Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД МУЗЕЕВ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПЕРЕХОД МУЗЕЕВ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
COVID-19 / коронавирус / музей / виртуальный музей / пандемия / туризм. / COVID-19 / coronavirus / museum / virtual museum / Pandemic / Tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова О.Р.

Статья посвящена изучению роли виртуальных музеев на современном этапе на фоне продолжающейся пандемии COVID-19. В статье также рассматривается влияние пандемии на механизм перехода музеев в виртуальную среду, не только как вынужденная мера, но и как поиск новых путей коммуникации, шаг навстречу аудитории в эпоху стремительной цифровизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS TRANSITION TO THE DIGITAL ENVIRONMENT UNDER THE INFLUENCE OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article is devoted to the study of the role of virtual museums at the present stage against the background of the ongoing COVID-19 pandemic. The article also examines the impact of the pandemic on the mechanism of museums' transition to a virtual environment, not only as a forced measure, but also as a search for new ways of communication, a step towards the audience in the era of rapid digitalization of society.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД МУЗЕЕВ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Государственному банку должна быть поставлена первопроходческая задача, считая повышение знаний людей в области финансов и банковского дела важной задачей, которая неотделима от стратегии устойчивого развития банковской системы. В настоящее время обучение в области финансов и банковского дела в России сосредоточено на академической подготовке (в университетах и колледжах). Следовательно, необходимо выбрать подходящее подразделение для разработки программ или генеральных планов по обучению и укреплению знаний людей в области банковского дела и финансов для определенных групп населения.

Масштабы финансовых ресурсов населения с годами становятся все больше, мобилизация части этого капитала для инвестиций в развитие не только увеличивает размер капитала, но и способствует устойчивости экономики. Кроме того, сбережения часто используются для накопления золота или иностранной валюты. Для того чтобы решения по мобилизации капитала у населения были осуществимы и эффективны, прежде всего, государство должно обеспечить принцип создания справедливой и прозрачной деловой и инвестиционной среды, чтобы люди могли доверять и были готовы донести их до общественности.

Список литературы

1. Абаев А. Л. Исследование поведения потребителей финансовых услуг: ответственное отношение к получению кредита // Практический маркетинг. - 2017. - № 9. - С. 19-24.

2. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: краткий курс / Артём Богдашевский. -Москва: Альпина паблишер, 2019. - 304 с.

3. Бурыкин Д. В. Взаимосвязь кредитного контроля и финансовой грамотности заемщиков при обеспечении экономической безопасности домашних хозяйств и банков - 2017. - № 2. - С. 35-44.

4. Девлет-Гельды Г. К., Контуры финансовой грамотности и финансового поведения молодежи // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2018. — № 1. — С. 162-167.

5. Новожилова Н. В. Финансовая грамотность: педагогические подходы формирования // Народное образование. - 2017. - № 9/10. - С. 125.

6. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность как необходимый элемент социализации в условиях рыночной экономики / Е. В. Савицкая. -2016. - N 2. - С. 182-187.

ПЕРЕХОД МУЗЕЕВ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19

Полякова О.Р.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общественных связей, туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Россия, г. Москва

MUSEUMS TRANSITION TO THE DIGITAL ENVIRONMENT UNDER THE INFLUENCE OF THE

COVID-19 PANDEMIC

Polyakova O.

Candidate of Pedagogic Science, Associate Professor at the Department of Public relations, tourism and hospitality Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow

Аннотация

Статья посвящена изучению роли виртуальных музеев на современном этапе на фоне продолжающейся пандемии COVID-19. В статье также рассматривается влияние пандемии на механизм перехода музеев в виртуальную среду, не только как вынужденная мера, но и как поиск новых путей коммуникации, шаг навстречу аудитории в эпоху стремительной цифровизации общества.

Abstract

The article is devoted to the study of the role of virtual museums at the present stage against the background of the ongoing COVID-19 pandemic. The article also examines the impact of the pandemic on the mechanism of museums' transition to a virtual environment, not only as a forced measure, but also as a search for new ways of communication, a step towards the audience in the era of rapid digitalization of society.

Ключевые слова: COVID-19, коронавирус, музей, виртуальный музей, пандемия, туризм.

Keywords: COVID-19, coronavirus, museum, virtual museum, Pandemic, Tourism.

Музеи имеют огромное значение в сохранении и развитии мирового историко-культурного наследия. Они выступают в роли посредников в процессе передачи накопленных исторических и культурных данных. Музеи без преувеличения можно назвать

памятью истории, на основе которой формируется субъективное и общественное понимание роли, как отдельных личностей, так и целых народов в глобальной перспективе развития, формирования будущего, в том числе искусства, науки, технологий и

пр. Музеи, как уникальный институт культуры, призваны подталкивать широкие социальные слои к исследованию мирового, равно как и отечественного наследия, формировать тесные связи в рамках самого общества, между поколениями и представителями различных социальных групп, посредством чего возникают и развиваются гуманистические основы современного общества.

К сожалению, на всем протяжении существования мира, общество неизбежно сталкивается с различными вызовами, некоторые из которых носят глобальный характер и способны оказывать огромное влияние на мировые процессы. С одним из таких вызовов мир столкнулся совсем недавно, а его влияние продолжается и в настоящее время. Речь идет про пандемию COVID-19, которая затронула все сферы жизни общества, отразившись на всей мировой экономической, политической и социальной системе, и продолжает оказывать негативное влияние на жизни множества людей в планетарном масштабе. Серьезная эпидемиологическая ситуация поставила множество вызовов также и перед туристской отраслью, как частью мировой экономической системы. Под удар неизбежно попали и музеи, столкнувшиеся с резким падением спроса.

Европейский центр NEMO (Network of European Museum Organizations) в апреле 2020 года исследовал 650 музеев (в основном европейских) из 41 страны мира в период пандемии. Согласно полученным в ходе исследования данным, около 92% из музеев были закрыты для посетителей, вследствие чего понесли существенные финансовые потери. Глобальное сокращение турпотока привело к тому, что крупные музеи мира потеряли 75-80% своего дохода. Важно заметить, что до недавнего времени 4 из 10 туристов при выборе место для отдыха обращали внимание на наличие культурных объектов. [5]

Одновременно с тем существенным ударом, который был нанесен мировой экономике, пандемия открыла для представителей самых различных сфер окно возможностей. В данном случае музеи не стали исключением. Главная проблема в формировании спроса в настоящее время заключается в том, что даже в условиях активного периода вакцинации населения, глобальная эпидемиологическая картина, в рамках которой возникновение новых штаммов и их распространение не позволяет делать оптимистичных предположений касаемо перспектив доступа к музейным экспозициям. Разумеется, большинство музеев, по возможности, возобновляют свою работу, при условии соблюдения требуемых мер безопасности, с учетом всех необходимых и вынужденных ограничений для посетителей.

Не смотря на то, что диверсифицированная модель финансирования, в частности, европейских музеев, отчасти смягчила падение за счет большей гибкости, вопрос восстановления посещаемости приобрел смежные задачи в виде необходимости активизации усилий по приспособлению отрасли к той ситуации, когда люди не имеют возможности

непосредственного посещения музейных комплексов. Музеям пришлось внести множество изменений в свою повседневную работу из-за текущей ситуации. Творческое решение состояло в том, чтобы изменить задачи персонала для переноса системы работы с посетителями в онлайн. 30% музеев внесли изменения в функции персонала, в то время как 13% добавили ресурсы для проведения онлайн-мероприятий. Об этом свидетельствует анализ собранных до 3 апреля 2020 года данных, по результатам другого опроса NEMO. [4]

К весне 2020 года, по данным доклада ЮНЕСКО «Museums around the world in the face of COVID-19», во всем мире свою работу были вынуждены приостановить более 90% музеев во всем мире. Прекращение работы музеев привело к неизбежному и весьма существенному сокращению международного культурного туризма примерно на 75%. В виду сложившейся крайне непростой ситуации, 93% музеев расширили или запустили интернет-сервисы непосредственно в период пандемии. Более 75% музеев активизировали свою деятельность в социальных сетях. Также по данным вышеупомянутого доклада, 53% музеев направили свою деятельность на создание видеоконтента. Для части это выразилось в увеличении объема контента, тогда как для других пандемия стала причиной рассмотрения данного шага впервые. [3]

Согласно статистическим данным издания, входящего в авторитетную интернациональную информационную сеть в сфере искусства The Art Newspaper Russia, падение посещаемости отечественных музеев в процентах исчисляется двузначными цифрами, в большинстве случаев. [2] Разница в уровне падения спроса вызвана множеством факторов, во главе которых, безусловно, стоит пандемия. Однако способность того или иного музея быстрого переноса экспозиции на онлайн-плат-форму, либо ее наличие, безусловно, сыграла существенную роль, если не в восстановлении спроса, то в смягчении падения.

Необходимо отметить, что онлайн-экспозиций пользуются популярностью не только за рубежом, но и в России. Так, согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного к Международному дню музеев, за время вынужденной изоляции с апреля по май виртуальные туры по российским музеям посетили более половины (57%) россиян, имеющих выход в глобальную сеть интернет. Необходимо отметить, что проведенный опрос также свидетельствует о достаточно высоком уровне осведомленности о возможности посещения виртуальных музеев среди населения (свыше 89% и 74% среди жителей крупных городов и сел страны соответственно). Самой же возможностью посетить музей в онлайн-формате воспользовались 19% опрошенных, причем 57% из них сделали это за время пандемии коронавируса. [1]

Об интересах к онлайн-проектам сообщают сами музеи. Например, музей Эрмитаж. За месяц, начиная с 17 марта, музеем были опубликованы в сети 60 программ, а также 43 instagram-эфира. Чуть

менее чем через месяц, выложенные программы собрали около 15 млн. просмотров, что в совокупности с 5 млн. просмотров раздела «Виртуальный визит» на сайте Эрмитажа превышает годовую реальную посещаемость музея в несколько раз.

Онлайн-формат - это, несомненно, прекрасная возможность увидеть экспонат, услышать рассказ экскурсовода, узнать историю вопроса. И в случае невозможности физического присутствия, виртуальный музей является достаточно удобным и очевидным решением. Данный формат экспозиций обладает своими бесспорными преимуществами, позволяющими расширить осведомленность и дать развернутую информацию о предмете. Кроме того, действующие инициативы музея в виртуальной среде помогут предоставить посетителю уникальный опыт переживания, а возможности в придании наглядности многих процессов и явлений, в некоторых случаях и при должном уровне проработки, можно считать выигрышным даже на фоне решений в области дополненной реальности. Преимущества и недостатки такого решения формируются на технологическом уровне формирования трехмерных моделей музея, программных решений разработки карты маршрута музея, повышения детализации изображения. Возможность комфортного восприятия контента, в данном случае, упирается не только в технологический инструментарий разработчиков, но и в аппаратно-программную составляющую на стороне посетителя виртуального музея.

Поскольку музей сочетает в себе популяризаторскую функцию проводника в области истории, культуры и искусства, одновременно являясь своего рода форпостом массового туризма, доступ и к виртуальным музеям также должен иметь как можно меньше препятствий. В данном случае речь идет об обеспеченности населения скоростной интернет-связью. Качество же нтернет-соединения сильно разнится от крупных городов до мелких населенных пунктов, в том числе и в развитых государствах. И если в случае с видео-экскурсией технические требования для комфортного просмотра могут быть соблюдены с большей вероятностью, то просмотр экспозиции через погружения в трехмерную модель, предполагающую некоторую свободу действий в выстроенном графическом пространстве, помимо прочих требований зачастую имеет распространенные недостатки в виде, например, возможности перемещения исключительно по удаленным дискретным точкам.

В заключение стоит отметить, что ни один виртуальный проект, ни одна даже самая реалистичная и технологичная модель не может заменить настоящий визит в музей. Каждый экспонат, подлинный экспонат, представляет безусловную ценность. Ценность историческую, культурную и материальную. В этом плане важно не допустить размытия грани визуального восприятия, путем подмены понятий. И здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что не следует сравнивать посещение онлайн-вы-ставок и экспозиций с личным присутствием. Возможностью нахождения от бесценного предмета историко-культурного наследия на расстоянии метра. Разумеется, музей не должен рассматриваться лишь как постройка со связанными помещениями, наполненными людьми и экспонатами. В качестве яркого примера в данном контексте можно привести музей Эрмитаж, который сам по себе история, произведение искусства и объект наследия. Только личное нахождение в коридорах таких музеев позволяет по-настоящему окунуться в атмосферу величия и красоты.

Список литературы

1. День музеев онлайн. Аналитический обзор [Электронный ресурс]. - URL: https://wtiom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-muzeev-onlajn (дата обращения: 27.11.2021)

2. Рейтинг российских музеев — 2021: маски, перчатки и надежды на лучшее [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/9030/ (дата обращения: 27.11.2021)

3. ICOM 2020 Annual Report; UNESCO report: Museums around the world in the face of COVID-19; the Network of European Museum Organisations сonference, 2021. [Электронный ресурс]. - URL: https://ifap.ru/pr/2021/n210419a.pdf (дата обращения: 27.11.2021)

4. NEMO survey on museums and COVID-19: Museums adapt to go online [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ne-mo.org/news/arti-cle/nemo/nemo-survey-on-museums-and-covid-19-museums-adapt-to-go-online.html (дата обращения: 27.11.2021)

5. Survey on the impact of the COVID-19 situation on museums in Europe [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ne-mo.org/fileadmin/Dateien/pub-lic/NEMO_documents/NEMO_Corona_Survey_Resul ts_6_4_20.pdf (дата обращения: 27.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.