Научная статья на тему 'ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены динамика и состояние пенсионной системы Республики Казахстан с учетом социально-демографических изменений, произошедших в постсоветское время. Дана структура формирования пенсионного обеспечения населения республики, представлены результаты анализа инвестиционной деятельности Единого накопительного пенсионного фонда. Сделан вывод, что Казахстану необходима полноценная перезагрузка пенсионной системы с сохранением принципа накопления, но расширением возможностей пенсионных фондов и личных добровольных возможностей граждан в части пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Закирова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION PROVISION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: ASSESSMENT AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article considers the dynamics and state of the pension system of the Republic of Kazakhstan, taking into account the socio-demographic changes that have taken place in the post-Soviet period. The structure of the formation of pension provision for the population of the republic is given, the results of the analysis of the investment activity of the Unified Accumulative Pension Fund are presented. It is concluded that Kazakhstan needs a full reset of the pension system, with the principle of accumulation preserved, but with the expansion of pension funds and personal voluntary opportunities for citizens in terms of pension provision.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 331.25(574)

DOI 10.35231/25419501_2021_2_50

Закирова Ю. С.

Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан:

*

оценка и перспективы развития

В статье рассмотрены динамика и состояние пенсионной системы Республики Казахстан с учетом социально-демографических изменений, произошедших в постсоветское время. Дана структура формирования пенсионного обеспечения населения республики, представлены результаты анализа инвестиционной деятельности Единого накопительного пенсионного фонда. Сделан вывод, что Казахстану необходима полноценная перезагрузка пенсионной системы с сохранением принципа накопления, но расширением возможностей пенсионных фондов и личных добровольных возможностей граждан в части пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: демография, пенсионное обеспечение, инвестиционный доход, государственная пенсионная система, Республика Казахстан.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.47 Экономика здравоохранения и социального обеспечения.

ВАК: 08.00.05

Zakirova Ju. S.

Pension provision in the Republic of Kazakhstan: assessment and development prospects

The article considers the dynamics and state of the pension system of the Republic of Kazakhstan, taking into account the socio-demographic changes that have taken place in the post-Soviet period. The structure of the formation of pension provision for the population of the republic is given, the results of the analysis of the investment activity of the Unified Accumulative Pension Fund are presented. It is concluded that Kazakhstan needs a full reset of the pension system, with the principle of accumulation preserved, but with the expansion of pension funds and personal voluntary opportunities for citizens in terms of pension provision.

Key words: demography, pension provision, investment income, state pension system, the Republic of Kazakhstan.

JEL classifications: O 10

© Закирова Ю.С., 2021

* Статья подготовлена на основе доклада иностранного участника X-й всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов с международным участием «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (10 июня 2021 г., СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель маг. Ажаипова И. Ш.

Благосостояние населения, в том числе нетрудоспособного, всегда является предметом научного интереса. История экономической науки знает различные точки зрения на решение демографических и сопутствущих им социальных проблем [3; 5; 6]. Однако реализация этих теорий на практике имеет собственные социальные последствия. В связи с этим ситуационные, системные и мониторинговые исследования пенсионных систем всегда имеют научную актуальность.

Республика Казахстан так же как и другие постсоветские республики в 90-е гг. прошлого века имела положительные и отрицательные последствия распада СССР [2]. Однако с момента провозглашениия своей независимости Республика Казахстан первая на всем постсоветском пространстве провела реформу пенсионного обеспечения, и начиная с 1 января 1998 г. в стране начала действовать накопительная пенсионная система. Действующая на тот момент пенсионная система, унаследованная от Советского Союза и функционирующая до периода реформирования, основывалась исключительно на принципе солидарности поколений, когда трудоспособное население своим трудом обеспечивало пожилых людей.

Однако развал Советского Союза, ухудшение всех экономических показателей развития страны отразились и на показателях солидарной модели пенсионного обеспечения. Тотальный дефицит продуктов, банкротство, безработица и другие застойные явления привели к тому, что рождаемость в стране резко упала по мере увеличения количества пенсионеров, так, на начало 1991 г. численность населения Республики Казахстан составляла 16,4 млн человек, а к началу 2020 г. увеличилась до 18,9 млн человек, что отражено на рис. 1.

300000

250000

20 15 10 5 310

0............................ -5

199119931995199719992001200320052007200920112013201520172019

Численность населения на конец периода (года) тыс. человек

Естественный прирост населения (человек)

Естественный прирост населения (на 1000 человек)

Рис. 1. Социально-демографические показатели Республики Казахстан

за период 1991-2021 гг. [2]

Из данных рис. 2 видно, что прирост численности населения РК стабилен с начала 2000-х, однако в 1990-х гг. наблюдался значительный спад численности населения, причем наибольший спад численности населения отмечается - 2,3% - на начало 1995 г. Заметное сокращение численности населения в 1990-е гг. было связано со снижением рождаемости и сменой места жительства некоторых этнических групп. Рост населения начался в 2003 г., основной источник роста -естественный прирост.

Сегодня пенсионная система Казахстана многоуровневая и состоит из нескольких элементов.

Базовая и так называемая «солидарная» пенсия, составляющие основу пенсионного обеспечения (1 уровень), финансируются из государственного бюджета и начисляется всем участникам пенсионной системы. Ее размер зависит от трудового стажа и времени участия. Солидарная пенсия выплачивается только тем, кто учувствовал в прежней солидарной пенсионной системе.

В современной накопительной системе (2 уровень), существует три вида пенсионных взносов. Обязательные пенсионные взносы отчисляют за наемных работников работодатели, либо если вы самозанятый или индивидуальный предприниматель, то отчисления

производятся самостоятельно в размере 10% в Единый накопительный пенсионный фонд. Обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5% отчисляются работодателем в случаях, если условия труда имеют вредный характер (их перечень утвержден постановлением Правительства РК). Это профессиональные пенсионные взносы, которые работодатель переводит из собственных средств в пользу работника. Начиная с 2020 г. внедрен новый обязательный условно-накопительный компонент - взносы в размере 5% от дохода работника, которые депонируются на пенсионных счетах работников.

И третьим видом пенсионных взносов являются добровольные накопительные взносы, которые платятся гражданами самостоятельно и в будущем могут стать хорошим дополнением к базовой пенсии.

В июне 2013 г. был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», предусматривающий в числе прочих реформ создание Единого пенсионного накопительного фонда (ЕНПФ), что обусловлено не только с экономической точки зрения, сколько социальной.

Согласно ст. 5 данного закона [1] в стране действует система государственной гарантии сохранности обязательных видов пенсионных взносов в размере фактически внесенных на индивидуальный пенсионный счет сумм с учетом уровня инфляции на момент достижения пенсионного возраста и иных прав, предусмотренных законом.

Другими словами, при выходе человека на пенсию накопленная на индивидуальном пенсионном счете доходность рассчитывается относительно уровня накопленной инфляции за весь период работы в накопительной пенсионной системе. Если накопленный инвестиционный доход будет ниже уровня инфляции, государство выплатит эту разницу бенефициару за счет республиканского бюджета единовременно. Если доходность равна инфляции или превышает ее, то государственная гарантия не выплачивается.

К слову, надо сказать, что реальная доходность пенсионных активов начиная с 2014 г. до конца 2020 г. никогда не была отрицательной, что отражено в табл. 1.

Таблица 1

Динамика доходности пенсионных активов и инфляции

(на начало года)

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Пенсионные накопления, трлн.тг 3,73 4,52 5,83 6,68 7,78 9,3 10,8 12,9

Доходность, % 2,2 6,31 15,65 7,95 7,92 11,27 6,57 10,92

Инфляция, % 4,8 7,4 13,6 8,5 7,1 5,3 5,4 7,5

Из таблицы видно, что накопленная доходность пенсионных активов с момента передачи управления пенсионными накоплениями в ЕНПФ (2014 г.) до конца 2020 г. составила 78%, в то время как накопленная инфляция за этот же промежуток времени составил 64%, составив реальную доходность пенсионных активов на уровне 14% [7].

Основные показатели деятельности фонда представлены на рис. 2.

80000000 60000000 40000000 20000000 о

2016

2017

2018

2019

—а 0,6

2 0,3 54 - 378^58 61 36 69 5326 27 70 1342 2 46— *

4 Ъ 9/11 и 50 I 9 ¡Iе ЩЛ- 0800539 в Щ4

,31 Т1' 1377642 1 1 2913475

2020

I ВВП, в млн тг Отношение ПН к ВВП;

I Пенсионные накопления^ млн тг Доля чистого инвестиционного дохода

50 40 30 20 10 0

Рис. 2. Динамика основных показателей деятельности ЕНПФ

По состоянию на 1 января 2021 г. сумма пенсионных накоплений составила 12913475 млн тенге, увеличившись в 1,9 раз за последние 5 лет или на 6228210 млн тенге. Отношение объема пенсионных

накоплений к объему ВВП РК за 2020 г. составило 18,4%, размер пенсионных активов фонда составили 12 894,60 млрд тенге. После реформы пенсионной системы (1998 г.), предполагалось, что пенсионные активы будут способствовать развитию рынков капитала в Республике Казахстан. Однако на практике все оказалось далеко не так, так по итогам 2020 г. основные направления инвестирования представлены следующим образом, отобразим на рис. 3.

Рис. 3. Структура инвестиционного портфеля финансовых инструментов, сформированного за счет пенсионных активов ЕНПФ за 2020 г.

Из данных рис. 3 видно, что по состоянию на конец 2020 г., доля ГЦБ в портфеле фонда составила 43,8% со средневзвешенной доходностью в тенге - 8,8%, в долларах - 4,4%. Следующим по объему инвестированным долям выступают облигации квазигосударственных организаций («Самрук-Казына» и других) - 14,13% и облигации казахстанских банков - 8,98%, со средневзвешенной доходностью в первом случае в тенге - 10,8%, в долларах США - 5,2% годовых и по вторым -10,1% (тенге) и 6,3% (в долларах США) соответственно.

В принципе пенсионная реформа была призвана решить проблему финансовой устойчивости пенсионной системы. То есть, во-первых, пенсионные выплаты должны соответствовать ранее полученным доходам и повышению уровня жизни в стране, а во-вторых, текущие до-

ходы и резервы, состоящие из пенсионных взносов, бюджетных средств и других доходов, всегда должны соответствовать необходимым затратам на выплату пенсий в конкретный момент времени.

Сегодня основной проблемой для накопительной пенсионной системы Казахстана является низкий коэффициент замещения на уровне 12,4% [4]. Размер коэффициента замещения ЕНПФ зависит от ряда факторов. Это размер ежемесячных пенсионных взносов от совокупного дохода работника, обязательность и регулярность внесения пенсионных взносов, масштабность охвата трудового населения, средний срок выплаты пенсии (разница между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию) и доходность пенсионных активов.

Согласно международной практике, для того чтобы достичь уровень пенсионного коэффициента замещения хотя бы в районе 60%, необходимо отчислять от совокупного дохода работающих обязательных отчислений не менее 15% и не менее 40 лет. Таким образом, повышение размера пенсий при одновременном снижении бремени на государственный бюджет возможна только при увеличении размера пенсионных отчислений в ЕНПФ.

Низкие заявленные доходы населения и плохой охват - эта проблема в нашей стране одна из сложных. По оценкам некоторых экспертов сегодня в теневом секторе экономики находится около трети ВВП страны, что негативно отражается на любой пенсионной системе, и не важно, распределительная она или накопительная. При сохранении текущего способа организации пенсионного обеспечения положение пенсионеров будет ухудшаться.

Таким образом, по нашему мнению в ближайшее время Казахстану необходима полноценная перезагрузка пенсионной системы, с сохранением принципа накопления, но расширением возможно-

стей пенсионных фондов и личных добровольных возможностей граждан в части пенсионного обеспечения.

Так, развитие накопительной пенсионной системы должно тесно переплетаться с развитием фондового рынка и расширением ассортимента различных пенсионных программ, которые позволят сочетать отличные по составу финансовые инструменты в инвестиционном портфеле с различной степенью доходности и рискованности, для различных групп вкладчиков, то есть для обеспечения достаточной доходности пенсионных накоплений необходимо дальнейшее проведение мероприятий по диверсификации инвестиционного портфеля пенсионных фондов и расширению перечня финансовых инструментов, годных для инвестирования за счет пенсионных активов.

Добровольность в данном случае может сочетаться с принудительностью, и для повышения эффективности пенсионной системы нужно усилить борьбу с теневой экономикой, с уклонением от уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, ускорить легализацию доходов, а для достижения этих целей в мировой практике существует всеобщее декларирование доходов и расходов. И, кроме того, очень хотелось бы прекратить практику использования средств ЕНПФ для каких-либо выплат кроме пенсионных.

Список литературы

1. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31408637

2. Аубакиров Я.А. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: учеб. пособие. - Алматы: Казахстан, 2003. - 162 с.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Экономика, 1992.

4. Курманов Н.А. Уровень пенсионного обеспечения в Республике Казахстан: состояние и перспективы // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия Экономическая. - 2011. - № 1.

5. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. - Петрозаводск: Петроком, 1993. - 136 с.

6. Петти В. Политическая арифметика // Экономические и статистические работы. - М., 1990. - 17 с.

7. Официальный сайт Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана. - URL: https://www.enpf.kz/

References

1. Zakon «O pensionnom obespechenii v Respublike Kazahstan». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31408637

2. Aubakirov Ya.A. Ekonomicheskaya teoriya v usloviyah rynochnyh preobra-zovanij: ucheb. posobie. - Almaty: Kazahstan, 2003. 162 p.

3. Kejns Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, procenta i deneg. Moscow: Ekonomika publ., 1992.

4. Kurmanov N.A. Uroven' pensionnogo obespecheniya v Respublike Kazahstan: sostoyanie i perspektivy. Vestnik Evrazijskogo nacional'nogo universiteta im. L.N. Gumileva. Seriya Ekonomicheskaya. 2011. № 1.

5. Mal'tus T.R. Opyt o zakone narodonaseleniya. Petrozavodsk: Petrokom publ., 1993. 136 p.

6. Petti V. Politicheskaya arifmetika. Ekonomicheskie i statisticheskie raboty. Moscow, 1990. 17 p.

7. Oficial'nyj sajt Edinogo nakopitel'nogo pensionnogo fonda Kazahstana. URL: https://www.enpf.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.