Научная статья на тему 'Передвижной театр ТГАТА'

Передвижной театр ТГАТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала / театральное движение / постановления Совнаркома РСФСР / Г. Ильясов / передвижные театры / Арский район / А. Мажитов / Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заббарова Лилия Марсовна

В данной публикации прослеживается история возникновения Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Публикацию сопровождает докладная записка директора Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, которая хранится в фонде Национального архива Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Передвижной театр ТГАТА»

Передвижной театр

ТГАТа

Здание театра им.К.Тинчурина

т. . .

_И_атарскии государственный академическии театр им.Г.Камала (ТГАТ) занимает видное место в истории культуры татарского народа. Это не просто одно из популярных культурно-развлекательных учреждений нашего города. В нем мы видим предмет гордости, объект любви и уважения казанцев и всех жителей Татарстана. В театре сложился прекрасныи творческии коллектив, который вот уже несколько десятилетий проводит свои спектакли с аншлагом.

Особый интерес для исследователей представляет развитие театрального движения в республике в 30-е годы. Именно тогда на театральном олимпе Татарстана в связи с директивой Наркомпроса об усилении внимания к взаимоотношениям города и деревни появился такой культурный феномен, как колхозный филиал Татарского государственного академического театра. Постановления Совнаркома РСФСР о необходимости активного обслуживания рабочих и сельских районов (январь 1931 г.) и о развертывании сети колхозно-совхозных театров (15 марта 1934 г.) позволили театрам, в том числе Татарскому академическому, систематически выезжать со спектаклями на село1.

На этом основании Татарский государственный академический театр в августе 1933 года издал приказ о создании передвижного колхозного филиала для обслуживания сельского населения. Театр был организован в очень короткий срок - за три месяца. Первым его режиссером стал Гали Ильясов, долгое время работавший режиссером и актером татарского театра Москвы2. В штат колхозного филиала ТГАТ вошли следующие актеры: Г.Болгарская, М.Ильдар, Г.Гиматов, Г.Камская, Б.Галиуллина, З.Агишева, Ф.Нариманов, Э.Ягудин, А.Гацуллина, Б.Ахтямов и другие3.

По воспоминаниям Г.Ильясова, театр открылся 6-7 ноября 1933 года спектаклем в д.Шали Пестречинского района о годах коллективизации под названием "Семья Булута-бабая", авторами которого были К.Тинчурин и К.Наджми4.

С этого времени сельскому зрителю стал доступен профессиональный театр. Позднее, в 1935 году, были созданы Мензелинский, затем Альметьевский передвижные театры.

Репертуар колхозного филиала ТГАТ составляли спектакли не только татарских писателей и драматургов - Г.Камала, Ш.Камала, М.Файзи, К.Тинчурина, М.Амира, Р.Ишмората, но и М.Горького, А.Островского, Н.Шиллера, Мольера и др.

Через два года работы, коллектив перестал получать государственную дотацию. Необходимо было изыскание новых средств. Это послужило толчком к созданию концертно-эстрадного коллектива, в состав которого вошли: А.Гацуллина, Э.Ягудин, Г.Ганиев, Р.Садыкова, Э.Хисамов5, из которых в дальнейшем выросли мастера эстрады.

В 1938 году передвижной театр отделился от Татарского государственного академического театра и переехал в Арский район. Художественным руководителем театра был избран Асгат Мажитов, а коллектив пополнился новыми творческими силами (В.Минкина, З.Халиуллина, С.Шакуров, Р.Камалон, Р.Кургалеев и др.)6.

В годы войны театр вел усиленную агитационно-массовую пропаганду: выпускал стенгазеты на злободневные темы, рассказывал о передовых колхозниках и о недостатках в работе колхозников, выступал с бесплатными концер-

тами непосредственно на полевых станах. За пропаганду искусства, хорошие творческие показатели в общественно-массовой работе, в обслуживании уборочных и посевных компаний передвижной театр неоднократно удостаивался благодарностей и поощрений со стороны Управления по делам искусств при СНК ТАССР. В 1942 году он стал именоваться как Татарский государственный театр. В 1944 году коллектив переехал в г.Казани и был преобразован в Республиканский татарский государственный театр.

Писали о театре мало. Между тем добрая слава о нем ходила не только по селам Татарстана, он завоевал любовь и авторитет во многих республиках и областях страны - от границ солнечного Таджикистана до северных лесов, от шахт Донбасса до Уральских гор. И нет уголка в Татарстане, где не побывал бы этот поистине народный театр.

Со временем передвижной театр превратился в самостоятельный коллектив, известный сегодня под названием Татарский государственный театр драмы и комедии им.К.Тинчурина. Вниманию читателей предлагается докладная записка директора ТГАТ Г.Ильясова, из содержания которой складывается ясное представление не только о структуре театра, его репертуаре и составе коллектива, но и об условиях работы актеров и рабочего персонала.

Примечания

Театр имени Камала. Очерк истории.-Казань: Таткнигоиздат,1986.-С.89. Иуат юлында.-Социалистик Татарстан.-1963,15 декабря.

Всегда в дороге.-Совет Татарстаны.-1958,16 ноябрь.

Иуат юлында.-Социалистик Татарстан.-1963,15 декабря.

1. Илялова И.

2. Фарсин Ф.

3. Там же.

4. Ильясов Г.

5. Там же.

6. Фарсин Ф.

Лилия Заббарова,

аспирантка КГУ

Докладная записка

директора ТГАТ Г.Ильясова

Казань, 1935 г.

1. Колхозный филиал Татарского государственного академического театра (ТГАТ) является передвижным театром. База на период подготовки -Татарский государственный академический театр. База для обслуживания -районы и колхозы Татарской Республики.

2. Колхозный филиал ТГАТ является органически связанной единицей вышеназванного театра. Руководство возглавляется выделенным из состава ТГАТа режиссером, который является одновременно художественным руководителем и директором к/ф*.

3. Колхозный филиал ТГАТа организован в сентябре 1933 г. Инициатива организации этого театра принадлежит 11-му съезду колхозников-ударников Татарии. После которого обком партии и Наркомпрос Татарии предложили ТГАТу практически осуществить предложения съезда. В свою очередь, ТГАТ выделяет из состава одного режиссера в лице тов.Ильясова Г., который сформировал театр к Октябрьскому празднику, дает первую торжественную постановку в подшефном колхозе им.Вахитова.

4. Актерский состав колхозного филиала в основном сформирован из профессиональных актеров, имеющих от 4-х до 15-ти лет театрально-производственного стажа. Из них 40 процентов - окончившие Татарский театральный техникум в 1929-31 гг. в г.Казани. И сейчас имеющие от 4-х до 6 лет производственного стажа. Основными источниками вербовки актерского цеха был в это время ликвидированный Московский государственный рабочий театр и частично выделенный из состава ТГАТа.

Дальнейшими источниками покрытия потребности в кадрах будут, с одной стороны заканчивающие Татарский театральный техникум при ТГАТе и выдвижение лучших сил колхозно-совхозных драмкружков. Они после принятия в состав к/ф путем учебы будут поднимать свои культурные уровни и актерское мастерство.

Штат колхозного филиала ТГАТа на 1934-35 гг.

Художественный руководитель - 1 [чел.].

Директор по совместительству] - 1 [чел.].

Администратор - он же.

Передовик - 2 [чел.].

Актеры - 17 [чел.].

Гармонисты: баян и рояльный строй - 2 [чел.].

Рабочие сцены - 2 [чел.].

Электромеханик - 2 [чел.].

Костюмер - 1 [чел.].

Итого: 28 чел.

Скрипач - 1 [чел.], счетовод -1 [чел.]**.

К/ф - колхозный филиал. Приписано от руки.

Материально-финансовая база театра

Источником, покрывающим расходы театра, с одной стороны является единовременная дотация НКПроса* ТР, и с другой - приход [от] реализации спектаклей.

Имущество театра

Зимние спецовки, доха**, телогрейки, ватные брюки, парики и частично театральные костюмы, которые из-за неимения в костюмерной ТГАТа приобретаются во время оформления новых пьес.

Колхозный филиал свое транспортное средство не имеет, но иметь автомашины, грузовики и велосипеды в летнее время необходимо, потому что получение подвод на местах связано с разнообразными трудностями. Например, обслуживание весенней посевной, летние уборочные периоды очень затруднительны для колхозов из-за коня. Было бы хорошо поставить перед соответствующими органами [вопрос] о выделении автомашинных и велосипедных фондов для колхозных театров (машины оправдывают себя и хозяйственно).

Материально-бытовые условия работников колхозного театра

Во время формирования колхозного филиала ТГАТа большинство работников были приглашены со стороны, поэтому жилищный вопрос до последнего времени остается острым и самым больным местом.

Столовая, снабжение ширпотребом идет наравне с работниками ТГАТа, но ввиду того, что сотрудники к/ф большинство свое время находятся в районах, они не могут воспользоваться последними наравне с работниками ТГАТа.

Серьезным препятствием в создании высококачественных постановок являются клубы в районах и колхозах, которые плохо оборудованы и не приспособленны под спектакли. Даже большинство строящихся новых клубов страдают этим недостатком.

Например: большинство клубов не имеют даже уголка для гримирования, [пере]одевания. Актерам приходится гримироваться у себя в избах или в ближайших домах, из-за чего часто бывают простуды работников. Со сцены двери часто выходят сразу на улицу или входы только через зрительный зал. Сцены до того малы, что часто актерам ведущих ролей приходится провести весь вечер все время стоя, потому что нет возможности поставить за кулисами несколько табуреток или скамью. В пожарном отношении: они не имеют запасных выходов.

Необходимо срочно выпустить типовые стандартные чертежи колхозных клубов. Чертежи, выпущенные в 1932-33 гг. НКПросом РСФСР типовых колхозных клубов очень громоздки и дорого обходятся колхозам и неприемлемы, и они являются в канцеляриях строительных контор или в Нар-компросе, не доходя до колхозов.

Мы много говорили о работе внутри клубов, но мало заботимся, как удобнее и дешевле построить колхозный клуб. Необходимо в прессе и соответствующих журналах обострить этот вопрос. Было бы хорошо, за исключением районных дом[ов] культур, иметь для колхозов 2 или 3 типа стандарта сценической площадки. Вместимости залов могут быть различны, в зависимости от крупности колхозов, но сценическая площадка должна

Наркомпроса.

Доха (калм.) - шуба мехом внутрь и наружу.

быть подчинена двум, максимум трем, типам стандарта, главным образом в отношении глубины, высоты и ширины сценической площадки.

Художественно-производственное руководство колхозного филиала ТГАТа

1. В целях обеспечения квалифицированного руководства и идейно-художественного качества работы филиала, ТГАТ выделяет из своего основного состава одного режиссера, который является ответственным за деятельность этого театра.

Репертуар театра

1. "Булат-бабай семьясы" К.Наджми и К.Тинчурина. Тема пьесы - борьба за культурную и зажиточную жизнь в колхозе.

2. "Адашлар" переделка с русского Г.Ильясова. Тема пьесы - колхозник

на строительстве, интернациональное воспитание и критика неграмотно*

сти .

3. "Две системы", перевод Х.Уразикова. Тема пьесы - преимущество социалистической системы над капиталистической.

4. "Туман арты" Ш.Камала. Тема пьесы - борьба за новые кадры на фабрике.

5. "Мать" Зулькарнеева, тема пьесы - борьба германск[ого] пролетариата с фашистами.

6. Концертная программа.

7. Будет поставлена одна пьеса из классиков.

8. "Хаджи эфенди уйляна" Ш.Камала**.

Руководство над театральными самодеятельными кружками

Колхозный филиал не ограничивается только художественным обслуживанием трудящихся колхозной деревни, но и одновременно ведет развертывание работы по инструктажу с самодеятельными кружками. Помощь и руководство колхозными и совхозными кружками проводилась по двум формам:

1. Специальная и плановая работа,

2. Беседы и консультации в день постановки.

В первом случае театр, работая в течение месяца в одном районе, ставит в крупных колхозах 20 постановок и 10 дней занимается исключительно инструктажем и практическим руководством в отдельных кружках. [...]

[...] Основная работа этих бригад: закрепление лучших музыкальных, театральных сил вокруг колхозного клуба, создать крепкий колхозный драмколлектив, дать ему правильную постановку по организации спектакля. Урегулирование работы драмкружковцев в клубе с хозяйственной работой в колхозе.

[...] В районе этими кружками проводится слет и обмен опытом. Они слушают итоговый доклад руководителя колхозного филиала о работе театра и о работе бригад, после проводится показ работы каждого драмкружка. Эти драмколлективы после слета обеспечиваются имеющимся репертуаром колхозного филиала ТГАТа, прикрепляются к районным театрам, если таковые имеются, и принимаются меры для дальнейшего их сохранения.

* Критика неграмотности - приписано от руки.

** Приписано от руки.

Конечная цель этой работы заключается в том, что через эти драмкол-лективы на местах:

а) создать в районах опорные пункты для развертывания самодеятельного искусства на местах;

б) через них дать тон остальным колхозным драмкружкам в постановке театрально-музыкальной работы на местах;

в) концентрируя в крупных пунктах более организованные драмколлек-тивы, выявлять через них лучшие театральные силы района для передачи их в районные, республиканские театры, а также театральные техникумы. [...]

Общественно-массовая работа

Кроме работы с кружками, работники к/ф ведут и общественно-массовую работу, а именно: по линии проверки ликбеза, по выпуску стенгазет, а также всегда живо откликаются на все общественно-политич[еские] мероприятия, проводимые на местах, и всеми силами помогают в проведении их.

Колхозный филиал ТГАТа с 11-го декабря 1933 г. по 18/ХИ-34 г. обслужил следующие районы Татарской республики:

1.Агрызский, 2.Азнакаевский, З.Актанышевский, 4.Арский, 5.Балтасинский, б.Бавлинский, 7.Дубьязский, 8.Кайбитский, 9.Красно-Борский, Ю.Кукморский, 11.Муслюмовский, 12.Нурлатский, 13.Рыбнослободск[ий], 14.Сабинский, 15.Тукаевский.

[...] Итого - 276 постановок.

Август - 38 бригадных выступлений бесплатных в Бавлинском [районе].

Всего - 314 постановок.

Обслужено зрителей в указанных районах всего 82300 человек колхозников и рабочих колхозов и заводов.

Директор к/ф ТГАТ: подпись /Ильясов/

НА РТ. Ф.3682. Оп.1. Д.2130. Л.82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.