Научная статья на тему 'Концептуальные основы актуарного моделирования пенсионной системы Российской Федерации'

Концептуальные основы актуарного моделирования пенсионной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / АКТУАРНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова С.С.

В статье определены факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие пенсионной системы страны. Представлена структура актуарной модели пенсионной системы, установлены основные источники статистической информации для ее наполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы актуарного моделирования пенсионной системы Российской Федерации»

Пенсионная система

Удк 369.04

концептуальные основы актуарного моделирования пенсионной системы российской федерации

С. С. МИХАЙЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики Е-mail: ssmihaUova@ramЫer. т Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

В статье определены факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие пенсионной системы страны. Представлена структура актуарной модели пенсионной системы, установлены основные источники статистической информации для ее наполнения.

Ключевые слова: пенсионная система, актуарная модель, обязательное пенсионное страхование, накопительное пенсионное страхование.

Пенсионная система в наиболее общем смысле представляет собой совокупность правовых, финансовых, социальных и экономических институтов и норм, направленных на аккумулирование, наращивание и распределение пенсионных ресурсов во времени и пространстве. В современном мире она затрагивает интересы не только пожилого населения, но и людей, утративших трудоспособность в молодом возрасте; членов семей, оставшихся без кормильца; работающего населения в плане обеспечения будущей пенсии; хозяйствующих субъектов. Национальная пенсионная система должна обеспечивать в текущий момент времени и долгосрочной перспективе пенсионные выплаты в размере, достаточном для поддержания достойного уровня

жизни пенсионеров. Ее устойчивость зависит от ряда факторов:

— социально-экономическое развитие общества;

— занятость;

— половозрастная структура;

— особенности воспроизводства населения.

Исследование пенсионной системы сопряжено

с изучением влияния и взаимосвязей всех факторов (рис. 1).

Пенсионная система государства характеризуется наличием внутренних параметров, одной из функций которых является приведение в соответствие ее доходов и расходов. Например:

— регулирование размера страховых взносов на финансирование пенсионных выплат;

— установление пенсионного возраста;

— условия назначения и определения размера пенсионного обеспечения.

Доходы пенсионной системы определяются базой для начисления пенсионных взносов и размером установленного тарифа. Негативное влияние на уровень поступлений взносов в эту систему оказывает проблема неформальной занятости и скрытой заработной платы в экономике. Чтобы

финансы и кредит

41

Рис. 1. Структура факторов, определяющих состояние и развитие пенсионной

системы страны

пенсионная нагрузка не оказывала отрицательного воздействия на экономику, размер взносов должен соотноситься с реальным ростом производительности труда. В противном случае завышенные тарифы ведут к сокращению облагаемой базы. Основным фактором, определяющим объем пенсионных расходов, является численность лиц пенсионного возраста. Пенсионный возраст определяется исходя из следующих демографических показателей:

— ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

— ожидаемая продолжительность здоровой жизни.

Размер пенсионных выплат должен гарантировать некий минимальный уровень жизни, ориентиром в этом случае является прожиточный минимум пенсионера.

В Российской Федерации введена трехуровневая пенсионная система.

Первый уровень — государственное пенсионное обеспечение, в рамках которого выплачиваются государственные пенсии из средств федерального бюджета.

Второй уровень — обязательное пенсионное страхование, в рамках которого выплачиваются трудовые пенсии, источником выплат служат страховые взносы работодателей и индивидуальные пенсионные накопления застрахованных лиц.

Третий уровень — дополнительное (добровольное) пенсионное страхование.

Первый уровень является наиболее стабильной составляющей пенсионной системы страны. Он направлен в первую очередь на борьбу с бедностью среди нетрудоспособного населения. Обязательное систем [1].

пенсионное страхование находится в стадии активного реформирования:

— введение накопительного механизма финансирования пенсий;

— совершенствование тарифной политики.

Российская модель обязательного пенсионного страхования подразумевает в перс -пективе сокращение распределительного элемента наряду с увеличением доли накопительного элемента, что является следствием ухудшения демографической ситуации в стране:

— старение населения;

— низкий уровень рождаемости;

— высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте.

Добровольное пенсионное страхование характеризуется низким уровнем развития. На данном этапе оно не вносит ощутимого вклада в формирование пенсионных выплат.

Определение направлений развития пенсионной системы (в том числе наиболее значимого элемента — обязательного пенсионного страхования) требует наличия качественного аналитического инструментария, позволяющего дать ей долгосрочную оценку. В международной практике принято использовать комплекс математико-ста-тистических моделей, описывающих влияние внешних факторов и внутренних параметров на перспективное состояние пенсионной системы. Наиболее известной является программа Всемирного банка PROST, разработанная для исследования финансового состояния пенсионной системы стран, находящихся в процессе реформирования. Модель PROST в российской практике использовалась до 1996 г., но в дальнейшем оказалось, что она не описывает должным образом российские условия.

Одной из первых разработок аналитической модели пенсионной системы России является модель Независимого актуарного информационно-аналитического центра под руководством В. Н. Баскакова. Она создавалась как инструмент проведения актуарной экспертизы различных вариантов пенсионных

Модель А. А. Широва, В. В. Потапенко базируется на межотраслевых балансовых расчетах и состоит из трех блоков:

— демографического;

— налогового;

— пенсионного.

Они встроены в межотраслевую макроэкономическую модель. Основная идея авторов: учет влияния изменений структуры производства, образования доходов в экономике на формирование ресурсов пенсионной системы. Преимуществом модели является замкнутый контур расчетов, который предполагает влияние рассчитанных пенсионных выплат на показатели спроса домашних хозяйств и объемы производства [4].

В настоящее время для оценки финансового состояния пенсионной системы в части обязательного пенсионного страхования в России используется актуарная модель Пенсионного фонда РФ, разработанная под руководством А. К. Соловьева [3].

Предложенные аналитические модели описывают развитие пенсионной системы на макроуровне, оперируя основными демографическими, социальными и экономическими показателями в целом по Российской Федерации. При этом многие исследователи отмечают наличие сильной про-

Структура актуарной модели пенсионной системы

Территориальный уровень пенсионной системы

I

Макроэкономический

Региональный

X

Муниципальный

Элементы пенсионной системы

I

Государственное пенсионное обеспечение

Обязательное пенсионное страхование

Добровольное пенсионное страхование

ПФР — Пенсионный фонд РФ; НПФ — негосударственные пенсионные фонды; СК — страховые компании, УК — управляющие компании

Рис. 2. Структура актуарной модели пенсионной системы страны

странственной дифференциации, несоответствие нормальному закону распределения основных региональных показателей. То есть оперирование средними значениями показателей при моделировании текущей ситуации, построении краткосрочных и долгосрочных прогнозов по России в целом приводит к существенному искажению результатов под влиянием региональных различий в структуре и динамике развития.

Моделирование пенсионной системы должно охватывать не только макроэкономический, но и региональный и муниципальный уровни, что обеспечит качество прогнозных оценок в целом по стране, позволит детализировать пенсионную политику для отдельного субъекта Российской Федерации. Преимущественное внимание необходимо уделить обязательному пенсионному страхованию как процессу, обладающему наибольшей степенью неопределенности. Участниками обязательного пенсионного страхования являются все категории населения, все хозяйствующие субъекты, имеющие наемных работников. Актуарная модель пенсионной системы включает набор внутренних переменных (параметров пенсионной системы) и набор внешних переменных, которые представляют собой ее факторы (рис. 2).

В рамках обязательного пенсионного страхования существуют распределительный и накопительный механизмы финансирования пенсионных выплат. В перспективе ожидается сокращение распределительного элемента, что связано с ухудшением демографической структуры населения, ростом демографической нагрузки на трудоспособное население. В любом социально ориентированном государстве является обязательным наличие распределительного механизма, обеспечивающего минимальный уровень социальной гарантии для нетрудоспособных граждан (независимо от их участия в процессе создания общественного продукта).

Моделирование развития распределительно-накопительной системы пенсионного стра-

Инвестиционные посредники (брокеры, специализированные депозитарии, УК)

хования требует учета соотношения и сбалансированности каждой его компоненты. Баланс распределительного элемента достигается на каждом отрезке времени путем регулирования ставок взносов на обязательное пенсионное страхования и размера пенсий, финансируемых за счет текущих взносов в пенсионную систему. Объективными условиями устойчивости распределительной части пенсионного страхования считаются:

— приемлемый уровень страховых взносов для работодателей;

— высокий уровень собираемости пенсионных взносов.

Баланс накопительного элемента в долгосрочной перспективе зависит от добросовестности и надежности страховщика, устойчивости и развитости финансовых рынков. Основным математическим условием накопительного пенсионного страхования является эквивалентность современной стоимости взносов и современной стоимости выплачен -ных пенсий. Для приведения потока платежей к современной стоимости применяется процедура дисконтирования каждого члена ренты. Также условием накопительного пенсионного страхования выступает получение инвестиционного дохода. Соответственно возникает потребность в начислении процентов на сумму поступивших взносов и полученного инвестиционного дохода в предыдущих периодах, т. е. в определении наращенной стоимости потока платежей. Для этого применяется формула наращения по сложным процентам.

Современная стоимость

Рис. 3. Модель накопительного пенсионного страхования: Ар — современная стоимость взносов на пенсионное страхование; ЛЯ — современная стоимость выплат пенсионных накоплений; Р — периодические взносы на пенсионное страхование; Я — периодические пенсионные выплаты; х — возраст застрахованного на момент заключения договора страхования; L — возраст выхода на пенсию; ^ — возраст в момент окончания договора; п — срок накопления, п = L — х; ^ — срок выплаты пенсии, ^ = ^ — L

Математическая модель накопительного пенсионного страхования имеет следующий вид:

Лр = Ля,

где Лр — современная стоимость взносов на пенсионное страхование;

ЛЯ — современная стоимость выплат пенсионных накоплений.

То есть приведенная стоимость взносов на пенсионное страхование времени должна быть эквивалентна приведенной сумме пенсионных выплат в заданный момент времени. Например, в момент заключения договора страхования (рис. 3).

В общем виде математическая модель распределительно-накопительного пенсионного страхования представляет собой систему балансовых уравнений следующего вида:

11 = Е ,

[ ЛР = ЛЯ

где 1—доходы распределительной составляющей пенсионной системы в момент времени ^ (сумма страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии);

Е( — расходы распределительной составляющей пенсионной системы в момент времени ^ (сумма выплат страховой части трудовой пенсии);

Лр — современная стоимость взносов на накопительную часть трудовой пенсии; ЛЯ — современная стоимость выплат накопительной части трудовой пенсии.

Основным критерием эффективности функционирования обязательного пенсионного страхования является соотношение размеров назначенной пенсии и утраченного трудового дохода, которое принято называть коэффициентом замещения. Введение накопительного элемента в пенсионную систему существенно расширяет ее возможности по увеличению размера пенсионных выплат в перспективе, так как источником финансирования накопительной пенсии становятся не только средства, накопленные на протяжении трудовой деятельности, но и инвестиционный доход, полученный от их размещения в финансовые инструменты. Как показывает практика развитых стран, коэффициент замещения пенсией утерянного трудового заработка

в рамках обязательного пенсионного страхования не превышает 100 % [5]. Инструментом увеличения размера пенсии служит добровольное пенсионное страхование, в котором размер будущей пенсии определяется индивидуальными возможностями и предпочтениями застрахованного лица. Развитие добровольного пенсионного страхования также находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов в стране.

Разработка актуарной модели пенсионной системы требует наличия качественной исходной статистической информации, отвечающей ряду требований. В первую очередь, информация должна быть достаточной для принятия качественного управленческого решения, давать всестороннюю характеристику процесса. В то же время организация сбора статистических данных в масштабах нашего государства связана с существенными временными и материальными затратами. При поступлении к конечному пользователю она может потерять актуальность, а затраты на сбор способны превысить положительный эффект от ее использования. Таким образом, при организации статистических работ в части информационного обеспечения актуарной модели пенсионной системы необходимо:

— определить перечень показателей, отражающих в полной мере ее состояние и развитие;

— обеспечить ее своевременный сбор, обработку и предоставление с использованием информационных технологий.

Показатели пенсионной системы формируются Федеральной службой государственной статистики и Пенсионным фондом Российской Федерации. Основными недостатками данных официального статистического учета являются:

— отсутствие детализации основных показателей по субъектам РФ;

— ограниченное число показателей;

— низкий уровень оперативности публикации данных.

В качестве дополнительного источника информации о системе пенсионного обеспечения населения могут быть использованы результаты выборочного обследования, носящего название «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ—ВШЭ (RLMS—HSE)». Оно проводится Национальным исследовательским университетом — Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел

Хилле и Института социологии РАН [2]. Результаты обследования позволяют дать социально-экономическую характеристику пенсионеров. Оно содержит следующие сведения:

— распределение пенсионеров по длительности трудового стажа на момент назначения пенсии по старости;

— распределение пенсионеров, которым назначены досрочные пенсии, по возрасту и полу;

— распределение работающих пенсионеров по возрасту и полу;

— распределение пенсионеров по размеру пенсии;

— индивидуальные коэффициенты замещения утраченного трудового дохода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время эти показатели могут быть сформированы на основе сведений персонифицированного учета, осуществляемого Пенсионным фондом РФ. Наличие качественной информации, характеризующей распределение пенсионеров по трудовому стажу, размеру пенсии, утраченному трудового доходу и их соотношение, позволит оценить «справедливость» пенсионной системы.

Основными источниками статистической информации о пенсионной системе являются:

— данные федерального статистического наблюдения;

— ведомственная статистическая отчетность;

— отчетность предприятий и организаций (участников пенсионной системы);

— базы данных;

— интернет-ресурсы.

Также в качестве источника информации могут выступать результаты выборочных обследований, экспертные оценки, полученные в рамках частных исследований.

К объектам федерального статистического наблюдения относятся:

— Пенсионный фонд Российской Федерации (форма № 9-Ф ПФ);

— страховщики (форма № 1-СК);

— страхователи (форма № 1-Т, форма № 57-Т, форма № П-4);

— застрахованные лица (форма № 1-З).

В составе ведомственной отчетности наибольшей информативностью обладают ежегодные отчеты Федеральной службы по финансовым рынкам, которые подлежат публикации и размещению на официальном сайте. Отчетность НПФ находится в открытом доступе для пользователей. В соответс-

твии с законодательством Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды ведут учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно:

— по негосударственному пенсионному обеспечению;

— по обязательному пенсионному страхованию, включая отдельный аналитический учет средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии;

— по профессиональному пенсионному страхованию.

Эти фонды предоставляют в Федеральную службу по финансовым рынкам годовую и квартальную отчетность, которая состоит из:

— бухгалтерской и специальной отчетности;

— заключения аудитора по результатам ежегодной независимой аудиторской проверки по итогам финансового года;

— заключения актуария по результатам ежегодного актуарного оценивания деятельности НПФ;

— прочих документов.

Бухгалтерская отчетность представляется в Федеральную службу по финансовым рынкам в составе и по формам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Страховые компании обязаны представлять информацию о своей деятельности путем раскрытия бухгалтерской отчетности, сдачи формы статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» и № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой

медицинской) организации за_год», отчетности

в порядке надзора.

Основным источником данных для исследования и прогнозирования развития пенсионной системы на уровне Российской Федерации и отдельных

регионов являются сведения о застрахованных лицах, аккумулируемые ПФР в рамках осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. Индивидуальный лицевой счет открывается на каждое застрахованное лицо и содержит сведения:

— о его трудовой деятельности;

— об уплаченных страховых взносах;

— о формировании пенсионных накоплений.

Информационная база пенсионной системы

имеет множество показателей, характеризующих процессы поступления взносов, осуществления выплат, субъектов пенсионной системы. Качественная обработка и представление информации в целях принятия управленческого решения, мониторинга хода реализации пенсионной реформы требуют наличия специализированных автоматизированных систем, в основе которых лежат методы актуарных расчетов, математического моделирования, статистического прогнозирования.

Список литературы

1. Баскаков В. Н. Российская аналитическая пенсионная модель. М.: НААЦ. 2003.

2. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ—ВШЭ (RLMS—HSE). URL: http://www. hse. ru/longitude/.

3. Соловьев А. К., Донцова С. А., Кувалкина Е. А. Актуарная модель развития пенсионной системы России. М.: ГУ ВШЭ. 2003.

4. Широв А. А., Потапенко В. В. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2011. № 3.

5. Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/pension_ glance-2011-en.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.