Научная статья на тему 'Передачи с промежуточными телами качения'

Передачи с промежуточными телами качения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бойко С. О., Смирнов Н. А.

Рассмотрены передачи с промежуточными телами качения, использование которых обеспечит современные отрасли науки и техники прецизионными устройствами манипуляции и перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GEARS WITH INTERMEDIATE ROLLING ELEMENTS

In this article the gears with intermediate rolling elements are considered. Their use will provide modern industrial sectors of science and technology with precise manipulation and motion devices.

Текст научной работы на тему «Передачи с промежуточными телами качения»

Решетневские чтения

личных р. На основании графических построений ра- Тогда

диус заострения зуба

Р Р ^ z2

" - - (4) ебпред =:^агссо5

г

r -r

заос г

(5)

cosY.I п ) 360

sin| aw + — I v - х

L. D. Antonova, P. V. Prigunov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE OVERLAPPING OF THE FRONT-TOOTH GEARING ON THE POINT OF THE WHEELS TEETHS

The influence of smoothness of gearing of a tortsovo-tooth gearing grinder desintegrator on the condition of factor of overlapping equal or more units on its operational possibilities is considered.

© Антонова Л. Д., Прыгунов П. В., -010

УДК 62-585.91

С. О. Бойко, Н. А. Смирнов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ

Рассмотрены передачи с промежуточными телами качения, использование которых обеспечит современные отрасли науки и техники прецизионными устройствами манипуляции и перемещения.

В настоящее время в космической технике все более активно исследуются механизмы преобразования движения, использующие в своей основе не зубчатое зацепление, а периодические дорожки с различными промежуточными телами качения - шарики и ролики. Классифицируя подобные механизмы, можно выделить две основные группы: передачи преобразования вращательного движения в линейное перемещение (например, роликовинтовые передачи, РВП) и передачи-редукторы.

Основным принципом работы устройств первой группы является разбиение одного из звеньев, совершающего скольжение по поверхности другого, на несколько тел качения (шарики или ролики) (рис. 1). В результате достигается большее число точек контакта (например, в случае классической передачи «винт-гайка»), а следовательно, и более высокая жесткость зацепления.

Главной кинематической особенностью ролико-винтовых передач является нулевое перемещение блока роликов относительно гайки при вращении винта. Для обеспечения этого условия необходимо учитывать следующие зависимости:

' Dr = dB + - • dp,

А = ¿в,

где 1г - число заходов резьбы на гайке; 1р - число заходов резьбы на ролике; 2Ъ - число заходов на винте; Дг - средний диаметр резьбы гайки; Дв - средний диаметр резьбы винта; Др - средний диаметр резьбы ролика.

Рис. 1. Планетарная роликовинтовая передача

Одной из основных задач при проектировании РВП является определение подачи гайки за один оборот винта. Данное перемещение складывается из следующих составляющих:

- перемещения роликов относительно винта при их фиксации от планетарного вращения вокруг оси винта и вращения вокруг собственной оси:

Н = 5 • ,

где 5 - шаг резьбы;

- перемещения роликов за счет их вращения вокруг собственной оси:

Н2 = А- 5 • z ;

2 2^, «+ dp) р

Механизмы специальных систем

- перемещения роликов за счет планетарного движения вокруг оси винта:

Объединение РВП с шаговым двигателем и редуктором с высоким передаточным числом дает возможность контролировать перемещение линейного привода на микронном уровне, обеспечивая высокую точность и жесткость позиционирования.

Устройства второй группы в самом общем случае можно описать следующим образом: два основных звена передачи представляют собой тела вращения с периодическими кулачковыми поверхностями, которые могут быть выполнены в виде волнообразной дорожки качения или зубчатого профиля. В одновременном контакте с кулачковыми поверхностями находится цепочка тел качения (шариков или роликов), размещенных в гнездах третьего звена - сепаратора. По аналогии с волновой передачей одно из двух тел вращения является волновым генератором, периодическая дорожка которого воздействует на тела качения, заставляя их совершать волнообразное перемещение. Второе тело вращения с периодической до-

рожкой или зубчатым профилем выполняет функцию жесткого колеса (рис. 2).

Рис. 2. Волновой редуктор с промежуточными телами качения

Передаточное отношение одной ступени для повышения надежности работы можно задавать в пределах от 4 до 80. КПД такой передачи достигает 0,9, она имеет очень высокую несущую способность, точность, плавность хода и малые массогабаритные характеристики.

Все эти данные свидетельствуют о несомненной перспективности дальнейшего исследования и внедрения таких механизмов в машиностроение, а также о настоятельной необходимости разработки теории передач нового класса.

S. O. Boyko, N. A. Smirnov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE GEARS WITH INTERMEDIATE ROLLING ELEMENTS

In this article the gears with intermediate rolling elements are considered. Their use will provide modern industrial sectors of science and technology with precise manipulation and motion devices.

© Бойко С. О., Смирнов Н. А., 2010

УДК 681.5.073

В. В. Буданов, С. П. Ереско, С. М. Шевцов Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

ВИБРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Проведен анализ влияния вибрационных процессов на специальные системы и механизмы, показаны возможные пути уменьшения влияния этих процессов. Представлен вибростенд для определения калибровочных параметров датчиков.

Одним из основных направлений развития современной техники является автоматизация всех видов производства [1]. Нормальное безотказное функционирование автоматизированного производства возможно лишь при условии организации многоуровневой системы управления, построенной на базе электронно-вычислительной техники. При этом должны быть решены задачи устойчивости движения рабочих органов машин, рассмотрены колебательные процессы, возникшие в период их движения, и законы их оптимального движения, разработаны алгоритмы движения этих органов. Решение подобных задач, как правило, возможно только с помощью ЭВМ.

Повышение энергетических, силовых и скоростных характеристик машин автоматического действия, высокие требования к их точности и надежности обусловливают развитие динамического исследования и расчета машин как в стационарных (установившихся), так и в переходных режимах.

Большое значение для техники имеет развитие машин с переменной массой звеньев, к примеру энергетических установок с быстро меняющимися нагрузками на электрогенераторы. При этом произвольно изменяющимися могут быть не только нагрузки, но и способы их автоматического изменения, для улучшения работы всего комплекса или парка энергомашин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.