Научная статья на тему 'Передача лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства как форма международного сотрудничества по уголовным делам'

Передача лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства как форма международного сотрудничества по уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРЕДАЧА ЛИЦ / СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ / THE INTERNATIONAL COOPERATION / TRANSFER OF THE PERSONS HAVING MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Алла Борисовна, Плетенева Анастасия Николаевна

Применение принудительных мер медицинского характера в отношении иностранных граждан, страдающих психическими расстройствами и совершившими преступления в состоянии невменяемости на территории государства их пребывания, оказывается затруднительным либо требует значительных временных затрат. В современных условиях решение данной проблемы видится в передаче таких лиц в государства их гражданства или постоянного места жительства для принудительного лечения рядом со своими близкими родственниками, знакомыми, людьми одной национальности, единой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коновалова Алла Борисовна, Плетенева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF PERSONS FOR PERFORMING COMPULSORY TREATMENT TO THE STATES OF THEIR NATIONALITY OR THE PERMANENT RESIDENCE AS THE FORM OF THE INTERNATIONAL COOPERATION IN CRIMINAL CASES

Application of coercive measures of medical character concerning the foreign citizens having mental disorders and committed crimes in a condition of insanity in the territory of the state of their stay, is difficult or demands considerable time expenditure. In modern conditions the solution of this problem seems in transfer of such persons to the states of their nationality or the permanent residence for compulsory treatment near the close relatives, acquaintances, people of one nationality, uniform culture.

Текст научной работы на тему «Передача лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства как форма международного сотрудничества по уголовным делам»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРЕДАЧА ЛИЦ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВА ИХ ГРАЖДАНСТВА ИЛИ ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ Коновалова А.Б.1, Плетенева А.Н.2 Email: [email protected]

1Коновалова Алла Борисовна - кандидат юридических наук, доцент;

2Плетенева Анастасия Николаевна - магистрант, кафедра уголовного права, процесса и национальной безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: применение принудительных мер медицинского характера в отношении иностранных граждан, страдающих психическими расстройствами и совершившими преступления в состоянии невменяемости на территории государства их пребывания, оказывается затруднительным либо требует значительных временных затрат. В современных условиях решение данной проблемы видится в передаче таких лиц в государства их гражданства или постоянного места жительства для принудительного лечения рядом со своими близкими родственниками, знакомыми, людьми одной национальности, единой культуры.

Ключевые слова: международное сотрудничество, передача лиц, страдающих психическими расстройствами.

TRANSFER OF PERSONS FOR PERFORMING COMPULSORY

TREATMENT TO THE STATES OF THEIR NATIONALITY

OR THE PERMANENT RESIDENCE AS THE FORM OF THE

INTERNATIONAL COOPERATION IN CRIMINAL CASES

12 Konovalova A.B.1, Pleteneva A.N.2

1Konovalova Alla Borisovna - Candidate of Law Sciences, the associate professor; 2Pleteneva Anastasia Nikolaevna - undergraduate, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW, PROCESS AND NATIONAL SECURITY VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV

Abstract: application of coercive measures of medical character concerning the foreign citizens having mental disorders and committed crimes in a condition of insanity in the territory of the state of their stay, is difficult or demands considerable time expenditure. In modern conditions the solution of this problem seems in transfer of such persons to the states of their nationality or the permanent residence for compulsory treatment near the close relatives, acquaintances, people of one nationality, uniform culture. Keywords: the international cooperation, transfer of the persons having mental disorders.

УДК 343.13

Политические, экономические, социальные и культурные факторы в современном мире влекут за собой увеличение числа иностранных граждан, пребывающих на территорию Российской Федерации. Разумеется, указанное обстоятельство требует от государств установления и активного развития межгосударственного взаимодействия,

тем более по вопросам, касающихся уголовного процесса. В связи с этим огромное значение приобретает институт «международного сотрудничества».

В действующем УПК РФ термин «международное сотрудничество» прямо не упоминается, но вместе с тем выделяется четыре направления взаимодействия судов, прокуроров, следователей с соответствующими компетентными органами иностранных государств:

1. Направление и исполнение запросов о правовой помощи;

2. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора;

3. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является;

4. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с признанием и принудительным исполнением приговора, постановления суда иностранного государства в части конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем [1].

Анализ международного законодательства и практика его применения позволяет выделить еще одну форму международного сотрудничества государств, не закрепленную в УПК РФ, а именно: передача лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства.

На сегодняшний день указанной форме международного сотрудничества уделено мало внимания, а нормативно-правовая база исчерпывается Конвенцией СНГ о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г. (далее - Конвенция 1997 г.) и двухсторонними договорами между государствами.

Принятие Конвенции 1997 г. преследовало за собой цель возвращения психически больных лиц к нормальной жизни в обществе путем помещения и нахождения в государстве их гражданства или постоянного места жительства рядом со своими родственниками и близкими людьми, среди людей своей национальности, единой культуры, родным языком, традициями и обычаями.

Фролова М.А. под передачей лиц, страдающих психическими расстройствами предлагает рассматривать взаимодействие компетентных органов РФ и других стран СНГ, основанное на нормах международного договора и выражающееся в передаче или приеме иностранным государством лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, на территорию его гражданства или постоянного места жительства для применения принудительной меры медицинского характера с целью излечения или улучшения состояния психического состояния такого лица, возвращения его к нормальной жизни в обществе, а также предотвращения совершения им новых общественно опасных деяний [2].

Конвенцией 1997 г. установлены условия, необходимые для передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством: решение суда о применении принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу; лицо, направленное на принудительное лечение, совершило деяние, являющееся уголовно наказуемым по законодательству обеих Договаривающихся Сторон и др. [3].

Помимо условий, содержащихся в Конвенции 1997 г., при ратификации указанной Конвенции Российская Федерация обозначила еще одно обязательное условие для передачи или принятия лица для принудительного лечения - лицо может быть передано только государству его гражданства (иностранный гражданин) либо государству, на территории которого такое лицо постоянно проживает (лицо без гражданства).

Затруднительным представляется реализация положения Конвенции 1997 г. о том, что законодательство обоих государств должно предусматривать аналогичные меры медицинского характера. В связи с этим, в запросе иностранному государству

целесообразно указывать общее содержание и сущность подлежащей применению принудительной меры медицинского характера, а не ее конкретное наименование.

Разногласия вызывает и сфера действия, под которую подпадает данная форма международно-правового сотрудничества.

С одной стороны, передача лиц для принудительного лечения в государство их гражданства или постоянного места жительства подпадает под юрисдикцию уголовно-процессуального права. И на это есть свои аргументы. Во-первых, лицом совершается общественно опасное деяние (преступление), в связи с чем возникшие отношения подлежат урегулированию с помощью норм УК РФ. Помимо этого, в понятие «невменяемость» вкладывается тот смысл, который определен в ч. 1 ст. 21 УК РФ, когда лицо не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие психического заболевания.

Для того, чтобы признать лицо невменяемым и назначить ему принудительные меры медицинского характера необходимо установить на предварительном расследовании факт совершения конкретным лицом общественно опасного деяния, состояние невменяемости лица, после чего, на основе собранных материалов дела рассмотреть в суде и принять законное решение суда о назначении лицу определенных мер медицинского характера.

Во-вторых, правомочным органом по решению вопроса о передаче или принятию лица, страдающего психическими расстройствами, для принудительного лечения по Конвенции 1997 г. определена прокуратура, которая в свою очередь отнесена в ст. 453 УПК РФ к компетентным органам, ведающих вопросами оказания правовой помощи по уголовным делам.

В-третьих, в некоторых государствах-участниках Конвенции 1997 г. указанное направление международного сотрудничества отнесено к сфере уголовного процесса.

Ссылаясь на вышеизложенное, ряд авторов в юридической литературе предлагается дополнить Часть 5 УПК РФ Главой 55.2. Передача лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства.

Думается, что такой необходимости нет. На сегодняшний день принят и действует Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 191-ФЗ "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера", которым установлены условия, сроки, порядок передачи и принятия лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения. Дублирование же указанных правовых норм в УПК РФ не представляется разумным.

Но с другой стороны, уголовная юрисдикция после вынесения решения суда о применении к лицу принудительных мер медицинского характера прекращается, а сами меры реализуются в специализированных медицинских организациях здравоохранения. Данное положение нашло свое отражение в Законе РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" [4].

Как уже упоминалось выше, компетентным органом по вопросам передачи и принятия лиц, страдающих психическими расстройствами, в Российской Федерации является Генеральная прокуратура. Полагаем, что логично было бы определить в качестве такого органа также Минздрав РФ, как это сделано в некоторых странах СНГ (Молдова, Украина).

В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 3 ФЗ "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера" Генеральная прокуратура РФ обязана информировать Министерство здравоохранения РФ о необходимости передачи и принятия лица, страдающего психическим расстройством, и его доставления от места проведения принудительного лечения в

психиатрическом стационаре на территории Российской Федерации к месту передачи иностранному государству [5].

Помимо этого, Министерству здравоохранения РФ предоставлены самостоятельные полномочия для содействия Генеральной прокуратуре РФ по указанному вопросу, а потому, Министерство здравоохранения РФ должно рассматриваться совместно с Генеральной прокуратурой РФ в качестве органов, уполномоченных по вопросам передачи и принятия лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения.

Таким образом, передача лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения является новой формой международного сотрудничества государств. И пока лицо находится на соответствующем лечении данную сферу деятельности необходимо рассматривать как сферу здравоохранения, а потому процесс передачи и принятия на данной стадии относится не к сфере уголовного процесса. Уголовный процесс возникает на момент принятия решения.

Указанная форма международно-правового сотрудничества, как было показано выше, не является совершенной и требует дальнейшей доработки и усовершенствования.

Список литературы /References

1. Федеральный Закон Российской Федерации "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации " от 18.12.2001 № 174 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Фролова М.А. Правовые и гуманитарные проблемы передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в странах СНГ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. 29 с.

3. Конвенция СНГ "О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения" от 28.03.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 5.

4. Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 № 3185-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. № 33. Ст. 1913.

5. Федеральный закон "О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера" от 23 июля 2013 № 191 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. № 30 (часть I). Ст. 4024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.