86 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья
УДК 159.9:343.8
ПЕНИТЕНЦИАРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ
Татьяна Витальевна Калашникова1, Татьяна Михайловна Позднякова2
1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия
Аннотация. В статье представлен анализ исследований по проблеме ценностных ориентаций осужденных. Выделены два этапа в их изучении: первый - до об -разования психологической службы; второй - после образования психологической службы уголовно-исполнительной системы, что соответствует этапам в рамках концепции истории пенитенциарной психологии В. М. Позднякова. Определено, что для первого этапа характерным было использование методов анкетирования, беседы, наблюдения, а исследования в основном проводились с осужденными мужского пола. На втором этапе в диагностической работе стали использоваться профессиональные психологические методики - тесты ценностных ориентаций Рокича, смысложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина; субъектами исследования выступали разные категории осужденных по возрасту, полу, уголовно-правовой характеристике; активно разрабатывались и апробировались коррекционные программы, направленные на исправление системы ценностных ориентаций осужденных.
Ключевые слова: психокоррекция, ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, личность, позитивная психотерапия
Для цитирования
Калашникова Т. В., Позднякова Т. М. Пенитенциарно-психологические исследования возможностей применения методов позитивной психотерапии в работе с осужденными // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 86-96.
© Калашникова Т. В., Позднякова Т. М., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 87
PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Original article
PENITENTIARY AND PSYCHOLOGICAL STUDIES OF THE POSSIBILITIES OF USING POSITIVE PSYCHOTHERAPY METHODS IN WORKING WITH CONVICTS
Tatyana Vitalievna Kalashnikova1, Tatyana Mikhailovna Pozdnyakova2
1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia
Abstract. The article presents an analysis of research on the problem of value orientations of convicts. Two stages in their study are highlighted: the first - before the formation of the psychological service; the second - after the formation of the psychological service of the penal system, which corresponds to the stages within the framework of the concept of the history of penitentiary psychology by V. M. Pozdnyakov. It was determined that the first stage was characterized by the use of methods of questioning, conversation, observation, and research was mainly conducted with male convicts. At the second stage, professional psychological methods began to be used in diagnostic work - tests of Rokich's value orientations, life orientations in adaptation by D. A. Leontiev, a questionnaire of terminal values by I. G. Senin; the subjects of the study were different categories of convicts by age, gender and criminal law characteristics; correctional programs aimed at correction of the system of value orientations of convicts.
Keywords: psychocorrection, value-semantic sphere, value orientations, personality, positive psychotherapy
For citation
Kalashnikova, T. V. & Pozdnyakova, T. M. 2024, 'Penitentiary and psychological studies of the possibilities of using positive psychotherapy methods in working with convicts', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 86-96.
Содержание ценностных ориентаций осужденных разных категорий всегда было предметом изучения педагогов, психологов и юристов. Если обратиться к истории отечественной пенитенциарной психологии, периодизация которой представлена в исследованиях доктора психологических наук, профессора В. М. Позднякова (2000), то можно указать на два этапа, в рамках которых исследования непосредственно связаны с изучением ценностных ориентаций осужденных. Это пятый этап пострепрессивного возрождения пенитенциарной психологии как подотрасли юридической психологии (1960-1980-е гг.) и шестой этап гармонизации в развитии структурных составляющих и ведомственной институализации (с 1990 г. по настоящее время) [17, c. 57].
В рамках нашего исследования выделены два этапа в изучении ценностных ориентаций осужденных по критерию отсутствия или наличия в истории уголовно-исполнительной системы (УИС) такого структурного образования, как психологическая служба. Первый
88 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
этап - до образования психологической службы в УИС, второй - после образования психологической службы в УИС, что согласуется и соответствует представленным выше этапам в рамках концепции истории пенитенциарной психологии В. М. Позднякова.
Исследование ценностных ориентаций осужденных стало возможным благодаря работам отечественных психологов еще в 20-30 гг. XX в. Исследованиями П. Н. Колот-ницкого (1929) [9, с. 138] и Н. А. Рыбникова (1926) [18, с. 47] была установлена иерархия ценностей молодежи: на первом месте стояли стремления к материальным благам (богатство, деньги, различные вещи); на втором - желания нематериального характера (знания, ум, развитие, талант и др.). В 60-70 гг. XX в. проблемы ценностных ориентаций разрабатывались в нашей стране в философско-психологическом плане С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили и др. В этот период М. Рокичем в США прово -дятся эмпирические исследования ценностных ориентаций на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. В России начало прикладных исследований ценностных ориентаций было положено В. А. Ядовым и А. Г. Здравомысловым (1966) [5, с. 199]. Методика М. Рокича была адаптирована А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым, и в 1970-1971 гг. под руководством В. А. Ядова было выполнено первое прикладное исследование ценностных ориентаций ленинградских инженеров (1979) [26, с. 164]. В 1991 г. И. Г Сениным предложен Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), в котором, в отличие от методики М. Рокича, рассматриваются жизненные (терминальные) ценности в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, обучения и образования, семейной, общественной, сфере увлечений [20, с. 5].
Исследования отечественных психологов позволили сформировать определения понятий «ценности», «ценностные ориентации», «система ценностных ориентаций». Ценности - реально действующие имманентные образования, выступающие регуляторами поведения индивидов вне зависимости от их отражения в сознании (Д. А. Леонтьев, 1996) [10, с. 17]. Ценности имеют иерархическую структуру и отражены в сознании человека в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это смысловые установки субъекта (А. И. Донцов, 1974), осознанные им в процессе социализации (вхождения в общество). Путем использования общепринятых и языковых значений индивидуальное сознание может придать своим мыслям общественную и духовную ценность, которая будет воспринята и оценена обществом, СМИ и другими социальными институтами [2, с. 68].
В рамках первого этапа исследования ценностных ориентаций осужденных - до образования психологической службы в УИС (1960-1980-е гг.) - интерес представляют следующие исследования:
- В. Ф. Пирожкова и А. С. Михлина (1976), которые рассматривали ценностные ориентации как «систему устойчивых предпочтений, определяющих отношение человека к окружающей действительности и личностную значимость тех или иных предметов, вещей, явлений» [12, с. 34]. Исследование показало, что ценностные ориентации осужден -ных зависят от таких факторов, как пол, возраст, срок наказания и тип исправительного учреждения. Ученые выявили пять основных ценностей, которые имеют наибольшее значение для мужчин-осужденных: семейное благополучие, интересная работа, материальная обеспеченность, образование и обеспеченность жильем. [13, с. 43];
- Г. Ф. Хохрякова и В. П. Голубева (1982) в ходе исследования мужчин-осужденных выявили следующие ценностные ориентации: свобода, прошлая и будущая жизнь, я и другие, справедливость, семья, жена (девушка), друзья, труд, профессия, учеба,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 89
начальство, режим, материальные блага. Также ученые обнаружили, что некоторые осужденные избегают реализации определенных ценностей из-за длительной пси-хотравмирующей ситуации, связанной с их невозможностью достичь этих ценностей [25, с. 107]. Изучение ценностных ориентаций осужденных позволяет увидеть, что для них свобода является основным фокусом их мыслей и мечтаний. В отличие от свободных граждан, которые не рассматривают свободу как отдельную осознаваемую ценность, осужденные видят ее как необходимое условие для достижения других важных для них ценностей. Однако, в результате длительной психотравмирующей ситуации, связанной с их невозможностью достичь свободы, они часто сталкиваются с усугублением криминализации и отчуждением от общепринятых моральных ценностей. Это приводит к нежеланию переосмыслить свое прошлое и вернуться к законопослушному образу жизни [25, с. 105];
- А. Р. Ратинова и Г Х. Ефремовой (1988), которыми был предложен ценностно-нормативный подход, позволивший в некоторой степени раскрыть особенности влияния ценностей на усвоение социальных норм осужденными и через их соблюдение на пра-вопослушное поведение. Определяя соотношение ценностей и социальных норм, они отметили, что «основной смысл существования правил состоит в охране тех или иных ценностей» [3, с. 13]. Проведенные исследования показали, что ценности вовсе могут утратить свое значение для личности в процессе длительного лишения возможности их реализовать [3, с. 14]. Некоторые осужденные, например, имитируя побег, сознательно избегают освобождения из исправительного учреждения;
- А. Н. Олейникова (2001), который на основе анализа исследований, проводившихся в 1980-х гг. XX в., выделил ценности, способствующие успешной ресоциализации осужденных: свобода, поскольку осужденные очень остро чувствуют дополнительные запреты и ограничения; здоровье, поскольку наблюдается несбалансированное питание и ограничение движений и пребывания на свежем воздухе; общение с близкими и знакомыми; потребность в психической разрядке, обусловленная сужением разнообразия досуговых мероприятий; безопасность, потребность в которой усугубляется стратификацией и субкультурой в исправительном учреждении; духовная или моральная поддержка, порождаемая недоверием к окружающим; заинтересованный труд [16, с. 57].
Для первого этапа изучения ценностных ориентаций осужденных характерным было использование методов анкетирования, беседы, наблюдения. В основном исследования проводились с осужденными мужского пола.
С образованием в 1992 г. психологической службы уголовно-исполнительной систе -мы (приказ МВД России от 2 сентября 1992 г. № 305 «О создании психологических лабораторий исправительно-трудовых учреждений») начинается второй этап в изучении ценностных ориентаций осужденных.
К 1990-м гг. XX в. изменилась структура ценностных ориентаций осужденных, ранги отдельных ценностей (А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак, 2003): 1) здоровье; 2) общение с друзь -ями; 3) материальное благополучие; 4) семья; 5) самостоятельность, независимость; 6) образование; 7) спокойная неутомительная работа; 8) развлечения и удовольствия; 9) реализация своего творческого, физического потенциала, способностей; 10) религия; 11) высокое общественное и материальное положение [23, с. 265]. При этом неизменно противоправными остались способы достижения материального благополучия, самостоятельности и независимости, высокого общественного положения.
90 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование ценностных ориентаций осужденных потребовало использования профессиональных психологических методик, не исключая методов анкетирования, беседы и наблюдения. Наиболее используемыми стали тесты ценностных ориентаций М. Рокича (1973) и смысложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева (1988), способствующие проведению большого количества исследований ценностных ориентаций разных категорий осужденных.
Системное исследование ценностных ориентаций осужденных мужского пола было начато А. А. Истоминым (2008, 2010, 2011). Определено, что система ценностных ориен -таций осужденных представляет собой проявление ценностно-смысловой сферы, которая отражает связь ценностей и жизненных смыслов личности. Элементами структуры ценностных ориентаций являются терминальные и инструментальные ценности, и показатели осмысленности жизни. А. А. Истомин подчеркивает, что ценностные ориентации не являются статичными образованиями, их перестройка возможна при экстремальных ситуациях [6, с. 36]. Экспериментально психологом было установлено, что ценностные ориентации осужденных имеют следующие отличительные особенности [8, с. 121]:
- терминальные ценности смещены в сторону примитивных потребностей;
- у осужденных часто наблюдается уплощение системы ценностей, что проявляется в снижении осмысления жизни и значимости окружающей действительности.
Экспериментально также было подтверждено, что у осужденных происходит изменение в структуре их ценностных ориентаций. Их система ценностей становится менее разнообразной и глубокой, более примитивной. В целом отмечается, что именно эта деформация в ценностно-смысловой сфере отличает осужденных от законопослушных граждан [7, с. 23].
Исследования ценностно-смысловой сферы были продолжены: у осужденных мужского пола - С. Н. Виноградовой (2012), М. К. Гайдай и Ю. Р. Герасимовой (2013); у несовершеннолетних осужденных женского пола - Т. В. Калашниковой и М. М. Калашниковой (2014); у осужденных мужского пола, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, - Е. Л. Сучковой и Е. Ф. Штефан (2015); у женщин, осужденных без изоляции от общества, - Н. А. Самойлик (2015); у осужденных мужского пола, больных туберкулезом, - А. А. Истоминым (2021), Н. А. Ильиных (2022) и др.
В исследованиях констатируется факт наличия деформаций ценностно-смысловой сферы у осужденных разных категорий, поднимается вопрос о возможности коррекци-онного воздействия. Более углубленное изучение ценностных ориентаций осужденных позволило сформулировать следующие психологические коррекционные мероприятия (А. В. Наприс, 2003): 1) активизация процесса целеполагания со смещением локуса контроля с настоящих, актуальных переживаний на будущее; 2) изменение представлений осужденных об иерархии личных ценностей как обусловленной выживанием в исправительном учреждении и несоответствующей условиям свободы; 3) формирование позитивной установки по отношению к своей жизни в целом, ее этапам и отдельным эпизодам (событиям); 4) работа по гармонизации личностных ценностей с поведенческими и смысловыми установками; 5) активизация поиска персонального смысла жизни и принятие ответственности за ее результаты [14, с. 282].
Практическая реализация предложенных мероприятий связана с разработкой и внедрением в практическую деятельность исправительных учреждений коррекционных программ, к числу которых следует отнести:
- программу по коррекции средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных Э. В. Зауторовой (2009), обеспечивающую развитие субъектных свойств
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 91
правонарушителя и пробуждающую у него стремление к самовоспитанию, обогащению жизненного опыта [4, с. 17]. В рамках программы предусмотрено изучение различных видов искусства, а также активное участие осужденных в различных художественных мероприятиях. Они имеют возможность воспринимать искусство и реальность, получать художественное образование и заниматься самостоятельным творчеством;
- программу психологической коррекции ценностно-смысловой сферы впервые осужденных Е. Л. Сучковой и Е. Ф. Штефан (2015), которые предложили использовать биографический тренинг, ориентированный на устранение дефектов и развитие системы осознанной саморегуляции жизненного пути личности [22, с. 29]. Целью программы является изменение личных установок и ценностей осужденного, чтобы помочь ему осознать смысл жизни и наладить свою жизненную траекторию. Она также направлена на предотвращение негативного развития личности и преодоление криминогенных факторов, которые могут способствовать повторению преступного поведения. Большая часть упражнений программы предусматривает индивидуальную работу над личными проблемами, что позволяет осужденному более открыто и без сопротивления пройти психокоррекционный процесс;
- программу по применению арт-терапии с целью реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных в пенитенциарной практике Я. В. Самиулиной (2019). Данный современный метод психотерапии способствует повышению самооценки у осужденных, развитию ценностного отношения к себе, осознанию проблем, а также использованию внутренних ресурсов для преодоления кризисных ситуаций [19, с. 76];
- программу, направленную на переориентацию ценностно-смысловой сферы осужденных-инвалидов, а также на профилактику ее негативных изменений, происходящих в процессе нахождения инвалидов в местах лишения свободы Т. А. Марковой (2019). Для эффективного преодоления недостатков в развитии смысловой сферы в тренировочной программе широко применяется инновационная техника - смысло-техника. Эта система состоит из разнообразных методов, средств и приемов, которые направлены на психологическое воздействие на смысловую сферу личности, с целью ее формирования и коррекции [11, с. 3].
Для нашего исследования интерес представляет опыт применения в коррекции ценностных ориентаций осужденных методом позитивной психотерапии. Данный метод, предложенный Н. Пезешкианом (1968), является эффективным в сложных жизненных ситуациях (нахождение в местах лишения свободы). Он направлен на мобилизацию внутренних ресурсов осужденных, поиск положительных особенностей их личности. Достоинством метода является не столько анализ прошлого опыта осужденного, сколько конструирование его позитивного будущего. К плюсам применения метода позитивной психотерапии также относятся его основные принципы: принцип надежды, принцип самопомощи, принцип уникальности личности, направленность на развитие и будущее. Использование метода позитивной психотерапии позволяет подойти к решению такой сложной научно-практической задачи, обозначенной Н. С. Оботуровой и А. М. Чирковым (2018), как регуляция уровня стресса у осужденного [15, с. 112].
В исследовании А. Ф. Федорова и Ю. Е. Суслова (2022) методы позитивной психотерапии использованы в коррекционной работе с осужденными, склонными к суициду [24, с. 19]. В ходе психодиагностического исследования были выделены психологические особенности, которые стали мишенями воздействия при организации психокор-рекционной работы: эмоциональная неустойчивость; низкий уровень самоконтроля;
92 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
неуверенность в себе и своем будущем; эгоцентризм; склонность к деструктивному поведению. Исследователи показали, что метод позитивной психотерапии «в отличие от других методов, представляет из себя смену мировоззрения, мироощущения, изменения способа получения и обработки информации, в корне меняющего взгляды, установки и ожидания человека» [25, с. 19].
Метод позитивной психотерапии использовали в коррекционной работе с наркозависимыми осужденными И. С. Ганишина и В. В. Ажимов (2023). Результатом явилась переоценка ценностей у осужденных в сторону более активной жизненной позиции, включающей в себя развитие познания и самоконтроля. У осужденных - участников коррекционной группы возросла критичность в оценке субъективной значимости ценностей для самих себя. Кроме того, результатом психокоррекционной работы с наркозависимыми осужденными явилось развитие у них уверенности, эмпатических навыков, приобретение опыта публичных выступлений [1, с. 208].
Опираясь на положительный опыт применения методов позитивной психотерапии в практике пенитенциарных психологов, считаем, что при разработке коррекционной программы необходимо учитывать отечественные психологические традиции в применении данного метода. В частности, это метод позитивной динамической психотерапии, в основе которого лежит психологическая теория отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мя-сищева. Данный метод, разработанный В. Ю. Слабинским (2003), заключается в одномоментной коррекции (реконструкции) трех типов отношений личности, по В. Н. Мя-сищеву к себе, к миру, к другому, через разрешение внутриличностного конфликта, что приводит к восстановлению личности (В. Ю. Слабинский, 2016) [21]. Необходимо обратиться к методу краткосрочной позитивной психотерапии (отечественное обозначение подхода), представленному в исследованиях А. М. Ялова (1997) и направленному «на создание атмосферы, способствующей поиску решений»[27]. Цель метода - «создать у людей опыт, который превращает проблему в вызов, поощряет оптимизм, развивает сотрудничество в их социальной сети, стимулирует творческий подход и, прежде всего, позволяет людям сохранить свое достоинство» [27], а его практическое применение позволяет решить проблему клиента с максимальным результатом быстро, за 1-2 встречи.
Краткий обзор исследований в рамках второго этапа изучения ценностных ориентаций осужденных показал, что в диагностической работе стали использоваться профессиональные психологические методики - тесты ценностных ориентаций М. Рокича, смыс-ложизненных ориентаций в адаптации Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина. Субъектами исследования ценностных ориентаций являются разные категории осужденных по возрасту, полу, уголовно-правовой характеристике; активно разрабатываются и апробируются коррекционные программы, направленные на работу с деформированной системой ценностных ориентаций осужденных, а при их разработке используется психотерапевтический опыт, в частности метод позитивной психотерапии. Разработка психокоррекционной программы, включающей в себя методы краткосрочной позитивной психотерапии, позитивной динамической психотерапии, а также опыта применения позитивной психотерапии в практике отечественных пенитенциарных психологов и направленной на позитивное изменение деформированной системы ценностных ориентаций осужденных, является стратегической задачей в исследовании возможностей применения методов позитивной психотерапии в работе с осужденными. Методы позитивной психотерапии могут способствовать изменению негативных установок и мыслей, что, в свою очередь, повлияет на коррекцию ценностных
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 93
ориентаций осужденных; помогут сосредоточить внимание на благоприятных аспектах их жизни, улучшении качества взаимоотношений, развитии личностных ресурсов; осужденные могут найти новые пути самовыражения, понять свои потребности, сформировать более здоровую и устойчивую систему ценностей.
Список источников
1. Ганишина И. С., Ажимов В. В. Применение метода позитивной психотерапии Н. Пе -зешкиана в психологической коррекционной работе с наркозависимыми осужденными // VI Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации») : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 15-17 нояб. 2023 г.) : в 9 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2023. Т. 2. С. 204-209.
2. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67-76.
3. Ефремова Г Х., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение. Тео -рия и методология исследования : монография. Красноярск : Краснояр. ун-т, 1988. 256 с.
4. Зауторова Э. В. Методика педагогической коррекции средствами искусства ценностных ориентации молодых осужденных // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3(60). С. 16-20.
5. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М. : Мысль, 1966. Т. 2. С. 195-202.
6. Истомин А. А. Динамика смысложизненных ориентаций осужденных в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2008. № 3. С. 32-35.
7. Истомин А. А. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 27 с.
8. Истомин А. А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119-128.
9. Колотинский П. Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов // Труды Кубанского педагогического института. Краснодар, 1929. С. 89-158.
10. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.
11. Маркова Т. А. Апробация программы коррекции ценностно-смысловой сферы личности осужденных-инвалидов // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 1-9.
12. Михлин А. С. Осужденные. Кто они? Общая характеристика осужденных. М. : ВНИИ МВД России, 1996. 112 с.
13. Михлин А. С., Пирожков В. Ф. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы : учеб. пособие. Рязань : РВШ МВД СССР, 1976. 51 с.
14. Наприс А. В. Ценностные ориентации осужденных // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с.
15. Оботурова Н. С., Чирков А. М. Состояние, актуальные проблемы и перспективы развития методологии психотерапии осужденных // Пенитенциарная наука. 2018. № 44. С.108-114.
94 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
16. Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М. : Инфра-М, 2001. 416 с.
17. Поздняков В. М. Пенитенциарная психология в России: генезис и перспективы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 63 с.
18. Рыбников Н. А. Интересы современного школьника. М. ; Л., 1926. 86 с.
19. Самиулина Я. В. Арт-терапия в пенитенциарной практике как средство реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 3(7). С. 70-78.
20. Сенин И. Г Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль : ЯГУ, 1991. 22 с.
21. Слабинский В. Ю. Позитивная динамическая психотерапия: анализ сновидений в русле психологии отношений В. Н. Мясищева // Медицинская психология в России. 2016. № 6(41). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2016_6_41/nomer05.php.
22. Сучкова Е. Л., Штефан Е. Ф. Психологическая коррекция ценностно-смысловой сферы осужденных, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1(29). С. 58-62.
23. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник. 2-е изд., пере -раб. и доп. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.
24. Федоров А. Ф., Суслов Ю. Е. Влияние методов позитивной психотерапии на деструктивное поведение осужденных // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5, № 1. С. 17-21.
25. Хохряков Г Ф., Голубев В. П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические проблемы профилактики правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях : сб. науч. тр. Рязань : РВШ МВД СССР, 1982. С. 102-111.
26. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л. : Наука, 1979. 264 с.
27. Ялов А. М. Краткосрочная позитивная психотерапия : метод. пособие. СПб. : ИМАТОН, 1997. 63 с.
References
1. Ganishina, I. S. & Azhimov, V. V. 2023, 'Application of the method of positive psychotherapy N. Peseshkian in psychological correctional work with drug-addicted convicts', in VI International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction" (dedicated to the 30th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation and the Law of the Russian Federation dated July 21, 1993 No. 5473-I "On institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation"): collection of abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November 15-17, 2023), in 9 vols, vol. 2, pp. 204-209, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.
2. Dontsov, A. I. 1974, 'On the value relations of personality', Soviet pedagogy, iss. 5, pp.67-76.
3. Efremova, G. H. & Ratinov, A. R. 1988, Legal psychology and criminal behavior. Theory and methodology of research: monograph, Krasnoyarsk University, Krasnoyarsk.
4. Zautorova, E. V. 2009, 'Methodology of pedagogical correction by means of art of value orientations of young convicts', Yaroslavl pedagogical bulletin, iss. 3(60), pp. 16-20.
5. Zdravomyslov, A. G. & Yadov, V. A. 1966, 'Attitude to work and value orientations of personality', in Sociology in the USSR, vol. 2, pp. 195-202, Mysl, Moscow.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 95
6. Istomin, A. A. 2008, 'Dynamics of meaningful life orientations of convicts in the process of serving a sentence of imprisonment', Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov, iss. 3, pp. 32-35.
7. Istomin, A. A. 2011, The system of value orientations of persons sentenced to imprisonment: PhD thesis (Psychology), Ryazan.
8. Istomin, A. A. 2010, 'Value orientations of convicts in the context of criminal-legal personality characteristics', Applied legal psychology, iss. 4, pp. 119-128.
9. Kolotinsky, P. N. 1929, 'The experience of long-term study of the worldview of graduate students', in Proceedings of the Kuban Pedagogical Institute, pp. 89-158, Krasnodar.
10. Leontiev, D. A. 1996, 'Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction', Questions of philosophy, iss. 4, pp. 15-26.
11. Markova, T. A. 2019, 'Approbation of the program of correction of the value-semantic sphere of personality of convicts with disabilities', Mir nauki. Pedagogy and psychology, iss. 2, pp. 1-9.
12. Mikhlin, A. S. 1996, Convicts. Who are they? General characteristics of convicts, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.
13. Mikhlin, A. S. & Pirozhkov, V. F. 1976, Value orientations of convicts: textbook, Ryazan higher School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, Ryazan.
14. Napris, A. V. 2003, 'Value orientations of convicts', in A. M. Stolyarenko (ed.), Encyclopedia of legal psychology, JuNITI-DANA, Zakon i pravo, Moscow.
15. Oboturova, N. S. & Chirkov, A. M. 2018, 'State, actual problems and prospects of development of methodology of psychotherapy of convicts', Penitentiary science, iss. 44, pp. 108-114.
16. Oleinik, A. N. 2001, Prison subculture in Russia: from everyday life to state power, Infra-M, Moscow.
17. Pozdnyakov, V. M. 2000, Penitentiary psychology in Russia: genesis and prospects: Sc.D (Psychology), Moscow.
18. Rybnikov, N. A. 1926, The interests of a modern schoolboy, Moscow, Leningrad.
19. Samiulina, Ya. V. 2019, 'Art therapy in penitentiary practice as a means of rehabilitation and correction of value orientations of convicts', Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management, iss. 3(7), pp. 70-78.
20. Senin, I. G. 1991, Questionnaire of terminal values (OTeC), YARGU, Yaroslavl.
21. Slabinsky, V. Y. 2016, 'Positive dynamic psychotherapy: analysis of dreams in line with the psychology of relationships V. N. Myasishchev', Medical psychology in Russia, iss. 6(41), http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2016_6_41/nomer05.php
22. Suchkova, E. L. & Stefan, E. F. 2015, 'Psychological correction of the value-semantic sphere of convicts serving their first sentence in the form of imprisonment', Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 1(29), pp. 58-62.
23. Ushatikov, A. I. & Kazak, B. B. 2003, Penitentiary psychology: textbook, 2nd edn, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.
24. Fedorov, A. F. & Suslov, Yu. E. 2022, 'The influence of positive psychotherapy methods on the destructive behavior of convicts', International Journal of Medicine and Psychology, vol. 5, iss. 1, pp. 17-21.
25. Khokhryakov, G. F. & Golubev, V. P. 1982, 'Value orientations and their influence on the illegal behavior of convicts', in Socio-psychological problems of crime prevention in correctional labor institutions: collection of scientific papers, pp. 102-111, RVSH of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, Ryazan.
96 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
26. Yadov, V. A. (ed.) 1979, Self-regulation and forecasting of social behavior of the individual, Nauka, Leningrad.
27. Yalov, A. M. 1997, Short-term positive psychotherapy: methodological guide, IMATON, St. Petersburg.
Информация об авторах
Т. В. Калашникова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности;
Т. М. Позднякова - курсант факультета психологии и пробации.
Information about the authors
T. V. Kalashnikova - PhD (Psychology), Associate Professor, Associate Professor of the Psychology of Professional Activity Department;
T. M. Pozdnyakova - student of the Faculty of Psychology and Probation.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.