Научная статья на тему 'Педагогика становления обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности'

Педагогика становления обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузянин Вадим Иванович, Ревина Ирина Вячеславовна

В статье приведен анализ основных тенденций развития работ по проблеме высшего профессионально-технического образования, роли учебно-методического обеспечения. На основе этого рассмотрен субъектно-ориентированный подход при организации самостоятельной работы обучающихся в учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика становления обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности»

Именно в этом направлении вычислительная техника и информационные технологии могут быть особенно полеэ-ны. В-четвертых, появится возможность дифференциации курса в зависимости от специальности и практической деятельности инженера, Например, очевидно, что курс геометрического моделирования для инженеров-химиков должен существенно отличаться от курса для инженеров-дизайнеров и т.д.

Внедрение новой концепции курса потребует дифференциации целей. Например, если э архитектуре, дизайне, техническом конструировании фундаментальной компонентой геометрической подготовки является пространственное мышление, то его развитие и должно стать основной целью курса. Понятно, что достижение цели возможно при обучении методам построения плоскостных моделей трехмерного пространства, таких как перспективная и аксонометрическая модели. В математике, физике, химии нельзя ограничиваться трехмерным пространством. Когда речь идет о моделировании многомерных пространств пространственное мышление отодвигается на второй план и его. место занимает формализация и абстрагирование. В1932 году Д. Гильберт обратил внимание на то, что «тенденция к абстракции привела к грандиозным систематическим по-

строениям алгебраической геометрии, римановой геометрии и топологии».

Новая концепция курса начертательной геометрии - изложение теории конструктивного геометрического моделирования должна основываться на наиболее общих принципах построения геометрических моделей. К таким принципам относятся равенство размерностей и тождественность структур моделируемого пространства и пространства модели. Однако, если исходить из этих принципов, то при решении проблемы моделирования неизбежна многозначность, которая заключается а существовании множества геометрических аппаратов, приводящих к построению адекватной модели одного и того же пространства. Следовательно, решение проблемы построения адекватной модели неразрывно связано с решением проблемы оптимизации.

ВОЛКОВ Владимир Яковлевич, д.-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

ЮРКОВ Виктор Юрьевич, д.-р техн, наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

В.И.ЛУЗЯНИН И. В. РЕВИНА

Омский государственный технический университет

ПЕДАГОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КАК СУБЪЕКТА

удк 378, уцЕБНО-ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

В СТАТЬЕ ПРИВЕДЕН АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОЛИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. НА ОСНОВЕ ЭТОГО РАССМОТРЕН СУБЪЕКТНО-ОРМЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЧЕЕ1НО-ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Современная образовательная ситуация, осуществляющаяся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества, выдвигает на первый план проблему подготовки специалиста нового типа, способного работать в рыночных условиях.

Идеология современного высшего профессионально-технического образования квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого состоит в раскрытии сущностных сил инженера, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способности свободно ориентироваться е сложных социокультурных обстоятельствах, осуществлять инновационные процессы в избранной сфере.

Теоретический анализ работ по проблемам высшею профессионально-технического образования позволил выделить следующие основные тенденции:

■ понимание профессионально-технического образования как синтеза технического и гуманитарного образования, способствующего становлению готовности будущего инженера не только к проектированию новой техники, но и к взаимодействию с другими людьми в процессе производства, обмена ценностями, способами деятельности, опытом самореализации;

• реализация личностно-ориентированного подхода к проектированию профессионально-технического образования, предполагающего построение различных образовательных маршрутов, способствующих становлению позиции обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности;

■ поиск путей развития профессионально-технического образования на основе политеоретического подхода к анализу явлений и фактов, характерных для сферы профессионально-технического образования, в рамках которого различные теории могут быть использованы на основе принципов взаимодополнитепьности, альтернативности или доминантности;

■ усиление фундаментальности профессиональных знаний, ведущее к укрупнению основных дидактических единиц изучаемых дисциплин и модуль но- ин те гративного построения содержания этих дисциплин.

Новым системным качеством профессионального образования является учебно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность средств обучения и технологии их использования, которая проектируется преподавателем в целях организации самостоятельной образовательной и учебно-профессиональной деятепьности студента.

Ведущими условиями, обеспечивающими качество профессионально-технической подготовки будущего инженера являются:

■ целостность учебно-методического комплекса как ин-тегративного средства, обеспечивающего становление студента как субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

■ организация проектирования учебно-методического обеспечения как инновационного процесса, учитывающего этапность и закономерности освоения образовательных инновации;

■ адекватность критериев оценки эффективности учебно-методического комплекса критериям профессионального становления будущего инженера.

Становление позиции обучающегося как субъекта учеб-непрофессиональной деятельности определяется следующими компонентами:

■ мотивационным, характеризующимся тем. что обучающийся обладает пролонгированной профессиональной мотивацией, определяемой сформированными профессиональными намерениями и способностью ставить средние и дальние цели, интегрированным владением времени жизни, карьерного и профессионального роста;

■ когнитивным, характеризующимся развитым теоретическим и оперативным мышлением, включающим сформированное^ общелогических умений, навыков критического мышления, способы продуктивного творческого нахождения новых идей и системно-деятелькостного освоения предметной области;

■ деятельностиым, характеризующимся развитой системой взаимосвязанных профессионально важных качеств, конгруэнтных степени выраженности их у специалиста профессионала;

■ рефлексивным, для которого характер« наличие у обучающегося внутренней картины учеб но-профессиональной деятельности обучающегося.

Особенно важным является положение о том, что субъектность обучающегося формируется в сфере общественных учебных субъект-субъектных отношений, которые могут быть организованы преподавателем с помощью соответствующих форм учебной работы. К таким формам в первую очередь относится интерактивное кооперативное обучение, организованное методом малых групп. Этот метод должен быть организован на основе методологии программно-ролевого подхода. Сущность этого подхода заключается в том, что, обучаясь в малой группе, обучающиеся моделируют те или иные аспекты будущей профессиональной деятельности, связанной с информационной, социально-контактной й предметной составляющими производственной среды. Наиболее полно этим требованиям отвечает метод проектов. Выполняя техническое задание, соответствующее тому или иному проекту, обучающиеся в течение длительного срока работают по программе, определяемой сетевым графиком выполнения работ и сменой роли обусловленных теми или иными этапами работы над проектом.

Становясь в субъектную позицию, студенты приобретают опыт, рефлексивно трансформируемый ими в соответствующие знания. Основными отличиями знаниевого продукта при этом являются: усвоенные ими способы совместной деятельности, более глубокое понимание смысла изучаемого материала, самоопределение относительно него.

Таким образом, педагогическая технология курсового проектирования в малой группе приводит к субъектной позиции обучающего и указывает на то. что знания студентов включает в себя совокупность следующих компонентов:

■ «знаю, что» (информация о содержании своего знания), Это информация находится е декларативной памяти обучающегося;

■ «знаю, как» (информация и усвоенные действия о способах рождения, развития, преобразования знания).

Эта информация содержится в процедурной памяти обучающегося;

■ «знаю, зачем» (понимание смысла учебной информации и учебной деятельности по ее получению). Это знание соответствует эпизодической, смысловой памяти;

• «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации). В данном случае студент находится в субъектной позиции, в которой задействовано его самосознание в целом.

Субъектность обучающегося в образовательной среде возникает тогда, когда он в максимальной степени способен влиять на ход событий, имеющих место в учебном процессе. Увеличение возможности выбора учебных действий, автономность и управление образовательной средой рождает высокую ответственность за резупьтаты учебных действий и высокое качество самой учебной деятельности.. Поддержка преподавателем субъектной позиции обучающегося приводит к удовлетворенности как от процесса, так и от результатов учебного труда, более высокая включенность обучающихся в учебный процесс низким показателем уклонения от выполнения учебных заданий.

Основная линия развития субъектности обучающегося заключается в переходе от так называемой поведенческой (бихевиориалъной) парадигмы, при которой обучающийся находит удовлетворение в каком • то внешнем вознаграждении, к когнитивной парадигме, учитывающей то, что обучающийся осуществляет оценку учебной ситуации, заключающуюся в установлении внутренних стандартов, субъективной вероятности достижения учебной цели, приписыванию причин (каузальная атрибуция) собственных успехов и неудач и ожидания позитивных последствий от результатов учебной деятельности к гуманистической парадигме, в рамках которой обучающийся находит удовлетворение в чувстве собственной компетентности и самоутверждения, преодолевая психологию «пешки».

Любое педагогическое воздействие опосредуется субъектностью обучающегося как совокупностью внутренних условий, через которые это воздействие преломляется. Первоначально субъектность существует как система норм, правил, ценностных ориентации, которые образовательная среда предъявляет к обучающемуся. На этом уровне считается, что субъект должен проявлять особую форму активности - поиск, вызываемый в результате отражения обучающимся той или иной познавательной проблемной ситуации, в которой существует зона неопределенности и которую обучающемуся нужно доопределить. Следует отметить, что разрешение проблемной ситуации учитывает не только настоящее состояние, но и модель потреби остного будущего.

На втором уровне субъектность обучающегося возникает когда он сознательно принимает общественно значимую цель как свою собственную и включается в совместную деятельность по претворению в жизнь этой цели. В этом случае на первый план выступает активность сознания, самосознания, сформированное в рамках предметной деятельности, в рамках взаимоотношений и общений с другими людьми, в рамках групповой, коллективной жизнедеятельности. В этом случае субъектность обучающегося определяется его вкладом в совокупный продукт совокупного субъекта учебной деятельности, а также той мерой ответственности, которую обучающейся проявил при реализации отведенной ему социальной роли.

На третьем уровне субъектность обучающегося отличается тем, что его учебная деятельность по своим результатам перерастает цели, побудившие к деятельности. В этом случае можно говорить о «скачке» в самосознании субъекта, которое поднимается на более высокий уровень, заключающийся в порождении новых мотивов, новых ценностных ориентации, нового контура ответственности на основе общечеловеческих ценностей. На этом уровне обу-

чающийся не только принимает, но и преобразовывает межличностные отношения, созидает самого себя как творца, реализующего свою человеческую сущность.

Поуровневая модель субъектности обучающегося позволяет рассматривать динамику трансформации смысловой сферы личности сначала как смысловой конструкт, затем как смысловую установку, позволяющую обучающимся ориентироваться в предметной, информационной, социально-контактной составляющих образовательной среды и, окончательно, как личностную ценность, определяющую инициативу и ответственность обучающегося в формировании индивидуальной образовательной траектории в условиях непрерывного, проходящего через всю жизнь образования личности.

Стратегической пинией научно-методического обеспечения становления обучающегося как субъекта учебной деятельности является смена парадигм обучения от би-хевиоральной, при которой действия обучающегося носят реактивный, ответный характер к когнитивной модели обу-

чения, которая учитывает некоторые внутренние личностные стандарты в действиях обучающегося к обучению в гуманистической модели, в которой обучающийся совершает поступки на основе сознательного общественно значимого, ориентированного на будущее выбора.

Каждому уровню субъектности обучающегося соответствует определенная педагогическая система, состоящая из вэаимосодействующих элементов, включающих цели, формы, методы, результаты обучения, которые от уровня к уровню подразумевают увеличение включенности обучающегося в учебный процесс за счет развивающейся совокупности многообразных учебных деятельностей и форм учебно-делового общения.

ЛУЗЯНИН Вадим Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии.

РЕВИНА Ирина Вячеславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры технопогии машиностроения.

А, М ПОПОВ Л. А. МИСТЮКОВА

Омский государственный университет

Средняя школа № 95 г Омска

УДК 502:315+502.7:54:66

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ__

В СТАТЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ, КОТОРАЯ СВОДИТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УСТАНОВЛЕНИЮ ТЕСНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОСНОВАМИ ДВУХ НАУК - ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ХИМИИ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВВОДЯТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ РАСКРЫТЬ ОСОБУЮ РОЛЬ ХИМИИ КАК НАУКИ. СПОСОБНОЙ РЕШАТЬ МНОГИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Экологические проблемы затрагивают многие стороны нашей жизни, и поэтому экология может стать междисциплинарной областью. Химия непосредственно не изучает живые системы, однако окружающая нас природа является совокупностью веществ, которые находятся е состоянии постоянных химических превращений. На уроках химии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нее.

Одной из актуальных проблем современного образования является экологическое воспитание школьников. Эта проблема решается путем экологизации школьных дисциплин. в том числе химии, изучение которой и раньше включало вопросы охраны окружающей среды. У учащихся формируется понимание двойственной природы химических веществ по отношению к окружающей среде, когда при небольших концентрациях они являются биологически необходимыми, а при высоких - губительными для всего живого, на понимании двойственной роли химической промышленности, которая, с одной стороны, способствует научно-техническому прогрессу, а с другой - дает вредные отходы е окружающую среду.

На страницах методической литературы химическому образованию в общей системе экологического образования отводится особая роль. Для учителя образовательная цель обучения химии состоит в том. чтобы на основе фундаментальных знаний сформулировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем:

а) изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия ока-

зывают оно и продукты его превращений на биологические системы;

б) раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и "безболезненного* вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;

в) используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности, химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты.

Эта система включает знания о веществах живой природы, о взаимодействиях, связанных с появлением в растительном и животном мире, о химических взаимодействиях организмов между собой и с окружающей средой, о взаимодействии антропогенных факторов как на самого человека, так на все живое.

Необходимость экологизации школьного химического образования в настоящий момент ни у кого не вызывает сомнений. Одним из возможных путей реализации этого направления является терминологическая работа. С этой целью учитель может использовать краткий словарь экологических и химико-экологических понятий 11 /.

В целях развития и формирования знаний о загрязнении на уроках химии необходимо ввести такие понятия, как "загрязнители", "источники загрязнения", "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чисто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.