Научная статья на тему 'Перемены жизни семьи с появлением ребенка-инвалида'

Перемены жизни семьи с появлением ребенка-инвалида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Олеся Юрьевна

В статье проводится анализ изменений функций семьи вследствие рождения ребенка с ограниченными возможностями. Проведенные в среде таких семей исследования показали, что они сталкиваются не только с материальными и медико-реабилитационными проблемами. Трудности возникают в процессе воспитания и развития больного ребенка. В ходе исследований было выявлено и то, что способы решения семейных проблем, методы воспитания детей и подготовка их к самостоятельной жизни зависят от характера семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes in family life caused by the birth of a disabled child

The article analyzes the changes in the functioning of a family caused by the birth of a disabled child. The research shows that such families face not only financial and medical rehabilitative problems but also those connected with upbringing and education of a disabled child. It is revealed that the methods of solving family and upbringing disabled children depend greatly on the relations in the family.

Текст научной работы на тему «Перемены жизни семьи с появлением ребенка-инвалида»

ШШШ

Перемены жизни семьи с появлением ребенка-инвалида

О.Ю. Андриенко

В статье проводится анализ изменений функций семьи вследствие рождения ребенка с ограниченными возможностями. Проведенные в среде таких семей исследования показали, что они сталкиваются не только с материальными и медико-реабилитационными проблемами. Трудности возникают в процессе воспитания и развития больного ребенка. В ходе исследований было выявлено и то, что способы решения семейных проблем, методы воспитания детей и подготовка их к самостоятельной жизни зависят от характера семейных отношений.

The article analyzes the changes in the functioning of a family caused by the birth of a disabled child. The research shows that such families face not only financial and medical rehabilitative problems but also those connected with upbringing and education of a disabled child. It is revealed that the methods of solving family and upbringing disabled children depend greatly on the relations in the family.

H а фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья, воспитывающая больного ребенка, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны [1].

Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними.

Обычно социологи выделяют три типа семейных отношений: патриархальный, матриархальный и эгалитарный.

Патриархальный тип семьи представляет собой необычайно устойчивый тип семей-

ных отношений. К ним относятся, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. Так как патриархальные семьи характеризуются устойчивыми отношениями, то рождение больного ребенка никак не влияет на семейные отношения в се-

Андриенко Олеся Юрьевна - аспирант Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск)

мье. Авторитет главы семьи остается, непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось и находится только в его руках. Большинство патриархальных семей (69%) отметило, что рождение больного ребенка никак не повлияло на внутрисемейные отношения. Только у 8% семей ребенок поспособствовал сплочению семьи.

Матриархальные семьи, как правило, авторитарные, представляющие собой семью с авторитарным женским стилем управления. Авторитет супруги непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи находится только в ее руках. С рождением

100%

его содержания и воспитания. Но так как в этой семье существует равенство между супругами, то зачастую родители не могут договориться между собой, не идут на уступки друг другу. Такая ситуация привела 33% опрошенных семей к распаду. Большинство эгалитарных семей (67%) ответили, что больной ребенок не являлся причиной развода, но и не поспособствовал сплочению семьи.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует от родителей особого внимания. В детском возрасте инвалидность можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболевани-

Жена

■ Оба супруга поровну

□ Родственники

Эгал. Патр. Матр.

Рис. 1. Кто в Вашей семье больше времени уделяет больному ребенку?

ребенка-инвалида семья сталкивается с медицинскими, экономическими и соци-ально-психологическими проблемами, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Решение этих проблем требует участия не только женщины, но и мужчины. Супруг оказывается не готовым к такой ситуации, и он оставляет семью, уходит от навалившихся проблем. Так 50% матриархальных семей отметили, что именно рождение больного ребенка повлияло на распад семьи. Вместе с тем, имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Другая половина матриархальных семей ответила, что рождение больного ребенка поспособствовало сплочению семьи.

Эгалитарная семья основана на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. С появлением ребенка с нарушениями в развитии появляется необходимость установить некоторые договоренности по поводу

ями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

Так как в патриархальной семье отношения между супругами строятся по принципу неравенства, то супруг перекладывает всю заботу о ребенке на жену. Из опроса видно, что родственники не помогают семье. Это объясняется тем, что мужчина не хочет, чтобы родные вмешивались в его семью. У него сформированы свои взгляды на жизнь, на воспитание детей и поэтому прислушиваться к мнению родственников и решать с ними свои проблемы он не намерен. 72% патриархальных семей считают, что работу надо оставить и заниматься больным ребенком. И только 28% (в основном женщины) не хотят оставлять работу.

В эгалитарной семье, где царит равенство и гармония в отношениях между суп-

ругами, родители стараются вместе воспитывать, и заботиться о больном ребенке (51%). Но вместе с тем, 46% семей ответили, что ребенком с ограниченными возможностями занимается только мать. Эта ситуация объясняется тем, что 46% семей испытывают материальные трудности вследствие появления ребенка-инвалида, и им приходится во многом себе отказывать. Большинство эгалитарных семей (54%) живут по модели однокарьерной семьи, когда супруг зарабатывает деньги и содержит семью, а жена занимается ребенком.

Так как в матриархальной семье авторитет супруги непререкаем, то она решает все вопросы, связанные с жизненным укладом семьи. В 50% матриархальных семей мать занимается больным ребенком. Но если в патриархальных семьях муж обязывает мать сидеть с ребенком, то в матриархальной семье сама мать хочет заниматься с ребенком. 63% матриархальных семей считают, что нужно оставить работу и заниматься ребенком. Другие 12% семей ответили, что они оставили бы работу, но не имеют такую возможность.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями влечет за собой изменения в повседневной жизни семьи. Родители испытывают различные ограничения, что вполне естественно. Они уже не могут вести тот образ жизни, к которому привыкли.

В патриархальных семьях, как было изложено выше, больше всего времени с больным ребенком проводит мать (85%). Она ухаживает за ним и занимается его воспитанием. Муж остается в стороне от этих проблем, считая, что это обязанность матери. Супруг переложил все заботы и про-

блемы, связанные с больным ребенком на жену. Естественно, что при такой ситуации у матери нет ни свободного времени, ни возможности заниматься профессиональной деятельностью.

В матриархальной семье мать сама берет все заботы о больном ребенке на себя. Она ощущает ограниченность в свободном времени (51%). Все ее внимание уделено ребенку. В такой семье часто проявляется гиперопека над ребенком. Мать все время находится рядом, считая, что без нее ребенок не справится. У таких женщин нет времени на личную жизнь. Они готовы себе во многом отказать ради своего больного ребенка. 12% матерей хотели бы оставить работу и постоянно находиться с ребенком, но не могут, так как именно матери несут ответственность за материальное обеспечение семьи.

Эгалитарная семья в меньшей мере испытывает ограничение в чем-либо. Это объясняется тем, что в такой семье существуют равноправные отношения. Родители распределяют между собой обязанности, а также не перекладывают ответственность за воспитание детей на одного из родителей. Тем самым в такой семье оба родителя равномерно участвуют в жизни семьи, что позволяет им не испытывать больших ограничений в повседневной жизни.

Восприятие семьей ребенка-инвалида определяется, в основном, доминирующими в обществе представлениями об инвалидности, а также специфике непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными

еор/а|Т-^

50Р/<г'~"—--'^И-"И

4СР/<г'"~—"-—

^ Я И Ж]

10%' —Н г--—

■ оз. время

■ профдеяг. □ лтая жизнь

Этап

Пвпр.

Матр.

Рис. 2. В чем Вы больше всего испытываете ограничения, связанные с наличием

ребенка-инвалида в семье?

возможностями выступает нормализация межличностных отношений в ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми. Родительское отношение определяется как система разнообразия чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности его поступков [2]. Детско-родительс-кие отношения в семьях нетипичных детей представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность процессов социальной интеграции и адаптации, социализации нетипичного ребенка напрямую зависит от адекватного родительского (прежде всего материнского) отношения к нему. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования, санкции, запросы [3]. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

Большинство матриархальных семей (75%) строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки - "ребенок-кумир" - с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм [4].

Подавляющие большинство эгалитарных (92%) и патриархальных семей (88%) придерживаются конструктивного поведения к состоянию ребенка, наличия патологии у него не становится причиной неврозопо-

добных, депрессивных состояний у членов семьи; уровень требований и контроля не является заниженным или завышенным в связи с имеющейся проблемой; внимание семьи обращено не на проблему, а на ребенка, потребности его развития (духовные в том числе), пути их осуществления в данной ситуации; болезнь ребенка воспринимается не как препятствие и ограничение, а как новое условие и другие возможности по сравнению с ожидаемыми и общепринятыми [5]. Несмотря на различные ограничения, которые испытывает ребенок 57% патриархальных и 69% эгалитарных семей стремятся, чтобы их ребенок рос самостоятельным человеком.

Патриархальные и эгалитарные семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме своего ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а всеми силами пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение на пути личностного развития ребенка.

Патриархальные и матриархальные семьи с оптимизмом смотрят в будущее, на перспективы социализации своих детей. Даже в том случае, если по объективным причинам их возможности после продолжительного медико-педагогического реабилитационного процесса не сравнялись с возможностями здоровых сверстников, эти семьи находят ту социальную нишу, в которой ребенок может успешно социализироваться, в том числе и в профессиональном направлении. 58% патриархальных и 84% эгалитарных семей уверены, что их ребенок сможет работать.

В матриархальных семьях родители (в основном мать) пытаются самореализоваться через изощренную заботу о ребенке («эгоальтруистическая» семья), где главная жизненная ценность — психологическая близость, привязанность к ребенку, подобные отношения выливаются в его эмоциональную эксплуатацию.

В 88% матриархальных семьей отношения с ребенком более тесные, эмоционально доверительные. В основном мать полностью растворяется в ребенке. Живя только ради ребенка, только его интересами, его потребностями, родители (матери) пытаются таким образом компенсировать свои личные проблемы, самореализоваться в заботе

100%

Рис. 3. Как бы Вы могли охарактеризовать Ваши отношения с ребенком в семье?

о его здоровье и избавиться от тягостного одиночества, чувства вины и стыда. При

этом они не осознают своего потребительского отношения к ребенку. Болезнь превращается в некий культ, отличающий ребенка от других нормальных, обыкновенных детей; обстоятельство, делающее малопривлекательным ребенка для других людей, тем самым особенно подчеркивает самоотверженность и «бескорыстную» любовь родителей. И хотя его активно лечат (51%), активно развивают, занимаются ребенком дома (38%) (родители нередко хотят быть образцовыми воспитателями), болезнь становится необходимым компонентом детско-родительских отношений, под-

70%1

60%-50%

ка виктимологически привлекательным.

В качестве компенсации испытаний и переживаний, выпавших на долю ребенка, родители не жалеют средств, чтобы скрасить его существование. И такую позицию занимают не только материально обеспеченные семьи, но и семьи с более чем скромным достатком. В этом случае приходится наблюдать явный контраст в обилии и стоимости игрушек, одежды ребенка с обстановкой в доме, качеством жилья, личными вещами других членов семьи [7].

Дабы оградить себя от стрессовых ситуаций, семья искусственно урезает как собственную активность и круг общения, так

I Развиваем

самостоятельность у ребенка I Общение с другими детьми

□ Применяем постоянную опеку

Этап. Патр. Матр.

Рис. 4. На что Вы больше внимания обращаете при воспитании своего ребенка?

и активность ребенка. Например, родите-

черкивая значимость усилии, затраченных родителями [6].

Таким образом, происходят нарушения в детско-родительских отношениях матриархальных семей. Кроме этого, следует отметить еще ряд неблагоприятных тенденций, ведущих к нарушениям эмоционально-волевой сферы ребенка, поведенческим отклонениям, что наряду с неразвитыми коммуникационными навыками (у 75% детей из матриархальных семей отсутствует общение со сверстниками) делает ребен-

ли долго не придают огласке факт болезни, выход «в свет» оттягивается, насколько это возможно. В результате дети из этих семей не ходят в детский сад, даже если позволяет физическое состояние, идут в школу позже своих сверстников, хотя это не всегда обусловлено задержкой развития. Родители игнорируют ту простую истину, что общение детей между собой надо поощрять, что мир и ссора учат жить в коллективе, стимулируют ум ребенка, разви-

вают личную инициативу, чувство соревновательности, общительность, желание быть первым [8].

Проведенный опрос показал, что только 25% матриархальных семей развивают коммуникативные функции у ребенка, стараются, чтобы он общался с другими детьми. Вследствие этого ребенок общается только с родителями, в большинстве случаев, с матерью (62%). Ребенок, не имеющий опыта общения со сверстниками и с другими людьми, кроме своих родителей (и, например, бабушки), не знает способов самоутверждения, завоевания авторитета у сверстников, не имеет адекватной самооценки, что как раз и приводит к тому неприятию сверстниками, которого более всего и опасаются родители. Беспокоясь о возможных травмирующих ситуациях в жизни ребенка, родители забывают о том, что для его успешного развития необходимо разнообразное окружение. Естественно, познание мира таит в себе массу конфликтов и кризисных ситуаций. Но именно этими конфликтами разумное воспитание может самым благотворным образом воспользоваться в интересах нравственного развития ребенка, между тем как неразумное воспитание именно здесь наиболее явно терпит крушение и очень легко приносит на самой ранней стадии такой вред, который потом почти невозможно исправить [9].

Таким образом, в 88% матриархальных семьей проявляется гиперопекающее отношение к ребенку и его болезни, сочетающееся с нарушениями детско-родительс-ких коммуникаций, которое препятствует процессу реабилитации, ведет к появлению поведенческих отклонений. Подобное отношение (негативизм, игнорирование, акцентуация) предопределяется не только и не столько объективной тяжестью патоло-

гии ребенка, реабилитационным прогнозом, индивидуальными особенностями родителей, но и имеющимися представлениями об этой проблеме, уже достигнутыми положительными результатами, а также уровнем социальной поддержки.

Ощутимой критической точкой процесса развития может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии обучаться в школе с традиционной образовательной концепцией, а нуждается в специальной программе. Этот период также может быть стрессовым для других детей в семье, поскольку их одноклассники будут узнавать о брате или сестре с ограниченными возможностями. В это время семья чаще начинает общаться с другими людьми, поскольку ребенок-инвалид начинает выходить за границы семейной системы. Наконец, в этот период родители достаточно четко начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по определенному образованию и профессиональной карьере для их ребенка [10].

Образование дает много возможностей как ребенку, так и родителям. Ребенок приобретает знания и навыки, развивается его уверенность и чувство независимости. Родители получают необходимую передышку. Когда период обучения завершен, семье предстоит принять решение. Необнадеживающая перспектива занятости инвалидов и неадекватные социальные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор возможных альтернатив. Этот период является особенно стрессогенным, поскольку ограниченный спектр вариантов будущей жизни ребенка вызывает глубокую озабоченность и тревогу родителей.

Видно, что в матриархальных семьях присутствует больше неуверенности о бу-

80% 60% 40% 20%

0%+-

1

А - 1

1Ш II

■74 и!

■ В обычных или сравнительно легких условиях труда

■ В специально

созданных условиях труда

□ Устроиться на работу будет трудно

□ Не будет работать

Эгал. Патр. Матр.

Рис. 5. Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребенок работать в будущем?

дущем своего больного ребенка, чем в патриархальных и эгалитарных семьях. 62% матриархальных семей считают, что их опека продлится всю жизнь. Они неуверенны в том, что их ребенок сможет стать независимым, материально обеспеченным и уважаемым в обществе человеком.

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы.

Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества [11]. Более чем в 80% семей дети страдают снижением способности передвигаться.

Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит оттого, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от общества со-циально-демографической группой.

Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано то, что многие молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любую самостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. 75% матриархальных семей уверены, что их ребенок не будет самостоятелен, и ему всегда будет нужна помощь и забота. При этом 62% родителей желали бы, чтобы их ребенок работал для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Остальные матриархальные семьи считают, что и их

ребенок с ограниченными возможностями сможет работать или в обычных условиях труда (38%), или в специально созданных условиях труда (13%).

Большинство патриархальных (56%) и эгалитарных (84%) семей придерживаются противоположного взгляда на будущее своего ребенка с ограниченными возможностями. Прежде всего, эти семьи стремятся, чтобы их ребенок прошел успешную социализацию. Патриархальные семьи считают, что их ребенок сможет работать в обычных условиях труда (28%) или на работе со сравнительно легкими условиями труда (28%). Эгалитарные семьи, в отличие от патриархальных и матриархальных семей, рассматривают разнообразные способы работы для своего ребенка, который имеет различные ограничения: 23% семей считают, что их ребенок сможет работать в обычных условиях; 15% семей рассматривают работу для своего ребенка со сравнительно легкими условиями труда; 31% семей считают, что их ребенок сможет работать только при наличии специально созданных условий; 8% семей думают о надомной работе для своего ребенка.

В связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями семьи сталкиваются с различными проблемами и трудностями, которые меняют их образ жизни. В первую очередь, родители отметили, что самой острой проблемой для них является определение точного диагноза своему ребенку. Узнав диагноз ребенка, родители находятся в некотором замешательстве и беспокойстве. Большинство никогда не слышали о такой болезни и не знают о способах ее лечения. Семьи, имеющие больного ребенка, испытывают и материальные трудности. Это объясняется тем, что родителям приходится постоянно лечить ребенка. На материальное положение семьи влияет и то, что мать вынуждена оставить работу, так как больной ребенок требует постоянного ухода. В связи с тем, что ребенок требует постоянного внимания, родители испытывают различные ограничения в повседневной жизни. Патриархальные и матриархальные семьи больше всего испытывают ограничения в свободном времени.

патриархальные семьи отметили, что ощущают ограничения в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в большинстве случаев только мать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занимается ребенком, и у нее нет времени на реализацию своих профессиональных возможностей. Эгалитарные же семьи особых ограничений не испытывают, так как родные и близкие регулярно помогают им в уходе за больным ребенком. Появление больного ребенка в семье повлияло и на отношение к воспитанию. Патриархальные и эгалитарные семьи стремятся, чтобы их ребенок вырос самостоятельным и независимым человеком, поэтому развивают в нем чувство самостоятельности, уверенности в собственных силах. В матриархальных же семьях применяют гиперопеку, которая развивает в ребенке неуверенность в себе, несамостоятельность. В связи с этим социализация ребенка в матриархальных семьях протекает медленнее и труднее, чем в патриархальных и эгалитарных семьях. Большинство матриархальных семей считают, что их ребенок не будет самостоятелен, не сможет устроиться на работу и будет нуждаться в опеке всю жизнь.

Таким образом, анализ исследования проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями показал, что они сталкиваются не только с материальными и медико-реабилитационными проблемами, но и с проблемами, связанными с воспитанием больного ребенка. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования, санкции, запросы [12]. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможность проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.

Проведенные исследования показали, что эгалитарные и патриархальные семьи придерживаются конструктивного метода воспитания детей, т.е. не занижают уровень требований к ребенку, воспитывают его самостоятельным и ответственным человеком, с оптимизмом смотрят в будущее. В матриархальных же семьях применяют к больному ребенку чрезмерную опеку, которая препятствует его полноценному развитию, а в дальнейшем его самореализации в жизни.

Литература и источники:

1. Пьянкова, И. В. Ярмарка научно-практических инициатив студентов / И. В. Пьянкова / Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. - УдГУ. - г. Ижевск. - 2004 г.

2. Кожанова, Н.Е. Учителя и родители

- партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожанова //Начальная школа. - 2000. -№7. - С. 33.

3. Яницкий, О.Н. Теневые отношения в современной России / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2001.

- №5. - С. 151.

4. Бережная, М.С. Психологическое консультирование семей с нарушенными эмоциональными связями / М. С. Бережная // Семья в России. - 2002. - №3.

5. Карпенкова, И. В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2.

6. Ертанова, О.И. Дети особой заботы / О. И. Ертанова, М.В. Громова // Внешкольник. - 1999. - №7 - 8.

7. Гуслова, М. Реабилитация матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / М. Гуслова // Социальное обеспечение. - 2001. - №3.

8. Васильев, Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Васильев // Социальное обеспечение. - 2001.

- №3.

9. Кузьмина, Н. Когда ребенок не такой как все / Н. Кузьмина // Няня. -2004. - №10.

10. Интеграционные аспекты обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - С. 2 - 7.

11. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова // Ярославский педагогический вестник от 09.10.2005. - С. 433.

12. Яницкий, О.Н. Теневые отношения в современной России / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. -2001. - №5. - С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.