Научная статья на тему 'ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. КУДА РОЕТ "КРОТ ИСТОРИИ"?'

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. КУДА РОЕТ "КРОТ ИСТОРИИ"? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЙ РАЗУМ / МИРОВОЙ ДУХ / МИРОПОРЯДОК / ПЛАНЕТА / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НООСФЕРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борзова Елена Петровна

В статье рассматривается современное состояние мировой культуры с философской точки зрения. Оно представляет собой внешнюю форму глобального исторического процесса, который является расставанием с изжившими себя формами семьи, общества и государства. Мировой дух, наделенный объективным разумом, как внутренним стержнем истории существования природы и человечества, прокладывает себе путь через внешние исторические формы бытия. Именно так один способ жизни духа меняется на другой, более истинный, и в этом смысл процесса его развития на планете. Объективный разум как «крот истории роет» ей проход по виткам планетарной спирали вверх: геосфера, биосфера, техносфера, цифросфера, ноосфера (мир разума и духовных ценностей). Период оформления ноосферы как порождения новой формы закономерно происходит в муках преодоления жестокого духовного кризиса, и мир сегодня предстал перед нами как международное военнофинансово-интеллектуальное «чудовище».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITIONAL PERIOD OF WORLD CULTURE. WHAT DIRECTION IS THE "MOLE OF HISTORY" DIGGING?

The article examines the current state of world culture from a philosophical perspective. It represents the external form of the global historical process, which is the parting with the outmoded forms of family, society and state. The world spirit, endowed with objective reason as the inner core of the history of existence of nature and humanity, makes its way through the external historical forms of being. This is how one way of life of the spirit changes into another, more true, and this is the meaning of the process of its development on the planet. Objective mind as a «mole of history digs» its way through the coils of the planetary spiral upwards: geosphere, biosphere, technosphere, digisphere, noosphere (the world of reason and spiritual values). The period of formation of the noosphere as the generation of a new form naturally occurs in the throes of overcoming the brutal spiritual crisis, and the world today appeared before us as an international military-financial-intellectual «monster».

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. КУДА РОЕТ "КРОТ ИСТОРИИ"?»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

DOI 10.25991ZVRHGA.2022A2.001 УДК 1 (091)

Е. П. Борзова*

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. КУДА РОЕТ «КРОТ ИСТОРИИ»?

В статье рассматривается современное состояние мировой культуры с философской точки зрения. Оно представляет собой внешнюю форму глобального исторического процесса, который является расставанием с изжившими себя формами семьи, общества и государства. Мировой дух, наделенный объективным разумом, как внутренним стержнем истории существования природы и человечества, прокладывает себе путь через внешние исторические формы бытия. Именно так один способ жизни духа меняется на другой, более истинный, и в этом смысл процесса его развития на планете. Объективный разум как «крот истории роет» ей проход по виткам планетарной спирали вверх: геосфера, биосфера, техносфера, цифросфера, ноосфера (мир разума и духовных ценностей). Период оформления ноосферы как порождения новой формы закономерно проходит в муках преодоления жестокого духовного кризиса, и мир сегодня предстал перед нами как международное военно-финансово-интеллектуальное «чудовище».

Ключевые слова: мировая культура, исторический процесс, глобализация, объективный разум, мировой дух, миропорядок, планета, природа, человечество, духовный кризис, духовные ценности, ноосфера.

E. P. Borzova

THE TRANSITIONAL PERIOD OF WORLD CULTURE.

WHAT DIRECTION IS THE "MOLE OF HISTORY" DIGGING?

The article examines the current state of world culture from a philosophical perspective. It represents the external form of the global historical process, which is the parting with the outmoded forms of family, society and state. The world spirit, endowed with objective reason as the inner core of the history of existence of nature and humanity, makes its way through

* Борзова Елена Петровна, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, президент Санкт-Петербургского института искусств и реставрации; borzova_01@mail.ru

the external historical forms of being. This is how one way of life of the spirit changes into another, more true, and this is the meaning of the process of its development on the planet. Objective mind as a «mole of history digs» its way through the coils of the planetary spiral upwards: geosphere, biosphere, technosphere, digisphere, noosphere (the world of reason and spiritual values). The period of formation of the noosphere as the generation of a new form naturally occurs in the throes of overcoming the brutal spiritual crisis, and the world today appeared before us as an international military-financial-intellectual «monster».

Keywords: world culture, historical process, globalization, objective mind, world spirit, world order, planet, nature, humanity, spiritual crisis, spiritual values, noosphere.

Крот истории роет в сторону формирования новой структуры уже прошедшего глобализацию мира. Всеобщая диалектика единства прокладывает себе путь посредством трудного подъема к вершине и одновременно — к своему основанию развития человечества — к Человеку, к гуманному обществу. Но видимая картина происходящих процессов кажется удручающей: «ночь особенно темна перед рассветом». Она показывает человеку, что именно ему надо преодолеть, исправить и развить, сосредоточиться, объединить все свои силы, перед прыжком и взлетом.

Изменения, которые касаются бытия человечества в мире, происходят на наших глазах и сегодня. Как понять, «куда несет нас рок событий. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин). Попробуем все же увидеть некоторые ярко проявляющиеся аспекты того, что происходит с человеком, обществом, государством, как меняется и возникает новая система управления миром, какие центры «загораются» на политической карте мира.

В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, однополяр-ности, мировой межкультурной коммуникации, либерального миропорядка, финансового глобализма, он вступил на путь исторической «перезагрузки», а Россия — на дорогу поиска своего места в новом политическом миропорядке и одновременно поиска своей национальной идеи, формирования системы смыслов и целей народов внутри своей страны.

Сегодня, в первой четверти ХХ! века, Россия в цивилизованное пространство Запада, как и прежде, не включается. Запад считает своими западно-христианские народы и отделяет себя от мусульман и православных. Более того, Зб. Бжезинский в своей известной книге «Великая шахматная доска» говорил, что после падения коммунизма главным врагом Америки и всего Запада является Русское православие и нельзя допустить вновь возрождения евразийской империи [1]. Россия же двадцатилетие третьего тысячелетия от Рождества Христова отметила возрождением многих православных храмов, церквей и монастырей, большое количество из них восстановлено и отреставрировано, духовенство активно включилось в воскрешение «духа места» России. Также организуется много международных культурных, экономических и политических мероприятий восточного и евразийского характера: форумы, съезды, конкурсы, симпозиумы. Россия стала мировой державой.

Современное состояние человеческого мира в целом, с философской точки зрения, представляет собой внешнюю форму исторического процесса, которая является расставанием с изжившими себя формами семьи,

общества и государства. Мировой дух, наделенный объективным разумом, как внутренний стержень истории существования природы и человечества, проявляется через внешние исторические формы существования, которые, в свою очередь, со временем меняются, изживая себя. Именно так один способ жизни духа меняется на другой, более истинный, и в этом смысл процесса его развития на планете.

15 тысяч лет назад человечество уже находилось в том состоянии, когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе изжила себя, предопределив наступление величайшей формы духовного кризиса. Тогда человечество вступило в фазу организации новой формы семьи, формирования частной собственности, как основы разделения общества на классы, и государства, как формы управления классовым обществом.

2 тысячи лет назад человечество опять пришло к такому состоянию, когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе изжила себя и оказалась перед необходимостью изменения на более прогрессивную. Порождение новой формы закономерно происходит в муках преодоления жестокого духовного кризиса, и объективный разум изобретает новую форму бытия человеческого духа. Неслучайно именно в это время Иисус Христос с божественными ценностями пришел в мир. Своей духовной деятельностью, истинной духовностью он наполнил исчерпавший себя способ жизни духа. Учитывая, что всеобщая закономерность в мире такова, что исторически преодоленный способ жизни духа с необходимостью вытесняется более истинным, задача этого момента заключалась в том, чтобы человечество осознало главное, что именно он, дух, является определяющим моментом материи и всего материального. А мировой разум прокладывает себе путь через общий ход истории по виткам планетарной спирали вверх: геосфера, биосфера, техносфера, цифросфера, ноосфера (мир разума и духовных ценностей).

В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, мировой межкультурной коммуникации, однополярности, финансового глобализма, он опять столкнулся величайшей формой духовного (идеологического, экологического, экономического) кризиса, когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе ищет пути ее изменения, ищет новую прогрессивную модель человеческого сосуществования с природой. История мира в ближайшие время будет жестокой для человечества, она будет историей агонии умирающего финансово-спекулятивного капитала. Показательно в этом плане названа книга Е. С. Лариной, исследующей особенности развития современного мира и роли элит в управлении им: «Умножающие скорбь. Как выжить в эпоху войны элит» [3]. Она раскрывает особенности формирования в истории наднациональных структур как особой касты управления и власти над миром. Более «оптимистично» назвал свое исследование современного состояния общества историк А. И. Фурсов — «Оргазм богомола» [5], где он вскрывает тайные замыслы препарирования мира элитами умирающего глобального финансового посткапитализма.

Объективная закономерность такова, что мир оказывается в трудном процессе поиска нового глобального социально-экономического проекта, который

смог бы удовлетворять принципам гуманности и социальной справедливости. Внешняя форма этого поиска демонстрирует жесточайшую фазу всеобщего кризиса мировой культуры.

Глобализация, которая активно развивалась в конце ХХ и самом начале XXI веков, сделала мир более тесным, границы государства — легко преодолимыми, население — более плотным. На короткий исторический промежуток времени показалось, что «мир — без границ», и есть лишь границы суверенитетов государств. Все стремительно стало меняться с 2019 года. А 2021 год оказался на гребне изменений, и мы уже имеем нечто новое в картине земного, планетарного миропорядка.

Большая политическая игра обозначила три центра на карте мира: США, Китай и Россия. Китай стал одним из мировых игроков по причине того, что добился огромных успехов в экономике; а с Россией невозможно не считаться потому, что она по некоторым показателям военной мощи вышла на первое место; США, бывшие ранее единственным полюсом в однополярном мире и остающиеся финансовым центром сегодня, объявили и Китай, и Россию своими врагами. Мир замер в ожидании военных конфликтов и пожаров на юге Евразии, поскольку именно там есть интересы и Китая, и России и планы организовать очаги раздора и военных конфликтов — у США.

Ускоренное развитие новых технологий, кибернетики, микроэлектроники, квантовой теории, генной инженерии, искусственного интеллекта не только включили человечество в цифровую цивилизацию, но и поставили перед проблемой «антропологического перехода». Так в настоящее время мир предстал как международное военно-финансово-интеллектуальное «чудовище».

Динамика научно-технологического прогресса и имеющие место экологические проблемы, а также неустойчивость климата — это те процессы, на которые человек пока не может повлиять. Кроме того, в процессе неизбежного кризиса капитализма, отягощенного климатической турбулентностью и огромной технологической сложностью, правящие группы мира, мировые элиты, озабочены решением задачи своего влияния на мир. И оно тоже меняется. Средства управления миром находятся в стадии перехода от государств и государственных полюсов к надгосударственным центрам: к наднациональным глобальным элитам, корпоратократии и нетократии. В этом процессе меняется общество и система управления им.

Можно выделить новые средства управления человеком, которые используются внутри государств всего мира в связи с вхождением человечества в цифровую цивилизацию:

1) цифровые платформы (Google, Microsoft, Amazon, Uber, Airbnb и другие) — платформы, на которых собраны и представлены все персональные данные людей и корпоративные данные компаний, информация о личностных вкусах, предпочтениях, симпатиях, антипатиях, интересах, уровне образования, воспитания, талантах, увлечениях и пр. Вместе с появлением сначала интернета вещей, а затем — интернета всего, базирующегося на умных вещах, домах, городах, любое поведение и любая человеческая активность становятся оцифрованными и пригодными для обработки и использования в неявном управлении поведением людей и юридических лиц;

2) видеонаблюдение — системами набдюдения пронизывается все общество; автономные устройства и системы могут проникать в пространства, которые ранее были недоступны для людей;

3) определение геопозиции — сращивание человека со смартфоном и компьютером, чипирование населения, сети пятого поколения (5G) позволяют определить местоположение человека всегда и везде;

4) воспитание и образование — предоставление образовательных услуг, исключение воспитания из процесса образования, формирование при помощи СМИ квалифицированного потребителя потребительского общества, введение тестирования, дистанционного обучения, несистематизированный набор многознания в программе образования, внедрение клипового и фрагментарного сознания через социально-коммуникативные сети, воспитание в конечном счете ограниченного самосознания, исключение из целей образования подготовки человека-творца, человека труда; внедрение программы «Подготовка агентов изменений среди учителей средней школы» — Teach For All, официальная цель которой — изменение снизу российской школы и общества в целом в соответствии с либеральными ценностями, на самом деле разрушающее творческий, интеллектуальный и цивилизационный потенциал формирующегося ума человека; абсолютизация свободы личности как либеральной ценности у подростков, которая ломает систему базовых нравственных ценностей и приводит к насаждению альтернативных принципов морали;

5) попрание воспитания в духе традиционных ценностей: нравственных принципов, семьи, стирание разделения полов на мужчину и женщину (ЛГБТ-сообщества); негативное отношение к детям и семье, неограниченность действий ювенальной юстиции;

6) разрушение социальных основ человека, разобщение и индивидуализм (запрет на посещение общественных мест, внушение необходимости сидеть дома, ограничение живого общения методом расширения онлайн- и дистанционного общения); нагнетание страха, влияние на психику человека (маски, дистанция, приветствие локтями).

В процессе новой волны глобализации и новой фазы развития капитализма в мире — посткапитализма, формируются новые средства управления глобальным миром:

1) наднациональные, надгосударственные структуры управления миром;

2) отторжение государства от власти и управления в качестве своей долгосрочной цели имеет «новый интернационал», объединяющий посткапиталистические страны как движение неправительственных организаций, не подчиняющимся федеральным властям в государствах: ОГМВ («Объединенные города и местные власти» — Союз городов мира и местных властей, основной директивный орган ОГМВ — Всемирный совет) в перспективе должно подчиняться правительству мира; ВОЗ как всемирная организация берет под контроль и свое влияние здоровье населения планеты;

3) отторжению государства на второй план в управлении обществом, а затем и его погибели способствует фактор, определяющий арену элитной борьбы, — переформатирование глобального политико-экономического пространства: создание Транстихоокеанского торгового партнёрства (ТТП)

и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП). Эти организации формируют единую техническую нормативную зону и среду технической регуляции (стандарты) — единый «глобтехнадзор»; они же создают долгожданную независимую от национальных государств судебную систему. (важно, что планируется, что скоро эти зоны охватят более 60% мирового ВВП, 80% мировых финансовых рынков, более 90% патентов и ноу-хау);

4) наряду с вооружёнными силами и со спецслужбами государств создаются такие структуры, которые не будут зависеть от отдельных государств, — это «частные спецслужбы» ЧВК (частные военные компании), которые по своей мощи превосходят армии государств и теснят армии государств; подключение к управлению разведсообществ стало уже обычным делом: так, 70% деятельности американского разведсообщества выполняется частными подрядчиками, а Агентство национальной безопасности (АНБ) США — электронное «всевидящее око» мира, контроль за поведением граждан всех государств, централизованное поддержание миропорядка;

5) рассматривается и как перспективная форма управления — секторальное управление миром: при таком управлении в глобальной системе на континенте население будет делиться на анклавы, где эксплуатация людей будет разная: анклавы, где по-прежнему будет достойная жизнь, но где все будет контролироваться; анклавы, где население будет жестко эксплуатироваться; и некоторые регионы, которые будут изьяты из исторического процесса, как недостаточно развитые;

6) на уровне цифровых платформ и социально-коммуникативных сетей формируется новая фундаментальная наука управления населением при помощи Цифры: она, вероятно, будет включать разноуровневые формы, которые учитывают разнообразные виды профессиональной деятельности, социальный статус, сословия, слои населения (один из примеров уже с уществует в Китае как система социальных рейтингов, ранжирующая доступ к общественным благам в зависимости от поведения, образа жизни и интересов).

Частная собственность будет укрепляется в немногочисленной группе (касте) собственников, владеющих частной собственностью на:

1) энергоресурсы;

2) цифровые платформы и информационно-коммуникативные сети; платформы, зарабатывающие на том, что человек платит за право доступа к их услугам, а фактически — за право продавать, отдавать в пользование свою волю, себя как человека;

3) искусственный интеллект и отрасль микроэлектроники.

Цель современных изменений — управление развитием общества к кастовому строю по ступеням:

1) классовое;

2) сословное;

3) кастовое.

Новый мир предполагается как кастовый, составляющий три группы:

1) крупные собственники: владельцы секторальных корпораций, элита (их доля по сравнению с другим населением — маленькая, а доход стремительно растет);

2) нетократия: управленцы инженерами, программистами, учеными, аналитики финансианализма и экономики доступа, сами топ-менеджеры, разработчики, программисты, рекламисты (их — 9,9% населения, их доход растет);

3) население: пользователи, производители, обслуживание (их примерно 90%, их доля дохода падает практически во всех странах мира).

По всему миру завершился процесс трансформации капиталистического классового общества в сословное, и формируется посткапитализм как кастовое общество, состоящее из 0,1% собственников транснациональной собственностьи (корпораций), почти 10% их интеллектуального, бытового и военно-силового обслуживания и остальных 90% населения.

Средства достижения цели:

1) пандемия как средство социального размежевания, разъединения (стрела в социальное сердце человека); как средство психологического давления на волю каждого человека посредством страха (стрела в личностную основу человека — подавление воли);

2) панцифровизация как перевод в цифровое подчинение воли, свобод и прав человека, цифровое отчуждение; экономика доступа (эксизм) становится господствующей и всеобъемлющей;

3) негативные и хаотичные потоки информации, разрушающие сознание и перекрывающие доступ к разуму; неслучайно высказывание: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», — сегодня эта фраза имеет определенное значение, становится актуальной.

В процессе изучения современного состояния общества, его структурного изменения, историки, социологи, политологи предлагают разные названия и виды посткапитализма:

1) эксизм базируется на информационно-коммуникационных технологиях и их использовании для получения монопольного дохода, собственности на наиболее дефицитные факторы производства и, главное, для повышения уровня управляемости общества; цифровые платформы при этом в обществе доступа (эксизме) позволяют зарабатывать на том, что человек платит за право доступа к их услугам, а фактически — за право продавать, отдавать в пользование свою волю и право;

2) инклюзивный, стейкхолдерский (со служебным человеком) капитализм;

3) надзорный капитализм — это тот, при котором верхи контролируют духовные факторы производства, ресурсы и поведение людей;

4) капитализм наблюдения, экономики платформ или алгоритмического общества, в Соединенных Штатах, — это будет такой посткапитализм, где основная линия раздела главных каст или страт пройдет между теми, кто будет виден системам наблюдения, и теми кто не будет виден: верхи нового посткапиталистического мира изымут себя из-под бдительного ока систем наблюдения;

5) цифровой авторитаризм (Китай) — китайская система социального кредита, или, как ее именуют на Западе, — цифрового авторитаризма, основана на полном введении в управление морально-рейтинговой системы; внедренная система социальных рейтингов, ранжирующая доступ к общественным благам

в зависимости от поведения, хорошо ложится на традиционную китайскую (а также на корейскую и японскую) систему ценностей.

В преддверии неизбежного глобального кризиса капитализма, вошедшего в стадию посткапитализма, отягощенного климатическими, экологическими, духовными проблемами, интеллектуальные наемные гуманитарии верховной мировой элиты пытаются предложить тенденции развития будущего общества и представить концепты цифровой экономики и будущей нетократии, но теории построения будущего справедливого мира, такой, как некогда предложил марксизм, пока нет, а мир находится в той стадии, когда финансовый капитал будет пытаться договориться с капиталом социальных цифровых платформ.

Сегодня налицо две исчезающие силы: слабеющий, уходящий в небытие финансовый спекулятивный капитал и капитал реального сектора экономики, который в условиях нынешнего системного кризиса находится в глобальной депрессии. Появившаяся еще одна сила — капитал информационный, капитал социальных сетей и цифровых платформ, которые используются для управления большими массами людей, — выступает как реинкарнация финансового спекулятивного капитала, имеет будущее, но какое?

Что делать?

Планировать на государственном уровне гуманное развитие общества, базирующегося на духовных общечеловеческих ценностях.

Взять под контроль развитие положительных свойств глобализации, цифровизации, наук, технологий, образования.

Наконец, сделать главное: разработать проект умной экономики как разумной для человека, а построение нового общественного строя планировать как базирующееся на принципиально новой энергетике, роботизации, искусственном интеллекте и науке, строя с эффективном прогнозированием и управлением на основе не информации, а раумных знаний, которые позволят создавать все на благо человека и, наконец, реализовать принцип справедливости.

Роль России в «новой глобализации» мира и грядущем новом посткапиталистическом миропорядке может быть рассмотрена как цивилизаторская миссия, поскольку ее исторический опыт был всегда устремлен к возвышению духовности над национальными и этническими интересами. Сегодня в мире все информационные (средства массовой информации, реклама, индустрия развлечения, сетевые, «модельные», кибер, гибридные) войны направлены на борьбу за идеологию, за идею, за мировоззрение, поэтому очень важен и ответственнен выбор идеалов, целей и принципов. Идеология определяет новый социальный строй, новый глобальный проект (после финансового монополизма), в котором идея обращена к любому человеку, независимо от того, кто он по национальности, расовой, социальной принадлежности: сословной, классовой, маргинальной.

Новое общество, устроенное по принципу социальной справедливости — это общество, способное совместить европейские и азиатские, восточные и западные идеалы в единой общечеловеческой духовности, которая возвышается над этническим многообразием человечества. В связи с этим актуальны слова русского мыслителя К. Н. Леонтьева, который говорил о цветущей социальной сложности в общественном устройстве, скрепленной общей идеей:

его «цветущая сложность» «воплощает как раз торжество насыщенного разнообразием единство на базисе общей внутренней идеи. В цветущем государстве это многосословность, социальная многослойность, многокорпоративность, многоукладность, даже разноплеменность, — "разнохарактерность областей", сложная — "бытовая узорность", пестрота нравов, вкусов, обычаев, разнообразная самобытность всякого местного творчества» [4, с. 21].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения. 2003. —256 с.

2. Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. — М.: Международные отношения. 2004. —288 с.

3. Ларина Е. С. Умножающие скорбь. Как выжить в эпоху войны элит? — М.: Книжный мир. 2021. — 448 с.

4. Леонтьев К. Н. Цветущая сложность: Избр. ст. — М., 1992. —56 с.

5. Фурсов А. И. Оргазм богомола. — М.: Наше завтра. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.