Научная статья на тему 'Педагогика прогрессивизма Дж. Дьюи в педагогическом наследии А. В. Луначарского'

Педагогика прогрессивизма Дж. Дьюи в педагогическом наследии А. В. Луначарского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маминова Наталья Владимировна

Процессы демократизации и гуманизации образования диктуют поиск новых педагогических идей. Конструктивный поиск в обозначенном направлении актуализирует значимость ретроспективного анализа педагогических идей и установок, которые детерминировали эволюцию отечественного педагогического образования в сложное и противоречивое время для развития российской высшей школы, каким представляется первая треть XX века. В статье раскрывается опыт педагогической реконструкции идей педагогики американского реформатора Дж. Дьюи одним из деятелей российской педагогики, стоявших у истоков создания отечественного педагогического образования, А.В. Луначарским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика прогрессивизма Дж. Дьюи в педагогическом наследии А. В. Луначарского»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИКА ПРОГРЕССИВИЗМА ДЖ. ДЬЮИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.В. ЛУНАЧАРСКОГО

Маминова Н.В.

Маминова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков профессиональной коммуникации, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: процессы демократизации и гуманизации образования диктуют поиск новых педагогических идей. Конструктивный поиск в обозначенном направлении актуализирует значимость ретроспективного анализа педагогических идей и установок, которые детерминировали эволюцию отечественного педагогического образования в сложное и противоречивое время для развития российской высшей школы, каким представляется первая треть XX века. В статье раскрывается опыт педагогической реконструкции идей педагогики американского реформатора Дж. Дьюи одним из деятелей российской педагогики, стоявших у истоков создания отечественного педагогического образования, А.В. Луначарским.

Ключевые слова: педагогика американского прогрессивизма, активные методы обучения, школьное образование, подготовка учителей.

Прогрессивизм в американской истории - широко базирующееся реформистское движение, которое достигло пика своего развития в начале 20-го столетия. Под «педагогикой прогрессивизма» понималось образование, охватывающее индустриальную, сельскохозяйственную и социальную подготовку ребенка, направленное на его физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие [2, c. 35]. По данным Колумбийской энциклопедии (Columbia Encyclopedia) прогрессивное образование - широкое понятие, охватывающее индустриальную, сельскохозяйственную и социальную подготовку ребенка, а также новые подходы в обучении, предлагаемые передовыми учеными [2, c. 35]. Британская энциклопедия определяет прогрессивное образование как образование, главной целью которого было воспитывать ребенка в целом, т.е. его физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие [2, c. 35]. Философом прогрессивизма и пророком либерализма ХХ столетия стал Джон Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, «прогрессивное образование» - образование, проявляющееся в прогрессе (непрерывной реконструкции) опыта человека. Этот прогресс представлялся ему непрерывным и составлял цель, сущность, результат, значение и смысл самого образования [2, c. 35].

В работе первого народного комиссара просвещения РСФСР А.В. Луначарского (1875-1933) заметно некоторое созвучие идеям американского реформатора Дж. Дьюи. До избрания в 1917 г. наркомом просвещения, Анатолий Васильевич много лет провел в иммиграции, где знакомился с идеями передовых ученых и педагогов того времени, изучал опыт организации новейших школ и рабочих клубов. Он оказался достаточно прагматичным, чтобы понять, что новую школу в советской России невозможно было создать без опоры на модели «новой», «прогрессивной» школы в других странах, хотя им был присущ «буржуазный» характер. А.В. Луначарский тепло принимал Джона Дьюи в Кремле. Корреспондент столичной газеты отмечал: «Высокая красная стена закрыта для иностранцев за редким исключением, но на прошлой неделе она расступилась, чтобы встретить группу педагогов под руководством профессора Джона Дьюи... Власти рады оказать

американцам всякую любезность» [4, c. 355]. А.В. Луначарский дал Дьюи титул «одного из величайших педагогов нашего столетия» [1, c. 470] и отмечал, что «мы многому научились от таких педагогов, как Дьюи» [3, c. 198].

Аналогично сторонникам прогрессивного образования А.В. Луначарский считал, что на смену «школы учебника и зубрёжки» должно прийти обучение через труд, активное творчество. А.В. Луначарский писал, что «вряд ли в настоящее время у передового и просто просвещенного педагога может быть сомнение в том, что изучаемый материал должен восприниматься не путем книжной учебы, а путем наглядным и активным, путем прогулок, экскурсий в процессе лабораторных занятий, зарисовки, лепки, моделирования и т.п., путем активной разработки некоторых тем с самостоятельным привлечением материала, групповой разработки в дискуссиях путем коллективных сводок и т.д.» [1, c. 100]. Он внедрял в учебную практику активные методы и приемы преподавания (экскурсии, лабораторные занятия, моделирование и т.п.). Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно -полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских и на фабриках).

Среди его требований к подготовке учителя выделим те, в которых содержатся аналогичные с педагогикой американского прогрессивизма идеи.

На подготовку учителя он распространяет принцип связи школы с жизнью. «Надо, чтобы учитель твердо усвоил себе идею связи школы с общественной жизнью, опору всех приобретаемых знаний на труд» [1, c. 392].

Принцип «свободы в классных комнатах», по его мнению, должен был заключаться в том, чтобы учитель приобрёл навык воспитателя, умеющего придать больше свободы школьной жизни детей, вызывать их самостоятельность, содействовать всячески развитию детского движения и вместе с тем не позволять вырождаться этой свободе в анархию, а придавать ей организованно-коллективистский характер.

А.В. Луначарский, вслед за Д. Дьюи, критиковал лекции и предлагал заменить их живыми лабораторно-семинарскими занятиями.

Таким образом, принимая во внимание то, что А.В. Луначарский восхищался Д. Дьюи и даже дал ему титул одного из величайших педагогов, мы по праву делаем вывод о том, что он позитивно относился к педагогике Дьюи. Такие идеи, как использование активных методов в школьном и педагогическом образовании, учёт принципа связи обучения с жизнью, подготовка учителя к новой роли вполне могут быть следствием влияния идей педагогики прогрессивизма Дж. Дьюи.

Список литературы

1. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, М.А. Прокофьева, В.А. Разумного. М.: Педагогика, 1976. 640 с.

2. Маминова Н.В. Реализация идей американских педагогов-прогрессивистов в отечественном педагогическом образовании первой трети XX века: Дисс. ... канд. пед. наук. Владимир, 2012. 175 с.

3. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. Владимир: ВГПУ, 2005. 333 с. ISBN 5-87846-461-6.

4. Martin J. The Education of John Dewey. A Biography. Columbia University Press, 2002. 562 p. ISBN 0-231-11676-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.