного уровня населения, роста его профессионального состава.
Очередная перепись населения (1970 г.) по сравнению с переписью 1939 и 1959 гг. имела более обширную программу, состоящую уже из 18 вопросов 1. Три дополнительных вопроса были посвящены сведениям о миграции населения, которые позволили определить потоки и объемы миграции между отдельными территориями, охарактеризовать мигрирующее население и проанализировать причины миграции (приезд на учебу, окончание обучения, общественный призыв, оргнабор, перевод по службе). Впервые было дано определение понятия мигрант - лицо, приехавшее на срок 6 месяцев и более, которое во всех последующих переписях оставалось неизменным.
Были получены также сведения о лицах в трудоспособном возрасте, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, и условиях, при которых они могли бы работать в общественном производстве.
В программу был включен вопрос о свободном владении вторым языком народов СССР, что позволило характеризовать процесс взаимопроникновения национальных культур различных народов.
Перепись населения 1979 г. в отношении программы (которая включила 16 вопросов) и организации была близка к переписи 1970 г. 2. Уделяя, в силу ряда причин, меньшее внимание вопросам миграции населения, программа содержала более расширенные и уточненные формулировки прежних вопросов. Так, был детализирован вопрос о состоянии в браке: состоит в браке; никогда не состоял(а) в браке; вдовец, вдова; разведен(а), разошелся(лась). Это имело определенное, как научное, так и практическое, значение для изучения вопросов формирования семьи, ее стабильности, рождаемости детей, для разработки демографических прогнозов. Важное значение для исследования рождаемости и воспроизводства населения имел впервые включенный в программу вопрос о численности рожденных женщинами детей, поскольку полученный материал позволял анализировать изменения уровня рождаемости у женщин разных поколений в зависимости от различных характеристик: уровня образования, национальной принадлежности, места жительства. Изучение причин, влияющих на уровень рождаемости, способствовало разработке мер эффективной демографической политики.
Для лучшего определения возможностей по привлечению в народное хозяйство дополнительной рабочей силы при переписи населения 1979 г. помимо основной программы на лиц в трудоспособном возрасте, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, составлялся дополнительно опросный лист, содержащий девять вопросов.
1 Причем на 11 включенных в переписной лист вопросов ответы были получены от всего населения страны (сплошная перепись) и на 7 вопросов - от 25% постоянного населения (выборочная перепись). Это было сделано в целях экономии времени, материалов и ускорения разработки полученных данных.
2 Как и при предыдущей переписи, на те же самые 11 вопросов ответы были получены от всего населения, а на 5 вопросов - от 25% населения, попавшего в выборку.
В 1989 г. состоялась последняя перепись народов СССР, а в 2002 г. - первая перепись российского населения, которая проходила уже после распада Союза, в принципиально новых политических и социально-экономических условиях. За тринадцать межпереписных лет значительно изменился демографический и социальный состав населения 1.
Сравнение предыдущей и последующей переписи дает четкую, правдивую картину происшедших за этот период перемен. Так, в 2002 г. по сравнению с последней Всесоюзной переписью изменилось соотношение мужского и женского населения (в 1989 г. на 1000 мужчин приходилось 1140 женщин, а в 2002 г. - 1147); средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года; наблюдаются существенные изменения в этническом составе, например, численность белорусов в России сократилась почти на треть - с 1206,2 тыс. до 815,0 тыс. человек, а удельный вес белорусов в национальной структуре России снизился с 0,82% до 0,56%.
За тринадцать лет в Россию иммигрировало около 12 млн. человек, а внутри страны сменили место жительства примерно 45 млн. человек. Наблюдается усиление диспропорции в размещении населения по территории России: жителей Дальневосточного Федерального округа стало меньше на 18%, Сибирского - на 5%.
В 2002 г. по сравнению с данными переписи 1989 г. количество малых городов (население от 100 до 250 тыс. человек) возросло примерно на 7%, а 8% сельских населенных пунктов, ранее значившихся в реестре населенных пунктов субъектов Федерации, оказались безлюдными.
Анализируемый период характеризуется не только качественными изменениями населения, но и сокращением его общей численности.
Таблица 1
Динамика численности населения России в период с 1897 по 2002 гг. (млн. чел.)*
1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
67,473 92,735 108,377 117,534 130,079 137,551 147,400 145,274
*Данные приведены: за 1897 г. - по первой Всеобщей переписи населения на 9 февраля в современных границах; за 1926 г. - по переписи населения на 17 декабря в границах до 17 сентября 1939 г.; за 1939 г. - оценка с учетом
1 С учетом изменившегося объекта переписи было внесено много нового в организацию проведения переписи населения (она была проведена на основании Федерального Закона «О Всероссийской переписи населения» с привлечением 600 тыс. временных переписных работников; впервые была проведена крупномасштабная информационно-разъяснительная кампания; впервые была осуществлена подробная публикация итогов переписи - 14 томов в 16 книгах на 11,5 тыс. листах, размещенных в открытом доступе на сайте Росстата). Если переписи населения 1926 и 1937 гг. учитывали наличное население, переписи 1939, 1959, 1970, 1979 и 1980 гг. - две категории (наличное и постоянное), то перепись 2002 г. - только постоянное. 108
территорий, вошедших в состав СССР после 17 сентября 1939 г.; за 1959 и 1970 гг. - по переписям на 15 января; за 1979 г. - по переписи на 17 января; за 1989 г. - по переписи на 12 января; за 2002 г. - по переписи на 1 января.
В последующие годы население России продолжает катастрофически сокращаться. Так, согласно статистическим данным, на конец 2004 г. эта численность составляла 143,5 млн., на конец 2006 г. - 142,2 млн., а на конец 2009 г. - 141,9 млн. человек 1.
Численность (как и состав) населения страны меняется не только вследствие рождений и смертей, но также в результате притока и оттока людей. Миграционные процессы имеют очень большое значение в пополнении рабочей силы народного хозяйства страны, особенно когда она находится в глубоком демографическом кризисе. Они, в отличие от естественного движения населения, для которого характерна инертность, могут быстро дать позитивные результаты. В условиях дефицита рабочей силы, нехватки трудовых ресурсов и человеческого капитала это особенно важно для России с ее обширной территорией и слабозаселенными регионами Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности, их приграничных районов.
Основными источниками данных о миграции являются, прежде всего, переписи населения. Из проводившихся в России и Советском Союзе переписей населения большое внимание миграции было уделено в силу ряда причин не во всех переписях. Лучшей с точки зрения информации оказалась Всесоюзная перепись 1926 г., благодаря которой был получен обширный, уникальный материал, содержащий разнообразные характеристики миграции и мигрантов. Впоследствии в межпереписные периоды стал проводиться текущий учет миграции, оперативно представляющий информацию, позволяющую отслеживать ежегодные (а по ряду позиций ежеквартальные и даже ежемесячные) показатели. С 1923 г. этот учет был непосредственно связан с пропиской (выпиской), а в последние годы - с регистрацией населения. В настоящее время в связи с активизацией миграционных процессов требуется более строгий учет всех въезжающих на территорию страны мигрантов. Из-за несовершенства их статистического учета невозможна объективная, однозначная оценка масштабов иммиграции.
Во Всесоюзных переписях населения 1979 и 1989 гг. данные о миграции по сравнению с переписью 1970 г. (первой послевоенной переписью, с помощью которой изучалась миграция) стали крайне ограниченными, была нарушена преемственность в содержании миграционных вопросов. Оказалась явно преждевременной (даже в условиях сплошной паспортизации сельского населения) ориентация только на данные текущего учета.
Период быстрых социально-экономических и демографических изменений в стране выдвинул новые требования к качеству информации о миграции
1 Российский статистический ежегодник. М., 2009. С. 31.
населения. Важное значение в этой связи приобрели выборочные обследования, детализирующие данную информацию. Так, были проведены выборочные обследования населения на 1 января 1985 г., выборочные обследования причин миграции (1991 г.), микроперепись населения (1994 г.). По сравнению с переписью населения эти обследования намного дешевле, однако, полученная в результате их проведения информация является относительно небольшой по величине (в выборку попадает лишь часть территории или населения).
Таким образом, анализ эволюции источников данных о миграции свидетельствует, что на протяжении ХХ в. был накоплен определенный опыт изучения миграции с помощью различных вопросов, в то же время принцип преемственности по существу в значительной степени не был реализован. Как показывает практика, прогноз должен основываться на оптимальном сочетании и использовании всех источников.
Внедрение рыночных отношений в экономике, появление рынка труда, введение свободной продажи жилья гражданам диктуют необходимость предусмотрения и обоснования гипотезы в отношении влияния на миграционные процессы новых социально-политических и экономических изменений, а также последствий этих процессов. Многолетнее невнимание к различным аспектам миграционного движения населения в нашей стране не только обострило миграционные ситуации, особенно в восточных и северных районах; многие актуальные, десятилетиями не решаемые миграционные проблемы стали генераторами новых, еще более острых проблем (например, старение населения и развитие депопуляционных процессов в центре России как результат дальнейшего оттока молодежи из сельской местности в крупные города, прежде всего в Москву и города Московской области).
Тенденция сокращения населения в России сохраняется, что неминуемо ведет к падению экономической значимости государства. Выход заключается в дальнейшем усилении внешней миграции, в привлечении, прежде всего, проживающих за рубежом соотечественников, а также высококвалифицированной рабочей силы из разных стран, которая будет способствовать технологическому прорыву и росту российской экономики. Основой формирования и практического осуществления этих задач должна служить научно обоснованная программа первоочередных мер государственной иммиграционной политики как составная часть социально-экономической и демографической политики Российской Федерации.
Несмотря на усиление взаимозависимости стран в условиях глобализации, многие из них занимаются регулированием миграции, исходя из своих интересов. В России требуется дополнительно реализовать комплекс мер для создания эффективной системы управления миграционными процессами, продолжить корректировку иммиграционной политики с учетом сложившихся реалий и результатов научного прогнозирования в отношении развития данных процессов.
Проект программы переписи населения 2010 г. составлен с учетом национального и международного опыта, опыта переписей прошлых лет, современных потребностей общества, а также в соответствии с определенными рекомендациями ООН. Сохраняя принцип преемственности, учет населения, как и в 2002 г., будет проводиться только по месту его постоянного места жительства1.
Лица, постоянно проживающие за пределами России, но временно находящиеся на ее территории (прибывшие на учебу или работу на срок менее года, а также на лечение, отдых, к родственникам), будут учитываться, но по сокращенной программе. В отличие от переписи 2002 г., теперь фиксируется их фамилия, имя и отчество. Подобная информация позволит, по нашему мнению, более точно определить общую численность людей, прибывших из-за рубежа и временно находящихся на нашей территории, а также объемы нелегальной миграции.
Как и при прошлых переписях, наряду со сплошным планируется использовать менее затратное выборочное наблюдение. В качестве единицы наблюдения (согласно рекомендациям ООН) значится домохозяйство, которое заменило понятие «учетная единица». Общее число тематических блоков увеличилось с 20 до 22, а число вопросов - с 30 до 44. Исключены вопросы об отрасли экономики и размере жилой площади, в то же время внесен ряд новых вопросов и сделаны некоторые уточнения. Так, в разделе об образовании введен вопрос о начальном профессиональном образовании; выделены ступени высшего профессионального образования (бакалавр, специалист, магистр); впервые изучается вопрос о наличии ученой степени (кандидата и доктора наук). Ставятся впервые вопросы: «Каким языком Вы пользовались в детстве?» и «Какими языками Вы обычно пользуетесь?».
Для изучения основного источника средств к существованию поставлен дополнительный вопрос: «Если имеете несколько источников, укажите, какой Вы считаете для себя основным?». Предлагается расшифровать «иной источник». Впервые в программу включен вопрос о вторичной занятости.
Для изучения международной миграции поставлен ряд новых вопросов: «Как Вы получили гражданство?», «В каком году Вы получили гражданство?», «Ваше прежнее гражданство?», «Проживали ли Вы более одного года в другой стране?»
Расширены вопросы о брачном состоянии, характеризующие устойчивость брака, и о рожденных детях.
В разделе о жилищных условиях, в соответствии с рекомендациями ООН, выделены дополнительные виды благоустройства, касающееся удаления бытовых отходов, наличия телефонной связи, телевизионной антенны, подключения к Интернету.
1 В послевоенный период большинство стран мира перешло на учет постоянного населения, поскольку по сравнению с наличным, данные о постоянном населении являются более стабильными, они меньше подвержены случайным колебаниям. В соответствии с международными рекомендациями для определения постоянных жителей страны установлен временной ценз продолжительностью в один год.
Перепись 2010 г. обезличена, т.е. все собранные сведения строго конфиденциальны и анонимны (в бланке отсутствует вопрос о фамилии и имени респондента). К сожалению, как и в переписи 2002 г., поставлен вопрос только об источниках дохода, но не о размерах доходов домохозяйств. Вместе с тем, по нашему мнению, анализ статистики доходов населения имеет очень важное значение, учитывая резкую поляризацию российского населения по доходам. Он позволяет выделить группы людей, нуждающихся, тем более в кризисных условиях, в государственной поддержке, сделать расчеты необходимых льгот, провести изменения налогового режима: не сдерживаемый прогрессивными налогами и перераспределением доходов рост
неравенства усугубляется, что может иметь крайне негативные последствия.
* * *
Перепись населения в масштабе всей страны уникальна, поскольку она является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его размещения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Анализ материалов данной переписи позволяет получить всестороннюю характеристику населения страны, которая необходима прежде всего для выполнения функций органам государственной власти, учреждениям и организациям здравоохранения, просвещения, сферы обслуживания.
На основе перспективных оценок численности и возрастно-полового состава населения определяются численность различных контингентов (например, трудоспособное население, школьники, призывники), потребности в новых рабочих местах, школах, учителях, врачах, жилье, продуктах питания. Правильная оценка демографической ситуации в стране оказывает огромное влияние на развитие социально-экономической сферы, она позволяет скорректировать государственную социально-экономическую политику, более рационально спланировать бюджеты всех уровней и определить необходимые расходы на образование, здравоохранение, на борьбу с безработицей.
Изучение населения с различных точек зрения позволяет выявить тенденции его развития и разработать прогнозы и программы социально-экономического развития страны, программу вывода экономики из кризисного состояния.
А. БАРКОВСКИЙ, доктор экономических наук, зав. Центром внешнеэкономических исследований Института экономики РАН И. БАРКОВСКИЙ, аспирант Института экономики РАН
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ СДВИГИ В ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассматриваются в русле последнего доклада «Россия XXI века: образ желаемого завтра» Института современного развития желательные и предполагаемые сдвиги в геоэкономических направлениях внешнеэкономических связей России с расчетами их соотношений.
Ключевые слова: геоэкономические направления, внешнеэкономические связи, трудовая миграция, аутсорсинг, саммит АТЭС 2012 г.
Сложившееся в настоящее время соотношение между объемами геоэкономических направлений внешнеэкономических связей России (ВЭС), будучи исторически обусловленным, не является, на наш взгляд, оптимальным в перспективе с точки зрения интересов экономической безопасности нашей страны. ЕС и Евро-Атлантический блок в целом являются сегодня слишком сложными институциональными структурами, в которых прохождение и согласование решений по сотрудничеству с аутсайдерами является весьма длительным, а конечные результаты далеко не всегда представляются последовательными, выражая в конечном итоге позицию глобального политического гегемона. Поэтому нашим интересам на будущее (не вдаваясь в рассуждения о том, к какой цивилизации относится Россия) соответствует более сбалансированное соотношение между тремя основными для нас мировыми центрами экономической силы - ЕС, СНГ+ШОС и АТЭС. При этом важно обсудить, какими аргументами может располагать российское политическое и экономическое руководство для проведения такой политики, какие специфические особенности будут составлять стержневую основу дальнейшего сотрудничества с этими центрами и какие тренды ВЭС можно ожидать в конечном итоге.
Главными ожидаемыми изменениями и целесообразными сдвигами в геоэкономических направлениях ВЭС России по всей видимости станут:
- привлечение инвестиционных и технологических ресурсов стран ЕС и АТР для расширения добычи нефти и газа в труднодоступных районах
Евроазиатских континента и шельфа, сжижения и регазификации природного газа, его межконтинентальной транспортировки;
- участие стран АТР в комплексном освоении Северо-Востока России;
- активное привлечение стран СНГ и ШОС к аутсорсингу в трудоемких отраслях для восполнения дефицита трудовых ресурсов России и активизация ее миграционной политики;
- обновление транспортной и энергетической инфраструктуры на постсоветском пространстве во избежание техногенных катастроф при ведущей проектно-технологической роли России;
- заметное приращение международных транспортных услуг России, положительно влияющее на состояние данной статьи ее платежного баланса, за счет поступлений от эксплуатации Северного морского пути, трансконтинентальных и кросс-полярных перелетов, трансконтинентального железнодорожного и автомобильного грузового сообщения при повышении скорости, надежности и сохранности перевозки грузов, ввода в строй новых поколений отечественных морских и речных судов российских судоходных компаний, в т.ч. для обслуживания международных перевозок;
- изменение стратегии международного движения российского капитала с учетом накоплений в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния1, активизации внешних связей (в т.ч. обмена активами) российских производственных компаний и финансово-банковских структур.
Таким образом, для данной части наших рассуждений основное значение имеют не столько геополитически значимые экспортные ресурсы России (нефть, газ, металлы, лес, морепродукты, высокотехнологичная техника и технологии оборонного, космического и атомного назначения, алмазы и золото) и их влияние на будущее участие России в переустройстве международных экономических отношений, сколько избранные технологические ниши сотрудничества на геоэкономических направлениях с учетом движения всех четырех факторов воспроизводства (товаров, услуг, труда и капитала).
Для России в ближайшее десятилетие, да и в последующие годы наибольшее практическое значение представит в рамках общего сценария взаимодействия с основными мировыми экономическими центрами выделение специфических особенностей сотрудничества с каждым из этих центров, исходя из необходимости решения наиболее неотложных для нас
1 По официальным данным Минфина РФ, на 1 марта 2010 г. их совокупный объем составил в пересчете в доллары 148,5 млрд. долл. Официальный сайт Министерства от 17.03.10. 113