Научная статья на тему 'Становление и развитие пенсионной системы Казахстана: ретроспективный анализ'

Становление и развитие пенсионной системы Казахстана: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
772
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенсионная система / пенсионная реформа / накопительный пенсионный фонд / ЕНПФ / Казахстан / pension system / pension reform / accumulative pension fund / UAPF / Kazakhstan

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елемесов Раушан Елемесович, Оспанбаев Жандос Аманжолович, Жолдасбай Жансая Багдаткызы

Пенсионное обеспечение определенной категории населения является одним из приоритетных направлений социальной политики любого современного государства. За годы независимости, в сложных социально-экономических и общественно-политических условиях сформировалась самостоятельная пенсионная система Республики Казахстан, которая постоянно модернизируется с учетом происходящих социально-экономических условий. В статье анализируются становление и развитие самостоятельной пенсионной системы Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Елемесов Раушан Елемесович, Оспанбаев Жандос Аманжолович, Жолдасбай Жансая Багдаткызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Kazakhstan’s Pension System: Retrospective Analysis

Pension provision for a certain category of citizens is one of the priority areas of the social policy of any modern state. Over the years of independence in diffi cult social and economic and social and political conditions, an independent pension system of the Republic of Kazakhstan has been formed. With the changing social and economic environment it is constantly being modernized. Th e article analyzes the formation and development of the independent pension system of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие пенсионной системы Казахстана: ретроспективный анализ»

Становление и развитие пенсионной системы Казахстана: ретроспективный анализ

УДК :64.3(574) ББК:65.27 Е- 661

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-3-7-17

Раушан Елемесович ЕЛЕМЕСОВ,

доктор экономических наук, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби 71), кафедра международных отношений и мировой экономики - профессор, e-mail: elemesov1942@mail. ru Жандос Аманжолович ОСПАНБАЕВ, Магистр экономических наук, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби 71), кафедра международных отношений и мировой экономики -старший преподаватель, e-mail: [email protected] Жансая Багдаткызы ЖОЛДАСБАЙ, Казахский гуманитарно-юридический университет имени М.Нарикбаева, (010000, Казахстан, г. Нур-Султан, Коргал-жынское шоссе 8), Высшая школа экономики -магистрант 2 курса, e-mail: Zh_zholdasbay@kazuu. kz

Аннотация

Пенсионное обеспечение определенной категории населения является одним из приоритетных направлений социальной политики любого современного государства. За годы независимости, в сложных социально-экономических и общественно-политических условиях сформировалась самостоятельная пенсионная система Республики Казахстан, которая постоянно модернизируется с учетом происходящих социально-экономических условий. В статье анализируются становление и развитие самостоятельной пенсионной системы Республики Казахстан.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, накопительный пенсионный фонд, ЕНПФ, Казахстан.

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Formation and Development of Kazakhstan's Pension System: Retrospective Analysis

Raushan Elemesovich ELEMESOV,

Doctor of Economic Sciences,

Al-Farabi Kazakh National University,

(050040, Kazakhstan, Almaty, Al-Farabi ave. 71),

Department of International Relations and World Economy - professor,

e-mail: [email protected]

Zhandos Amanzholovich OSPANBAYEV,

Master of Economic Sciences,

Al-Farabi Kazakh National University,

(050040, Kazakhstan, Almaty, Al-Farabi ave. 71),

Department of International Relations and World Economy - Senior Lecturer,

e-mail: [email protected]

Zhansaya Bagdatkyzy ZHOLDASBAY,

M. Narikbayev KAZGUU University,

(010000, Kazakhstan, Nur-Sultan, Korgalzhynskoe shosse 8),

Higher School of Economics - Master student,

e-mail: [email protected]

Abstract

Pension provision for a certain category of citizens is one of the priority areas of the social policy of any modern state. Over the years of independence in difficult social and economic and social and political conditions, an independent pension system of the Republic of Kazakhstan has been formed. With the changing social and economic environment it is constantly being modernized. The article analyzes the formation and development of the independent pension system of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: pension system, pension reform, accumulative pension fund, UAPF, Kazakhstan.

В мировой истории социальное обеспечение, в том числе, пенсионное, впервые возникло только в конце XIX века. Первая система обеспечения государственными пенсиями сформировалась в конце XIX века в Германии, позже в других странах, как Канада, Франция, Италия, Великобритания с принятием законов о внедрении пенсий по страхованию от несчастных случаев и болезни, по возрасту и инвалидности. Развитие пенсионных систем имеет сложную историю. На сегодняшний день пенсионная система разных стран мира имеют много различий, обусловленных различиями в социальной и экономико-политической структуре, обычаях и традициях, уровне социально-экономического развития.

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2021

Пенсионная система Казахстана сформировалась на базе пенсионной системы бывшего СССР, поскольку в составе союза у КазССР не была своей независимой пенсионной системы. Но за годы независимости пенсионная система страны пережила глубокие структурные и институциональные реформы, которые продолжаются до сих пор. Для всестороннего анализа и полноценной оценки современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан было бы целесообразно рассматривать ее становление и развитие поэтапно. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Этапы становления и развития пенсионной системы Казахстана

№ Период Краткое описание

1 19911995 гг. Наследство пенсионной системы от СССР. Солидарная система пенсионного обеспечения.

2 19961998 гг. Принятие программы действия Правительство РК. Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в РК. Принятие Закона РК №136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года.

3 19982012 гг. Накопительная пенсионная система. Создание Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП), государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ) и негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ).

4 20132017 гг. Принятие Закона РК №105^ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года. Объединение ГНПФ и ННПФ в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ)

5 2018- Повышение пенсионного возраста. Разрешение на снятие части пенсионных сбережений.

Примечание: составлено авторами

В первые годы независимости в стране функционировала солидарная система пенсионного обеспечения, унаследованная от СССР. Суть системы в том, что текущие пенсионные отчисления граждан используются на выплату пенсий для нынешних пенсионеров, а на выплату пенсий работающих в настоящее время, соответственно, будут использоваться отчисления будущих поколений. Однако, переход страны к рыночной экономике ставил вопрос о пересмотре существующей системы пенсионного обеспечения, и создания системы, отвечающей реалиям рыночной экономики, а глубокий экономический кризис заставил формировать этот процесс. Для подробного анализа ситуации в пенсионной системе приведем некоторые данные о состоянии экономики страны в те годы (см. таблицу 2).

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

Таблица 2

Экономическая ситуация в Казахстане перед реформой пенсионной системы

№ Показатели 1990 1994 1995 1996 1997

1 Доля населения старше пенсионного возраста в численности трудоспособного населения, в % 20,1 22,1 22,3 22,4 20,7

2 Численность занятых в экономике, тыс. чел. 7560,0 6581,8 6551,5 6518,9 6472,3

3 Ожидаемая продолжительность жизни, лет 68,7 65,1 63,7 64 64,4

4 Численность пенсионеров, тыс. чел. 2490 2980 2917 2940 2853

5 Средний размер месячной пенсий, на конец года, тенге 994,8 1876 3283 3554

6 Доходы государственного бюджета, в % к ВВП 21,7 21,6 17,2 16,7

Источник: www.stat.gov.kz1

Как видно из таблицы 2, численность занятых в экономике снизилась в 1995 году на 13,4% по сравнению с 1990 годом. В то же время численность пенсионеров за этот период возросла на 17,2%. Сокращение численности занятых в экономике было обусловлено спадом производства, безработицей и кризисом национальной экономики. Все это привело к появлению проблем с выплатами пенсий гражданам.

Таким образом, солидарная система пенсионного обеспечения не справлялась с новой экономической ситуацией и требовала изменений, а экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. И это определила необходимость реформирования действующей пенсионной системы. 13 декабря 1995 года Указом Президента РК была утверждена Программа действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, том числе определены действия Правительства в области пенсионного обеспечения2. В них предусматривались увеличение возрастных границ выхода на пенсию, отмена льгот, связанных с ранним выходом на пенсию, дифференциация пенсионного обеспечения в различных секторах экономики и т.д. Во исполнение Указа Президента Постановлением Правительства №819 от 12 мая 1997 года утверждается Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения3. В Концепции было отмечено, что существующая система пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности. Солидарная система пенсионного обеспечения была эффективна в условиях плановой дирек-

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2021

тивной экономики, практически полной занятости трудоспособного населения, тотального контроля со стороны государственного аппарата. Однако, переход к рыночной экономике, сопровождавшийся глубоким экономическим кризисом и спадом производства продиктовали свои условия руководству страны. Сохранение действующей пенсионной системы в этих условиях неизбежно вело бы к обострению ее кризиса и затягивающимся задержкам выплат пенсий. Поэтому 20 июня

1997 года был принят Закон РК №136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», изменивший принципиальную основу пенсионной системы страны, которая заключалась в переходе от принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений4.

Третий этап развития пенсионной системы Казахстана, начавшийся с 1 января

1998 года, когда все основные статьи вышеупомянутого закона вступили в силу, представляет собой начало принципиального изменения всей системы пенсионного обеспечения населения.

При системе персональных пенсионных сбережений, пенсия, выплачиваемая за счет личных накоплений граждан, в перспективе должна была стать основной в пенсионном обеспечении. Согласно вышеупомянутой Концепции на базе Пенсионного фонда РК был сформирован Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Помимо центра были созданы государственный и негосударственные (частные) накопительные пенсионные фонды (ГНПФ, ЧНПФ соответственно). ГЦВП обслуживал всех состоявшихся к началу реформы пенсионеров, а также граждан, имевших трудовой стаж на начало 1998 года. А ГНПФ и ЧНПФ должны были аккумулировать финансовые ресурсы, которые будут формироваться за счет обязательных и добровольных взносов работников, исчисленных из расчета 10% от получаемых доходов. Роль государства в данной системе пенсионного обеспечения заключалась в основном в выполнении регулирующих функций, т.е. защите пенсионных сбережений граждан и гарантии пенсионных выплат на определенном минимальном уровне. Эти функции государства была законодательно закреплена в вышеупомянутом Законе РК:

• ст.5 - государственная базовая пенсия осуществляется независимо от получения пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов, а также государственного социального пособия по инвалидности;

• ст.6 - государство гарантировало сохранность обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

Поскольку численность пенсионеров продолжала расти, а численность занятых в экономике значительно уменьшалась, с ухудшением экономической ситуации в стране, в Законе было предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста мужчин с 60 до 63 лет, женщин с 55 до 58 лет.

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

11 ^

С момента начала новой пенсионной системы 1998 года, помимо ГНПФ были созданы различные частные накопительные пенсионные фонды. Если по состоянию на 01.01.1999 года их было 13, то в 2005 году их численность достигла до 16. Однако, накануне следующего этапа реформы в 2013 году на рынке остались 9 НПФ: АО «НПФ «Республика», «ОНПФ «Отан», АО «НПФ «Капитал», АО «НПФ «Атамекен», АО «НПФ «Астана», АО «НПФ «НефтеГаз-Дем», АО «НПФ «Гран-тум», АО «Улар-Умит», АО «НПФ Народного Банка Казахстана». Соответственно, в этих фондах аккумулировались денежные средства, которые предполагались инвестировать в экономику страны, обеспечивая ее «длинными» финансовыми ресурсами. Однако, уже в первые годы выявились проблемы, требующих решения5. Как мы уже упомянули, ресурсы накопительных пенсионных фондов формировались за счет перечисления им пенсионных взносов в размере 10% от получаемых доходов, определенных для исчисления. Однако до декабря 1999 года эти взносы перечислялись за счет работодателя, соответственно для работников ничего не изменилось и их не очень интересовало, кому и сколько за них платят деньги работодатели, которые в свою очередь, при отсутствии контроля со стороны работников, могли задерживать выплаты в НПФ. К тому же такое положение способствовало развитию т.н. теневой экономики, так как работодатели могли уменьшить сумму выплат для исчисления пенсионных взносов, чем реально получают работники.

В связи с этим, Постановление Правительства РК №2010 от 29 декабря 1999 года обязало юридические лица удерживать из доходов работников, подлежащих выплате в виде оплаты их труда, обязательные пенсионные взносы и перечислять их в накопительные пенсионные фонды одновременно с выплатой доходов. В результате уже в 2000 году был отмечен существенный рост пенсионных взносов в НПФ.

Четвертый этап развития пенсионной системы страны связан с объединением различных накопительных пенсионных фондов в единый оператор, т.е. Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в 2013-2014 годах. Единый накопительный пенсионный фонд был создан на базе ГНПФ в 2013 году. Единственным акционером фонда является Правительство РК, а хранение и учет пенсионных активов и инвестиционное управление активами возложено на Национальный Банк РК.

Впервые о необходимости объединения частных накопительных пенсионных фондов в единый фонд было озвучено в Послании Президента РК «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: «...для форсированного развития всех секторов экономики, особенно инфраструктуры, а также поддержки массового развития предпринимательства нужны «длинные» и недорогие финансовые ресурсы»6. В 2013 году по поручению Президента РК начались очередные пенсионные реформы, и был принят Закон РК «О пенсион-

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2021

ном обеспечении в Республике Казахстан» в новой редакции7. Как уже отметили выше, в период функционирования накопительной пенсионной системы на счетах НПФ сосредотачивались в достаточном объеме финансовые ресурсы, которые в свою очередь инвестировались в разные финансовые инструменты, такие как государственные ценные бумаги (ГЦБ), в том числе еврооблигации РК, ноты Национального Банка РК, вклады в БВУ, ценные бумаги международных финансовых организаций и другие. Но за это время структура инвестиционного портфеля НПФ существенно изменилась. Если в начале работы накопительной пенсионной системы доля ГЦБ была больше, со временем она значительно снизилась в пользу других. Несмотря на это, в инвестиционных доходах пенсионных накоплений наблюдались тенденции к замедлению, даже в отдельные периоды они были ниже уровня инфляции. При этом административные расходы, связанные с хранением и управлением пенсионных накоплений вкладчиков остались без изменений, а то и увеличились.

Таким образом, назрела необходимость внедрения системы эффективного управления пенсионными активами, которые пока недостаточно работали на экономику страны. Соответственно, с 11 октября 2013 года по 26 июня 2014 года состоялась передача пенсионных активов и обязательных накоплений из частных накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ8.

Подводя итоги четвертого этапа развития пенсионной системы РК, можно сделать вывод о том, что создание Единого накопительного пенсионного фонда как единого оператора действующей пенсионной системы было своевременным и верным решением руководства страны в непростое для экономики время. Последствия мирового финансово-экономического кризиса и неэффективное управление ЧНПФ пенсионными активами вынудило руководства страны активно применять инструменты государственного регулирования для обеспечения национальной экономики «длинными» и недорогими финансовыми ресурсами.

Пятый этап развития пенсионной системы Казахстана начинается с 2018 года, когда была внедрена в практику норма о поэтапном повышении пенсионного возраста для женщин. Основа этой реформы заложена в Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года, утвержденной в 2014 году9. Учитывая тенденции старения населения во всем мире и изучая опыт зарубежных стран, Казахстан тоже приступил к повышению пенсионного возраста для женщин с 58 лет до 63 лет в период с 2018 по 2027 годы, на 6 месяцев ежегодно. В казахстанском обществе данная мера вызвала немало споров и протеста со стороны работников-женщин. Но в итоге, все же была принята норма о повышении пенсионного возраста, при этом сохранились все имеющиеся льготы, дающие право для раннего выхода на пенсию. График поэтапного повышения пенсионного возраста выглядит следующим образом (см. таблицу 3).

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

13 ^

Таблица 3

График поэтапного повышения пенсионного возраста

№ Год Пенсионный возраст Дата рождения

1 1 января 2018 г. 58 лет 6 месяцев с 1 января 1960 по 30 июня 1960

2 1 января 2019 г. 59 лет с 1 июля 1960 по 31 декабря 1960

3 1 января 2020 г. 59 лет 6 месяцев с 1 января 1961 по 30 июня 1961

4 1 января 2021 г. 60 лет с 1 июля 1961 по 31 декабря 1961

5 1 января 2022 г. 60 лет 6 месяцев с 1 января 1962 по 30 июня 1962

6 1 января 2023 г. 61 год с 1 июля 1962 по 31 декабря 1962

7 1 января 2024 г. 61 года 6 месяцев с 1 января 1963 по 30 июня 1963

8 1 января 2025 г. 62 года с 1 июля 1963 по 31 декабря 1963

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 1 января 2026 г. 62 года 6 месяцев с 1 января 1964 по 30 июня 1964

10 1 января 2027 г. 63 года с 1 июля 1964 по 31 декабря 1964

Примечание: составлено авторами

В последние годы в казахстанском обществе не раз поднимался вопрос о праве на досрочное снятие части пенсионных сбережений для решения актуальных проблем населения, (в первую очередь жилищных), поскольку обеспеченность жильем является одной из острых и неотложных задач, как для государства, так и для отдельных слоев населения. В связи с этим, Президент К.К. Токаев в 2019 году в своем Послании отметил о возможности целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений10, и уже в 2020 году дал конкретные поручения Правительству и Национальному Банку РК до конца года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу11. Во исполнение поручения Президента был принят Закон от 02.01.2021 года №399-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста», который предусматривает досрочное снятие части пенсионных сбережений на определенные цели12. В соответствии с Законом с начала 2021 года более 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ сняли часть своих сбережений на разрешенные законом цели. Пока трудно предсказать к каким последствиям это может привести, но первой реакцией рынка на это решение было существенный рост цен на жилье, как на первичное, так и вторичное. Вполне может быть, что снятие со счетов часть пенсионных накоплений могут стать одним из факторов ускорения инфляции в стране.

Но как бы то ни было, можно сделать вывод, что за годы независимости в результате последовательных реформ пенсионная система Казахстана в своем развитии претерпела серьезные институциональные, структурные, правовые и нормативные изменения. На сегодняшний день в стране сложилась

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2021

пенсионная система, основанная на определенных концептуальных принципах, которая может быть вполне устойчивой во времени. Разумеется, она будет постоянно совершенствоваться с учетом динамики социально-экономического и демографического развития, но в обозримой перспективе кардинальных изменений не претерпит.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 www.stat.gov.kz Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

2 Указ Президента Республики Казахстан от 13 декабря 1995 года №2680 «О Программе действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 19961998 годы»

3 Постановление Правительства РК от 12 мая 1997 года №819 «Об утверждении Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан»

4 Закон РК от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

5 Ертлесова Ж. Реформы 90-х: интервью с ключевыми участниками событий. - Ал-маты, - Атамура, 2016, 192 с.

6 Послание Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

7 Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №105-У «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Кайгородцев А.А. Домалатов Е.Б. Абылайханова Т.А. Преобразование частных накопительных пенсионных фондов в единый накопительный пенсионный фонд: состояние, проблемы и перспективы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 12-1. - С. 54-58

Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года №814 «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года»

10 Послание Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана»

11 Послание Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий»

12 Закон Республики Казахстан от 02.01.2021 года №399-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста»

БИБЛИОГРАФИЯ:

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.gov.kz/ official/industry/66/statistic/7

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

15 ^

Ертлесова Ж. Реформы 90-х: интервью с ключевыми участниками событий. - Алматы, - Атамура, 2016, 192 с.

Закон Республики Казахстан от 02.01.2021 года №399-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan. kz/rus/docs/Z2100000399

Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z1300000105#z2

Закон РК от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000136_ Кайгородцев А.А. Домалатов Е.Б. Абылайханова Т.А. Преобразование частных накопительных пенсионных фондов в единый накопительный пенсионный фонд: состояние, проблемы и перспективы. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 12-1. - С. 54-58 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=6261

Послание Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g

Послание Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050

Послание Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

Постановление Правительства РК от 12 мая 1997 года №819 «Об утверждении Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P970000819_

Указ Президента Республики Казахстан от 13 декабря 1995 года №2680 «О Программе действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U970003399_/links

Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года №814 «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31570906

BIBLIOGRAPHY:

Byuro national'noj statistiki Agentstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazaxstan [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://stat.gov.kz/official/ industry/66/statistic/7

Ertlesova Zh. Reformy' 90-x: interv'yu s klyuchevy'mi uchastnikami soby'tij. - Almaty', -Atamura, 2016, 192 s.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2021

Zakon Respubliki Kazaxstan ot 02.01.2021 goda №399-VI «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotory'e zakonodatel'ny'e akty' Respubliki Kazaxstan po voprosam vosstanovleniya e'konomicheskogo rosta» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z2100000399

Zakon Respubliki Kazaxstan ot 21 iyunya 2013 goda №105-V «O pensionnom obespechenii v Respublike Kazaxstan» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1300000105#z2

Zakon RK ot 20 iyunya 1997 goda № 136 «O pensionnom obespechenii v Respublike Kazaxstan» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000136_ Kajgorodcev A.A. Domalatov E.B. Aby'lajxanova T.A. Preobrazovanie chastny'x nakopitel'ny'x pensionny'x fondov v ediny'j nakopitel'ny'j pensionny'j fond: sostoyanie, problemy' i perspektivy'. Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'x i fundamental'ny'x issledovanij.

- 2014. - № 12-1. - S. 54-58 [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://applied-research.ru/ ru/article/view?id=6261

Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 1 sentyabrya 2020 goda «Kazaxstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.akorda.kz/ ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g

Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 14 dekabrya 2012 goda «Strategiya «Kazaxstan

- 2050»: novy'j politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050

Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 2 sentyabrya 2019 goda «Konstruktivny'j obshhestvenny'j dialog - osnova stabil'nosti i proczvetaniya Kazaxstana» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

Postanovlenie Pravitel'stva RK ot 12 maya 1997 goda №819 «Ob utverzhdenii Koncepcii reformirovaniya sistemy' pensionnogo obespecheniya v Respublike Kazaxstan» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P970000819_

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 13 dekabrya 1995 goda №2680 «O Programme dejstvij Pravitel'stva Respubliki Kazaxstan po uglubleniyu reform na 1996-1998 gody'» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U970003399_/links

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 18 iyunya 2014 goda №814 «O Koncepcii dal'nejshej modernizacii pensionnoj sistemy' Kazaxstana do 2030 goda» [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31570906

3 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.