ШШШ
Перемены жизни семьи с появлением ребенка-инвалида
О.Ю. Андриенко
В статье проводится анализ изменений функций семьи вследствие рождения ребенка с ограниченными возможностями. Проведенные в среде таких семей исследования показали, что они сталкиваются не только с материальными и медико-реабилитационными проблемами. Трудности возникают в процессе воспитания и развития больного ребенка. В ходе исследований было выявлено и то, что способы решения семейных проблем, методы воспитания детей и подготовка их к самостоятельной жизни зависят от характера семейных отношений.
The article analyzes the changes in the functioning of a family caused by the birth of a disabled child. The research shows that such families face not only financial and medical rehabilitative problems but also those connected with upbringing and education of a disabled child. It is revealed that the methods of solving family and upbringing disabled children depend greatly on the relations in the family.
H а фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья, воспитывающая больного ребенка, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны [1].
Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними.
Обычно социологи выделяют три типа семейных отношений: патриархальный, матриархальный и эгалитарный.
Патриархальный тип семьи представляет собой необычайно устойчивый тип семей-
ных отношений. К ним относятся, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. Так как патриархальные семьи характеризуются устойчивыми отношениями, то рождение больного ребенка никак не влияет на семейные отношения в се-
Андриенко Олеся Юрьевна - аспирант Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск)
мье. Авторитет главы семьи остается, непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось и находится только в его руках. Большинство патриархальных семей (69%) отметило, что рождение больного ребенка никак не повлияло на внутрисемейные отношения. Только у 8% семей ребенок поспособствовал сплочению семьи.
Матриархальные семьи, как правило, авторитарные, представляющие собой семью с авторитарным женским стилем управления. Авторитет супруги непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи находится только в ее руках. С рождением
100%
его содержания и воспитания. Но так как в этой семье существует равенство между супругами, то зачастую родители не могут договориться между собой, не идут на уступки друг другу. Такая ситуация привела 33% опрошенных семей к распаду. Большинство эгалитарных семей (67%) ответили, что больной ребенок не являлся причиной развода, но и не поспособствовал сплочению семьи.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует от родителей особого внимания. В детском возрасте инвалидность можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболевани-
Жена
■ Оба супруга поровну
□ Родственники
Эгал. Патр. Матр.
Рис. 1. Кто в Вашей семье больше времени уделяет больному ребенку?
ребенка-инвалида семья сталкивается с медицинскими, экономическими и соци-ально-психологическими проблемами, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Решение этих проблем требует участия не только женщины, но и мужчины. Супруг оказывается не готовым к такой ситуации, и он оставляет семью, уходит от навалившихся проблем. Так 50% матриархальных семей отметили, что именно рождение больного ребенка повлияло на распад семьи. Вместе с тем, имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Другая половина матриархальных семей ответила, что рождение больного ребенка поспособствовало сплочению семьи.
Эгалитарная семья основана на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. С появлением ребенка с нарушениями в развитии появляется необходимость установить некоторые договоренности по поводу
ями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
Так как в патриархальной семье отношения между супругами строятся по принципу неравенства, то супруг перекладывает всю заботу о ребенке на жену. Из опроса видно, что родственники не помогают семье. Это объясняется тем, что мужчина не хочет, чтобы родные вмешивались в его семью. У него сформированы свои взгляды на жизнь, на воспитание детей и поэтому прислушиваться к мнению родственников и решать с ними свои проблемы он не намерен. 72% патриархальных семей считают, что работу надо оставить и заниматься больным ребенком. И только 28% (в основном женщины) не хотят оставлять работу.
В эгалитарной семье, где царит равенство и гармония в отношениях между суп-
ругами, родители стараются вместе воспитывать, и заботиться о больном ребенке (51%). Но вместе с тем, 46% семей ответили, что ребенком с ограниченными возможностями занимается только мать. Эта ситуация объясняется тем, что 46% семей испытывают материальные трудности вследствие появления ребенка-инвалида, и им приходится во многом себе отказывать. Большинство эгалитарных семей (54%) живут по модели однокарьерной семьи, когда супруг зарабатывает деньги и содержит семью, а жена занимается ребенком.
Так как в матриархальной семье авторитет супруги непререкаем, то она решает все вопросы, связанные с жизненным укладом семьи. В 50% матриархальных семей мать занимается больным ребенком. Но если в патриархальных семьях муж обязывает мать сидеть с ребенком, то в матриархальной семье сама мать хочет заниматься с ребенком. 63% матриархальных семей считают, что нужно оставить работу и заниматься ребенком. Другие 12% семей ответили, что они оставили бы работу, но не имеют такую возможность.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями влечет за собой изменения в повседневной жизни семьи. Родители испытывают различные ограничения, что вполне естественно. Они уже не могут вести тот образ жизни, к которому привыкли.
В патриархальных семьях, как было изложено выше, больше всего времени с больным ребенком проводит мать (85%). Она ухаживает за ним и занимается его воспитанием. Муж остается в стороне от этих проблем, считая, что это обязанность матери. Супруг переложил все заботы и про-
блемы, связанные с больным ребенком на жену. Естественно, что при такой ситуации у матери нет ни свободного времени, ни возможности заниматься профессиональной деятельностью.
В матриархальной семье мать сама берет все заботы о больном ребенке на себя. Она ощущает ограниченность в свободном времени (51%). Все ее внимание уделено ребенку. В такой семье часто проявляется гиперопека над ребенком. Мать все время находится рядом, считая, что без нее ребенок не справится. У таких женщин нет времени на личную жизнь. Они готовы себе во многом отказать ради своего больного ребенка. 12% матерей хотели бы оставить работу и постоянно находиться с ребенком, но не могут, так как именно матери несут ответственность за материальное обеспечение семьи.
Эгалитарная семья в меньшей мере испытывает ограничение в чем-либо. Это объясняется тем, что в такой семье существуют равноправные отношения. Родители распределяют между собой обязанности, а также не перекладывают ответственность за воспитание детей на одного из родителей. Тем самым в такой семье оба родителя равномерно участвуют в жизни семьи, что позволяет им не испытывать больших ограничений в повседневной жизни.
Восприятие семьей ребенка-инвалида определяется, в основном, доминирующими в обществе представлениями об инвалидности, а также специфике непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными
еор/а|Т-^
50Р/<г'~"—--'^И-"И
4СР/<г'"~—"-—
^ Я И Ж]
10%' —Н г--—
■ оз. время
■ профдеяг. □ лтая жизнь
Этап
Пвпр.
Матр.
Рис. 2. В чем Вы больше всего испытываете ограничения, связанные с наличием
ребенка-инвалида в семье?
возможностями выступает нормализация межличностных отношений в ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми. Родительское отношение определяется как система разнообразия чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности его поступков [2]. Детско-родительс-кие отношения в семьях нетипичных детей представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность процессов социальной интеграции и адаптации, социализации нетипичного ребенка напрямую зависит от адекватного родительского (прежде всего материнского) отношения к нему. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования, санкции, запросы [3]. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.
Большинство матриархальных семей (75%) строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки - "ребенок-кумир" - с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм [4].
Подавляющие большинство эгалитарных (92%) и патриархальных семей (88%) придерживаются конструктивного поведения к состоянию ребенка, наличия патологии у него не становится причиной неврозопо-
добных, депрессивных состояний у членов семьи; уровень требований и контроля не является заниженным или завышенным в связи с имеющейся проблемой; внимание семьи обращено не на проблему, а на ребенка, потребности его развития (духовные в том числе), пути их осуществления в данной ситуации; болезнь ребенка воспринимается не как препятствие и ограничение, а как новое условие и другие возможности по сравнению с ожидаемыми и общепринятыми [5]. Несмотря на различные ограничения, которые испытывает ребенок 57% патриархальных и 69% эгалитарных семей стремятся, чтобы их ребенок рос самостоятельным человеком.
Патриархальные и эгалитарные семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме своего ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а всеми силами пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение на пути личностного развития ребенка.
Патриархальные и матриархальные семьи с оптимизмом смотрят в будущее, на перспективы социализации своих детей. Даже в том случае, если по объективным причинам их возможности после продолжительного медико-педагогического реабилитационного процесса не сравнялись с возможностями здоровых сверстников, эти семьи находят ту социальную нишу, в которой ребенок может успешно социализироваться, в том числе и в профессиональном направлении. 58% патриархальных и 84% эгалитарных семей уверены, что их ребенок сможет работать.
В матриархальных семьях родители (в основном мать) пытаются самореализоваться через изощренную заботу о ребенке («эгоальтруистическая» семья), где главная жизненная ценность — психологическая близость, привязанность к ребенку, подобные отношения выливаются в его эмоциональную эксплуатацию.
В 88% матриархальных семьей отношения с ребенком более тесные, эмоционально доверительные. В основном мать полностью растворяется в ребенке. Живя только ради ребенка, только его интересами, его потребностями, родители (матери) пытаются таким образом компенсировать свои личные проблемы, самореализоваться в заботе
100%
Рис. 3. Как бы Вы могли охарактеризовать Ваши отношения с ребенком в семье?
о его здоровье и избавиться от тягостного одиночества, чувства вины и стыда. При
этом они не осознают своего потребительского отношения к ребенку. Болезнь превращается в некий культ, отличающий ребенка от других нормальных, обыкновенных детей; обстоятельство, делающее малопривлекательным ребенка для других людей, тем самым особенно подчеркивает самоотверженность и «бескорыстную» любовь родителей. И хотя его активно лечат (51%), активно развивают, занимаются ребенком дома (38%) (родители нередко хотят быть образцовыми воспитателями), болезнь становится необходимым компонентом детско-родительских отношений, под-
70%1
60%-50%
ка виктимологически привлекательным.
В качестве компенсации испытаний и переживаний, выпавших на долю ребенка, родители не жалеют средств, чтобы скрасить его существование. И такую позицию занимают не только материально обеспеченные семьи, но и семьи с более чем скромным достатком. В этом случае приходится наблюдать явный контраст в обилии и стоимости игрушек, одежды ребенка с обстановкой в доме, качеством жилья, личными вещами других членов семьи [7].
Дабы оградить себя от стрессовых ситуаций, семья искусственно урезает как собственную активность и круг общения, так
I Развиваем
самостоятельность у ребенка I Общение с другими детьми
□ Применяем постоянную опеку
Этап. Патр. Матр.
Рис. 4. На что Вы больше внимания обращаете при воспитании своего ребенка?
и активность ребенка. Например, родите-
черкивая значимость усилии, затраченных родителями [6].
Таким образом, происходят нарушения в детско-родительских отношениях матриархальных семей. Кроме этого, следует отметить еще ряд неблагоприятных тенденций, ведущих к нарушениям эмоционально-волевой сферы ребенка, поведенческим отклонениям, что наряду с неразвитыми коммуникационными навыками (у 75% детей из матриархальных семей отсутствует общение со сверстниками) делает ребен-
ли долго не придают огласке факт болезни, выход «в свет» оттягивается, насколько это возможно. В результате дети из этих семей не ходят в детский сад, даже если позволяет физическое состояние, идут в школу позже своих сверстников, хотя это не всегда обусловлено задержкой развития. Родители игнорируют ту простую истину, что общение детей между собой надо поощрять, что мир и ссора учат жить в коллективе, стимулируют ум ребенка, разви-
вают личную инициативу, чувство соревновательности, общительность, желание быть первым [8].
Проведенный опрос показал, что только 25% матриархальных семей развивают коммуникативные функции у ребенка, стараются, чтобы он общался с другими детьми. Вследствие этого ребенок общается только с родителями, в большинстве случаев, с матерью (62%). Ребенок, не имеющий опыта общения со сверстниками и с другими людьми, кроме своих родителей (и, например, бабушки), не знает способов самоутверждения, завоевания авторитета у сверстников, не имеет адекватной самооценки, что как раз и приводит к тому неприятию сверстниками, которого более всего и опасаются родители. Беспокоясь о возможных травмирующих ситуациях в жизни ребенка, родители забывают о том, что для его успешного развития необходимо разнообразное окружение. Естественно, познание мира таит в себе массу конфликтов и кризисных ситуаций. Но именно этими конфликтами разумное воспитание может самым благотворным образом воспользоваться в интересах нравственного развития ребенка, между тем как неразумное воспитание именно здесь наиболее явно терпит крушение и очень легко приносит на самой ранней стадии такой вред, который потом почти невозможно исправить [9].
Таким образом, в 88% матриархальных семьей проявляется гиперопекающее отношение к ребенку и его болезни, сочетающееся с нарушениями детско-родительс-ких коммуникаций, которое препятствует процессу реабилитации, ведет к появлению поведенческих отклонений. Подобное отношение (негативизм, игнорирование, акцентуация) предопределяется не только и не столько объективной тяжестью патоло-
гии ребенка, реабилитационным прогнозом, индивидуальными особенностями родителей, но и имеющимися представлениями об этой проблеме, уже достигнутыми положительными результатами, а также уровнем социальной поддержки.
Ощутимой критической точкой процесса развития может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии обучаться в школе с традиционной образовательной концепцией, а нуждается в специальной программе. Этот период также может быть стрессовым для других детей в семье, поскольку их одноклассники будут узнавать о брате или сестре с ограниченными возможностями. В это время семья чаще начинает общаться с другими людьми, поскольку ребенок-инвалид начинает выходить за границы семейной системы. Наконец, в этот период родители достаточно четко начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по определенному образованию и профессиональной карьере для их ребенка [10].
Образование дает много возможностей как ребенку, так и родителям. Ребенок приобретает знания и навыки, развивается его уверенность и чувство независимости. Родители получают необходимую передышку. Когда период обучения завершен, семье предстоит принять решение. Необнадеживающая перспектива занятости инвалидов и неадекватные социальные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор возможных альтернатив. Этот период является особенно стрессогенным, поскольку ограниченный спектр вариантов будущей жизни ребенка вызывает глубокую озабоченность и тревогу родителей.
Видно, что в матриархальных семьях присутствует больше неуверенности о бу-
80% 60% 40% 20%
0%+-
1
А - 1
1Ш II
■74 и!
■ В обычных или сравнительно легких условиях труда
■ В специально
созданных условиях труда
□ Устроиться на работу будет трудно
□ Не будет работать
Эгал. Патр. Матр.
Рис. 5. Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребенок работать в будущем?
дущем своего больного ребенка, чем в патриархальных и эгалитарных семьях. 62% матриархальных семей считают, что их опека продлится всю жизнь. Они неуверенны в том, что их ребенок сможет стать независимым, материально обеспеченным и уважаемым в обществе человеком.
Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы.
Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества [11]. Более чем в 80% семей дети страдают снижением способности передвигаться.
Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит оттого, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от общества со-циально-демографической группой.
Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано то, что многие молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любую самостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. 75% матриархальных семей уверены, что их ребенок не будет самостоятелен, и ему всегда будет нужна помощь и забота. При этом 62% родителей желали бы, чтобы их ребенок работал для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Остальные матриархальные семьи считают, что и их
ребенок с ограниченными возможностями сможет работать или в обычных условиях труда (38%), или в специально созданных условиях труда (13%).
Большинство патриархальных (56%) и эгалитарных (84%) семей придерживаются противоположного взгляда на будущее своего ребенка с ограниченными возможностями. Прежде всего, эти семьи стремятся, чтобы их ребенок прошел успешную социализацию. Патриархальные семьи считают, что их ребенок сможет работать в обычных условиях труда (28%) или на работе со сравнительно легкими условиями труда (28%). Эгалитарные семьи, в отличие от патриархальных и матриархальных семей, рассматривают разнообразные способы работы для своего ребенка, который имеет различные ограничения: 23% семей считают, что их ребенок сможет работать в обычных условиях; 15% семей рассматривают работу для своего ребенка со сравнительно легкими условиями труда; 31% семей считают, что их ребенок сможет работать только при наличии специально созданных условий; 8% семей думают о надомной работе для своего ребенка.
В связи с рождением ребенка с ограниченными возможностями семьи сталкиваются с различными проблемами и трудностями, которые меняют их образ жизни. В первую очередь, родители отметили, что самой острой проблемой для них является определение точного диагноза своему ребенку. Узнав диагноз ребенка, родители находятся в некотором замешательстве и беспокойстве. Большинство никогда не слышали о такой болезни и не знают о способах ее лечения. Семьи, имеющие больного ребенка, испытывают и материальные трудности. Это объясняется тем, что родителям приходится постоянно лечить ребенка. На материальное положение семьи влияет и то, что мать вынуждена оставить работу, так как больной ребенок требует постоянного ухода. В связи с тем, что ребенок требует постоянного внимания, родители испытывают различные ограничения в повседневной жизни. Патриархальные и матриархальные семьи больше всего испытывают ограничения в свободном времени.
патриархальные семьи отметили, что ощущают ограничения в профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что в большинстве случаев только мать
занимается ребенком, и у нее нет времени на реализацию своих профессиональных возможностей. Эгалитарные же семьи особых ограничений не испытывают, так как родные и близкие регулярно помогают им в уходе за больным ребенком. Появление больного ребенка в семье повлияло и на отношение к воспитанию. Патриархальные и эгалитарные семьи стремятся, чтобы их ребенок вырос самостоятельным и независимым человеком, поэтому развивают в нем чувство самостоятельности, уверенности в собственных силах. В матриархальных же семьях применяют гиперопеку, которая развивает в ребенке неуверенность в себе, несамостоятельность. В связи с этим социализация ребенка в матриархальных семьях протекает медленнее и труднее, чем в патриархальных и эгалитарных семьях. Большинство матриархальных семей считают, что их ребенок не будет самостоятелен, не сможет устроиться на работу и будет нуждаться в опеке всю жизнь.
Таким образом, анализ исследования проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями показал, что они сталкиваются не только с материальными и медико-реабилитационными проблемами, но и с проблемами, связанными с воспитанием больного ребенка. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования, санкции, запросы [12]. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможность проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.
Проведенные исследования показали, что эгалитарные и патриархальные семьи придерживаются конструктивного метода воспитания детей, т.е. не занижают уровень требований к ребенку, воспитывают его самостоятельным и ответственным человеком, с оптимизмом смотрят в будущее. В матриархальных же семьях применяют к больному ребенку чрезмерную опеку, которая препятствует его полноценному развитию, а в дальнейшем его самореализации в жизни.
Литература и источники:
1. Пьянкова, И. В. Ярмарка научно-практических инициатив студентов / И. В. Пьянкова / Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. - УдГУ. - г. Ижевск. - 2004 г.
2. Кожанова, Н.Е. Учителя и родители
- партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожанова //Начальная школа. - 2000. -№7. - С. 33.
3. Яницкий, О.Н. Теневые отношения в современной России / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2001.
- №5. - С. 151.
4. Бережная, М.С. Психологическое консультирование семей с нарушенными эмоциональными связями / М. С. Бережная // Семья в России. - 2002. - №3.
5. Карпенкова, И. В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2.
6. Ертанова, О.И. Дети особой заботы / О. И. Ертанова, М.В. Громова // Внешкольник. - 1999. - №7 - 8.
7. Гуслова, М. Реабилитация матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / М. Гуслова // Социальное обеспечение. - 2001. - №3.
8. Васильев, Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Васильев // Социальное обеспечение. - 2001.
- №3.
9. Кузьмина, Н. Когда ребенок не такой как все / Н. Кузьмина // Няня. -2004. - №10.
10. Интеграционные аспекты обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - С. 2 - 7.
11. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И.Ю. Ветрова // Ярославский педагогический вестник от 09.10.2005. - С. 433.
12. Яницкий, О.Н. Теневые отношения в современной России / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. -2001. - №5. - С. 151.