МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
производства), Кемеровская - 18,6 тыс. т, Новосибирская - 36,0 т., Омская - 4,0 тыс. т и Томская - 450 т области. В 2014 году общий объем производства бумаги и картона в СФО снизился на 14,5 % к уровню 2013 года. При этом в большинстве регионов округа, являющихся основными производителями бумаги и картона (объем производства выше 0,1% общероссийского объема), производство увеличилось или незначительно изменилось к уровню 2013 года (Алтайский край - 94,7%, а республика Бурятия - 119,9 %). Только в Красноярском крае выпуск бумаги и картона в 2014 году был практически прекращен (35 т в 2014 г. против 70811 т в 2013 г.).
Начиная с 2013 года, ежегодные объемы импорта бумаги и картона в СФО начали снижаться - 15,2 тыс. т или 96 % к уровню предыдущего года, а в 2014 году эти показатели составили 12,7 тыс. т, или 83 %. Всего за три последних года в СФО было импортировано 43,8 тыс. т бумаги и картона, что составило 0,7 % российского импорта. Основным потребителем импортных бумаги и картона в этот период была Новосибирская область 34,3 тыс. т (0,55 % российского импорта). Однако следует отметить. что в этом регионе объем импорта, по данным ФТС России, неуклонно снижался (с 13,2 тыс. т в 2012 году до 9,5 тыс. т в 2014 г). В остальных регионах СФО потребление импортной бумаги и картона на порядок ниже, чем в Новосибирской области.
По данным ФТС России, в ДВФО потребление импортных бумаги и картона неуклонно росло вплоть до 2013 года и в 2013 году достигло 62,1 тыс. т. В 2014 году произошло некоторое снижение (на 6,2 %) объема импорта 58,2 тыс. т. Таким образом, ДВФО за три последних года импортировано 179,4 тыс. т бумаги и картона (2,9 % российского импорта). Основным импортером округа (84,5 %окружного импорта) является Приморский край 151,6 тыс. т (2,4 % российского импорта) за последние три года. Такое положение дел свидетельствует о наличии условий для налаживания на территории округа производства бумаги и картона для импортозамещения этого вида товара. Однако следует отметить, что для достижения этой цели производимый в округе товар должен удовлетворять потребителей по качеству. В связи с резким ослаблением рубля появилась реальная возможность конкурировать с китайскими аналогами по цене. Однако, до настоящего времени в отрасли не отмечена инвестиционная активность в создание новых современных производств как в целом по глубокой переработке древесины, так и по производству бумаги и картона.
Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ: № 13-02-00093 «Стимулы и антистимулы для повышения эффективности использования лесных ресурсов в условиях приграничного региона ».
Список используемой литературы:
1. Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов в Российской Федерации.Леса и лесные ресурсы Российской Федерации \\ http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/77/Lpdf.
2. Колесникова А.В. Анализ эффективности экспортно-тарифной политики в лесном секторе России в среднесрочном периоде // Экономика природопользования. - 2013. .- выпуск №5. - С. 106-118.
© А.В. Колесникова, 2015
УДК 644.6
Комиссарова Анна Олеговна
КРАГСиУ, студент, г.Сыктывкар, РФ e-mail: [email protected]
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
Аннотация
Представлено и описано понятие перекрестного субсидирования в сфере водоснабжения и водоотведения. Определено и сформулировано, из чего складывается тариф, предельный индекс.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Водоснабжение; водоотведение; перекрестное субсидирование; тариф; предельный индекс.
Мало кто из обычных жителей нашей страны знает или хотя бы имеет небольшое представление, что такое перекрестное субсидирование.
В настоящем обзоре рассмотрим, что это есть такое - перекрестное субсидирование (далее ПС).
ПС - ценовая дискриминация, при которой для одних из покупателей устанавливается цена выше предельных издержек, а для других - цена ниже предельных издержек, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам [4].
То есть, говоря простым языком, ПС - это установление различной цены на товар, услугу и др. в зависимости от категории потребителей.
Как, зачем и почему это происходит? Посмотрим, как работает это «явление» в сфере водоснабжение и водоотведения.
По мнению Познера «...перекрестное субсидирование возможно в условиях монополии, так как «обложенные данью» потребители не могут перейти к альтернативному поставщику с более низкими ценами.» [7].
Наверно, так и есть. Например, в небольшом муниципальном образовании работает и обслуживает, скорей всего, одна (возможно две) ресурсоснабжающая организация, являющаяся монополистом в сфере предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению.
Устанавливаются цены, «удобные» этой компании. Конечно, в пределах, разрешенных федеральным и региональным законодательством посредством предельных индексов, но максимально возможные.
Не все население имеет возможность оплачивать полную, реальную стоимость предоставляемых государством товаров и услуг. Поэтому существует такое понятие как «субсидирование».
Финансовая нагрузка по субсидированию населения перекладывается на промышленность и малый бизнес, иногда - на органы местного самоуправления, которые «доплачивают» за население недополученные расходы поставщиков услуг.
Поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на одном уровне для всех потребителей, отнесенных к категории «население», состоятельные граждане получают «льготу» от перекрестного субсидирования больше по сравнению с малообеспеченными гражданами.
Посмотрим, из чего складывается тариф. Размер тарифа определяется, в первую очередь, себестоимостью услуги, то есть затратами поставщика услуг на:
- строительство, ремонт, амортизацию, развитие всей необходимой инфраструктуры и сетей;
- топливо;
- покупную электрическую и тепловую энергию (мощность);
- сырье и материалы;
- оплату труда и отчисления на социальные нужды работников компании -поставщика.
Помимо самого тарифа в цене на услугу (товар) имеется такая составляющая, как «предельный индекс». Что это?
Предельные индексы изменения тарифов - это минимальный и (или) максимальный процент повышения суммарного платежа за коммунальные услуги в текущем году (по сравнению с годом предыдущим), устанавливаемый Федеральной службой по тарифам. Это условный "потолок", выраженный в процентах от текущего платежа, для платежа в следующем году [7].
Например, максимальная величина роста тарифа в Республике Коми в 11,2 % на период с 1.07-31.12 2015 г. означает, что суммарный платеж за коммунальные услуги в этот период не должен превышать платеж более, чем на 11,2 % [2].
Это означает, что, если в связи с повышением тарифа на воду суммарный платеж увеличился на 10% (при максимальном индексе в 20%), а тарифа на тепло - еще на 5%, то рост тарифа на электричество (или любую иную услуг) не должен привести к увеличению суммарного платежа более, чем еще на 5%.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Такие индексы рассчитываются индивидуально в среднем по каждому субъекту РФ, далее - для каждого муниципального образования.
Важно понимать, что предельные индексы не ограничивают рост платежей за ЖКУ, обусловленный отменой (или сокращением) льгот и субсидий.
Перекрестное субсидирование, в данном случае, - это модель расчета тарифов (на воду, свет, тепло, газ и канализацию), в рамках которой основное платежное "бремя" (за счет более высоких тарифов) ложится на организации, в то время как жители обеспечиваются водой, теплом и другими услугами по заниженным ценам. Таким образом, различные учреждения или органы власти фактически "субсидируют" население в сфере коммунальные услуги.
Такая модель "распределения" реальной стоимости услуг между организациями и жителями официально отменена Постановлением Правительства РФ № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов».
Это означает, что мы постепенно переходим к единой системе тарификации, согласно которой разница в платежах обуславливается объемом потребляемых услуг, а не их ценой.
Отказ от практики перекрестного субсидирования осуществляется поэтапно, чтобы избежать резкого роста тарифов на необходимые услуги [7].
При этом для малообеспеченных семей и одиноких жителей предусмотрена адресная социальная помощь (субсидии), позволяющая им оплачивать коммунальные услуги по общим расценкам.
Право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют граждане, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и размера региональных стандартов стоимости ЖКУ, превышают 22 % от совокупного дохода семьи.
Согласно ст. 159 Жилищного Кодекса субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представляются из регионального бюджета.
На региональном уровне (Республика Коми) Минпромэнерго России заключило трехстороннее соглашение с ФСТ и Республикой Коми о ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования.
Аналогичные соглашения, предусматривающие ежегодное выделение субсидий из федерального бюджета в рамках поэтапного доведение цен (тарифов) до экономически обоснованного уровня подписаны и другими регионами России [6].
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 г. "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
2. Приказ ФСТ России № 228-э/4 от 11.10.2014 г. «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год».
3. Указ Главы Республики Коми № 44/1 от 30.04.2014 г. «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Коми».
4. Словари и энциклопедии. - URL: http:// dic.academic.ru.
5. О прозрачной воде и прозрачной экономике. - URL: http:// kvnews.ru.
6. Информационное агенство. - URL: http://www.komiinform.ru.
7. Эта информация может быть вам полезна. - URL: http://www.reformagkh05.ru.
© А О. Комиссарова, 2015