Научная статья на тему 'ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ИСПОЛНИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / PROVIDER OF SOCIAL SERVICE / PERFORMER OF SOCIALLY USEFUL SERVICES / CIVIC PARTICIPATION IN STATE AFFAIRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриенко А.И.

В статье рассматриваются некоторые вопросы правового регулирования вхождения социально ориентированных некоммерческих организаций в систему социального обслуживания в качестве поставщика социальных услуг. Выявляются проблемы деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг в первые годы формирования новой системы социальных услуг, на их основе даются рекомендации по совершенствованию нормативной базы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриенко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFER OF AUTHORITY TO PROVIDE SOCIAL SERVICES SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS: SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION

The article discusses some issues of legal regulation of the entry of socially oriented non-profit organizations into the social services system as a provider of social services. the problems of the activities of non-state social service providers in the early years of the formation of a new social services system are identifies. And recommendations on improving the regulatory framework for supporting socially oriented non-profit organizations are given.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

12. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие / В.М. Пушкарева. — М., 1996.

13. Пономарева, К.А. К вопросу о категории правового режима в налоговом праве // Финансовое право. — 2017. — № 6. — С. 26-31.

14. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М., 1997.

15. Алексеев, С.С. Теория права / C.C. Алексеев. — М., 1994.

16. Бесчеревных, В.В. Советское финансовое право: учебник / В.В. Бесчеревных, М.Л. Коган, Н.А. Куфакова, и др. ; отв. ред. В.В. Бесчеревных, С.Д Цыпкин. — М., 1982.

17. Налоговое право: учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2004.

18. Брызгалин, А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса РФ // Налоговый вестник. — 2000. — № 4. — С. 19-23.

19. Кучерявенко, Н.П. Содержание и особенности правового регулирования объекта налогообложения // Финансовое право. — 2006. — № 7. — С. 19-22.

20. Об основах налоговой системы в Российской Федерации : Закон РФ № 2118-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11, ст. 527; СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3219. Утратил силу.

.о 21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября

S 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32, ст. 3301; — 2017. — № 31, ч. 1, ст. 4808.

§

о А.И. Андриенко, A.I. Andrienko,

® аспирант Сургутского Postgraduate student of Surgut State

С; государственного университета University

5 aai1409@rambler.ru

Передача полномочий по оказанию | социальных услуг социально ориентированным

с некоммерческим организациям: некоторые

* вопросы правового регулирования

8

СО Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы правового регулирования вхождения

Э социально ориентированных некоммерческих организаций в систему социального обслуживания в ^ качестве поставщика социальных услуг. Выявляются проблемы деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг в первые годы формирования новой системы социальных услуг, на 112 их основе даются рекомендации по совершенствованию нормативной базы поддержки социально

_ ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, поставщик соци-ф альных услуг, исполнитель общественно полезных услуг, гражданское участие в управлении делами государства.

О

The transfer of authority to provide social services socially oriented non-profit organizations: some issues of legal regulation

Abstract: the article discusses some issues of legal regulation of the entry of socially oriented non-profit organizations into the social services system as a provider of social services. the problems of the activities of non-state social service providers in the early years of the formation of a new social services system are

identifies. And recommendations on improving the regulatory framework for supporting socially oriented non-profit organizations are given.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, provider of social service, performer of socially useful services, civic participation in state affairs.

Одной из конституционных характеристик Российской §

Федерации является социальность государства. Статья 7 Конституции § |

Российской Федерации накладывает на государство обязательство обеспе- | а

чивать благополучие граждан, поддерживать незащищенные слои населе- I |

ния, заботиться о достойном уровне жизни каждого человека, проживающего ¡§ |

на территории государства. Законодательство о социальном обслуживании | 2

граждан основывается на данной конституционной норме. 2 2<

Сегодня состояние системы социального обслуживания граждан на се- ■§ 2

годня далеко от совершенства. Проблемы, связанные с благополучием неза- §

щищенных слоев населения, существуют и требуют решения. Важную роль | |

в приближении Российского государства к конституционному установлению, § I

определяющему Россию как социальное государство, играет развитие зако- I ®

нодательства о системе социального обслуживания граждан. В последние ^ с

несколько лет законодательство о социальном обслуживании претерпело § |

существенные изменения. В частности, круг поставщиков социальных услуг ■§ |

был значительно расширен, в том числе за счет социально ориентированных 2 2

некоммерческих организаций (далее — СО НКО). Вместе с тем глобальные § |

изменения происходят не только в рассматриваемой сфере. Иные формы § 2

участия граждан в управлении делами государства, к которым можно отне- ? §

сти СО НКО также активно институционализируются [1—3]. В связи с этим а |

возникают вопросы о том, каковы особенности правового регулирования § ^

вхождения СО НКО в систему социального обслуживания и способствует § 2

ли этот процесс улучшению благополучия граждан? 2 2

Передача социальных услуг негосударственному сектору — это общемировая тенденция. Теоретически обоснована и запущена такая система | Ц была в Великобритании, а затем распространилась и на другие европейские § § государства [4]. [¡¡|

В России до определенного времени государственные задачи по социаль- | |

S §

113

s ь

ному обслуживанию граждан выполнялись исключительно государственными и муниципальными органами. Однако удовлетворенность получателей социальных услуг их качеством остается невысокой [5]. В 2015 и 2016 гг. Президент России в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации акцентировал внимание на данном факте и предупредил о том, что система социального обеспечения будет пересмотрена и социальные услуги перестанут быть «монополией» государственных и муниципальных органов. Так, низкая ё эффективность оказания социальных услуг государством стала основной при - « чиной для перехода к новой системе социального обслуживания. §

Российская система социального обслуживания глобально изменилась с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан»).

В список организаций, оказывающих социальные услуги за счет бюджетных средств, помимо бюджетных учреждений, были включены коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Принятию Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан» предшествовала длительная подготовка. Предпосылок изменения системы социального обслуживания было несколько. В Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012—2014 годах Президентом Российской Федерации были определены задачи по повышению «отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг». В разделе о реформировании бюджетных учреждений была отмечена необходимость развития «конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций». В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г., была .о заявлена задача возрастания роли НКО в предоставлении социальных услуг. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривалось увеличение о; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. оа По вопросу включения «третьего сектора» в систему социального обслужи -оа вания проводились и независимые исследования. В 2013 г. Исследовательская группа «ЦИРКОН» предоставила результаты исследования «Перспективы

5 НКО в качестве поставщиков общественной пользы». Они пришли к выво-§ ду, что «передача части государственных функций по оказанию социальных ¡5 услуг воспринимается как правильная и своевременная мера обеими сто-§ ронами процесса — представители администрации готовы делегировать эту § часть своих функций, представители активной части третьего сектора готовы о; брать на себя эту ответственность. Естественно, каждая из сторон имеет § целый набор ожиданий и опасений от этих преобразований, но потенциал оа сотрудничества можно оценить как довольно высокий — к взаимодействию [Ъ готовы обе стороны процесса» [6].

В 2016 г. в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 114 Президент РФ говорил о том, что некоммерческим организациям необхо-

- димо передавать минимум 10 % бюджетных средств. Некоторые субъекты

РФ ставят планку еще выше. Например, в Ханты-Мансийском автономном 2 округе — Югре в 2017 г. перед органами власти стояла задача передать 15 % ® бюджетных средств «третьему сектору». Послание Президента России 2016 г. дало толчок развитию законодательства о некоммерческих организациях в двух направлениях. Во-первых, социально ориентированные некоммерческие организации были признаны в качестве возможных поставщиков социальных услуг (именно об этом мы подробно говорим в настоящей статье). Во-вторых, с 1 января 2017 г. социально ориентированные некоммерческие организации (и только они) получают возможность стать исполнителями

общественно полезных услуг на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В практике правоприменения эти статусы часто не отличают друг от друга и смешивают два понятия. Поэтому в настоящей статье мы акцентируем внимание на том,

что «поставщик социальных услуг» и «исполнитель общественно полезных .ё

услуг» — это разные статусы (но не взаимоисключающие), которые могут 2

иметь социально ориентированные некоммерческие организации. Вопросы о £

различии указанных статусов требуют отдельного самостоятельного исследо- | а

вания. Таким образом, при разгосударствлении социальных услуг основными 3!

субъектами, которым должна быть передана возможность оказывать такие ¡§ |

услуги, являются СО НКО. | |

Система социального обслуживания населения включает в себя государ- 2 0

ственные и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организа- ■§ о

ции социального обслуживания, а также СО НКО, которые предоставляют 3 °

социальные услуги. Негосударственные поставщики социальных услуг, осу- £ £

ществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, получают | |

статус при условии соблюдения определенных нормативными правовыми 2 „

актами условий, необходимых для выхода на рынок социальных услуг. Ко § с

всем поставщикам социальных услуг предъявляются общие требования, они § §

наделены равными правами и обязанностями. Равные права и обязанности ■§ |

поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, о 0

с одной стороны, оправданы, поскольку цель реформы системы социального § §

обслуживания — обеспечение благополучия граждан — получателей социаль- § 0

ных услуг за счет конкуренции поставщиков, с другой стороны, на начальном ? §

этапе развития системы равные требования к поставщикам социальных услуг ^ £

дают преимущество одним лицам и создают препятствия для вхождения на §3

рынок социальных услуг для других. Об этом скажем далее. § 0

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Ос

Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономи- 3

ческие основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; § Ц полномочия федеральных

органов государственной власти и полномочия § §

органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере £ 3

социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей соци- | | альных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг. В каждом субъекте Российской Федерации формируется своя нормативная правовая

база, конкретизирующая положения Федерального закона «Об основах со- -

циального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В качестве примера субъекта Федерации, где приняты все необходимые ^

нормативные правовые акты для обеспечения функционирования систе- ^

мы оказания социальных услуг, возьмем Ханты-Мансийский автономный ё

округ — Югру (далее — ХМАО — Югра). В ХМАО — Югре приняты: Закон §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 ноября 2014 г. № 93- § оз «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 сентября 2014 г. № 326-п «О порядке предоставления социальных

услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 октября 2014 г. № 395-п «О порядке и размере выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг»; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18 июля 2014 г. № 262-п «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, и о возложении отдельных полномочий правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»; Приказ Департамента

.о социального развития Югры от 19 ноября 2014 г. № 20-нп «О формировании $5 и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также обеспечении бесплатного доступа к информации

о; о поставщиках социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе оа — Югре» и иные.

оа Не представляется необходимым рассматривать подробно значительный по объему перечисленный нормативный материал. Доказательство работы

5 норм права — наличие активных негосударственных поставщиков социальных д услуг. Полный перечень поставщиков социальных услуг в любом субъекте ¡5 Российской Федерации должен находиться в открытом доступе, в том числе в § сети Интернет, в реестре поставщиков социальных услуг с активной ссылкой § на сайт организации. Именно реестр поставщиков социальных услуг дает о; возможность убедиться в том, организации каких организационно-правовых § форм оказывают ту или иную услугу, и выбрать получателю социальной услуги оа — к кому обратиться за помощью. В каждом субъекте Российской Федерации [Ъ созданы реестры поставщиков социальных услуг. Они, как правило, включают государственные учреждения, которые имеют достаточную материальную

6 базу, профессиональные кадры, хорошую информационную поддержку, опыт — предоставления социальных услуг, с одной стороны, и мньшее количество

негосударственных поставщиков социальных услуг, т.е. организаций, как 2 правило, проигрывающих по указанным параметрам, с другой стороны. ® Анализ формирования реестра поставщиков социальных услуг в субъектах Российской Федерации показывает, что правоприменение пошло тремя путями. Первый путь — это изменение организационно-правовой формы юридического лица, оказывающего социальные услуги, без изменения материальной базы, кадрового состава и пр. (например, Республика Башкортостан). Второй путь — включение в реестр поставщиков небольшого количества негосударственных поставщиков социальных услуг, имевших опыт оказания услуг (их доля на рынке социальных услуг минимальна), или

отсутствие негосударственных поставщиков полностью (подобная ситуация сложилась в Ярославской области). Третий путь — это поддержка негосударственных поставщиков социальных услуг и развитие реальной конкуренции с государственными поставщиками социальных услуг (характерен для Москвы, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). .ё

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении измене - ^ £

ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам 3| £

проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в |§

сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» ё 3

(в ред. от 5 декабря 2017 г.) введена в действие ст. 23.1 Федерального закона О 1

«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», | с

которая определила, что независимая оценка качества условий оказания 0 §

услуг организациями социального обслуживания является одной из форм о о

общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям | £

социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организа- £ £

циями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их !|

5 о

деятельности. Именно независимая оценка качества является наиболее объ- 0 о

ективным показателем успешной работы системы социального обслуживания. ^ с

Так, в ХМАО — Югре по результатам независимой оценки за 2018 год § §

(оценивались 48 организаций, оказывающих услуги в сфере социального об- ■§ ^

служивания, из которых 24 государственных и 24 негосударственных постав- 0 0

щиков социальных услуг, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг § §

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры) 90 и более баллов набрали § 0

только государственные поставщики социальных услуг. Негосударственные 0 |

поставщики социальных услуг уступают по многим показателям. Как отме- ё £

чают эксперты, такое положение возникло в связи с тем, что государственные § §

О *

поставщики имели материальную базу, кадровый состав. В том время как §0

негосударственные поставщики, которые только входят систему социального 0 с

обслуживания, имеют пока минимально необходимую базу. Основные недо- 0 2

статки деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг по §•§

результатам их независимой оценки связаны с проблемами в обеспечении их §£

информационной открытости. Например, у 7 поставщиков информация на £

официальном сайте негосударственных поставщиков социальных услуг пред- § 1 ставлена не в полном объеме, имеющиеся альтернативные версии официальных

сайтов не отвечают требованиям доступности для инвалидов по зрению; у 17 цу

поставщиков отсутствуют официальные сайты организации; у 24 поставщиков -

отсутствуют в полном объеме условия доступности, позволяющие инвалидам

получать услуги наравне с другими [7]. Недостаточная открытость и доступ- 5.

ность информации о деятельности организаций социального обслуживания ^

характерна и для других регионов страны [8]. ^

Результаты изменения системы социального обслуживания граждан в §

субъектах Российской Федерации очень разные. Если в ряде субъектов РФ § институт негосударственных поставщиков активно развивается, поддерживается региональной властью, то в некоторых субъектах активного включения «третьего сектора» в сферу оказания социальных услуг пока не происходит. В Ярославской области, например, ослабла социальная база государственных

учреждений социального обслуживания, резко уменьшилось количество получателей социальных услуг, появилась тенденция невостребованности дорогостоящих услуг населением [9]. С отдельными проблемами негосударственные поставщики социальных услуг так или иначе столкнулись во всех регионах.

Сравнивая новую практику предоставления социальных услуг с зарубежным опытом, видим, что и в иностранных государствах возникали похожие проблемы. Несмотря на то, что передача услуг на исполнение частному сектору и оптимизация сети государственных учреждений происходила преимущественно после формирования развитого рынка негосударственных поставщиков, трудностей избежать не удалось. В отдельных муниципалитетах Скандинавских государств результаты реформы имели негативные, либо неоднозначные результаты. Например, как показало социологическое исследование, проведенное в 2011 г., удовлетворенность потребителей социальных услуг оказалась выше при предоставлении социальной услуги государственным или муниципальным органом [10, с. 3—20].

Предоставление доступа негосударственным объединениям к оказанию услуг социального обслуживания на дому в Швеции и Дании в отдельных .о аспектах повысило удовлетворенность получателей услуг, однако не привело $5 к снижению затрат. В стационарном социальном обслуживании, напротив, отмечено некоторое снижение затрат при аналогичном уровне удовлетворено; ности граждан [11, с. 560—567].

оа Вопросы участия СО НКО в социальной сфере поднимаются и управлен-оа цами, и социологами. Так, например, И.В. Мерсеянова и В.Б. Беневоленский делают следующий вывод по рассмотренной теме: направление развития

5 нормативной правовой базы указывает на существенную заинтересованность

д государственных органов в подключении потенциала некоммерческого сек-¡5 тора к решению задач социальной политики, прежде всего, к повышению § качества социальных услуг, их доступности и вариативности. Механизмы § поэтапного расширения доступа СО НКО к бюджетным средствам, выде-о; ляемым на предоставление социальных услуг населению, будут постепенно § способствовать расширению их деятельности [5].

оа Таким образом, нормативная правовая основа для передачи социальных [Ъ услуг негосударственным поставщикам, в том числе СО НКО, создана и на федеральном уровне законодательства, и на уровне законодательства

8 субъектов Российской Федерации. Первый этап развития новой системы со -— циального обслуживания выявил проблемы вхождения СО НКО в систему социального обслуживания. Прежде всего это нестабильное и недостаточное 2 финансирование СО НКО и недостаточная имущественная база для оказания ® социальных услуг, дефицит квалифицированных кадров. Даже в успешных с точки зрения разгосударствления социального сектора субъектах РФ «третий сектор» отстает по показателям от государственных учреждений.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривает имущественную, финансовую, консультационную поддержку СО НКО, более того, данные организации имеют право получить статус исполнителей общественно полезных услуг, тем самым претендовать на первоочередную и регулярную поддержку. Статус исполнителя общественно полезных услуг

э

является дополнительной правовой поддержкой для СО НКО в том числе и как для поставщиков социальных услуг.

Рекомендациями для развития института негосударственных поставщиков социальных услуг являются следующие предложения:

1) необходимо налаживать межведомственное взаимодействие, в том числе .ё между органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами 2 местного самоуправления. Например, уполномоченный орган субъекта РФ £ на основании рекомендации независимой оценки передает информацию 1 § органам местного самоуправления о потребностях СО НКО в професси- ё 3 ональной подготовке или переподготовке специалистов некоммерческих § 1 организаций. Именно эти рекомендации могут быть положены в основу | | плана по оказанию поддержки СО НКО в профессиональной подготовке и 00 переподготовке кадров СО НКО; ■§ 0

2) целесообразно дальнейшее упрощение получения статуса исполнителя | £ общественных услуг, а главное, включение в программы поддержки СО НКО £ £ отдельным разделом поддержку исполнителей общественно полезных услуг § | с определением финансирования программы на два года. 2 0

§ В

Список литературы: ^ £

1. Платонова, Д.В. Гражданское участие и информационное участие (к определе- | § нию понятий) // Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. — 2006. — № 1. — С. 96—111. ?

2. Филиппова, Н.А. Консультативные формы гражданского участия в осущест- § * влении государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник СурГУ. § § — 2017. — № 1(15). — С. 103-108. § 0

3. Черепов, К.А. Институционализация негосударственных общественных объ- £> § единений в России // Вестник ЧитГУ. — 2008.- № 3(48). — С. 102. § £

4. Брызгалова, А.Е. Условия эффективного развития рынка социальных услуг § § с привлечением негосударственных поставщиков // Вопросы образования и науки: § § теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.- 0 § практ. конф. — 2015. — С. 45-48. ё 1

5. Мерсеянова, И.В. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: 3> 2 апробация в российских условиях / И.В. Мерсеянова, В.Б. Беневоленский // Вопросы § государственного и муниципального управления. — 2016. — № 4. — С. 7-26. § £

6. НКО как поставщики социальных услуг: некоторые результаты исследования £ 3

119

// Исследовательская группа ЦИРКОН: официальный сайт. — URL: http://www. g | zircon.ru/upload/iblock/d04/PR_19-11-13_NKO_postavshiki_socuslug.pdf (дата обращения: 17.12.2018).

7. Информация об итогах проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями (государственными, негосударственными) социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2018 году ^ // Официальный сайт Департамента социального развития Ханты-Мансийского S автономного округа — Югры. — URL: https://depsr.admhmao.ru/nezavisimaya-otsenka- ь kachestva-raboty-organizatsiy-okazyvayushchikh-uslugi/informatsiya-po-organizatsii-pro-vedeniya-nezavisimoy-otsenki-kachestva-raboty-organizatsiy-sotsialno/2018-god/2119584/ ■§ informatsiya-ob-itogakh-provedeniya-nezavisimoy-otsenki-kachestva-usloviy-okazaniya- | uslug-organizats (дата обращения: 18.12.2018).

8. Соловьев, А.А. К вопросу об информационной открытости поставщиков социальных услуг / А.А. Соловьев, Н.С. Семенов // Актуальные вопросы социальной

работы с различными категориями населения : сб. ст. IV межрегионал. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — 2017. — С. 90—92.

9. Албегова, И.Ф. Поставщики социальных услуг как субъекты современной социальной работы в России // Социальные и гуманитарные знания. — 2016.

— Т. 2. — № 1. — С. 27-31.

10. Petersen, O.H. Marketisation of welfare services in Scandinavia [Text] : A review of Swedish and Danish experiences / O. Petersen, O. Hjelmar // Scandinavian Journal of Public Administration. — 2014. — №17(4). — P. 3-20.

11. Stolt, R. Privatization of social services [Text] : Quality differences in Swe- dish elderly care / R. Stolt, P. Blomqvist, U. Winblad // Social Science and Medicine. -2011.

— № 72 (4).

Р.С. Нагиев, R.S. Nagiev,

аспирант кафедры государственного и Post-graduate student

муниципального права of Department of State and Municipal Law

Сургутского государственного of Surgut State University

университета ХМАО — Югры nagiev.r@mail.ru

je Место исполнительного производства в системе

| юридической и процессуальной деятельности*

0;

•Ч Аннотация: в статье исследуется исполнительное производство как один из возможных

§ институтов формируемого административно-процессуального права. Цель работы — изучить

® институт исполнительного производства как разновидность юридической процессуальной деятель-

^ ности. Задачей исследования является установление взаимосвязей категориального аппарата и

^ определения места специфической деятельности исполнительного производства в правоприменительной деятельности.

Si Ключевые слова: юридическая деятельность, процессуальная деятельность, административен. но-процессуальная деятельность, административное производство, исполнительное производство,

Щ административное исполнительное право. g

q. The place of enforcement proceedings in the

US system of legal and procedural activities

о

CQ

gC Abstract: the article deals with enforcement proceedings as one possible institutions formed by the

administrative procedure law. The aim of the research is to study the institute of enforcement proceedings as varieties of legal procedural procedure. The objective of the study is to establish relationships of categorical apparatus and determining the place of specific activity of executive proceedings in law enforcement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: legal activity, procedural activity, administrative and procedural activities, administrative proceeding, enforcement proceedings, administrative and executive law.

g

120

2

® На всех этапах становления российской правовой системы всег -

да актуальна проблема совершенствования эффективных действий всей системы государственных органов, в том числе отдельных ее частей в органах исполнительной власти. С совершенствованием государственного управления в России, формированием основных институтов права обоснование для возникновения получил институт исполнительного производства, в системе

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства ХМАО-Югры, Грант № 17-13-86002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.