Научная статья на тему 'Педагогико - эргономические и медико - психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно - образовательной среды'

Педагогико - эргономические и медико - психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно - образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граб В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогико - эргономические и медико - психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно - образовательной среды»

Министерство образования и науки РФ

Правительство Пензенской области Академия информатизации образования Академия проблем качества РФ Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского Российская инженерная академия Вычислительный центр РАН им. А.А.Дородницына Институт испытаний и сертификации ВВТ ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца» ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «РУБИН» ОАО «НИИФИ», ОАО «ПНИЭИ», ФГУП ФНПЦ «ПО СТАРТ», НИКИРЭТ, ЗАО «НИИФИиВТ» ОАО «ППО ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «РАДИОЗАВОД» Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС» ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА» Пензенский государственный университет

АадижУ{%шсж

ТРУДЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО

II то^

ПЕНЗА 2015

УДК 621.396.6:621.315.616.97:658:562 Т78

Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»:

T78 в 2 т. - Пенза : ПГУ, 2015. - 2 том - 384 с.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

В сборник трудов включены доклады юбилейного ХХ-го Международного симпозиума «Надежность и качество», проходившего с 25 по 31 мая 2015 г. в городе Пензе.

Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики повышения надежности и качества; эффективности внедрения инновационных и информационных технологий в фундаментальных научных и прикладных исследованиях, образовательных и коммуникативных системах и средах, экономике и юриспруденции; методов и средств анализа и прогнозирования показателей надежности и качества приборов, устройств и систем, а также анализа непараметрических моделей и оценки остаточного ресурса изделий двойного назначения; ресурсосбережения; проектирования интеллектуальных экспертных и диагностических систем; систем управления и связи; интерактивных, телекоммуникационных сетей и сервисных систем; экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды и биологических объектов; исследования физико-технологических процессов в науке, технике и технологиях для повышения качества выпускаемых изделий радиопромышленности, приборостроения, аэрокосмического и топливно-энергетического комплексов, электроники и вычислительной техники и др.

Оргкомитет благодарит за поддержку в организации и проведении Международного симпозиума и издании настоящих трудов Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, Академию проблем качества РФ, Российскую академию космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российскую инженерную академию, Академию информатизации образования, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына, Институт испытаний и сертификации ВВТ, ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «НИИФИ», ФГУП «ПНИЭИ», ОАО «РУБИН», ОАО «РАДИОЗАВОД», ОАО «ППО ЭЛЕКТРИПРИБОР», ФГУП «ПО «СТАРТ», НИКИРЭТ - филиал ФГУП «ПО «СТАРТ», Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС», ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА»,Пензенский государственный университет.

Сборник статей зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с 2005 г.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

Юрков Н. К. - главный редактор Трусов В. А. - ответственный секретарь Баннов В. Я. - ученый секретарь Волчихин В. И., Абрамов О. В., Авакян А. А., Дивеев А.И., Иофин А. А., Каштанов В. А., Майстер В. А., Острейковский В.А., Петров Б. М., Писарев В. Н., Роберт И. В., Романенко Ю. А., Северцев Н. А., Садыков С. С., Садыхов Г. С., Увайсов С. У.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

© Оргкомитет симпозиума, 2015 © ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2015

УДК 615.035.4 Граб В.П.

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет "Московский институт электронной техники"» (МИЭТ), Москва, Россия

ПЕДАГОГИКО - ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И МЕДИКО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Само понятии высокотехнологичная образовательная среды применительно к педагогической практике выходит за традиционные рамки философской трактовки и имеет определённые специфические черты, обуславливаемее интеграцией в традиционную образовательную среду средств ИКТ, обуславливающих формирование высокотехнологичной компоненты среды. Это, в свою очередь, изменяет все традиционные связи между компонентами среды и участниками образовательного процесса. Субъектами образовательного пространства являются обучающий и обучаемый, а сам процесс обучения ведется с использованием интерактивного средства обучения, размещенного, как правило, в интернете. Особенностью деятельности в рамках такой среды является то, что без адекватного материально - технического обеспечения и методического сопровождения реализация процесса обучения не представляется возможной. Но, вместе с тем, обучение выходит за рамки исключительно учебного заведения и реализуется там, где это наиболее удобно для учащегося. Современные дистанционное обучение вне такой среды не представляется возможным.

Условия функционирования среды, согласно толковому словарю

[http://tolkslovar.ru/u2 83 0.html] рассматриваются как обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование, осуществление чего-либо. Исходя из этого и будем рассматривать условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно - образовательной среды применительно к целям образования. Особенностью организации такой среды является ее функционирование на базе средств ИКТ, при управлении с использованием средств ИКТ и вариативности реализации их возможностей. Что позволяет в рамках данной среды повышать мотивацию обучаемых и обучающихся в области использования средств ИКТ; развивать навыки участников педагогического процесса по применению средств ИКТ в профессиональной деятельности. Все это, в свою очередь, требует наличия специально сформированной образовательной среды, отвечающей определенным требованиям и функционирующей при соответствии специальным условиям. В нашем исследовании мы рассматриваем только две крупные группы, это педагогико - эргономические и медико - психологические условия.

Современная образовательная среда учащегося интегрирует в себе не только элементы образовательной среды учебного заведения. В нее активно включаются, в рамках электронного и дистанционного образования, как элементы места пребывания или проживания учащегося, так и интерактивные распределенные образовательные ресурсы. Элементы образовательной среды в рамках учебного заведения регламентируются ФГОС. Вместе с тем, до настоящего времени, число учебных заведений, соответствующих этим требованиям, крайне незначительно. Не менее значимо и то, что с включением в действующую редакцию Закона «Об образовании» электронного и дистанционного образования подзаконная нормативная база, регламентирующая его, так и не сформирована.

При распространении традиционной системы обучения за пределы учебного заведения, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения потребитель образовательной услуги вправе рассчитывать на ведение образовательной деятельности в условиях, не оказывающих негативного влияние на состояние его здоровья. В этих условиях эргономический подход позволяет достигать поставленных целей обучения в оптимальных условиях, с наименьшими затратами на

организацию образовательной среды, с использование средств обучения самого обучаемого. Не это, в свою очередь, требует и формирования у него компетенций в части проектирования, создания и деятельности в рамках распределенной информационно - образовательной среды, отбора содержания обучения, профилактике неблагоприятных функциональных состояний и сохранению собственного здоровья.

Основным условием функционирования среды является ее эгрономичность, а с учетом образовательного характера и педагогико - зргономиче-ский аспект. В условиях прогрессивного снижения здоровья учащихся данная среда просто не может не быть здоровьесберегающей. Исходя из этого, приоритетным условием функционирования такой среды является ее оптимальность, включающая в себя критерии точности, надежности, производительности. С учетом анализа в условиях образования необходимо добавить безопасность для здоровья участников педагогического процесса, критерии интенсивности и напряженности обучения, эмоциональное воздействие на них. В процессе обучения все элементы образовательной среды влияют как на самого обучаемого, так и на процесс обучения. Кроме того, сами обучаемые изменяют элементы образовательной среду с учетом своих индивидуальных потребностей. В этой связи педагогико - эргономические условия включают в себя возможность адаптации элементов образовательной среды под личностные потребности и возможности участников педагогического процесса. Приоритетом становится обеспечение процесса интерактивного взаимодействия в рамках триады обучающий - средство обучение - обучаемый. Вместе с тем, в рамках современной образовательной среды не полностью прописаны все элементы данного взаимодействия. Например, до настоящего времени не определены на нормативном уровне: место электронного и дистанционного образования в рамках современной системы образования, особенности организации образовательного процесса; сами условия взаимодействия; требования к участникам интерактивного взаимодействия; требования к качеству интерактивного средства обучения и контроля знаний; реализация функций воспитания и просвещения в рамках электронного обучения; параметры организации образовательной среды вне учебного заведения; критерии качества обучения; управление возникающими в данной динамичной и личностно - ориентированной системе изменениями, как с позиции образовательной среды, так и с позиции участников обучения.

Эффективность процесса обучения определяется сформированностью педагогико - эргономических условий для приоритетных компонентов образовательной среды, определяющих зависимость эффективности процесса обучения от эргономической организации удаленного рабочего места, предназначенного для выполнения задач обучения. В таком случае условия функционирования включают в себя совокупность объектов, процессов, отношений, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогической системы.

Педагогическая компонента условий включает в себя соответствие дидактической системы электронного обучения общим целям и задачам образования, отбор содержания образования и форм его представления с учетом требований эргономики, интеграции в образовательные ресурсы здоровьес-берегающих технологий с ориентацией их на сохранение и (или) развитие здоровья обучаемых.

Эргономическая компонента включает в себя организацию образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС, соответствие средств обучения требованиям электронного обра-

зования, использование их с учетом особенностей применения у разных возрастных групп и разноге уровня личного здоровья обучаемых; организация обучения с учетом физиологически и психологически обоснованного расписание занятий вне учебного заведения, формирование у учащихся навыков организации безопасного рабочего места вне учебного заведения, формирование эргономической предметной среды и т.д.

В части медицинских условий можно выделить две основные группы. Первая определяются безопасностью образовательной среды. Вторая обусловлена негативными для здоровья пользователя условиями организации, обеспечения и реализации обучения.

В части безопасности образовательной среды необходимо исходить из того, что согласно ст. 28 п.6 Закона «Об образовании» образовательная организация обязана «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». Кроме того, в Законе прямо указано, что образовательное учреждение отвечает за "создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения" (п.19, ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения). Согласно этой же статье учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Исходя из этого, основные медицинские условия нормируются действующим законодательством. Но, необходимо отметить и то, что нормируется только та часть образовательной среды, которая локализована в рамках образовательного учреждения. Если брать во внимание часть образовательной среды вне учреждения, то необходимо отметить, что ни по одному из действующих критериев безопасности такой образовательной среды нормирования не существует.

Необходимо учитывать, что безопасность жизнедеятельности это:

- физиология труда и рациональные условия жизнедеятельности;

- особенности психологического состояния человека в чрезвычайных ситуациях;

- анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов,

-среды обитания;

-методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов,

-правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Поэтому, когда мы говорим об условиях функционирования образовательной среды и ведению обучения в рамках ФГОС необходимо признать, что в большей части, с учетом деятельности учащегося в высокотехнологичной информационно - образовательной среде, данный процесс фактически не контролируем. Современные информационные и коммуникационные технологии фактически вывели обучение за рамки учебного заведения. Бурное развитие мобильного интернета, электронного и дистанционного образования изменяют традиционные подходы и требует формирования у учащегося не только потребности в организации здоровьесбере-гающего обучения, но и компетенций в организации безопасного рабочего места вне учебного заведения.

В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов. Современное

состояние информационного пространства Интернета можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников

К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

- Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.

- Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка.

- Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;

- Наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Воплощение в жизнь национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет позволило учителям и школьникам получить огромные возможности приобретения новых, актуальных знаний, доступа к разнообразным медиахранилищам, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому, необходимому для дальнейшего полноценного существования в информационном обществе.

Особая роль в решении данной задачи отводится учителям, преподавателям информатики, специалистам в области компьютерных технологий. На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания информатики и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и в совершенстве владеют программно - техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде.

Учитель должен знать:

- -о негативных формах и способах воздействия ИКТ;

--а так же о методах защиты;

- -о правилах и нормах сетевого этикета;

--о видах отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

- -о методах работы по их предупреждению и устранению.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что нормирование существует исключительно применительно к образовательному учреждению, без учета того, что элементами информационного образовательного пространства является не только оно, но и место проживания или пребывания учащегося. Применительно к двум последним нормирования на уровне закона не существует.

Дополнительным условием, обеспечивающим безопасность обучения в рамках высокотехнологичной информационно - образовательной среды являются современные средства обучения. Необходимо отметить, что данные средства, в отличие от традиционных, также не нормируются по содержанию и формам представления. В настоящее время действующие нормативы распространяются на электронную продукцию массового производства. Электронные учебники, разрабатываемые педагогами, как правило, существующим нормативам не отвечают.

Современная педагогическая продукция, представленная в электронном виде (сетевой электронный ресурс, электронные издания образовательного назначения, электронные учебники, прикладные программные средства и системы автоматизации и управления технологическими процессами в образовании и пр.) не подвергается психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической, технико-технологической экспертизе. Это приводит к ис-

пользованию некачественной электронной педагогической продукции (ЭПП), применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека.

В части психологических условий доминантой становится творчество. Это обусловлено тем, что образовательная среда выходит за рамки учебного заведения и возникает необходимость в переосмыслении, как самого процесса обучения, так и его обеспечения. В этих условиях значительно возрастает роль навыков самоконтроля, позитивного разрешения конфликтов, межличностной коммуникации в виртуальном пространстве. Деятельность в такой среде предусматривает адаптацию образовательной нагрузки под личностные особенности учащегося и в интерактивном режиме. Данный режим ограничивает коммуникацию с другими обучающими, что может негативно сказаться на эмоционально - психологическом климате в учебном коллективе.

Непременным условием успешной деятельности субъектов информационной образовательной среды в части формирования позитивного эмоционально-психологического климата в рамках рассматриваемого пространства является наличие профессионально подготовленного управленческого персонала, распределения зон ответственности педагогов и родителей в рамках образовательного пространства, наличия единой методики формирования безопасной здоровьесберегающей информационной образовательной среды, как в рамках учебного заведения, так и вне него.

Обеспечение безопасности — одно из важнейших требований, которое должны выполнять все, везде и всегда. Безопасность характеризуется не отсутствием риска вообще, а только отсутствием недопустимого риска. Стандарты определяют допустимый риск как «оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга».

Стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация) являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Сертификация и оценка соответствия определяют уровень безопасности и качества продукции и, следовательно, являются важнейшими инструментами при создании условий функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно - образовательной среды.

Сертификация педагогической продукции.

Одним из наиболее действенных способов подтверждения качества продукции установленным требованиям, что показывает мировая практика, является оценка её качества и сертификация.

Кроме того, в рамках уставных документов при активном участии региональных структур формируются испытательные лаборатории, которым делегируется право проводить экспертизу педагогической продукции, представленной в электронном виде.

Испытательные лаборатории функционирует в соответствии с требованиями международного стандарта, внедренного в РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025:2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" [1], в соответствии с федеральными законами и нормативными документами по стандартизации, руководствуется критериями аккредитации ИЛ и правилами проведения сертификационных работ по установленным требованиям. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», от 30 мая 2014 г. N 326 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ, ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ, АККРЕДИТОВАННОГО ЛИЦА КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ, И ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОТОРЫХ ЗАЯВИТЕЛЯМИ, АККРЕДИТОВАННЫМИ ЛИЦАМИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИХ СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯМ АККРЕДИТАЦИИ, являются основными документами для оценки компетентности испытательных лабораторий РОССАККРЕДИТАЦИЕЙ.

На настоящий момент проводится анализ требований международных и отечественных стандартов

по безопасности и качеству для оценивания качества, сертификации педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, включающий: СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.7.II66-02, , СанПиН 2.4.7.1166-02, ГОСТ 7.0.3-2006, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.0252009, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.021-2012 , BS 77 991:2005, DIN V 19250, DIN V VDE 0801, IEC 61508, ANSI/ISA S84.01, Руководящие документы IEC 61511, ГОСТ Р 51898-2002, ISO 10218 и т. д.

Состав оцениваемых единичных и комплексных показателей при проведении сертификации определен с учетом специфики педагогической продукции в соответствии с технически условиями. Обоснованы и разработаны единые математические модели на основе квалиметрического подхода к интегральной оценке показателей качества ПП [2]. Сформированы группы показателей для определения характеристик каждого вида ПП, определены значения коэффициентов весомости для каждого показателя и групп показателей.

Оценивание качества производится в

соответствии с требованиями, касающимися качества любого вида педагогической продукции, включающими в себя [3]:

- назначение продукции;

- требования безопасности;

- требования, установленные регламентирующими органами и государственными стандартами.

Использование педагогической продукции в учебном процессе требует проведения определенных работ по выбору и применению только тех видов продукции, которая отвечает психолого-педагогическим, содержательно-методическим,

дизайн-эргономическим, технико-технологическим требованиям к продукции образовательного назначения.

Методами оценки характеристик являются:

а) визуальный;

б) экспертный;

в) инструментально-тестовый.

Производится оценивание:

- характеристик, значения которых определяются экспертным путем (определение наличия, непосредственный подсчет, оценка результатов работы программы),

-характеристик, значения которых определяются с помощью тестов и не являются статистическими оценками,

- характеристик, значения которых являются статистическими оценками.

Визуальным методом получают оценку исследуемой характеристики продукции путем визуальной фиксации факта ее наличия в заданной форме.

Экспертный метод [4] обеспечивает оценку экспертом реализации исследуемой функции при ее выполнении. При этом используется описание функции в эксплуатационной документации и контрольные варианты для демонстрации выполнения этой функции. Возможно задание дополнительных вариантов и условий работы видеомонитора. Экспертный метод распространяется на процедуры, устанавливающие использование средств измерений (СИ) при окончательной интерпретации результатов оценки экспертом.

Инструментально-тестовый метод основан на использовании технических СИ и тестовых программных средств для прямой оценки значений характеристик. Он позволяет в автоматизированном или автоматическом режиме оценить значения характеристик, например видеомонитора. Технические СИ должны быть стандартизованы и поверены в установленном порядке. Предпочтение следует отдавать аттестованным в установленном порядке тестовым программным средствам (ПС).

При оценке характеристик педагогической продукции должны применяться, как правило, все методы. В протоколе испытаний должно быть указано, каким методом получена оценка соответствующей характеристики педагогической продукции.

При проверке значений конкретных характеристик, вать методы, указанные в таблице 1, а для при-например видеомониторов, необходимо использо- кладных программных средств (ППС) в таблице 2.

Методы проверки значений характеристик Таблица 1

№ п/п Оцениваемые характеристики Метод оценки

1 Характеристики идентификации Визуальный - путем проверки наличия и содержания по каждому пункту требований

2 Функции обработки данных Экспертный - по каждому пункту требований с помощью тестового ПС задается несколько различных наборов данных и режимов работы ВМ, результаты оцениваются по содержимому экрана

3 Характеристики информационной совместимости Экспертный: 1) путем проверки наличия в ЭД перечня ОС, 2) по результатам определения ОС характеристик ВМ после его подключения к ПЭВМ.

4 Характеристики безопасности, целостности и сохранности видеомонитора Визуальный - путем непосредственной проверки наличия сертификата, гигиенического заключения, указаний режимов хранения, эксплуатации и утилизации в ЭД.

5 Характеристики интерфейса пользователя Экспертный - непосредственно проверяется наличие всех возможностей интерфейса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы оценки характеристик ППС Таблица 2

В п/п Оцениваемые характеристики Метод оценки

1 Характеристики идентификации Визуальный - путем проверки наличия и содержания по каждому пункту требований

2 Характеристики функционального назначения Экспертный - по каждому нормативных правовых документов задаются определенные наборы входных данных, результаты оцениваются по содержимому экрана и выходных форм на бумажном носителе

3 Функции обработки данных Экспертный - по каждому пункту требований задается несколько различных наборов данных, результаты оцениваются по содержимому экрана

4 Характеристики информационной совместимости Экспертный: 1) путем проверки наличия в ЭД описания форматов файлов обмена, описания допустимых характеристик вычислительных средств, 2) путем проверки наличия словарей при вводе данных

5 Характеристики целостности и сохранности программ и данных Экспертный - путем непосредственной проверки возможности архивирования данных по команде администратора и автоматически через заданные промежутки времени

6 Характеристики интерфейса пользователя Экспертный - непосредственно проверяется наличие всех перечисленных в настоящем документе возможностей интерфейса

7 Системные характеристики Экспертный: 1) путем проверки возможности одновременной работы не менее чем на 5 рабочих местах, 2).путем определения времени реакции по приложению «Дата и время», работающему одновременно с компонентами ППС

Сертификация продукции проводится в соответствии с алгоритмом проведения работ, представленном на рисунке 1

3 щ /Назначение приказом руководителя ОСП экспертной комиссии для проведения работ по сертификации продукции

Руководитель ОСП

/ Разработка ограмма работ по сертификации продукции

г Главный эксперт

/Утверждение программы работ по сертификации продукции

Руководитель ОСП

/Доведения до сведения руководителя Заявителя программы работ по сертификации продукции, согласование с Заявителем состава комиссии_

/Разработка и согласование программы и методики сертификации продукции

Заявитель, главный эксперт

Л

тг

сертификата соответствия

Рисунок 1 - Алгоритм сертификация продукции

При проведении оценивания качества и безопасности педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, её сертификации руководствуются в первую очередь положениями следующих НД: BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements. (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования); стандарт ISO 10377:2013 «Безопасность потребительской продукции. Руководящие указания для поставщиков»; ISO 15408 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии); IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus — Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек).

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025:2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий"

2. Граб В.П. Квалиметрический подход к оценке показателей качества продукции. //Труды международного симпозиума «Надежность и качество», том 1, Пенза: ПГТУ, 2012 г. (стр.197-110)

3. Граб В.П. Оценивание качества прикладных программных средств и систем автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Ученые записки, РАО ИИО, Москва, 2007 г. (234-240).

4. Шибанов С.В. Обзор современных методов интеграции данных в информационных системах / Шибанов С.В., Яровая М.В., Шашков Б.Д., Кочегаров И.И., Трусов В.А., Гришко А.К. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. I. С. 292-295.

5. Гришко А.К. Методология управления качеством сложных систем / Гришко А.К., Юрков Н.К., Кочегаров И.И. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 377-379.

6. Граб В.П. Особенности применения экспертных методов при оценивании качества прикладных программных средств и систем автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением. //Научно-методический журнал «Информатизация образования и науки» №2(6). - М.: ФГУ ИТТ «Информика», 2010 г. - С.167-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.