Научная статья на тему 'Перегрузка или все-таки перезагрузка: «Оговорка по Фрейду» или новое начало отношений для России и НАТО?'

Перегрузка или все-таки перезагрузка: «Оговорка по Фрейду» или новое начало отношений для России и НАТО? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА / УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ НАТО / ОБНОВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ / 5-DAY WAR / RIFT IN NATO-RUSSIA RELATIONS / NEW START

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саат Йерун

В статье изложены причины столкновения различных взглядов на отношения России и НАТО в настоящее время, а также описаны этапы постепенной нормализации отношений. В выводе автор подчеркивает, что возможность для новых столкновений по-прежнему остается, поскольку не разрешены многие противоречия. Однако существует шанс поднять взаимоотношения на новый качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overload or Reset? Freudian Slip or a New Start for Russia and NATO?

In the article the author explains the reasons behind the worsening of relations and covers the gradual normalization of the relationship. To conclude the author underlines that there is a likelihood of recurrence of a clash, because there remain a lot of issues on which NATO and Russia do not see eye to eye. However, there is also the possibility of significant improvement, but it will require efforts from the both parties

Текст научной работы на тему «Перегрузка или все-таки перезагрузка: «Оговорка по Фрейду» или новое начало отношений для России и НАТО?»

Й. Саат

ПЕРЕГРУЗКА ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ПЕРЕЗАГРУЗКА: «ОГОВОРКА ПО ФРЕЙДУ» ИЛИ НОВОЕ НАЧАЛО ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ РОССИИ И НАТО?1

В статье изложены причины столкновения различных взглядов на отношения России и НАТО в настоящее время, а также описаны этапы постепенной нормализации отношений. В выводе автор подчеркивает, что возможность для новых столкновений по-прежнему остается, поскольку не разрешены многие противоречия. Однако существует шанс поднять взаимоотношения на новый качественный уровень.

Ключевые слова: пятидневная война, ухудшение отношений Россия - НАТО, обновление контактов.

Боевые действия, которые имели место между Российской Федерацией и Грузией в августе 2008 г., привели к множеству жертв и разрушений. Дискуссии по поводу ответственности за случившееся и взаимные обвинения в этнических чистках, целенаправленном разрушении гражданских объектов, нарушении международного права и в непропорциональном применении силы продолжаются до настоящего времени. Эти события вызывают и многие другие вопросы, например, действовал ли президент Грузии с одобрения администрации США, почему российский премьер-министр, а не президент вылетел во Владикавказ для обсуждения вопросов оказания помощи Южной Осетии (Власти России, http://www.rian.ru/politics/ 20080810/150235861.Мт1)? Изучение всех этих вопросов заслуживает их рассмотрения в отдельных статьях, но в рамках данной статьи автор хотел бы уделить внимание влиянию на развитие отношений между Россией и НАТО различных точек зрения, которые существуют в России и на Западе, на события, произошедшие на Кавказе.

В разных средствах массовой информации были высказаны противоположные мнения по поводу разрыва отношений между Москвой и Североатлантической договорной организацией. Используя информацию СМИ, а также анонимные источники в натовских кругах, автор имеет возможность представить актуальную ситуацию

1 На встрече в Женеве Госсекретарь США Х. Клинтон подарила своему российскому коллеге С. Лаврову, как символ обновления отношений между Россией и США, «красную кнопку» с надписью на английском и русском языках. Но английское слово “reset” было ошибочно переведено как «перегрузка» (см.: Clinton spreekt geen Russisch, http://www.nos.nl/ nos-journaal/artikelen/2009/3/6/060309_rusland_vs.html).

© Й. Саат, 2009

и дать объективную оценку настоящему этапу отношений и их вероятному развитию.

На Западе сначала очень эмоциональнои резко отрицательно оценили действия Российской Федерации в августе 2008 г. Влиятельный американский дипломат Ричард Холбруке рассказывал американскому телеканалу CNN, что это Россия проявила насилие против Г рузии в ночь на 7-е августа. По словам Холбруке, во время начала военных действий Саакашвили якобы находился в Италии на курсах для похудения. К тому же американский дипломат выразил мнение, что Саакашвили — «самый демократичный и прозападный политик в кавказском регионе» (Richard Holbrooke, http://www.ukrainians.ca/news-info/33-general-news/1160-richard-holbrooke-putins-next-target-will-be-ukraine.html). Холбруке подчеркнул, что если Россию не остановить, то следующей ее целью станет Украина.

Позднее политические деятели Запада все же признали, что грузинские вооруженные силы начали обстрел Цхинвали. Госсекретарь США К. Райс говорила в сентябре 2008 г., что именно грузинское правительство «начало крупные военные операции в районе Цхинвали и других областях Южной Осетии». Райс добавила, что, «к сожалению, было убито несколько российских миротворцев» (Rice criticizes, http://news.bbc.co.Uk/2/hi/americas/7623555.stm), однако тут же подчеркнула, что ответные действия России вышли за все дозволенные рамки, если говорить о пропорциональности применения военной силы. Подобной точки зрения придерживался, например, кандидат в президенты США Джон МакКейн, который говорил, что «мысли, молитвы и поддержка американского народа — на стороне этой маленькой храброй нации, которая борется за свою свободу и независимость» (McCain to Georgian president, http://voices.washingtonpost.com/44/2008/08/12/mccain_to_georgian_pr esident_t.html) против огромной России. В настоящее время многие люди на Западе считают, что даже если Россия и не была инициатором событий, то она ожидала и готовилась к ним (Haas, http://www.clingendael.nl/cscp/media/?id=7137).

В России подобные заявления вызвали подозрения в намерениях и искренности Запада, который придерживается двойных стандартов. Известный российский сатирик Михаил Задорнов заметил, что если бы современная западная пресса освещала вторжение Гитлера в СССР, то это выглядело бы так: «22 июня Гитлер начал защиту от сталинской агрессии. Русские непропорционально применяли силу к гитлеровцам и даже стреляли из пистолета в танки. Угрожающе заснув в ночь на 22 июня, русские нагло спровоцировали немцев на бомбардировки жилых кварталов» (Задорнов,

http://hors81.66.ru/blog/19632/). Тем временем российские исследователи занимались сравнением событий в Южной Осетии с операцией Североатлантического альянса в Косово и подчеркивали, что Запад, очевидно, не видит непропорциональности в силе, которая была применена против Югославии. «Они, между прочим, сбросили 15 000 ракет и бомб на маленькую страну и разрушили полностью нефтяную промышленность; также были разрушены 300 школ и других социальных сооружений, 68 мостов и 50% телевизионных и радиоканалов, в том числе телевизионный центр в Белграде» (Johnson's Russia List, 2008).

В одном из своих выступлений президент России Дмитрий Медведев сравнил трагедию Южной Осетии после попытки грузинской интервенции 8 августа 2008 г. с террористическими актами в США 11 сентября 2001 г. (Медведев сравнил 9/11, 2008). В то же время на Западе были сторонники «наказания» России за ее действия. В Совете Европы, например, обсуждались некоторые возможные меры, направленные против России. В конце концов большинство из членов высказалось против подобных мер, и Совет ограничился выговором России за нарушение Устава Совета Европы (Council of Europe, 2008, http://www.euronews.net/en/article/02/10/2008/council-of-europe-refuses-to-punish-russia/). Другим примером болезненного отношения к данному вопросу является телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Великобритании. Согласно английским источникам, Лавров потерял невозмутимость, когда Милибанд выразил недовольство Великобритании по поводу событий в Грузии. Якобы Лавров перешел на личности и использовал в разговоре ненормативную лексику (Porter, 2008, http://blogs.telegraph.co.uk/andrew_porter/blog/2008/09/09/david_miliba nd_fourletter_abuse_from_russian_foreign_minister). Несмотря на то, что официально Россия опровергла факт применения министром иностранных дел подобных выражений (Lavrov never used, 2008, http://en.rian.ru/world/20080913/116762571.html), этот пример очень хорошо демонстрирует, что эмоции по поводу данного вопроса сильно повлияли на состояние отношений между Западом и Россией.

В июне 2008 г. Дмитрий Медведев выступил с предложением создать новую общеевропейскую инфраструктуру. Президент России обосновал это тем, что в настоящее время нет ни одной организации или структуры, которая в состоянии объединить европейские страны на основе общих ценностей и принципов. ОБСЕ «была создана еще в эпоху "холодной войны” на основе Хельсинкских соглашений и могла бы стать полноценной структурой для поддержания безопасности в Европе, но в силу некоторых причин она не справилась с этой ролью... НАТО не может стать основой для пре-

доставления безопасности на континенте из-за того, что не принимает в расчет интересы достаточно большого количества государств. Европейский Союз не представляет все государства Европы, Организация Договора о Коллективной Безопасности является организацией регионального влияния» (Медведев: Необходимо создать, 2008, http://www.rosbaltnord.ru/2008/8/11/498455.html). Это заявление не встретило особого понимания и было воспринято как попытка России вытеснить США с европейского континента и подорвать имеющие важное значение для НАТО трансатлантические связи.

Последствия кавказских событий для отношений между

Россией и НАТО

Автору представляется, что очень важную роль в ухудшении отношений России и государств Европы сыграл Бухарестский саммит апреля 2008 г. Именно в рамках этого саммита страны-члены НАТО приняли беспрецедентное решение, согласно которому, хотя Украина и Грузия пока не будут включены в «План действий по подготовке к членству» (ПДЧ) — решение по этому вопросу было отложено до декабря 2008 г. — эти страны обязательно станут членами Альянса в будущем (Bucharest Summit Declaration, 2008, http://www.nato.int/docu/pr/2008/p08-049e.html). Комментируя итоговое заявление Бухарестского саммита, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что «Россия сделает все для того, чтобы не допустить вступления Украины и Грузии в НАТО» (Лавров пообещал, 2008, http://www.vlasti.net/news/3791). Любопытно, что когда подобная перспектива казалась еще отдаленной, Лавров придерживался противоположной точки зрения. В интервью немецкой газете «Ган-дельсблат» в начале 2005 г. министр подчеркнул, что «это их выбор. Мы уважаем право всех государств, в частности наших соседей, самим решать, в какую организацию они хотят вступить» (Россия не будет мешать, 2005, http://news.liga.net/news/ N0500053.html).

Возможно, именно бухарестское решение подтолкнуло грузинского президента начать военные действия, поскольку ни одна страна с территориальными проблемами не может рассчитывать на членство в Альянсе. В любом случае, многие эксперты на Западе считают, что Россия была готова к такому повороту, о чем свидетельствует, например, быстрое развертывание российских Вооруженных сил.

Вскоре после прекращения военных действий на Кавказе, 19 августа 2008 г. генсек НАТО Де Хооп Схеффер заявил от имени

стран-членов Альянса, что пока Россия не выведет свои войска из Грузии, «нормальный контакт» с Кремлем не состоится. Это решение, в частности, касалось приостановления проведения заседаний Совета Россия-НАТО на всех уровнях.

Это заявление вызывало в России сильный протест: министр иностранных дел Сергей Лавров, в частности, сказал, что НАТО старается оправдывать действия Грузии (NATO tells Moscow, http://www.iht.com/articles/2008/08/19/europe/nato.php). В качестве ответной меры Российская Федерация решила приостановить свое (и без того не очень активное) участие в программе «Партнерство ради мира», а также на неопределенный срок прекратила военное сотрудничество с Альянсом (Russia stops military cooperation, 2008, http://www.independent.co.uk/news/world/politics/russia-stops-cooperation-with-nato-allies-905042.html) и сократила масштаб взаимодействий с информационным бюро НАТО в Москве. Кроме того, был отменен визит генсека Альянса в Москву. Де Хооп Схеффер до сих пор не встретился с президентом Медведевым, и были отменены совместные учения и допуск кораблей НАТО в российские порты (Рогозин: Россия готова восстановить, 2009, http://www.infox.ru/authority/state/ 2009/03/05/Rogozin__Rossiya_got.phtml).

К тому же 26 августа 2008 г. президент Медведев официально заявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. «По его словам, после событий августа 2008 года возможности существования Южной Осетии и Абхазии в составе Грузии больше нет» (Россия признала независимость, 2008, http://www.trud.ru/ issue/shortnews.php?id=68957). С точки зрения России, НАТО показал себя не с лучшей стороны, когда на следующий же день Альянс призвал отменить решение по статусу двух республик и «уважать территориальную целостность Грузии» (НАТО призывает Москву,

2008, http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/08/m155314.htm). Очевидно, Альянс так и не осознал, что Россия не собирается игнорировать события августа 2008 г. А ведь еще в мае 2008 г. Российская Федерация выступала за территориальную целостность Грузии. Именно тогда российский премьер-министр Путин заявил, что предложенный грузинским президентом Михаилом Саакашвили план, предусматривающий широкую автономию Абхазии в составе Грузии, является в целом правильным, хотя для его реализации необходимо согласие Сухуми (План анатомии Абхазии, 2008, http://www.rian.ru/politics/20080531/108958503.html). Разумеется, можно подвергнуть сомнению искренность слов премьер-министра, но факт остается фактом: за два с лишним месяца до начала военных действий российской стороной были сделаны подобные заявления. Не вызывает удивления реакция Российской Федерации в августе

2008 г. на призывы Альянса отменить признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, в свою очередь, «попросил Североатлантический альянс отозвать и пересмотреть свои решения о признании независимости Косово» и подчеркнул, что Россия не собирается пересматривать свое решение (Рогозин посоветовал НАТО, http://lenta.ru/news/2008/08/27/rogozin/_Printed.htm).

Прекращение контактов на этом этапе напомнило разрыв отношений в 1999 г., после того, как НАТО было принято решение о начале бомбардировок Союзной Республики Югославии с целью остановить насилие против мирного албанского населения в провинции Косово. Россия назвала действия НАТО нарушением международного права, потому что заранее не была получена резолюция ООН. Характерным примером отношения РФ к натовским бомбардировкам является поступок премьер-министра России (в тот период) Е. Примакова, развернувшего обратно самолет, доставлявший его на важные переговоры в Америку, тем самым лишив Россию 15 млрд долларов. В газете «Коммерсантъ» были детально подсчитаны убытки от несостоявшихся переговоров, в то время как другие СМИ выступили с поддержкой действий премьера (Трегубова, 2003, с. 139).

Российское участие в программе «Партнерство ради мира» было приостановлено, также была парализована работа в рамках Постоянного совместного совета, поскольку Россия, по мнению автора, хотела показать свое отношение к действиям НАТО в Югославии. Тем не менее было бы опрометчиво делать из этого вывод о полном отсутствии контактов между Россией и НАТО в тот период. После окончания бомбардировок в Косово натовские и российские миротворцы сотрудничали на территории провинции в составе К-FOR (миротворческого военного контингента) и проводили совместные обсуждения деталей данной операции.

Только во второй половине 1999 г. российское руководство поменяло свою позицию. Автору представляется, что бывший в тот период премьер-министром и ставший впоследствии вторым президентом России В. Путин понимал, что изоляция не способствует разрешению совместных проблем, и прилагал немало усилий для нормализации отношений между Российской Федерацией и Североатлантической договорной организацией. Новый генсек НАТО Лорд Робертсон, сменивший в октябре 1999 г. на этом посту Хавьера Солану, тоже дал понять, что нормализация отношений между НАТО и Россией является для него приоритетной задачей. В интервью, которое Робертсон дал в декабре 2003 г., когда его срок на по__________________________________________________________________ 81

ПОАЙТЭКС- 2009. Том 5. № 3

сту генсека НАТО был почти закончен, он особо подчеркнул, что «хотел перестроить наши отношения с Россией» (Interview with NATO's Outgoing Secretary, http://www.iwar.org.uk/news-archive/2004/ 01-02.htm). В другом интервью Робертсон признал, что надеялся, прежде всего, на восстановление тех «элементарных контактов между НАТО и Россией, которые существовали перед кризисом в Косово» (George Robertson, http://www.interfax.ru/e/B/politics/29.html?id_ issue=5666704).

Политика, проводимая Путиным, дала первый ощутимый результат уже в мае 2002 г., когда НАТО и Россия подписали Римскую декларацию, на основе которой они учредили Совет Россия - НАТО. Этот орган должен был служить базой для создания новых отношений между двумя сторонами, основанных на взаимном доверии. В рамках Совета Россия - НАТО особое внимание уделяется следующим вопросам: борьбе против терроризма, кризисному урегулированию, контролю над вооружениями и мерам по укреплению доверия, поиску и спасению на море, новым угрозам и вызовам и др. За время своего существования Совет служил как важный форум обмена мнениями по этим и другим темам взаимных интересов европейской и международной безопасности.

Хотя после августа 2008 г. формальное сотрудничество было приостановлено, контакты между Россией и отдельными странами-членами НАТО, разумеется, сохранялись. Страны, например, взаимодействовали друг с другом в рамках Женевских встреч по поводу ситуации на Кавказе, которые явились частью мирного плана Медведева-Саркози (Medvedev and Sarkozy, 2008, http://www.ccun.org/ News/2008/August/12%20n/Medvedev%20and%20Sarkozy%20Devise %206-Point%20Peace%20Plan%20for%20the%20Georgia%20War.htm). Время от времени сотрудники Альянса встречались с представителем России при НАТО — в организации эти встречи называли «чай с Рогозиным», продолжали работать некоторые рабочие группы. Однако о полноценных отношениях говорить не приходилось.

На ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, которая состоялась в феврале 2009 г., были высказаны противоположные мнения по поводу контактов с Россией в целом и плана Медведева по созданию нового договора о европейской безопасности в частности. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Хавьер Со-лана заявил, что надо начинать диалог. Однако генсек НАТО Де Хооп Схеффер посчитал, что это невозможно до тех пор, пока Россия продолжает строить свои военные базы в Южной Осетии и Абхазии. Де Хооп Схеффер подчеркнул, что он «не видит, как мы можем начинать дискуссию по поводу новой инфраструктуры (безопасности. — Й. С.), пока Россия строит базы внутри Грузии. Это

нельзя игнорировать, это не может быть основой для новой структуры безопасности» (European leaders split, http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4009723,00.html).

В конце февраля 2009 г. Дмитрий Рогозин передал де Хооп Схефферу приглашение для участия в саммите под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), запланированном на 27 марта, главной темой которого должна стать ситуация в Афганистане (Генсека НАТО Схеффера, 2009, http://www.regnum.ru/news/ 1129601.html). Примерно в тот же период времени Рогозин подчеркнул, что Россия и Североатлантический альянс удовлетворены темпами восстановления отношений в рамках Совета Россия-НАТО. Основная причина восстановления отношений — это приход к власти в США президента Обамы, который выступает за диалог с Россией. В ходе своей первой пресс-конференции в качестве президента Обама подчеркнул, что США «хотят обновить переговоры с Россией об уменьшении ядерного арсенала». В письме, которое Обама направил Медведеву, президент США отметил, что Америка хотела бы начать взаимоотношения «с чистого листа» (Eijsvoogel,

2009, p. 9).

5 марта состоялась встреча министров иностранных дел стран НАТО, на которой госсекретарь США Клинтон должна была убедить других членов Альянса в необходимости курса сближения с Россией. Большинство стран было готово к такому развитию событий. Однако миссия Клинтон по восстановлению контактов между НАТО и Россией едва не потерпела крах. Вопреки ожиданиям США, что все страны НАТО желают обновления контактов с Россией, министр иностранных дел Латвии заявил, что его страна отнюдь не заинтересована в переговорах с Россией. По его словам, «Латвия знала Россию — России нельзя доверять». Благодаря стараниям генсека НАТО Клинтон все же удалась достичь желаемого результата. Де Хооп Схеффер связался с президентом Латвии Валдасом Адамку-сом, и тот был вынужден признать, что дальнейшее сопротивление может иметь последствия для его страны, и снял свой протест (см.: Koning, 2009, p. 9). Страны-члены НАТО сошлись в том, что обновление встреч в рамках Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны необходимо и как можно скорее после завершения саммита, посвященного 60-летию НАТО в апреле 2009 г.

* * *

Обновление контактов между Москвой и странами-членами НАТО можно, с одной стороны, расценивать как положительную тенденцию. Кроме того, как заметил генсек Альянса де Хооп Схеффер,

«Россия — это международный игрок. Не разговаривать с ней — это не вариант» (НАТО официально возобновит, http://www.polit.ru/ news/2009/03/06/summit.html). Но сомнительно, что это в итоге приведет к другому качеству отношений. Ведь существенные разногласия, которые имеются на сегодняшний день, остаются: НАТО не собирается отказываться от своего обещания Украине и Грузии (несмотря на то, что возможность членства для последней кажется сейчас крайне сомнительной), нет никаких сдвигов относительно Договора об обычных вооруженных силах в Европе и до сих пор неизвестно, будет ли создан США Щит ПРО в Чешской Республике и Польше. Однако для больших перемен в отношениях нужны конкретные уступки, например отказ от Щита и отсрочка решения вопроса о членстве в НАТО Украины и Грузии. Проблема для Североатлантического альянса заключается в том, что любой компромисс по этому поводу может восприниматься в Москве как ее победа. Хотя представитель НАТО подчеркнул, что «новое начало» не уменьшает степени осуждения Альянсом событий августа 2008 г., в Москве считают иначе. В Министерстве обороны РФ нынешние осторожные шаги НАТО к сближению с Россией воспринимаются уже как «полное принятие всех внешнеполитических декламаций последних месяцев — признание независимости Абхазии и Южной Осетии и ответ на развитие ПРО США... НАТО возобновляет диалог в тех условиях, когда Россия не отступила ни от одной своей позиции. А это автоматически означает, что НАТО признало легитимность августовской операции по принуждению Грузии к миру, признало вариант Медведева не развертывать "Искандеры” в Калининграде в ответ на неразвертывание американской ПРО в Европе» (Там же).

В апреле 2009 г. НАТО отметило свое 60-летие, был проведен юбилейный саммит в Страсбурге и Киле. Альянс оценивает этот Саммит как возможность более конкретно очертить сферы деятельности и роль НАТО в XXI в. (Bucharest Summit Declaration, 2008, http://www.nato.int/docu/pr/2008/p08-049e.html), поэтому в рамках данного саммита принят документ о безопасности Альянса и начата разработка новой стратегической концепции. Однако это означает совершенствование собственной документальной базы и отнюдь не создание какой-то новой структуры евроатлантической безопасности, о которой заявил президент Медведев. Дело в том, что большинство стран-членов НАТО вполне устраивает существующая система безопасности. Новую стратегию нужно скорее воспринимать как меры по более эффективному противостоянию НАТО новым угрозам за пределами ее традиционной сферы интересов. Другое важное решение, которое принято в рамках саммита, это назна-

чение нового генсека. Полномочия Яапа де Хоопа Схеффера истекли 31 июля этого года.

На наш взгляд, есть два возможных сценария развития отношений между двумя сторонами: пессимистический и относительно положительный. Если НАТО продолжит действовать так, как действовало до сих пор, то тем самым подтвердит, что не очень четко представляет, как наладить эффективное сотрудничество с Российской Федерацией. В то время как Россия (хотя и принимает участие в формате Совета Россия - НАТО) воспринимает Запад все еще как конкурента в борьбе за политическое влияние, «красная кнопка» Хилари Клинтон говорит скорее о передышке перед новым столкновением, чем о подъеме взаимоотношений на новый уровень. Однако последнее станет реальным, если стороны смогут отказаться от присущего их отношениям взаимного недоверия, а курс новой администрации США, нацеленный на сотрудничество и взаимодействие с президентом Медведевым в обход премьер-министра и бывшего президента Путина, встретит понимание и поддержку в России. Только тогда, по нашему мнению, мир увидит качественно новые отношения, про которые так много говорилось во время подписания Россией и НАТО Римской декларации в 2002 г.

Литература

1. Власти России: Грузия устроила в Южной Осетии геноцид. 2008. 10 августа // http://www. пап. ш/ро!^^/20080810/150235861. Мт!

2. Генсека НАТО Схеффера... 2009. 25 февраля // http://www.regnum.ru/ news/1129601.html

3. Задорнов М. Политкорректность. 2008. 16 сентября // http://hors81.66.ru/blog/19632/

4. Лавров пообещал всеми силами мешать вступлению Украины и Грузии в НАТО. 2008. 8 апреля // http://www.vlasti.net/news/3791

5. Медведев: Необходимо создать саммит по выработке, 2008 //

http://www. гс^Ьа^по^. ш/2008/8/11/498455. Мт1

6. Медведев сравнил 9/11 с трагедией Южной Осетии. 12 сентября 2008 г. // http://russianews.ru/news/17657?print=1

7. НАТО официально возобновит отношения с Россией... 2009. 6 марта // http://www.polit.ru/news/2009/03/06/summit.html

8. НАТО призывает Москву... 2008. 27 августа // http://www.memo.ru/hr/hotpoints/ caucas1/msg/2008/08/m155314.htm

9. План анатомии Абхазии... 2008. 31 мая // http://www.rian.ru/politics/20080531/ 108958503.html

10. Рогозин: Россия готова восстановить.... 2009. 5 марта // http://www.infox.ru/

authority/state/2009/03/05/Rogozin___Rossiya_got.phtml

11. Рогозин посоветовал НАТО начать с Косово. 2008. 27 августа // http://lenta.ru/ news/2008/08/27/rogozin/_Printed.htm

12. Россия не будет мешать возможному членству... 2005. 3 января // http://news.liga.net/news/N0500053.html

13. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. 2008. 26 августа // http://www.trud.ru/issue/shortnews.php?id=68957

14. Трегубова Е. Байки кремлевского диггера. М.: Изд-во Ад Маргинем, 2003.

15. Bucharest Summit Declaration. 2008. 3 April // http://www.nato.int/docu/pr/2008/ p08-049e.html

Clinton spreekt geen Russisch. 2009. 6 maart // http://www.nos.nl

/nosjournaal/artikelen/2009/3/6/060309_rusland_vs.html

16. Council of Europe refuses to punish Russia. 2008. 2 October //

http://www.euronews.net/en/article/02/10/2008/council-of-europe-refuses-to-punish-russia

17. Eijsvoogel J. Diplomatie van een superstar // NRC next 2009. 6 maart. P. 9.

18. European leaders split on Russian security plan. 2009. 7 February // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4009723,00.html

19. George Robertson: I would not exclude Russia joining NATO in the future // http://www.interfax.ru/e/B/politics/29.html?id_issue=5666704

20. Haas M. de. Westen moet Georgie nadrukkelijker helpen. 2008. 12 augustus // http://www.clingendael.nl/cscp/media/?id=7137

21. Interview with NATO's Outgoing Secretary General Robertson //

http://www.iwar.org.uk/news-archive/2004/01-02.htm

22. Johnson's Russia List. 2008. N 179. 2 October. Интервью А. Г. Арбатова.

23. Koning P. de. Ze gebruikt haar charme // NRC next 2009. 6 maart. P. 9.

24. Lavrov never used foul language with Miliband-Russian ministry. 2008. 13 September // http://en.rian. ru/world/20080913/116762571. html

25. McCain to Georgian president: «Today, we are all Georgians». 2008. 12 August // http://voices.washingtonpost.com/44/2008/08/12/mccain_to_georgian_president_t.html

26. Medvedev and Sarkozy devise 6 point. 2008. 12 August //

http://www.ccun.org/News/2008/August/12%20n/Medvedev%20and%20Sarkozy%20Dev ise%206-Point%20Peace%20Plan%20for%20the%20Georgia%20War. htm

27. NATO tells Moscow No business as usual. Адрес в Интернете // http://www.iht.com/articles/2008/08/19/europe/nato.php

28. Porter A. David Miliband's Four letters abuse from Russian foreign minister. 2008. 9 September // http://blogs.telegraph.co.uk/andrew_porter/blog/2008/09/09/david_ miliband_fourletter_abuse_from_russian_foreign_minister

29. Rice criticises 'isolated' Russia. 2008. 25 September // http://news.bbc. co.uk/2/hi/americas/7623555.stm

30. Richard Holbrooke: Putin's Next Target Will Be Ukraine. 2008. 11 August // http://www.ukrainians.ca/news-info/33-general-news/1160-richard-holbrooke-putins-next-target-will-be-ukraine.html

31. Russia stops military cooperation. 2008. 21 August //

http://www.independent.co.uk/news/world/politics/russia-stops-cooperation-with-nato-allies-905042.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.