Научная статья на тему 'Роль прокуратуры в организации передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения'

Роль прокуратуры в организации передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА РФ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ / ПЕРЕДАЧА ЛИЦА ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ / ПЕРЕДАЧА ИНОСТРАННОМУ ЛИЦУ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКСТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяконова Яна Владимировна

В статье анализируются организационные вопросы передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения, особое внимание уделяется роли Прокуратуры РФ в данном направлении деятельности. Автором раскрывается механизм передачи лиц с психическим расстройством. Анализ производится на основании международных источников, регулирующих такую передачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дьяконова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль прокуратуры в организации передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения»

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

Дьяконова Я.В.

Дьяконова Яна Владимировна - студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности, Национально-исследовательский Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: в статье анализируются организационные вопросы передачи лиц, страдающих психическим расстройством, для проведения принудительного лечения, особое внимание уделяется роли Прокуратуры РФ в данном направлении деятельности. Автором раскрывается механизм передачи лиц с психическим расстройством. Анализ производится на основании международных источников, регулирующих такую передачу.

Ключевые слова: Прокуратура РФ, международное сотрудничество прокуратуры, передача лица для принудительного лечения, передача иностранному лицу, принудительное лечение, управление экстрадиции.

Главенствующая роль Генпрокуратуры РФ определена в рамках реализации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997г., которая распространяется на государства - участники СНГ (кроме Туркменистана, не являющегося его участником).

Генпрокуратура является компетентным органом России по Конвенции, наделенная исключительным правом принимать решение о передачи Россией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, иностранному государству, гражданином которого данное лицо является или на территории которого постоянно проживает, или о принятия Россией для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории.1

Генеральная прокуратура принимает, а затем рассматривает заявления компетентных лиц, обращения компетентных органов о заинтересованности в передаче лица для принудительного лечения, данная обязанность возложена на Главное управление международно-правового сотрудничества, согласно положению которого, данным направлением занимается управление экстрадиции.

Также Генпрокуратура РФ направляет в компетентный орган иностранного государства - участника Конвенции обращение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о передаче лица для принудительного решения, о предоставлении документов и иных сведений. определяет по договоренности с компетентным органом иностранного государства - участника Конвенции место, время и порядок передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством. Передача или принятие лица, страдающего психическим расстройством, осуществляется с учетом того, чтобы его транспортировка отрицательно не отразилась на состоянии его здоровья и не привела к его побегу или совершению им какого-либо общественно опасного деяния. Лицо, страдающее психическим расстройством, принимается от представителей иностранного государства - участника Конвенции либо передается представителям иностранного государства - участника Конвенции работниками

1 О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23 июля 2013г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М.,2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

уполномоченной медицинской организации на основании соответствующего решения Генпрокурора РФ. Генпрокуратура РФ информирует Министерство здравоохранения РФ о необходимости передачи или принятия лица, страдающего психическим расстройством, и его доставления от места проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре РФ на территории РФ к месту передачи иностранному государству или от места принятия к месту проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре на территории РФ и ФСИН России и необходимости принятия мер обеспечивающих безопасность при передаче или принятии лица, страдающего психическим расстройством, и его доставление к месту передачи иностранному государству или от места принятия от иностранного государства к месте проведения принудительного лечения в психиатрическом стационаре на территории России. Передача иностранному государству лица для проведения принудительного лечения должна осуществляться при соблюдении условий, установленных законодательством России, например, передаваемое лицо передается тому иностранному государству - участнику Конвенции, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства); решение суда РФ о применении к передаваемому лицу принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу и так далее. Сотрудники управления экстрадиции, рассматривающие заявления, обращения компетентных лиц для передачи лиц для принудительного лечения при подготовке решений должны руководствоваться данными условиями, при наличии оснований для недопущения передачи отказывать в такой передачи, например в передачи отказывается, если лицо, страдающее психическим расстройством, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению его законный представитель возражают против передачи, совершенное лицом,страдающим психическим расстройством, общественно опасное деяние в соответствии с уголовным законодательством иностранного государства - участника Конвенции не является преступлением.1 Обращение Генпрокурора или его заместителя, а также обращения компетентного органа, заявления компетентных лиц должно содержать:

1) наименование и адрес данного компетентного органа;

2) цель обращения в данный компетентный орган.

К обращению прилагаются:

1) копия заявления лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя или одного из близких родственников о заинтересованности в его передаче (при наличии);

2) копия документа, удостоверяющего личность лица, страдающего психическим расстройством;

3) удостоверенные копии вступивших в законную силу решений суда РФ о применении к лицу, страдающему психическим расстройством, принудительных мер медицинского характера, о продлении применения или об изменении таких мер;

4) удостоверенная копия заключения судебно-психиатрической экспертизы;

5) удостоверенные копии актов (заключений) психиатрического освидетельствования на предмет изменения вида лечения;

6) справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (при наличии инвалидности);

7) текст положений УК, на основании которых лицу, страдающему психическим расстройством, предъявлялось обвинение;

8) письменное согласие лица, страдающего психическим расстройством;

1 О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера. [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23 июля 2013г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М.,2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

9) документы, свидетельствующие о гражданстве лица, страдающего психическим расстройством, его постоянном и временном месте жительства;

10) сведения о родственниках лица, страдающего психическим расстройством (фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные, адрес места жительства, степень родства с лицом, страдающим психическим расстройством);

11) другие документы и сведения, которые сочтут необходимым представить Генпрокуратура РФ и (или) компетентный орган иностранного государства -участника Конвенции;

12) заверенный перевод обращения Генпрокурора РФ или его заместителя о передаче иностранному государству - участнику Конвенции для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, и прилагаемых к данному обращению документов.

К обращению Генпрокурора РФ или его заместителя о передаче иностранным государством - участником Конвенции Российской Федерации для проведения принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством, являющегося гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 712. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны по запросу Генпрокуратуры РФ оказывать ей в пределах своей компетенции содействие в сборе документов, перечисленных документов Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны по запросу Генпрокуратуры РФ оказывать ей в пределах своей компетенции содействие в сборе перечисленных документов. Заявление лица, страдающего психическим расстройством, его законного представителя или одного из близких родственников о заинтересованности в передаче указанного лица иностранному государству - участнику Конвенции или Российской Федерации для проведения принудительного лечения должно быть рассмотрено в Генпрокуратуре РФ в течение 30 дней со дня его получения с принятием в указанный срок по результатам данного рассмотрения соответствующего решения Генпрокурором РФ. В свою очередь обращение компетентного органа иностранного государства - участника Конвенции о передаче Российской Федерации или данному иностранному государству лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения соответственно на территории РФ или данного иностранного государства рассматривается Генпрокуратурой РФ в срок не позднее 40 дней со дня получения обращения с принятием в указанный срок по результатам данного рассмотрения соответствующего решения Генпрокурором РФ.1 С учетом этого Генпрокурор РФ возложил обязанность проводить проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в целях разрешения вопроса о возможности их передачи для принудительного лечения в иностранное государство на прокуроров городов и районов. При проведении проверок в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в целях разрешения вопроса о возможности их передачи для принудительного лечения в иностранное государство следует запрашивать и документы, подтверждающие невменяемость лица. Далее прокуроры городов, районов представляют такие материалы прокурору субъекта Российской Федерации. В указании не установлены сроки проведения таких проверок и не определен перечень документов, которые необходимо собрать во время проверки. Очевидно, что в перечень документов должны быть включены те из них, которые установлены в Конвенции и должны быть приложены к

1 О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23 июля 2013г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. Электрон. дан. М.,2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

обращению. Срок, в течение которого органы прокуратуры проводят сбор и проверку документов для передачи ( принятия) лица, не должен превышать 10 суток, поскольку принятие решения и уведомление о нем компетентного органа иностранного государства должно быть осуществлено в течении 40 дней со дня получения обращения. 1 Прокуроры субъектов готовят заключение о возможности передачи лица для принудительного лечения по материалам проверки, давая при этом оценку полноте и достоверности проверки, проведенной в прокуратуре города, района, в трех дневной срок материалы вместе с заключением направляют в Главное управление международно-правового сотрудничества. Главное управление международно-правового сотрудничества, в лице управления экстрадиции, проводит проверку поступивших материалов и готовит проекты решений о передаче лица для принудительного лечения, представляет их на подписание Генпрокурору РФ или его заместителю.

Решение Генпрокурора РФ о передаче или об отказе в передаче направляется в компетентный орган иностранного государства - участника Конвенции Генпрокуратурой РФ, которая также письменно уведомляет о данном решении лицо, страдающее психическим расстройством, в отношении которого оно принято, и его законного представителя (близкого родственника) и разъясняет указанным лицам право обжаловать это решение в суд в установленном порядке в течение десяти дней со дня получения ими уведомления об указанном решении. В случае обжалования решения передача не осуществляется до вступления соответствующего судебного решения в законную силу. Решение о передаче лица для принудительного лечения в случае необходимости переводится на официальный язык государства -участника Конвенции.

После принятия решения Генеральным прокурором РФ или его заместителем о передаче лица для лечения прокуроры городов и районов должны осуществлять контроль в соответствии с установленной компетенцией за своевременным исполнением решений о передаче для лечения. О каждом случае неисполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения подлежащих выдаче и передаче для лечения лиц незамедлительно должны сообщать прокурору субъекта Российской Федерации либо приравненному к нему военному прокурору или прокурору иной специализированной прокуратуры и в Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Таким образом, Прокуратура РФ -центральное звено в организации передачи лица, страдающего психическим расстройством, для принудительного лечения. Работа ведется на разных уровнях Прокуратуры РФ, у каждого свои задачи, функции, но в данном вопросе есть и пробелы, заполнив которые, удастся сделать процесс организации выдачи более оперативным, слаженным.

Список литературы

1. Кехлеров С.Г. Настольная книга прокурора / С.Г. Кехлеров. М., 2017. Гл. 12: Международное сотрудничество органов прокуратуры. С. 378.

2. О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23 июля 2013г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та/ (дата обращения: 09.10.2018).

1 Кехлеров С.Г. Настольная книга прокурора / С.Г. Кехлеров. М., 2017. Гл. 12: Международное сотрудничество органов прокуратуры. С. 378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.