Научная статья на тему 'Переход к электронному правительству в международных и российских рейтингах'

Переход к электронному правительству в международных и российских рейтингах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕЙТИНГ UN DESA / РЕЙТИНГ ГОТОВНОСТИ РЕГИОНОВ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ / E-GOVERNMENT / UN DESA RANKING / E-GOVERNMENT READINESS IN RUSSIAN REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Елена Григорьевна

В статье осуществлен анализ рейтингов Департамента экономических и социальных вопросов ООН (UN DESA) в 2003 2012 гг., а также анализе рейтингов готовности регионов Российской Федерации в электронному правительству. На примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры показано, как осуществляется переход к электронному правительству на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT TRANSITION: INTERNATIONAL AND RUSSIAN RANKINGS

The author has analyzed UN DESA e-government development rankings (2003 2012), and e-government e-readiness rankings of Russian regions. An example of Khanty-Mansyisk autonomous okrug has been used to show the particular qualities of e-government transition on the regional level.

Текст научной работы на тему «Переход к электронному правительству в международных и российских рейтингах»

УДК 363.637 ПЕРЕХОД К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ В МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ РЕЙТИНГАХ1

Дьякова Е. Г.

В статье осуществлен анализ рейтингов Департамента экономических и социальных вопросов ООН (UN DESA) в 2003 - 2012 гг., а также анализе рейтингов готовности регионов Российской Федерации в электронному правительству. На примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры показано, как осуществляется переход к электронному правительству на региональном уровне.

Ключевые слова: Электронное правительство; рейтинг UN DESA; рейтинг готовности регионов к электронному правительству.

E-GOVERNMENT TRANSITION: INTERNATIONAL AND RUSSIAN RANKINGS

Dyakova E.G.

The author has analyzed UN DESA e-govemment development rankings (2003

- 2012), and e-government e-readiness rankings of Russian regions. An example of Khanty-Mansyisk autonomous okrug has been used to show the particular qualities of e-government transition on the regional level.

Keywords: e-government; UN DESA ranking; e-government readiness in Russian regions.

1 Статья подготовлена в рамках целевого проекта УрО РАН № 12-У-6-1004 «Электронное правительство как объект теоретического моделирования».

В 2001 году Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (UN DESA) приступил к мониторингу готовности стран мира к электронному правительству. (С 2008 года речь идет о мониторинге развития электронного правительства, поскольку большинство стран мира перешли от подготовительной стадии к оказанию электронных услуг и другим формам взаимодействия с гражданами в электронном виде).

Под электронным правительством в мониторинге UN DESA подразумеваются процессы процесса предоставления государственных услуг и участия граждан в управления при помощи современных информационных технологий. Термин является неотъемлемым элементом глобального дискурса «информационного общества» и выступает в качестве системообразующего элемента в разнообразных правительственных документах (стратегиях, концепциях, целевых программах и т.п.), направленных на повышение качества управления, как на международном, так и на страновом и региональном уровнях.

В процессе мониторинга эксперты ООН проводят анализ официального сайта/портала правительства соответствующей страны, а также сайтов/порталов министерств, непосредственно отвечающих за развитие человеческого капитала: здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и

финансов. При расчете рейтинга учитывается наличие или отсутствие той или иной электронной услуги, начиная с самого факта наличия соответствующего официального сайта или портала и заканчивая предоставлением государственных электронных услуг «полного цикла». Кроме того, при составлении рейтингов ООН учитываются уровень развития информационнокоммуникационной инфраструктуры (прежде всего - уровень проникновения широкополосного доступа) и уровень развития человеческого капитала (доля людей со специальным образованием в общей численности населения). (Подробнее методика мониторинга описана нами в [3]; см. также [1]).

На Сводной Таблице 1 представлены результаты мониторинга ООН 2003 -2012 гг.. Таблица подготовлена на основе [10; 11; 12; 13; 14]). В таблицу включены страны, которые хотя бы в течение одного этапа мониторинга занимали первые десять позиций, а также Россия и ряд восточноевропейских стран.

^ Сводная Таблица 1. Рейтинг развития/готовности V Ч к «электронному правительству» / (версия UN DESA, 2003 - 2012 гг.)

Страна 2003 г. 2005 г. 2008 г. 201 0 г. 201 2 г.

Место Баллы Место Баллы Место Баллы Место Баллы Место Баллы

Соединенные Штаты Америки 1 0,927 1 0,9062 4 0,8644 2 0,8510 5 0,8687

Швеция 2 0,840 3 0,8983 1 0,9157 12 0,7476 7 0,8599

Австралия 3 0,831 6 0,8679 8 0,8108 8 0,7863 12 0,8390

Дания 4 0,820 2 0,9058 2 0,9134 7 0,7872 4 0,8889

Великобритания 5 0,814 4 0,8777 10 0,7872 4 0,8147 3 0,8960

Канада 6 0,816 8 0,8425 7 0,8172 3 0,8448 11 0,8430

Норвегия 7 0,778 10 0,8228 3 0,8921 6 0,8020 8 0,8593

Швейцария 8 0,764 13 0,7548 12 0,7626 18 0,7136 15 0,8134

Г ермания 9 0,762 11 0,8050 22 0,7136 15 0,7309 17 0,8079

Финляндия 10 0,761 9 0,8231 15 0,7478 19 0,6967 9 0,8505

Нидерланды 11 0,746 12 0,8021 5 0,8631 5 0,8097 2 0,9125

Сингапур 12 0,746 7 0,8503 23 0,0709 11 0,7476 10 0,8474

Южная Корея 13 0,737 5 0,8727 6 0,8317 1 0,8785 1 0,9283

Франция 19 0,690 23 0,6925 9 0,8038 10 0,7510 6 0,8635

Эстония 16 0,697 19 0,7347 13 0,7626 20 0,6965 20 0,7987

Австрия 21 0,676 16 0,7602 16 0,7428 24 0,6679 21 0,7840

Испания 29 0,602 39 0,5847 20 0,7228 9 0,7516 23 0,7770

Литва 34 0,557 40 0,5786 28 0,6617 28 0,6259 29 0,7333

Украина 54 0,462 48 0,5456 41 0,5728 54 0,5181 68 0,5653

Российская Федерация 58 0,443 50 0,5329 60 0,5120 59 0,5136 27 0,7345

Как видим, лидеры в сфере перехода к электронному правительству постоянно меняются, хотя в полном соответствии с теорией диффузии инноваций среди них преобладают развитые страны, поскольку объем валового внутреннего продукта является решающим фактором, влияющим на уровень развития электронных государственных услуг [9, с. 397].

Соединенные Штаты Америки устойчиво остаются в числе лидеров, хотя переместились с 1 места в 2003 году на 5 место в 2012, уступив Южной Корее,

Нидерландам, Великобритании и Дании. Отметим также, что в десятке лидеров в 2012 году находились только две страны, не принадлежащие к зоне европейской культуры - Южная Корея и Сингапур, обе входящие в сферу конфуцианской цивилизации (Китай занимает в данном рейтинге 78 место в основном в связи с проблемами с развитием инфраструктуры и качеством человеческого капитала в китайской деревне).

Что касается России, то она в 2012 году совершила скачок с 59 позиции в рейтинге на 27, став лидеров в регионе Восточная Европа, и оказавшись на третьем месте (после США и Японии) в рейтинге стран с населением свыше 100 миллионов человек.

Успехи России связываются экспертами ООН с созданием «очень солидного и репрезентативного Портала со ссылками на все министерства и ведомства и богатым набором технических функций», который обеспечивает точку единого доступа ко всем государственным и муниципальным услугам и дает возможность гражданам и организациям получать эти услуги в электронном виде [14, с. 39].

Напомним, что Портал государственных услуг www.gosuslugi.ru открылся в декабре 2009 года, а с апреля 2010 года на нем действует «Личный кабинет», позволяющий получать государственные услуги неполного цикла. Регистрация в «Личном кабинете» осуществляется паспорту и страховому номеру индивидуального лицевого счета страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Код подтверждения первоначально высылался почтой. В настоящее время его можно получить в центрах выдачи кодов доступа ОАО «Ростелеком».

С апреля 2010 г., когда появилась такая возможность, по сентябрь 2011 г. зарегистрировали на Портале свои «Личные кабинеты» более 1 000 000 пользователей (из них 664 000 - в течение 2011 года). Пользователям было предоставлено свыше 1 500 000 услуг (преимущественно информационного плана) [см. 16]. По данным Министерства массовых коммуникаций и связи РФ,

ответственного за работу Портала, самыми популярными из которых были проверка наличия выписанных штрафов, отправка заявления на получение заграничного паспорта и получение извещения о состоянии индивидуального лицевого счета пенсионного страхования.

Утверждается, что по 26 видам услуг пользователи могут проследить ход исполнения (что соответствует четвертой стадии развития электронного правительства), а 12 видов услуг доступны гражданину непосредственно на Портале. Эта такие услуги как регистрация граждан России по месту пребывания и жительства в пределах РФ, предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов, предоставление официальной статистической информации по запросам граждан и организаций, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения [4].

Сегменты порталов государственных услуг активно формируются и на региональном уровне. В основном они оказывают услуги на уровне первой и второй стадии перехода к электронному правительству. Переход к третьей стадии пока только начинается.

При этом между регионами Российской Федерации существуют весьма значительные разрывы по уровню внедрения электронных услуг, причем ситуация является очень динамичной и быстро изменяется. Рейтинг готовности к электронному правительству по регионам России раз в квартал готовит ООО «Центр прикладной экономики» (г. Москва).

Он составляется экспертами на основании общедоступной информации, предоставляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации на собственных официальных сайтах. Для анализа используется информация следующих сайтов:

- основной сайт органов государственной власти субъекта РФ;

- Портал государственных услуг субъекта РФ;

- специализированные сайты многофункциональных центров, систем оказания государственных услуг в электронном виде.

Рейтинг рассчитывает на основании общего количества набранных баллов по разделам: «Государственные услуги», «Муниципальные услуги», «Дополнительные услуги» и «Техническое обеспечение Портала государственных услуг».

В целях учета региональных особенностей, при анализе показателей также учитывается количество жителей в субъекте федерации и количество имеющихся в нем муниципальных образований. В отличие от рейтинга DESA, состояние инфраструктуры и качество человеческого капитала в данном рейтинге не учитывается, что затрудняет сравнимость результатов.

Как видно из Сводной Таблицы 2 (подготовлена на основе [6; 7]), в 2011 г. в рейтинге устойчиво лидировала Нижегородская область, в то время как лидер 2010 г. Республика Татарстан уступила свои позиции.

Сводная Таблица 2. Динамика рейтинга субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства в 2011 году

Субъект федерации Место по РФ 1 мая 2011 г. Место по РФ 1 июня 2011 г. Место по РФ 1 октября 2011 г. Место по РФ 1 январь 2012 г.

1. Нижегородская область 1 1 1 1

2. Липецкая область 2 10 5 7

3. Амурская область 3 2 2 2

4. Красноярский край 4 4 8 9

5. г. Санкт-Петербург 5 7 4 3

6. Омская область 6 30 9 13

7. Хабаровский край 7 6 17 27

8. Республика Татарстан 8 8 10 6

9. Воронежская область 9 24 13 23

10. Республика Алтай 10 12 40 44

11. Ямало-Ненецкий АО 22 15 16 8

12. Ханты-Мансийский АО 32 62 15 5

13. Республика Хакасия 67 34 74 9

14. Республика Тыва 76 69 57 10

Субъект федерации Место по РФ 1 мая 2011 г. Место по РФ 1 июня 2011 г. Место по РФ 1 октября 2011 г. Место по РФ 1 январь 2012 г.

15. Краснодарский край 79 7 7 4

Как отмечают сотрудники «Центра прикладной экономики», перемещения вверх объясняются появлением на региональных порталах новых электронных услуг, а существенные перемещения вниз чаще всего объясняются нестабильной работой порталов (многие региональные порталы не справляются даже с незначительным количеством посетителей).

Нижегородская область вышла на первое место благодаря активному внедрению электронных услуг и высокой посещаемости гражданами Информационного портала государственных и муниципальных услуг http:// gu.nnov.ru/.

В электронном виде на региональном сегменте оказываются такие услуги, как запись в ЗАГС, получение информации о штрафах в ГИБДД, проверка действительности страхового полиса, заявки по поводу проблем в ЖКХ и др. При этом заявка по поводу той или иной частной проблемы ЖКХ тут же попадает исполнителю, а подавший ее получает уникальный код, по которому он может проследить, на какой стадии в каждый момент времени находится разрешение его вопроса [30].

К концу 2011 г. два субъекта федерации, входящих в состав Уральского округа, вошли в десятку лидеров. Это Ханты-Мансийский автономный округ -Югра (5 место по Российской Федерации) и Ямало-Ненецкий автономный округ (8 место) - см. Сводную Таблицу 3 (подготовлена на основе [6,7]).

Сводная Таблица 3. Динамика рейтинга субъектов Уральского федерального округа по уровню внедрения электронного правительства

Субъект федерации Место по РФ 1 мая 2011 г. Место по РФ 1 июня 2011 г. Место по РФ 1 октября 2011 г. Место по РФ 1 январь 2012 г.

Тюменская область 9 14 12 11

Ямало-Ненецкий АО 22 15 16 8

Курганская область 55 35 45 42

Ханты-Мансийский АО 32 62 15 5

Свердловская область 35 69 25 37

Челябинская область 49 72 46 40

Высокие позиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в окружном рейтинге объясняются активной и последовательной работой по реализации окружной целевой программы «Информационное общество -Югра»2 на 2011-2013 годы.

В Югре наблюдается позитивная динамика по большинству показателей, характеризующих доступ к информационно-коммуникационным технологиям: развивается инфраструктура широкополосного доступа, снижаются тарифы на услуги связи и Интернета, расширяется система центров общественного доступа и осуществляется обучение социально-незащищенных слоев населения компьютерной грамотности. На конец 2011 года в округе действовало 209 Центров общественного доступа на 1 937 автоматизированных рабочих мест, а по программам «Электронный гражданин» и «Электронная коммерция» в 2011 году было обучено свыше 25 000 человек [2].

Формирование электронного правительства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ведется системно по двум основным направлениям:

1. Использование ИКТ для взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями, включая предоставление электронных

2

Утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 19 октября 2010г. № 265-п.

услуг гражданам и организациям, иными словами - реализация «фронт-офиса» электронного правительства.

2. Применение ИКТ для повышения эффективности работы государственных структур и их взаимодействия между собой, т.е. реализация «бэк-офиса» электронного правительства.

К концу 2012 года жители Югры могли получать в электронном виде 45 услуг в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, содействия занятости населения, записи актов гражданского состояния, культуры. Среди них таких востребованные услуги, как государственная регистрация рождения, назначение пособия по уходу за ребенком, содействие в поисках работы. В 2012 году количество услуг на региональном портале будет доведено до 130. Среди них появятся такие необходимые гражданам услуги, как запись на прием к врачу, зачисление детей в детские сады и школы, ведение электронных дневников и электронных журналов и многие другие.

По поручению губернатора округа Молодежный парламент при Думе Югры впервые в России провел общественную экспертизу регионального портала государственных услуг. Выяснилось, что информация о предоставляемых услугах не всегда является качественной: названия услуг сформулированы невнятно, гражданам зачастую сложно понять, что надо делать, чтобы их получить. Название могло быть чересчур подробным и громоздким, или, наоборот, неполным, что затрудняло пользователям нахождение нужной услуги. Всего было выявлено свыше 4 000 нарушений. По итогам общественной экспертизы был подготовлен ряд практических предложений, направленных на повышение качества регионального сегмента. Успешный опыт ХМАО заслуживает распространения в других регионах Российской Федерации.

В целом переход на оказание государственных и муниципальных услуг на региональном уровне выявил целый ряд проблем. Так, у ряда региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления зачастую

отсутствуют технические возможности предоставлять документы в электронном виде (в том числе отсутствуют электронно-цифровые подписи).

При этом каждый орган власти имеет собственную номенклатуру (регистр) государственных услуг. Они могут не совпадать даже у двух соседних муниципальных образований. В результате отсутствуют четкие идентификаторы, что приводит к сбоям и отказам в работе системы электронного документооборота.

Кроме того, далеко не все сотрудники органов власти готовы работать в новом режиме. У них могут возникнуть самые разные опасения:

- Новые регламенты приведут к увеличению объема должностных обязанностей и объема работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Новые регламенты сделают их функции ненужными, и они лишатся

работы;

- Они не справятся и не освоят новые навыки и т.п.

Как показывает мировой опыт, существующая в том или ином органе власти культура принятие и реализации решений может при определенных условиях полностью заблокировать переход к электронному правительству, особенно если у исполнителей создастся впечатление, что новые регламенты приведут к тому, что они потеряют власть и влияние. Поэтому подготовка сотрудников органов власти к работе в условиях электронного правительства требует целенаправленных и систематических усилий.

Таким образом, можно говорить о целом ряде реальных достижений, связанных с переходом к электронному правительству как на федеральном, так и на региональном уровнях. В России выделились регионы-лидеры, в которых переход к электронному правительству осуществляется особенно успешно. Однако для того, чтобы к 2015 году все оказываемые государством услуги можно было получить в электронном виде, предстоит решить множество задач не только технического, но и организационного, правового и социального плана.

Список литературы

1. Бершадская Л. А., Чугунов А. В. Оценка развития государственных он-лайновых услуг: возможности применения методики ООН к российской специфике // Труды XIV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». 12 - 14 октября 2011 г., Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2011. С. 130-143.

2. Доклад о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. http://www.admhmao.ru/wps/portal /hmao/dokumenty/obsuzhdenie (дата обращения 08.07.12).

3. Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству в России и международные рейтинги развития электронного правительства // В мире научных открытий, 2011. № 11.4 (23). С. 1156-1166.

4. Массух И. И. Основные вопросы и задачи формирования электронного правительства в субъектах Российской Федерации. Тезисы доклада на заседании Совета по региональной информатизации (Москва, 17 марта 2011 г.). http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=42181 (дата обращения 08.07.12).

5. Портал госуслуг: первый год работы // Сайт «Центра технологий электронного правительства» Ярославского государственного университета. http://open-gov.ru/?p=735 (дата обращения 08.07.12).

6. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 июля 2011 года // Электронный журнал «Госменеджмент», 26 июля 2011 г. http://gosman.ru/?news=17324 (дата обращения 08.07.12).

7. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2012 года // Электронный журнал «Госменеджмент», 03 февраля 2012 г. http://gosman.ru/?news=22234 (дата обращения 08.07.12).

8. Формируется электронное правительство // «Курс Н. Нижний Новгород», 6 мая 2011 г, Вып. 17. http://smi.cek.ru/course-h-nizhny-novgorod/74469-

Formiryetsya-%E2%80%9CElektronnoepravitelstvo%E2%80%9D.html (дата

обращения 08.07.12).

9. Khalil O. E-Government Readiness: Does National Culture Matter? // Government Information Quarterly, 2011. V. 28. 388-399.

10. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations Global

E-Government Readiness Report 2003. UN, 2003. 114 p.

http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan016066.pdf (дата обращения 08.07.12).

11. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations Global

E-Government Readiness Report 2005: From E-Government to E-Inclusion. UN, 2005. 270 p. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un

/unpan021888.pdf (дата обращения: 08.07.12)

12. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-Government Survey 2008: from E-Government to Connected Governance. UN, 2008. 246 p. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/ unpan028607.pdf. (дата обращения: 08.07.12).

13. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-

Government Survey 2010: Leveraging E-Government at a Time of Financial and Economic Crisis. 2010. UN, 2010. 126 p. [Электронный документ]. - Режим

доступа: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan

038851.pdf. (дата обращения: 08.07.12).

14. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-

Government Survey 2012: E-Government for the People. UN, 2012. 160 p. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf. (дата

обращения: 08.07.12).

References

1. Bershadskaja L.A., Chugunov A.V. Ocenka razvitija gosudarstvennyh on-lajnovyh uslug: vozmozhnosti primenenija metodiki OON k rossijskoj specifike

[Government On-line Services Evaluation: Applicability of UN Methodology to Russian Conditions]. Trudy XIV Vserossiyskoy obedinennoy konferentsii «Internet i sovremennoe obshchestvo». 12 - 14 oktyabrya 2011 g., Sankt-Peterburg [Works of XIV Conference «Internet and Modern Society». October 12 - 14 2011 Saint-Petersburg]. 2011. pp. 130-143.

2. Doklad o realizacii v 2011 godu Strategii razvitija informacionnogo obwestva v Rossijskoj Federacii na territorii Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry [Report on the Implementation of the Strategy of Information Society Development in Russia in Khanty-Mansiyisk Autonomous District in 2011]. http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao/dokumenty/obsuzhdenie (accessed July 8, 2012).

3. D'jakova E.G. Perehod k jelektronnomu pravitel'stvu v Rossii i mezhdunarodnye rejtingi razvitija jelektronnogo pravitel'stva [E-Government Transition in Russia in the International Rankings of E-Government Development]. Vmire nauchnyh otkrytij [In the World of Scientific Discoveries] 23, no 11.4 (2011): 1156-1166.

4. Massuh I. I. Osnovnye voprosy i zadachi formirovanija jelektronnogo

pravitel'stva v subektah Rossijskoj Federacii. Tezisy doklada na zasedanii Soveta po regional'noj informatizacii [Key Issues and Challenges Related to the E-government Development in Russian Regions. Theses of the Report to the Council of the Regional Informatisation], Moscow. March 17, 2011.

http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=42181 (accessed July 8, 2012).

5. Portal gosuslug: pervyj god raboty [Portal of Public Services: First Year of Functioning]. Sajt «Centra tehnologij jelektronnogo pravitel'stva» Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta [Web-page of the E-Government Technology Center of the Yaroslavl State University]. http://open-gov.ru/?p=735 (accessed July 8, 2012).

6. Rejting sub’ektov RF po urovnju vnedrenija jelektronnogo pravitel'stva na 1 ijulja 2011 goda [Ranking of E-government Implementation in Russian Regions

- data on July 1, 2011]. Gosmenedzhment, (Jule 26, 2011).

http://gosman.ru/?news=17324 (accessed July 26, 2012).

7. Rejting sub’ektov RF po urovnju vnedrenija jelektronnogo pravitel'stva na 1 janvarja 2012 goda [Ranking of E-government Implementation in Russian Regions - data on January 1, 2012]. Gosmenedzhment, (February 3, 2012). http://gosman.ru/?news=22234 (accessed July 8, 2012).

8. Formiruetsja jelektronnoe pravitel'stvo [E-Government Is Grown]. Kurs N. Nizhnij Novgorod, no. 17 (May 6, 2011). http://smi.cek.ru/course-h-nizhny-novgorod/74469-Formiryetsya-%E2%80%9CElektronnoepravitelstvo%E2%80%9D.html (accessed July 8, 2012).

9. Khalil O. E-Government Readiness: Does National Culture Matter? Government Information Quarterly, V. 28. (2011): 388-399.

10. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations Global

E-Government Readiness Report 2003. UN, (2003): 114 p.

http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan 016066.pdf

(accessed July 8, 2012).

11. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations Global

E-Government Readiness Report 2005: From E-Government to E-Inclusion. UN, (2005): 270 p. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/

un/unpan021888.pdf (accessed July 8, 2012).

12. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-

Government Survey 2008: from E-Government to Connected Governance. UN, (2008): 246 p. http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents

/un/unpan028607.pdf (accessed July 8, 2012).

13. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-

Government Survey 2010: Leveraging E-Government at a Time of Financial and Economic Crisis. 2010. UN, (2010): 126 p. http://unpan1.un.org/intradoc

/groups/public/documents/un/unpan038851.pdf (accessed July 8, 2012).

14. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People. UN, (2012): 160 p. http://unpan1.un.org /intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf

(accessed July 8, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дьякова Елена Г ригорьевна, ведущий научный сотрудник, доктор политических наук

Институт философии и права Уральского отделения РАН ул. Софьи Ковалевской 16, г. Екатеринбург, 620990, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Dyakova Elena Grigorevna, leading researcher, Doctor of Political Sciences

Institute of Philosophy and Law, Ural branch of The Russian Academy of Sciences

16, Sofia Kovalevskaya st., Yekaterinburg, 620990, Russia

[email protected]

Рецензент:

Трахтенберг Анна Давидовна, старший научный сотрудник, кандидат политических наук, Институт философии и права Уральского отделения РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.