Передовая
В 2014 г. исполняется 70 лет со дня снятия Ленинградской блокады, которая продолжалась 900 дней и ночей. Героические защитники и жители Ленинграда подвергались обстрелам, бомбежкам. За время блокады на Ленинград враг обрушил 150 тыс. снарядов и 105 тыс. авиабомб. В итоге было разрушено свыше 10 тыс. зданий, более 17 тыс. ленинградцев погибли, а 500 тыс. лишились крова. Но самым страшным врагом был голод; продовольственный паек был ниже всех мыслимых и немыслимых физиологических норм — знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
Истощение от голода стало причиной массовой смертности блокадников в 1941—1942 гг. В период первой блокадной зимы причиной смерти многих было переохлаждение организма. На фоне гипотермии, связанной с уменьшением теплопродукции, люди замерзали и умирали на улицах. Непосредственными причинами смерти многих истощенных людей были пневмония и заболевания желудочно-кишечного тракта. Эти заболевания усугубляли тяжесть алиментарной дистрофии и ускоряли летальный исход. Наиболее высокая смертность была характерна для детей в возрасте до 4 лет и от 7 до 10 лет.
По неполным данным, от голода в черте осажденного города погибло около 1053 тыс.человек. В процессе эвакуации умерли 360 тыс. ленинградцев, страдавших тяжелой формой дистрофии. В общей сложности жертвами голода стали более 1413 тыс. человек, что составляет 57,6% ленинградцев. Эти сведения на 764 тыс. человек превышают данные официальной статистики (649 тыс.человек), представленные городской комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения (25 мая 1945 г.). В этом документе не учтены неопознанные (безымянные) блокадники, погибшие в черте города, и ленинградцы, умершие от голода в процессе эвакуации.
В период блокады изменилась структура заболеваемости. Практические исчезли многие заболевания. Несмотря на антисанитарные условия (отсутствие водоснабжения, канализации), по сравнению с 1940 г. значительно снизилась заболеваемость многими инфекциями. Крайне редко возникали такие болезни, как скарлатина, краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, болезни стрептококковой этиологии (ангина, острый ревматический полиартрит), грипп. Снизилась заболеваемость туберкулезом, но повысилась заболеваемость дифтерией с тяжелой интоксикацией и частыми неврологическими осложнениями.
В период выхода из дистрофии возобновились заболевания, в возникновении и развитии которых имеет значение эмоционально-стрессор-ный фактор.
По мере уменьшения тяжести дистрофии доминирующее место занимала гипертоническая болезнь. В сентябре 1942 г. произошла «вспышка» этой болезни с острым течением. Заболеваемость возросла в 8—9 раз по сравнению с показателями в довоенный период. При этом заболеваемость повысилась во всех возрастных группах. В связи с особенностями протекания гипертоническая болезнь получила название «ленинградская гипертония». Эта форма гипертонической болезни не имеет аналогов в медицине. Особенностями блокадной гипертонии явились внезапное и острое начало заболевания, быстрое развитие
© В.Б. СИМОНЕНКО, С.В. МАТАЕВ, 2014 Удк 616-092:612.013]:355
поражения органов, резко выраженная склонность к ангиоспазмам, отсутствие тахикардии, уменьшение частоты острых инфарктов миокарда и инсультов. Ленинградская гипертония протекала тяжело, с высокой летальностью. Смерть при гипертонической болезни в подавляющем большинстве случаев (78% в 1942 г., 88% в I квартале 1943 г.) была связана с сердечной недостаточностью. В 1944 г. после снятия блокады численность больных с гипертонией пошла на убыль, но волна гипертонической болезни не спадала до середины 1945 г. У части бывших блокадников гипертоническая болезнь обнаруживается по настоящее время.
Несмотря на голод и стужу, отсутствие элементарных условий для жизни и работы, военные и гражданские врачи и ученые оперативно создавали и публиковали капитальные труды, посвященные актуальным проблемам теоретической и практической медицины блокадного времени, таким как алиментарная дистрофия, голодный отек, авитаминоз, огнестрельные ранения, черепно-мозговая травма, переохлаждение, отморожение, шок, ленинградская гипертония и другие нозологические формы. Научные сотрудники 22 ленинградских научно-исследовательских медицинских институтов изучали патогенез блокадной патологии и разрабатывали основы терапии и медицинской реабилитации блокадников. Труды, посвященные блокадной медицине, свидетельствуют о высоком гражданском подвиге ленинградских ученых и клиницистов. Многие труженики медицины стали жертвами блокады.
В годы блокады в Ленинграде опубликовано по меньшей мере 176 статей, посвященных алиментарной дистрофии и другим актуальным проблемам блокадной медицины. По материалам блокады в послебло-кадные годы опубликовано более 300работ.
В 1941—1944 гг. создавали свои фундаментальные труды выдающиеся деятели военной и гражданской медицины: главный терапевт Ленинграда проф. М.Д. Тушинский, главный терапевт ВМФ проф. А.Л. Мясников, главный терапевт Ленинградского фронта проф. Э.М. Гельштейн, главный хирург фронта проф. П.А. Куприянов, главный эпидемиолог ВМФ проф. А.Я. Алымов, главный терапевт Балтийского флота проф. Г.А. Смагин, главный педиатр города проф. А.Ф. Тур, заведующий противоэпидемическим управлением проф. И.М. Анше-лес, профессора М.В. Черноруцкий, Г. Ф. Ланг, А.Б. Воловик, В.А. Валь-дман, В.Г. Гаршин, М.И. Хвиливицкая, И.С.Вайнберг, Ю.М. Гефтер, Д.М. Гротэль, Т.И. Чайка, С.М. Рысс, Ю.А. Менделева, Н.И. Самарин, М.А. Скворцов, В.Ф. Ундриц и другие ученые и клиницисты.
На Пискаревском кладбище покоятся жертвы блокады, но память о них бессмертна. Она живет в стихах Ольги Берггольц, Анны Ахматовой и других замечательных поэтов. Анна Ахматова написала в 1942 г.:
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно вы с нами!
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
В.Б. Симоненко
основы выживания в блокадном ленинграде с позиции саногенеза
В.Б. Симоненко1, С.В.Магаева2
'ФКУ «Медицинский учебно-научный клинический центр им. П.В. Мандрыка» Минобороны России; 2ФГБУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» РАМН, Москва
Блокада Ленинграда была наиболее тяжелой и долговременной экстремальной ситуацией в истории человечества. Об этом свидетельствует анализ, проведенный специалистом по изучению голода в мировой истории [1]. Особая тяжесть экстремальных условий жизни блокадников определялась воздействием таких чрезвычайных факторов, как психологический прессинг 900-дневной осады города с воздушными тревогами, бомбовыми
ударами и артиллерийскими обстрелами, ежедневная угроза для жизни, потеря родных и близких людей, почти полный голод в течение 5 мес, с последующим 2-летним частичным голоданием, лютый холод первой блокадной зимы. Любой из этих патогенных факторов мог оказаться смертельным. Зимой 1941—1942 г. эти экстремальные факторы действовали в роковом единстве. Экстремальность ситуации усугубляло отсутствие в го-
КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА, № 2, 2014
5