К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ БАЛАНСОМ СОЛИДАРНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
П.В. Калашников,
аспирант Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
В статье описывается построение динамической актуарной модели баланса страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд РФ, и выплат по страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях. На основе построения актуарной модели и анализа статистических данных делается долгосрочный прогноз уровня сбалансированности взносов и выплат, связанных с формированием страховой части трудовой пенсии по старости. В ходе исследования проводится анализ методов, позволяющих сократить уровень возникающего дефицита бюджета ПФР в долгосрочном периоде.
Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, актуарный базис, солидарно-распределительная пенсионная система
УДК 336.025 ББК 65.28
Обеспечение достойного уровня жизни старшего поколения является приоритетной целью социально-экономической политики большинства современных стран. В настоящее время пенсионная реформа является предметом широкого обсуждения. Ее огромная социальная значимость очевидна и является фундаментом для эффективного поступательного развития общества и активного вовлечения граждан в экономическую жизнь страны на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации, рассматриваемая в контексте моделирования динамики распределительной части величины взносов на обязательное пенсионное страхование.
Предметом исследования является оценка основных показателей бюджета Пенсионного фонда в части величины страховых взносов и обязательств, используемых для выплаты распределительной части трудовой пенсии по старости на общих основаниях.
Задачами исследования являются: построение модели формирования отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), оценка величины дефицита ПФР при существующей половозрастной структуре населения и законодательной базе.
На состояние пенсионной системы в настоящее время оказывает значительное влияние неблагоприятная демографическая ситуация, которая выражается в увеличении числа людей старших возрастов и росте их относительной доли в общем количестве населения. По данным статистического учета в настоящее время трудовую пенсию по старости получают 35555 тыс. человек, что составляет порядка 24% от общей численности населения, а общая численность пенсионеров, получающих различные виды пенсий, превышает 42 миллиона человек [1]. Данный факт обуславливает постоянный рост уровня демографической нагрузки на трудоспособное население со стороны пожилых людей [2].
Распределительная (нефондируемая) пенсионная система реализует принцип солидарности поколений, означающий, что пенсии гражданам, достигшим нетрудоспособного возраста, выплачиваются за счет трудоспособного населения. Сбалансированность пенсионной системы, построенной по распределительному принципу, зависит от способности поддержания равенства величины взносов со стороны трудоспособного населения и выплат по пенсионным обязательствам. При реализации данного типа пенсионной системы резервного фонда не создается, а все поступающие взносы выплачиваются без задержки в виде пенсий.
В современных условиях большинство стран мира, использующих солидарно-распределительные системы пенсионного страхования, столкнулись с проблемой обеспечения их сбалансированности в долгосрочной перспективе и сокращения возможного дефицита, обусловленного несоответствием между величиной обязательств и поступающими взносами.
Согласно данным демографических прогнозов, доля населения нетрудоспособного возраста в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития составит порядка 30% от общей численности к 2030 г. Наблюдается также значительное увеличение нагрузки пожилыми людьми на трудоспособное население в развивающихся странах. В частности, среди населения стран Латинской Америки доля населения старше трудоспособного возраста будет составлять порядка 16% к 2030, в Китае — 22% от общей численности. Для большинства развитых стран является характерным рост пенсионной нагрузки на трудоспособное население, обусловленный ухудшением общей демографической ситуации, а также изменением структуры занятости населения.
Анализ мирового опыта реализации пенсионных схем, построенных по распределительному принципу, позволяет выделить наряду с фактором роста демографической нагрузки на трудоспособное население следующие причины, обуславливающие возникновение дефицита бюджета государственных пенсионных фондов, такие как отход от принципов поддержания актуарного баланса по причине введения различных социальных льгот, ошибки прогнозирования уровня сбалансированности пенсионных схем, отсутствие адекватного учета в пенсионных схемах структуры занятости населения.
Задача актуарного оценивания солидарно-распределительной системы пенсионного страхования включает в себя анализ демографических, социально-экономических, а также институциональных параметров (пенсионного законодательства) [3]. Каждая из указанных групп параметров в свою очередь подразделяется на широкий спектр подзадач, рассмотрение которых в совокупности позволяет дать прогноз состояния пенсионной системы в целом, а также разработать механизмы для ее эффективного функционирования в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Ключевым элементом, на основе которого производится процедура актуарного оценивания, является актуарный базис. Под данным термином понимается совокупность сделанных предположений о характере будущих значений параметров пенсионной схемы, таких как уровень смертности, уровень индексации пенсий, а также уровень заработной платы. Для обеспечения эффективного оценивания пенсионной схемы рассматривается консервативный актуарный базис, содержащий предположения о флуктуациях значений параметров пенсий.
Главной целью проведения актуарного оценивания системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации является прогнозирование сбалансированности доходов и обязательств Пенсионного фонда РФ, а также разработка методов по корректировке возможных отклонений данного показателя, особенно в части возникновения актуарного дефицита. Долгосрочный прогноз уровня сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ строится на основе анализа демографических, макроэкономических, социальных, а также институциональных факторов.
Реализация актуарных методов в рамках системы обязательного пенсионного страхования осложняется неполнотой статистических данных, необходимых для проведения эффективного оценивания и прогнозирования величины уровня сбалансированности солидарно-распределительной пенсионной системы, а также быстрым темпом изменения различных социально-экономических показателей, что в свою очередь обуславливает необходимость постоянной перестройки и корректировки используемых актуарных моделей.
Создаваемые актуарные модели системы обязательного пенсионного страхования должны удовлетворять критерию адекватности реальной экономической ситуации, а также содержать возможность для проведения анализа изменения уровня сбалансированности пенсионной системы при флуктуации параметров актуарного базиса.
Применение результатов моделирования ориентировано на разработку комплекса управляющих воздействий, предназначенных для сокращения возможного дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в краткосрочном и долгосрочном периоде.
В системе обязательного пенсионного страхования, основанной на распределительном принципе, важное значение имеют такие показатели как: половозрастная структура населения, уровень рождаемости и смертности, соотношение населения занятого трудовой деятельностью и пенсионеров; уровень заработной платы; размер инфляции; средняя ожидаемая продолжительность жизни, а также ставки тарифов по страховым взносам в ПФР. Базовым элементом системы обязательного пенсионного страхования является трудовая пенсия по старости.
Основной моделью, применяемой в мировой практике для оценивания эффективности систем пенсионного страхования на уровне государства, является модель Всемирного банка PROST [3]. Модель Всемирного банка PROST (Pension Reform Option Simulation Toolkit) является одной из базовых актуарных моделей, применяемых для оценки качественных изменений государственной пенсионной системы, построенной по солидарно-распределительному принципу.
Основными недостатками данной модели являются: экзогенный характер всех основных параметров, входящих в блок исходных данных; отсутствие дифференциации ставки заработной платы по возрасту, а также универсальный характер описания пенсионной схемы, не позволяющий учитывать особенности российского законодательства в области обязательного пенсионного страхования. Наряду с этим рассматриваемая модель не позволяет учитывать погрешности, существующие в исходных данных и возможные отклонения реальных значений параметров от прогнозных в долгосрочном периоде без проведения дополнительных расчетов.
Все вышеприведенные недостатки базовых актуарных моделей, применяемых международными организациями, свидетельствуют о необходимости создания актуарной модели, адекватным образом описывающей действующую систему пенсионного страхования и позволяющей строить достоверные оценки уровня сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе. Также разработанная модель должна позволять проводить анализ параметров актуарного базиса с целью уменьшения возможного актуарного дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в части страховых выплат трудовой пенсии по старости на общих основаниях.
В ходе проведенной научно-исследовательской работы была построена динамическая модель оценки баланса солидарно-распределительной пенсионной системы в долгосрочном периоде, учитывающая описанные выше недостатки и позволяющая произвести анализ изменения уровня сбалансированности в случае дифференцированного, а также одновременного изменения значений параметров актуарного базиса.
Блок демографических параметров модели включает в себя анализ половозрастной структуры населения, прогноз численности пенсионеров и занятых в экономике в каждый год расчетного периода, а также прогноз численности новорожденных и величины миграционного прироста.
Для моделирования величины доходов бюджета Пенсионного фонда РФ рассматриваются такие показатели как: ставка тарифа по страховым взносам в ПФР для граждан 1967 года рождения, а также старше и моложе 1967 года рождения, производящих и не производящих выплаты на накопительную часть трудовой пенсии по старости; средний уровень номинальной заработной платы населения различных половозрастных групп; уровень занятости рабочей силы в каждый год расчетного периода.
Величина накопленных обязательств ПФР по выплате страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях рассчитывается на основе средней величины рассматриваемой выплаты в базовый год, прогноза численности пенсионеров, а также уровня индексации пенсии для каждого года расчетного периода.
Условие баланса взносов и обязательств Пенсионного фонда РФ по выплате страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях проверяется для каждого года расчетного периода на основе тождества доходов и обязательств.
Исходя из соотношения взносов и обязательств ПФР, делается вывод о дефиците или профиците средств, необходимых для выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях.
Значения параметров актуарного базиса для базового года расчетного периода представлены в табл.1. Таблица составлена автором в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики. В качестве базового года расчетного периода принят 2012 г.
Таблица 1
Основные параметры динамической актуарной модели, определяемые для базового года расчетного периода
Название параметра Значение
уровень инфляции базового года расчетного периода, проценты 7
ставка тарифа страховых взносов в пенсионный фонд для лиц, не имеющих накопительной части трудовой пенсии (общий режим налогообложения) в базовый год расчетного периода, проценты 22
ставка тарифа страховых взносов в пенсионный фонд для лиц, имеющих накопительную часть трудовой пенсии (общий режим налогообложения) в базовый год расчетного периода, проценты 16
размер средней пенсии за базовый год расчетного периода, рубли 9790
возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях для мужского населения в базовый год расчетного периода, в годах 60
возраст выхода на пенсию для женского населения в базовый год расчетного периода, в годах 55
численность новорожденных в составе мужского населения в базовый год расчетного периода, человек 970063
численность новорожденных в составе женского населения в базовый год расчетного периода, человек 932021
Источник: Российский статистический ежегодник, 2012 г.
Прогноз уровня сбалансированности страховых взносов и выплат ПФР по страховой части трудовой пенсии по старости представлен на рис.1.
При анализе возможных управляющих воздействий, направленных на сокращение дефицита бюджета ПФР в долгосрочном периоде, рассматриваются следующие: увеличение рождаемости на 250000 ежегодно, увеличение величины миграционного прироста до величины 800 тыс. человек в год, повышение пенсионного возраста для мужского и женского населения до 63 лет, а также изменение ставки тарифа по страховым взносам.
Расчет уровня сбалансированности бюджета ПФР для каждого из рассмотренных сценариев изменения параметров актуарного базиса представлен на рис. 2. Среди предполагаемых мер наибольшее сокращение дефицита средств ПФР обеспе-
чивает увеличение пенсионного возраста, а также отмену накопительной части трудовой пенсии по старости.
Рис. 1. Прогноз уровня сбалансированности страховых взносов и выплат ПФР по трудовой пенсии по старости на общих основаниях в долгосрочном периоде
Рис. 2. Уровень сбалансированности страховых взносов и выплат трудовой пенсии по старости на общих основаниях для различных вариантов управляющих воздействий на параметры актуарного базиса
Уровень сбалансированности страховых взносов и выплат ПФР по трудовой пенсии по старости на общих основаниях в случае одновременной реализации комплекса управляющих воздействий представлен на рис.3 [7]. Параметрическим триггером, переводящим уровень сбалансированности бюджета ПФР к новому равновесному состоянию, является увеличение пенсионного возраста для мужского и женского населения до 65 лет в 2025 г. Переход к новому равновесному состоянию сбалансированности ПФР в более поздние сроки возможен только путем большего увеличения возраста выхода на пенсию.
1000 Дефицит/пр официт средств ПФР q
(млрд. ру6лей)-500 О И О CJ ч—--г) г) с-) о \: о о о о (N C-J CJ C-J CJ > so oH^c я о c-j 3 >54cfo ЗОООООООООО Op MC-JC-JCJC-JC'JCJC-JCJCJC'JCJrJ
-1000 \ годы
-1500
-2000 —уровень сбалансированности
Рис.3. Прогноз уровня сбалансированности страховых взносов и выплат ПФР по страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях при одновременном изменении параметров актуарного базиса
В ходе анализа полученных результатов был сделан вывод о значительном превышении обязательств по выплате трудовой пенсии по старости на общих основаниях над поступающими в ПФР страховыми взносами. Данная ситуация имеет место в долгосрочном периоде и свидетельствует о неэффективности действующей системы обязательного пенсионного страхования РФ.
Проведенный анализ параметров актуарного базиса позволил определить комплекс управляющих воздействий, позволяющих минимизировать величину недостатка средств ПФР, необходимого для исполнения обязательств по выплате страховой пенсии по старости на общих основаниях.
Литература
1. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров [Электронный ресурс]: данные Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm. Дата обращения: 17.08.2017.
2. Смирнов И.В. Демография: учебное пособие. — Калуга.: филиал СЗАГС в г. Калуга, 2004. — 138 с.
3. Симоненко В.Н. Сценарий моделирования пенсионной системы в разрезе современного состояния экономики // Вестник ТОГУ. — 2010. — № 4(19). — С. 145-152.
4. Бауэрс Н. Актуарная математика /Н. Бауэрс, X. Гербер и др. — М.: Янус-К, 2001. — 656 с.
5. Баскаков В.Н. Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы. — М.: Academia, 2001. — 192 с.
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20130325_06. Дата обращения: 17.07.2017.
7. Калашников П.В. Исследование сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ. — Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 113 с.