Научная статья на тему 'ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ'

ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХКОНТУРНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ДУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТУР / РАСЧЕТНОЕ ЗОЛОТО / ТОВАРО-ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / МВЗ-ИНДЕКС / ИНДЕКС МУЛЬТИВАЛЮТНОГО ЗНАЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябухин Сергей Николаевич, Минченков Михаил Александрович, Беленчук Сергей Иванович, Водянова Вера Владимировна

Статья посвящена анализу подходов к оценке состояния мировой валютно-финансовой системы со стороны ведущих международных финансовых организаций. Представлены позиции Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и Всемирного экономического форума, подробно проанализированы программные документы этих ключевых участников мировой валютно-финансовой системы и выявлены противоречия в предлагаемых решениях по выходу из кризиса. Авторы отмечают, что в сложившейся ситуации, когда ключевые участники мировой валютно-финансовой системы не предлагают единого консолидированного решения, у России открывается возможность усилить свои позиции по обеспечению финансово-экономической безопасности. Для этого предлагается создать инвестиционный резервный контур, базирующийся на товаро-валютных резервах, сформированных по авторскому алгоритму. Существующий эмиссионный контур, работающий по правилам и нормам мировой валютно-финансовой системы, и созданный инвестиционный контур сформируют национальную двухконтурную валютно-финансовую систему, взаимодействие в которой будет осуществляться с помощью предлагаемого авторами нового финансового инструмента «расчетное золото».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябухин Сергей Николаевич, Минченков Михаил Александрович, Беленчук Сергей Иванович, Водянова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITIONAL STATE OF THE WORLD MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM: OPPORTUNITIES FOR RUSSIA

The article is devoted to the analysis of approaches to the assessment of the state of the world monetary and financial system by leading international financial organizations. The positions of the International Monetary Fund, the Bank for International Settlements and the World Economic Forum are presented, the program documents of these key participants of the world monetary and financial system are analyzed in detail and contradictions in the proposed solutions to overcome the crisis are identified. The authors note that in the current situation, when the key participants of the global monetary and financial system do not offer a single consolidated solution, Russia has an opportunity to strengthen its position on ensuring financial and economic security. To do this, it is proposed to create an investment reserve circuit based on commodity and currency reserves formed according to the author's algorithm. The existing issue circuit, which operates according to the rules and norms of the world monetary and financial system, and the created investment circuit will form a national two-circuit monetary and financial system, interaction in which will be carried out with the help of the new financial instrument "calculated gold" proposed by the authors.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2021-231-5-200-226

ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ

мировой валютно-

фИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ:

возможности

ДЛЯ РОССИИ

THE TRANSITIONAL STATE OF THE WORLD MONETARY AND FINANCIAL SYSTEM: OPPORTUNITIES FOR RUSSIA

РЯБУХИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Вице-президент ВЭО России, вице-президент Международного Союза экономистов, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, директор НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» РЭУ имени Г.В. Плеханова, д.э.н.

SERGEI N. RYABUKHIN

Vice-President of the VEO of Russia, Vice-President of the International Union of economists, first Deputy Chairman of the

budget and financial markets Committee of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Director of the Research Institute «Innovative Financial Instruments and Technologies» (Plekhanov Russian University of Economics), Doctor of Economic Sciences

МИНЧЕНКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Заместитель директора НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» РЭУ имени Г.В. Плеханова

MIKHAIL A. MINCHENKOV

Assosiated Director of the Research Institute «Innovative Financial Instruments and Technologies» (Plekhanov Russian University of Economics)

БЕЛЕНЧУК СЕРГЕИ ИВАНОВИЧ

Ведущий научный сотрудник

НИИ «Инновационные финансовые

инструменты и технологии»

РЭУ имени В.Г. Плеханова, доцент Российского

государственного гуманитарного университета,

к.э.н.

SERGEI I. BELENCHUK

Leading Scientific Researcher of the Research Institute «Innovative Financial Instruments and Technologies» (Plekhanov Russian University of Economics), Associate Professor of Russian State University for the Humanities, PhD (Economics)

202

ВОДЯНОВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА

Главный научный сотрудник НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» РЭУ имени Г.В. Плеханова, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), д.э.н.

VERA V. VODYANOVA

Chief Scientific Researcher of the Research Institute «Innovative Financial Instruments and Technologies» (Plekhanov Russian University of Economics), Professor of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Doctor of Economic Sciences

Статья посвящена анализу подходов к оценке состояния мировой валютно-финансовой системы со стороны ведущих международных финансовых организаций. Представлены позиции Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и Всемирного экономического форума, подробно проанализированы программные документы этих ключевых участников мировой валютно-финансовой системы и выявлены противоречия в предлагаемых решениях по выходу из кризиса. Авторы отмечают, что в сложившейся ситуации, когда ключевые участники мировой валютно-финансовой системы не предлагают единого консолидированного решения, у России открывается возможность усилить свои позиции по обеспечению финансово-экономической безопасности. Для этого предлагается создать инвестиционный резервный контур, базирующийся на товаро-валютных резервах, сформированных по авторскому алгоритму. Существующий эмиссионный контур, работающий по правилам и нормам мировой валютно-финансовой системы, и созданный инвестиционный контур сформируют национальную двух-контурную валютно-финансовую систему, взаимодействие в которой

АННОТАЦИЯ

будет осуществляться с помощью предлагаемого авторами нового финансового инструмента «расчетное золото». ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of approaches to the assessment of the state of the world monetary and financial system by leading international financial organizations. The positions of the International Monetary Fund, the Bank for International Settlements and the World Economic Forum are presented, the program documents of these key participants of the world monetary and financial system are analyzed in detail and contradictions in the proposed solutions to overcome the crisis are identified. The authors note that in the current situation, when the key participants of the global monetary and financial system do not offer a single consolidated solution, Russia has an opportunity to strengthen its position on ensuring financial and economic security. To do this, it is proposed to create an investment reserve circuit based on commodity and currency reserves formed according to the author's algorithm. The existing issue circuit, which operates according to the rules and norms of the world monetary and financial system, and the created investment circuit will form a national two-circuit monetary and financial system, interaction in which will be carried out with the help of the new financial instrument «calculated gold» proposed by the authors.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Двухконтурная финансовая система, дуальные товары, инвестиционный контур, расчетное золото, товаро-валютные резервы, золотовалютные резервы, МВЗ-индекс, индекс мультивалютного значения устойчивости. KEYWORDS

Dual-circuit financial system, dual goods, investment circuit, calculated gold, commodity and currency reserves, gold and foreign exchange reserves, MVZ-index, multi-currency stability index.

204

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о реальном состоянии международной валютно-финансовой системы (МВФС). Сумела ли она выстоять после ударов мирового финансового кризиса, а затем пандемии, которую по своему разрушительному воздействию на международную экономику многие эксперты приравнивают к мировой войне, или же требуется срочный переход к новому валютному стандарту, то есть, по сути, смена системы?

Документы ведущих международных финансовых организаций позволяют в общем плане уловить подходы международной финансовой элиты к этому вопросу и даже выявить довольно серьезные противоречия в подходах различных групп, хотя нельзя не признать, что многие выкладки и официальные заявления носят зачастую двусмысленный характер. И это может дать пищу для многих домыслов, но, с другой стороны, без тщательного изучения состояния МВФС трудно предложить что-либо толковое в плане создания условий для перехода российской экономики к суверенной инвестиционной модели.

В этой связи нас в первую очередь интересует вопрос о том, находится ли МВФС в состоянии неопределенности или же финансовая элита уже согласовала стратегию дальнейшего развития МВФС (эволюционного или революционного). Для России выгодно состояние неопределенности, что открывает окно возможности для проведения у нас серьезных сдвигов в плане устройства отечественной денежной системы.

Некоторые элементы, позволяющие впоследствии сформулировать ответ на этот вопрос, присутствуют в документах таких наиболее влиятельных акторов МВФС, как МВФ, ВЭФ, БМР, причем в их взглядах на «постковидное» будущее присутствуют довольно существенные различия [1].

Начнем с позиции МВФ. Подтверждением того, что одним из сценариев, рассматриваемых на наднациональном уровне, является переход к новой валютной системе, являются инициативы МВФ, озвученные 15 октября 2020 года в выступлении директора-распорядителя Кристалины Георгиевой1.

Сам посыл, заданный в выступлении: «Сегодня мы переживаем новый Бреттон-Вудский „момент"», — заставляет, по крайней мере, задуматься о вероятности формирования новой мировой валютной системы. Кроме того, ссылка на Бреттон-Вудс создает ощущение еще продолжающейся, но все же идущей к завершению мировой войны. Нам как будто хотят внушить, что осталось выиграть еще несколько сражений и можно будет приступить к строительству «нового дивного мира», основы которого надо закладывать уже сейчас, прежде всего путем формирования нового, послевоенного варианта мировой валютно-финансовой системы. Под мировой войной МВФ подразумевает борьбу с COVID-19, где потребуется победить в еще нескольких крупных битвах, исход которых не предрешен. После победы над пандемией, по мнению руководителя МВФ, надо будет пройти долгий и трудный путь наверх к созданию более стойкого, экологически устойчивого и инклюзивного мира. Обозначив общие направления «послевоенного» развития, руководитель МВФ уделила исключительное внимание имеющей первостепенное значение повестке дня в сфере архитектуры мировых финансов. По ее мнению, хотя МВФ и располагает возможностью привлечения средств для кредитования своих членов в объеме до 1 трлн долл.,

1 Георгиева К. Новый Бреттон-Вудский момент. [Электронный ресурс] — 15.10.2020 — URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2020/10/15/sp101520-a-new-bretton-woods-moment/ (дата обращения: 01.12.2020).

20

тем не менее приоритетом в этой области должно стать обеспечение большей прозрачности в области долгов и фактически создание механизма не просто координации, а управления мировыми долгами.

Но вот прошло уже много месяцев, и, казалось бы, война уже близка к завершению, и пора приступить к реализации «послевоенного восстановления» мировой экономики. Для этого требуется выдвижение конкретных инициатив глобального характера. И такая инициатива со стороны МВФ была выдвинута. Речь идет об эмиссии денежной единицы СПЗ (Специальные права заимствования, или SDR — Special Drawing Rights) в сумме, эквивалентной 650 млрд долл. Это беспрецедентная по своим масштабам эмиссия, превышающая все предыдущие вместе взятые более чем в два раза. Некоторые эксперты восприняли это как заявку на переход от доллароцентричной валютной системы к многосторонней системе, которая будет основываться на СПЗ2. В этом контексте прозвучал даже размер планируемых размещений СПЗ в объеме 3 трлн долл., что вроде бы подтверждает эту гипотезу.

Вместе с тем руководство МВФ настаивает на том, что новая эмиссия — это в определенном смысле акт, выходящий за рамки традиционного для организации жестко прагматического подхода («выстрел себе в руку»), ориентированный на формирование дополнительных возможностей для финансирования вакцинации и создания условий для «пост-ковидного» восстановления, включая варианты помощи со стороны более сильных экономически государств в пользу бедных и экономически уязвимых. При этом сумма, кото-

2 Rickards Jim. The Great Biden Swindle [Электронный ресурс] — 2021 г. — URL: https://pro. paradigm-press.info/ (дата обращения: 01.07.2021).

рую необходимо мобилизовать по линии МВФ, собственно, для борьбы с пандемией, оценивается в 50 млрд долл., что несопоставимо с 9 трлн долл., на которые может возрасти глобальная экономика к 2025 году в случае возвращения к нормальной деятельности3.

Что касается макроэкономической политики на период выхода из пандемии, то МВФ настаивает на сохранении мягкой (accommodative) денежной политики, поскольку всплеск инфляции, вероятнее всего, будет носить временный характер. В случае если инфляция приобретет долговременный характер, некоторым крупнейшим экономикам можно будет прибегнуть к ужесточению этой политики, но только уже в процессе «послевоенного восстановления». Кроме того, руководство Фонда рекомендует при выходе из пандемии и в восстановительный период практически не менять фискальную политику и ориентировать ее на поддержку устойчивого и инклюзивного роста. Еще одним важным моментом является позиция Фонда по проблеме торговой политики: крупнейшим торговым державам, и в первую очередь США, настоятельно рекомендуется снять введенные в последние годы торговые ограничения и возвратиться к курсу на либерализацию международной торговли.

Особого внимания заслуживает ситуация с позицией МВФ по мировым долгам. Она была сформирована еще во второй половине 2020 года с учетом Общей основы для урегулирования суверенного долга, разработанной Группой 20-ти при участии крупнейших мировых финансовых групп (то есть частного сектора). В ее основе лежит понимание того,

3 Georgieva Kristalina. Urges Continued Action to Address Two-Track Recovery [Электронный ресурс] - 10.07.2021. - URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/07/10/pr21211-g20-md-statement (дата обращения: 11.07.2021).

208

что для продвижения любой глобальной валютной реформы (заявление о новом Бреттон-Вудском «моменте» вполне может рассматриваться в качестве заявки на такую реформу) потребуется прежде всего запустить процесс формирования инструмента решения проблемы глобальных долгов.

И дело не только в самой величине долга — суммарный объем как государственных, так и частных мировых долгов достиг 270 трлн долл., что эквивалентно более чем трем мировым валовым продуктам, причем 78% мировых долгов номинировано в долларах.

Самым важным является то, что значительная доля мирового долга образовалась за счет кредитов, выданных американскими финансовыми организациями. Поэтому трудно себе представить, как можно поменять «оболочку» мировой резервной валюты, заменив, например, доллар на такую часто обсуждаемую валюту будущего как аме-ро, без решения проблемы создания механизма управления глобальным мировым долгом. Ведь без подобного механизма переход к другой валюте обернется не только обнулением государственного долга США, но и острыми проблемами для держателей долговых требований, выраженных прежде всего в долларах США.

Еще в 2020 году стали известны некоторые варианты решения этого вопроса. В первую очередь речь идет о схеме, которая разрабатывается совместно МВФ и различными рабочими органами внутри Группы 20-ти, то есть система управлениями долгами должна коснуться прежде всего государств, входящих в эту группу. В рамках этой схемы все страны должны структурировать все долговые отношения на многосторонней основе. Двусторонние соглашения должны во всех случаях стать частью многосторонних со-

глашений, даже если две страны могут полюбовно договориться о реструктуризации задолженности, возникшей на двусторонней основе. В результате все вопросы урегулирования долгов могут решаться на уровне Группы 20-ти. Возможно, частью этой схемы станет требование отдать все свободные средства под управление МВФ. И если сейчас МВФ мобилизует недостающие ему средства за счет размещения займов на финансовых рынках, то по новым правилам под его управление попадут средства, которыми сейчас суверенно управляют сами государства.

Вместе с тем создается впечатление, что рассмотренный вариант управления глобальным долгом пока не активируется, а на первый план выдвигается вариант использования эмиссии СПЗ для решения долговых проблем, прежде всего стран с низкими и средними доходами. Правда, развивающимся странам может достаться лишь треть общей эмиссии — этого не хватит даже для текущего обслуживания долгов этой группы стран. Но за этой эмиссией могут последовать и другие, а, кроме того, развитые государства могут направить часть своей увеличившейся квоты для оказания помощи более бедным странам, которая, вероятнее всего, будет обусловлена расходованием средств на борьбу с пандемией.

В отношении МВФС заслуживает также внимания позиция ВЭФ, высказанная прежде всего в докладе «Большое обнуление» (Great Reset), обнародованном в июне 2020 года. И если в выступлении Кристалины Георгиевой дается лишь общий набросок вероятных реформ, то в докладе ВЭФ будущее МВФС рассматривается более подробно.

Прежде всего, в докладе проводится идея о необходимости стирания барьеров между денежной и фискальной политикой, что означает почти автоматическое включение

положений Современной денежной теории (Modern Monetary Theory-MMT), в основе которой заложена идея практически бесконтрольного одновременного наращивания долларовой эмиссии и государственного долга. Помимо этого, в докладе целый раздел посвящен будущему американского доллара — этот раздел так и называется: «The Fate of the US dollar»4.

Этот раздел начинается с признания, что американская мощь и процветание были построены в значительной степени на фундаменте глобального доверия к доллару и готовности зарубежных инвесторов накапливать доллары, чаще всего в форме государственных облигаций США. Тот факт, что так много стран и зарубежных организаций готовы использовать доллары как средство сбережения и как средство обмена, усилил его статус в качестве глобальной резервной валюты. Это позволило США привлекать дешевые займы из-за рубежа и получать выгоду от низких процентных ставок у себя дома. Кроме того, США смогли позволить себе наращивать торговый и бюджетный дефициты и при этом не сталкиваться с рисками, связанными с неустойчивостью обменного курса, одновременно обеспечивая высокую ликвидность финансовых рынков.

В то же время среди и политиков, и экспертов уже не первый год рассматривается идея о вероятном завершении эпохи доминирования доллара. Многие из них полагают, что пандемия может стать катализатором этого процесса. В свою очередь, авторы доклада считают, что у сторонников этой идеи есть вполне серьезные доводы для того, чтобы прогнозировать снижение уровня доверия к доллару и, соответственно, его смещение с вершины международной

4 Schwab Klaus, Malleret Thierry. COVID-19: The Great Reset, Forum Publishing,Edition 1.0, 2020 World Economic Forum, p. 55.

валютной системы. К числу таких доводов авторы доклада относят резкое ухудшение положения США в сфере государственных финансов, а также несовместимость статуса доллара в качестве глобальной резервной валюты с возросшим экономическим национализмом внутри страны. По их мнению, стране нужно либо уменьшить свою геополитическую роль, либо значительно усилить налогообложение и при этом не превращать доллар в геополитическое оружие, что само по себе отпугивает инвесторов.

Вопреки всем этим доводам в докладе проводится мысль, что на данном этапе альтернативы доллару в качестве главной резервной валюты нет, тем более что доллар практически доминирует в международных финансовых операциях в отличие от торговых операций, где часть позиций отвоевал евро. Конечно, китайский юань мог бы стать такой альтернативой, но только после отмены контроля за движением капитала и отказа государства манипулировать его курсом, что вряд ли произойдет в обозримом будущем. Евро также не может претендовать на роль альтернативы доллару в нынешних условиях усиления неустойчивости Европейского Союза.

Что касается глобальной виртуальной валюты, то ее пока нет, хотя наблюдаются попытки запустить национальные цифровые валюты, которые в конечном итоге могут нанести урон привилегированному положению доллара США. Самый значительный эксперимент проводится в Китае. Страна на годы опережает остальной мир в разработке цифровой валюты в сочетании с мощными платформами электронных платежей. Этот эксперимент ясно показывает, что существуют денежные системы, которые при движении к большей оцифровке могут претендовать на независимость от аме-

риканских посредников. Однако это вопрос, может быть, и не такого далекого, но будущего.

В конечном итоге авторы доклада приходят к выводу, что все зависит от того, что будет происходить внутри США. Они ссылаются на бывшего министра финансов США Генри Полсона, который так охарактеризовал ситуацию с долларом: «Известность доллара США начинается дома (...). Соединенные Штаты должны поддерживать экономику, вызывающую доверие и доверие во всем мире. Неспособность сделать это со временем подвергнет опасности позицию доллара США»5. В значительной степени авторитет США в мире также зависит от геополитики и привлекательности их социальной модели. «Непомерная привилегия доллара» неразрывно связана с глобальной властью, восприятием США как надежного партнера и их ролью в работе многосторонних организаций.

Но наибольший интерес вызывают подходы Банка международных расчетов — БМР, отраженные в годовом отчете, который был обнародован в конце июня 2021 года6. Следует прежде всего отметить, что в документе вводится понятие «Pandexit», созвучное «Brexit». Это свидетельствует о том, что скорый выход из пандемии, по крайней мере, не исключается, что заметно отличает позицию БМР от позиции МВФ, для которого окончание пандемии — это явно не вопрос завтрашнего дня. Кроме того, БМР на свой лад формулирует цели, которые он ставит перед собой на этапе постковидного развития мировой экономики: «Суть ясна: если мы хотим лучшего в долгосрочной перспективе распределения доходов,

5 Цит. по: Schwab Klaus, Malleret Thierry. COVID-19: The Great Reset, Forum Publishing, Edition 1.0, 2020 World Economic Forum, p. 57.

6 BIS Annual Economic Report 2021 [Электронный ресурс] — Июнь 2021. — URL: https://www.bis. org/publ/arpdf/ar2021e.pdf (дата обращения 21.07.2021).

то тогда не избежать осуществления долгосрочных структурных реформ»7. Таким образом, главной декларируемой Банком целью является не борьба с пандемией с последующим формированием экологически устойчивого и инклюзивного мира, а достижение более адекватного распределения доходов между различными слоями населения, без чего дальнейшее развитие мировой экономики может зайти в тупик.

Рассмотрим более подробно позицию БМР. По мнению авторов отчета, положение в мировой экономике оказалось лучше, чем ожидалось, однако процесс выхода из пандемии будет достаточно непростым, прежде всего потому что денежная политика должна адаптироваться к решению задачи по уменьшению неравенства.

В краткосрочном плане в любом случае потребуется корректировка фискальной и денежной политики. Особые сложности могут возникнуть в случае непрогнозируемого усиления инфляции. Тогда центральным банкам придется вопреки интересам финансовых рынков приступить к ужесточению денежной политики ранее, чем для этого будет подготовлена почва. В отношении США это означает, что между ФРС и фискальными властями вновь начнется острое соперничество, которое было приглушено осенью 2019 года. В любом случае со стороны всех игроков потребуется взвешенный и гибкий подход. По мнению авторов доклада, фискальные власти должны постепенно готовить план отказа от мер стимулирования, в то время как центральные банки должны демонстрировать свою готовность поддержать в случае необходимости экономику, но при этом готовить условия для «нормализации», то есть переходу к реальным положительным ставкам.

7 Там же, р. XV.

214

В долгосрочном плане перед политиками стоит задача восстановить запас прочности как для налогово-бюджетной, так и денежно-кредитной политики. И это с учетом того, что ситуация сложилась необычная. С одной стороны, отношение правительственных долгов и валюты балансов центральных банков к ВВП превысило уровни Второй мировой войны. С другой стороны, еще никогда процентные ставки не находились на столь низком уровне, причем в реальном исчислении их значения были отрицательными в течение более длительного срока, чем во времена «великой инфляции». В результате нагрузка по обслуживанию долгов никогда еще не являлась такой легкой. Однако, по мнению авторов доклада, подобное равновесие является мнимым — в его рамках не создается условий для устойчивого экономического роста, без которого невозможно «постковидное» развитие. В этих условиях нужно не просто перейти к реальным положительным ставкам, но и обеспечить фискальную консолидацию на основе реальных положительных ставок. Вся трудность заключается в том, что в краткосрочной перспективе для запуска экономического роста достаточно мер корректировки денежной и фискальной политики, а для поддержания устойчивого роста потребуются структурные реформы, то есть согласованное и основанное на компромиссах между денежными и фискальными властями возвращение к «довоенным» нормативам.

Составители отчета обосновывают свою позицию тем, что при отсутствии структурных реформ страны вполне предсказуемо могут погрузиться в рецессию и, вероятно, испытать высокую инфляцию. Но, по их мнению, именно воздействие этих двух основных макроэкономических сил больше всего способствует усилению неравенства, в то время как борьба за более справедливое распределение доходов явля-

ется одной из важнейших задач, которые ставит перед собой БМР. В этом контексте из доклада можно узнать, что низкие ставки на самом деле способствуют углублению имущественного неравенства, а мягкая денежная политика ведет к формированию финансовых дисбалансов, которые могут обернуться наступлением рецессии, от которой больше всего страдают наименее обеспеченные слои.

Каковы же конкретные инициативы БМР в современных условиях? Прежде всего, авторы доклада настаивают на необходимости скорейшего внедрения цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ), полагая, что именно центральные банки должны находиться в центре быстрой трансформации финансового сектора и платежной системы. Одновременно в докладе просматривается негативное отношение к таким инновациям, как криптовалюты, стейблкойны и экосистемы 1Т-корпораций, которые, по мнению авторов документа, как правило, не содействуют общественному благу, стремление к которому должно лежать в основе любой платежной системы. И если в прошлогоднем отчете была намечена лишь общая схема действий в отношении внедрения ЦВЦБ, то в текущем году уже сделан значительный шаг в направлении воплощения этой идеи в жизнь. В отчете подчеркивается, что цифровая валюта центрального банка может стать основой новой высокоэффективной цифровой платежной системы, обеспечивающей одновременно и широкий доступ, и необходимую защиту персональных данных. И самое главное — в современных условиях лишь на пути разработки и внедрения цифровой валюты центральные банки смогут обеспечить сохранение доверия к национальным денежным системам, что является необходимым условием для «постковидного» развития экономики.

21

Еще одной конкретной инициативой БМР является активизация усилий по продвижению правил Базеля III8. Эти усилия направлены на обеспечение вступления в силу в полном объеме новых нормативов достаточности капитала. И здесь камнем преткновения являются новые нормативы в отношении золота. В соответствии с ними банки должны будут держать на своих балансах нераспределенные металлы, учитывая их по стоимости, равной 85% рыночной цены золота, что потребует резкого увеличения их акционерного капитала и резервов под необеспеченное золото. Но самое главное состоит в том, что ожидаемое введение новых правил не просто создаст проблемы для банков, осуществляющих операции с «бумажным золотом», но нанесет удар по всей системе подавления цены на золото, которая используется для искусственной поддержки доллара. По мнению одного из известных участников рынка драгоценных металлов, мексиканского миллиардера Уго Салинаса Прайса, «именно операции с нераспределенным, а точнее с мифическим золотом позволяли важнейшим банкам Британии и США контролировать и подавлять рыночную цену на золото. По новым правилам, которые представлены 28 июня текущего года, цена на золото более не будет подвергаться манипуляциям США и Британии, потому что важнейшие банки этих стран больше не смогут использовать „нераспределенное", то есть несуществующее, золото в сговоре с целью контроля за ценой на металл»9.

8 Базель III — согласованный на международном уровне комплекс мер, разработанный Базель-ским комитетом по банковскому надзору в ответ на финансовый кризис 2007-2009 годов. Эти меры направлены на усиление регулирования, надзора и управления рисками банков.

9 Цит. по Катасонов В. 28 июня 2021 года Банк международных расчетов сдается России и Китаю? [Электронный ресурс] — 10.06.2021. — URL: https://reosh.ru/Valentin-katasonov-28-iyunya-2021-goda-bank-mezhdunarodnyx-raschyotov-sdayotsya-rossii-i-kitayu.html (дата обращения 11.07.2021).

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в подходах крупнейших наднациональных структур просматривается отсутствие согласованной линии, прежде всего, по такому ключевому вопросу, как ближайшее будущее фискальной и денежной политики. Следует ли крупнейшим экономикам мира приступить к ужесточению денежной политики и фискальной консолидации в самое ближайшее время или необходимо дождаться окончания пандемии и выхода на траекторию постковидного роста? Соответственно, следует ли США, ЕС и Японии форсировать создание цифровых валют центрального банка и какое место в денежном обращении должны занять криптовалюты?

Одним из побудительных мотивов к нормализации мог бы стать всплеск инфляции, который стал очевидным к середине 2021 года. Однако МВФ со всякими оговорками ориентируется в основном на то, что этот всплеск носит временный характер. Соответственно, нормализация откладывается на более поздние времена, а в настоящий момент для поддержки доллара решено запустить СПЗ, тем более что попутно эмиссия СПЗ позволяет переложить на более бедные страны расходы по вакцинации и частично по долгам.

Конечно, в позиции МВФ можно найти и некую двусмысленность, поскольку столь масштабную эмиссию СПЗ вполне допустимо рассматривать не как меру по поддержке доллара, а, наоборот, как подготовку к замене доллара в качестве мировой валюты на наднациональную валюту в виде СПЗ. Однакотакая гипотеза не вполне основательна с учетом того, что деятельность МВФ в значительной мере находится под контролем Федеральной резервной системы (ФРС, или Федрезерв), которая, в свою очередь, пока предпринимает все усилия для поддержки доллара.

218

Что касается непосредственно ФРС, то создается впечатление, что на данном этапе для нее главным является не допустить усиления юаня в качестве одной из важнейших мировых резервных валют в условиях, когда Китай вырвался в лидеры по внедрению цифровой валюты центрального банка и созданию соответствующей платежной инфраструктуры. Соответственно, вопрос о возвращении к положительным ставкам можно отложить, несмотря на обострение проблемы инфля-ции10. Одновременно ФРС испытывает давление со стороны нового вида криптовалют — стейблкойна, который грозит занять вакантное пока место цифровой валюты11. И это ставит ФРС в довольно затруднительное положение. С одной стороны, для противодействия юаню ФРС не обязательно форсировать создание цифрового доллара — можно использовать другие рычаги, включая более активное вовлечение в оборот крипто-валют, многие из которых могут в той или иной степени стать объектом манипулирования. А с другой стороны, активизация попыток со стороны IT-корпораций создать частную цифрос вую валюту с огромной клиентской базой заставляет американские денежные власти активизировать работу по созданию цифрового доллара, в то время как необходимые условия для этого еще не созданы — прежде всего, не достигнуты компромиссы с американскими банками, для которых введение цифрового доллара может обернуться большими потерями.

Вероятно, двусмысленной ситуацией, в которой оказался крупнейших акционер МВФ — Федрезерв, — объясняет-

10 В июне темпы роста потребительских цен в США ускорились до 5,4% и стали максимальными за 13 лет. Базовая инфляция — без учета цен на продовольствие и энергоносители, ускорилась до 4,5% — максимум с 1991 года (Цит. по: ВОЙНА и МИР. Ошибка ФРС: инфляция в США отказалась быть временной. [Электронный ресурс] — 19.07.2021 — URL:https://www.warandpeace. ru/ru/news/view/158261/ (дата обращения: 21.07.2021).

11 Разновидность стейблкойна — Diem (первоначально Libra) — попытался запустить в 2019 году Facebook.

ся приглушенность темы ЦВЦБ в программных документах МВФ, а также отсутствие какой-либо ярко выраженной позиции в отношении криптовалют. Пока на первый план выносятся борьба с пандемией с последующим построением инклюзивного, свободного от углеродных выбросов мира.

Возвращаясь к Банку международных расчетов, можно констатировать, что его позиция по ряду ключевых аспектов не совпадает с позицией МВФ и ВЭФ. Создается впечатление, что для БМР защита интересов доллара не является приоритетом — для него на первом месте стоит обеспечение устойчивости мировой валютно-банковской системы, что, конечно, не означает игнорирование интересов доллара. Именно так можно интерпретировать настойчивость Банка в отношении скорейшей нормализации валютно-финансовой системы, продвижения правил Базеля III по золоту и форсированного введения ЦВЦБ, а также более чем сдержанное отношение к криптовалютам. Уместно также напомнить, что БМР провозглашает одной из своих главных целей противодействие обострению имущественного неравенства в мире, рассматривая именно в этом контексте необходимость ужесточения денежной и фискальной политики.

А ведь, как это было показано выше, валютно-финансовая система США не готова ни к скорой нормализации12, ни к принятию банками правил Базеля III, ни к форсированному введению цифрового доллара, ни, соответственно, к быстрому сворачиванию операций с криптовалютой, управляемый оборот которой может облегчить переход к цифровому доллару13. О важности для ФРС сохранения на какой-то период

12 Для сохранения в обозримом будущем сегодняшней структуры бюджетных расходов совокупная ставка по госдолгу США не должна будет превышать 1,2%.

13 В СМИ постоянно появляется информация о планах американской администрации то ввести ограничения для криптовалюты, то, наоборот, отказаться от таких ограничений, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

220

времени этого оборота свидетельствует тот факт, что Китай, главный соперник США, со своей стороны, стал принимать меры по подрыву рынка криптовалют, чтобы занять лидирующее место в сегменте ЦВЦБ и не дать западным странам времени для адекватной подготовки к вводу цифровой валюты. И здесь необходимо оговориться, что мы не отождествляем ту или иную международную организацию с конкретной элитной группировкой: самое главное — понять, сумели ли на данный момент все элитные группировки принять согласованное решение в отношении будущего МВФС. Но именно наличие различных подходов в рамках отдельных организаций позволяет предположить, что общая позиция еще не согласована и, соответственно, МВФС находится в неустойчивом положении.

В этих условиях у России появляется уникальное окно возможностей для построения своей инвестиционной модели. Но для того чтобы отвлечь Россию от выполнения данной задачи, мировой финансовый сектор пошел на некоторые послабления. Нам как бы выделяют часть мировой денежной эмиссии через повышение цен на углеводороды, согласие на использование СП-2, отказ от углеводородного налога на природный газ, экспортируемый в ЕС, и т.п. в надежде на то, что Россия, получив дополнительные доходы, не воспользуется переходным состоянием МВФС и, соответственно, ее временным ослаблением для решения очень трудной задачи формирования суверенной инвестиционной системы. Однако, как свидетельствует опыт 70-х годов прошлого века, льготный период в отношении России продлится недолго — ровно столько, сколько тре-

о планах в отношении криптовалюты отдельных представителей глобального бизнеса (например, И. Маска).

буется для переформатирования МВФС. Именно поэтому вопрос о формировании инвестиционной модели сейчас приобретает для России такую актуальность. Эта модель должна представлять собой резервный инвестиционный контур, встроенный в существующую модель валютно-финансовых отношений. Отметим, что построение такой модели требует разработки новых финансовых инструментов и технологий.

У России в силу ее географических и исторических особенностей есть все возможности для построения в сложившейся ситуации упомянутой выше инвестиционной модели, причем построение модели и разработку сопутствующих финансовых инструментов и технологий можно произвести, находясь во всеобщем тренде цифровизации. Центральные банки, и Банк России в том числе, пока определяют для себя, как должна «выглядеть» цифровая валюта и каково должно быть ее обеспечение, если оно вообще должно быть. Монетаристские догматы приучили всех к тому, что фиат-ная природа денег — вполне нормальное явление. Поэтому в основе большинства выпускаемых криптовалют лежат математические алгоритмы и договоренности, но отсутствует материально-залоговое обеспечение, что придает спекулятивный характер определению курсовой стоимости криптовалюта / фиатные деньги. По этому пути пока идет большинство всех современных криптовалют.

На наш взгляд, разумно в значение термина «цифровой» вкладывать только его технический смысл, поскольку цифровое представление финансовых транзакций и платежей является, безусловно, удобной и прогрессивной формой развития валютно-финансовых о ношений. Однако если в основу цифровой валюты положить материально-залоговое обеспечение,

222

то тогда система сопоставлений приобретет объективный характер, поскольку фиатные деньги будут участвовать в определении курсовой стоимости криптовалюта / фиатные деньги через биржевые цены товаров. Тем не менее предпринимающиеся и декларируемые ныне попытки создания цифровой валюты с каким-либо материальным обеспечением пока не увенчались успехом. Проведенные исследования выявили целый ряд факторов, определивших такой результат. Тем не менее материально-залоговое обеспечение цифровых валют представляется единственно возможным направлением, способным обеспечить стабилизацию международной валютно-финансовой системы. Решающим фактором успеха здесь является системная проработка нового финансового инструмента, учитывающая особенности функционирования и развития современной МВФС.

Мы предлагаем построить такой инновационный финансовый инструмент — «расчетное золото», опираясь на МВЗ-индекс [2, 3, 4] — индекс мультивалютного значения ценовой устойчивости, который формируется на множестве товаров, называемых дуальными, то есть таких товаров, которые способны выполнять в современных условиях и товарные, и денежные функции. Отметим, что в вопросе владения дуальными товарами Россия имеет серьезное конкурентное преимущество: ей принадлежит около 40% мировых запасов. Кроме того, страны Евразийского экономического союза владеют около 60% общего мирового объема запасов дуальных товаров.

По сути, предлагаемый финансовый инструмент «расчетное золото» является стейблкоином. Устойчивость этого инструмента гарантируется, во-первых, выбором якоря для дуальных товаров, во-вторых, динамичностью модели

МВЗ-индекса, что делает финансовый инструмент «расчетное золото» гибким, защищенным от различного рода спекулятивных атак и в силу этого объективным измерителем. На основе расчетного золота могут быть созданы неэмиссионные процедуры длинных дешевых финансовых инструментов, которые основаны на принципе обеспечения их мате риальными залогами, эквивалентными по стоимости и ликвидности монетарному золоту, которое на текущий момент целесообразно выбрать в качестве якоря для дуальных товаров.

Для создания расчетного золота Россия может использовать балансовые материально-залоговые активы как российских производителей, так и государственных фондов различных категорий, материально-залоговые активы лицензионных стратегических запасов, неснижаемые складские остатки, которые возникают в распределенных транспортных системах, накопленный ранее ущерб, образовавшийся, например, в техногенных месторождениях14.

Сформированные таким образом товаро-валютные резервы, положенные в основу финансовых инструментов и технологий неэмиссионного типа, дадут возможность создать в рамках ЕАЭС международную платежно-расчетную инфраструктуру, которая не зависит от американского доллара и предусматривает создание наднациональной платежно-расчетной единицы, которой и является предлагаемый инструмент «расчетное золото». В силу своего построения эта наднациональная платежно-расчетная единица обладает внутренней ценностью, эквивалентна стои-

14 Техногенные месторождения — это скопления минеральных веществ на поверхности Земли или в горных выработках, представляющие собой отходы горного, обогатительного, металлургического и других производств и пригодные по количеству и качеству для промышленного использования.

224

мости монетарного золота и имеет материально-залоговое обеспечение. Форма выпуска может быть как предъявительская, так и электронная (цифровая).

Для России расчетное золото открывает возможность построения двухконтурной национальной валютно-финансовой системы [5], в которой оно будет осуществлять взаимодействие через клиринговые процедуры между существующим финансовым эмиссионным контуром и создаваемым резервным инвестиционным контуром. В двухконтурной национальной валютно-финансовой системе первый (эмиссионный) контур по-прежнему будет базироваться на золотовалютных резервах, функционировать по правилам и регламентам национальных и наднациональных финансовых регуляторов и соглашений, означающих осуществление валютно-долгового принципа проведения эмиссионных процедур; второй (инвестиционный) контур будет базироваться на товаро-валютных резервах и будет использовать принцип материально-залогового обеспечения выпуска неэмиссионных финансовых инструментов.

Создание инвестиционного резервного контура и разработка неэмиссионных инструментов его обращения позволит осуществить генерацию длинных и дешевых инвестиционных ресурсов, что будет способствовать решению задач обеспечения экономической безопасности России, ее финансовой устойчивости, а также реализации национальных проектов.

Библиографический список

1. Беленчук С.И. Сдвиги в управлении мировой финансово-денежной системой в условиях пандемии // Вестник института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета, № 1/2 — М.: РГГУ, 2020. — С. 114-122.

2. Минченков М.А., Водянова В.В., Заплетин М.П. Математическая модель создания расчетного золота // М.: Издатель ООО «Сила систем», Сила систем, № 4, 2017. С. 57-71.

3. Минченков М.А., Водянова В.В., Заплетин М.П. Методология построения МВЗ-индекса устойчивости на товарах дуальной группы. Статья — М., ГУУ, Вестник университета (Государственный университет управления), № 11, 2016. C. 141-147.

4. Минченков М.А., Водянова В.В., Заплетин М.П., Глазунова В.В. Модель индекса мультивалютного значения устойчивости (МВЗ-индекса устойчивости)// Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сен-чаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 14 марта 2017 г.). — М.: Институт экономики РАН, 2017. — 265 с. (С. 251-254).

5. Рябухин С.Н., Минченков М.А., Водянова В.В., Заплетин М.П. Двух-контурная валютно-финансовая система как инструмент развития национальной экономики Российской Федерации и обеспечения ее суверенитета // Научные труды Вольного экономического общества России, Том 225, 2020. — М.: ООО «Вольное экономическое общество России». — С. 182-200.

References

1. Belenchuk, S.I. (2020), Sdvigi v upravlenii mirovoj finansovo-denezhnoj sistemoj v usloviyax pandemii, Vestnik instituta e"konomiki, upravleniya i prava Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, vol. 1/2, January, p. 114-122.

2. Minchenkov, M.A., Vodyanova, V.V. and Zapletin, M.P. (2017), Matematicheskaya model" sozdaniya raschetnogo zolota, Sila system, vol. 4, Decmber, p. 57-71.

22

3. Minchenkov, M.A., Vodyanova, V.V. and Zapletin, M.P. (2016), Metodologiya postroeniya MVZ-indeksa ustojchivosti na tovarax dual"noj gruppy, GUU, Vestnik universiteta (Gosudarstvenny"j universitet upravleniya), vol.11, Decmber, p. 141-147.

4. Minchenkov, M.A., Vodyanova, V.V., Zapletin, M.P. and Glazunova, W.V. (2017), Model" indeksa multivalutnogo znacheniya ustojchivosti (MVZ-indeksa ustojchivosti), Institut e"konomiki, Sbornik nauchnyx trudov «Senchagovskiye chteniya», March, p. 251-254.

5. Ryabukhin, S.N., Minchenkov, M.A., Vodyanova, V.V. and Zapletin, M.P. (2020), Dvuxkonturnaya valyutno-finansovaya sistema kak instrument razvitiya nacional"noj e"konomiki Rossijskoj Federacii i obespecheniya eyo suvereniteta, VEO, vol. 225, p. 182-200.

Контактная информация / Contact information

НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» ФБГОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, 36. Research Institute «Innovative Financial Instruments and Technologies» (Plekhanov Russian University of Economics), 36, Stremyanny"j pereulok, Moscow, 117997, Russia.

Водянова Вера Владимировна / Vera V. Vodyanova [email protected]

Беленчук Сергей Иванович / Sergei I. Belenchuk [email protected]

Минченков Михаил Александрович / Mikhail A. Minchenkov [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.