Научная статья на тему 'Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема'

Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / EDUCATIONAL STANDARD / APPROXIMATE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / UNIVERSAL COMPETENCIES / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES / RESULTS OF COMPLETING AN EDUCATIONAL PROGRAM / LEARNING OUTCOMES / INDICATORS OF ACHIEVING COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Григорий Александрович

Анализируются основные проблемы внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассматриваются пути снижения непедагогической нагрузки на преподавателей по переработке учебно-методических материалов, создания инвариантной части учебных планов, оптимального закрепления формируемых компетенций за учебными дисциплинами, разработки содержания учебных дисциплин, реализации единого подхода при определении результатов освоения образовательных программ. Обосновываются предложения к определению результатов обучения по учебным дисциплинам, соотнесению их с индикаторами достижения компетенций.The article analyzes the main problems of introducing renewed federal state educational standards of higher education, examines ways of reducing non-academic load for the teaching staff regarding revision of educational learning material, formation of the invariable part of curricula, optimal attaching of competencies to certain disciplines, development of academic disciplines’ content, implementation of a unified approach when assessing the results of completing educational programmes. The author of the article substantiates suggestions of assessing learning outcomes in accordance with the academic discipline and correlating them with indicators of achieving competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема»

ПЕДАГОГИКА

ГЛАВНАЯ ТЕМА ГОДА |

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.12.P.13 УДК 37.013

Г. А. Шабанов,

Российский новый университет

Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема

Российский новый университет

Характерная, но далеко не лучшая особенность современной системы высшего образования в России -стремительное, если не непрерывное обновление нормативно-правовой базы образовательного процесса.

Только за последние четыре года, то есть за время, которое отведено на освоение образовательной программы бакалавриата, дважды менялись основополагающие документы, регулирующие порядок реализации образовательных программ высшего образования. В течение этого же периода трижды обновлялись федеральные государственные образовательные стандарты. Сейчас мы готовимся к переходу на подготовку кадров по федеральному государственному стандарту высшего образования с экзотическим индексом «3++». И хотя официально считается, что это не новые, а обновленные стандарты, педагогическим работникам вузов, едва успевшим оформить учебно-методическую документацию по стандартам с одним +, многое придется делать по-новому.

Какие же нововведения стоят на очереди?

В первую очередь скажем о том, что изменились планируемые результаты освоения образовательной программы. Вместо общекультурных компетенций введены универсальные, пересмотрены общепрофессиональные компетенции, а профессиональные компетенции разделены на две группы: обязательные и рекомендуемые. Новые требования установлены и к выбору дополнительных профессио-

нальных компетенций. Вместо базовой и вариативной частей учебного плана появились обязательная часть, а также часть, формируемая участниками образовательных отношений. Иначе сформулированы требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ. Появилось новое требование, заключающееся в обязательной разработке индикаторов достижения компетенций.

В течение всего периода трансформации образовательных стандартов научно-педагогические работники вузов живут в особом режиме. Их силы сосредоточены на переработке учебно-методических материалов: учебных планов, описаний образовательных программ,

рабочих программ учебных дисциплин, программ практик, а также показателей обучения и фондов оценочных средств. Многочисленные выступления средств массовой информации, опросы научно-педагогических работников свидетельствуют о том, что у многих преподавателей из-за большой методической нагрузки не остается времени не только для научно-исследовательской работы и обновления содержания учебных дисциплин, но даже и для подготовки к плановым учебным занятиям [7]. Получается, что средство организации обучения, коим являются методические документы, убивает цель, ради которой оно создается, ставит помехи на пути реализации учебного процесса как такового.

© Шабанов Г. А., 2018

ГРИГОРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАБАНОВ

доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Российского нового университета. Сфера научных интересов: обеспечение качества образования в вузах, творчество преподавателя, рефлексивные технологии и интерактивные методы проведения учебных занятий. Автор более 90 публикаций

Анализируются основные проблемы внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассматриваются пути снижения непедагогической нагрузки на преподавателей по переработке учебно-методических материалов, создания инвариантной части учебных планов, оптимального закрепления формируемых компетенций за учебными дисциплинами, разработки содержания учебных дисциплин, реализации единого подхода при определении результатов освоения образовательных программ. Обосновываются предложения к определению результатов обучения по учебным дисциплинам, соотнесению их с индикаторами достижения компетенций.

Ключевые слова: образовательный стандарт, примерная основная образовательная программа, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, результаты освоения образовательной программы, результаты обучения, индикаторы достижения компетенций.

The article analyzes the main problems of introducing renewed federal state educational standards of higher education, examines ways of reducing non-academic load for the teaching staff regarding revision of educational learning material, formation of the invariable part of curricula, optimal attaching of competencies to certain disciplines, development of academic disciplines' content, implementation of a unified approach when assessing the results of completing educational programmes. The author of the article substantiates suggestions of assessing learning outcomes in accordance with the academic discipline and correlating them with indicators of achieving competencies.

Key words: educational standard, approximate main educational program, universal competencies, general professional competencies, professional competencies, results of completing an educational program, learning outcomes, indicators of achieving competencies.

Но дело не только в разрастании бумажной части работы преподавателей. Беда в том, что для перехода на обновленные стандарты необходимо решить комплекс кардинальных проблем, определяющих содержание и организацию образовательного процесса.

Одна из них заключается в том, что, как это и предусмотрено стандартом 3++, образовательная программа в каждом вузе должна создаваться с учетом примерной основной образовательной программы, включенной в соответствующий реестр (см., напр. [2]). Но федеральные учебно-методические объединения высшего образования за два месяца до начала 2019 года не разработали и не разместили в реестре еще ни одной такой программы. На практике это означает, что вузы должны самостоятельно подготовить реализуемые ими образовательные программы, включая учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, учебные графики, индикаторы достижения компетенций и другие учебно-методические материалы. Однако тог-

да, когда новая примерная основная образовательная программа все-таки появится, вуз будет обязан внести в ранее разработанную им программу изменения для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения этой программы в реестр [1]. То есть через год преподавателям и кафедрам предстоит отложить в сторону то, что сделано, и начинать заново создавать необходимые учебно-методические материалы.

Другая проблема связана с формированием единого образовательного пространства. Реформы высшей школы привели к тому, что сегодня по одному и тому же направлению подготовки каждый вуз имеет свой индивидуально-неповторимый учебный план со своим оригинальным набором учебных дисциплин. Это существенно затрудняет академическую мобильность обучающихся. Студент не может перевестись в другой вуз только потому, что не совпадают учебные планы, а изученная в другом вузе или в рамках, например, образовательной платформы «От-

крытое образование» учебная дисциплина не может быть зачтена, потому что ее нет в учебном плане.

Но даже в случаях, когда названия учебных дисциплин в учебных планах совпадают, выясняется, что одинаковые по названию дисциплины формируют различные компетенции, закрепленные учебным планом. Получается, что студенты, изучающие, например, математику, информатику, политологию, концепции современного естествознания в разных вузах, приобрели различные компетенции. От этого страдает не только академическая мобильность студентов. В сложившихся условиях становится невозможным проведение объективной внешней оценки качества образования, поскольку для каждого вуза, для каждой образовательной программы эксперты должны либо разработать свои фонды оценочных средств, либо воспользоваться фондами, созданными самим вузом, хотя в этом случае о независимости и сравнимости оценки качества образования можно забыть.

На многочисленных совещаниях, конференциях и семинарах звучат предложения о необходимости введения в учебные планы инвариантной части, которая бы стала общей и единой для образовательных программ, реализуемых в пределах укрупненной группы специальностей и направлений подготовки. Утверждение обновленных стандартов 3++ вселило надежду, что эта задача будет решена. Замена общекультурных компетенций на универсальные, унифицированные во всех образовательных стандартах, означает, что универсальные компетенции стали едиными для всех образовательных программ одного уровня образования. Следовательно, и название, и трудоемкость формирующих их учебных дисциплин тоже должны быть едиными для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Но практика свидетельствует об обратном. Сопоставление опу-

бликованных на сайтах федеральных учебно-методических объединений проектов примерных основных образовательных программ показывает, что одинаковые универсальные компетенции все-таки будут формироваться разными учебными дисциплинами. Так, компетенция «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» в проекте программы по направлению подготовки 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» формируется двадцатью двумя математическими дисциплинами: математикой, алгеброй и теорией чисел, геометрией и топологией, математическим анализом; дифференциальными уравнениями, методами вычислений, теорией вероятностей и математической статистикой и др. Зато в проекте программы по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» эта же компетенция формируется математикой и философией, а в проекте программы по направ-

лению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» - философией, историей, социологией, математикой, количественными и качественными методами в психолого-педагогических исследованиях [5, 6]. Если эти проекты программ будут утверждены, то универсальные компетенции будут универсальными только в рамках одного учебного плана, в котором опять-таки не будет инвариантной части.

Еще одна проблема связана с тем, что, согласно стандарту 3++, в примерной основной образовательной программе будут отражены результаты ее освоения, то есть компетенции, формирующие их учебные дисциплины и, чего прежде не было, индикаторы достижения компетенций, с которыми должны быть соотнесены результаты обучения по дисциплинам и модулям. Если результаты освоения образовательной программы и индикаторы их достижения разрабатывают федеральные учебно-методические объединения, то результаты обучения по учебным дисциплинам и модулям, фонды оценочных средств

для их измерения вузы должны разрабатывать самостоятельно.

Получается, что вузы сначала получают перечень результатов освоения образовательной программы (компетенции), индикаторы их достижения, перечень учебных дисциплин, которые их формируют, и только потом определяют результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам. Но накопленный опыт реализации компетентностного подхода в высшей школе показывает, что сначала разрабатываются карты (паспорта) компетенций, представляющие собой перечень того, что должен знать, уметь и чем обязан владеть выпускник вуза, и только потом определяются учебные дисциплины, позволяющие сформировать у обучающегося требуемую компетенцию. На практике произошло следующее: не разрабатывая карт (паспортов) компетенций, федеральные учебно-методические объединения просто определяют, что новые компетенции должны формировать учебные дисциплины с прежним названием.

Таблица 1

Индикаторы достижения универсальных компетенций в проектах примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки 43.03.01 «Сервис» и 28.03.02 «Наноинженерия»

Результат Индикаторы достижения УК-1

освоения ОП Проект ПООП 43.03.01 «Сервис» Проект ПООП 28.03.02 «Наноинженерия»

Универсальная компетенция (УК-1). Способен УК-1.1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи. Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи 1.1. Составляет аннотации по результатам поиска информации из документальных источников и исследовательской литературы

осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения по- УК-1.2. Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки 1.2. Создает аналитический обзор по заданной теме, сопоставляя данные различных источников с использованием критериального подхода

УК-1.3. Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки

ставленных задач УК-1.4. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и так далее в рассуждениях других участников деятельности

УК-1.5. Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи

Примечание: УК - универсальная компетенция, ПООП - примерная основная образовательная программа

Не менее сложной представляется проблема определения индикаторов достижения компетенций, с которыми должны быть соотнесены результаты обучения по дисциплинам и модулям. Изучение и анализ проектов примерных основных образовательных программ, размещенных на сайтах федеральных учебно-методических объединений [3, 4], свидетельствуют, что уровень достижения одной и той же компетенции в отдельных программах определяется различными индикаторами. В таблице 1 представлены индикаторы достижения универсальной компетенции «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», сформулированные в проектах примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата 43.03.01 «Сервис» и 28.03.02 «Наноинженерия».

Из таблицы 1 видно, что индикаторы, свидетельствующие о сформированности одной и той же компетенции, различны. Следует отметить, что федеральные учебно-методические объединения в области туризма и сервиса, психолого-педагогического образования, филологии, как, впрочем, и другие методобъединения, в проектах примерных основных образовательных программ указывают единые, общие для всех индикаторы достижения универсальных компетенций, однако соотноситься они должны с различными результатами обучения, поскольку, как уже говорилось выше, формироваться они будут разными учебными дисциплинами. Наряду с этим предлагаемые индикаторы не отражают интегрированный признак сформированности компетенции, а являются лишь ее отдельными показателями (дескрипторами). Для того чтобы убедиться, что та или иная компетенция сформирована, вузы должны будут разработать фонды оценочных средств не только для оценки

результатов изучения дисциплин и модулей, но и для измерения самих индикаторов.

До обязательного перехода вузов на образовательные стандарты 3++ остается более полугода, а значит, еще сохраняется возможность решения охарактеризованных в настояшей статье проблем, что, по нашему мнению, сделает освоение этих стандартов менее болезненным.

Один из путей - унификация показателей и трудоемкости формируемых универсальных и общепрофессиональных компетенций. Если универсальные компетенции едины для всех образовательных программ в пределах уровня образования, то возможно и, как мы убеждены, целесообразно создание Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рабочей группы, которая бы разработала карты (паспорта) каждой компетенции, раскрывающие что должен знать, чем владеть и что уметь делать освоивший ее обучающийся. На основании карты или паспорта компетенции можно будет определить, сколько учебного времени (зачетных единиц) требуется для ее формирования, а также перечень и трудоемкость единых для всех вузов страны учебных дисциплин (модулей), формирующих конкретную универсальную компетенцию, и единых индикаторов ее достижения.

По аналогии с универсальными компетенциями уже в рамках федеральных учебно-методических объединений целесообразно разработать единые для направления подготовки (либо укрупненных направлений подготовки и специальностей) карты (паспорта) общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций, перечень и трудоемкость формирующих эти компетенции учебных дисциплин, индикаторы их достижения, соотнесенные с результатами обучения по соответствующим дисциплинам и модулям.

Разработка единого перечня учебных дисциплин, формирующих универсальные и общепрофессиональные компетенции, их единой трудоемкости позволит увеличить инвариантную часть образовательных программ и воссоздать единое образовательное пространство в рамках отечественной системы образования.

Карты (паспорта) рекомендуемых профессиональных компетенций и дополнительных профессиональных компетенций, включенных в образовательную программу по решению самого вуза, перечень и трудоемкость формирующих их учебных дисциплин, модулей образовательные организации должны разрабатывать самостоятельно.Такие учебные дисциплины составили бы вариативную часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Другим путем снижения остроты проблем при переходе на стандарты 3++ может стать рациональное определение состава учебных дисциплин, формирующих конкретные компетенции. Практика показывает, что наиболее приемлемым вариантом является подход, когда та или иная компетенция формируется одной, двумя или тремя учебными дисциплинами, а одна учебная дисциплина участвует в формировании только одной компетенции.

Существенное значение для перехода на обновленные образовательные стандарты имеет разработка индикаторов, которые бы объективно свидетельствовали о степени сформированности каждой компетенции. Заметим, что под индикаторами мы понимаем уровень достигнутых результатов обучения, позволяющих сделать вывод о том, сформирована требуемая компетенция или нет. В проектах примерных основных образовательных программ предлагается описательный подход к определению индикатора, который, в свою очередь, обуславли-

Таблица 2

Индикаторы достижения компетенций

Шкала оценивания Индикатор компетенции Показатели оценки результатов обучения

знаний навыков умений, опыта

Двухбалльная шкала Зачтено По всем показателям обучения - «зачтено»

Не зачтено Один и более показателей обучения оценены «не зачтено»

Пятибалльная шкала Отлично По всем показателям обучения - «отлично»

Хорошо По всем показателям обучения - не ниже «хорошо»

Хорошо По одному показателю «удовлетворительно», по остальным - «отлично» или «хорошо» и «отлично»

Удовлетворительно По двум показателем «удовлетворительно», по третьему - не ниже «хорошо»

Удовлетворительно По одному показателю - «удовлетворительно», по двум другим - «хорошо»

Удовлетворительно По всем показателям не ниже «удовлетворительно»

Удовлетворительно Один и более показателей обучения оценены «неудовлетворительно»

вает необходимость дополнительных измерений.

Самый простой подход к определению индикатора достижения компетенции, соотнесенного с результатами обучения по дисциплине (модулю), - оценка успеваемости обучающихся по дисциплинам (модулям), формирующим данную компетенцию. Более сложный подход к определению индикаторов заключается в оценке показателей, включенных в карту (паспорт) компетенции, когда уровень достигнутых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике выражается оценкой знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

При двухбалльной шкале «зачтено» или «не зачтено» индикаторами достижения компетенции являются положительные результаты выполнения не менее 50-60% оценочных заданий по каждому виду показателей обучения: знать, уметь, владеть.

Индикаторами достижения компетенций в ходе зачета с оценкой или экзамена выступают положительные результаты выполнения оценочных заданий по каждому виду показателей обучения: от 50 до 69% заданий -

«удовлетворительно»; от 70 до 89% оценочных заданий - «хорошо», не менее 90% оценочных заданий - «отлично». В случаях если компетенция формируется несколькими дисциплинами, то результаты выполнения заданий по каждой из дисциплин суммируются и определяется общая доля их выполнения. Закрепленные за учебной дисциплиной компетенции считаются несформированными, если обучающийся хотя бы по одному виду показателей обучения правильно выполнил менее 50% оценочных заданий. Индикаторы достижения компетенций по двухбалльной и пятибалльной шкале приведены в таблице 2.

Итак, резюмируем сказанное. По нашему мнению, некоторые, но весьма существенные проблемы, возникающие при переходе на образовательные стандарты 3++ , можно разрешить путем разработки единых для всех вузов (в рамках одного уровня образования) карт или паспортов компетенций, единого перечня и трудоемкости формирующих их учебных дисциплин (модулей) и внедрения единых подходов к определению индикаторов достижения компетенций, свидетельствующих о положительных результатах обуче-

ния и сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

Если уж мы имеем образовательные стандарты, именно стандарты, а не типовые учебные планы и программы, как это было в 1970-х и 1980-х годах, то сделаем еще один шаг по пути стандартизации там, где она действительно нужна. И одновременно раскрепостим вузы на тех участках их деятельности, где действительно необходимы самостоятельность, творчество и инициатива.

Конечно, мы затронули лишь малую часть проблем, связанных с обновлением федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Очевидно, что проблемы эти взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к их решению. При всей трудоемкости заниматься этими проблемами надо, как говорится, не жалея сил. В первую очередь потому, что высшая школа действительно играет ведущую роль в научно-технологической революции современного периода, а следовательно, и в становлении шестого технологического уклада и реализации

потенциала четвертой промышленной революции.

Чтобы эти утверждения не остались только громкими словами, надо менять систему и практику организации учебно-методической работы. Если прежде она была лишь одним из средств упорядочения образовательного процесса, то в новых условиях она приобретает роль

приводного ремня всей системы мер по обновлению содержания образования и педагогических технологий. В основу учебно-методического руководства высшей школой может быть положен прогноз развития человеческого капитала, а цикл обновления прикладных компонентов профессиональной подготовки следует кардинально со-

кратить. В то же время необходимо снизить трудоемкость учебно-методической работы преподавателей, в том числе за счет ее перевода с бумажной в цифровую форму. В бурном и стремительном XXI веке освобождение педагога от рутинной бумажной работы становится важным условием, гарантирующим качество образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Министерства образования и науки от 5 апреля 2017 г. № 301 // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201707170035 (дата обращения: 20.11.18).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 122 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201803160005 (дата обращения: 20.11.18).

3. Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 28.03.02 Наноинженерия // URL: http://portal.tpu.ru/forums/lowspeed/viewpost_1269_1.html (дата обращения: 20.11.18).

4. Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 43.03.01 Сервис: // URL: http://www.sutr.ru/umo/2018/43.03.01%20cервис_п00п_май_2018-1.pdf (дата обращения: 20.11.18).

5. Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 43.03.02 Туризм // URL:http://www.sutr.ru/umo/2018/ПООП%20Туризм%20бакалавриат_09%20ноября_2018.pdf (дата обращения: 20.11.18).

6. Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование // URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/92ed0b_a378fb2aeeed4c4e9a75cf5cb0d 3d513.pdf (дата обращения: 20.11.18).

7. Швецов Ю. Г. Сложившаяся система управления образованием - тяжкая обуза для учебных заведений // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 67-72.

LITERATURA

1. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'ny'm pro-grammam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magis-tratury': рrikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki ot 5 aprelya 2017 g. № 301 // URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201707170035 (data obrashheniya: 20.11.18).

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vy'sshego obrazovaniya bakalavriata po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psixologo-pedagogicheskoe obrazovanie': рrikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g. № 122 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201803160005 (data obrashheniya: 20.11.18).

3. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy' po napravleniyu podgotovki 28.03.02 Nanoinzheneriya // URL: http://portal.tpu.ru/forums/lowspeed/viewpost_1269_1.html (data obrashheniya: 20.11.18).

4. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy' po napravleniyu podgotovki 43.03.01 Servis: // URL: http:// www.sutr.ru/umo/2018/43.03.01%20Servis_P00P_maj_2018-1.pdf (data obrashheniya: 20.11.18).

5. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy' po napravleniyu podgotovki 43.03.02 Turizm //URL:http:// www.sutr.ru/umo/2018/P00P%20Turizm%20bakalavriat_09%20noyabrya_2018.pdf (data obrashheniya: 20.11.18).

6. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy' po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psixologo-pedagog-icheskoe obrazovanie // URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/92ed0b_a378fb2aeeed4c4e9a75cf5cb0d3d513.pdf (data obrashheniya: 20.11.18).

7. Shveczov Yu. G. Slozhivshayasya sistema upravleniya obrazovaniem - tyazhkaya obuza dlya uchebny'x zavedenij // Vy'ss-

hee obrazovanie segodnya. 2017. № 9. S. 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.