DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.098
ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Научная статья
Тенитилова К.С.1' *, Беляева В.Г.2, Абаева С.М.3
1 2, 3 Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия
* Корреспондирующий автор (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье описаны исследования в области теории педагогики ненасилия, выстраивающей свою концепцию на основе гуманистических принципов воспитания и обучения подрастающего поколения; говорится о противоречиях в современной образовательной системе: расположенные к насилию ученики чаще всего не воспринимают воспитательные меры педагога, но и дети, поддающиеся перевоспитанию, учащиеся, которые больше всего нуждаются в помощи не могут ее получить, вследствие профессиональной перегрузки педагога; обозначена цель педагогики ненасилия; рассмотрено понятие «педагогика ненасилия» и предложена его авторская формулировка.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, гуманизм, ненасилие, гуманистические принципы.
PEDAGOGY OF NONVIOLENCE IN THE CONTEXT OF HUMANISTIC EDUCATION
OF THE YOUNGER GENERATION
Research article
Tenitilova K.S.1' *, Belyaeva V.G.2, Abaeva S.M.3
1 2 3 I. S. Turgenev Oryol State University named, Oryol, Russia
* Corresponding author (tenitilova.xiusha[at]yandex.ru)
Abstract
The article describes research in the field of the theory of pedagogy of nonviolence, which builds its concept on the basis of humanistic principles of education and training of the younger generation. The research discusses contradictions in the modern educational system: students prone to violence most often do not perceive the educational measures of the teacher; however it is also true of children who are amenable to re-education, students who most need help cannot receive it due to the professional overload of the teacher. The author indicates the goal of pedagogy of nonviolence, examines the concept of "pedagogy of nonviolence" and provides an original description of the term.
Keywords: pedagogy, education, humanism, nonviolence, humanistic principles.
Проблему педагогики ненасилия изучали многие зарубежные и отечественные исследователи. Зарубежный педагог Джон Локк считал: «обычный метод воздействия наказанием и розгой, ...этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания...» [9, С. 72]. Вопросы ненасильственной педагогики активно рассматриваются и современными учеными. Они получили освещение в исследованиях В. Г. Маралова, В. Ситарова, А. А. Майера, С. И. Кузиной, В. Н. Наумчика и других. Так, в труде В. Г. Маралова «педагогика и психология ненасилия в образовании» анализируются способы ведения учебно - воспитательной работы, которая основывается на законах ненасильственного поведения между участниками образовательного процесса. Вопросы анализа педагогического менеджмента на основе принципа ненасилия были описаны ученым В. А. Ситаровым в научной работе «педагогический менеджмент на основе принципа ненасилия».
Проблема девальвации нравственности, этических норм, склонности к принуждению и самовластию является актуальной во всем мире. «Противостоять этой тенденции возможно путем воспитания у молодёжи основ концепции ненасилия, ставящей во главу воспитательного процесса личность человека, гуманные отношения между педагогом и учащимся» [5, С. 265]. Но есть много особенностей, которые могут сделать бессмысленными проводимые работы по устранению насилия в среде школы. В рамках педагогического процесса существует возможность использования специальных приемов для воздействия на школьников, цель которых - помощь в становлении правильного мировоззрения, жизненных установок и ценностей, но такие педагогические методы могут плохо восприниматься или совсем не восприниматься самим учащимся. Склонные к насильственному поведению ученики, игнорируют преподавателей, так как считают, что по отношению к ним ведется «перевоспитательная работа».
Существует проблема, связанная с тем, что у педагога из-за высокой профессиональной нагрузки отсутствует время для индивидуальной работы с ребенком, склонным к асоциальному поведению, поэтому, даже, если учащийся сам стремится к диалогу, он может остаться без внимания к себе. В таких условиях педагоги все чаще призывают к возвращению системы «ценностной педагогики», при которой от насилия учеников отучают с помощью морально -нравственных призывов. Однако научные исследования и опыт повседневной жизни доказали, что мораль эффективно прививается не словесными призывами, а конкретным познанием отношений, соответствующих моральным и демократическим правилам. В связи с этим сегодняшней педагогике нужно задаться вопросом о сути своей деятельности и необходимых изменениях, так как есть некоторые противоречия - зачастую педагогика насильственными методами пытается бороться с насилием среди подростков.
Чтобы предупредить это насилие, необходимо следовать общечеловеческим принципам воспитания подрастающего поколения, начиная с младших классов. В процессе становления личности школьника, то есть на протяжении всей школьной жизни гуманные идеи педагогики ненасилия координируют взаимодействие учителя и
учащегося, тем самым мотивируя на плодотворную образовательную деятельность в процессе решения учебных задач.
В. А. Ситаров и В. Г. Маралов рассматривают педагогику ненасилия «как личностное образование - как систему взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственное действие и оказывать ненасильственное сопротивление» [12, С. 49]. По нашему мнению, педагогика ненасилия представляет собой отрасль педагогической науки, имеющей своей целью сохранение моральных качеств учащихся в классной и внеурочной жизни, гуманизма, оберегание прав ребенка независимо от национальности, пола, интеллектуальной подготовленности, путем применения ненасильственного метода обучения, проявления терпимости к ученикам разного воспитания, уровня знаний и развития.
Ненасильственные методы в педагогике стали приоритетным направлением гуманистического образования подрастающего поколения. «Гуманистическое воспитание основано на высокой степени эмпатии и солидарности, развитии самосознания и толерантности, понимании собственной национальной и культурной идентичности, принятия других культур» [1, С. 109]. В современной воспитательной теории и практике концепция педагогики ненасилия является относительно новым направлением преподавания, которое пользуется особой популярностью у специалистов. Главная цель ненасильственной педагогики состоит в том, чтобы устранить строгий контроль извне, побороть все формы насилия, устранить негативные межличностные отношения в среде «ученик - учитель».
Будучи гуманистической ценностью, ненасильственные методы обучения формируют и координируют принципы уважения, единства, вежливости и терпимости, а также идею признания прав человека. Педагогика ненасилия, строящаяся на основе гуманистических ценностей, есть прямая возможность создания позитивной атмосферы между участниками образовательно - воспитательного процесса. Нравственное воспитание, недопустимость телесных наказаний, психологического угнетения, уважение личности учащихся и другие факторы играют важную роль во внедрении ненасильственных методов обучения. «Педагогика ненасилия строится на антропоцентричном принципе, рассматривающем человека как открытую возможность, как творца самого себя, своей природной и социальной сущности» [5, С. 266].
Следует отметить, что на основе социального опыта, полученного в семье и школе, человек может быстро адаптироваться к новым требованиям и изменениям, происходящим в общественной жизни. Семья и школа играют важную роль в формировании у детей ненасильственного самосознания на всех этапах жизни, поскольку эти первичные агенты социализации являются основным источником формирования личности. Они на подсознательном уровне формируют у ребенка мысль о человеке как высшей ценности, безопасность которой должна обеспечивать образовательная организация. Поэтому применение запугивания, внушения страха, угрозы, удары, эмоциональная напряженность в стенах школы недопустимы.
Анализ общей ситуации в стране в контексте внедрения ненасильственной педагогики показывает, что она берет начало из классических литературных произведений древних мыслителей, мудрых назиданий и наставлений, общая суть которых, - ненасильственная борьба за социальную и человеческую справедливость. Например, Плутарх в сочинении «О воспитании детей» писал о том, что «...надо воспитывать в детях добрые убеждения словами, но никак не ударами или дурным обращением» [4, С. 203], а древнегреческий философ Аристотель в трактате «Политика» говорил, что что «доселе не выяснено ... собственно ли в развитии мышления должно состоять воспитание, или в развитии нравственности» [4, С. 187].
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Байич Л. Роль школы в гуманистическом образовании / Л. Байич // Этнодиалоги. - 2017. - № 1(52). - С. 106-113.
2. Безуглая Т. И. Содержание понятия "образование" / Т. И. Безуглая // Евразийский союз ученых. - 2017. - № 11-2(44). - С. 16-19.
3. Дубровин Н. А. Личность в концепции гуманистического воспитания / Н. А. Дубровин, Е. Л. Ермолаева, Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 12(116). - С. 34
4. Духавнева А. В. История зарубежной педагогики и философии образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. Ростов н /Д.: Феникс, 2000. 302 с.
5. Кузина С. И. Воспитание культуры ненасилия в образовательном процессе как обеспечение духовной безопасности российского общества / С. И. Кузина, В. А. Романова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 3. - С. 264-267.
6. Лисицына Т. Б. Гуманистические тенденции в образовании / Т. Б. Лисицына, Е. В. Никитина // Новая наука: От идеи к результату. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 35-37.
7. Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавров /
B. Г. Маралов, В. Ситаров. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2012. - 424 с.
8. Наумчик В. Н. Ненасилие как принцип воспитания молодежи / В. Н. Наумчик М. А. Паздников Р. П. Наумчик // Вестник ГГУ. - 2018. - № 3. - С. 55-62.
9. Палоусов А. А. Историко-педагогические аспекты телесных наказаний / А. А. Палоусов // Обучение с целью уменьшения насилия, С.-Петербург, 2002. 283с.
10. Романюк Л. В. Гуманистическая педагогика / Л. В. Романюк // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2.
C. 304-307.
11. Ситаров, В. А. Педагогический менеджмент на основе принципа ненасилия / В. А. Ситаров // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018. - № 4. - С. 1.
12. Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В.Г. Маралов. М., 2000. 326 с.
Список литературы на английском языке / ReferencesinEnglish
1. Bajich L. Rol' shkoly v gumanisticheskom obrazovanii [The role of the school in humanistic education] / L. Bajich // Jetnodialogi [Ethnodialogues]. - 2017. - № 1(52). - P. 106-113. [in Russian].
2. Bezuglaja T. I. Soderzhanie ponjatija "obrazovanie" [The content of the concept "education] / T. I. Bezuglaja // Evrazijskij sojuz uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. - 2017. - № 11-2(44). - P. 16-19. [in Russian].
3. Dubrovin N. A. Lichnost' v koncepcii gumanisticheskogo vospitanija [Personality in the concept of humanistic education] / N. A. Dubrovin E. L. Ermolaeva L. A. Fedoseeva // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [State of the art research and innovation]. - 2020. - № 12(116). - P. 34[in Russian].
4. Duhavneva A. V. Istorija zarubezhnoj pedagogiki i filosofii obrazovanija [History of foreign pedagogy and philosophy of education] / A. V. Duhavneva, L. D. Stoljarenko. Rostov n /D.: Phoenix, 2000. - 302 p. [in Russian].
5. Kuzina S. I. Vospitanie kul'tury nenasilija v obrazovatel'nom processe kak obespechenie duhovnoj bezopasnosti rossijskogo obshhestva [Fostering a culture of non-violence in the educational process as ensuring the spiritual security of Russian society] / S. I. Kuzina, V. A. Romanova // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. -2015. - № 3. - P. 264-267. [in Russian].
6. Lisicyna T. B. Gumanisticheskie tendencii v obrazovanii [Humanistic tendencies in education] / T. B. Lisicyna, E. V. Nikitina // Novaja nauka: Ot idei k rezul'tatu [New Science: From Idea to Results]. - 2017. - Vol. 1. - № 2. - P. 35-37. [in Russian].
7. Maralov V. G. Pedagogika i psihologija nenasilija v obrazovanii: Uchebnoe posobie dlja bakalavrov [Pedagogy and Psychology of Nonviolence in Education: A Study Guide for Bachelors] / V. G. Maralov, V. Sitarov. - 2-nd ed.. - Moscow :Publishing house Yurayt, 2012. - 424 p. [in Russian].
8. Naumchik V. N. Nenasilie kak princip vospitanija molodezhi [Nonviolence as a principle of youth education] / V. N. Naumchik, M. A. Pazdnikov, R. P. Naumchik // Vestnik GGU [Vestnik GSU]. - 2018. - № 3. - P. 55-62. [in Russian].
9. Palousov A. A. Istoriko-pedagogicheskie aspekty telesnyh nakazanij // Obuchenie s cel'ju umen'shenija nasilija [Historical and pedagogical aspects of corporal punishment / A. A. Palousov // Teaching to reduce violence], S.-Peterburg, 2002. - 283 p. [in Russian].
10. Romanjuk L. V. Gumanisticheskaja pedagogika [Humanistic pedagogy] / L. V. Romanjuk // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2012. № 2.P. 304-307. [in Russian].
11. Sitarov, V. A. Pedagogicheskij menedzhment na osnove principa nenasilija [Pedagogical management based on the principle of non-violence] / V. A. Sitarov // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific Works of the Moscow Humanitarian University]. - 2018. - № 4. - P. 1. [in Russian].
12. Sitarov V. A. Pedagogika i psihologija nenasilija v obrazovatel'nom processe [Pedagogy and psychology of nonviolence in the educational process] / V. A. Sitarov, V.G. Maralov. M.,2000. 326 p. [in Russian].