Научная статья на тему 'Переориентация и разобщение предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних'

Переориентация и разобщение предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3755
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ И РАЗОБЩЕНИЕ / ПРЕДКРИМИНАЛЬНАЯ ГРУППА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CRIMINALITY OF JUVENILES / REORIENTATION AND DISSOCIATION / PRE-CRIMINAL GROUP OF JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писаревская Елена Анатольевна

Несмотря на фиксируемое в уголовной статистике значительное снижение регистрации преступлений несовершеннолетних, учеными отмечается латентность данного вида преступности и ухудшение его качественных характеристик. Групповой характер преступности несовершеннолетних обусловливает необходимость активизации работы по переориентации и разобщению предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних. К сожалению, данная работа зачастую ведется по остаточному принципу. Далеко не всеми субъектами профилактики в полной мере осознается важность данного направления профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorientation and dissociation of precriminal and criminal groups of juveniles

The prevention of occurrence of criminal groups of juveniles can be promoted by educational and other measures in this direction. The exclusive attention is demanded by pre-criminal groups of teenagers. Ignoring the fact of existence of the given groups can lead to their development into the criminal ones. Minimization or liquidation of negative influence of micro-habitat, strengthening of attention of a family, educational and leisure establishments to the organization of free time of juveniles can promote the prevention of pre-criminal groups of juveniles. The special attention is the role of a family and city school. Work on dissociation and reorientation of groups of juveniles with deviating behaviour should become a prerogative for educational institutions. It is an absolutely inadmissible practice of early dialogue with police juveniles, who break moral standards of behaviour. Possibilities of educational institutions in realization of direct preventions of juvenile crimes decrease, as in such situations it is the question of the teenagers who have committed crimes. However, in interaction with other subjects of preventive measures they should try to change the environment of juveniles, to organize their leisure. Practical workers ascertain that now work with criminal groups is conducted by a residual principle. An essential drawback is lack of the duty fixed at legislative level on carrying out of work with criminal groups. In practical activities it is possible to see examples of successful reorientation of criminal groups of juveniles, but the given groups are unstable, their participants do not have steady criminal habits. The most real preventive goal is dissociation of pre-criminal and criminal groups, which occurs under the influence of internal and external circumstances. As a rule, juveniles are withdrawn from the given groups during a conflict situation in the group or influence rendered by parents protecting the young from group influence. But the last variant is only possible in the situation, when parents correctly perceive the current situation. Besides, it is often impossible to reorient criminal groups owing to the objective and subjective reasons, it is necessary to create leisure establishments for juveniles, which can interest them and offer alternatives to the criminal way of life. Unfortunately, opening leisure establishments for the young depends exclusively on local authorities and is not considered as a nation-wide problem. It is necessary to make a change in the current legislation with a view of maintenance of efficiency of preventive work, making it the duty of the Police Juvenile Department to carry out preventive work concerning criminal groups of juveniles.

Текст научной работы на тему «Переориентация и разобщение предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних»

Е.А. Писаревская

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ И РАЗОБЩЕНИЕ ПРЕДКРИМИНАЛЬНЫХ И ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несмотря на фиксируемое в уголовной статистике значительное снижение регистрации преступлений несовершеннолетних, учеными отмечается латентность данного вида преступности и ухудшение его качественных характеристик. Групповой характер преступности несовершеннолетних обусловливает необходимость активизации работы по переориентации и разобщению предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних. К сожалению, данная работа зачастую ведется по остаточному принципу. Далеко не всеми субъектами профилактики в полной мере осознается важность данного направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних; переориентация и разобщение; предкриминальная группа несовершеннолетних; преступная группа несовершеннолетних.

Зарегистрированная преступность несовершеннолетних в Российской Федерации в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Темп снижения количества расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, составил в 2010 г. по отношению к 2005 г. 47,7%; удельный вес в общем числе расследованных преступлений снизился с 8,4% в 2006 г. до 5,5% в 2010 г. [1. С. 51]. Однако исследователи также отмечают повышение удельного веса несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, а также преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких (Я.И. Гилинский), рост удельного веса несовершеннолетних в организованных преступных группах и преступных сообществах (А. Салагаев) [2. С. 4].

Предупреждению возникновения преступных групп несовершеннолетних могут способствовать образовательные, воспитательные и иные меры.

Не вызывает сомнения, что исключительного внимания к себе требуют предкриминальные группы подростков. Игнорирование факта существования данных групп может привести к перерастанию их в преступные. Изменения направленности группы можно добиться при помощи так называемого метода «временных уступок», когда удовлетворяются групповые притязания при определенных условиях. Например, члены неформальных групп претендуют на право собираться вместе, слушать музыку, кататься на мотоциклах и т.д. Однако при этом обязательным условием для реализации подобных форм досуга должно стать, например, соблюдение общественного порядка, уважение прав, свобод и законных интересов граждан.

Минимизация или ликвидация отрицательного влияния микросреды, усиление внимания семьи, образовательных и досуговых учреждений к организации свободного времени несовершеннолетних могут способствовать предупреждению возникновения предкри-минальных групп несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает роль семьи и городской школы.

Наибольшего успеха можно добиться, если семья заинтересована в решении возникшей проблемы. При этом немаловажным является наличие эмоционального контакта с ребенком в семье. К сожалению, следует констатировать, что все изученные нами несовершеннолетние преступники проживали в семьях, которые по тем или иным критериям можно отнести к неблагополучным.

Работа по разобщению и переориентации групп несовершеннолетних с отклоняющимся поведением должна стать прерогативой образовательных учреждений, задачей которых является оказание позитивного влияния на

субкультуру сложившихся между учениками отношений в целях устранения их конфликтности со сверстниками и педагогами. Так, Л.М. Прозументов обоснованно утверждает, что «объектом предупреждения органов милиции могут быть не все антиобщественные группы несовершеннолетних, а только те, члены которых нарушают нормы прав: преступные группы и криминогенные» [3. С. 61]. С.Н. Михайлова указывает, что городская школа призвана выстраивать учебную и воспитательную работу с учащимися таким образом, чтобы они после занятий были заняты полезными делами в школе, так как это несомненно будет препятствовать формированию групп несовершеннолетних асоциальной направленности, членами которых часто становятся несовершеннолетние, не нашедшие себе места в коллективе школы, занятий в предлагаемых ею видах деятельности [4. С. 12].

Совершенно недопустимой представляется практика раннего общения с полицией несовершеннолетних, допускающих нарушения моральных норм, даже если их поведение свидетельствует о наличии у них агрессивности, склонности к разрешению конфликтов насильственным путем, так как это может сделать их невосприимчивыми к мерам воздействия, сформировать на это агрессивную реакцию.

К сожалению, данная точка зрения разделяется не всеми. Игнорируется тот факт, что посещение школы само по себе не решает профилактических задач. Кроме того, практика построения профилактической работы в отношении несовершеннолетних в изученном нами регионе - Кемеровской области - пошла по пути привлечения к ранней профилактической работе сотрудников милиции (полиции).

Так, распоряжением администрации Кемеровской области от 28.01.2002 г. № 48-р с 01 января 2002 г. в штаты ГУВД по Кемеровской области было введено 100 единиц старших инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД Кемеровской области по работе в школах с учащимися закрепленных в губернаторских учебных заведениях и общеобразовательных школах численностью 1 тыс. и более учащихся. В областном бюджете было предусмотрено финансирование на эти цели. Инициативу Губернатора поддержали главы городов и районов области. В результате во всех ОВД по городам и районам Кемеровской области в ПДН были созданы специализированные группы инспекторов по делам несовершеннолетних по работе в образовательных учреждениях с учащимися.

В подтверждение обоснованности введения данного института в Кемеровской области представителями ГУВД по Кемеровской области приводятся следующие

данные: в целом по Кемеровской области с 2002 по 2009 г. включительно общее число несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 53,7%, из них учащихся - на 30,2%; на 48% (с 1123 до 584) снизилось число несовершеннолетних 14-15-летних преступников; по итогам 2009 г. в результате организации школьными инспекторами милиции работы по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений количество преступлений, совершенных учащимися образовательных учреждений, в которых закреплены школьные инспекторы милиции, сократилось на 15,7%.

Анализируя эффективность данного института, следует отметить, что среди школьников количество подростков особой категории традиционно незначительно. Так, Н.И. Остапенко отмечает, что на одну школу приходится по три подростка-правонарушителя. Предпринимаются попытки возложить на инспектора обязанности, отнесенные к компетенции педагога. Имеют место факты, когда директора школ передают инспекторам по делам несовершеннолетних докладные записки учителей о плохом поведении детей на уроке, пропуске занятий, неопрятном внешнем виде [5. С. 29, 30]. Таким образом, можно утверждать, что введение должностей инспекторов в конечном итоге может способствовать еще большему отстранению педагогов от воспитательной работы в школах.

Возможности образовательных учреждений в осуществлении непосредственного предупреждения преступлений несовершеннолетних снижаются, так как в данных ситуациях речь идет о подростках, совершивших преступления. Однако образовательные учреждения «в тесном взаимодействии с другими органами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД) должны попытаться изменить среду общения несовершеннолетних, а следовательно, воздействовать на выбор друзей» [3. С. 38].

Практика свидетельствует, что работу по выявлению преступных групп несовершеннолетних, смешанных преступных групп, а также установлению их лидеров ПДН осуществляет как во время проведения мероприятий общей, так и индивидуальной профилактики, а именно:

1) при проведении разъяснительной работы среди учащихся, их родителей, педагогических коллективов в образовательных учреждениях города;

2) при проведении рейдов и операций; при патрулировании территории; при проверках объектов (дискотек, баров, подростковых клубов и т.п.);

3) при установлении доверительных отношений с гражданами и должностными лицами - представителями системы профилактики; особое внимание - при установлении «контактов» с бывшими участниками неформальных группировок;

4) при работе с задержанными несовершеннолетними, особенно во время проведения массовых городских, спортивных и культурных мероприятий;

5) при работе с подучетным элементом;

6) при изучении и проверке материалов СМИ.

Работа с преступными группами должна проводиться по общепризнанной методике разобщения и переориентации членов указанной группы: развенчание

авторитета лидера, переориентация интересов членов группы, изоляция лидера и активных членов группы.

Практические работники констатируют, что в настоящее время работа с группами ведется по остаточному принципу. Существенным недостатком является отсутствие закрепленной на законодательном уровне обязанности по проведению работы с преступными группами. Наиболее реальной профилактической задачей в настоящее время продолжает оставаться разобщение предкри-минальных и преступных групп, которое происходит под влиянием внутренних и внешних обстоятельств. К разрушению группы ведут прежде всего: усиление недовольства в группе в связи с разделением выполняемых в группе функций; уменьшение эмоциональной удовлетворенности в группе; ослабление межличностных связей в группе; обесценивание групповых норм и ценностей; общая неудовлетворенность деятельностью группы; стремление отдельных членов перейти в другую группу.

Как правило, несовершеннолетние из преступных групп изымаются путем использования ситуации внутригруппового конфликта или оказания воздействия главным образом на родителей, чтобы они оградили несовершеннолетнего от влияния группы, изменили местожительство. Однако последний вариант возможен только в том случае, когда родители адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию, в семье установлен эмоциональный контакт с ребенком.

Кроме того, поскольку в настоящее время в силу объективных и субъективных причин очень часто переориентировать преступные группы бывает невозможно, необходимо активно создавать досуговые учреждения для несовершеннолетних, способные заинтересовать последних и предложить им достойную альтернативу преступному образу жизни. К сожалению, в настоящее время создание и функционирование досуговых учреждений зависит исключительно от заинтересованности местных властей и не рассматривается как проблема и общегосударственная задача.

Следует также учитывать, что работа по переориентации преступных групп несовершеннолетних требует большого профессионального мастерства, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости и других морально-волевых качеств. Об успешности этой работы можно будет говорить, если практические работники будут направлять свои усилия не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, их порождающих [6. С. 335].

В практической деятельности можно встретить примеры успешной переориентации преступных групп несовершеннолетних, но следует отметить неустойчивость подобных групп и отсутствие стойких преступных установок у их участников. Так, инспектором ПДН школы № 14 г. Новокузнецка была выявлена преступная группа в составе учащегося школы Ивана Ч. и учащегося ПУ-11 Дмитрия Ф., которые совершили кражу компьютерных дисков из магазина. Разобщить преступную группу не представлялось возможным, так как подростки проживают в одном подъезде и дружат с детства. С целью переориентации группы школьный инспектор привлекла Ивана к работе отряда ЮДМ. Кроме того, обоим подросткам были выданы направления на бесплатные занятия

в спортивном клубе «Горизонт». Подростки увлеклись бодибилдингом. В районных соревнованиях Иван занял 1-е место. В результате группа была снята с учета по исправлению, Иван успешно окончил областную кадетскую школу милиции г. Кемерово.

И.П. Башкатов обоснованно утверждает: для того чтобы нейтрализовать деятельность уже скомпоновав-шейся группы криминогенной направленности, необходимо прежде всего: выявить наиболее авторитетных среди подростков лиц, изучить их биографию; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.д.); осуществлять за поведением лидеров постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, убеждать в неправомерности занимаемой позиции, в некоторых случаях - привлекать к руководящей работе с подростками; проводить постоянную воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния; постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать сформированные звенья, бригады, отделения и т.д., изымая из них членов неформальных групп и прививая с помощью новых участников позитивное содержание деятельности группы. Однако применять этот прием нужно осторожно. Существует опасность, что группа «перевоспитает» этого кандидата в асоциальном плане или совершит расправу над ним. Необходимо вести постоянную воспитательную работу с лидерами групп, побуждая их к изменению своих взглядов, позиций, аморального поведения; находить способы развенчания лидеров в глазах других подростков, подрывать их авторитет [6. С. 372-373].

Работа с лидером имеет особое значение, так как именно лидер в большой степени обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются значимыми. Если способствовать выдвижению в лидеры несовершеннолетних с более высокими моральноинтеллектуальными ценностями, то тем самым можно добиться переориентации или разрушения группы.

В Кемеровской области в качестве своеобразной альтернативы преступным группам рассматривается и осуществляется создание и функционирование отрядов юных друзей милиции (полиции).

На 01.01.2010 г. в области насчитывалось более 400 ученических объединений, созданных по инициативе школьных инспекторов милиции, из них около 300 отрядов юных друзей милиции. Куратором и наставником каждого ЮДМ является школьный инспектор по

делам несовершеннолетних. Эти отряды создавались специально для пропаганды правовых знаний в школьной среде. Эффективнее, когда подростки сами пытаются разобраться в основах права, а затем доносят свои знания до одноклассников. Члены отрядов юных друзей милиции принимают участие в рейдовых мероприятиях по охране правопорядка в школе и на ее территории, дежурят на общешкольных праздниках, проводят различные мероприятия среди учащихся по пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни. В 2010 г. ЮДМовцы помогли милиционерам раскрыть несколько уличных преступлений, совершенных вблизи школ. Как правило, юным помощникам милиции приходилось иметь дело с грабителями, которые отбирали сотовые телефоны у школьников. Благодаря грамотным действиям ребят из отрядов ЮДМ эти преступления удалось раскрыть на месте. Однако вышеперечисленным деятельность данных отрядов не ограничивается. Так, в школе № 28 г. Киселевска 27 ноября 2002 г. состоялось открытие созданного по инициативе школьного инспектора милиции отряда ЮДМ «Шанс» в количестве 18 человек. Главная цель его создания - дать шанс оступившемуся подростку найти правильную дорогу в жизни, помочь ему справиться с жизненными трудностями «переходного периода» и вредными привычками.

Целесообразной является разработка и организация функционирования в образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных тренинговых групп, в которых участников предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних обучали бы общению, повышали культуру их взаимоотношений.

Проведение воспитательной работы по переориентации групп и отдельных ее членов не исключает необходимости проведения оперативно-профилактической работы по изобличению лиц, совершивших преступления в этих группах, в том числе и взрослых, подстрекающих несовершеннолетних к совершению преступлений, вовлекающих их в антиобщественный образ жизни, их изоляции, изъятию запрещенных в обороте предметов.

Кроме того, для обеспечения эффективности профилактической работы с преступными группами несовершеннолетних необходимо внести в ст. 21 Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 03.12.2011 г.) изменения, касающиеся закрепления обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении преступных групп несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Преступность и правонарушения (2006-2010) : ст. сб. М., 2011. 180 с.

2. Прозументов Л.М. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 154 с.

3. Прозументов ЛМ. Административно-правовое предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Томск : Пеленг, 2001. 88 с.

4. Михайлова С.Н. Социально-криминологическая роль городских образовательных школ в раннем предупреждении преступности

несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2007. 20 с.

5. Остапенко Н.И. Перспективы и проблемы развития института школьных инспекторов милиции // Российский следователь. 2007. № 13. С. 28-30.

6. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 416 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.