Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ'

ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕﹶХНОПАРКИ / ТЕﹶХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнова А.Э., Халилибрагимова Г.Г.

Анотация. В статьеﹶ рассмотреﹶны особеﹶнности становлеﹶния инновационной экономики в России на совреﹶмеﹶнном этапеﹶ. Преﹶдложеﹶны возможныеﹶ пути комплеﹶксного преﹶодолеﹶния проблеﹶм пеﹶреﹶхода к инновационной экономикеﹶ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ»

7.Колмаков В.С. Особенности экономической безопасности России в условиях глобализации экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3. С. 31-34.

8.Мирошников В.М. Зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности как основы национальной безопасности в условиях глобализации // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 9-12.

9.О безопасности: закон Рос. Федерации. URL: http:www.politika.ru

10.Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1994.

11.Савин А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес Рос- сии. 1995. № 9. С. 14

12.Собченко Н.В. Предпринимательские структуры: факторы, влияющие на устойчивое развитие // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 4-1. С. 229-235.

13.Собченко Н.В. Методика оценки эффективности инновационно-инвестиционного проекта // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 4. С. 277-280.

УДК 330.342.24

Арутюнова А.Э. студент магистратуры Халилибрагимова Г.Г. студент магистратуры 2 курс, факультет «Экономика» Научный руководитель: Бабич А.А. Северо-Кавказский Федеральный Университет

Россия, г. Ставрополь ПЕРЕХОД К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ В РОССИИ Анотация. В статье рассмотрены особенности становления инновационной экономики в России на современном этапе. Предложены возможные пути комплексного преодоления проблем перехода к инновационной экономике.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, технопарки, технологии, инновационная инфраструктура.

Актуальность данной темы заключается в том что, в настоящ е вр мя в мировом хозяйстве! активно формируется новый тип интенсивного экономического роста, который обуславливает повышени внимания к проблем соверш нствования м ханизмов научно-технического развития экономики, взаимодействия институтов государства, научно-т хнической сферы и рыночных сил. Он имеет в своей основ сист му наращивания знаний и воплощения их в инновации, а такж механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих

механизмов определяет инновационную способность экономики, т. е. способность создавать и осуществлять диффузию новшеств в хозяйственной среде. [2]

В отечественной экономике доминируют наименее инновационно ёмкие отрасли — сырьевые. Многие важнейшие в инновационном плане отрасли машиностроения разрушены. В связи с этим стоит вопрос о восстановлении экономического и научно-технического потенциала страны, на базе которого можно было бы развивать инновации. Для создания инновационной экономики необходима финансовая база для её развития и разработка стратегии экономического роста на длительную перспективу. Инновационная политика образует систему мероприятий и стимулов, которые будут содействовать реализации стратегии субъектов экономики, направленной на эффективное развитие инновационных процессов для получения преимуществ в национальной и международной конкуренции:

Направления государственной инновационной политики

I

Адцияистратаано - вршшое рсту.ироыик

■ кснтро.ть и йенами,

• квотирование, липеншроваяне;

шлш кнтеллевтуалвяой собственности,

• форНИрОВаНИе икиоваакоииой инфраструктуры

Прямо« регулирована«:

бюджетное финансирование инновационных проект«», hjvkh и НИОКР.

■ р*ос«зы 8а подготовку кадров

Кодтиое экономическое

реп.тиром н«е:

• налоговые »row снижение или полная отмена НДС. стаи» налога на прибыль;

■ государственное содействие лимит и фраячаЛяшгу,

государственное участие i страховании венчурных проектов

Рис. 1. Направления государственной инновационной политики

Среди указанных направлений регулирования инновационной д ят льности наибольшие преимущества имеют косвенные методы, которы характеризуются рыночным характером данных инструментов м ньш й финансовой нагрузкой на государство, рациональным использованием средств, действенным контролем [3].

Действительно, в стран необходимо р ализовать такую мод ль промышленного и экономического роста, главным качеств нным сод ржанием которой долж н стать эволюционный пер ход к новым пропорциям ее инновационной и сырьевой составляющих. По нашему мнению, построение комплексного механизма регулирования перехода хозяйств нных сист м к инновационной экономик требует руководствоваться рядом методологических правил, оптимально сочетающих государств нно регулирование и рыночную самоорганизацию. Важным методологическим требованием к механизму государственного

регулирования перехода хозяйственных систем к инновационному типу развития является его полное соответствие целям, задачам и направлениям государственной инновационной политики.

В конечном счете, в фокусе внимания государства должны оказаться организации и компании, обеспечивающие создание, передачу, использование новых знаний, технологий, продуктов, услуг. При этом государство должно постеп нно снять с себя функции главного спонсора и собственника в сфере науки и технологий. Его ключевая задача в инновационной экономике — стать надежным модератором сетевых взаимодействий, государственно-частных партнерств, например, на базе технологических платформ, инвестором в объекты современной инфраструктуры. Создаваемы и поддерживаемые государством институты и инструменты должны нац ливаться, в п рвую очер дь, на обесп чени согласования интересов и приоритетов государства, бизнеса, общества; на трансляцию знаний в широком смысле включающих и новые технологии, широкий спектр новаций различных типов. [5]

Не менее значима и политика в области поддержки разработки и предложения инноваций в России. Причем в ближайшие годы государство сможет направлять на эти цели лишь ограниченный объем финансовых ресурсов. Речь ид т о восстановл нии национального научного потенциала и поддержке других источников инноваций. Эксперты считают, что важно сосредоточиться на р ализации мер по повышению эфф ктивности с ктора инноваций, финансирования науки, подд ржк заинтер сованности бизнеса в инвестициях в сферу науки и инноваций.

Темпы экономического роста в решающей степени зависят от способности экономики к ускор нию инновационных процессов, активизация которых зависит от инновационного климата, создающего условия и возможности соответствующего развития производства. Инновационный климат в свою очередь зависит от экономической системы государства, призванной совм стить два фактора развития — использовани финансовых механизмов поддержки развития науки и инноваций как д ят льности по созданию технико-т хнологического потенциала производства и внедр ние объ ктивных м ханизмов высокой го заинтер сованности в инновационном развитии.

Инновационная политика России подв рглась существ нным изменениям. Основная проблема заключается в том, что требования Правительства о введении инноваций в производство последовали до укрепления в обществ нном сознании их необходимости, тем самым обрушились на неподготовленную аудиторию. Таким образом, российские компании, в основной массе, занимаются «инновациями ради инноваций». Были запущены целевые программы содействия университетам в научных исследованиях и разработках, поощряется инновационная д ятельность в

государственных компаниях, налоговые стимулы также были вв д ны в действие. Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономич ский рост и социально благополучи России. В настояще вр мя инновационная активность в промышленности России, по — прежнему, ограничена в масштабах [1].

Все это свидетельствует о том, что основными проблемами государственной инновационной и научно-технической политики РФ являются непоследовательный, фрагментарный и несистематический характер, неспособность формулировать и осуществлять инновационные задачи и приоритеты.

Таблица 1 - Факторы, пр пятствующие р зультативности инновационной политики в России

Экономические Социальны

Отсутствие оценок стратегических рисков, связанных с реализацией предлагаемых решений Игнорирование институциональных ограничений

Игнорирование уникальности российской экономики и ее важнейших особенностей Неспособность социально-экономических структур адекватно отработать предлагаемые управляющие воздействия

Отсутствие анализа ключевых количественных параметров, характеризующих эффективность проектов Отсутствие опыта модернизации у бизнес-структур

Разница в уровне развития между регионами Отсутствие опыта инновационного внедрения инноваций

Отсутствие оценок спроса на инновационную продукцию Отсутствие доверия и экономические правонарушения

Игнорирование наличия в России инновационного задела советских времен

В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы и опред лять приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющ й хозяйства по стране в делом. В исследовательской литературе отмечается, что происходит реальная инт грация инновационных проц ссов в классические сырьевые отрасли иих пр образование в цепочки от добычи природного сырья до производства высокот хнологичной продукции, имеющей спрос на внутреннем и мировом рынках. Одна из главных задач при этом — р ализовать нов йши высокот хнологичны разработки в сырьевом секторе. По мере роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потр буется все больш сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно экспорт не возобновля мых минеральных ресурсов пост пенно ограничивать, а экспорт инновационной продукции — расширять [4].

Комплекс информационно-коммуникационных технологий сегодня можно считать движущей силой мирового инновационного проц сса. Модернизация экономики Российской Федерации невозможна без ее див рсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону науко мких отраслей и производств. В качестве важнейших резервов современного экономического роста выступают инновации в промышленность, инвестиции в ч лов ч ский капитал, в наукоемкие отрасли р ального с ктора экономики, а также повышение эффективности макроэкономического р гулирования, включающе борьбу с коррупцией, совершенствование бюджетного процесса, таможенно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. Инвестиции в крупны национальны проекты, в информационно-коммуникационные технологии, в человеческий капитал обладают мультипликационным эффектом, поскольку они ускоряют рост самого информационно-коммуникационного с ктора, способствуют росту эффективности сопряженных отраслей ив ц лом экономики России.

Российское общество, бизнес и власть верят в инновационное будущее России. Вместе с тем р альная социальная, экономико-политическая ситуация закладывает противоречия, которы становятся оч видными в процессе приближенного изучения. Причина видится, с одной стороны, в сложности положения, в котором оказалось российско общество в результате не вс гда успешных трансформаций последних д сятил тий, ас другой — в высоких тр бованиях, пр дъявляемых к общ ству при выбор инновационного пути развития в кач стве страт гии страны.

Отличит льной особ нностью российской д йствит льности явля тся фрагм нтарность видения ситуации. Опыт многих зарубежных стран показывает, что эффективным мож т быть только комплексно р ш ни инновационных задач. Даже в экономической сфере инновационные процессы запущены выборочно, лишь в н которых отраслях, как правило, в крупных частных компаниях с участием зарубежного капитала или ориентированных на м ждународные рынки, р ж — в компаниях с государственным участи м. Основная часть инноваций представля т собой заимствования и адаптацию, значит льно реже — собств нны разработки и производство новой для мирового рынка продукции.

Ср ди российских компаний нет стр мления к получению технологической ренты за счёт «убийственного продукта». Пока у нас всё более прозаично. Лишь отсутствие нужной технологии на рынке или её запретительная цена являются стимулами к самостоятельному инновационному поведению.

Лидеры отеч ственного бизнеса следуют консервативному б зрисковому подходу к инновациям и удерживают относит льно низки расходы на собственные разработки. Тот факт, что компании предпочитают трансферт ключ вых знаний из-за рубежа, их м неджеры объясняют

неопределённостью спроса, высокой капиталоёмкостью проектов, чрезмерной глубиной технологического отставания, а также тем, что пока всё ещё есть возможность подождать и понаблюдать за направлением развития рынков. Неудивительно, что всё это не позволяет им прорваться в число мировых инновационных лидеров.

Использованные источники:

1.Горина А. П., Дергунова Е. О. Курс России на инновационное развитие экономики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 176-180.

2. Иванов, В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы / В. В. Иванов // Инновации. 2011. № 2. С. 30-35.

3.Пронин, Н. Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России / Н. Н. Пронин // Аналитический вестник. 2011. № 2. С. 19-29.

4.Щитова А. Н. Инновационная политика экономики России [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-11.

5.Щурина, С. В. Инновационная активность компаний стран — участниц ВТО: сравнительный анализ / С. В. Щурина // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 9. С. 15-23.

б.Чупров, С. В. Инновационный вектор устойчивости развития региональной экономики / С. В. Чупров // Экономика и управление. 2012. № 5. С. 48-55.

УДК 330.01

Хамзатов В.А.

доцент кафедры «Бухгалтерский учет анализ и аудит» Чеченский государственный университет

Россия, г. Грозный Атамазова А. А. студент

4 курс, институт экономики и финансов Чеченский государственный университет

Россия, г. Грозный БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ В РОССИИ Аннотации: в данной статье рассматривается бизнес-инкубирование в России, ее полезность и необходимость ее развития и усовершенствования. Ключевые слова: бизнес-инкубирование, малое предпринимательство, поддержка, экономика.

BUSINESS INCUBATION IN RUSSIA Abstract: this article discusses business incubation in Russia, its utility and the necessity of its development and improvement.

Keywords: business incubation, small business, support the economy. Стартовое развитие - один из важнейших этапов в «жизни» предприятия и поэтому для его улучшения используют множество разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.