Научная статья на тему 'ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ'

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / КУРСАНТЫ / ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Юлия Евгеньевна

В статье представлены перспективы создания пенитенциарной психологической клиники на базе образовательных организаций ФСИН России. Целью создания клиники является подготовка высококвалифицированного, уверенного в себе специалиста, способного эффективно выполнять свои функциональные обязанности сразу после окончания ведомственной образовательной организации. Автором описана структура пенитенциарной психологической клиники, которая включает в себя службу психологической помощи, центр психологической поддержки родственников подозреваемых, обвиняемых и осужденных, центр психологической помощи лицам, содержащимся под стражей, и сотрудникам исправительных учреждений. Создание клиники будет способствовать повышению качества образовательных услуг, усилению авторитета ведомственных вузов и формированию положительного имиджа уголовно-исполнительной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячкова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENITENTIARY PSYCHOLOGICAL CLINIC: PROSPECTS OF CREATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article presents the prospects of creating a penitentiary psychological clinic on the basis of educational organizations of the FPS of Russia. The goals of the clinic are to train a highly qualified, self-confident specialist who is able to effectively perform his functional duties immediately after graduating from a departmental educational organization. The author describes the structure of the penitentiary psychological clinic, which includes a psychological assistance service, a center for psychological support for relatives of accused and convicted persons, a center for psychological assistance to accused (convicted) and correctional officers. The establishment of the clinic will contribute to improving the quality of educational services, strengthening the authority of departmental universities and the image of the penal system as a whole.

Текст научной работы на тему «ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ»

УДК 159.9:343.8

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-236-1-53-59

ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА ДЬЯЧКОВА

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Университета ФСИН России, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы dyachkova78@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-3453-0539

Санкт-Петербург

YULIA E. DYACHKOVA

Senior Researcher of the Organizational, Scientific, Editorial and Publishing Department of the University of the FPS of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Lieutenant Colonel of the Internal Service, dyachkova78@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-3453-0539

St. Petersburg

Аннотация. В статье представлены перспективы создания пенитенциарной психологической клиники на базе образовательных организаций ФСИН России. Целью создания клиники является подготовка высококвалифицированного, уверенного в себе специалиста, способного эффективно выполнять свои функциональные обязанности сразу после окончания ведомственной образовательной организации. Автором описана структура пенитенциарной психологической клиники, которая включает в себя службу психологической помощи, центр психологической поддержки родственников подозреваемых, обвиняемых и осужденных, центр психологической помощи лицам, содержащимся под стражей, и сотрудникам исправительных учреждений. Создание клиники будет способствовать повышению качества образовательных услуг, усилению авторитета ведомственных вузов и формированию положительного имиджа уголовно-исполнительной системы в целом.

Ключевые слова: пенитенциарная психологическая клиника, курсанты, психология служебной деятельности, образовательные организации ФСИН России, практическая подготовленность.

Abstract. The article presents the prospects of creating a penitentiary psychological clinic on the basis of educational organizations of the FPS of Russia. The goals of the clinic are to train a highly qualified, self-confident specialist who is able to effectively perform his functional duties immediately after graduating from a departmental educational organization. The author describes the structure of the penitentiary psychological clinic, which includes a psychological assistance service, a center for psychological support for relatives of accused and convicted persons, a center for psychological assistance to accused (convicted) and correctional officers. The establishment of the clinic will contribute to improving the quality of educational services, strengthening the authority of departmental universities and the image of the penal system as a whole.

Key words: penitentiary psychological clinic, cadets, psychology of official activity, educational organizations of the FPS of Russia, practical preparedness.

Пенитенциарная психологическая клиника: перспективы создания в образовательных организациях ФСИН России

Penitentiary Psychological Clinic: prospects of creation in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia

Для цитирования

Дьячкова Ю. Е. Пенитенциарная психологическая клиника: перспективы создания в образовательных организациях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С. 53-59. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-236-1-53-59.

19.00.06 Юридическая психология (психологические науки) Legal psychology (psychological sciences) 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)* Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

* В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118

Основной задачей образовательных организаций ФСИН России является подготовка высококвалифицированных специалистов в области реализации задач уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также -уголовно-исполнительная система, УИС). Адаптация выпускника в учреждениях УИС может сопровождаться трудностями, которые связаны с переносом полученных в вузе знаний, умений и навыков на практическую деятельность. Так, сотрудниками психологической службы ГУФСИН России по Челябинской области в 2019 году был проведен опрос 103 выпускников, окончивших образовательные учреждения по специальностям «психология» и «психология служебной деятельности», в том числе ведомственные. 99 % опрошенных основной проблемой адаптации на рабочих местах, в том числе в учреждениях УИС, называют неуверенность в успешности применения имеющихся навыков при взаимодействии с осужденными, их родственниками и сотрудниками, ссылаются на недостаточность опыта психологической работы с данной категорией лиц. Учитывая опыт работы в психологической службе территориального органа и образовательных учреждениях (ведомственных и гражданских), автор может с уверенностью констатировать потребность обучающихся, в частности по психологическим специальностям, в усилении практической подготовки в образовательном процессе вуза.

В академической системе образования, к сожалению, превалирует теоретическая подготовка обучающихся и меньше внимания уделяется практической. Тем не менее в деятельности вузов-лидеров наблюдается процесс перехода на новую траекторию развития,

которая требует усиления профессиональной (практической) составляющей в подготовке будущих специалистов.

По мнению Н. М. Платоновой и О. Г. Лип-ницкой, инновационный характер высшему образованию придает в первую очередь интеграция образовательных программ с «реальным производством» (модель контекстного обучения). Данная образовательная парадигма заключается в осуществлении учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания реальных связей и отношений, возникающих при решении актуальных проблем различных групп [1].

Приказом Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1137 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специа-литет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности» для подготовки выпускников предусмотрена учебная и производственная практика в объеме не менее 24 зачетных единиц. Кроме того, в образовательных организациях ФСИН России для курсантов психологических факультетов предусмотрены занятия на учебных рабочих местах, выездные практические занятия в исправительных учреждениях, привлечение пр актических раб отников к пр ов едению учебных занятий. Вместе с тем такие мероприятия носят эпизодический несистемный характер и не могут в полной мере способствовать развитию умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности пенитенциарного психолога.

В ведомственных образовательных организациях высшего образования ФСИН России реализуется идея внедрения юридических клиник, призванных помочь обучающимся в

овладении практическими навыками оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Бесплатные юридические услуги в клинике оказывают наиболее подготовленные и ответственные курсанты и студенты старших курсов под руководством преподавателей, которые следят за качеством интервьюирования, рассмотрения дела и консультирования. Успешный опыт работы юридической клиники отмечен в Академии ФСИН России, ВИПЭ ФСИН России, Пермском институте ФСИН России и других ведомственных образовательных организациях.

С целью решения проблемы недостаточной практической подготовленности выпускника психологического факультета ведомственного вуза, повышения авторитета образовательных организаций ФСИН России и имиджа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целом целесообразно создать на базе вузов ФСИН России научно-практическую исследовательскую учебную лабораторию «Пенитенциарная психологическая клиника». Такая клиника - это возможность рождения инновационных технологий при содружестве науки и практической деятельности, площадка для системной разработки и внедрения новых психологических методов работы в УИС.

Подобный опыт реализован в Санкт-Петербургском государственном университете, где функционирует служба психологической помощи [2]. В службе ведут прием преподаватели факультета психологии СПбГУ - специалисты, имеющие подготовку и опыт в области психологического консультирования. Консультации проводятся в паре со студентами старших курсов или аспирантами факультета психологии СПбГУ, прошедшими специальное обучение (так как еще одна задача службы - подготовка студентов факультета психологии СПбГУ к самостоятельной практической деятельности).

Правовой основой создания и функционирования пенитенциарной психологической клиники в образовательных организациях ФСИН России являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3];

- Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении

изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» [4];

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [5];

- приказ ФСИН России от 11.08.2020 № 548 «Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России» [6];

- алгоритмы психологического сопровождения сотрудников УИС, а также подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях УИС;

- Этический кодекс пенитенциарного психолога [7];

- устав образовательной организации;

- локальные нормативные акты вуза (Положение о пенитенциарной психологической клинике).

Пенитенциарная психологическая клиника станет внештатным подразделением, обеспечивающим непосредственное сочетание теоретического и практического обучения курсантов психологических факультетов путем оказания бесплатной квалифицированной психологической помощи гражданам, а также формирование у обучаемых этических норм и убеждений.

Пенитенциарная психологическая клиника может быть создана на базе психологических факультетов образовательных организаций ФСИН России, осуществлять свою деятельность на безвозмездной основе, действовать без прав юридического лица.

Целями деятельности пенитенциарной психологической клиники являются: подготовка высококвалифицированного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность психолога в учреждениях и органах УИС; оказание психоло-

гической помощи (психологическое консультирование) различным категориям граждан; укрепление авторитета вузов ФСИН России в учебной и научной деятельности среди ведущих образовательных организаций высшего образования России; повышение имиджа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Задачами пенитенциарной психологической клиники являются:

1) создание условий для качественной практической подготовки обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности;

2) оказание психологической помощи абитуриентам, курсантам и преподавателям в решении имеющихся проблем (совместно с группой психологического обеспечения отдела воспитательной и социальной работы с личным составом);

3) осуществление психологической поддержки родственников подозреваемых, обвиняемых и осужденных, психологическое сопровождение детей, чьи родители находятся в исправительных учреждениях (совместно с психологическими службами территориальных органов ФСИН России);

4) оказание психологической помощи осужденным (совместно с наркологами, психиатрами, клиническими психологами) и сотрудникам исправительных учреждений;

5) разработка авторских программ, тренингов, семинаров, инновационных и востребованных в психологической сфере методов, методик и направлений работы с различными категориями граждан;

6) оказание научно-методической помощи курсантам и психологам, обучающимся по программам дополнительного профессионального образования;

7) анализ деятельности психологических лабораторий исправительных учреждений для выявления лучших практик и создания электронной базы данных проектных идей;

8) проведение научно-исследовательской работы в области психологического сопровождения осужденных и сотрудников исправительных учреждений;

9) презентация результатов научно-исследовательской деятельности в научных журналах и на конференциях всероссийского и международного уровня.

H. М. Платонова и О. Г. Липницкая отмечают, что на базе психологической клиники создаются благоприятные условия для формирования у обучающихся значимых профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, включая такие личностные черты, как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, интуиция, адекватность в самооценке и оценке других, готовность к самообразованию, оптимизм, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность, сочувствие к проблемам других людей, терпимость, способность к рефлексии и анализу собственных чувств, умение делиться переживаниями с клиентом [8].

Планируется включить в состав клиники координатора (начальник психологического факультета), администратора, кураторов (преподаватели, психологи вуза, сотрудники психологической службы территориального органа и другие специалисты), старших консультантов (наиболее подготовленные обучающиеся) и консультантов (обучающиеся). Работа в клинике будет осуществляться в рабочее время после учебных занятий и включаться в учебную нагрузку преподавателя.

Структурными подразделениями пенитенциарной психологической клиники могут стать:

I. Служба психологической помощи.

2. Центр психологической поддержки родственников обвиняемых и осужденных.

3. Центр психологической помощи обвиняемым (осужденным) и сотрудникам исправительных учреждений.

Службу психологической помощи планируется организовать на базе образовательной организации (кабинет штатных психологов). Психологическую работу будут проводить, помимо штатных психологов, курсанты старших курсов, адъюнкты в паре с преподавателями и другими штатными специалистами, имеющими подготовку и опыт в области психологического консультирования.

Психологическая помощь направлена на решение проблем, связанных с трудностями адаптации, самоопределения в учебе, в семье, в межличностных отношениях и других.

Помощь будет оказываться на безвозмездной основе. Встреча длится до 50 минут. Кли-

ент может получить бесплатно до пяти психологических консультаций.

Такая практическая подготовка обучающихся может проводиться в свободное от учебы время или быть включена в производственную, преддипломную практику. Старшекурсники могут помогать абитуриентам в профессиональном самоопределении, курсантам младших курсов - при возникновении трудностей в учебе, межличностных отношениях. Это п е р в а я ступень получения опыта психологического консультирования у обучаемых III курса.

Центр психологической поддержки родственников подозреваемых, обвиняемых и осужденных создается на базе вуза или психологической службы (психологических лабораторий исправительных учреждений) территориального органа ФСИН России. Курсанты старших курсов, адъюнкты, психологи, повышающие квалификацию в образовательной организации, в паре с опытными преподавателями, другими штатными специалистами смогут оказывать психологическую помощь взрослым родственникам находящихся в исправительных учреждениях лиц, их детям, способствуя тем самым восстановлению связей между осужденными, их детьми и семьями. Такая психологическая консультация требует высокого уровня не только теоретической, но и практической подготовленности. В этой связи важным условием является привлечение к указанному виду деятельности наиболее подготовленных, мотивированных курсантов, адъюнктов, которые будут оказывать психологическую помощь под контролем опытного специалиста (сотрудника психологической службы, психологической лаборатории исправительного учреждения).

Продолжительность встречи - до 50 минут.

Такая помощь оказывается на безвозмездной основе и может быть включена в различные виды практики (у обучающихся старших курсов) либо стать частью практических занятий с курсантами и сотрудниками, повышающими квалификацию. Это в т о р а я ступень практической подготовки будущих психологов УИС.

Центр психологической помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и сотрудникам исправительных учреждений может функционировать на базе психологической

службы (психологических лабораторий исправительных учреждений) территориального органа ФСИН России. Центр призван оказывать психологическую помощь сотрудникам исправительных учреждений, а также обвиняемым (осужденным, в том числе условно) в адаптации, профилактике деструктивного поведения, при переводе в колонию, восстановлении связей с семьей, ресоциализации и после освобождения из исправительного учреждения. Проведение такой работы с обвиняемыми (осужденными) целесообразно в тесном сотрудничестве с наркологами, психиатрами, клиническими психологами. Поскольку такой вид работы, особенно с обвиняемыми, осужденными, требует высокой практической подготовленности, к психологическому консультированию данных лиц целесообразно привлекать курсантов последних курсов, уже имеющих подобный опыт. Изначально такая работа может проводиться в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, исправительных центрах или следственных изоляторах. Оказание психологической помощи обвиняемым (осужденным), сотрудникам исправительных учреждений является т р е т ь е й ступенью профессиональной психологической подготовки выпускников.

Целесообразно установить очный формат работы пенитенциарной психологической клиники, вместе с тем возможно проведение психологических консультаций с обучающимися младших курсов посредством мессенд-жеров 8куре, ШЬа1зАрр или У1Ьег.

Продолжительность встречи - до 50 минут.

Такая помощь оказывается на безвозмездной основе и может быть включена в различные виды практики либо быть частью практических занятий с курсантами и сотрудниками, повышающими квалификацию.

Расходы на реализацию проекта незначительны. Большая их часть связана с решением организационных вопросов создания клиники. Данная статья расходов может быть рассчитана только в перспективе с учетом количества участников проекта, научно-практических мероприятий для презентации результатов, достигнутых при реализации проекта.

Затраты на оказание психологической помощи могут быть погашены за счет использования имеющихся ресурсов образовательной

организации и психологической службы территориального органа ФСИН России.

Результатами реализации проекта по созданию пенитенциарной психологической клиники в образовательных организациях высшего образования ФСИН России должны стать:

1) повышение качества теоретической и практической подготовки обучающихся посредством контекстного обучения с целью усиления эффективности деятельности психологических служб территориальных органов ФСИН России;

2) укрепление авторитета вузов ФСИН России в нашей стране и за рубежом через активное включение его сотрудников и обучающихся в предоставление психологической помощи нуждающимся в ней и научно-исследовательскую деятельность при сотрудничестве с профильными управлениями ФСИН России, территориальными органами, образовательными организациями, учреждениями и фондами в рамках предлагаемого проекта;

3) укрепление авторитета уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

через качественную подготовку профессионалов и формирование лояльного отношения граждан к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, оказывающим помощь и поддержку в решении их проблем.

Добровольное объединение усилий структур-партнеров позволяет увеличивать конкурентные преимущества за счет совместного использования информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов, расширять формы сотрудничества для обмена инновационным опытом по внедрению передовых технологий.

Создание пенитенциарной психологической клиники в тесном взаимодействии с ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, образовательными организациями, медицинскими учреждениями призвано способствовать усилению авторитета вузов ФСИН России через подготовку высококвалифицированных специалистов, повышение качества научно-исследовательской деятельности, укрепление связей с партнерами, в том числе зарубежными, а также формирование положительного имиджа уголовно-исполнительной системы в целом.

1. Платонова Н. М., Липницкая О. Г. Социально-психологическая клиника как опыт организации практической подготовки специалистов помогающих профессий в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27, № 1. С. 70.

2. Служба психологической помощи СПбГУ // Санкт-Петербургский государственный университет : [сайт]. URL: https://psy.spbu.ru/department/psychcentre/sluzhba (дата обращения: 25.06.2021).

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.06.2021).

4. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // ГАРАНТ.РУ : сетевое издание. URL: https: //base.garant.ru/71992738/ (дата обращения: 25.06.2021).

5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры : приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 // ГАРАНТ.РУ : сетевое издание. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 25.06.2021).

6. Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России : приказ ФСИН России от 11.08.2020 № 548 // Офиц. интернет-портал правовой информации. 21.10.2020. № 0001202010210005. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010210005 (дата обращения: 25.06.2021).

7. Этический кодекс пенитенциарного психолога // Письмо ФСИН России от 14.11.2018 № исх-03-84009. Документ опубликован не был.

8. Платонова Н. М., Липницкая О. Г. Указ. соч. С. 71.

1. Platonova N. M., Lipnitskaya O. G. Socio-psychological clinic as an experience of organizing practical training of specialists in helping professions at the university // Scientific notes of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2017. Vol. 27, No. 1. P. 70.

2. Psychological assistance Service of St. Petersburg State University // St. Petersburg State University : [website]. URL: https://psy.spbu.ru/department/psychcentre/sluzhba (accessed: 06.25.2021).

3. About education in the Russian Federation : federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 // Legal Server ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 06.25.2021).

4. On service in the penal enforcement system of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation «On Institutions and Bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment» : federal Law No. 197-FZ of 07.19.2018 // GARANT.RU: online publication. URL: https://base.garant. ru/71992738/ (accessed: 06.25.2021).

5. On approval of the Order of organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 301 dated 05.04.2017 // GARANT.RU: online publication. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (accessed: 06.25.2021).

6. On the approval of the Specifics of the organization and implementation of educational, methodological and scientific (research) activities in the field of personnel training in the interests of ensuring law and order, as well as the activities of federal state organizations engaged in educational activities and subordinate to the Federal Penitentiary Service of Russia : Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 11.08.2020 No. 548 // Official internet portal of legal information. 21.10.2020. No. 0001202010210005. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010210005 (accessed: 06.25.2021).

7. The Ethical Code of the penitentiary psychologist // Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 14.11.2018 ex-03-84009. The document was not published.

8. Platonova N. M., Lipnitskaya O. G. The specified essay. P. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.