Научная статья УДК 338.4
doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_171
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ЭКСПОРТА УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭМБАРГО
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Печенкин Антон Николаевич
Российский новый университет, Москва, Россия, Pechenkin1997@inbox.ru
Аннотация. В статье с учетом введенного эмбарго проводится анализ изменений, выделяются перспективные экспортные направления для российских угольных предприятий. Представлены результаты поисков европейскими странами альтернативы российскому углю, подготовлены итоговые результаты по переориентации экспорта в ключевые крупнейшие страны-импортеры угля, такие как Китай и Индия, рассмотрена проблема, с которой сталкиваются экспортеры при экспорте в страны Азии.
Ключевые слова: угольная промышленность; добыча угля; эмбарго; экспортные рынки; логистика; мировые цены на уголь.
Для цитирования: Печенкин А. Н. Переориентация экспорта угольной промышленности России в условиях эмбарго Европейского Союза // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 171-177. Сок 10.47576/2949-1916_2023_1_171.
Original article
REORIENTATION OF EXPORTS OF THE RUSSIAN COAL INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE EMBARGO OF THE
EUROPEAN UNION
Pechenkin Anton N.
Russian New University, Moscow, Russia, Pechenkin1997@inbox.ru
Abstract. The countries that are the largest importers of Russian coal have decided to impose an embargo. In the article, taking into account the current situation, an analysis of the ongoing changes is carried out, promising export directions for Russian coal enterprises are analyzed. The results of the search by European countries for an alternative to Russian coal are presented, the final results are prepared on the reorientation of exports to the key largest coal-importing countries, such as China and India, the problem faced by exports is considered when exporting to Asian countries.
Keywords: coal industry; coal mining; embargo; export markets; logistics; world coal prices.
For citation: Pechenkin A. N. Reorientation of exports of the Russian coal industry in the context of the embargo of the European Union. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 171-177. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_171.
Угольная промышленность - одна из составляющих топливно-энергетического комплекса, которая обеспечивает энергетику, металлургию и другие важные отрасли, а также население топливом и сырьем. Уголь является важнейшим энергоносителем, а развитию и эффективному потенциалу угольной отрасли уделяется все больше и больше внимания. Россия является одним из
мировых лидеров по объемам запасов угля высокого качества, добычи, потребления и экспорта. Россия занимает третье место в мире по экспорту угля после Австралии и Индонезии. По данным Росстата, в 2021 г. в России было добыто 432 млн тонн угля, из которых 215,1 млн тонн было отправлено на экспорт [1, с. 10].
Рисунок 1 - Добыча угля в России (по данным Росстата), млн т [1]
Рисунок 2 - Динамика экспорта российского угля по видам углей (по отчетным данным
угледобывающих компаний), млн т [1]
В 2022 г. российская угольная промышленность столкнулась с санкционным давлением со стороны США и стран Европейского Союза (ЕС) из-за геополитической ситуации. Сразу после начала событий на Украине европейскими странами было принято решение отказаться от экспорта российского угля и с 1 августа они ввели эмбарго. По данным Минэ -нерго, объем экспорта на страны Евросоюза в 2021 г. составил 48,75 млн тонн (22,6 % от общего экспорта) [3]. Однако благодаря поставкам в первой половине года страны ЕС импортировали около 35,6 млн тонн российского угля (падение на 30 % к 2021 г. [7, с. 15]).
На текущий момент в научной литературе тематика переориентация экспорта угольной промышленности в условиях эмбарго стран
Европейского Союза не рассматривается. Существуют региональные исследования и рассматриваются перспективы для российских экспортеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках проведенного исследования будут использоваться научные труды, различные теоретические подходы и практические аспекты данной проблематики следующих ученых: Ю. А. Ершова [6], Г Л. Краснянского [5], Н. Е. Петрова [1].
Целью исследования является изучение и обзор перенаправления экспортных угольных потоков России в условиях эмбарго и перспективы развития на рынках Азии, а также подготовка практических предложений для повышения конкурентоспособности российской угольной отрасли на рынке угля вне
стран ЕС и наращивания экспортного потенциала. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
- Проанализировать изменение экспортных потоков угольной отрасли после введения эмбарго ЕС.
- Проанализировать имеющиеся инфраструктурные ограничения для увеличения экспорта на новые рынки.
- Предложить практические и перспективные направления по наращиванию экспортного потенциала на азиатском рынке.
В работе используются общенаучные методы исследования - анализ, синтез, аналогия, обработка и качественный анализ данных, традиционный анализ документов по проблеме исследования и методы математической статистики.
В марте 2022 г. в связи с событиями на Украине странам ЕС было предложено закупать уголь у других стран, таких как Индонезия, Австралия, США, ЮАР, причем в больших объемах, несмотря на то что поставки будут дороже из-за более длинного транспортного плеча. По итогам 2022 г. экспорт угля из Индонезии в Европейский Союз достиг 5,85 млн тонн по сравнению с 396 582 тоннами в 2021 г., показали данные Центрального статистического агентства Индонезии [8]. Резкий рост экспорта произошел в связи с тем, что ЕС спешил найти альтернативы российскому углю и увеличил потребление угля, чтобы сократить потребление природного газа в условиях дефицита поставок и резкого роста цен.
В стоимостном выражении экспорт в 2022 г. достиг 1,055 миллиарда долларов, что резко увеличилось по сравнению с 25,044 миллиона тонн годом ранее [8].
За первые 10 месяцев 2022 г. экспорт индонезийского угля в Польшу достиг 1,9 млн тонн, за ним последовали 1,13 млн тонн в Италию и 1,04 млн тонн в Нидерланды. Кроме того, за январь - октябрь поставки в Словению достигли 143 тыс. тонн, 139 тыс. тонн в Хорватию и 111 тыс. тонн в Швейцарию [8].
Немецкие импортеры нашли новые источники поставок угля из США, Южной Африки и Колумбии. Согласно данным, за 10-месячный период 2022 г. на долю США пришлось 20 % импорта, за ними следуют 15 % из Колумбии, 14 % из Австралии и 7 % из Южной Африки [8].
Стоит отметить, что развитие экспорта угля стало ключевым фактором роста всей отрасли и останется таковым в будущем. Стратегически важной задачей для дальнейшего развития является укрепление экспортных позиций на мировых экспортных рынках. Отечественными угольными компаниями было принято решение переориентировать экспортные отгрузки на крупнейшие экспортные рынки за пределами ЕС, такие как Индия, Китай, Турция и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), чтобы компенсировать потерю рынка ЕС [2; 4; 12].
Среди основных стран, проявляющих интерес к российскому углю, Китай возглавляет список. Такое развитие событий, в частности, было обусловлено привлекательными цена-
Рисунок 3 - Экспорт российского угля морским путем в материковую часть Китая [8]
ми по сравнению с другими странами-экспортерами. Экспорту в Китай также способствовало китайское эмбарго на австралийский уголь. В начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения на австралийский материал, однако китайское правительство по-прежнему заинтересовано в обеспечении поставок из России, несмотря на изменение своей позиции в отношении импорта угля из Австралии.
В 2021 г. Россия экспортировала в Китай около 54 млн тонн угля, что составляет 21 % от общего объема экспорта. Несмотря на рекордно высокую добычу угля в Китае в 2022 г. (4,5 млрд тонн, что на 9 % больше, чем в 2021 г. [9]), поставки из России значительно увеличились, так как китайские покупатели раскупили топливо со скидкой в преддверии ожидаемого высокого спроса летом. Из-за ограничения пропускной способности железнодорожной системы между двумя странами
увеличение российского экспорта в соседнюю страну осуществляется морским путем. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в ноябре 2022 г. в Китай было поставлено 7,16 млн тонн российского угля, причем 5,19 млн тонн было отправлено морским путем [10]. По итогам 2022 г. поставки в Китай составили 68 млн [11].
Индия - второй по величине импортер угля в мире, также остается открытым для обеспечения более дешевых поставок энергоносителей из России. Несмотря на то что доля индийского рынка в 2021 г. составляла всего 3 % от общего объема российского экспорта, поставки в Индию в 2022 г. выросли более чем в 20 раза до 21,8 млн тонн [7, с. 15]. Такой рост поставок обусловлен огромными скидками и привлекательной цене по сравнению с австралийскими и южноафриканскими энергоносителями.
Рисунок 4 - Экспортные цены и дисконт на российский уголь, $ за тонну [7]
Чтобы удовлетворить спрос Индии на уголь, российские компании запустили регулярные зафрахтованные суда для обеспечения бесперебойных поставок. СУЭК, крупнейший производитель угля в России, экспортировала в Индию уголь, добытый на ее активах в Кузбассе, Хакасии, Бурятии и Хабаровском крае, задействовав при этом все доступные маршруты для экспорта, отгружая уголь с собственного морского терминала в дальневосточном порту Ванино, черноморского порта Тамань и собственного
терминала в порту Мурманск на Баренцевом море. СУЭК и раньше экспортировала крупные партии угля в Индию, но делала это нерегулярно.
Несмотря на более высокие транспортные расходы между Россией и Индией, транспортировка угля вряд ли станет препятствием, учитывая привлекательные цены. Однако если мировые цены на уголь начнут падать, то поставки на этот рынок могут стать нерентабельными.
В настоящий момент цементный и энер-
гетический секторы предпочитают покупать российский уголь, несколько других секторов, потребляющих уголь, таких как производство губчатого железа в Индии, экспериментируют с российским углем и оценивают его влияние на объемы производства. С уче-
том действующего дисконта, отмена которого вряд ли произойдет в ближайшее время, повышенные цены на традиционный импорт угля из Южной Африки и Австралии, вероятно, уступят место поставкам из России.
Рисунок 5 - Структура экспорта угля из России в 2022 г, % [7]
Азия остается основным рынком для экспорта российского угля и обладает потенциалом для дополнительного роста экспорта. На данный момент страны Восточной и Юго-Восточной Азии продолжают предъявлять высокий спрос на дешевые энергоносители. Но экспорт потребителям Азиатско-Тихоокеанского региона ограничен пропускной способностью железных дорог в направлении портов Дальнего Востока. В результате российские дальневосточные терминалы остаются недостаточно загруженными углем.
Увеличение экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона крайне актуален. «Энергетическая стратегия 2035» и «Программа развития угольной промышленности России до 2035 года» закрепили направление дальнейшего экспортно-ориентированного развития отрасли. Направление включает развитие крупных инфраструктурных проектов Восточного полигона в рамках утвержденного «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.», предполагающего мероприятия по увеличению пропускной способности с 124,9 млн тонн в 2020 г. до 180 млн тонн в 2024 г. Байкало-
Амурской магистрали и Транссибирской магистрали [13].
Стоит отметить также развитие Североморского пути, где планируется развитие портового хозяйства и строительство подъездных железных дорог. По плану к 2025 г. грузопоток должен составить 47,4 млн тонн из них 23 млн тонн - это уголь [14].
Российские поставщики угля имеют все возможности для того, чтобы нарастить экспорт и усилить свои позиции на азиатском рынке, но для этого российским компаниям при активном участии государства необходимо принимать участие в модернизации текущих, а также создании новых логистических инфраструктур.
Так, например, компания «ЭЛСИ» начала строительство собственной железной дороги «Тихоокеанская железная дорога» протяженностью 510 км и собственного морского порта «Эльга» мощностью до 30 млн тонн угля в год (Эльгинское угольное месторождение - порт Эльга) в связи с высокой загружен -ностью Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Реализация данного проекта позволит компании не только разгрузить существующую инфраструктуру, но и увеличить поставки в азиатском направлении.
С учетом действующего эмбарго на поставки угля в западные страны, которое в ближайшем будущем вряд ли будут отменено, российской угольной отрасли необходимо расширять сотрудничество с такими странами, как Китай и Индия, которые являются крупнейшими импортерами угля. Данные страны являются наиболее перспективными для роста экспорта. Для увеличения объема экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона необходимо решать инфраструктурные проблемы и увеличивать пропускную способность Восточного полигона. Немало-
важным фактором являются особенности портовой перевалки, которые не всегда готовы содействовать потенциалу экспортеров угля. Необходимо модернизировать железнодорожную инфраструктуру портов, складские мощности, перевалочные комплексы, обновлять крановое хозяйство. Стоит отметить, что для выхода и усиления своих позиций на азиатском рынке российским компаниям следует использовать современные технологии добычи угля, а также проводить инвестиционные проекты по освоению новых месторождений.
Список источников
1. Петренко И. Е. Итоги работы угольной промышленности России за 2021 год // Уголь. 2022. № 3. С. 9-23.
2. Королятин А. В., Линник Ю. Н. Анализ экспорта угля из России // Вестник университета. 2019. № 8. С. 150-154.
3. Синцова Н., Ткачев И. Евросоюз полностью прекратил закупки российского угля. Rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/08/2022/62e229b39a794791f3187fe3 (дата обращения 17.12.2022).
4. Линник В. Ю., Линник Ю. Н. Условия и основные результаты развития отраслей топливно-энергетического комплекса по итогам первого этапа реализации энергетической стратегии России на пе -риод до 2030 года // Вестник университета. 2018. № 11. С. 77-83.
5. Краснянский Г Л., Сарычев А. Е., Скрыль А. И. Экономические кризисы и уголь России. М. : МИ-СиС, 2017. 77 с.
6. Ершов Ю. А. Россия и глобальная энергетическая безопасность // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 9. С. 8-19.
7. Центр развития энергетики. Аналитический отчет № 9. Угольный рынок: уход на Азию. Entran. ru. URL: https://entran.ru/wp-content/uploads/2022/12/report_2022.pdf (дата обращения: 29.01.2023).
8. Alex Guo. Indonesia's coal exports to EU skyrocket 1,300 % in 2022. URL: http://www.sxcoal.com/ news/4670276/info/en (дата обращения: 20.01.2023).
9. Chinese coal production up 9 % in 2022. URL: https://thecoalhub.com/chinese-coal-production-up-9-in-2022.html (дата обращения 25.01.2023).
10. Emma Yang. Russian Nov seaborne coal exports up 16,4 %. URL: http://www.sxcoal.com/news/4667457/ info/en (дата обращения: 20.01.2022).
11. Алиев Т. Россия нарастила поставки угля в Китай на 20 % по итогам 2022 года. URL: https:// ru.investing.com/news/commodities-news/article-2217148 (дата обращения: 20.01.2022).
12. Черечукин А. В. Анализ ключевых трендов международного рынка угля (на примере стран Северо-Восточной Азии) // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2021. № 1. С. 95-105.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации "О комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" от 30 сентября 2018 г. № № 2101-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2018 г. № 42. Ст. 6480 (Часть II).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» от 21.12.2019 № 3120-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 2020 г. № 1. Ст. 112 (Часть II).
References
1. Petrenko I. E. The results of the work of the coal industry of Russia for 2021. Ugol. 2022. No. 3. Pp. 9-23.
2. Korolyatin A.V., Linnik Yu. N. Analysis of coal exports from Russia. Vestnik universiteta. 2019. No. 8. Pp. 150-154.
3. N. Sintsova, I. Tkachev. The European Union has completely stopped purchasing Russian coal. Rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/08/2022/62e229b39a794791f3187fe3 (accessed 17.12.2022).
4. Linnik V. Yu., Linnik Yu. N. Conditions and main results of the development of the fuel and energy complex industries following the results of the first stage of the implementation of the energy strategy of Russia for the period up to 2030. Bulletin of the University. 2018. No. 11. Pp. 77-83.
5. Krasniansky G. L., Sarychev A. E., Skryl A. I. Economic crises and coal of Russia. Moscow: MISIS, 2017. 77 p.
6. Ershov Yu. A. Russia and global energy security. Russian Foreign Economic Bulletin. 2006. No. 9. Pp. 8-19.
7. Energy Development Center. Analytical Report No. 9. Coal market: Departure to Asia. Entran.ru. URL: https://entran.ru/wp-content/uploads/2022/12/report_2022.pdf (date of reference: 29.01.2023).
8. Alex Guo. Indonesia's coal exports to EU skyrocket 1,300 % in 2022. URL: http://www.sxcoal.com/ news/4670276/info/en (accessed: 01/20/2023).
9. Chinese coal production up 9 % in 2022. URL: https://thecoalhub.com/chinese-coal-production-up-9-in-2022.html (accessed 25.01.2023).
10. Emma Yang. Russian Nov seaborne coal exports up 16.4 %. URL: http://www.sxcoal.com/news/4667457/ info/en (date of address: 20.01.2022).
11. Aliyev T. Russia has increased coal supplies to China by 20 % by the end of 2022. URL: https:// ru.investing.com/news/commodities-news/article-2217148 (accessed: 01/20/2022).
12. Cherechukin A.V. Analysis of key trends in the international coal market (on the example of the countries of Northeast Asia). Scientific Review. Series 1. Economics and law. 2021. No. 1. Pp. 95-105.
13. Decree of the Government of the Russian Federation "On a comprehensive plan for the modernization and expansion of the trunk infrastructure for the period up to 2024" dated September 30, 2018 No. 2101 -r. Collection of Acts of the President and the Government of the Russian Federation. 2018 No. 42. St. 6480 (Part II).
14. Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the Northern Sea Route Infrastructure Development Plan for the period up to 2035" dated 21.12.2019 No. 3120-r. Collection of Legislation of the Russian Federation dated 2020 No. 1. Article 112 (Part II).
Сведения об авторе
ПЕЧЕНКИН АНТОН НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры экономики, Российский новый университет, Москва, Россия, Pechenkin1997@inbox.ru
Information about the author
PECHENKIN ANTON N. - PhD student, Department of Economics, Russian New University, Moscow, Russia, Pechenkin1997@inbox.ru