Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПЕРЕХОД ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Ю.С., Кострова Ю.Б.

В рамках настоящего исследования рассмотрен зарубежный и отечественный опыт перехода политического управления в цифровое пространство, исследованы существующие модели электронного правительства. Объект исследования - политическое управление как основополагающий базис воздействия на общественные отношения в современном социуме, который существует публичным образом через власть государства. Предмет исследования - особенности и специфика реализации функций политического управления с использованием возможностей цифрового пространства. Цель данной научной статьи - исследование зарубежного и отечественного опыта перехода политического управления в цифровое пространство, анализ существующих моделей электронного правительства. Определено, что процесс цифровизации политического управления является попыткой выработки способа контроля политической коммуникации. Перед правительством возникают задачи сформировать каналы взаимодействия как внутренние, так и внешние. В результате авторами сформирован вывод о том, что цифровизация политического управления делает возможным расширение коммуникативных векторов, демократизирующих и легитимизующих политический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION OF POLITICAL GOVERNANCE TO THE DIGITAL SPACE: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Within the framework of this study, the foreign and domestic experience of the transition of political governance to the digital space is considered, the existing models of e-government are investigated. The object of the study is political governance as a fundamental basis for influencing public relations in modern society, which exists in a public way through the power of the state. The subject of the study is the features and specifics of the implementation of the functions of political governance using the capabilities of the digital space. The purpose of this scientific article is to study the foreign and domestic experience of the transition of political governance to the digital space, the analysis of existing models of e-government. It is determined that the process of digitalization of political management is an attempt to develop a way to control political communication. The government is faced with the task of forming channels of interaction, both internal and external. As a result, the authors conclude that the digitalization of political governance makes it possible to expand the communicative vectors that democratize and legitimize the political process.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

EDN: UEHDUJ

Ю.С. Афанасьева - к.ф.н., доцент кафедры бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, Рязань, Россия, kalab-yuliya@yandex.ru,

Yu.S. Afanasyeva - phd in philosophy, associate professor of the department of business and management, Ryazan branch of the "Moscow Witte University", Ryazan, Russia;

Ю.Б. Кострова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московскийуниверситет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, Рязань, Россия, ubkostr@mail.ru,

Yu.B. Kostrova - phd in economy, associate professor, head of the department of business and management, Ryazan branch of the "Moscow Witte University", Ryazan, Russia.

ПЕРЕХОД ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ THE TRANSITION OF POLITICAL GOVERNANCE TO THE DIGITAL SPACE: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация. В рамках настоящего исследования рассмотрен зарубежный и отечественный опыт перехода политического управления в цифровое пространство, исследованы существующие модели электронного правительства. Объект исследования - политическое управление как основополагающий базис воздействия на общественные отношения в современном социуме, который существует публичным образом через власть государства. Предмет исследования - особенности и специфика реализации функций политического управления с использованием возможностей цифрового пространства. Цель данной научной статьи - исследование зарубежного и отечественного опыта перехода политического управления в цифровое пространство, анализ существующих моделей электронного правительства. Определено, что процесс цифровиза-ции политического управления является попыткой выработки способа контроля политической коммуникации. Перед правительством возникают задачи сформировать каналы взаимодействия как внутренние, так и внешние. В результате авторами сформирован вывод о том, что цифровизация политического управления делает возможным расширение коммуникативных векторов, демократизирующих и легитимизующих политический процесс.

Abstract. Within the framework of this study, the foreign and domestic experience of the transition of political governance to the digital space is considered, the existing models of e-government are investigated. The object of the study is political governance as a fundamental basis for influencing public relations in modern society, which exists in a public way through the power of the state. The subject of the study is the features and specifics of the implementation of the functions of political governance using the capabilities of the digital space. The purpose of this scientific article is to study the foreign and domestic experience of the transition of political governance to the digital space, the analysis of existing models of e-government. It is determined that the process of digi-talization of political management is an attempt to develop a way to control political communication. The government is faced with the task of forming channels of interaction, both internal and external. As a result, the authors conclude that the digitalization of political governance makes it possible to expand the communicative vectors that democratize and legitimize the political process.

Ключевые слова: управление, цифровое пространство, информация, политические коммуникации, информационно-коммуникационные технологии, электронное Правительство, социальное взаимодействие.

Keywords: management, digital space, information, political communications, information and communication technologies, e-government, social interaction.

Введение

Политические коммуникации являются неотъемлемой частью государственного управления и представляют из себя регулярное целенаправленное информационно-коммуникативное воздействие на массовую аудиторию. Современная структура коммуникаций в политике представляет из себя каналы создания и обмена информационными сообщениями как внутри органов государственной власти, так и с гражданами, общественными организациями и прочими политическими акторами.

В связи с расширением роли средств массовой коммуникации и техническим развитием коммуникативного пространства, развиваются такие мониторные механизмы, как новые информационные технологии, электронное правительство, независимые площадки для обсуждения и участия в политической жизни общества и иные формы, указывающие на цифровизацию большей части общественно-политических процессов. Отныне политическая власть столкнулась с проблемой активного гражданского контроля и вынуждена выстраивать отношения более обдумано и открыто, давая возможность активной части населения принимать участие в решении государственных вопросов. Говоря об особенностях российской политической коммуникации, обозначим однонаправленный вертикальный характер выстраивания связи с гражданами. Отсутствие сложностей в освоении медийного пространства со стороны государства указывает на мобильность системы политического управления и способность реагировать на трансформацию окружающей информационной среды в кратчайшие сроки.

Результаты исследований

Адаптация в новом Интернет-пространстве и освоение цифровых инструментов не могло не сказаться на политических коммуникациях. Теперь выстраивать диалог можно по моделям «сверху вниз» и «снизу верх», так как значительно укрепилась горизонтальная коммуникация, выносящая гражданское общество на политическую арену в качестве нового игрока.

Невозможно не слышать собственных граждан и игнорировать всплывающие проблемы. Как в модели политической системы Д. Истона, теперь благодаря комфортному коммуникационному пространству поступают требования и в этом же пространстве политическая власть предоставляет отчет о проделанной работе. Если проблематика запроса позволяет раскрыть этапы решения проблемы, они могут быть доступны для мониторинга.

Эффективность выстраиваемой политической коммуникации в условиях цифрового пространства побудила к модернизации процессов политического управления за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [6]. Эта модернизация позволит выстроить коммуникацию между обществом (частными и юридическими лицами), общественными организациями и органами государственной власти, что особенно важно для развивающихся переходных государств. Инструменты ИКТ в состоянии сделать более прозрачными бюрократические процессы, расчертить навигационную карту по решению социально-экономических вопросов (т.е. сможет указать какое ведомство и за что отвечает) и сократить время на обработку запроса и минимизировать затраты на содержание органов государственной власти. Ожидалось решить проблемы низкого качества предоставляемых услуг, медленного реагирования на динамичность социальных приоритетов, нехватки квалифицированного персонала и пониженной мотивации к работе со стороны действующих госслужащих.

Вариантом цифровой трансформации политического управления стал проект «Электронное правительство». Рассмотрим последствия данного проекта.

Во-первых, следует указать на определение «электронного правительства», подразумевавшего под собой систему, решающую проблему бумажного документооборота и излишней бюрократической нагрузки за счет перевода государственных и муниципальных услуг в цифровую среду [4].

Во-вторых, целесообразно определить «электронное государство» как определенную коммуникативную инфраструктуру, дающую возможность государственным органам выстраивать коммуникацию с обществом в условиях новых информационных технологий.

В результате внедрения данного инструмента в политическое управление иностранных государств (в российский процесс управления цифровизация пришла позднее) есть возможность обозначить функциональные модели e-Government:

- англо-американская модель (характеризующая опыт Великобритании, США и Канады);

- континентально-европейская модель (на примере европейских государств);

- азиатская модель (дающая представление о практике Южной Кореи и Сингапура).

- российская модель (пример организации российского электронного управления может служить практическими рекомендациями по созданию эффективной коммуникационной платформы внутри ведомств и адаптации граждан в общегосударственный процесс) [2].

Архитектура англо-американской модели электронного правительства выражается в нескольких этапах:

1) начальное присутствие, где необходимо было создать в виртуальном пространстве правительственный сайт, содержащий в себе востребованную информацию, которая до этого была в открытом доступе на физических информационных стендах в зданиях ведомств;

2) расширенное присутствие, где пользователь уже может знакомиться с регулярно обновляемой информацией на сайтах всех действующих ведомств, нормативно-правовыми актами и новостями. Появляется ограниченный вид обратной связи с ведомственными органами при помощи электронной почты, указанной среди прочей информации, можно оставить комментарий;

3) интерактивное взаимодействие, где уже сформирован главный государственный портал, единое место, связывающее пользователя со всеми представленными органами власти. Первый этап электронного документооборота;

4) проведение транзакций, где можно запрашивать документы (смена паспорта или получение визы) и оплачивать государственную пошлину;

5) бесшовное взаимодействие, где портал уже может оказать любую государственную услугу, а правительство получает собственную электронную копию.

Представленные методы позволили значительно упростить доступ к информации и ее поиску, значительно минимизировать бюрократические сложности при оказании государственных услуг,

внедрить электронный документооборот и использовать инструмент цифровой подписи среди госслужащих.

Практика адаптации электронного правительства европейских государств особо показательна с методической точки зрения, так как адаптивные приемы учитывают особенности каждой страны, входящих в Европейский союз:

1) единый доступ к государственным институтам в форме общего Интернет-портала, который консолидирует в одном месте Европейский парламент, суд и Еврокомиссию. Эти межгосударственные органы оказывают влияние на все страны Евросоюза;

2) формирование и нормативное закрепление механизмов политического управления: электронный документооборот и защита персональных данных, внедрение цифровых электронных подписей и системы электронного голосования, оплаты налоговых начислений и штрафов.

Рассматривая правовой аспект электронного государства, подчеркнем развитость законодательной европейской базы о защите личных прав [7]. Документы нацелены на вопросы сбора и обработки персональной информации. Европейские нормативно-правовые акты устанавливают цели сбора информации, порядок уведомления лиц, чья информация собирается и прописывают санкции в случае правонарушений.

Помимо юридических документов, рассматривается вопрос о создании специальных контролирующих органов, применяющих соответствующее законодательство и обрабатывающих обращения пострадавших от нарушений граждан.

Правительства стран Европейского союза стараются использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий в качестве фактора, повышающего комфорт осуществления гражданских операций.

Работа государственных органов не должна вызывать вопросов и быть понятной для гражданина, побуждая при возникновении проблем и сложных задач обратиться за помощью к ведомствам. Среди вызовов перехода к электронному правительству называется проблема включения в новые процессы пожилого населения. Не каждый может пользоваться техническими устройствами (компьютерами и смартфонами) и ориентироваться в Интернет-пространстве.

Азиатская модель электронного управления имеет иную специфику, в отличие от европейской и американской, начиная с выстраивания межведомственных коммуникаций. Азии присуща иерархия подчинения в большинстве сфер общественной жизни и, особенно, в политической.

Сначала обратимся к стратегическим шагам развития электронного правительства Сингапура. Среди задач, которые ставило для себя правительство, подробно изучив опыт других государств:

- подготовка профессиональных кадров для работы в новой цифровой среде;

- увеличение числа государственных услуг, которые возможно перенести в дистанционный формат;

- проработка межведомственной коммуникации и увеличение ее эффективности;

- обучение граждан возможностям информационно-коммуникационного взаимодействия;

- использование актуальных технических методов ИКТ, позволяющих поддерживать спрос со стороны граждан и организаций [1].

Государственные органы сами отвечают за определение списка услуг, предоставляемых гражданам, однако есть целенаправленные органы, занимающиеся внедрением информационно-коммуникативных технологий для организации обратной связи [8]. Ведомства, стараясь обеспечить комфорт обращений граждан, объединяют физические отделения для приема граждан; создают электронные платформы; прорабатывают способы оказания услуг.

Так, считаем сингапурский опыт образцом прикладного информационного процесса за внедрение актуальных способов коммуникации. Например, доступ к сразу нескольким каналам обратной связи: сообщение на сайте, телефонные звонки, переписка по электронной почте, представительство государственных органов в социальных сетях (передача обращений через комментарии) и с помощью мессенджеров.

Южную Корею отличает от других государств распространение высокоскоростного интернета и предоставление доступа к нему всем гражданам. Техническое оснащение так же на довольно высоком уровне, что позволяет перейти к максимальному использованию мобильных устройств.

В данном государстве процесс цифровизации активно вошел в обиход повседневной жизни, ведь система обмена информационными сообщениями (развитые средства массовой коммуникации), экстренных и просто государственных оповещений, а также оплаты общественного транспорта и других муниципальных услуг.

В качестве коммуникативного пространства также созданы государственные порталы, обеспечивающие поддержку населения и бизнеса.

Это всё та же специализация, как и у англо-американской и континентально-европейской моделей: запрос и получение государственных услуг, наличие обратной связи (возможность направления обращений и жалоб), поддержка бизнеса. Ключевым отличием южнокорейского политического управления - формирование мобильного электронного правительства: создание мобильных приложений, выполняющих те же функции, что и веб-порталы. Это направление помимо мобильности способствует ускорению коммуникации за счет автоматизации большей части процессов (внедряются чат-боты, быстро обрабатывающие поступающую информацию и работающие по стандартному алгоритму значительно быстрее человека).

Обозначим следующие ключевые аспекты российской модели:

- создание портала государственных услуг - «Госуслуги», оказывающий широкий список электронных услуг;

- консультационная поддержка и помощь подачи обращений и запросов в органы государственной власти с помощью многофункциональных центров;

- организация представительства ведомств регионального и федерального уровня в веб-пространстве и социальных сетях.

Накопленный опыт применения электронного правительства очерчивает несколько характерных коммуникационных векторов, которые обозначают стремление наладить политическое управления как вертикального, так и горизонтального характера:

- государство для государства (коммуникация между государственными службами, ведомствами на всех уровнях: местном, региональным и федеральным);

- государство для бизнеса (взаимодействие с представителями крупного, среднего и малого бизнеса);

- государство для граждан (обмен информацией между гражданами и органами государственной власти).

Форма коммуникации «государство - государство» является катализатором развития внутреннего взаимодействия между органами государственной власти [3]. Это способствует построению эффективной государственной политики, созданию сильных коммуникационных каналов, и как следствие нормативное оформление функции и полномочий востребованных ведомств. Грамотная работа в этом направлении позволит облегчить бюрократические процедуры и сделать процесс внутренней политики понятным и прозрачным.

Форма «государство - граждане» позволяет создать благоприятные условия для развития гражданского общества, добавив демократические свойства правления: наличие власти меньшинства, горизонтальное распределение решений, появление плюрализма мнений за счет увеличения числа элитных групп.

Относительно новая коммуникационная форма - «государство - бизнес» [5]. Исследователи обозначают нового актора в политическом управлении в лице экономических групп. Эта коммуникация возможна в связке Government relations (GR), связи с органами государственной власти.

Это система отношений государства, бизнеса и гражданского общества направлена на продвижение всеобщих интересов в политическую сферу.

Экономические элиты (в основе своей представители крупного и среднего бизнеса) могут оказывать влияние на ряд политических решений, которые кажутся им полезными и необходимыми для развития бизнеса. Это партнерство в теории направлено на перераспределение полномочий и поиск материального обеспечения для реализации государственных проектов, улучшающих социальную среду, своеобразный вид лоббизма.

Формула, включающая в себя влияние экономических интересов на политику достаточно сложна с этической и прикладной точки зрения. Первая проблема - это соблюдение баланса общей пользы от экономических интересов, а не учет прикладной пользы для заинтересованных бизнес-элит.

Второй проблемой является роль самого государства в политическом управлении. Консолидация с целью исследования проблем и разработки решений общественными и бизнес организациями способны стереть границы государственных полномочий. Т.е. пропадает доминирующая роли правительства, ведь теперь данный институт является лишь исполнителем запросов и уже не может оказывать воздействие на политическое развитие.

Это очередной вызов сохранению стабильного концентрированного политического управления. Переход в цифровую плоскость заставляет государство учитывать интересы компаний, органи-

зующих и обслуживающих технический доступ к новым коммуникационным каналам.

Подводя итоги, отметим значительное влияние внедрения цифровых технических инструментов на политические коммуникации и управление в целом. Организовываются новые формы информационного многоуровневого взаимодействия и выстраивается возможность включение в политический процесс активные институты гражданского общества.

Особенности цифровизации политических коммуникаций XXI века включают в себя: структурирование целевой аудитории, развитие коммуникаций в горизонтальной плоскости, создание информационного контента пользователями интернет-коммуникаций, влияние пользовательских оценок на восприятие информационных сообщений, размывание территориальных границ для участия в государственном коммуникационном процессе, возникает мобилизационный потенциал, отсутствуют ограничения для распространения контента, возникают новые инструменты коммуникативного влияния (политический SMM и таргет), СМИ отводятся на второй план по формированию новостной повестки, появляется возможность в любой момент вернуться к новостному сообщению и значительно видоизменяет информационный материал (освоение аудио, видео и текстового форматов публикации).

Отныне люди с активной гражданской позицией могут самостоятельно принимать участие в формировании информационной повестки как индивидуально, так и формируя сообщества, базирующиеся на политических, религиозных, идеологических и прочих предпочтениях.

Увеличивается число лидеров общественного мнения, что становится вызовом для политической власти выстраивать удобный политический дискурс и манипулировать массовым сознанием. Информационное разнообразие дает возможность человеку выстраивать собственное отношение и трактовку событий, исходя из жизненного опыта, накопленной информационной базы и других субъективных факторов. Заключение

Таким образом, процесс цифровизации политического управления можно считать попыткой выработки способа контроля политической коммуникации. Перед правительством возникают задачи сформировать каналы взаимодействия как внутренние, так и внешние. Зарубежный опыт встраивания органов государственной власти в цифровую среду формирует новый проект - электронное правительство. Выстраивание взаимодействия с населением имеет общие методические шаги: создание электронных копий органов власти в цифровом пространстве (появление информационных сайтов ведомств), объединение всех ведомств в одном месте при помощи главного портала государственных услуг (их может быть несколько), формирование комфортной обратной связи и механизмов качественной работы с обращениями граждан, нормативное закрепление функций электронного правительства: хранение и обработка персональных данных, регулирование электронного документооборота, в некоторых зарубежных странах - внедрение цифровой подписи и контроль за системой электронного голосования.

Цифровизация политического управления делает возможным расширение коммуникативных векторов, демократизирующих и легитимизующих политический процесс:

- государство для государства (коммуникация между государственными службами, ведомствами на всех уровнях: местном, региональным и федеральным);

- государство для бизнеса (взаимодействие с представителями крупного, среднего и малого бизнеса);

- государство для граждан (обмен информацией между гражданами и органами государственной власти).

Источники:

1. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. Проблемы формирования цифровой зрелости Рязанского региона // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 4 (43). - С. 48-54. doi: 10.21777/2587-554X^022-4-48-54.

2. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Проблемы подготовки кадров для местного самоуправления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2018. - № 4(20). - С. 122-128. - DOI 10.24151/2409-1073-2018-4-122-128.

3. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Показатели оценки эффективности системы управления инновациями // Финансовый бизнес. - 2021. - № 2(212). - С. 30-32.

4. Саттарова И. В. Модели, уровни и механизмы корпоративного управления // Развитие современного общества: вызовы и возможности : Материалы XVII МНПК. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. - С. 377-381.

5. Швайка О.И. Цифровизация права и экономики в России и за рубежом: эволюция и тенденции развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 4 (43). - С. 17-29. doi: 10.21777/2587-554X^022-4-17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.