Научная статья на тему 'Передовые технологии преподавания эстетической стоматологии'

Передовые технологии преподавания эстетической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
793
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / AESTHETIC DENTISTRY / ФИЗИОЛОГИЯ ЗУБА / PHYSIOLOGY OF THE TOOTH / РЕСТАВРАЦИЯ / RESTORATION / ЦВЕТ ЗУБА / TOOTH COLOR / ТВЕРДЫЕ ТКАНИ ЗУБА / DENTAL HARD TISSUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луцкая И. К., Чухрай И. Г., Марченко Е. И.

Эстетическая стоматология один из самых молодых разделов специальности открывает широкие перспективы совершенствования врачебных навыков и повышения качества работы. В то же время практикующий стоматолог испытывает трудности на этапах изготовления эстетической конструкции. Так, множество факторов, влияющих на зрительное восприятие объектов, усложняют определение цвета зуба. Строение твердых тканей обусловливает особенности препарирования зуба, выбор пломбировочного материала, завершающей обработки конструкции. В связи с этим важная роль принадлежит знанию анатомии и физиологии, что позволяет воссоздать форму и цвет зуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced technology teaching aesthetic dentistry

Aesthetic dentistry one of the youngest parts of the profession-opens wide prospects of dentist work improvement. At the same time dentists often experience problems at the stages of aesthetical restoration. A lot of factors, influencing vision, complicate tooth’s color determination. Construction of the teeth’s hard tissues affects teeth’s preparation. That is why very important role in teeth’ form and color restoration is knowing the anatomy and physiology of tooth.

Текст научной работы на тему «Передовые технологии преподавания эстетической стоматологии»

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТОМАТОЛОГИИ

ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Луцкая И.К., Чухрай И.Г., Марченко Е.И.

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск

Lutzkaya I.K., Chukhray I.G., Marchenko E.I.

Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk Advanced technology teaching aesthetic dentistry

Резюме. Эстетическая стоматология - один из самых молодых разделов специальности - открывает широкие перспективы совершенствования врачебных навыков и повышения качества работы. В то же время практикующий стоматолог испытывает трудности на этапах изготовления эстетической конструкции. Так, множество факторов, влияющих на зрительное восприятие объектов, усложняют определение цвета зуба. Строение твердых тканей обусловливает особенности препарирования зуба, выбор пломбировочного материала, завершающей обработки конструкции. В связи с этим важная роль принадлежит знанию анатомии и физиологии, что позволяет воссоздать форму и цвет зуба.

Ключевые слова: обучение, эстетическая стоматология, физиология зуба, реставрация, цвет зуба, твердые ткани зуба.

Современная стоматология. — 2014. — №1. — С. 103—105.

Summary. Aesthetic dentistry - one of the youngest parts of the profession-opens wide prospects of dentist work improvement. At the same time dentists often experience problems at the stages of aestheticai restoration. A lot of factors, influencing vision, complicate tooth's color determination. Construction of the teeth's hard tissues affects teeth's preparation. That is why very important role in teeth' form and color restoration is knowing the anatomy and physiology of tooth.

Keywords: education, aesthetic dentistry physiology of the tooth, restoration, tooth color, dental hard tissues.

Sovremennaya stomatologiya. — 2014. — N1. — P. 103—105.

Важнейшей задачей системы здравоохранения Республики Беларусь является сохранение и укрепление здоровья нации. Поскольку стоматологические заболевания широко распространены и характеризуются высокой интенсивностью, актуальна проблема своевременной диагностики, качественного лечения и действенной профилактики. Для выполнения поставленных задач необходимы профессиональные кадры с высоким уровнем подготовки, способные обеспечить доступность и качество оказания стоматологической помощи населению.

Бурное развитие медицинской науки, совершенствование инструментов и материалов, большой объем информации, которая быстро теряет свою актуальность, требуют регулярного обучения практических врачей новым технологиям. Сегодня в Республике Беларусь работают свыше 5000 стоматологов и зубных врачей. Большинство из них обучались в институтах до введения новой программы, когда не преподавали современные технологии. В системе последипломного образования речь идет об усовершенствовании, а в ряде случаев и переучивании стоматологов, поскольку некоторые позиции, взгляды на методы лечения кардинально меняются с появлением новых средств и технологий. Совершенствование технологий и выпуск на рынок новой стоматологической продукции требуют постоянного внимания и

освоения новых методов работы [1-3]. Активное внедрение методик эстетической стоматологии подразумевает решение серьезных задач. В большей части они согласуются с общими проблемами в стоматологии и медицине. На первое место выступает состояние материальной базы учреждений, которые функционируют в сложных условиях недостаточности финансирования.

В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ по достижению основных целей улучшения здоровья населения и с учетом передовых современных взглядов на диагностику, лечение, профилактику стоматологических заболеваний сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО разработана типовая программа последипломного обучения, включающая курсы эстетической стоматологии.

Цель обучения на курсах эстетической стоматологии - повышение уровня профессиональной компетентности врача путем овладения им современными методами лечения основных заболеваний твердых тканей зубов с применением новых технологий и пломбировочных материалов.

Основные задачи специализации

Углубление знаний по методам индивидуальной, групповой и массовой профилактики основных стоматологических заболеваний.

Освоение современных, принятых в мире, методов диагностики и лечения основных

нозологических форм стоматологических заболеваний.

Эффективное использование современного стоматологического оборудования, материалов, инструментов.

Учебный план и программа курсов включают теоретические и практические разделы, ориентированные на конечный результат «знать - уметь» [4, 5]. Объективность оценок определена на основании международных критериев качества оказания стоматологической помощи населению, в эстетическом разделе - качества реставраций [11]. В процессе преподавания курсов «Эстетическая стоматология», «Восстановительная стоматология» большое внимание было уделено таким аспектам, как клиническая анатомия и эстетическая функция зуба, термины и понятия в цветоведении, роль зрительного восприятия в эстетической стоматологии [6, 7]. Важное место отведено изучению теоретических основ определения цвета. Рассмотрены основные типы нарушения цвета зубов и их причины [8]. Широко представлена информация о современных пломбировочных материалах, их физико-механических свойствах, показаниях к применению. Практическая часть курса представлена методиками отработки технологии объемного моделирования, изготовлению эстетических конструкций с применением современных стоматологических материалов [9]. Особое внимание акцентировали на воссоздании индиви-

современная стоматология n1 2014 1

Технологии преподавания стоматологии

дуальных особенностей зуба. Отдельный раздел посвящен предупреждению ошибок и осложнений, связанных с погрешностями в воссоздании цвета и формы зуба, в работе с пломбировочными материалами [10, 11].

Педагогический процесс в современных условиях также приобрел инновационный характер. Преподаватели высшей школы используют методологию гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, что создает благоприятные условия для формирования и развития клинического мышления у врача-стоматолога.

Гуманистическая педагогика в отличие от традиционной (авторитарной) устанавливает иные взаимоотношения между педагогом и обучающимся. Главное научить, а не уличить в незнании. В век информационных технологий умение повышать свою квалификацию самостоятельно, работать с информацией на любых носителях является одним из главных качеств высококвалифицированного специалиста.

Возможность ознакомиться с достижениями медицинской стоматологической науки в многочисленных периодических изданиях, Интернете, требует в свою очередь от преподавателей высокой осведомленности, анализа научной новизны и практической значимости новшеств.

Инновационное обучение характеризуется следующими особенностями:

• Слушатели активно участвуют в процессе обучения.

• Педагог направляет группу, способствует получению знаний и выработке практических навыков.

• Цель обучения - повышение уровня понимания, изменение отношения, принятие решения, оказание взаимопомощи.

• Основное внимание уделяется сотрудничеству и обмену информацией между членами группы.

• Процесс может протекать не только в аудитории, но и в домашних условиях.

• Поощряется формирование новых идей.

• Слушатели получают внутреннюю мотивацию, поскольку процесс познания ориентирован на интересы группы.

• Требует высокого профессионализма преподавателя, владения методами инновационного обучения.

Обучение на кафедре носит «проблемный» характер, при этом врачи самостоятельно изучают информацию, анализируют ее и принимают обоснованное решение об использовании тех или иных материалов и методов в практической стоматологии.

Технология проблемного обучения требует такой организации занятий, которая предполагает создание проблемных ситуа-

ций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность по их разрешению. Применяя проблемный метод, мы не только обучаем врачей стоматологии, но и способствуем развитию у них общеклинического мышления, умению анализировать на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей, что в конечном результате позволяет грамотно выбрать тактику лечения конкретного пациента.

По результатам анкетирования слушателей кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО, более 86% врачей-стоматологов Республики Беларусь освоили технику применения композиционных материалов светового отверждения в повседневной практике. Однако только 69% опрошенных перед началом работы планировали анатомическую форму будущей реставрации, ориентируясь на симметричный интактный зуб, используя ранее полученные знания из области частной анатомии зубов, 36% стоматологов не помнили, чем характеризуются отдельные анатомические признаки зубов.

Представляют интерес сведения о количестве случаев совпадения мнения врачей и сотрудников кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО в оценке эстетических характеристик зуба [11]. Определение геометрической формы вестибулярной поверхности центрального резца верхней челюсти (прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной) не вызывало разногласий в 68,3% случаев. Сошлись во мнении относительно степени выраженности признака угла коронки в 75,7% случаев, по поводу признака кривизны коронки - в 47,3% случаев. Тип макрорельефа однозначно оценили в 54,9% случаев. Совпала характеристика десневого контура в 62,4%, протяженность контакта между правым и левым центральным резцами - в 74,2% случаев. При опросе врачей-стоматологов установлено также, что 21% из них не задумывались о цвете зубов. При дальнейшем определении оттенков центрального резца они смогли сразу указать наличие нескольких цветовых зон коронки зуба. Объективную оценку дали 46% стоматологов, остальные респонденты неправильно идентифицировали цвет или не смогли выделить всю цветовую гамму зуба. Кроме того, оказалось, что лишь 51% врачей были полностью объективны при идентификации цвета зуба, 32% анкетируемых правильно определили цвет экваторной области зуба, 17% опрошенных ошиблись при выборе оттенков зуба.

После обучения 83,4% стоматологов правильно определяли цвет, выделив при этом опаковые и эмалевые цвета, то есть

на 37,4% больше, чем при первичном анкетировании.

Таким образом, анализ результатов анкетирования слушателей на начальном и завершающем этапах обучения свидетельствует о важности овладения навыками одонтоскопического обследования зубов с целью выявления характерных для каждого конституционального типа геометрических форм зубов и их индивидуальных особенностей. Необходимость определения, описания и последующего воспроизведения в ходе эстетической реставрации вышеперечисленных характеристик обусловлена их эстетической и функциональной значимостью. Тренировка навыков по идентификации цвета, соблюдение правил подбора оттенков эмали и дентина способствуют повышению объективизации определения оттенков зуба. Нередкие ошибки стоматолога в выборе оттенков зуба или определении размеров, формы зуба в значительной степени связаны с недостатком знаний в области формообразования и цветовосприятия.

В эстетической стоматологии важная роль принадлежит знанию физиологии зрения, что позволяет выбрать оптимальные условия для работы. Изучение психологии зрительного восприятия раскрывает секреты многочисленных иллюзий, указывая путь теоретического и практического освоения техники эстетических работ. Наконец, оптика раскрывает секреты возникновения и существования света и цвета. Таким образом, повышение качества работы включает еще одну проблему эстетической стоматологии - повышение общеобразовательного и общемедицинского уровня знаний врача-стоматолога в области физики, а также физиологии и психологии зрения [7, 8].

Важный аспект совершенствования знаний и умений - внедрение научных разработок в практику. В Республике Беларусь в последние годы выполнены научно-исследовательские работы (НИР), а также успешно защищены ряд диссертационных работ, получены патенты на изобретения, Минздравом Республики Беларусь утверждены инструкции, регламентирующие методики различных этапов работы.

На кафедре терапевтической стоматологии под руководством профессора И.К. Луцкой выполняется большая научно-исследовательская работа. Проблемам эстетической стоматологии посвящены темы ГНТП: «Разработать и внедрить в практику методы шинирования и микропротезирования зубов в комплексной терапии заболеваний периодонта с использованием волоконных шино-адгезивных конструкций

104 ©©временная стоматология n1 2014

Технологии преподавания стоматологии

в сочетании с хирургическим методом лечения» (2010-2014 гг., № гос. регистрации 20100969), «Разработать и внедрить в практику методы эстетического восстановления твердых тканей постоянных зубов с полостями кариозного и некариозного происхождения» (2011-2013 гг., № гос. регистрации 20111243).

Анализ совместной деятельности клинической базы и кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО свидетельствует о широких перспективах и возможностях внедрения современных достижений в практическое здравоохранение, что способствует повышению качества стоматологических услуг населению. Внедрение результатов НИР в учебный процесс и практическую деятельность врачей-стоматологов позволило ознакомить слушателей с новейшими разработками кафедры, отраженными в учебно-методических пособиях, научных статьях, монографиях, которые посвящены актуальным вопросам эстетической стоматологии. Разработана инструкция «Методы эстетического восстановления твердых тканей постоянных зубов с полостями кариозного и некариозного происхождения», утвержденная Министерством здравоохранения Республики Беларусь, получены акты внедрения результатов научных исследований в практическое здравоохранение и учебный процесс.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость широкого внедрения современных средств и методов информатизации преподавателей и врачей, повышающих квалификацию или проходящих переподготовку. В БелМАПО создана система информационно-методического обеспечения всех этапов и звеньев работы с применением современных средств и способов.

Использование разработанной в Бел-МАПО схемы информационно-методического обеспечения обучения позволило быстро и эффективно внедрять новые программы обучения. Например, разра-

ботке и внедрению «Учебной программы» и «Рабочего плана» нового курса «Основы эстетической стоматологии» предшествовало обсуждение специалистами актуальности проблемы, имеющихся в коллективе наработок, квалифицированных преподавательских кадров. На данном этапе изданы монографии «Эстетическая стоматология», «Основы эстетической стоматологии», «Цветоведение в эстетической стоматологии», «Мастер-класс по эстетической стоматологии», которые активно используются слушателями для подготовки к практическим занятиям и самостоятельного изучения. Определены основные темы, цели, задачи планируемых форм обучения. В соответствии с требованиями организации учебного процесса высшей школы выдержано соотношение учебных часов по лекциям, семинарам, практическим занятиям. Дидактическое обеспечение включает подготовку методических разработок и текстов лекций, учебно-методических пособий для практических занятий. Каждый обучающийся имеет возможность получить полную информацию по содержанию программы. Эффективность достижения цели обеспечивается применением компьютерных программ обучения и контроля знаний, представлением информации в мультимедийном изложении, демонстрацией видеофильмов.

Благодаря использованию возможностей Медлайна, Интернета преподаватели располагают сведениями о новейших разработках в области медицины, педагогики и могут внедрять их на практике. Для распространения информации используются профессиональные журналы, в частности «Современная стоматология», «Стоматологический журнал», «Стоматология», «Стоматолог», «Новое в стоматологии», «ДентАрт», «ДенталЮг», «Клиническая стоматология», «Институт стоматологии».

Внедрение научных разработок кафедры в учебный процесс и практическое здравоохранение путем применения передовых

технологий обучения позволяет врачам-стоматологам получить новые знания в области формообразования, цветовосприятия и цветовоспроизведения, что в свою очередь обеспечит существенное повышение качества изготовления эстетических реставраций зубов с дефектами твердых тканей различного происхождения, приблизив их внешний вид к естественным зубам.

Таким образом, применение инновационных технологий обеспечивает углубленное и прочное усвоение врачами-стоматологами учебного материала, создает условия для реализации творческого подхода к решению проблем, развивает навыки сотрудничества. Такая подготовка кадров высокой квалификации будет способствовать повышению качества лечения стоматологических заболеваний и улучшению стоматологического здоровья населения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Балаев, А.А. Активные методы обучения. - М., 1986.

2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону, 2000.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.

4. Матюшкин, А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. - М., 1980.

5. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Никола-енко, Г.Н. Залесов, Т.В. Андрюшина и др. - Новосибирск, 2000.

6. Данилова, Д.В. Характеристика индивидуальных особенностей формы центральных резцов у молодых людей / Д.В. Данилова, Н.В. Новак, Т.А. Запашник // Экологическая антропология. - 2004. - С. 201-203.

7. Луцкая, И.К. Цветоведение в эстетической стоматологии / И.К. Луцкая, Н.В. Новак // Соврем. стоматология. - 2003. - № 1. - С. 3-8.

8. Луцкая, И.К. Влияние фона и освещенности на определяемый цвет зуба / И.К. Луцкая, Н.В. Новак // Институт стоматологии. - 2004. - № 4. - С. 70-71.

9. Луцкая, И.К. Особенности моделирования реставраций в придесневой области коронки / И.К. Луцкая, Н.В. Новак // Соврем. стоматология. - 2006. - № 4. -С. 18-23.

10. Луцкая, И.К. Коррекция формы и цвета зуба / И.К. Луцкая, Н.В. Новак // Соврем. стоматология. -2007. - № 3. - С. 6-11.

11. Луцкая И.К, Новак Н.В., Кавецкий В.П., Запашник Т.А. Критерии оценки качества эстетических реставраций: Инструкция МЗ № 078-0906 от 27.06.2007. - 5 с.

Поступила 14.11.2013

Это полезно знать

Новые зубы для людей вырастут из стволовых клеток

В Китайской академии наук в ходе опытов над мышами создали зубоподобные структуры, которые можно имплантировать в челюсти. Это первая твердая ткань, которую удалось получить на основе стволовых клеток. Ученые использовали новую систему тканевой культуры для выращивания клеток до уровня крошечных структур, напоминающих новые зубы.

Как пишет Cell Regeneration Journal, «зубные зародыши» стали первыми в истории науки твердыми органами или тканями, сделанными на основе плюрипотентных стволовых клеток (ПСК). Руководитель проекта доктор Данжинь Пей заставил ПСК подражать двум разным типам клеток: мезенхимальным, из которых складываются три ключевых компонента зуба (дентин, цементное вещество и пульпа), и клеткам эпителия, образующим зубную эмаль. Конечный продукт был имплантирован мышам, и через три недели у них во рту появились зубоподобные структуры, очень похожие на человеческие зубы по целому ряду параметров.

http://www.medikforum.ru/news/stomatologiya_news/27957.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.