Научная статья на тему 'Пеняя на зеркало'

Пеняя на зеркало Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНОЕ И БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

Среди направлений модернизации российского образования особое место занимает переход образовательных учреждений к статусу автономных. По мнению автора статьи в социально-правовом явлении (переход к статусу автономного учреждения) словно как в зеркале отражаются многие черты действительности. В качестве объекта изучения в статье избран директорский корпус учреждений дополнительного образования детей провинциального областного центра (г. Костромы). В тексте формулируются любопытные, хотя и небесспорные обобщения на основе исследования отношение этой категории управленцев к переходу в статус автономного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пеняя на зеркало»

ДИСКУССИИ

Куприянов Борис Викторович

доктор педагогических наук, доцент профессор и зав. кафедрой теории и истории педагогики ФГБОУ «Костромской госуниверситет имени Н. А. Некрасова»

г. Кострома

E-mail: boriskuprianoff2012@yandex.ru

J ^

ПЕНЯЯ НА ЗЕРКАЛО

Что думают директора УДОД о возможности перехода своих учреждений в статус автономных?

Л____________________.________________________

Г

Аннотация: Среди направлений модернизации российского образования особое место занимает переход образовательных учреждений к статусу автономных. По мнению автора статьи в социально-правовом явлении (переход к статусу автономного учреждения) словно как в зеркале отражаются многие черты действительности. В качестве объекта изучения в статье избран директорский корпус учреждений дополнительного образования детей провинциального областного центра (г. Костромы). В тексте формулируются любопытные, хотя и небесспорные обобщения на основе исследования отношение этой категории управленцев к переходу в статус автономного учреждения.

Ключевые слова: директор образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей, правовой статус образовательного учреждения, автономное и бюджетное учреждение

Проснись, моя Кострома,

Не спи Саратов и Тверь Не век же нам мыкать беду И плакать о хлебе

Б. Гоебенщиков

С детства нас приучают не пенять на зеркало, так как сами, мол, виноваты. А если зеркало изначально не то, чтобы кривое, но, мягко говоря, не однозначное - переход в статус автономных учреждений, то в нём руководители учреждений дополнительного образования отразятся во всей своей ...Хотя, может, это досужие домыслы и зеркало не кривое и истинное лицо удалось упрятать, а главное, наблюдатель за чужим отражением в чужом зеркале подслеповат, глуховат и немного придурковат.

На сегодняшний день в России одни легионы образовательных учреждений переходят в статус автономных, а другие застыли на марше. Про авангард (посланных в автономию), умолчим, а вот про застывших поговорим (по крайней мере, у них масса вариантов). Причин застывания может быть множество, как глубинно-культурные, так и поверхностно-случайные. Вторые и анализировать нечего (случай есть случай). А вот глубинно-культурные причины неторопливости образования в российской провинции явление, думается, распространенное. Наш опрос происходил в городе Костроме, среднестатическом областном центре - центра России. В городе, где уральские ветра перемен не долетают, сибирские морозы удаленности от Москвы

не охлаждают разум, северные финансовые дожди не орошают суглинки и песчаники. В городе, где заезжие амбиционные гости восклицают: «Проснись, да проснись, Моя Кострома!». Если была бы «моя», то не кричали, а вместе со всеми посидели и неторопливо поокали.

Много общего найдется у небольших областных центров со славным нашим городом: во внешкольной образовательной инфраструктуре учреждения подведомственны управлениям культуры, спорта, образования, среди последних многопрофильные, ориентированные на микрорайон и профильные, стремящиеся охватить своей работой весь город. Набор последних традиционен: техники, натуралисты, туристы, моряки, десантники и т. д.

Для того чтобы прояснить позицию самих директоров костромских учреждений дополнительного образования мы провели небольшой опрос (12 руководите-лей)1, результаты которого не могут быть восприняты как точный диагноз, а скорее вроде рабочей гипотезы. Анкета для руководителей учреждений дополнительного образования детей являлась анонимной (См. Приложение). Из личных данных руководителям было предложено указать возраст, пол, опыт работы в УДОД и административный стаж. В результате определилось несколько групп:

1 Участие в подготовке и проведении опроса приняли методист центра по обеспечению качества образования О. В. Дмитриева и студент П. А. Пискунов

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ДИСКУССИИ

- «руководители - новички» (женщины старше 40 лет, несколько лет работающих в учреждениях допобразования, имеющие небольшой управленческий опыт),

- «директора - зубры» (мужчины и женщины с 39 до 52 лет исполняющие обязанности директора УДОД более 15 лет, причем ставшие руководителем в возрасте 25-26 лет),

- «выдвиженки» (женщины от 38 до 45 лет, знакомые со внешкольной работой не понаслышке -от 10 до 23 лет соответствующего стажа, а вот директорский опыт у них скромнее от 3, 5 до 8 лет),

- «опытные чужаки» (женщины 50 и более лет, относительно опытные руководители, недавно (несколько лет) принятые на работу директором УДОД).

Итак. ...

«АХ, ТЫ, МЕРЗКОЕ СТЕКЛО!» Бывает, я бунтую И шефа критикую,

Я спорить с ним пытаюсь,

Но тут же просыпаюсь.

Ю. Энтин

««Кому это надо?» Конечно, сама затея с автоном-кой (как и болонкой, егэшкой, гиашкой и проч.) исходит от государства. Однако любопытно, что же думает директорский корпус о том, кто же выиграет от всей этой затеи. Подавляющее большинство руководителей считают, что при переходе к статусу автономных учреждений, в первую очередь, будут удовлетворены потребности государства и учредителя, а «выигрыш» от предстоящих изменений педагогических коллективов и населения подавляющее число директоров оценивает скромно.

««Мыслимые плюсы». Осветим представления директоров о возможных преимуществах перехода к статусу автономного учреждения: на первом месте - привлечение новых финансовых источников (более 2/5 участников опроса), расширение сферы образовательной деятельности - третья часть, на третьем месте возможность привлечения кадров более высокой квалификации - четверть участников опроса.

««Ожидания... ожидания». Анкетирование убедительно показало, что руководители внешкольных учреждений ожидают снижение контингента учащихся в большей (3/4) или в меньшей степени (1/4).

««Я себя не обделил?» Изменения, происходящие в экономико-правовой сфере жизнедеятельности образовательного учреждения, так или иначе, отражаются на властных полномочиях директоров. Ожидания от перехода к иному статусу у руководителей такие: подавляющее большинство - три четверти убеждены, что их полномочия увеличатся (причем тех, кто надеется на значительное усиление власти, чуть больше тех, кто более скромно оценивает увеличение полномочий), тем не менее, двое опрошенных опасаются существенного уменьшения своей директорской власти.

««Вчера было рано, а завтра будет поздно». Респондентам был задан такой провокационный вопрос о своевременности перехода в статус АУ. Ответы красноречивы: «преждевременно» - (2/3 опрошенных), «поздно» - (1/3), «своевременно» - ни одного ответа.

««Чего боимся?». Существенным для руководителя учреждения в инновационной ситуации является оценка угроз. По результатам проведенного опроса получается, что больше всего директора учреждений опасаются несовершенства нормативно- правовой базы и в ней схем и процедур перехода в новый статус. В этом отношении может проявляться два момента -критичная оценка нормативно-правовых документов в сфере образования, либо простая неинформированность («я не представляю, поэтому субъективно для меня нет четкости»). В недоверии к статусу автономного учреждения признались четверть опрошенных директоров УДОД.

««На кого уповаем?». На вопрос о субъектах помощи учреждению в обстоятельствах перехода мнения директоров таково: две трети - муниципальные органы управления образования, одна четверть уповают на родителей, и лишь один руководитель надеется на спонсоров, заинтересованных в деятельности учреждения.

««Когда готов?». Оценивая готовность своего образовательного учреждения к переходу, директора разделились на три группы. Самая большая по численности группа (чуть меньше 2/3 участников опроса) определенно заявляют - «учреждение не готово!». Вторая группа (1/6 опрошенных) мысленно отодвигают не столь, видимо, приятное событие на два - три года, третьи ( 1/6 респондентов) - соглашаются, что непосредственный сигнал к переходу даст орган управления образования, вне зависимости от готовности учреждения.

«СМОТРЮСЬ ...КАК В ЗЕРКАЛО» Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий

М. И. Цветаева

Оценивая позицию первых лиц учреждений допобразования можно утверждать, что восторга это новшество не вызывает, и в тоже время, - ««Все хочу. Все хочу. Все хочу на свете знать!». Руководители в большинстве оценивают свои знания о переходе в автономию как неполные ( 2/5 участников опроса) или отрывочные и противоречивые (1/3), только малая часть (1/12) считает, что обладают полной информацией для данного процесса.

««Будь готов!». Красноречива оценка опрошенных директоров собственной готовности к работе по переводу своих образовательных учреждений в статус АУ: пять шестых оценивают свою готовность как минимальную, одна шестая как частичную, в полной мере себя готовым не считает.

««С чего начать?». Отвечая на вопрос об актуальных действиях по переходу, опрошенные директора на первое место поставили изучение деятельности собственного учреждения (более двух пятых от числа всех ответов), треть - изучение нормативно-правовой базы, на третьем месте (одна шестая от общего числа ответов) - изучение опыта учреждений, получивших статус АУ.

««Где у нас кнопка?» Проинтерпретируем данные о наиболее актуальной сфере работы руководителя учреждения (по мнению самих директоров) одинаково

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

71

ДИСКУССИИ

значимыми сферами (в общей сложности шесть седьмых от числа опрошенных) - названы финансы и «политика» (социальные сети отношений), на третьем месте (примерно одна седьмая) - общественная деятельность, никто из респондентов не отметил пункт «воспитание подчиненных».

«Обо мне все люди скажут...». Минует ли чаша автономности все учреждения дополнительного образования или нет, сказать трудно. Но даже те, что останутся, вряд ли смогут далее существовать без чуткого реагирования на общественно-государственный заказ. Весь вопрос состоит в том, кто этот заказ транслирует. Большинство руководителей (более 3/5) считают важной оценкой своей деятельности хорошие отзывы со стороны детей и родителей, одна пятая ориентируются на мнение учредителя остальные (два директора) полагают, что педагогический коллектив должен быть доволен выполняемой работой. Примечательно что ни один руководитель не ориентируется на мнение прессы.

«В чем сила, брат?» Обратимся к оценке директорами приоритетных ресурсов развития учреждения (кадры, материальная база, имидж, команда управленцев). Ровно половина респондентов отдают предпочтение кадровому потенциалу, более пятой - материальной базе, и лишь по одной седьмой среди опрошенных отмечают имидж учреждения среди населения и возможности управленческой команды учреждения.

«Закрома Родины». Весьма показательно мнение директоров о том, в какой степени используются имеющиеся в учреждении возможности. Все без исключения считают, что в настоящий момент используется две трети и более наличных ресурсов. Этот факт свидетельствует о том, что субъективно руководители не видят резервов, а функционирование своих учреждений расценивают как работу на пределе возможностей.

«Линейка индивидуальности». Немало пришлось поломать голову, чтобы проанализировать индивидуальные профили. И выборка небольшая и категория лукавая. И так и сяк сравнивая и выравнивая, мы пришли к использованию такого критерия как мера типичности ответов опрашиваемых. Что получилось? Самый высокий уровень типичности продемонстрировали большинство опытных директоров УДОД, а самыми нетипичными оказались те руководители, чей опыт (либо административный, либо «внешкольный») не велик. Из этого правила выпали самые солидные в возрастном плане директора - они показали чрезвычайно противоречивую тенденцию. Позволим еще одно предположение - управленческая работа в дополнительном образовании среднего города выравнивает индивидуальность руководителя, позволяя на последнем этапе профессиональной карьеры заявлять свою позицию более явно.

... ЗЕРКАЛЬЦЕ В ОТВЕТ»

Что будет, то будет, была не была, Что будет, то будет, такие дела.

Ю. Ким

Оценивая общие тенденции, наметившиеся в результате опроса, следует отметить, что государство Российское затевает что либо в интересах самого себя. То есть старая как мира мысль, что государство

наше, это не только не Я, но и даже не Мы! В сознании опрошенных смысл новой затеи в управлении образованием сводиться к вероятным финансовым приращениям, хотя значительная часть все же надеется на улучшение реформируемой отрасли. В тоже время, пессимизм в ожиданиях чрезвычайно силен, он касается предположений о фактическом сокращении в будущем непосредственных участников внешкольных объединений. Весьма своеобразно выглядит ориентация руководителей на оценку детей и родителей. Видимо оценка государства, муниципалитета не убеждает в правомерности, последовательности и объективности (недостатки в образовательной политике).

Сформулируем две версии. Либо управленцы в сфере образования субъективно вытесняют из настоящего осуществление правительственной затеи (отодвигают в прошлое или будущее), либо руководители делятся на тех, кто давно хотел стать самостоятельным и на тех, кто этого совершенно не хочет. В пользу первой версии работают такие положения, как признание неготовности своего учреждения, необходимости поизучать его состояние, незнание нормативной базы.

Основные страхи тех, кто имеет дело с организацией людей, финансами, и прочими управленческими прелестями, связаны с правовой инвалидностью государственных затей и глобальным недоверием управленцев по отношению к государству (в частной беседе одна из руководительниц сравнила свою работу с карточной игрой против шулера - государства). В чем-то, да обманет. Но парадокс в том, что свои надежды субъективно обманутые менеджеры возлагают, в массе своей, на государство.

Использование возможностей бюджетных учреждений может восприниматься как предельное, еще чуть-чуть (или уже-уже) и наступит фактическое разрушение базы, кадров, содержания.

Еще одно предположение состоит в том, что менеджеры бюджетной сферы сегодня более всего ориентированы на финансовую и политическую составляющие своей деятельности. Может это и есть крен в сторону превращения руководителей в технических менеджеров, уделяющих заметно меньше внимания содержательной стороне - производству (материальному или духовному). Сильны в сознании управленцев стереотипы прошлого, например, -«кадры решают всё!».

Сравнение ряда вопросов приводит к мысли о том, что менеджеры от образования расходятся в оценке перспектив отрасли и своих лично. Свои перспективы они видят более радужно и оптимистично.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Уважаемые руководители!

Просим Вас принять участие в анкетировании по вопросу перспектив и проблем перехода учреждений дополнительного образования в статус автономных учреждений. Анкета анонимная, в тоже время просим сообщить о себе такие данные.

Возраст Пол Стаж работы в УДОД Стаж работы руководителем

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ДИСКУССИИ

Выберите один вариант ответа, кроме вопроса № 13 - несколько вариантов

1 Перевод учреждений в статус автономного учреждения в первую очередь обеспечит реализацию потребностей

Государства А

Учредителя (муниципалитета) Б

Населения (детей и родителей) В

Педагогического коллектива учреждения Г

2 Свою информированность о нормативно-правовой базе перехода образовательного учреждения в статус автономного могу оценить так

Обладаю достаточно полной информацией А

Имею целостные, но не полные представления Б

Представления отрывочны и противоречивы В

Практически мало что знаю Г

3 Вверенное мне учреждение готово перейти к статусу автономного

Через год А

Через два - три года Б

Вообще не готово В

В зависимости от решения управления образования города Г

4 В наше время успешный директор УДОД прежде всего является

Финансистом А

Политиком - творцом социальных сетей Б

Воспитателем подчиненных В

Общественником - инициатором социальных проектов Г

5 При переходе к статусу автономного учреждения следует опасаться

Отсутствия четкой схемы перехода А

Пробелов в нормативно-правовой базе Б

Создания самостоятельной бухгалтерии В

Недоверия к новой форме управления Д

6 В связи с переходом к статусу АУ поддержку окажут

Муниципалитет (управление образования города) А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спонсоры, заинтересованные в работе учреждения Б

Благотворительные общественные организации В

Родители учащихся Г

7 Власть директора в связи с переходом к статусу автономного учреждения

Значительно увеличится А

Незначительно увеличится Б

Незначительно уменьшится В

Значительно уменьшится Г

8 Переход учреждения в статус АУ обеспечит

Значительное увеличение контингента учащихся А

Незначительное увеличение контингента Б

Незначительное уменьшение контингента В

Значительное уменьшение контингента учащихся Г

9 Собственную готовность к организации перехода к статусу АУ оцениваю так - готов

В полной мере А

Лишь частично Б

Минимальную В

10 с учётом текущего экономического положения в стране переход в статус АУ

выполняется преждевременно А

Сейчас самое время делать такой переход Б

Надо было переходить ранее В

11 Изучение нормативных основ перехода УДОД к статусу автономного учреждения

Считаю преждевременным А

Вскоре станет актуальным Б

Актуальная задача моей работы В

12 В связи с провозглашенным переходом к автономным учреждениям целесообразно

Изучить опыт учреждений, получивших статус АУ А

Дождаться законодательной базы Б

Воздержаться от преждевременных действий В

13 В настоящее время для перехода в статус АУ в нашем учреждении планируется или уже осуществляется следующее (несколько вариантов)

Изучается нормативно-правовая база А

Изучается опыт учреждений получивших статус АУ Б

Проводятся консультации с потребителями услуг В

Проводится анализ деятельности собственного учреждения Г

14 Переход УДОД к статусу автономного учреждения должен определяться

Оперативно учредителем (управлением образования) А

Решением администрации учреждения Б

Образовательной политикой города В

Решением всего педагогического коллектива с согласия родителей Г

15 Преимуществами перехода в автономное учреждение являются

Расширение сферы деятельности А

Привлечение новых финансовых источников Б

Возможность привлечения кадров более высокой квалификации для улучшения качества услуг В

16 На данный момент имеющиеся в вверенном мне учреждении ресурсы используются

На две трети и более А

На 40-60% (около половины) Б

Менее чем на половину В

17 Как часто проводятся информативные встречи с потребителем услуг (родители учащихся) о работе учреждения

Раз в четверть А

Раз в полгода Б

Раз в год В

18 Как часто проводится мониторинг мнения учащихся о качестве предоставляемых услуг

Раз в четверть А

Раз в полгода Б

Раз в год В

19 Для современного директора УДОД наиболее важно

Хорошие отзывы в СМИ А

Хорошее мнение учредителя Б

Хорошее мнение детей и их родителей В

Чтобы педагогический коллектив был доволен Г

20 Главный ресурс развития учреждения допобразования представляют

Квалифицированные педагогические кадры А

Материальная база - оснащенность учреждения Б

Управленческая команда администрации В

Имидж учреждения среди населения города Г

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.