к Синбирску (1648, с 1924 года Ульяновск) на реке Волга. Та часть оборонительной линии, построенной в 1647-1654 годах, имела своё название - Симбирс-ко-Корсунская. А в целом все названные укреплённые линии, а также Ломовская, Керенская, Козлово-Тамбовская, входили в систему Белгородской засечной черты. Так был осуществлён грандиозный правительственный план защиты степной юго-западной окраины Московского государства системой городов, острогов, селений, валов и засек, задуманный несколько ранее 1635 года.
Таковы история возникновения и даты появления городов Верхний Ломов, Нижний Ломов, Керенск, Саранск и Инсар.
Но в справочную энциклопедическую литературу, к сожалению, вкрались неточности и ошибки, которые рано или поздно нужно устранять.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акты Московского государства, изданные Императорскою Академиею наук. /Под ред. Н. А. Попова. СПб., 1894. Т.11.
2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археологическою экспедицией имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. III.
3. Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: Большая Советская энциклопедия, 1957. Т. 50. Изд. второе. 764 с.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Но-ринт, 2000. 1456 с.
5. Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961.
6. Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск, 1997.
7. Государственный архив Пензенской области. Ф.р.-2378. Оп.1. Д.529.
8. Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма. Саранск, 1993.
9. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1912. Т. XXVIII.
10. Известия Тамбовской учёной архивной комиссии. Тамбов, 1886. Вып. I; 1897. Вып. XXXIX.
11. История Пензенского края с древнейших времен до середины XIX века / Под ред. Г. Н. Белорыбкина. Пенза, 1996. Ч. I. 300 с.
12. Кирилов И. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831. Кн. вторая.
13. Книги разрядные. СПб., 1855. Т. II.
14. Милый сердцу Ломовский край /Авт.-сост. Е. И. Са-ляев. Нижний Ломов, 2003. 432 с.
15. Мордовия. Мордовская энциклопедия /Гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск, 2003. Т.1. 574 с.
16. Пензенская энциклопедия / Под ред. К. Д. Вишневского. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 759 с.
17. Пензенский край. XVII в. - 1917 г. Документы и материалы. Саратов, 1980. 304 с.
18. Петров С. П. Памятные места Пензенской области. Пенза, 1958. 230 с.
19. Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.210. Разрядный Приказ. Московский стол.
20. РГАДА. Ф.233. Печатный Приказ. Оп.1. Д.151.
21. РГАДА. Ф.235. Оп.1. Д.39.
22. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.941.
23. Справочник по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг. /Под руководством Н. Н. Золотёнкова. Пенза, 2003. 538 с.
24. Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1903. Книга I.
25. Хвощёв А. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922. 150 с.
УДК 947.084
ПЕНЗА: ПРОБЛЕМА ДАТЫ ЕЁ ОСНОВАНиЯ
Е. И. САЛЯЕВ
ГУ «Редакция газеты «Куранты-Маяк» Нижнеломовского р-на Пензенской обл.
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Город Пенза является областным центром Пензенской области. Официальной датой её основания считается 1663 год. Однако далеко не все дореволюционные и современные пензенские краеведы согласны с этой датой. Многие убеждены в более раннем появлении населённого пункта на Суре. В статье сопоставляются версии, предположения, споры краеведов, приводится мнение автора по данной проблеме.
Пенза готовится широко отпраздновать свой очередной юбилей - 350-летие. Думается, не лишним будет вспомнить споры, связанные с датой основания главного города Пензенской области, и тем самым встряхнуть местных краеведов, подтолкнуть их к по-
иску новых сведений о первоначальной истории освоения этого города. Благо, в Российском Государственном Архиве Древних Актов, по заявлениям сотрудников, «материалов о Пензе очень много».
Безусловно, нельзя обойти стороной версию краеведа Б. И. Алпысбаева. Суть её в следующем. С началом XIII века связана история загадочного города
Кснятина. Упоминание о нём имеется ещё в «Поучении Владимира Мономаха» 1096 года, в русской летописи 1134 года, в «Повести о битве на Липице» 1216 года и других источниках, но где располагался город Кснятин, никто из исследователей так и не сказал. Версии были разными, но неопределёнными: где-то южнее древнерусского государства, может быть, на Украине, а, возможно, и в Поволжье.
А вот краевед Б. И. Алпысбаев, неоднократно участвовавший в археологических экспедициях в Пензенской области и за её пределами, уверен, что тот город находился на Суре, на месте нынешней Пензы. Возник
он якобы около 1208 года, являлся центром сбора дани с мордвы и просуществовал лет десять, разорённый мордовским князем Пургасом. Одним из подтверждений этой версии является находка древнерусской печати (буллы) на территории Пензы, где на костяной ручке процарапана дата - 6721, то есть 1212 год в нынешнем летоисчислении, на одной стороне печати изображены ладонь руки и надпись: «Тиун Кснятина Кузьма» («тиун» - это судебно-административная должность в те годы), а на другой стороне - герб древнего города, Солнце. Более того, была найдена ещё и маленькая берестяная грамотка, свидетельствовавшая о взятии города Кснятина князем Пургасом и датированная 1218 годом (в современном летоисчислении). Гонец так и не довёз её до суздальского князя Константина, кому она предназначалась (в то время город находился в составе Суздальского княжества). На некоторых находках кириллицей написано: «Кснятин Глаза Суздаля», «Кснятин Пядь Руси». Кроме этого, Алпысбаев нашёл в городе часть берестяного письма («...коня взял...») приблизительно 800-летней давности, а также инструменты и изделия ремесленников: зубильце, небольшую наковаленку с подсечкой внизу для выбивания бляшек, глиняное пряслице, ключ, остатки замков, гончарную керамику и другое. В подтверждение своих доводов о существовании города на месте Пензы в далёкой древности Алпысбаев приводит также находки скифского оружия на её территории.
Однако уверенности одного исследователя обычно оказывается мало, нужны и иные доказательства. Если их найдут другие краеведы, то окажется, что Пенза старше Нижнего Новгорода, который, может быть, и был основан в 1221 году именно потому, что к тому времени погибла Пенза, основной форпост русских в Поволжье.
Считается, что Пенза, построенная около крутого обрыва на реке Пенза у восточного склона Ши-пин-бора, была основана в августе-октябре 1663 года, то есть года за два до написания «Строельной книги города Пензы» - первого документа, в котором так говорится о построении города-крепости и его жителях: «Лета 7174 года сентября в 13 день по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича. указу и по грамоте из Приказу Большого дворца воевода Алексей Протасьев Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы и служилых и всяких чинов жилецких в городе и уезде поселил. и землю и сенные покосы им отвел и размежевал, и грани и всякие признаки учинил, и переписал на посаде.» [2.Л.5; 7.С.15, 133; 15.С.11; 20.С.4-5.]. Иначе говоря, в 1665 году (сентябрь 7174 года - это по современному летосчислению как раз 1665 год) существовали не только ранее построенная крепость, но и был сооружён и заселён посад и уже учреждён новый Пензенский уезд.
Эта книга была обнаружена краеведом Г. И. Мешковым в Саратове в 1861 году и передана в канцелярию пензенского губернатора, где ей не придали большого значения. И лишь в 1898 году она была опубликована с предисловием В. Л. Борисова. К огромному сожалению, первый лист рукописи, где, как считают многие
краеведы, должна была содержаться ссылка на время издания указа царя, во исполнение которого построена Пенза, утрачен, что и породило споры и предположения. Вот на них мы и остановимся.
Так, пензенский протоиерей Я. П. Бурлуцкий, ссылаясь на рукопись коренного пензяка И. И. Карго-полова, относил строительство поселения к 1552 году, времени похода Иоанна Грозного на Казань, когда царь якобы поселил там 30 кубанских татар с жёнами и детьми [5.С.92; 7.С.23.]. Версию Бурлуцкого поддерживал и протоиерей Ф. П. Островидов, писавший: «.острог, существовавший ещё до открытия города Пензы и населённый служилыми людьми-черкасами, входил в состав системы полевых укреплений, тянущихся группами от верховьев Суры по рекам Шукше, Ломову и Ваду и построенных по повелению царя Иоанна Грозного» [17.С.38.].
Однако большинство исследователей отвергли тот далёкий год основания, потому что документальных подтверждений тому нет. К слову, нет упоминания об остроге или каком-либо ином населённом пункте на Суре и в «Росписях Мещерских сторож».
Некоторые историки называют годом основания острога на Суре 1596 год. По их мнению, его построили татары, а позднее, в середине XVII века, там поселились ещё и черкасы, прибывшие для несения сторожевой службы. Из-за них поселение и стало называться Черкасским [9.С.669.]. Версия малоубедительна.
Со временем появления Черкасского острога вообще много неясностей. Скажем, известный дореволюционный краевед В. Х. Хохряков, ссылаясь на «Строельную книгу города Пензы», был убеждён «что Черкасский город (Черкасская слобода) существовал ранее 1666 года, а, может быть, существовали до 1666 года и некоторые селения, упоминаемые в ней. На эту мысль наводит время наложения церковной дани с церквей и часовен» [19.С.16.].
А. Л. Хвощев называл иную дату основания острога. Он писал, что с построением в 1636-1648 годах Ло-мовской и Инсарской оборонительных черт сторожи, наблюдавшие за степью, выдвинулись вперёд, и «на одной из таких линий, разъездов, месте, удобном для наблюдения и защищённом естественными условиями, на р. Пензе, при впадении её в Суру, возник, после 1648 года, Черкасский острог» [18. С.56]. Заселили его, по мнению краеведа, принявшие русское подданство черкасы - выходцы с Правобережной Украины, а другие черкасы были расселены небольшими отрядами по Хопру, Воронежу, Медведице и в иных местах для защиты юго-восточной окраины Московского государства.
То же самое говорится в книге-справочнике «Вся Пенза» 1925 года. Называл 1648 год временем основания Черкасского острога и краевед М. А. Лебедев [6. С.125; 21. С.27]. Профессор Замысловский также полагал, что Пенза основана между 1640 - 1650 годами [16. С.103.]. Был убеждён в существовании Черкасского острога ранее официально признанной даты основания Пензы и Ф. Ф. Чекалин.
Совсем иное мнение - будто бы Черкасского острога до лета 1663 года не было, а появился он в том году как опорный пункт и кладовая - у автора книги «Город-крепость Пенза» Г. В. Мясникова [7. С.101-104.] Но почему же тогда не было построено никакого острога при возведении городов-крепостей Нижний и Верхний Ломов или Инсар? И почему Керенский или Саранчинский (Саранский) остроги так и назывались ещё долгое время, пока их не переименовали в крепости? Исключения из правил тоже надо объяснять, причем более основательно.
Сто лет спустя Я. П. Бурлуцкого и Ф. П. Острови-дова поддержал пензенский краевед С. П. Петров, [7. С.32-34.] а вскоре - и преподаватели Пензенского государственного педагогического института им. В. Г. Белинского профессор К. Д. Вишневский и кандидат философских наук Н. М. Инюшкин. В июле 1976 года они опубликовали в областной газете «Пензенская правда» серию статей «Загадка старой карты», где однозначно заявили, что поселение на Суре появилось ранее
1663 года, по всей видимости, летом 1552 года во время похода Иоанна Грозного на Казань, а Черкасская слобода - в тридцатые или сороковые годы XVII столетия рядом с уже существовавшим населённым пунктом -Пензой. Более того, авторы утверждали, что на карте Герарда Гесселя 1614 года (в копии 1801 года) имеется населённый пункт под названием Пенза (Пианзи). Статья вызвала многочисленные отклики, но так и не убедила краеведов в более раннем времени основания Пензы.
В конце ХХ столетия новую версию выдвинули краеведы С. Л. Шишлов и В. В. Первушкин. По их мнению, Пенза уже существовала в 1596 году (знакомая дата.) как Черкасский острог, но вообще-то, возможно, ещё и раньше - приблизительно с 1530 года, со времени перенесения административного центра Ихретинского (Ирехтинского) беляка из села Кучки (Кучук-Пор) к слиянию рек Пензы и Суры. Но и это опять-таки лишь очередное предположение. В то же время, что немаловажно, некоторые исследователи считают (а порой пишут: «документально подтверждено»), что в Черкасском остроге (слободе) в 1660/61 году уже стояла Воскресенская церковь. Если это действительно так, то это лишнее подтверждение тому, что острог был основан ранее Пензы.
То, что городу более 400 лет, - весьма спорная версия. Вполне возможно, что на его месте когда-то находилось какое-то поселение, но как долго, когда исчезло и почему? Пока что это неизвестно. Однако вряд ли стоит оспаривать и тот факт, что позднее 1648 года около Суры существовал так называемый Черкасский острог. Но какой же год можно взять за дату его основания?
Вполнеприемлемойдатойего основания могутбыть 1651-1653 годы, и вот почему. В середине XVII века православные украинцы восстали против владычества поляков-католиков, уничтожавших их веру. Так как Киев принадлежал тогда Польше (Речи Посполитой), а главным городом украинцев считался Черкасский городок, или Черкассы, то украинцев стали звать черкасами (черкассами). После поражения армии Богдана
Хмельницкого под Берестечком в 1651 году и после кабального Белоцерковского договора с победителями-поляками, начавшими жестокое усмирение восставшего населения, тысячи черкасов ушли к единоверцам -в Московское государство. Стоит, правда, уточнить, что вообще-то «чиркасы запорожские» начали бежать из Запорожской Сечи на русские земли с 1638 года, так что, в принципе, они ещё тогда могли попасть на южные окраинные земли Русского государства.
Самого серьёзного внимания заслуживает мнение И. А. Тихомирова, высказанное ещё в 1908 году. Он предположил, что Пенза была заселена в несколько приёмов. Сначала на Суру прибыли черкасы, и случилось это не ранее второй половины 1649 года, потому что Московское государство лишь в июле того года официально распорядилось принимать черкасов, «пришедших из Литовской стороны, женатых и с семьями, и устраивать на службу с Крымской стороны, одиноких же не принимать, а сказывать им, чтоб они шли на Дон». Потом в поселение на Суре добавились ссыльные из города Белый Бельского уезда после взятия его московскими войсками 14 июля 1654 года. Расселение черкасов было упорядочено Разрядным Приказом, по распоряжениям которого их или селили небольшими группами в южных пограничных городах, или большими партиями отправляли на восток к Волге и Дону, где они строили засечные черты и несли пограничную службу.
Третья волна переселенцев пришла с полковником Микитой (Никитой) Буд-Зюзиным (или была прислана им), который с 1657 до октября 1658 года был воеводой в Путивле. Этот город тогда являлся перевалочной базой, где собирались уходившие с Украины казаки, которых воевода отправлял в разные места. Так они могли попасть и в новый малозаселённый город Пенза на Крымской стороне. И уже только после этого, в 60-х годах, в обживаемые края был направлен Ю. Е. Котранский с заданием - построить там крепость [4.С.55, 56; 16.С.103, 104.].
Что интересно, в «Строельной книге» приводятся слова подполковника А. И. Свечина, который сообщал: «А из Шацка конные служилые люди двоекратно присланы» [15.С.6.]. И тут подселение. Правда, когда это было сделано и кем, неизвестно.
О появлении поселения на Суре ранее 1663 года свидетельствует и «скаска» пушкаря Данилы Юрьева за 1723 год, который вспоминал, что его отец подьячев сын Семён Аверкиевич Юрьев, выходец из Красной Слободы, «сошел в город Пензу тому лет с семьдесят» назад, то есть примерно в 1653 году, и жил в поселении на левом берегу Суры при впадении в неё реки Пенза. То есть как раз там, где находился Черкасский острог (Черкасская слобода при воеводе Лачинове) [12.Л.191 об.]. Впрочем, в таком случае можно предположить, что поселение на Суре существовало и до переселения туда украинских черкасов, и основали его не православные украинцы, бежавшие в Московию, а другие черкасы, иноверцы. Ведь жили же в 1650 году в городе Инсаре черкасы-новокрещены, попавшие туда с юга. Или взять документ 1662 года, где упоминаются
князья Кастулат Муцалович и Григорий Сучалеевич Черкасские [4.С.48, 49.]. Судя по имени, Григорий к тому году уже принял православие. Не лишним будет заметить, и это немаловажно, что черкасами в то время называли не только украинцев, но и всех живших за рекой Кубань на Северном Кавказе и в Приазовье.
Около того Черкасского острога, что находился под горой неподалёку от Суры (район нынешних улиц Суворова, Долгова и Огородной), и началось возведение русской крепости Пенза. Её решили поставить выше острога, на возвышенности, поросшей дремучим лесом -Шипин-бором. По указу царя Алексея Михайловича Романова от 3 мая 7171 года (1663 год от Рождества Христова: 7171-5509 + 1 /единица применяется для января - августа, а ноль - для сентября - декабря/ = 1663) работу поручили опытному воину и строителю Юрию Ермолаевичу (Ермоличу) Котранскому (Катрайский, Котрацкий). Он прибыл на новое место службы той же весной с отрядом в количестве почти 500 человек [10.С.5.]. Среди них имелось немало черкасов из Троицкого острога Воронежского края (тоже находился на Крымской стороне). Впоследствии этих черкасов стали называть «новыми» в отличие от «старых», попавших в Сурские края десятилетием раньше. Черкасы так и остались жить в Пензе, и даже спустя триста лет две улицы в городе назывались Черкасскими (ныне осталась одна - Старо-Черкасская). Память о черкасах сохранилась ещё и в фамилиях Черкасов, Черкасский.
Одновременно со строительством крепости около впадения Пензы в Суру было проведено и расширение Черкасского острога, вызванное хозяйственной необходимостью: вскоре прибыли ещё примерно 500 человек, и их надо было где-то разместить. Словом, Котранский показал себя умелым строителем и хорошим хозяйственником.
Здесь, однако, надо сделать небольшое отступление. Пензенские краеведы П. В. Зимин и Г. В. Ерёмин выдвинули в своё время версию, что Никита Буд-Зю-зин привёл на Суру не украинцев и что часть фамилии («Буд») является приставкой от сокращённого украинского слова «будовать», то есть «строить». «А не является ли он одним из строителей Пензы?» -задали вопрос краеведы [4.С.54, 55.]. Можно ответить: «До Котранского он мог обустраивать лишь уже имевшийся Черкасский острог, а Пензу - только вместе с ним».
Стоит обратить внимание ещё на одну интересную особенность. В «Строельной книге города Пензы» упоминается не о двух, а о трёх группах черкасов. Это черкасы Юрия Котранского, Микиты Буд-Зюзина и, вроде бы, из города Белый. На первый взгляд, кажется, что в городе оказались разные черкасы, как предполагал и Тихомиров, черкасы первой, второй и третьей волны. Но и тут не всё однозначно. «Строельная книга» именует бельских переведенцев «ссылочными», зато всё тот же подполковник Свечин упомянул ещё об одних черкасах во главе с неким Байгусом, которых Алексей Михайлович, прогневавшись на них, переселил на Суру «по надобности» с Кубани.[15.С.25.] Так они оказались в Инсаре, Пензе и других местах, а пос-
ле крещения получили русские имена и фамилии. Вот почему в Пензе времён Е. П. Лачинова оказалось так мало черкасов с украинскими фамилиями и вот почему «Строельная книга» подразделила их всех на три группы. Так не были ли те «русские черкасы»-новокре-щены в числе первых поселенцев Черкасского острога незадолго до прихода туда отряда Ю. Е. Котранского?
Первым письменным упоминанием о городе Пензе является запись от 3 мая 1663 года о выдаче оружия в распоряжение Юрия Котранского [13.Л.1, 1 об.;
10.С.5.]. В июле в Пензу из Москвы были посланы киндяки на знамёна, а осенью (по одним сведениям, в сентябре, а по мнению краеведов П. В. Зимина и Г. В. Ерёмина, не ранее конца 1663 года и не позднее февраля 1664-го) Ю. Е. Котранский, основатель и строитель крепости Пензы, уже сдал её первому воеводе Елисею Протасьевичу Лачинову [7.С.110, 111.].
Вскоре в городе появилась икона Казанской Бо-жией Матери, которую подарил Пензе государь Алексей Михайлович. Её принесли из Москвы в новопост-роенный город специально посланные из Пензы люди. В связи с этим напрашивается вопрос: с чего бы это царь уделил такое внимание маленькому городишке? Не в воспоминание ли об иконе, подаренной Иоанном IV Грозным после взятия Казани в 1552 году некоему, построенному около Суры по его приказу, острогу?..
Профессор Тихомиров в подтверждение своего предположения о неоднократном заселении Пензы и Посурья привёл и другие факты. Так, в «Строель-ной книге» сказано, что при отводе земли служилым людям слобод на Суре размежевание проводилось по уже существовавшим границам: «а на том дубу старые грани, а поверх старых граней набита новая грань». В книге говорится также, что имелась Пензенская (Саранская) дорога «с Пензы на Саранск и с Саранска на Пензу», которая, по всей видимости, была хорошо знакома местным жителям [16.С.104, 113.].
И всё-таки при всём многообразии версий и предположений вопрос о времени появления первого поселения на Суре и об основателях Черкасского острога по-прежнему остаётся открытым. Ясность внесли бы документы того времени, в том числе, по всей видимости, грамота из Приказа Большого дворца от 1666 года, но она до сих пор не найдена. Потому-то и считается годом основания Пензы 1663 год - год строительства крепости на Суре.
Кстати, «город на Суре» Пенза возник не на этой реке, а на её притоке - реке Пензе. Собственно город находился, как сказано в «Книге экономических примечаний Пензенского уезда», «на горе и по обе стороны реки Пензы и безымянного озерца». Да и все пригородные слободы Пензы располагались также не на Суре, а на берегах рек Мойка и Имарка и на левом берегу Суры и «ее залива» [3.Л.1, 2-4 об.].
В 1663 году в Пензе насчитывалось 2 700-2 800 (максимум 3 200-3 300) человек. К осени 1665 года воевода мог послать в степь сразу 650 конных казаков и рейтар, и то был сильный отряд. Можно привести сравнительные данные. В «Сметах военных сил Московского государства 171 (1662-1663) года» сказано,
что, к примеру, в Саранске находилось 673, в Инсаре и по Инсарской черте - 488, в Керенске - 365, в Верхнем Ломове - 285, в Самаре - 459, в Симбирске - 549, в Корсуне и по Корсунской черте - 779 служилых людей. Получается, что новая крепость Пенза была ничуть не слабее их [1.С.51, 52.].
Некоторые краеведы стараются отодвинуть год основания Пензы на сто лет назад. Конечно, нам, пензенцам (пензякам), как-то странно осознавать, что задолго до её появления уже существовали такие города, как Уфа (первое письменное упоминание относится к 1574 году, город с 1586), Воронеж (1585, заново), Самара (1586, заново), Царицын (1589, заново, на современном месте находится с 1615 года, с 1925 года -Сталинград, с 10 ноября 1961 года - Волгоград), Саратов (1590, «польный» город в степи, это уже после он расширился до Волги), Енисейск (1619), Якутск (1632), Охотск (1638), а Семён Дежнёв в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой, однако иных, документально подтверждённых сведений о дате основания Пензы, кроме 1663 года, увы, нет. Из грамоты Приказа Большого дворца пензенскому воеводе Е. П. Лачинову о выдаче жалования местным священникам: «Били челом Великому государю с Пензы соборной церкви Всемилостивого Спаса попы Алексей да Лукьян - в нынешнем де во 172 году октября с 18 числа по нашему Великого государя указу служат они в новом городе Пензе. а нашего жалования им не учинено.» [10.С.6-8; 20.С.8.]. 7172 год - это начало
1664 года (если вспомнить, что год тогда начинался
1 сентября, в современном же летосчислении это 1663 год). Или взять такой документ: 1664 год, «декабря 15 по указу Великого государя. отданы Пороше Григорьеву сыну Перепечину беглые ево крестьяне Дейко да Петрушка Герасимовы дети. Дейко холост, а Петрушка з женою с Огашкою. А в бегах те крестьяне жили в Ломовском уезде в селе Ляче в бобылях шесть лет, да на Пензе полтора года.» [8. С.52.]. Отнимем полтора года от 1664, учтём опять-таки то обстоятельство, что в XVII веке новый год начинался 1 сентября, и получим июнь 1663 года. Опять 1663 год!.. То же и в документах о выдаче пушки, киндяков на знамёна, присылке в Пензу ещё 400 шпаг «ратным людям на роздачу» [11.Л.447.; 13.Л.1, 1 об.; 14. Л.1, 1 об.]. Снова май и июль 1663 и апрель 1664 годов.
.Очередной юбилей Пензы - не за горами. Чтобы он не был ошибочным, может быть, пензенским
краеведам стоит ещё раз основательно покопаться в московских архивах и положить конец давнему спору о дате основания города Пензы? А возможно, пензенское правительство поручит эту миссию непосредственно работникам Российского Государственного Архива Древних Актов?..
список источников и литературы
1. Веселовский С. Б. Сметы военных сил Московского государства 171 (1662-1663) года. М., 1911. Кн.3.
2. Государственный архив Пензенской области (далее ГАПО). Ф.196. Оп.2. Д.2345.
3. ГАПО. Ф.225. Оп.2. Д.126.
4. ГАПО. Ф.р.-2378. Оп.1. Д.529.
5. Лебедев В. И. Легенда или быль? (По следам засечных сторожей). Саратов, 1986. 136 с.
6. Лебедев М. А. Краткие сведения из истории Пензенского края. Пенза, 1928.
7. Мясников Г. В. Город-крепость Пенза. Саратов, 1989. 232 с.
8. Никонов А. Б. Новые документы по истории Пензы. // Краеведение (Пенза). 1997. № 1. 68 с.
9. Пензенская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 759 с.
10. Пензенский край. XVII в. - 1917 г. Документы и материалы. Саратов, 1980. 304 с.
11. Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.210. Белгородский стол. Столбец 769.
12. РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.2528.
13. РГАДА. Ф.396. Оп.1. Д.8509.
14. РГАДА. Ф.396. Оп.1. Д.8627.
15. Строельная книга города Пензы / С предисловием
В. Борисова. М., 1898. 65 с.
16. Тихомиров И. А. Строельная книга города Пензы как материал для истории заселения восточной России в XVII веке // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1908. Часть XVII. Сентябрь.
17. Труды Пензенской ученой архивной комиссии. Пенза, 1903. Книга I.
18. Хвощёв А. Л. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922. 150 с.
19. Хохряков В. Х. Строельная книга г. Пензы // Сборник Пензенского губернского статистического комитета. Пенза, 1899. Вып. IV.
20. Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы // Труды Пензенской учёной архивной комиссии. Пенза, 1904. Книга II.
21. Шаракин В. М. Новые документы по истории заселения Пензенского края // Из истории области. Очерки краеведов. Саратов, 1989. Вып. I.
УДК 947.084
населённые пункты пРимокШАнья в первой половине XVII века
Е. И. САЛЯЕВ
ГУ «Редакция газеты «Куранты-Маяк» Нижнеломовского р-на Пензенской обл.
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского В последнее десятилетие в Пензенской области появилось немало краеведческих книг, однако авторы почему-то обходят стороной появление сельских населённых пунктов в первой половине XVII века. Данная статья, в которой автор в чётком хронологическом порядке впервые вводит в научный оборот конкретные исторические факты, во многом восполняет этот пробел. Отныне многие коренные жители области могут узнать время основания того или иного населённого пункта - «малойродины» и даже встретить среди первопоселенцев свою фамилию.