Научная статья на тему 'Совершенствование содержания и методики преподавания графических дисциплин'

Совершенствование содержания и методики преподавания графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания и методики преподавания графических дисциплин»

ПЕДАГОГИКА. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В. Я. ВОЛКОВ В. Ю. ЮРКОВ

Омский государственный технический университет

УДК 514.181

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Современный этап графической и геометрической подготовки инженерных кадров характеризуется влиянием ряда объективных обстоятельств, связанных с реформированием образования в России, реорганизацией технических институтов в технические университеты, внедрением новых информационных технологий. На протяжении последнего десятилетия появились и новые принципы геометрической и графической подготовки специалистов (1|. В основе этих принципов лежит тенденция замены ручной инструментальной среды на компьютерную графическую. Однако обставляющие графического образования остаются прежними: начертательная геометрия и машиностроительное черчение.

Последние тридцать лет специалисты в области графических дисциплин работали над совершенствованием и развитием геометрических методов, и это, как правило, было связано с включением в содержание курса начертательной геометрии разделов и методов родственных математических дисциплин, таких как аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия, линейная алгебра и других. Но незыблемой оставалась концепция начертательной геометрии как одной из разделов геометрии, е котором пространственные фигуры (объекты, формы) и их геометрические свойства изучаются в виде их изображений на плоскости. Иногда, например в курсе начертательной геометрии для педагогов, специалисты говорили о теории и методах изображений, понимая под этим три составляющие теории: чертеж Монжа, аксонометрический чертеж и перспективное изображение. Курс начертательной геометрии для инженеров традиционно представлял собой более подробное изложение метода Монжа, Таким он остается и по сей день.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение новых образовательных технологий не вносит ничего существенно нового в геометрическую подготовку инженеров - замена одного инструмента на другой не развивает теорию. Более того, смещение акцентов геометрической подготовки в сторону компьютерной графики вызывает формирование инженеров - «пользователей», а не инженеров - творцов. В результате будущий инженер сможет легко осваивать новые графические пакеты, но, столкнувшись с конкретной инженерной задачей, будет выбирать методы её решения только из имеющегося в пакете инструментария. Все это говорит о том, что в настоящее время необходимо существенное реформирование курса начертательной геометрии, развитие теории и расширение областей применения графических методов.

Создание нового курса начертательной геометрии должно основываться на новой концепции геометрического образования инженеров. Можно предложить следующую концепцию. Начертательная геометрия рассматривается как теория геометрического (графического, конструктивного) моделирования пространств и пространственных объектов определенной размерности на пространствах другой, обычно меньшей, размерности. В чем преимущества такого подхода? Во-перэых, он согласуется с интенсивным развитием в настоящее время методов математического моделирования физических, технологических, экономических, социологических и других процессов. Во-вторых, он позволит находить графические решения разнообразных многопараметрических задач как теоретического, так и прикладного характера. В-третьих, он создает условия для построения научной базы моделирования сложных многопараметрических объектов и процессов.

Именно в этом направлении вычислительная техника и информационные технологии могут быть особенно полеэ-ны. В-четвертых, появится возможность дифференциации курса в зависимости от специальности и практической деятельности инженера, Например, очевидно, что курс геометрического моделирования для инженеров-химиков должен существенно отличаться от курса для инженеров-дизайнеров и т.д.

Внедрение новой концепции курса потребует дифференциации целей. Например, если э архитектуре, дизайне, техническом конструировании фундаментальной компонентой геометрической подготовки является пространственное мышление, то его развитие и должно стать основной целью курса. Понятно, что достижение цели возможно при обучении методам построения плоскостных моделей трехмерного пространства, таких как перспективная и аксонометрическая модели. В математике, физике, химии нельзя ограничиваться трехмерным пространством. Когда речь идет о моделировании многомерных пространств пространственное мышление отодвигается на второй план и его. место занимает формализация и абстрагирование. В1932 году Д. Гильберт обратил внимание на то, что «тенденция к абстракции привела к грандиозным систематическим по-

строениям алгебраической геометрии, римановой геометрии и топологии».

Новая концепция курса начертательной геометрии - изложение теории конструктивного геометрического моделирования должна основываться на наиболее общих принципах построения геометрических моделей. К таким принципам относятся равенство размерностей и тождественность структур моделируемого пространства и пространства модели. Однако, если исходить из этих принципов, то при решении проблемы моделирования неизбежна многозначность, которая заключается а существовании множества геометрических аппаратов, приводящих к построению адекватной модели одного и того же пространства. Следовательно, решение проблемы построения адекватной модели неразрывно связано с решением проблемы оптимизации.

ВОЛКОВ Владимир Яковлевич, д.-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

ЮРКОВ Виктор Юрьевич, д.-р техн, наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

В.И.ЛУЗЯНИН И. В. РЕВИНА

Омский государственный технический университет

ПЕДАГОГИКА СТАНОВЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КАК СУБЪЕКТА

удк 378, уцЕБНО-ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

В СТАТЬЕ ПРИВЕДЕН АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОЛИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. НА ОСНОВЕ ЭТОГО РАССМОТРЕН СУБЪЕКТНО-ОРМЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЧЕЕ1НО-ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Современная образовательная ситуация, осуществляющаяся на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества, выдвигает на первый план проблему подготовки специалиста нового типа, способного работать в рыночных условиях.

Идеология современного высшего профессионально-технического образования квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого состоит в раскрытии сущностных сил инженера, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способности свободно ориентироваться е сложных социокультурных обстоятельствах, осуществлять инновационные процессы в избранной сфере.

Теоретический анализ работ по проблемам высшею профессионально-технического образования позволил выделить следующие основные тенденции:

■ понимание профессионально-технического образования как синтеза технического и гуманитарного образования, способствующего становлению готовности будущего инженера не только к проектированию новой техники, но и к взаимодействию с другими людьми в процессе производства, обмена ценностями, способами деятельности, опытом самореализации;

• реализация личностно-ориентированного подхода к проектированию профессионально-технического образования, предполагающего построение различных образовательных маршрутов, способствующих становлению позиции обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности;

■ поиск путей развития профессионально-технического образования на основе политеоретического подхода к анализу явлений и фактов, характерных для сферы профессионально-технического образования, в рамках которого различные теории могут быть использованы на основе принципов взаимодополнитепьности, альтернативности или доминантности;

■ усиление фундаментальности профессиональных знаний, ведущее к укрупнению основных дидактических единиц изучаемых дисциплин и модуль но- ин те гративного построения содержания этих дисциплин.

Новым системным качеством профессионального образования является учебно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность средств обучения и технологии их использования, которая проектируется преподавателем в целях организации самостоятельной образовательной и учебно-профессиональной деятепьности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.