Научная статья на тему '"ЗНАНИЕ - СИЛА". В ЧЕМ СИЛА ЗНАНИЯ? ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ'

"ЗНАНИЕ - СИЛА". В ЧЕМ СИЛА ЗНАНИЯ? ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / СЕТИ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ / СИСТЕМНОЕ / РАЗУМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗУМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борзова Елена Петровна, Лебедев Сергей Павлович, Голик Надежда Васильевна

В настоящее время, когда мир вступил в цифровую цивилизацию, знание, наука и образование стали играть существенную, и даже главную, роль в жизни общества. Информационные потоки, ускоренное размножение наук, использование цифровых технологий во многих сферах деятельности, в том числе, во власти и управлении, все это формирует новый социальный слой - нетократию. В условиях переформатирования бытия мира, установления цифрового миропорядка, соревнования человека с искусственным интеллектом, овладение разумным (критическим, системным) мышлением становится единственным условием выживания и победы гуманного человека. Объективный разум указывает именно это направление движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"KNOWLEDGE IS POWER". WHAT IS THE POWER OF KNOWLEDGE? EDUCATION, SCIENCE, CULTURE, RELIGION, PHILOSOPHY

At the present time, when the world has entered a digital civilization, knowledge, science and education have begun to play an essential, and even the main, role in the life of society. Information flows, the accelerated reproduction of sciences, the use of digital technologies in many spheres of activity, including in power and management, all this forms a new social stratum - netocracy. In the context of reformatting the existence of the world, establishing a digital world order, human competition with artificial intelligence, mastering rational (critical, systemic) thinking becomes the only condition for the survival and victory of a humane person. The objective mind indicates precisely this direction of movement.

Текст научной работы на тему «"ЗНАНИЕ - СИЛА". В ЧЕМ СИЛА ЗНАНИЯ? ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ»

DOI 10.25991/VRHGA.2022.4.2.007 УДК 1 (091)

Е. П. Борзова, С. П. Лебедев, Н. В. Голик*

«ЗНАНИЕ — СИЛА». В ЧЕМ СИЛА ЗНАНИЯ? ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

В настоящее время, когда мир вступил в цифровую цивилизацию, знание, наука и образование стали играть существенную, и даже главную, роль в жизни общества. Информационные потоки, ускоренное размножение наук, использование цифровых технологий во многих сферах деятельности, в том числе во власти и управлении, — все это формирует новый социальный слой — нетократию. В условиях переформатирования бытия мира, установления цифрового миропорядка, соревнования человека с искусственным интеллектом, овладение разумным (критическим, системным) мышлением становится единственным условием выживания и победы гуманного человека. Объективный разум указывает именно это направление движения.

Ключевые слова: информация, знание, религия, культура, искусственный интеллект, цифровизация, цифровые технологии, цифровые платформы, сети, наука, образование, мышление, критическое, системное, разумное мышление, разум.

E. P. Borzova, S. P. Lebedev, N. V. Golik "KNOWLEDGE IS POWER". WHAT IS THE POWER OF KNOWLEDGE?

EDUCATION, SCIENCE, CULTURE, RELIGION, PHILOSOPHY

At the present time, when the world has entered a digital civilization, knowledge, science and education have begun to play an essential, and even the main, role in the life of society. Information flows, the accelerated reproduction of sciences, the use of digital technologies

* Борзова Елена Петровна, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, президент Санкт-Петербургского института искусств и реставрации; borzova_01@mail.ru

Лебедев Сергей Павлович, доктор философских наук, профессор кафедры философии, религиоведения и педагогики, Русская христианская гуманитарная академия; lebedevsrg@ rambler.ru

Голик Надежда Васильевна, Социологический ин-т ФНИСЦ РАН, ассоциированный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор; n_golik@mail.ru

in many spheres of activity, including in power and management, all this forms a new social stratum — netocracy. In the context of reformatting the existence of the world, establishing a digital world order, human competition with artificial intelligence, mastering rational (critical, systemic) thinking becomes the only condition for the survival and victory of a humane person. The objective mind indicates precisely this direction of movement.

Keywords: information, knowledge, religion, culture, artificial intelligence, digitalization, digital technologies, digital platforms, networks, science, education, thinking, critical, systemic, intelligent thinking, reason.

Понять сегодня, какая сила заключается в знании, очень важно потому, что, как и во времена Фрэнсиса Бэкона и в век Просвещения, в наше время наука и образование начинают играть существенную, и даже главную, роль в жизни общества.

Какую новую силу приобретает знание? Какое знание владеет действенной силой? Кто и как может использовать эту силу? Каким мощным орудием и оружием знание может быть? Постараемся ответить на эти вопросы.

В способе освоения знания заложена основа, которая дает возможность человеку познавать: можно знакомиться с материалом, копить знание, совершенствовать свой интеллект, а можно еще — подниматься на более высокий уровень мышления: формировать разум, ум, разумное мышление. Первый способ дает человеку многознание, эрудицию, но «уму не научает», как отмечал еще более 2,5 тыс. лет назад известный древнегреческий философ Гераклит («Многознание уму не научает» [4]). Второй способ, который включает в себя принцип «от частного к общему, а затем: от общего к частному», или: «от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному», сложен, трудоемок, но именно его принципы формируют знание в сознании человека при помощи системного мышления. Этот метод познания превращает знание в систему, и это очень важно. Несистематизированное знание — хаотично, не приносит пользы, разрушает природу человеческого мышления как осознанного знания. Кроме того, если мышление останавливается на уровне схематичного знания (например, знания множества способов (схем) решения задач), то оно задержится и будет мыслить на уровне машинного интеллекта. Такая работа мышления, действительно, свойственна искусственному интеллекту, но — не разуму. Ступень разумного мышления выше и подчиняется другим законам. Овладев ими, можно подняться выше и овладеть той силой, которую дает разум и систематизированное знание. И сила эта в том, что человек, зная основание системы, знает ее опору, то основание, на котором она держится. Его можно понимать как фундамент, на котором стоит целостное здание знания, и без него оно упадет и рассыпется, расколется на отдельные осколки, на фрагментарные знания. Знание об этой опоре, которое дает разум, и является великой силой.

В системе высшего образования, в программе получения знания тоже очень важна системность. В процессе получения высшего профессионального образования в России есть своя положительная специфика. В отличие от западно-европейского высшего образования, программа обучения в вузе на первом и втором курсе включает дисциплины фундаментального характера, которые поднимают мышление будущего специалиста на самый высокий

абстрактный уровень, показывают высшую ступень образования и знания, на которую поднялось человечество, знакомят его с культурой мышления и философским мировоззрением, с универсальными компетенциями, формирующими критическое и системное мышление. И только затем будущий специалист овладевает дисциплинами, которые призваны обеспечить профессиональные навыки.

Таким образом, в высшем образовании знание продвигается по принципу от общего к частному, от абстрактного к конкретному: сначала происходит освоение фундаментальных наук и овладение универсальными компетенциями, а затем — профессиональными дисциплинами и соответствующими компетенциями. Таким образом, в вузе у студента в процессе познания знание поднимается к вершине самого общего, абстрактного, фундаментального знания, а затем спускается к частному, профессиональному. Но «не поднявшись, — не спуститься». Спускаться всегда легче, чем подниматься. Здесь очень важно отметить, что в средней школе в процессе нововведений не удалось сохранить систему, связанную логикой фундаментальности, и потерялась основа освоения знания, из школьной программы ушла фундаментальность, связующая знания, — логика познания. Эта бессистемность сыграла отрицательную роль, проявила разрушительную силу в становлении детского и подросткового сознания. В вузе удалось сохранить системность знания.

Цифровая цивилизация, в которую мы вступили, дала новые прогрессивные формы познания: онлайн-лекции, слайд-презентации, дискуссионные форумы. Ее огромное достоинство прроявилось еще и в том, что доступ к знаниям значительно упрощен, получение справочной информации больше не требует большого времени и рутинной работы мышления. Но полученные информативные знания — это еще не те, которые обладают силой. Силу знание обретает только тогда, когда от количества информации оно поднимается в процессе познания по ступеням к своей вершине — Разуму. Однако, включить сознание разума непросто. Для этого над информацией нужно думать, размышлять, осознавать, систематизировать ее и таким образом формировать разумное мышление, сознание Разума. Связывая многобразное знание в систему, скрепляя его единой логической нитью, мышление включает и свою критическую составляющую, которая помогает отсеять все то, что не относится «к росткам от корня» системы.

В новую эпоху цифровизации использование цифровых платформ, сетей, технологий позволяет взять под контроль управление постижением знаний, информационные потоки, все средства массовой информации и ее потребление в сетях. Инженерам цифровых платформ и сетей стали доступны: дозирование информации, ее ограничение, контроль информации о поведении людей, их потреблении, потребностях, предпочтениях и привычках. Стало также возможно использовать эти знания в целях приобретения прибыли, выгоды, заработка. В конечном счете такой контроль позволил организовать невидимую власть над духовной сферой человека и над той сферой, где создается знание, — образованием и наукой. Таким образом, в эпоху большого значения Цифры власть перемещается в Сеть (киберпространство) и принадлежит тому, кто осуществляет контроль над жизнью общества, — нетократии. Неслучайно и главными факторами национальной безопасности сегодня считаются развитие искус-

ственного интеллекта, социально-коммуникативных сетей, особенно сетей 5-го поколения (5G, Wi-Fi 6E), микроэлектроники, включая нано технологии. В мире, где киберпространство становится главной сферой влияния на население, управления им при помощи манипулирования информацией и где могут вестись информационные войны, именно знание становится особой силой и может быть оружием против оружия. В глобальном мире формируется новая форма управления миром и новая по форме власть над миром, человеком и человечеством — эксизм (власть доступа к ресурсам). Эта власть, которую имеют люди, в руках которых сосредоточивается управление потребностями, поведением, предпочтениями, волей, привычками, сознанием, дозированием знания, духовной сферой человека. Это тот общественный строй, где правят те, которые владеют не вещественным товаром, не деньгами, не землей, т. е. не вещественной собственностью, а — наукой накопления и систематизации способов онлайн-контроля за информацией, знанием, психикой, сознанием и волей людей.

Социальные сети в погоне за прибылью за счет рекламы уже используют алгоритмы выстраивания информации, которая чаще всего используется потребителем, и, оказывается, это та, которая вызывает не положительные, а негативные эмоции: злость, гнев, раздражение, агрессию, страдание, уныние, которые отрицательно влияют на психику, подавляют волю. Эра нетократии грозит цифровым Гулагом, созданным на основе цифровых платформ. Под маской удобств, заботы о природе и техноновшеств они могут лишить человека права, свобод, свободы воли, свободы выбора, если их самих не поставить под контроль.

Так, единственное, что остается недоступным для искусственного интеллекта и может спасти человека, — это разумное мышление, которое пробивает себе путь через все тернии, а новые технологии используются им так, чтобы быть оружием против оружия порабощения, для победы человека над Цифрой. В силах человека, при помощи овладения Разумом, данного Человеку Богом, или Природой, не позволить инженерам цифровых технологий, эксистам, нетократии лишить человека свободного доступа к знаниям, систематизации информации и превращению ее в знание, которое является положительной и созидательной силой, силой разума.

В настоящее время, однако, происходит процесс захвата нетократией ки-берпространства, овладение средствами управления людьми в онлайн-мире, где уже произошло сращивание высших нетократов (эксистов) с глубинной властью, главными мировыми разведывательными управлениями. Главный контроль и власть, действительно, ушли в киберпространство, где финасиона-лизм, эксизм, надзорная и глубинная власть соединились. В последнее время все большую силу набирает цифровой капитализм, который ассоциируется в первую очередь с Google, Apple, Amazon, Microsoft и Facebook. Пользуясь доверием пользователей, эти компании, анализируя большие массивы данных, наблюдают, изучают и анализируют поведение человека в разных обстоятельствах, проникая во все сферы жизни, как личной, так и общественной.

В процессе освоения нетократией киберпространства, овладения средствами управления людьми в онлайн-мире, капитализм как строй, при

котором капиталом является овеществленный в товаре труд, реализующий себя как самовозрастающая стоимость, уходит в прошлое. Наступает эпоха посткапитализма, где товаром является поведение людей, их привычки, воля, духовная сфера. И несмотря на то, что некоторые ученые предлагают новые формы современного видоизмененного капитализма, такие как цифровой капитализм, стейкхолдеровский капитализм*, инклюзивный капитализм**, надзорный капитализм***, на самом деле эти формы не представляют собой чистого капитализма, поскольку меняется суть общественно-экономического строя. Капитализм переходит в стадию посткапитализма и начинает проявлять себя как тот строй, где сырьем, превращающимся в товар, являются информация, знание, сознание, воля, поведение людей; объектом присвоения становится сам человек, как духовное и гуманное существо; его деятельность становятся прибавочным продуктом; а инженер рекламы и исследователь использования для различного назначения информации представляет собой реального рабочего, производящего нужный товар. Это новый тип отчуждения человека, в результате которого появляются: подавленная воля, устранение приватности, самосознания свободной личности, полностью подконтрольное поведение, потребление, страх постоянного преследования, клиповое сознание, зависимый от рекламы и играющий в многообразные игры в онлайн-пространстве человек. При этом знание выдвигается в центр борьбы за власть в киберпространстве.

В истории о знании как созидательной и разрушительной силе знали еще в глубокой древности. Так, в Древнем Египте жрецы храмов, которые занимались науками, считали, что некоторые из них должны быть тайными, доступными не для всех. Иерофанты хранили тайну о великой силе знаний, открывающих законы созидания и разрушения, и допускали до познания наук, раскрывающих феномен золотого сечения и законы гармонии природы, лишь тех, кто были не только способны познать их, но и применять только во благо [5, с. 4]. Среди допущенных к тайному знанию были Великие посвященные — известные философы и пророки [6]. Есть сведения о том, что способных учеников не выпускали из храмов, чтобы ни в коем случае не допустить утечку знаний, заключающих силу, которую недостойные могли бы использовать во зло, для разрушения.

В XVII веке о силе знания и «Великом Восстановлении Наук» [1, с. 55] заговорил Ф. Бэкон. Афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему. Он доказывал не только достоинство и необходимость преумножения наук, но и выступал с критикой обыденного и схоластического разума, а в своем произведении «Новый Органон» обосновывал новый метод познания как критическую форму религиозной схоластики [2, с. 5-80]. Бэкон доказывал, что знание законов природы — великая сила влияния на нее, но Бэкон никог-

* Шваб Клаус «Ковид-19. Великая перезагрузка» («Великий сброс») ("Covid-19. The Great Reset").

** «Стейкхолдеровский», «инклюзивный» — это социально ориентированный капитализм, который якобы всех обеспечит работой, будет развиваться без погони за прибылью и кризисов, с заботой о будущих поколениях.

*** Зубофф Шошана «Эра надзорного капитализма» ("The Age of Surveillance Capitalism")

да не говорил о покорении человеком природы. Эта идея появилась позже. В ХХ веке, веке научно-технического прогресса, человек стал заставлять природу работать на себя, покорять ее. Именно в ХХ веке наука перестала быть связана с ограничениями рационального рассудка, гуманизм и вопросы морали в науке широко не обсуждались. И именно в ХХ веке появился трансгуманизм, который сегодня уводит человечество от знания законов гармонии в природе и приобретает антитигуманистический характер [3].

В настоящее время нетократы превращаются в новых жрецов информационных храмов, они начинают определять, какое знание необходимо для масс, а какое знание — для «посвященных», как дозируется знание, как и зачем воспитывается клиповое сознание, какое знание секретится и как дрессируется сознание масс. Новая наука управления активно формируется вместе с развитием цифровых технологий и расширением сфер их применения. Ее еще нет, но она созревает — новая наука накопления контроля над поведением людей, их предпочтениями, привычками, волеизъявлением, поступками. Центр внимания властных структур активно переходит в сферу знания, образования и науки. Более того, тезис «Знание — сила» преобразовался в другой: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

В действительности, в науке востребованными становятся не только математическое, естественно-научное и техническое знание, но и — психология и философия. Объективный разум, развивающийся независимо от желания отдельных людей и даже коллективов (социальных слоев), как «крот истории, роет» в своем направлении. Цифровая цивилизация в силу достижения высочайшего уровня рационального мышления, обеспечила ему условия для резкого скачка вперед — к формированию Разума. И в этом положительном направлении объективно будет работать мировой разум. Но, еще раз отметим, знание и образование сегодня интересует некоторых «сильных мира сего» не столько с точки зрения возможности приобрести силу Разума, сколько получить силу влияния на сознание человека, его поведение и образ мысли. Именно поэтому когнитивная сфера ускоренными темпами превращается в арену борьбы за власть. Знание — действительно, сила, которую можно использовать не только во благо, но как рациональное, еще не достигшее ступени разумного мышления, — во зло. Знание о двоякой силе знания актуально сегодня, чтобы ответить на следующие вопросы: как и какими средствами происходит сегодня манипулирование массовым сознанием? Какие цели и средства формулируются у «власти над миром» сегодня? Какими принципами руководствуются технологи информации, направленной на изменение общественного сознания?

Сформулируем некоторые из них и назовем средства манипулирования сознанием при помощи знания:

— поскольку легче управлять теми, у кого низкий уровень сознания и меньше знания, для этого формируется клиповое сознание населения и используются когнитивные технологии для недопущения людей до формирования критического мышления;

— мышление подавляется многознанием, большими потоками информации, чтобы в процессе поглощения ее некогда было бы подумать, осознать ее, уложить в систему (это сегодня, к большому сожалению, имеет место в средней

школе, где учебный процесс напичкан огромным количеством предметов, информацию которых усвоить и уложить в систему ученику невозможно);

— для более выгодного использования рекламы социальные сети используют алгоритмы выстраивания информации таким образом, чтобы ею чаще и активнее интересовались пользователи, а для этого на главные позиции выставляется негативная информация, вызывающая агрессию, злость, страдание, отчаяние, особое депрессивное состояние психики;

— формируется новое общественное разделение труда, которое выделит как высшую немногочисленную касту эксистов — людей «доступа» к власти, ресурсам и благам;

— превращение граждан в служебных людей — биокиборгов, за счет использования информационных потоков и логики «Окна Овертона»;

— изьятие прав и свобод граждан путем перевода всех на единую контролируемую электронную платформу, а сферы жизни — в онлайн-пространство;

— уменьшение, сокращение населения путем использования биотехнологий (вирусы, вакцины, лекарства) и нагнетания страха, блокирующего сознание созидания и гуманности;

— создание и распространение дешевого корма как средства экономии на основной массе населения планеты, повсеместное использование генномо-дифицированных продуктов.

В таких условиях, когда опасности потери человеческого достоинства подстерегают человека, ему важно самому иметь контроль над внешним влиянием на свое сознание. В эпоху цифровизации человек с необходимостью должен подняться на уровень Разума и каждому необходимо в процессе воспитания и образования вырабатывать критическое и разумное мышление. Только оно сможет противодействовать негативному влиянию на сознание людей и убийству человека в человеке — в первую очередь, его гуманной сущности, полученной от Бога.

Разумное мышление остается недоступным для искусственного интеллекта, поскольку живому человеческому мышлению присуща другая логика, — не формальная, а диалектическая логика, как логика противоречий и их разрешения. Она и делает человека по способностям выше, чем машина, даже самая мудреная по сложности схемы алгоритмов решения задач. Разум пробивает себе путь через все тернии, и в состоянии использовать новые технологии во благо, сделать оружием против оружия порабощения, победы человека над Цифрой. В силах человека, при помощи овладения Разумом, данным Человеку Богом, или Природой, не позволить эксистам, нетократии лишить человека свободного доступа к знаниям и систематизации, что укажет путь к превращению знания в гуманную силу ума.

Посмотрим, где используются знания в наше время перемены эпох в негативных целях:

— формирование клипового сознания, привычки удерживать внимание не более 1-2 минут, при этом используется дозированность информации на 1-2 минуты;

— низведение человеческого интеллекта до уровня машинного, когда мышление останавливается на уровне рассудка и схематичной, программной

рациональности, не умеет подниматься на уровень разума, не в состоянии «видеть» основание системы;

— рекламные потоки, влияющие на сознание и волю потребителя в настойчивых призывах покупать дешевые товары: скидки, подарки, бонусы и пр., тратить время не на чтение и высокое искусство, а на подсчет и навязчивую экономию денежных средств: кэшбеки, накопительные баллы, проценты, возвраты на остаток средств и прочие фантазии финансистов;

— экономия потребления вообще и накопление денег в разного рода копилках;

— использование в негативных целях логики «Окна Овертона» — человеческое мышление подчиняется преступной логике манипулятора сознания;

— игры для детей, направленные на формирование бессознательного убийства, бесстрашия убивать людей, при этом формировании используется мотивация накопления бонусов за эти действия;

— преобладание в педагогике игровых методик, направленных на легкое, «интересное» постижение информации, но уводящих познающего от труда умственной деятельности, глубины познания и размышления;

— перевод общения, коммуникативных связей в киберпространство, онлайн-общение, которое отучает человека от живого общения, от нахождения в коллективе, что является ударом в социальное сердце человека, ибо человек — существо общественное, у него социальная природа;

— распространение устрашающей информации о необходимости исполнения требования соблюдения пространственной дистанции в коллективе и обязательное ношение масок, наказание за неисполнение этих требований. (Все это воспитывает страх и отчуждение человека от человека. Дистанция и маска, закрывающая лицо другого, могут быть исключительной мерой в исключительных обстоятельствах, поскольку является формой отчуждения, так как мы всегда познаем себя через другого, и это являются основой морали. Она заключается в том, чтобы прийти к себе через другого, смотреть в лицо другого как в зеркало. Человек сам себя не видит. Это обстоятельство дано человеку объективно, его смысл заключается в том, чтобы исключить эгоизм. Более того, в православной вере забота о другом является нравственным долгом, жертвенность ради других — в ярком примере Иисуса Христа. Поэтому отдать жизнь за другого, идти на смерть ради жизни других — в этом нравственный подвиг и гуманный культурный код человека, суть нравственного долга православной веры.);

— изуверство многих антигуманных требований в эру перехода на Цифру заключается в том, что изъятие прав и свобод человека, данных ему по праву рождения человеком, преподносится под видом благородной заботы о нем, его благах, удобствах, здоровье;

— засилие рекламы в череде информационных потоков нацелены на послушного покупателя и потребителя и приводит человека к бессознательному потреблению услуг и товаров.

Сила знания заключается в сознательном противостоянии всему вышеперечисленному и она — в критическом мышлении Разума, который способен аналитически относиться к любой информации, правильно «просеивать»,

«фильтровать» ее, отсеивать антигуманную и видеть гуманную суть, отделять ее от злого умысла. И суть заключается в знании, которое в процессе познания может возвысить человека до уровня разумного мышления, поднять его на естественный, данный ему Богом, уровень духовного, гуманного существа, наделенного Разумом.

Еще одно свойство знания, кроме критического характера, присущего ступени Разума человека, важно сегодня иметь в виду каждому — системность. Знание не должно быть несистемным, и не только потому, что много-знание уму не научает, а потому, что разрозненное, хаотично приобретенное знание и знание внесистемное не соответствует природе разума. Хаос разрушает, а система организует, создает новое в своей основе. Именно поэтому программа образования, особенно школьного, которое закладывает основы мировоззрения, должна быть отлаженной системой, базирующейся на нравственных принципах и единой логике системы последовательности познания предметов. Бессистемное знание разрушает мышление. Несистемное знание в образовании — страшное оружие против детского ума.

Мы говорим о разных системах неслучайно: о политической системе, системе образования, социальной системе, финансовой системе, судебной системе, и при этом имеем в виду, что речь идет о внутренним образом связанной организации. И сегодня нужны специалисты — историки, социологи, экономисты, юристы, которые знают основы этих систем, знают то, что является тем фундаментом, на котором держится здание, и без чего оно — здание — разрушится. Такие специалисты системного исследования нужны не только в науке и для науки, но и в разведке. Они могут служить не только вопросам безопасности, но и понимать, где скрываются главные ключи от замков разрушения. Именно поэтому снова заговорили о закрытости знания, о границах вмешательства ученых в регулирование природы, о проблемах и неприемлемости трансгуманизма в науке.

В настоящее время наука развивается, как никогда в истории, ускоренными темпами, огромное количество открытий совершают ученые, знание увеличивается с каждым днем, и поэтому очень актуальна и важна серьезная проблема его систематизации. Системное мышление, которому учит только философия, ее раздел гносеологии, стало необходимым и востребованным. Кроме того, разум, а не рассудок и не прагматическая рациональность, необходим, он необходим не только всем людям, но в первую очередь — ученым. Их стремление неосознанно «перейти рубикон», внедриться в равновесие природы, во всеобщую регуляцию природы, нарушить «меру всех вещей», убрать с пути исследований нравственность и гуманность как старомодные преграды в освоении и покорении природы с необходимостью должно привести к пониманию опасности для человечества в такой форме овладения природой, — к пониманию разумного. И это уже есть идеология, которая либо утверждает общечеловеческую мораль и гуманизм, либо основывается на трансгуманизме. Поэтому в настоящее время актуальными становятся вопросы аксиологии, а знание духовных ценностей и законов гармонии мира стали условием существования планеты и человечества, получения света, а не погружения во мрак.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. — Т. 1. —М.: Мысль, 1977. — 567 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. — Т. 2. —М.: Мысль, 1978. — 575 с.

3. Сазаева И.Б., Грошева Т. Н. Антигуманистический характер философии трансгуманизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота.

4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. — М.: Наука, 1989. — 576 с. Гераклит. — С. 176-256.

5. Шевелев И. Ш., Мартуев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. — М: Стройиздат,1990. — 343 с.

6. Щюре Э. Великие посвященные. Репринтное воспроизведение издание 1914 г. — 420 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.