Научная статья на тему 'Переходный период позднесредневековой Англии в общественной мысли страны XV века'

Переходный период позднесредневековой Англии в общественной мысли страны XV века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / CONVERSION EPOCH / SOCIETY AND AUTHORITY / HISTORY AND MEMORY / IDEALS AND VALUES OF SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотов В. И.

Рассматривается восприятие представителями элиты перемен в общественно-политическом развитии королевства на фоне потрясений и нестабильности бурного столетия Англии. Размышления автора анонимного трактата направлены на переосмысление возможностей, целей и смыслов развития государства в условиях внутриполитического кризиса. Автор трактата, обращаясь к былым славным временам, фактически предлагает коренной пересмотр, прежде всего, внешнеполитических целей монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION PERIOD OF LATERMEDIEVAL ENGLAND OF XV CENTURY KINGDOM'S PUBLIC THOUGHT

The paper analyses mean changes of public and political development of English state in context XV century unstability. Author's anonimal tract refl exions were directed towards replaying chances, objects and senses development of monarchy under the terms internal political crisis. Factually author's attitude offers radical rearrange external political objects of England at fi rst.

Текст научной работы на тему «Переходный период позднесредневековой Англии в общественной мысли страны XV века»

ИСТОРИЯ

В.И. ЗОЛОТОВ

доктор исторических наук, профессор кафедры

всеобщей истории Брянского государственного

университета

E-mail: ta-nic@yandex.ru

Тел. (4832) 41 24 51

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ СТРАНЫ XV ВЕКА

Рассматривается восприятие представителями элиты перемен в общественно-политическом развитии королевства на фоне потрясений и нестабильности бурного столетия Англии. Размышления автора анонимного трактата направлены на переосмысление возможностей, целей и смыслов развития государства в условиях внутриполитического кризиса. Автор трактата, обращаясь к былым славным временам, фактически предлагает коренной пересмотр, прежде всего, внешнеполитических целей монархии.

Ключевые слова: переходный период, общество и власть, историческая память, идеалы и ценности общественно-политического развития.

В XV веке английское королевство переживало сложную эпоху. Названное столетие - время неспокойное, отмеченное рядом потрясений в истории английского государства и общества. Социальнополитический кризис, известный под названием «войн роз», - только одно из кризисных проявлений, наиболее впечатляющий. Но ему предшествовал кризис сословно-представительной системы управления, поражение в Столетней войне, внутриполитическая борьба магнатских группировок в окружении слабого монарха Генриха VI.

Однако, если принять характеристику кризиса как тяжёлого переходного состояния, мы вправе говорить о возможности признавать данное столетие как и переходное время. То, что в королевстве шёл напряжённый поиск новых смыслов, идеалов и ценностей общественно-политического развития, несомненно. Другое дело, насколько действенными были эти поиски. Мы можем говорить о стремлении найти созвучный времени баланс отношений государства и общества. В трактате «Три условия, истинно необходимые для лучшего управления» [8] эта дихотомия звучит довольно настойчиво, правда, в ней немало и политической конъюнктуры. Учение Джона Фортескью отражает поиски оптимальной модели государственно-политического управления в условиях дискредитации парламентской системы в стране. Знаменитый правовед говорит о компетентном, эффективном королевском Совете, вход в который доступен лишь толковым, мудрым советникам [6]. В общественных настроениях начинает звучать вопрос, насколько следовать во всём «капризам короля», его династическим притязаниям [5, с. 99, 190, 201]. По сути, речь идёт о новых взглядах на королевскую власть, в частности, её статус

и функции. Если раньше сакральность фигуры монарха не ставилась под сомнение, то сейчас о нём говорят скорее как о партнёре общества и, таким образом, о новой роли общества.

Очевидно, мы можем говорить о том, что переходный период и время кризиса темпорально и существом ряда процессов трансформации так или иначе совпадают. Другое дело, что последнее заметнее, ощутимее затрагивает интересы всех слоёв общества. Внутри- и внешнеполитический кризисы сопровождали процессы развития английского общества в XV веке.

В условиях нестабильности и потери привычных ориентиров тема памяти былой славы и благополучия в обществе устремляет взоры людей назад. С особой силой она проявляется в качестве реакции на чувство недавней утраты и поэтому чрезвычайно характерна для обществ, переживающих быстрые перемены. В ностальгическом ключе прошлое не просто консервируется. Прошлое, как правило, изображают в наиболее привлекательном виде. Оно как бы разыгрывается вновь и вновь, актуализируя наследие прошлого.

Арраское соглашение 1435 года, по которому Англия потеряла своего бургундского союзника в войне с Францией, вкупе с внутренними неурядицами, перед лицом неизбежных потерь и потрясений, в немалой степени дало импульс к поискам новых идей и смыслов в обществе[1, с. 214 ]. Через год после Арраса увидела свет «Маленькая книжечка об английской политике» [7]. Анонимный трактат, созданный, очевидно, одним из представителей королевского окружения [см. 2], интересен настроениями и размышлениями, рождёнными военно-политической катастрофой в

© В.И. Золотов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Аррасе. Произведение достаточно сложно по структуре, поднимает в основном проблемы внешнеполитических забот, в том числе на фоне торгового соперничества с Фландрией [см. 3]. Однако последняя тема - только повод для переосмысления возможностей, целей и смыслов развития королевства в условиях внутриполитического кризиса.

Одиннадцатая глава сочинения, одна из самых больших, призывает восстановить былую славу королевства как военной державы и прежде всего на море. Автор предлагает читателю широкую ретроспекцию времени короля Эдгара (X в.), Эдуарда III из XIV века и Генриха V, отца нынешнего короля Англии. При короле Эдгаре было достигнуто военное превосходство в борьбе с норманнами, что обеспечило его мирное правление. К тому же он оказался неплохим администратором, значительно улучшил систему местного управления, плодотворно сотрудничал с церковью. Эдуард III успешно начал Столетнюю войну, захватил Кале. Генрих V блестяще возобновил её, одержав победы и на море.

Память о правлении этих монархов нужна автору, чтобы, прежде всего, напомнить англичанам о былой славе страны.

Опять и опять я утверждаю, что было так в старину,

О которой хроника нам честно расскажет,

И необычно прошлое это [7, И. 864-866]. Неявно автор противопоставляет те времена времени слабого правления Генриха VI и об Эдгаре говорит как одном из «наиболее изумительных правителей живущих», не скупится в его адрес на эпитеты «умный», «благороднейший», «благодетельный», он удачлив и милостив более, чем его предшественники, почти святой. «Из английских королей не было такого англичанами восхваляемого, / не менее поминаемого, / чем был Кир для Персии могущественный; / И как великий Карл был таковым для Франции, / и для Рима был великий Ромул. / Таковым для Англии был этот славный Эдгар» [ 7,11. 868-881].

Автор трактата высоко его оценивает, во-первых, как справедливого правителя, он суров к тем чиновникам на местах, кто замечен в вымогательствах и произволе, кто не соблюдает его законов и предписаний [ 7,11. 890-910]. Известен и славен был также он тем, что обладал «большими и вместительными» кораблями, «полными величия и могущие ходить в любом море». Хроника говорила, замечает автор, что «эти корабли полны неистовства» и «Такие свершения продолжили королевские победы»[7, 11. 916-921].

... радостно было видеть Такой флот и его величество...

Плывя под парусами и на вёслах идя вокруг всего королевства,

Так царствовал на острове Англии.

Внушая для всех чужестранцев тревогу и страх [7, 11. 930-931, 933-935].

Эдуарда III автор славит за взятие Кале, когда монарх организовал блестящую (гоуаіі) осаду, / «И город взял, а самое главное / Море обрёл и властителем стал <...> В его времена не было флота на море, / Который мог бы бросить вызов ему. / Битву у Слейса повторить мы могли хоть ежедневно / <...> Ибо, если имеем хозяина моря, с королём победа всегда» [7, 11. 998- 1000, 1002, 1004, 1009].

Огромной заслугой Генриха V, отца правящего короля, автор называет строительство трёх больших кораблей, «которые превосходили другие ко -рабли все вместе» [7, 1. 1013] - «Троица», «Великий боже», «Святой дух» и другие, которые, замечает трактат, сейчас потеряны [7,1. 1015].

Эти суда, как и другие, смогли помочь ему «стать правителем моря вокруг». Отец нынешнего короля в своей отваге, мудрости и расчётливости, находчивости, интуиции, дерзости, стойкости, справедливости, решительности на грани риска, благородстве и достоинстве, учёности, набожности был подобен Эдгару и упомянутому Эдуарду [7, 11. 1035-1043], «ибо в море вокруг / Не было лучше правителя по силе и энергии. / И если бы жил он сейчас, / Именно ему не было равных [7, 11. 10521055] . <...> Нет сомнения в том, что в своих планах он должен был быть / Властителем и хозяином моря вокруг, / И надёжно его охранять, наших врагов поставить на место, / И вести нас к победе <...>/ Чтобы никто без воли его не решался по морю ходить» [7,11. 1059-1063].

Идеализация этих фигур - неотъемлемая часть образов и построений памяти в трактате, особенно это относится к мифам, связанным с именем Эдгара. Однако скорее не его морская слава, а стабильность правления, мирное время после побед над норманнами, становление Британии Англией привлекает внимание автора. Чем дальше вглубь прошлого, тем более легендарным выглядит англосаксонский король. Семь валлийских и шотландских королей взошли на борт его корабля для участия в благочестивом плавании, и Эдгар встал у руля. Рассказ, вероятно, неправдоподобный, но несомненное подтверждение его гегемонии в Англии. Вспоминая Эдуарда III, автор утверждает, что живы ещё те, кто был современником его военных побед, что придаёт ещё большую достоверность рассказу о тех славных временах. После блестящего возобновления войны в 1415 году на фоне поражений уже после его смерти фигура Генриха V выглядит вели-

ИСТОРИЯ

чественно и величаво.

Потрясения 30-х годов неизбежно рождают у отдельных представителей правящей элиты Англии осознание, признание необходимости каких-то перемен в жизни государства. Автор трактата не знает новых рецептов изменения внутриполитической ситуации. Иносказанием, аллегорически он воскрешает у читателя образы сильных, авторитетных правителей. В Англии необходимо сплочение власти, только тогда будет восстановлена былая морская мощь королевства. Морское могущество приведёт к процветанию страны и подданных.

Автор воздерживается от определённо выраженного мнения о войне на материке. Однако его видение перспектив страны раскрывается в девятой главе, где он ведёт рассказ об Ирландии. Автор сетует, что монархия мало внимания уделяет внимания этому острову с его огромными ресурсами. Земля его плодородна, леса полны дичи, горы серебряных руд. Англия должна озаботиться

Охраной Ирландии, чтобы её не утратить,

Так как это опора и форт,

Англии граница с Уэльсом [7,11. 700-702]. Далее, с определённой долей преувеличения (этот приём присущ автору):

И как люди говорят , по всему христианскому миру Нет земли, ни страны Ирландии равной, Ни размером, добром, изобильем, богатством [7,11. 741-743]. После высокой оценки Ирландии, её ресурсов и стратегического значения следует главное. Один человек говорил мне недавно,

Большого достоинства лорд,

Что траты во Франции в течение года, Достаточны, чтоб землю Ирландии нам подчинить

(И если Англия не может позволить Этих расходов в течение года,

Лучше их разложить на три иль четыре) [ 7, 11. 762-769]. Невольное признание того, что ресурсы Ирландии превосходят выгоды французской войны в три-четыре раза и «В дикой Ирландии мы можем найти возмещенье» [7,1. 691], (то есть расходов на войну с Францией - В.З.).

Такие расчёты автора означают существенное переосмысление текущей ситуации для Англии. Ничего не говоря о войне во Франции, фактически автор призывает к прекращению войны на материке. Утверждается, что залог её процветания, её перспективы - на морских просторах, но не в господстве на чужой земле. Следует признать, что автор памятника сумел подняться над узко сословными интересами верхушки правящего сословия. Фактически прозвучал отказ следовать династическим интересам короны в политике страны. Автор

пытается сформулировать позицию, отвечающую перспективам общественных интересов, в том числе политических, кануна раннего нового времени.

Ностальгия автора имеет интересное продолжение с точки зрения лучшего понимания мотивов такого проекта. Прозвучавшее настроение возрождает память о славном прошлом, гордость за деяния правителей тех времён. На уровне ментальности такое состояние помогает поиску, опирающемуся на историческую память. Столкновение исторического сознания автора с потрясениями его времени рождает опыт, который не укладывается в рамки привычных исторических представлений автора и тех групп, интересы которых он выражает.

И. Рюзен [см. 4] говорит о кризисе исторической памяти, наступающем при столкновении исторического сознания с опытом. Ставятся под угрозу сложившиеся основания и принципы идентичности. Преодоление кризиса исторического сознания, если следовать типологии этого историка, в данном случае, идёт через критический кризис. Он ставит под сомнение возможность воспринимать и адекватно интерпретировать прошлый опыт, зафиксированный в исторической памяти, в соответствии с современными потребностями и задачами, которые ставят перед собой наш автор и его единомышленники. В результате происходят коренные изменения в историческом сознании, по сути, формируется его новый тип. Идёт не только процесс формирования новых смыслов общественно-политического развития. Меняются основания и принципы идентификации, а также ментальных форм сохранения исторической памяти.

Автор «Маленькой книжечки» в последних главах трактата, начав с воспоминаний о былых славных временах и правителях, фактически предлагает коренной пересмотр, прежде всего, внешнеполитических целей монархии. По сути, звучит отказ от династической составляющей войны, от договора 1420 года в Труа, рисуется новое место и роль Англии в европейской политике. В этом отношении трактат является свидетельством расставания с прежними иллюзиями и заблуждениями королевской политики, её династических смыслов, свидетельством напряжённого поиска английским обществом места Англии в европейской политике столетия.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. ГриффитсР.Э. Позднее средневековье (1290-1485).История Великобритании. Под ред. К.О. Моргана. М.: Весь мир, 2008.

2. Золотов В.И. В споре с короной: королевский чиновник и рыцарь в поисках выбора на исходе Столетней войны. Человек XV столетия: грани идентичности. / Под ред. А. А. Сванидзе и В. А. Ведюшкина. М.: ИВИ РАН, 2007.

3. Майзлиш А.А. Англо-фламандские торговые договоры начала XV века: к вопросу о модели бургундской государственности. Средние века. Вып. 68 (3). М.: Наука, 2007.

4. РюзенЙ. Утрачивая последовательность истории. Диалог со временем. № 7.М.: УРСС, 2001.

5. ФергюссонА.Б. Золотая осень английской рыцарственности. СПб.: Евразия, 2004.

6. Fortesque J. The Governance of England.Ed. C. Plummer. Oxford, 1885.

7. The Libelle of Englyshe Polycye. Ed. G. Warner. Oxford, 1926.

8. The III Consideracions Right Necesserye to the Good Governaunce of a Prince // Four English Political Tracts of the Later Medieval Ages. / Ed. J.-Ph. Genet.L., 1977.

V.I. ZOLOTOV

CONVERSION PERIOD OF LATERMEDIEVAL ENGLAND OF XV CENTURY KINGDOM'S PUBLIC THOUGHT.

The paper analyses mean changes of public and political development of English state in context XV century unstability. Author's anonimal tract reflexions were directed towards replaying chances, objects and senses development of monarchy under the terms internal political crisis. Factually author's attitude offers radical rearrange external political objects of England at first.

Key words: conversion epoch, society and authority, history and memory, ideals and values of social and political development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.