Научная статья на тему 'Пенсионная система республики Узбекистан и проблемы ее актуарного моделирования'

Пенсионная система республики Узбекистан и проблемы ее актуарного моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамсуддинов Б.Р.

Обеспечение жизнеспособности и устойчивости государственной пенсионной системы требует внедрения и совершенствования прогнозных расчетов и моделей, называемых актуарными. В статье обсуждается актуальность построения актуарной модели государственной пенсионной системы Узбекистана и создания ее статистической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stability and vitality of state pension system requires introduction and improvement of forecast calculations and models that are called actuary. The article discusses topicality of actuary models in state pension system of Uzbekistan and building its statistical basis.

Текст научной работы на тему «Пенсионная система республики Узбекистан и проблемы ее актуарного моделирования»

Б. Р. Шамсуддинов

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ АКТУАРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обеспечение жизнеспособности и устойчивости государственной пенсионной системы требует внедрения и совершенствования прогнозных расчетов и моделей, называемых актуарными. В статье обсуждается актуальность построения актуарной модели государственной пенсионной системы Узбекистана и создания ее статистической базы.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует в свою очередь проведения радикальных реформ в системе социального и пенсионного обеспечения. Перераспределение ранее планируемых товарно-денежных потоков, финансовая несостоятельность некоторых отраслей экономики, структурные изменения на рынке труда из-за значительного увеличения доли самозанятого населения, снижение собираемости налогов оказывают отрицательное влияние на финансовую устойчивость пенсионной системы Узбекистана и поставили ее перед угрозой финансового банкротства. Введение в силу с 1 января 2005 г. закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» явилось крупным шагом в процессе реформирования распределительной пенсионной системы республики, которая основывается на солидарности поколений, территорий и отраслей экономики.

Исходным пунктом для пенсионных реформ в большинстве стран мира стали ожидаемые изменения демографической структуры населения. Старение населения - основной фактор повышения нагрузки на распределительную пенсионную систему. Поэтому прогнозирование дальнейшего функционирования любой пенсионной системы начинается с построения долгосрочных прогнозов населения и рабочей силы с их соответствующими характеристиками.

Анализ динамики возрастной структуры населения Узбекистана за 1991-2003 гг. показывает, что в отличие от других стран СНГ доля лиц пенсионного возраста в этот период почти не изменялась (рис. 1). При этом следует отметить, что доля женщин пенсионного возраста составляла 13,75% от общего числа женской части населения, а доля мужчин - пенсионеров по возрасту - 6,10%. Такая диспропорция является результатом того факта, что женщины выходят в пенсию на 5 лет раньше и они живут дольше, чем мужчины.

Процесс снижения рождаемости, начало которого приходится именно на конец 80-х гг. прошлого столетия, привел к уменьшению доли лиц моложе трудоспособного возраста с 43,11% в 1991 г. до 37,77% в 2003 г. Доля лиц трудоспособного возраста увеличилась с 49,12 до 55,02% [1. С. 109].

Нами по когортно-компонентному методу [5] построен прогноз численности и половозрастной структуры населения Узбекистана до 2020 г. За базисный выбран 2000 г. При построении прогноза были учтены тренды послед-

них лет в динамиках рождаемости, смертности и миграционных процессов. На рис. 2 приведена графическая иллюстрация полученных результатов.

%

100%

7,77 7,75 7,75 7,72 7,69 7,64 7,62 7,58 7,46 7,37 7,28 7,24 7,21

80%

49 60%

12 49,05 49,11 49,18 49,33 49,58 49,92 50,45 51,21 52,03 52,97 54,01

55

40%

20%43 11 43,20 43,14 43,10 42,98 42,77 42,45 41,97 41,33 40,60 39,76 38,76 37

0%

02

77

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

□ Моложе трудоспособного □ Трудоспособный возраст □ Пенсионный возраст

Рис. 1. Динамика возрастной структуры населения Узбекистана за 1991-2003 гг.

Прогнозные расчеты показывают, что приблизительно с 2010 г. доля лиц трудоспособного возраста начнет уменьшаться в основном за счет увеличения числа лиц пенсионного возраста. Это связано с тем, что к этому периоду достигнет пенсионного возраста когорта людей, рожденных в 60-х гг. прошлого столетия, когда были отмечены самые высокие темпы прироста в Узбекистане (численность населения страны росла в среднем за год на 3,8%) [6].

Согласно нашим прогнозам, доля лиц моложе трудоспособного возраста будет уменьшаться с 40,60% в 2000 г. до 28,87% в 2010 г. и останется на этом уровне до конца прогнозного периода.

Эффективная работа распределительной пенсионной системы возможна при наличии двух главных условий: благоприятной демографической ситуации и стабильного экономического роста. Существующие проблемы пенсионной системы Республики Узбекистан в первую очередь связаны с текущим состоянием рынка труда. В Узбекистане при уровне официальной безработицы, которая составляет примерно 0,5%, значительная часть работающих только формально сохраняет за собой рабочие места на предприятиях.

Расширение неформального сектора занятых - одна из крупных проблем для Узбекистана с позиции регулирования их доходов и взносов в пенсионный фонд. В этой связи представляется чрезвычайно важным объединить усилия

экономистов, социологов, актуариев и специалистов, работающих в системе социального (в частности, пенсионного) обеспечения, по изучению данной проблемы: выявить масштабы вопроса с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.

%

70%5 60% 50% 40% 30% 20%4 10% 0%

57 7,31 7,83 9,04 10,

03 59,52 62,30 61,72 59

)60 33,17 29,87 29,24 29,

82

2000

2005

2010

2015

2020

□ 0-15 □ 15-55(60) □ 55+(60+)

Рис. 2. Прогнозная возрастная структура населения до 2020 г.

Законодательно установленный относительно низкий пенсионный возраст (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) и наличие системы льгот, дающих право выйти на пенсию раньше установленного срока (доля льготников составляет 39% от числа пенсионеров по возрасту), привели к возрастанию коэффициента зависимости (отношение численности пенсионеров к числу наемных работников - основных плательщиков в бюджет пенсионной системы). Коэффициент зависимости в Узбекистане составляет 30%, т. е. на одного пенсионера приходится 3,3 экономически активного работника. Это очень высокий показатель среди стран СНГ. Однако доля фактического сбора налогов в пенсионный фонд очень низка - около 42%, т. е. фактический коэффициент зависимости равен 62%. Это означает, что на 10 пенсионеров в среднем приходится 16 плательщиков взноса в пенсионный фонд.

Мировой опыт показывает, что актуарное моделирование должно быть составной частью программы проводимых пенсионных реформ. Построенная актуарная модель пенсионной системы должна отражать динамику функционирования пенсионной системы и качественно, и количественно. Актуарные расчеты позволяют проводить оценку пенсионных систем с позиции опреде-

ления достаточности ставки взносов в пенсионный фонд и объема накопленных резервов для обеспечения обязательств системы по выплате пенсий.

Применение актуарных расчетов связано с необходимостью выполнения кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов расчетных параметров пенсионной системы, позволяющих обеспечивать ее финансовую устойчивость. Другими словами, актуарные расчеты в государственном обязательном пенсионном страховании призваны осуществлять оценку обеспеченности государственных финансовых обязательств перед застрахованными лицами и сбалансированности бюджета пенсионного фонда в долгосрочной перспективе с целью своевременного обнаружения и принятия мер по снижению возможного отрицательного воздействия различных социально-экономических, демографических и иных факторов. При этом результаты актуарного моделирования следует рассматривать не в качестве точных цифр и однозначных выводов, а как аналитическую основу, необходимую для принятия решений и обоснования выбора той или иной пенсионной модели.

Построение актуарной модели пенсионной системы Узбекистана является довольно сложной задачей, так как требует оценки и прогноза экономических (ВВП, заработная плата, инфляция, темпы экономического роста, уровень безработицы, нормы доходности и т. д.), демографических (рождаемость, смертность, инвалидность, миграция), фискальных (налогообложение, расходные ограничения и т. д.) и социальных (вхождение в рабочую силу, пенсионный возраст, брачность, вдовство) факторов. Здесь основная проблема состоит в недостаточности имеющейся статистической базы. Неполные и некачественные статистические данные ухудшают точность актуарных прогнозов.

Труднопредсказуемые демографические, финансовые и социальные процессы, обусловленные во многом изменением политико-экономического строя, не позволяют применить в чистом виде опыт построения актуарных пенсионных моделей, разработанных зарубежными специалистами-актуариями. Например, рекомендуемая Всемирным банком актуарная модель PROST после серии попыток ее адаптации к условиям России оказалась неподходящей в практическом плане. Финансовый кризис в России в августе 1998 г. сделал очевидным для всех факт уязвимости модели PROST по многим позициям (опора на сценарии стабильных темпов ВВП, использования усредненных показателей заработной платы и т. д.) [2].

В актуарной модели пенсионной системы Республики Узбекистан, разработанной Гари Хендриксом и Джоном Вилкином, проделана огромная работа по сбору, анализу и классификации необходимых статистических данных. Из-за отсутствия ряда статистических показателей (распределения рабочей силы по возрасту, возрастного распределения пенсионеров по инвалидности, распределения зарплаты по возрасту и виду деятельности и т. д.) в прогнозных расчетах используются их оценки, что, естественно, уменьшает точность прогнозов.

Проверка того, насколько данная модель хорошо описывает пенсионную систему Узбекистана, показала, что имеются большие расхождения между фактическими статистическими данными и их прогнозными значениями

(например, численности пенсионеров, размеров средних пенсий, доходов и расходов пенсионного фонда, актуарного баланса и т. д.).

В частности, относительно прогнозных значений баланса пенсионного фонда такое сильное расхождение является результатом того, что за эти годы сильно снизилась ставка единого социального платежа в пенсионный фонд. Если в 2000 г. она составляла для работодателя 37,3% от ФОТ, то уже к 2005 г. - 31%. Естественно, такое сильное снижение нормы вклада не было предусмотрено в прогнозах.

Создание данной модели - это лишь начало работы. Успешное использование модели в работе пенсионного фонда требует ее модернизации с учетом происходящих макроэкономических, демографических и фискальных изменений в Узбекистане.

Вопросы совершенствования пенсионных систем отличаются особой сложностью. Реформирование пенсионной системы Узбекистана вызывает необходимость использования актуарных методов, надежных прогнозных оценок развития экономики, более совершенных методов оценки состояния демографии и рынка труда. При этом без четкой организации аналитической работы и высокой координации управленческих воздействий не обойтись.

Использование актуарных методов оценки и моделирования при реформировании системы пенсионного обеспечения - не самоцель. Проведение научно обоснованных актуарных расчетов даст возможность предсказывать будущее состояние пенсионной системы в зависимости от различных демографических и экономических факторов.

Список литературы

1. Демографический ежегодник Узбекистана: Статистический сборник / Госкомстат Узбекистана. - Ташкент, 2004.

2. Роик В. Д. Основы социального страхования. - М. : Анкил, 2005.

3. Соловьев А. К. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. - М. : ФиС, 2006.

4. Shamsuddinov B. R. Actuarial Aspects of Pension Reform in Uzbekistan. 28th International Congress of Actuaries. Paris, May 28 - June 2 // www.papers.ica2006.com/~3111.pdf

5. Siegel J. S., Swanson D. A. The Methods and Materials of Demography. San Diego : Elsever Academic Press, 1990.

6. www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_bir.xls

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.